ОУД.11 ГЕОГРАФИЯ

Приложение 4.11
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 51.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 ГЕОГРАФИЯ
51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» разработана
на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины
«География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных
Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт
развития образования» (2015), в соответствии с Рекомендациями по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) для специальности 51.02.02 «Социальнокультурная деятельность»

Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»

Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчики: Авазова С.А., преподаватель 1кк.

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 11 География
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная
дисциплина
«География»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по
специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность.
Учебная дисциплина «География» обеспечивает овладение:
 владение представлениями о современной географической науке, ее участии в
решении важнейших проблем человечества;
 владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
 сформированность
системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве;
 владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий;
 владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
 владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
 владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
 сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах
экологических проблем.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих
УУД:
Личностные:
1. Сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и
способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития географической науки и общественной практики;
3. Умение ориентироваться в различных источниках географической информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
4. Понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных
междисциплинарных связях географии;
5. Осознают смысл в демонстрационном экзамене World Skills и понимают личную
ответственность за будущий результат.
Познавательные:
1.
Сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
4

2. Критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной
оценки получаемой информации;
3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
5. Осознанное владение логическими действиями определения понятий,
обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора
оснований и критериев;
6. Представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью
формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
Регулятивные:
1.
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
2. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы
и контраргументы;
3. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные
выводы;
Коммуникативные:
1. сформированность коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
2. креативность мышления, инициативность и находчивость;
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы «География» направлено на достижение следующих
целей:
●
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях;
●
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный
подходы
для
описания
и
анализа
природных,
социально-экономических,
геоэкологических процессов и явлений;
●
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями
и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
●
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения
к окружающей природной среде;
●
использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической
информации;
●
нахождение и применение географической информации, включая
географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и
интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических
вопросов международной жизни;
5

●
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в
условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
УУД

Умения

Знания

Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные

●
сформированность основ
саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими
ценностями
и
идеалами
гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной,
творческой
и
ответственной
деятельности;
●
креативность
мышления,
инициативность и находчивость;
●
умение
самостоятельно
оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения,
с
учетом
гражданских
и
нравственных ценностей;
●
владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной
деятельности, а также навыками
разрешения проблем; готовность и
способность к самостоятельному
поиску
методов
решения
практических задач, применению
различных методов познания;
●
представление
о
необходимости
овладения
географическими знаниями с целью
формирования
адекватного
понимания особенностей развития
современного мира;
●
сформированность системы
комплексных
социально
ориентированных
географических
знаний о закономерностях развития
природы, размещения населения и
хозяйства,
динамике
и
территориальных
особенностях
процессов,
протекающих
в
географическом пространстве;
●
умение ясно, точно, грамотно
излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл
поставленной задачи, выстраивать

●
сформированность
ответственного отношения
к обучению; готовность и
способность студентов к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию;

владение
географическим
мышлением для
определения
географических аспектов
природных, социальноэкономических и
экологических процессов
и проблем;
●
сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития географической
науки и общественной
практики;
●
сформированность
экологического
мышления, понимания
влияния
социальноэкономических процессов
на состояние природной и
социальной
среды;
приобретение
опыта
эколого-направленной
деятельности;
●
понимание места и
роли географии в системе
наук; представление об
обширных
междисциплинарных
связях географии;
●
сформированность
представлений и знаний об
6

аргументацию, приводить аргументы
и контраргументы;
●
критичность
мышления,
владение первичными навыками
анализа
и
критичной
оценки
получаемой информации;
●
умение ориентироваться в
различных
источниках
географической
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию,
получаемую
из
различных
источников;
●
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать
аргументированные выводы;
●
владение
умениями
проведения
наблюдений
за
отдельными
географическими
объектами, процессами и явлениями,
их изменениями в результате
природных
и
антропогенных
воздействий;
●
владение
умениями
использовать
карты
разного
содержания
для
выявления
закономерностей
и
тенденций,
получения нового географического
знания о природных социальноэкономических и экологических
процессах и явлениях;
●
владение
умениями
географического
анализа
и
интерпретации
разнообразной информации;

основных
проблемах
взаимодействия природы и
общества, природных и
социально-экономических
аспектах
экологических
проблем.
●
осознанное
владение
логическими
действиями определения
понятий,
обобщения,
установления
аналогий,
классификации на основе
самостоятельного выбора
оснований и критериев;
●
владение
представлениями
о
современной
географической науке, ее
участии
в
решении
важнейших
проблем
человечества;
●
владение умениями
применять географические
знания для объяснения и
оценки
разнообразных
явлений
и
процессов,
самостоятельного
оценивания
уровня
безопасности окружающей
среды,
адаптации
к
изменению ее условий;

●
сформированность
коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со
сверстниками
и
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой
и
других
видах
деятельности;

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

108

в том числе:
теоретическое обучение

39

лабораторные работы

0

практические занятия

33

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

Самостоятельная работа

36

Промежуточная аттестация в форме зачета

2

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование тем

1

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

2
Содержание учебного материала
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии
при освоении специальности «Физическая культура».
Раздел 1. Источники географической информации
Тема 1.1.Традиционные Содержание учебного материала
и
новые
методы Традиционные и новые методы географических исследований. Источники
географических
географической информации. Географические карты различной тематики и их
исследований.
практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные
системы. Международные сравнения.
В том числе практических занятий
1)Ознакомление с географическими картами различной тематики.
Раздел 2. Политическое устройство мира
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Политическая
карта Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные
мира
государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка
стран по площади территории и численности населения. Формы правления,
типы государственного устройства и формы государственного режима.
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Типология стран по Типология стран мира. Условия и особенности социально-экономического
уровню
социально- развития развитых и развивающихся стран и их типы.
экономического
В том числе практических занятий
развития.
1)Ознакомление с политической картой мира.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа в контурной карте мира
2.Составление схемы формы правления, типология стран
Введение

Объем
часов

3
2

УУД,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
Личностные 4,5
Познавательные 1

2
2
1

1
1
8
2
2

Личностные 1-5
Познавательные 1-6
Регулятивные 2
Коммуникативные 1-2

6
1
1
4
2
2
9

Раздел 3. География мировых природных ресурсов
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Взаимодействие
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на
человеческого общества современном этапе. Взаимодействие человеческого общества и природной среды,
и природной среды
его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности
человека. Географическая среда. Различные типы природопользования.
Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные
условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на
территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные
сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
В том числе практических занятий
1)Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира
основными видами природных ресурсов.
Раздел 4. География мировых природных ресурсов
Тема 4.1
Содержание учебного материала
Численность населения 1.Населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его
мира и ее динамика
типы.
Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Трудовые
ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное
население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных
странах мира. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней
продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой,
уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения.
Индекс человеческого развития.
2. Размещение населения по территории земного шара.
Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Средняя
плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их
основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация,
рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах
мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.
В том числе практических занятий
1)Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах

4
4
2

Личностные 1-5
Познавательные 1-6
Регулятивные 1-3
Коммуникативные 1,2

2

8
4
1

Личностные 1-5
Познавательные 1-6
Регулятивные 1-3
Коммуникативные 1,2

1

2
2
10

мира
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составление и сравнение стран мира по типу воспроизводства населения
2.Подготовка докладов на одну из тем: города-миллионеры, «сверхгорода» и
мегаполисы.
Раздел 5. Мировое хозяйство
Тема 5.1
Содержание учебного материала
Современные
Международное географическое разделение труда. Международная специализация
особенности развития
и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.
мирового хозяйства
Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация
производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция.
Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.
Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового
промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства,
исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню
экономического развития. «Мировые» города.
Тема 5.2
Содержание учебного материала
География отраслей
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и
первичной сферы
экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее
мирового хозяйства
основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового
растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.
Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных
видов полезных ископаемых.
Тема 5.3
Содержание учебного материала
География отраслей
Географические особенности мировой промышленности.
вторичной сферы
Географические особенности мирового потребления минерального топлива,
мирового хозяйства
развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии,
машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой
промышленности.
Тема 5.4
Содержание учебного материала
География отраслей
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические
третичной сферы
особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие
мирового хозяйства
мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

4
2
2
10
1
1

Личностные 1-5
Познавательные 1-6
Регулятивные 1-3
Коммуникативные 1,2

1
1

1
1

1
1

11

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных,
туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности
международной торговли товарами.
В том числе практических занятий
1)Определение особенностей размещения различных отраслей мирового
хозяйства.
Самостоятельная работа обучающихся
1)Составить схему по отраслям мирового хозяйства
2) Работа в контурных картах
Раздел 6. Регионы мира
Тема 6.1
География населения и
хозяйства Зарубежной
Европы

Тема 6.2
География населения и
хозяйства Зарубежной
Азии

Содержание учебного материала
1.Место и роль Зарубежной Европы в мире.
Особенности географического положения региона. История формирования его
политической карты.
2. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие
страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности
политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие
отрасли хозяйства и их территориальная структура.
В том числе практических занятий
1)Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом
различных территорий Зарубежной Европы и размещением населения и хозяйства.
2) Составление комплексной экономико-географической характеристики одной из
стран Зарубежной Европы
Самостоятельная работа обучающихся
1)Работа в контурной карте Зарубежная Европа
2)Составить характеристику ЭГП одной из стран Зарубежной Европы
Содержание учебного материла
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире.
Особенности географического положения региона. История формирования его
политической карты.
2.Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и

2
2
4
2
2
64
10
2

1

Личностные 1-5
Познавательные 1-6
Регулятивные 1-3
Коммуникативные 1,2

3
1
2

4
2
2
12
2

2
12

Тема 6.3
География населения и
хозяйства Африки

Тема 6.4
География населения и
хозяйства Северной

хозяйства.
Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны
Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности
политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие
отрасли хозяйства и их территориальная структура.
В том числе практических занятий
1)Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом
различных территорий Зарубежной Азии и размещением населения и хозяйства.
2)Составление комплексной экономико-географической характеристики одной из
стран Зарубежной Азии
Самостоятельная работа обучающихся
1)Работа в контурной карте Зарубежная Европа
2)Составить характеристику ЭГП одной из стран Зарубежной Азии
Содержание учебного материала
1.Место и роль Африки в мире.
Особенности географического положения региона. История формирования его
политической карты
2. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства.
Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Интеграционные группировки.
В том числе практических занятий
1)Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом
различных территорий Африки и размещением населения и хозяйства.
2)Составление комплексной экономико-географической характеристики одной из
стран Африки
Самостоятельная работа обучающихся
1)Работа в контурной карте Африка
2)Составить характеристику ЭГП одной из стран Африки
Содержание учебного материала
1.Место и роль Северной Америки в мире.
Особенности географического положения региона. История формирования его

4
2
2
4
2
2
12
2

2

4
2
2
4
2
2
10
1
13

Америки

Тема 6.5
География населения и
хозяйства Латинской
Америки

Тема 6.6
География населения и
хозяйства Австралии и
Океании

политической карты.
2.Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства.
Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал,
население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.
В том числе практических занятий
1)Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом
различных территорий Северной Америки и размещением населения и хозяйства.
2)Составление комплексной экономико-географической характеристики США
Самостоятельная работа обучающихся
1)Работа в контурной карте Северная Америка
2)Составить характеристику ЭГП одной из стран Северной Америки
Содержание учебного материала
1.Место и роль Латинской Америки в мире.
Особенности географического положения региона. История формирования его
политической карты.
2.Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства.
Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны
Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности
политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие
отрасли хозяйства и их территориальная структура.
В том числе практических занятий
1)Составление комплексной экономико-географической характеристики Бразилии
2)Составление комплексной экономико-географической характеристики Мексики
Самостоятельная работа обучающихся
1)Работа в контурной карте Латинская Америка
2)Составить характеристику ЭГП одной из стран Латинской Америки
Содержание учебного материала
Место и роль Австралии и Океании в мире.
Особенности географического положения региона. История формирования его
политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и

1

4
2
2
4
2
2
10
1

1

4
2
2
4
2
2
10
2

14

хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой
Зеландии.
В том числе практических занятий
1)Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом
различных территорий Австралии и размещением населения и хозяйства.
2)Составление комплексной экономико-географической характеристики
Австралии
Самостоятельная работа обучающихся
1)Работа в контурной карте Австралия и Океания
2)Составить характеристику ЭГП одной из стран Австралии и Океании
Раздел 7. Россия в современном мире
Тема 7.1
Содержание учебного материал
Россия
на Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении
политической
карте труда. Изменение географического, геополитического и геоэкономического
мира.
положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа
социально-экономического развития. Ее участие в международной торговле
товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности
территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной
специализации.
В том числе практических занятий
1)Определение роли России и ее отдельных регионов в международном
географическом разделении труда.
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Тема 8.1
Содержание учебного материала
Глобальные проблемы Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая
человечества
проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема
преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении
глобальных проблем человечества.
Дифференцированный зачет
Всего:

4
2
2
4
2
2
6
2
2
Личностные 1-5
Познавательные 1-6
Регулятивные 1-3
Коммуникативные 1,2

4
2
2
2
2

2
108ч

15

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет естественно-научных дисциплин оснащен оборудованием: доской
учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся),
шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими
средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным
проектором).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания 3.2.2. Электронные издания
1.
Баранчиков Е.В. География: учеб. для студ. учреждений сред. проф. Образование.
– М. Издательский цент «Академия», 2016. – 320 с., [16] с. цв. ил. : ил. – ISBN 978-5-44682624-7 – Текст: электронный - https://shollsoch.ru/2020/06/24/ (дата обращения: 01.02.2020).
2. Максаковский В. П. География. Экономическая и социальная география мира. 10
класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Максаковский. – 20-е изд. – М.:
Просвещение, 2012. – 379 с.: ил. карт. – ISBN 978-5-09-028719-7. – Текст: электронный https://uchebnik-skachatj-besplatno.com/ (дата обращения: 01.02.2020).
3. География для колледжей: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. В. Коломиец [и др.]; под редакцией А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 372 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-12383-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/458702.
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: сайт - http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/28/ - Режим доступа:
регистрации не требуется. – Текст: электронный.
5. Гербы городов Российской Федерации: сайт - http://simvolika.rsl.ru/index.php?f=41 –
Режим доступа: регистрации не требуется – Текст: электронный.
6. Географический on-line справочник «Страны мира». Сведения по всем странам
мира. Физическая карта. Справочные данные. Часовые пояса. – сайт - http://geo.historic.ru/
- Режим доступа: регистрации не требуется. – Текст: электронный.
7. География.ру - клуб путешествий. Путешествия по всему миру, географическое
общество, экзотические страны мира, увлекательные путешествия, интересные рассказы,
фотоальбомы и др. – сайт - https://geografia.ru/ - Режим доступа: регистрации не
требуется.- Текст электронный.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в
Российской федерации»: Федеральный закон № 273-ФЗ [принят Государственной думой
21 декабря 2012: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012]. - Москва: Эксмо, 2020. 32; 20 см.- (Актуальное издательство). -80 экз. - ISBN 978-5-04-1100124. - Текст:
непосредственный
2.
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
–
Текст:
электронный
–
URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088902/ (дата обращения: 01.02.2020).
16

3.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования». – текст: электронный – URL:
https://www.minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 01.02.2020).

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы,
индивидуальных заданий, устного опроса.
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Умения:
●
сформированность основ
саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
●
креативность мышления,
инициативность и находчивость;
●
умение самостоятельно
оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения,
с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
●
владение навыками
познавательной, учебноисследовательской и проектной
деятельности, а также навыками
разрешения проблем; готовность и
способность к самостоятельному
поиску методов решения
практических задач, применению
различных методов познания;
●
представление о
необходимости овладения
географическими знаниями с целью
формирования адекватного
понимания особенностей развития
современного мира;
●
сформированность системы
комплексных социально
ориентированных географических
знаний о закономерностях развития
природы, размещения населения и
хозяйства, динамике и
территориальных особенностях
процессов, протекающих в
географическом пространстве;

Критерии оценки

Методы оценки

-демонстрирует умения
работать и ориентироваться в
атласах мира, контурных
картах;
- работает с различными
источниками информации;
- выступает на семинарах,
обосновывает свою точку
зрения;
- разрабатывает и защищает
проектную работу;
традиционная
система
отметок в баллах за каждую
выполненную работу;
- накопительная система
баллов, на основе которой
выставляется
итоговая
отметка;

-Устный опрос,
индивидуальные
задания.
Практическая работа.
Оценка
самостоятельной
работы, тест. Работа в
контурных картах

18

●
умение ясно, точно, грамотно
излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл
поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить аргументы
и контраргументы;
●
критичность мышления,
владение первичными навыками
анализа и критичной оценки
получаемой информации;
●
умение ориентироваться в
различных источниках
географической информации,
критически оценивать и
интерпретировать информацию,
получаемую из различных
источников;
●
умение устанавливать
причинно-следственные связи,
строить рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать
аргументированные выводы;
●
владение умениями
проведения наблюдений за
отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями,
их изменениями в результате
природных и антропогенных
воздействий;
●
владение умениями
использовать карты разного
содержания для выявления
закономерностей и тенденций,
получения нового географического
знания о природных социальноэкономических и экологических
процессах и явлениях;
●
владение умениями
географического анализа и
интерпретации
разнообразной информации;

Сформированность
коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со
сверстниками
и
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной, учебно-исследовательской,
творческой
и
других
видах
19

деятельности;
Знания:
●
сформированность
ответственного отношения к
обучению; готовность и способность
студентов к саморазвитию и
самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;

владение
географическим мышлением для
определения географических аспектов
природных,
социальноэкономических
и
экологических
процессов и проблем;
●
сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития
географической
науки
и
общественной практики;

сформированность
экологического
мышления,
понимания
влияния
социальноэкономических
процессов
на
состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

понимание места и роли
географии
в
системе
наук;
представление
об
обширных
междисциплинарных
связях
географии;

сформированность
представлений и знаний об основных
проблемах взаимодействия природы и
общества, природных и социальноэкономических
аспектах
экологических проблем.

осознанное владение
логическими действиями определения
понятий, обобщения, установления
аналогий, классификации на основе
самостоятельного выбора оснований
и критериев;

владение
представлениями
о
современной
географической науке, ее участии в
решении
важнейших
проблем
человечества;

- опирается на основные
понятия при ответах, публичных
выступлениях;
грамотно
использует
методологию
географии
в
работах;

-Устный опрос,
индивидуальные
задания.
Практическая работа.
Оценка
самостоятельной
традиционная
система
работы, тест. Работа в
отметок в баллах за каждую
контурных картах
выполненную работу;
- накопительная система
баллов, на основе которой
выставляется
итоговая
отметка.

20


владение умениями
применять географические знания для
объяснения и оценки разнообразных
явлений
и
процессов,
самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды,
адаптации к изменению ее условий;

21

Приложение
Примерные темы индивидуальных проектов
•
Новейшие изменения политической карты мира.
•
Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам
и странам мира.
•
Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
•
Особенности современного воспроизводства мирового населения.
•
Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
•
Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
•
Языки народов мира.
•
Современные международные миграции населения.
•
Особенности урбанизации в развивающихся странах.
•
Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
•
Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
•
«Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
•
Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного
животноводства.
•
Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
•
Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
•
Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
•
Международный туризм в различных странах и регионах мира.
•
«Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
•
Запад и Восток Германии сегодня.
•
Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной
Азии.
•
Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
•
Особенности политической карты Африки.
•
Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень
урбанизации в странах Африки.
•
Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
•
Географический рисунок хозяйства США.
•
Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
•
Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
•
Особенности современного экономико-географического положения России.
•
Внешняя торговля товарами России.
•
Глобальная проблема изменения климата.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».