МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПП.02.Пробные занятия с обучающимися, отнесенными к специальным медицинским группам ПМ 02 Организация адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам специальность 49.02.02 Адаптивная физическая культура Екатеринбург 2020 Рабочая программа производственной практики по ПМ 02 «Организация адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2014 г. № 994 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.02 «Адаптивная физическая культура» Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» учреждение Разработчики: Прусс Б.А., преподаватель психолого-педагогических и спортивных дисциплин высшей квалификационной категории Рецензент: Плетенецкая Ольга Анатольевна. Директор ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2 Содержание 1. Общая характеристика программы практики …………..…………………………………………4 2. Структура и содержание программы практики…………………………………………………….8 3. Условия организации и проведения практики………………………………………………………11 4. Контроль и оценка результатов………………………………………………………………………13 1. Общая характеристика программы производственной практики 1.1. Место производственной практики в структуре 3 основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) 1.1. Место производственной практики в структуре основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) Программа производственной практики является частью ОПОП по специальности 49.02.02 «Адаптивная физическая культура». в части освоения основного вида профессиональной деятельности: «Организация адаптивного физического воспитания обучающихся отнесенных к специальным медицинским группам» 1.2. Цель практики - приобретение практического опыта наблюдения, анализа, организации и проведения образовательного процесса в условиях адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесённым к специальным медицинским группам. Задачи практики: - апробация знаний и умений, полученных при освоении МДК.02.01. Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам; - формирование у студентов системы базовых профессиональных умений, необходимых специалисту по адаптивной физической культуре: умения планировать, организовывать и проводить уроки, объективно оценивать умения школьников; навыков работы с учебно-методической литературой, анализа результатов образовательного процесса и использования методического опыта других учителей, руководства деятельностью учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; - разработка эффективных форм профилактики и оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья; -подготовка студентов к этапу самостоятельного выполнения функций учителя адаптивной физической культуры. В ходе освоения программы производственной практики студент должен: иметь практический опыт: -анализа планов и организации процесса физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам, и разработки предложений по его совершенствованию; -определения цели и задач, планирования и проведения урочных и внеурочных занятий оздоровительной физической культурой с обучающимися, отнесенными к специальным медицинским группам; -проведения диагностики физической подготовленности обучающихся специальных медицинских групп; - наблюдения, анализа и самоанализа уроков с обучающимися, отнесенными к специальным медицинским группам, их обсуждения в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции; -применения приемов страховки при выполнении физических упражнений; -ведения документации, обеспечивающей процесс физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам 4 уметь: находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам адаптивной физической культуры; планировать адаптивное физическое воспитание обучающихся отнесенных к специальным медицинским группам, строить его с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуальнопсихологических особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности, характера заболевания; осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на занятии; анализировать процесс и результаты физического воспитания, обучения, отдельные уроки, внеурочные мероприятия и занятия с обучающимися в специальных медицинских группах. знать: цели, задачи, функции, содержание, формы и методы физического воспитания обучающихся отнесенных к специальным медицинским группам; - медико-биологические и психологические основы построения методики адаптивного физического воспитания в специальных медицинских группах; характеристику типичных нарушений и особенностей развития обучающихся отнесенных к специальным медицинским группам; методики адаптивного физического воспитания обучающихся отнесенных к специальным медицинским группам приемы, способы страховки и самостраховки; виды документации, требования к ее ведению и оформлению 1.3. Количество недель (часов) на освоение программы учебной практики Всего 4 недели, 72 часа. 1.4. Форма проведения концентрированно 1.5. Место проведения практики Образовательные Организации реализующие процесс адаптивного физического воспитания в специальных медицинских группах Результаты практики 5 Результатом учебной практики является освоение общих компетенций (ОК): Код ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 08 ОК 09 ОК 10 ОК 11 ОК 12 Наименование результата практики Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности профессиональных компетенций (ПК): Вид профессиональной Код деятельности «Организация ПК 2 1. адаптивного физического воспитания ПК обучающихся 2.2 отнесенных к ПК специальным 2.3 медицинским группам ПК 2.4 Наименование результатов практики . Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся. Проводить занятия оздоровительной физической культурой. Организовывать внеурочные занятия физической культурой оздоровительной, реабилитационной и рекреационной направленности. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. 6 ПК 2.5 ПК 2.6 Анализировать учебные занятия и внеурочные мероприятия Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам. 7 3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПП.02.Пробные занятия с обучающимися, отнесенными к специальным медицинским группам Цель практики - приобретение практического опыта наблюдения, анализа, организации и проведения образовательного процесса в условиях адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесённым к специальным медицинским группам. Задачи практики: - апробация знаний и умений, полученных при освоении МДК.02.01. Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам; - формирование у студентов системы базовых профессиональных умений, необходимых специалисту по адаптивной физической культуре: умения планировать, организовывать и проводить уроки, объективно оценивать умения школьников; навыков работы с учебно-методической литературой, анализа результатов образовательного процесса и использования методического опыта других учителей, руководства деятельностью учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; - разработка эффективных форм профилактики и оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья; -подготовка студентов к этапу самостоятельного 8 3.1. Тематический план учебной практики Коды форм ируе мых компет енций ОК 0112 ПК 2.12.6. Наименован ие профессиона льного модуля ПМ.02. «Организация адаптивного физического воспитания обучающихся отнесенных к специальным медицинским группам» Кол-во часов практ ики 4 недели 72 часа Виды работ Наименование учебных дисциплин, МДК, обеспечивающих выполнение видов работ 1.Посещение урока в СМГ с последующим анализом и обсуждением. Составление технологических карт уроков в СМГ с учетом возрастных, коррекционных и соматических особенностей обучающихся 2.Наблюдение и анализ уроков студентов (коллег по практике) Самостоятельное проведение уроков в СМГ 3.Посещение внеурочного МДК 02.01. Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесённым к специальным медицинским группам Тема 1.1. Функционирование специальных медицинских групп в процессе физического воспитания. Тема 2.1. Условия и содержание физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам Тема 2.2. Оздоровительная направленность внеурочных и внешкольных занятий по Наименования тем учебной практики Кол-во часов по темам Тема 1. Изучение и анализ организации и работы специальной медицинской группы в общеобразовательной организации Тема 2. Определение целей и задач уроков; 6 6 анализ уроков Тема 3. Составление технологических карт уроков адаптивной физической культуры с учетом возрастных, и соматических особенностей обучающихся Тема 4. Составление технологических карт уроков адаптивной физической культуры с учетом возрастных, и соматических особенностей обучающихся Тема 5. Наблюдение и анализ проведенных студентами внеурочных занятий в СМГ (коллег по практике) Тема 6. Наблюдение и анализ проведенных студентами внеурочных занятий в СМГ (коллег по практике) Тема 7. Работа в качестве учителя АФК в условиях СМГ. (проведение уроков в начальном звене) 6 6 6 6 6 9 занятия в СМГ с последующим анализом и обсуждением. 4.Составление технологических карт внеурочных занятий в СМГ с учетом возрастных, коррекционных и соматических особенностей обучающихся, оздоровительной направленности содержания. 5.Самостоятельное проведение внеурочных занятий в СМГ физической культуре Тема 8 Работа в качестве учителя АФК в 6 условиях СМГ. (проведение уроков в среднем звене) Тема 9. Работа в качестве учителя АФК в условиях СМГ (проведение уроков в старшем звене) Тема 10. Организация и проведение внеурочных рекреационных занятий с обучающимися отнесенными к специальным медицинским группам в начальном звене., Тема 11 Организация и проведение внеурочных рекреационных занятий с обучающимися отнесенными к специальным медицинским группам в основном звене., Тема 12. Организация и проведение внеурочных рекреационных занятий с обучающимися отнесенными к специальным медицинским группам в старшем звене., 6 6 6 6 10 4. Условия организации и проведения практики 4.1. Требования к документации, необходимой для проведения практики -положение о практике; -рабочая программа учебной практики 4.2. Требования к учебно-методическому обеспечению практики -тетрадь практиканта 4.3. Требования к материально-техническому обеспечению Типовой спортивный зал для занятий физической культурой. школьный стадион Рабочее место учителя адаптивной физической культуры 4.4. Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1.Бегидова, Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования — ISBN 978-5534-07862-6. — 2-е изд., испр. и доп. — М: Юрайт, 2020. — 191 с. Текст: электронный 2. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии: учебное пособие для среднего профессионального образования / ISBN 978-5-534-13349-3. — М: Юрайт, 2020. — 156 с. Текст: электронный 3. Рипа, М. Д. Методы лечебной и адаптивной физической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования ISBN 978-5-534-078589 — 2-е изд., испр. и доп. — М: Юрайт, 2020. Текст: электронный Дополнительные источники: 1.Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья ; Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019 . — 158 с. Текст: непосредственный 2. Аксенова О.Э., Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. - М.: Советский спорт. 2008. — 2966 с. Текст: непосредственный 3. Веневцев С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта. М.: Современный спорт. 2007. — 90с. Текст: непосредственный 4.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 1 том. М.: Советский спорт. 2010. . — 296 с Текст: непосредственный 5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 2 том. М.: Советский спорт. 2010. . — 448 с Текст: непосредственный 6. Евсеев С. П., Шпакова Л. В. Адаптивная физическая культура. М.: Советский спорт. 2005. — 240 с Текст: непосредственный 11 7. Опыт работы детско-юношеских спортивных школ и физкультурноспортивных клубов инвалидов и лиц с отклонениями в развитии. . — 182 с М.: Советский спорт. 2007 Текст: непосредственный 3.2.2 Сайты научных библиотек и каталогов 1. http://www.afkonline.ru Адаптивная физическая культура. Ежеквартальный журнал: 2. http://www.valeo.edu.ru Здоровье и образование 3. http://elib.mosgu.ru Каталог библиотеки Московского гуманитарного университет 4 http://lfksport.ru Лечебная физкультура и спортивная медицина.Научно-практический журнал 5. http://www.teoriya.ru Теория.Ру [Электронный ресурс]. 6. http://www.minstm.gov.ru Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации 7. https://paralymp.ru Официальный сайт Паралимпийского комитета России. 8. http://www.libsport.ru Российская спортивная энциклопедия [Электронный ресурс]. – 9. http://lib.sportedu.ru Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту . 10. http://www.teoriya.ru/studentu/booksport/ Электронные книги по спортивной тематике. 12 5. Контроль и оценка результатов практики Отчетность по практике: 1.Тетрадь практиканта 2. Письменный анализ посещенных урока учителя в СМГ (не менее 1). 3. Технологические карты проведенных уроков в СМГ с учетом возрастных, коррекционных и соматических особенностей обучающихся( не менее 5) 4. Протокол наблюдения и анализ уроков студентов (коллег по практике) (не менее2) 5. Технологические карты проведённых внеурочных занятий в СМГ с учетом возрастных, коррекционных и соматических особенностей обучающихся, оздоровительной направленности содержания.( не менее 2) 6. Наблюдение и анализ проведенных студентами внеурочных занятий в СМГ (коллег по практике) (не менее 1). Оценка результатов практики (сформированности общих и профессиональных компетенций): Результаты (освоенные компетенции) Основные показатели оценки результата Критерии оценки результата ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. демонстрация интереса к будущей профессии ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. -выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области коррекционнопедагогического процесса и адаптивного физического воспитания; -оценка эффективности и качества выполнения; - достижение высоких результатов при прохождении учебной практики; - результативность участия в обсуждении проведенных педагогом мероприятий, активное участие в, конференциях. - ведение тетради практиканта Качество анализа выбранных методов и форм организации профессиональной деятельности с учетом АООП -Полнота анализа достижения поставленных целей и задач при проведении урока и внеурочного занятия - Фиксация соответствия учебной деятельности учащихся ОПОП. Оценка освоения компетен ций (баллы) 13 ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях -решение стандартных профессиональных задач в области коррекционно- педагогического процесса и адаптивного физического воспитания; ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. эффективный поиск необходимой информации использование различных источников, включая электронные носители и сеть Интернет- ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. -разработка планирующей документации; -создание баз данных результатов и их учет; - быстрота освоения новых версий программных продуктов. - анализ соответствие ИКТ задачам обучения и АООП Принятие и фиксация решения по всем вопросам для группового обсуждения; сравнительное оценивание идей, высказанных участниками групповой работы; - фиксация и анализ использования коммуникационных способностей учащегося для достижения целей внеурочного занятия; - соответствие используемых способов и типов общения личностным особенностям и нормам профессиональной этики. -анализ достижение благоприятной среды обучения при проведении урока и внеклассного занятия. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. точность выявленных методических ошибок учащихся. – скорость принятия решения в нестандартных ситуациях, возникающих при прохождении практики. -полнота анализа достижения поставленных целей и задач при проведении урока и внеурочного занятия - анализ соответствия найденной информации тематике урока и внеурочного занятия, задачам образования и АООП; - правильность использования широкого спектра современных источников информации, в том числе Интернета при решении профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - результативность найденной информации, необходимой для решения профессиональных задач; 14 Самостоятельное осуществление целеполагания деятельности обучающихся; самостоятельный выбор эффективных форм и методов контроля образовательной деятельности обучающихся, полнота анализа достижения поставленных целей и задач при проведении урока и внеурочного занятия -анализ применения различных приемов мотивирования учащихся (например, создание наглядных материалов, практических заданий, поисковых ситуаций и т.д.) анализ собственных мотивов и внешних ситуаций при принятии решений профессиональных задач, касающихся своего профессионального роста. - соответствие профессионального и личностного развития задачам методического развития; - результативность участия в обсуждении проведенных педагогом мероприятий, активное участие в, конференциях. Осуществление профессиональной деятельности в рамках профессиональной практики на основе компетентностного подхода с использованием современных образовательных технологий - полнота анализа применения новых технологий учителем АФК. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. соблюдение техники безопасности при осуществлении собственной коррекционно- педагогической деятельности и процесса и адаптивного физического воспитания обучающихся в рамках профессиональной практики. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. Осуществление профессиональной деятельности в рамках профессиональной практики, на основе правовых норм, предусмотренных законодательством РФ и локальных документов ОУ - соответствие оснащения рабочей среды требованиям СанПиНа; -анализ использование правил оказания первой помощи при профилактике травматизма и охраны жизни и здоровья детей - соответствие оснащения рабочей среды требованиям противопожарной безопасности - анализ соответствия профессиональной деятельности нормативными документам; - анализ соответствия профессиональной деятельности согласно должностным инструкциям; - анализ соответствия осуществляемой профессиональной деятельности должностным инструкциям, АООП и другим нормативным документам. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. - точность применения технологии деятельностного подхода при прохождении учебной практики; 15 ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурноспортивной деятельности. ПК 2 1. . Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся. ПК 2.2 Проводить занятия оздоровительной физической культурой.. анализ собственных результатов физкультурно-спортивной деятельности, анализ собственных мотивов на овладение коррекционно- педагогическойдеятельности и принятие корректирующих действий. умение методически грамотно планировать физическое воспитание обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам, строить его с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально- психологических особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности, характера патологии; умение грамотно использовать различные формы адаптивного физического воспитания; в условиях СМГ дозировать физическую нагрузку в соответствии с педагогическими задачами, формой организации физического воспитания, уровня возрастных, индивидуальных, соматических особенностей обучающихся, с учетом оздоровительной направленностью; возможностями организма обучающихся; использовать различные средства и методы физической реабилитации и восстановления организма; - анализ соответствия профессиональных знаний учителя АФК избранному виду адаптивного спорта соответствие целей и задач основным психологическим, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; - соответствие планов занятий ФГОС ОВЗ; - соответствие плана урока теме, поставленным целям и санитарно-гигиеническим нормам; - соответствие отобранных средств обучения содержанию урока в СМГ; - соответствие среды обучения СМГ основным технологическим требованиям СанПи); - соответствии разрабатываемых конспектов ФГОС и СМГ; - соответствие наглядных материалов тематике урока и требования ФГОС АООП и СМГ. 16 ПК 2.3 Организовывать внеурочные занятия физической культурой оздоровительной, реабилитационной и рекреационной направленности. Осуществление анализа и самоанализа просмотренных внеурочных занятий в соответствии с предложенными критериями. Взаимодействие в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, учителями. Формулирование предложений по совершенствованию и коррекции внеурочных занятий. Умения находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочных занятий оздоровительной физической культурой с обучающимися, отнесенными к специальным медицинским группам; ПК 2.4 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. осуществление анализа процесса и результата физического воспитания, отдельных уроков, внеурочных мероприятий и занятий в условиях СМГ, корректировка и их совершенствование. ПК 2.5 Анализировать учебные занятия и внеурочные мероприятия Осуществление анализа и самоанализа просмотренных уроков в соответствии с предложенными критериями. Взаимодействие в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, учителями. Формулирование предложений по совершенствованию и коррекции уроков. ПК 2.6 Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам. - качество оформления документации, обеспечивающую процесс адаптивного физического воспитания обучающихся в специальных медицинских группах - соответствие целей и задач основным психологическим, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; - соответствие планов внеурочных занятий АООП ФГОС и СМГ; - соответствие плана урока теме, поставленным целям и санитарно-гигиеническим нормам; - соответствие отобранных средств обучения АООП ФГОС и СМГ;; соответствие среды обучения СМГ основным технологическим требованиям СанПи); - соответствии разрабатываемых конспектов ФГОС и СМГ; - соответствие наглядных материалов тематике урока и требования ФГОС АООП и СМГ. - соответствие осуществляемого контроля возрастным и индивидуальными физиологическим особенностям учащихся; - ведение журнала посещаемости уроков; - использование новых технологии при проведении уроков в СМГ. - соответствие уроков учебным планам(тематика, количество часов и т.д.) - ведение журнала отзывов о проведении уроков. - ведение табеля педагогической практики с указанием ошибок, допущенных при проведении уроков и рекомендации по их исправлению - соответствие отчетной документации ФГОС ОВЗ; - соответствие ведения документации СМГ по ФГОС 17 Оценка освоения программы практики: 90% от общего количества баллов – оценка 5 75% от общего количества баллов – оценка 4 50% от общего количества баллов баллов – оценка 3 менее 50% от общего количества баллов баллов – оценка 2 За учебную и производственную практику выставляется– дифференцированный зачет 18 19 20