ОУД.06 ЛИТЕРАТУРА

Приложение 4.6
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 51.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 06. ЛИТЕРАТУРА
51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе
Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и
литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций,
рекомендованных
Федеральным
государственным
автономным
учреждением
«Федеральный институт развития образования» (2015), в соответствии с Рекомендациями
по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259) для специальности 51.02.02
Социально-культурная деятельность (по видам).

Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

Разработчик:
Волкова Е.В., преподаватель первой квалификационной категории

©

ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

учреждение

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

23

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 06. ЛИТЕРАТУРА
Учебная
дисциплина
«Литература»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СОО.
Учебная дисциплина «Литература» обеспечивает овладение:

устойчивым интересом к чтению как средству познания других культур,
уважительного отношения к ним;

навыками различных видов анализа литературных произведений;

навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;

умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;

умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;

знаниями в содержании произведений русской, родной и мировой
классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния
на формирование национальной и мировой культуры;

умениями учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

способностью выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;

навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;

представлениями о системе стилей языка художественной литературы.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих
УУД:
личностных:
Л1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
Л2. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Л3. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
Л4. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Л5. эстетическое отношение к миру;
Л6. совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, культурам других народов;
Л7. использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных):
4

П1. умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
П2. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной.
Р1. умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее, определять сферу своих интересов;
К1. умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Литература» направлено на
достижение следующих целей:
 воспитание
духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
 развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
 освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
 совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения
как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с
использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов;
поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети
Интернет.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
УУД
Личностные:
Л1, Л2, Л3, Л4, Л5,
Л6, Л7.
Познавательные:
П1, П2.
Регулятивные:
Р1.
Коммуникативные:
К1.

Умения
- сформированность устойчивого
интереса к чтению как средству
познания
других
культур,
уважительного отношения к ним;
сформированность
навыков
различных
видов
анализа
литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
- владение умением анализировать
текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
- владение умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений

Знания
- знание содержания
произведений русской,
родной
и
мировой
классической
литературы,
их
историко-культурного и
нравственноценностного влияния на
формирование
национальной и мировой
культуры;
сформированность
представлений о системе
стилей
языка
художественной
литературы.

5

различных жанров;
сформированность
умений
учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе
анализа
художественного
произведения;
способность
выявлять
в
художественных текстах образы,
темы и проблемы и выражать свое
отношение к ним в развернутых
аргументированных
устных
и
письменных высказываниях;
- владение навыками
анализа
художественных произведений с
учетом
их
жанрово-родовой
специфики;
осознание
художественной картины жизни,
созданной
в
литературном
произведении,
в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия и интеллектуального
понимания.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

255

в том числе:
теоретическое обучение

57

лабораторные работы

0

практические занятия

113

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

контрольная работа

0

Самостоятельная работа

85

Промежуточная аттестация

Диф.зачет

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
УУД,
формированию
Наименование
Объем в
которых
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
разделов и тем
часах
способствует
элемент
программы
1 СЕМЕСТР
Раздел 1. Литература ХIХ века.
76
Тема 1.
Содержание учебного материала
19
Л 1-7, П1,2,
Развитие
2
1.Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы
Р1,К1
русской
рубежа XVIII — XIX веков
литературы и
Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и
культур в
западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением
первой половине ранее изученного материала). Романтизм. Особенности русского романтизма.
XIX века
Становление реализма в русской литературе. Русское искусство.
2
2.Личность и творческий путь А. С. Пушкина. Поэма «Медный всадник»
Детство и юность. Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический
период творчества. Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие
творчества. Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль Пушкина в становлении
русского литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкинмыслитель. Поэма «Медный всадник». Вопрос о жанре. Образ Петербурга. Авторское
отношение к личности Петра 1. Тема «маленького человека».
2
3.Личность и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Поэма «Демон»
Сведения из биографии. Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое
и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова петербургского и
кавказского периодов. Поэма «Демон». Признаки романтизма. Двойственность образов
героев поэмы.
2
4.Личность и творческий путь Н.В. Гоголя. Повесть «Невский проспект»
Особенности сатиры Гоголя. Проблематика и художественное своеобразие
«Петербургских повестей». Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе.
В том числе практических занятий
6
1.Зарождение русской литературной критики. Литературные общества и кружки
2
7

2.А. С. Пушкин. Маленькие трагедии: «Моцарт и Сальери»
2.Темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему «Развитие русской литературной критики».
1. Составить цитатный ряд по темам:

описание места до строительства г. Санкт-Петербург и описание самого города;

описание Петра 1 и Медного всадника.
2. Написать эссе по произведению А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» на тему Гений и
злодейство – две вещи несовместимые?
3.
Подготовить сообщение на тему «М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях
современников».
5. Выучить наизусть одно стихотворение М.Ю. Лермонтова (по выбору).
2 СЕМЕСТР
Тема 1.
Содержание учебного материала
Развитие
Русская литература и культура в первой половине XIX века. Произведения. Авторы.
русской
Проблемы.
литературы и
В том числе практических занятий
культур в
1.Н.В. Гоголь. «Нос», «Шинель», «Портрет»
первой половине Самостоятельная работа обучающихся
XIX века
1. Подготовить сообщение на одну из предложенных тем:
(продолжение)

«Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя»;

«Н.В.Гоголь в воспоминаниях современников»;
2. Подготовить и провести заочную экскурсию в один из музеев Н. В. Гоголя (по выбору
студентов).
Тема 2.
Содержание учебного материала
Особенности
1.Культурно-историческое развитие России середины XIX века
развития
Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного
русской
права. Крымская война. Народничество.
литературы во Русская живопись, музыка, драматургия в середине ХIХ века.
второй половине Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX
XIX века
века (И.К.Айвазовский, В.В.Верещагин, В.М.Васнецов, Н.Н.Ге, И.Н.Крамской,
В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.И.Суриков). Мастера русского реалистического пейзажа (И. И.
Левитан, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, Ф.А.Васильев, А.И.Куинджи)
(на примере 3—4 художников по выбору преподавателя). Содружество русских

2
2
5
1
1
1
1
1
4

Л 1-7,
Р1,К1

П1,2,

Л 1-7,
Р1,К1

П1,2,

2
2
2
1

1
25
2

8

композиторов «Могучая кучка» (М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, А.И.Бородин,
Н.А.Римский-Корсаков).
Малый театр — «второй Московский университет в России». М.С.Щепкин —
основоположник русского сценического реализма. Первый публичный музей национального русского искусства — Третьяковская галерея в Москве.
2.Личность и творческий путь А.Н. Островского
Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. Темы «горячего сердца»
и «темного царства» в творчестве А.Н.Островского.
Малый театр и драматургия А.Н.Островского.
3.Личность и творческий путь И. А. Гончарова
Роль В.Г.Белинского в жизни И.А.Гончарова. «Обломов». Творческая история романа.
Своеобразие сюжета и жанра произведения.
Оценка романа «Обломов» в критике (Н.Добролюбова, Д.И.Писарева, И.Ан-ненского и
др.).
Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах. Многообразие типов и
характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в романе.
Гончаров — мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова.
4.Личность и творческий путь И. С. Тургенева. Стихотворения в прозе
Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И.С.Тургенева (повести
«Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие.
Тургенев-романист (обзор одного-двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений в романах И.С.Тургенева. Своеобразие художественной манеры
Тургенева-романиста.
«Стихотворения в прозе» - художественное своеобразие и итог жизни И.С. Тургенева.
5.Личность и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина
Мировоззрение писателя. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.
Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов
язык.
В том числе практических занятий
1.Драма «Гроза» А.Н. Островского
2.Драма «Бесприданница» А.Н. Островского
3.Сравнительная характеристика А. Штольца и И. Обломова в романе И.А. Гончарова
«Обломов»
4.И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Е. Базаров и А. Одинцова. Конфликт «отцов» и

2

2

2

2

8
2
2
2
2
9

«детей»
5.Н.С. Лесков. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить и провести заочную экскурсию «По залам Третьяковской галереи».
2. Подготовить сообщение на одну из предложенных тем:
 «Мир Островского на сцене и на экране»;
 «Мир купечества у Гоголя и Островского».
3. Написать эссе на темы:
 Смысл названия пьесы «Гроза» А.Н. Островского.
 «Вещь я или человек?» (образ Ларисы Огудаловой в пьесе А.Н. Островского
«Бесприданница»).
4. Подготовить сообщение на тему «Что такое "обломовщина"?».
5. Составить сравнительную характеристику главных героев романа И.А. Гончарова
«Обломов» и оформить в виде таблицы:

Андрей Штольц и Илья Обломов;

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
6. Подготовить доклад на тему:

«Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (Д.И.Писарев, М.А.Антонович,
И.С.Тургенев)»;
7. Написать эссе на предложенную тему:
«В чем схожесть и различие в образах двух Катерин?» (по произведениям А.Н.
Островского "Гроза" и Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда").
Дифференцированный зачет
3 СЕМЕСТР
Тема 2.
Содержание учебного материала
Особенности
1.Личность и творческий путь Ф.М. Достоевского
развития русской Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Развитие гуманистических
литературы во
традиций Пушкина и Гоголя. Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра.
второй половине Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и
XIX века
нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские основы
(продолжение)
бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и
«толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. Тайны
внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и
нравственных ценностей.

2
7
1
1

1

1
1

1

1
2
32
2

Л 1-7,
Р1,К1

П1,2,

10

2.Личность и творческий путь Л.Н.Толстого
Духовные искания писателя. Краткий обзор творчества позднего периода:
«Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.
Л.Н.Толстой и культура XX века.
3.Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр
Театр Чехова — воплощение кризиса современного общества. Роль А. П. Чехова в
мировой драматургии театра. Критика о Чехове (И. Анненский, В.Пьецух).
В том числе практических занятий
1.Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
2.Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
3.Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Тема мира
4.Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы». Тема войны
5.Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина»
6.Художественное совершенство рассказов A.П. Чехова
7.Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П.Чехова
8.Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на одну из предложенных тем:

«Традиции народной сказки и басни в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина».
2. Написать социально-политическую сказку собственного сочинения, взяв за образец
сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, разработать к ней творческие задания и красиво
оформить ее как книжку-малышку.
3. Подготовить сообщение на тему «Петербург Ф.М. Достоевского»;
4. Выучить сценарий и подготовиться к проведению театрализованного суда над
Родионом Раскольниковым.
5. Составить тезисный план по «Севастопольским рассказам» Л.Н. Толстого. Часть
«Севастополь в декабре».
6. Составить биографический путь в форме тезисного плана следующих героев романа
Л.Н. Толстого «Война и мир»:

Андрей Болконский;

Пьер Безухов;

Княжна Марья;

Наташа Ростова.
7. Подготовить и провести заочную экскурсию по следующим тематическим

2

2

16
2
2
2
2
2
2
2
2
10
1

1
1
1

1

1

11

подгруппам (одна на выбор):

историки (рассказать о том времени, когда жил и писал Л.Н. Толстой; о
дневниковых записях писателя);

мемуаристы (найти цитаты известных людей о Л.Н. Толстом);

искусствоведы (рассказать о портретах Л.Н. Толстого и о художниках, которые
эти портреты писали);

поэты (найти стихотворения о Л.Н. Толстом, написанные его
соотечественниками и нашими современниками);

экскурсоводы по Ясной Поляне (рассказать о музее в Ясной Поляне,
посвященному Л.Н. Толстому);
интеллектуалы (подготовить викторину по биографии и творчеству Л.Н. Толстого).
8. Подготовить сообщение на тему «Мир человека и мир вещей в произведениях А.П.
Чехова».
9. Написать эссе на тему «Что бы было дальше с героями, если бы вишневый сад не
продали?»
Тема 3.
Поэзия второй
половины XIX
века

Содержание учебного материала
1.Обзор русской поэзии второй половины XIX века
Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы.
Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины
XIX века.
2.Личность и творческий путь Ф.И.Тютчева
Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева. Романсы
на стихи Ф.И.Тютчева.
3.Личность и творческий путь А.А. Фета
Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А.Фета.
Романсы на стихи Фета.
4.Личность и творческий путь Н.А.Некрасова
Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и
образов поэзии Н.А.Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов. Жанровое
своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А.Некрасова.
В том числе практических занятий
1.Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины
XIX века

2

1
1
27
2

Л 1-7, П1,2,
Р1,К1

2

2

2

10
2

12

2.Художественные особенности лирики Ф.И.Тютчева
3.Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета
4.Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К.Толстого
5.Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему «Мой любимый поэт второй половины XIX века».
2. Подготовить и провести заочную экскурсию в один из музеев Ф.И.Тютчева и А.А.
Фета, (на выбор).
3. Подготовить сообщение на тему «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева»;
4. Выполнить анализ лирического стихотворения Ф.И. Тютчева из предложенного
списка по плану и нарисовать рисунок к цитате из этого стихотворения.
5. Подготовить сообщение на тему «Радость общения с природой в лирике А.А. Фета.
6. Выполнить анализ лирического стихотворения А.А. Фета и нарисовать рисунок к
цитате из этого стихотворения.
7. Выписать 15 наиболее понравившихся афоризмов Козьмы Пруткова.
8. Подготовить сообщение на тему «Тема народной жизни в лирике Н.А. Некрасова»;
9. Написать эссе на тему:
«Почему в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" героям так и не
удалось найти счастливого человека?».
Раздел 2. Литература ХХ века
Тема 4.
Содержание учебного материала
Особенности
1.Личность и творческий путь А. И. Куприна
развития
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Повести «Гранатовый
литературы и
браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях
других видов
А.И.Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А.И.Куприна.
искусства в
Трагизм любви в творчестве А.И.Куприна. Тема «естественного человека» в
начале XX века
творчестве Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство
духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна.
Традиции психологизма Л.Н.Толстого в творчестве Куприна. Критики о Куприне
(Ю.Айхенвальд, М.Горький, О.Михайлов) (по выбору преподавателя).
В том числе практических занятий
1.А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему «Нравственный кодекс героев А.И. Куприна».

2
2
2
2
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
129
6
2
Л 1-7,
Р1,К1

П1,2,

2
2
2
1
13

Тема 4.
Особенности
развития
литературы и
других видов
искусства в
начале XX века
(продолжение)

2. Написать эссе на тему «Самоубийство Желткова – это проявление слабости души
или её величие? (по произведению А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)».
4 СЕМЕСТР
Содержание учебного материала
1.Серебряный век как культурно-историческая эпоха
Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиознофилософской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии.
Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе
рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н.Толстой, В.Г.Короленко,
А.П.Чехов, И.С.Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма. Обращение к малым
эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы
сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»).
2.Личность и творческий путь И. А. Бунина
Лирика И.А.Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность
лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни.
Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И.А.Бунина.
Особенности поэтики И.А.Бунина. Проза И.А.Бунина. «Живопись словом» —
характерная особенность стиля И.А.Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве
И.А.Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая
характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве
И.А.Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией.
3.Личность и творческий путь Максима Горького
Творчество М.Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда
жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя.
Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и
сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. Горький и МХАТ.
Горький-романист. Публицистика М. Горького: «Несвоевременные мысли». Поэтика
заглавия. Выражение неприятия М.Горьким революционной действительности 1917—
1918 годов как источник разногласий между М.Горьким и большевиками. Цикл
публицистических статей М.Горького в связи с художественными произведениями
писателя. Проблемы книги «Несвоевременные мысли». Критики о Горьком.
(А.Луначарский, В.Ходасевич, Ю.Анненский).
В том числе практических занятий
1.Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе И.А. Бунина

1

30
2

Л 1-7, П1,2,
Р1,К1

2

2

12
2
14

Тема 5.
Особенности
развития
литературы 1930
— начала 1940-х
годов

2.Символизм. Акмеизм. Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика
3.Тема Родины в лирике А. Блока. Поэма «Двенадцать»
4.Творчество В.Я. Брюсова, К.Д.Бальмонта, А. Белого
5.Музыкальность стиха символистов
6.Драматургия М. Горького. Пьеса «На дне»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Создать групповой видеоролик по стихотворению одного из поэтов Серебряного
века.
2. Подготовить сообщение на тему «Деталь и символ в произведениях И.А. Бунина».
3. Сделать анализ одного лирического произведения И.А. Бунина (по выбору).
4. Выполнить творческую проектную работу на тему: «Стихотворение одного поэта
Серебряного века» (с элементом проведения игры).
5. Выучить наизусть одно из стихотворений И.Северянина (по выбору).
6. Подготовить фотовыставку «Деревенские просторы и быт моего родного края».
7. Написать эссе на тему: Почему сегодня существует «дно жизни»?
8. Наизусть. Монолог Сатина («Молчать!.....Правда – бог свободного человека!»).
9. Подготовить сообщение на тему «Тема России в творчестве А.А.Блока».
Содержание учебного материала
1.Литературный процесс 1930-х годов. Творчество М.И. Цветаевой
Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе).
Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как
новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.
Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического
идеала в творчестве А.Н.Островского, Л.Леонова, В.Катаева, М.Шолохова,
Ф.Гладкова, М.Шагинян, Вс.Вишневского, Н.Погодина, Э.Багрицкого, М.Светлова,
В.Луговского, Н.Тихонова, П.Васильева и др.
Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова, А.Чапыгина. Сатирическое
обличение нового быта (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, М.Булгаков). Развитие
драматургии в 1930-е годы.
Марина Ивановна Цветаева (1892—1941). Сведения из биографии. Идейнотематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и
вечности.
2.Личность и творческий путь М.А. Булгакова
Традиции русской литературы (творчество Н.В.Гоголя) в творчестве М.Булгакова.

2
2
2
2
2
12
2
1
1
2
1
1
1
2
1
28
2

Л 1-7,
Р1,К1

П1,2,

2

15

Тема 6.
Особенности
развития
литературы
периода Великой

Своеобразие писательской манеры. Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы
Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных
людей. Отношение автора к героям романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема
Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая
жизнь пьесы «Дни Турбиных».
3. Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова
Мир и человек в рассказах М.Шолохова. Глубина реалистических обобщений.
Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М.Шолохова.
Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в
годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции.
Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа.
Патриотизм и гуманизм романа.
В том числе практических занятий
1.Художественные особенности поэзии М.И. Цветаевой
2.Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э.Мандельштама
3.Личность и творческий путь И. Э. Бабеля
4.М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Система образов
5.Фантастическое и реалистическое в романе «Мастер и Маргарита»
6.Роман-эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему «Поэзия М.И. Цветаевой – дневник ее души».
2. Выучить наизусть одно стихотворение М.И. Цветаевой (по выбору).
3. Выучить наизусть одно стихотворение (по выбору).
4. Подготовить сообщение на тему «Стилистика рассказов И.Э.Бабеля»;
5. Написать послание Михаилу Афанасьевичу Булгакову на тему « Я хотел бы Вас
спросить…».
6. Подготовить заочную экскурсию по одному из музеев М.А.Булгакова.
7. Составить схему родства основных персонажей романа М. Шолохова «Тихий Дон».
8 Подготовить викторину по страницам романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон».
Содержание учебного материала
1. Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой.
Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и
тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная
и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет.

2

12
2
2
2
2
2
2
10
1
2
2
1
1
1
1
1
18
2

Л 1-7,
Р1,К1

П1,2,

16

Отечественной
войны и первых
послевоенных лет

Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве
Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет.
Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.
В том числе практических занятий
1. Лирика поэтов фронтового поколения.
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А.Дейнеки и
А.Пластова. Музыка Д.Шостаковича и песни военных лет (С.Соловьев-Седой,
В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О.Берггольц, К.Симонов,
А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др.).
Публицистика военных лет (М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой).
2. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе.
Рассказы Л. Соболева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др. Повести и
романы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К.Симонова,
«Фронт» А.Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы
человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства
созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека,
В.Ажаева и др.
3. Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака.
Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта.
Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического
стиля Б.Л.Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции
поэта. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое
своеобразие и художественные особенности романа. Тема интеллигенции и
революции и ее решение в романе Б.Л.Пастернака. Особенности композиции романа
«Доктор Живаго». Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Тема творческой
личности, ее судьбы. Тема любви как организующего начала в жизни человека. Образ
Лары как носительницы основных жизненных начал. Символика романа, сквозные
мотивы и образы. Роль поэтического цикла в структуре романа.
4. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием».
Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической
героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Выучить наизусть одно стихотворение поэтов фронтового поколения (Ю. Друнина,

8
2

2

2

2

8
2
17

Тема 7.
Особенности
развития
литературы
1950—1980-х
годов

Тема 8.
Творчество
писателейпрозаиков в
1950—1980-е годы

О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский и др.)
2. Подготовить заочную экскурсию по одному из музеев военной славы.
3. Подготовить сообщение на тему «Тема материнского страдания в поэме А.А.
Ахматовой "Реквием"»;
4. Выучить наизусть два стихотворения А.А. Ахматовой (по выбору).
5. Проанализировать одно из стихотворений Б.Л. Пастернака (по выбору).
Содержание учебного материала
Литература1950—1980-х годов. Произведения. Особенности. Авторы.
В том числе практических занятий
1. Литературный процесс 1950—1980-х годов. Литература периода «оттепели».
Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы
«Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая
литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе.
Многонациональность советской литературы.
2. Авторская песня.
Развитие бардовской песни, рок-музыки. Формирование новых направлений в
изобразительном искусстве. Архитектура 1950— 1980-х годов. Развитие
отечественной кинематографии.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Написать эссе на тему: «В произведениях 50-х 80-х гг. мне более близка тема…».
2. Создать презентацию с включением видеофрагмента по творчеству одного из
бардов «История одной песни»
Содержание учебного материала
1.Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов
Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков.
Художественное своеобразие прозы В.Шаламова, В.Шукшина, В.Быкова,
В.Распутина. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы
подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной
ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании
патриотических чувств молодого поколения. Историческая тема в советской
литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях
человека
и
власти.
Автобиографическая
литература.
Публицистическая
направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к
трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях.

2
1
2
1
6

Л 1-7,
Р1,К1

П1,2,

Л 1-7,
Р1,К1

П1,2,

4
2

2

2
1
1
35
2

18

Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Знамя»
и др.). Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы.
2.Личность и творческий путь А.И. Солженицына
Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и
рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев.
Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к
изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А.
Солженицына психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в
творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в
образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза» А.Солженицына:
«Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика
А.И.Солженицына.
В том числе практических занятий
1.Творчество поэтов в 1950—1980-е годы
2.Поэзия А. Вознесенского, Р. Рождественского, Е. Евтушенко
3.Философский смыл поэзии И. Бродского
4.Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича»
5.Особенности драматургии 1950—1980-х годов
6.Нравственная проблематика пьес А. Вампилова
7.Драматургия В.Розова, А.Арбузова, А.Володина в 1970—1980-х годах
8.Изображение жизни советской деревни
9.Анализ рассказа В.П. Астафьева «Людочка»
10.Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить презентацию по биографии и творчеству одного из писателей периода
1950-1980-х гг:
2. Подготовить сообщение на тему «Поэзия Н. Заболоцкого, Н.Рубцова, Б.Окуджавы,
А. Вознесенского в контексте русской литературы»;
3.Подготовить презентацию по биографии и творчеству одного из драматургов.
4. Подготовить сообщение на тему «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX—XX
веков»;
5. Наизусть. Стихотворение А. Вознесенского, Р. Рождественского, Е. Евтушенко (по
выбору студентов).
6. Подготовить сообщение на тему «Своеобразие языка Солженицына-публициста».

2

20
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
11
2
1
1
1
1
1
19

7. Подготовить сообщение на одну из предложенных тем «Мотив игры в пьесах
А.Вампилова "Утиная охота" и А. Арбузова "Жестокие игры"»
8. Подготовить сообщение на тему «История: три волны русской эмиграции».
9. Выучить стихотворение И. Бродского (по выбору учащегося).
Тема 9.
Содержание учебного материала
Особенности
Литература конца 1980 —2000-х годов. Поэты. Произведения.
развития
В том числе практических занятий
литературы конца 1.Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе
1980 —2000-х
2.Развитие традиций в поэзии на рубеже веков
годов
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему «Особенности массовой литературы конца XX—
XXI века».
2. Написать эссе на одну из предложенных тем:

«Спор поколений: вместе и врозь»;

«Всегда ли время хорошее?».
Итоговая аттестация: дифференцированный зачет
ВСЕГО

1
1
2
6

Л 1-7,
Р1,К1

П1,2,

4
2
2
2
1

1
2
170 ч.

20

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Литературы и методики ее преподавания», оснащенный оборудованием:
доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу
обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.;
техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации,
мультимедийным проектором).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.
Титаренко, Е.А. Литература в схемах и таблицах / Е.А. Титаренко, Е.А.
Хадыко. – Москва: Издательство Эксмо, 2017. – 320с. – (Серия: Наглядно и доступно). –
ISBN 978-5-699-56202-2. - Текст: непосредственный.
3.2.2. Электронные издания
1.
История русской литературы XX-XXI веков: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. А. Мескин [и др.] ; под общей редакцией В.
А. Мескина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 411 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-01425-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452679 (дата обращения: 25.04.2020).
2.
Красовский, В. Е. Литература : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев ; под общей редакцией
В. Е. Красовского. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 650 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11359-4. — Текст: электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448571 (дата обращения: 25.04.2020).
3. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия : учебное пособие для
среднего
профессионального
образования /
А. А. Сафонов ;
под
редакцией
М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/453510 (дата обращения: 25.04.2020).
4.
Сафонов, А.А. Литература.11 класс. Хрестоматия: учебное пособие для
СПО/А. А. Сафонов; под ред. М.А.Сафоновой. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 265 с. –
(Серия: Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-02279-7. – Режим доступа:
www.biblio-online/ru/book/D4A670E8-1FF1-4684-8771-E3BD248C282 (дата обращения:
25.04.2020).
5.
http://library.vshu.kirov.ru – база данных IRBIS (каталог книг и статей),
доступен в научной библиотеке ВятГГУ (К. Либкнехта, 89)
6.
http://www.herzenlib.ru/ библиотека им. А.И. Герцена (г.Киров)
7.
http://libkirov.ru – Электронная библиотека города Кирова
8.
http://www.rsl.ru –Российская государственная библиотека
9.
http://www.rasl.ru – библиотека Академии Наук
10.
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp –Научная электронная библиотека
11.
http://www.nlr.ru/ Российская –Национальная библиотека
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Белинский, В. Г. О Пушкине, Лермонтове, Гоголе / В. Г. Белинский. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 326 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-53421

09211-0.
—
Текст
:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/456107 (дата обращения: 25.04.2020).
2.
Кони, А. Ф. О русских писателях. Избранное / А. Ф. Кони. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 310 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12076-9.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454575 (дата
обращения: 25.04.2020).
3.
Литература. Хрестоматия. Русская классическая драма (10-11 классы) :
учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов [и др.] ;
составитель А. А. Сафонов ; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 438 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06929-7.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455470 (дата
обращения: 25.04.2020).
4.
Минералов, Ю. И. История русской литературы. 1900-1920-е годы : учебник
для среднего профессионального образования / Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова. — 3е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 471 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9498-8. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452299 (дата обращения: 25.04.2020).
5.
Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 1. XIX век : учебное
пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Чернец [и др.] ; под
редакцией Л. В. Чернец. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
— 212 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07963-0. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451665 (дата обращения:
25.04.2020).
6.
Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 2. XX век : учебное
пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Романова [и др.] ; под
редакцией Г. И. Романовой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 232 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07770-4. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452000 (дата обращения:
25.04.2020).
7.
Рыбальченко, Т. Л. Анализ художественного текста : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / Т. Л. Рыбальченко. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 147 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13072-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/448915 (дата обращения: 25.04.2020).
8.
Тарланов, Е. З. Литература: анализ поэтического текста : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / Е. З. Тарланов. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 237 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10416-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/455674 (дата обращения: 25.04.2020).
9.
Тынянов, Ю. Н. История литературы. Поэтика. Избранные труды /
Ю. Н. Тынянов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 353 с. — (Антология
мысли). — ISBN 978-5-534-08758-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452939 (дата обращения: 25.04.2020).

22

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговым
контролем
освоения
обучающимися
дисциплины
является
дифференцированный зачет.
Результаты
Критерии оценки
Методы
обучения
оценки
Знания:
Осознание
Осуществляет
своевременное
 индивидуальные
художественной
прочтение
художественных задания;
картины
жизни, прозаических и лирических текстов.
 устный
ответ,
созданной
в
Ориентируется в содержательном эвристическая беседа;
литературном
пространстве произведений.
 оценка при написании
произведении,
в
Имеет
представление
об эссе;
единстве
индивидуальной
и
групповой
 оценка
результатов
эмоционального
аналитической работе с текстами самостоятельной
работы
личностного
художественных произведений и (докладов,
сообщений,
восприятия
и учебником.
теоретической
части
интеллектуального
Осознает значимость работы в проектов,
учебных
понимания.
группах по подготовке ответов на исследований и т.д.).
проблемные вопросы, принимает
 дифференцированный
участие в эвристической беседе.
зачет
Имеет представление об образе
оратора и требованиях к устной
публичной речи.
Обладает знаниями в области
основ
выразительного
чтения,
осознает значимость использования
интонационного
и
логического
ударения,
смысловых
пауз,
ритмического построения текста и
тембра голоса.
Знание
Осуществляет
своевременное
 индивидуальные
содержания
прочтение
художественных задания;
произведений
прозаических и лирических текстов
 устный
ответ,
русской, родной и мировой и национальной культуры.
эвристическая беседа;
мировой
Ориентируется в содержательном
 оценка при написании
классической
пространстве произведений.
эссе;
литературы,
их
Имеет
представление
об
 оценка
результатов
историкоиндивидуальной
и
групповой самостоятельной
работы
культурного
и аналитической работе с текстами (докладов,
сообщений,
нравственнохудожественных произведений и теоретической
части
ценностного
учебником.
проектов,
учебных
влияния
на
Осознает значимость работы в исследований и т.д.).
формирование
группах по подготовке ответов на
 дифференцированный
национальной
и проблемные вопросы, принимает
зачет
мировой культуры. участие в эвристической беседе.
Имеет представление об образе
23

оратора и требованиях к устной
публичной речи.
Имеет представление о критериях
оценивания и самооценивания при
выполнении устных и письменных
видов работ.
Сформированность
Имеет
сформированное
представлений
о представление о системе стилей
системе
стилей языка художественной литературы.
языка
Знает требования к оформлению
художественной
конспектов, аннотаций, рецензий,
литературы.
эссе, при составлении тезисного и
цитатного планов сочинения.
Имеет
представление
об
организации самостоятельной работы
с источниками информации (учебник,
дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в том числе
интернет-источники),
о
видах
редактирования текста.
Знает об особенностях устной и
письменной
речи,
о
системе
функциональных стилей языка.
Умения:
Сформированнос
Осуществляет
своевременное
ть
устойчивого прочтение
художественных
интереса к чтению прозаических и лирических текстов.
как
средству
Ориентируется в содержательном
познания
других пространстве произведений.
культур,
Умеет работать с источниками
уважительного
информации
(дополнительная
отношения к ним.
литература, энциклопедии, словари, в
том числе интернет-источники).
Демонстрирует умение правильно
определять
актуальность
темы,
адекватность
результатов
поставленным целям, давать полные
ответы, точные формулировки.

Сформированнос
Владеет навыками комментироть
навыков ванного чтения.
различных
видов
Осуществляет
аналитическую
анализа
работу с текстами художественных
литературных
произведений и критических статей.
произведений.
Владеет навыками в написании
различных видов планов;
Умеет работать с иллюстративным
материалом.
Владеет
навыками
самостоятельной работы с источниками

 индивидуальные
задания;
 устный
ответ,
эвристическая беседа;
 оценка при написании
эссе;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической
части
проектов,
учебных
исследований и т.д.).

 индивидуальные
задания;
 письменный/устный
опрос;
 тестирование;
 устное
публичное
выступление;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической
части
проектов,
учебных
исследований и т.д.);
 дифференцированный
зачет
 индивидуальные
задания;
 защите
отчетов
по
практическим занятиям;
 тезисный и цитатный
планы;
 литературоведческий
анализ
лирических
и
прозаических текстов;
 рецензии,
аннотации,
24

информации
(дополнительная
литература, энциклопедии, словари, в
том числе интернет-источники).

Владение
навыками
самоанализа
и
самооценки
на
основе наблюдений
за
собственной
речью.

Осуществляет
точное
самооценивание и взаимооценивание
ответов и действий.
Демонстрирует
навыки
выразительного чтения и чтения наизусть;
Ведет диалог, правильно строит
предложения, следит за нормами
устной речи, владеет навыками
устной публичной речи.
Использует
соответствующие
лексические
единицы
и
грамматические структуры.
Выполняет задания в полном
объеме
в
соответствии
с
требованиями.

Владение
умением
анализировать
текст
с
точки
зрения наличия в
нем
явной
и
скрытой, основной
и второстепенной
информации.

Осуществляет
аналитическую
работу с текстом художественного
произведения.
Использует точные формулировки.
Владеет навыками в составлении
тезисного и цитатного планов,
редактировании текста;
Демонстрирует
адекватность,
оптимальность выбора способов
действий,
методов,
техник,
последовательностей действий и т.д.
Умеет работать с источниками
информации
(дополнительная
литература, энциклопедии, словари, в
том числе интернет-источники).

Владение

Владеет

навыками

таблица
сравнений,
кластер;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической
части
проектов,
учебных
исследований и т.д.).
 индивидуальные
задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 устный ответ;
 декламация лирических
текстов
(записанные
видеофрагменты
и
в
режиме
реального
времени);
 устные
публичные
выступления с докладами,
сообщениями;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической
части
проектов,
учебных
исследований и т.д.).
 индивидуальные
задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 оценка в составлении
конспектов и тезисных
планов, тестовых заданий,
синквейнов,
викторин,
кроссвордов, электронных
презентаций, проектных и
учебно-исследовательских
работ;
 литературоведческий
анализ
лирических
и
прозаических текстов;
 оценка эссе, докладов,
сообщений, рецензий.
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической
части
проектов,
учебных
исследований и т.д.).
 индивидуальные
25

умением
представлять
тексты
в
виде
тезисов,
конспектов, аннотаций,
рефератов,
сочинений
различных жанров.

конспектирования,
написания
аннотаций,
рецензий,
эссе,
в
составлении тезисного и цитатного
планов сочинения, в создании
систематизирующих таблиц.
Умеет самостоятельно работать с
источниками информации (учебник,
дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в том числе
интернет-источники), редактировать
текст.
Владеет навыками работы с
иллюстративным материалом.
Использует
соответствующие
лексические
единицы
и
грамматические структуры.

Сформированнос
ть
умений
учитывать
исторический,
историкокультурный
контекст и контекст
творчества
писателя
в
процессе анализа
художественного
произведения.

Осуществляет
своевременное
прочтение
художественных
прозаических и лирических текстов.
Ориентируется в содержательном
пространстве произведений.
Владеет навыками индивидуальной
и групповой аналитической работы с
текстами
художественных
произведений и учебника.
Умеет работать в группах по
подготовке ответов на проблемные
вопросы, принимает участие в
эвристической беседе.
Демонстрирует
навыки
комментированного чтения.
Ведет диалог, правильно строит
предложения, следит за нормами
устной речи, владеет навыками
устной публичной речи.
Принимает участие при подготовке
литературных
композиций,
театрализаций с учетом историкокультурного контекста конкретной
эпохи.
Осуществляет
своевременное
прочтение
художественных
прозаических и лирических текстов.
Ориентируется в содержательном
пространстве произведений.
Владеет навыками индивидуальной
и групповой аналитической работы с
текстами
художественных
произведений и учебника.

Способность
выявлять
в
художественных
текстах
образы,
темы и проблемы и
выражать
свое
отношение к ним в
развернутых
аргументированных

задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 оценка в составлении
конспектов,
цитатников,
систематизирующих
таблиц и тезисных планов,
при написании аннотаций,
рецензий, эссе;
 оценка
литературоведческого
анализа
лирических
и
прозаических текстов;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической
части
проектов,
учебных
исследований и т.д.).
 индивидуальные
задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 устный
ответ,
эвристическая беседа;
 декламация лирических
текстов
(записанные
видеофрагменты
и
в
режиме
реального
времени),
участие
в
театрализации;
 устные
публичные
выступления с докладами,
сообщениями;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической
части
проектов,
учебных
исследований и т.д.);
 дифференцированный
зачет
 индивидуальные
задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 тестирование;
 устный
ответ,
эвристическая беседа;
 оценка при написании
эссе;
26

и

Умеет работать в группах по
подготовке ответов на проблемные
вопросы, принимает участие в
эвристической беседе.
Умеет
задавать
проблемные
вопросы,
владеет
способами
аргументации.
Демонстрирует
навыки
комментированного чтения.
Ведет диалог, правильно строит
предложения, следит за нормами
устной речи, владеет навыками
устной публичной речи.

 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической
части
проектов,
учебных
исследований
и
т.д.);
дифференцированный
зачет

Владение
навыками анализа
художественных
произведений
с
учетом их жанровородовой
специфики.

Осуществляет
своевременное
прочтение
художественных
прозаических и лирических текстов.
Ориентируется в содержательном
пространстве произведений с учетом
их жанрово-родовой специфики.
Владеет навыками индивидуальной
и групповой аналитической работы с
текстами
художественных
произведений и учебника.
Умеет работать в группах по
подготовке ответов на проблемные
вопросы, принимает участие в
эвристической беседе.
Демонстрирует
навыки
комментированного чтения.
Ведет диалог, правильно строит
предложения, следит за нормами
устной речи, владеет навыками
устной публичной речи.
Использует точные формулировки,
владеет
лексикой
литературоведческого характера.

 индивидуальные
задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 тестирование;
 устный
ответ,
эвристическая беседа;
 оценка при написании
эссе;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической
части
проектов,
учебных
исследований и т.д.).

устных
письменных
высказываниях.

27

Приложения
Перечень тем индивидуальных проектов
1. Имел ли место быть спорт в жизни русских классиков? (о спортивном образе жизни
русских писателей).
2. Николай Коляда на страницах города Екатеринбург: есть чем гордиться! (анализ
творчества драматурга и его влияние на культурную жизнь города Екатеринбург).
3. Карнавальный бум литературных персонажей, или какой костюм выбрать на
Новый год, чтобы не остаться незамеченным? (рейтинг самых популярных костюмов
среди детей дошкольного и младшего школьного возраста).
4. Ребенок в пионерском лагере вчера и загородном лагере сегодня
(сопоставительный анализ условий для развития личности ребенка в разные исторические
эпохи на примере литературных произведений).
5. Разница есть! Художественные нюансы восприятия поэтического мира Ф.И.
Тютчева и А.А. Фета.
6. Литературные персонажи на обертках современных конфет (разработка игровых
моделей для детей дошкольного возраста).
7. Памятники литературным героям в Свердловской области.
8. Мультфильмы по литературным произведениям отечественных писателей: вред
или польза?
9. Отношение русских писателей и поэтов к городу Екатеринбургу (Свердловску) на
литературных страницах.
10. Здравствуйте, уважаемый герой! (что бы вы спросили у любимого героя?)
11. Самый читаемый автор в моем учебном заведении.
12. От улыбки станет всем светлей (конкурс улыбок среди писателей).
13. Праздник Рождества в литературном мире: изучаем традиции и оцениваем
современность.
14. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты (художественная литература в
восприятии современного подростка).
15. Тебе еще семнадцать или уже семнадцать? (к вопросу об отношении наших
современных читателей к возрасту некоторых литературных героев XIX-XX вв.)
16. Литературная география России (создание игры-бродилки по знаменитым
литературным местам).
17. Добро пожаловать в библиотеку! (создание подробного каталога библиотек нашего
города с последующими рекомендациями).
18. Музеи для уроков литературы в г. Екатеринбург (создание подробного каталога
музеев, связанных с изучением литературы с последующими рекомендациями).
19. Одна великолепная литературная цитата устами студента СОПК (рейтинг
популярности известных афоризмов и выражений из литературных произведений).
20. Конфликты литературных героев и пути их разрешения на примере моего
любимого художественного произведения.
21. Популярность театра в наши дни: портрет студента СОПК как театрального
зрителя.
22. Образ современного учителя в художественной литературе вчера и сегодня.
23. Талант передается по наследству? (о преемственности между талантливыми
классиками и их потомками в XXI веке).
24. Учимся искать клад! (разработка игровых моделей на примере художественных
авантюрно-приключенческих романов).
25. А сможешь отгадать загадку? (Какие загадки знают современные студенты).
26. Несколько вопросов и ответов о правилах поведения детей дошкольного возраста
(на примере анализа художественных текстов детских писателей).
27. Несколько вопросов и ответов о правилах поведения детей младшего школьного
возраста (на примере анализа художественных текстов детских писателей).
28

28. Мир игрушек в поэзии вчера и сегодня (вопрос о популярности игрушек
дореволюционного, советского и современного периодов в творчестве детских писателей).
29. Мама, забери меня домой! (реакция художественной литературы на проблему
одиноких детей в разные исторические эпохи).
30. Как литературный герой помог мне правильно распоряжаться финансами? (о
проблеме отношения современных подростков к деньгам).
31. Какие сказки мама вам читала на ночь? (рейтинг самых популярных читаемых
сказок детям дошкольного возраста).
32. Нужны ли нам еще гитара и костер? (вопрос о бардовской песне сегодня).
33. Я буду жить, но только улыбнись и руку протяни… (на примере анализа
художественных произведений современных писателей об особенностях жизни детей,
страдающих от тяжелых заболеваний).
34. Что мешает быть счастливым современному подростку? (о проблемах молодежи в
современной русской литературе).
35. Известное о неизвестном. Ищем новые таланты ( о современных молодых
писателях).
36. Создание календаря по стихотворениям о природе А.С. Пушкина с дидактическими
заданиями (для детского сада).
37. Разработка литературной квест-игры для детского лагеря.
38. Влияние интеллектуальных карт на понятийный аппарат студента СОПК (на
примере изучения литературного произведения).
39. Создание читательского дневника для студента СОПК.
40. Экскурсия по Петербургу, по местам героев романа «Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевского.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».