ПМ.01 ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Приложение 5.1
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 49.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«С верд ловс к ий о бласт но й пед агог ичес к ий ко ллед ж »
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
49.02.02 Адаптивная физическая культура
Заочная форма

Екатеринбург
2020
1

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. «Организация адаптивного
физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
среднего профессионального образования 49.02.02 ««Адаптивная физическая культура»,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13
августа 2014 г. N 994.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Свердловский
областной педагогический колледж»

Разработчик:
Прусс Б.А., преподаватель высшей квалификационной категории

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

20

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

22

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01. Организация адаптивного физического воспитания обучающихся в
общеобразовательных организациях
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности «Организация адаптивного физического воспитания
обучающихся в
общеобразовательных организациях» и соответствующие ему общие компетенции и
профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
ОК 1
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
ОК 2
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
ОК 4
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
ОК 5
совершенствования профессиональной деятельности
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
ОК 6
коллегами и социальными партнерами.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
ОК 7
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
ОК 8
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
ОК 9
целей, содержания, смены технологий.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
ОК 10
здоровья детей.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
ОК 11
правовых норм.
ОК 12 Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 1
Организация адаптивного физического воспитания обучающихся в
общеобразовательных организациях.
ПК 1.1
Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся.
ПК 1.2
Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 1.3
Организовывать внеурочную физкультурно-спортивную деятельность
обучающихся оздоровительной, профилактически-реабилитационной и
рекреационной направленности.
ПК 1.4
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 1.5
Анализировать учебные занятия, внеурочные мероприятия.
4

ПК 1.6

Создавать в кабинете (спортивном зале, на спортивной площадке) предметноразвивающую среду с учетом особенностей состояния здоровья обучающихся.
ПК 1.7
Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического
воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях.
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь практический
 анализа планов и организации процесса адаптивного
опыт в
физического
воспитания
в
общеобразовательных
организациях различного вида и разработки предложений
по его совершенствованию;
 определения цели и задач, планирования и проведения
уроков, внеурочных мероприятий и занятий по адаптивной
физической
культуре
в
общеобразовательных
организациях;
 проведения диагностики физической подготовленности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
различных нозологических групп;
 наблюдения, анализа и самоанализа уроков, внеурочных
мероприятий и занятий в общеобразовательных
организациях, их обсуждения в диалоге с сокурсниками,
руководителем педагогической практики, учителями,
разработки предложений по совершенствованию и
коррекции;
 применения приемов страховки при выполнении
физических упражнений;
 ведения
документации,
обеспечивающей
процесс
адаптивного физического воспитания обучающихся в
общеобразовательных организациях;
уметь
 находить и использовать методическую литературу и
другие источники информации, необходимой для
подготовки к урокам адаптивной физической культуры;
 планировать адаптивное физическое воспитание в
общеобразовательных организациях, строить его с учетом
возрастно-половых,
морфофункциональных
и
индивидуально-психологических
особенностей
обучающихся, уровня их физической подготовленности,
характера дефекта или патологии;
 создавать в кабинете (спортивном зале, на спортивной
площадке) предметно-развивающую среду с учетом
особенностей состояния здоровья обучающихся;
 устанавливать
педагогически
целесообразные
взаимоотношения с обучающимися и их родителями
(лицами, их заменяющими);
 подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное
оборудование и инвентарь;
 использовать различные формы адаптивного физического
воспитания;
 использовать различные методы и приемы обучения
двигательным действиям, методики развития физических
качеств, дозировать физическую нагрузку в соответствии с
педагогическими
задачами,
формой
организации
5












знать












физического воспитания, характером дефекта или
патологии, функциональными возможностями организма
обучающихся;
использовать различные средства и методы физической
реабилитации и восстановления организма;
мотивировать обучающихся к участию в адаптивной
физкультурно-спортивной деятельности оздоровительной,
профилактически-реабилитационной и рекреационной
направленности;
планировать и проводить педагогически целесообразную
работу с родителями (лицами, их заменяющими);
организовывать, проводить соревнования и осуществлять
судейство;
выполнять профессионально ориентированные виды
двигательных действий;
применять приемы страховки и самостраховки при
выполнении физических упражнений, соблюдать технику
безопасности на занятиях;
осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс
и результаты деятельности обучающихся на занятии;
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении
уроков, внеурочных мероприятий и занятий;
анализировать процесс и результаты физического
воспитания, обучения предмету "Адаптивная физическая
культура", отдельные уроки, внеурочные мероприятия и
занятия, корректировать и совершенствовать их;
цели, задачи, функции, содержание, формы и методы
физического
воспитания
в
общеобразовательных
организациях;
медико-биологические
и
психологические
основы
построения частных методик адаптивной физической
культуры;
-характеристику типичных нарушений и особенностей
развития инвалидов разных нозологических групп;
методики
адаптивного
физического
воспитания
обучающихся с нарушением зрения, слуха, умственной
отсталостью,
детским
церебральным
параличом,
поражением спинного мозга, врожденными аномалиями
развития и после ампутации конечностей;
-место и значение предмета "Адаптивная физическая
культура" в образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
-приемы, способы страховки и самостраховки;
-формы и методы взаимодействия с родителями или
лицами,
их
заменяющими,
как
субъектами
образовательного процесса;
-виды специального оборудования, его назначение;
-виды документации, требования к ее ведению и
оформлению
6

1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего 542 час, из них на освоение
МДК 01.01. Частные методики адаптивного физического воспитания 542 часа;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 66 часов;
Самостоятельная работа 476 часов

7

2. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля
Объем профессионального модуля, час.
Коды
профессиональных
общих компетенций

1
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
ОК 01-12.

Наименования
разделов
профессионального
модуля

Суммарный
объем
нагрузки,
час.

2
Раздел 1. «Общие
основы и базовые
концепции частных
методик адаптивной
физической культуры
Раздел2.
«Организационнометодический базис
адаптивного
физического
воспитания»
Раздел3.Организационно
методические основы
адаптивного
физического воспитания
обучающихся в условиях
реализации АООП
Раздел 4 «Предметноразвивающая среда в
процессе адаптивного
физического воспитания
в общеобразовательных
организациях»

3

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
Всего

4
1

76

Обучение по МДК
В том числе
Лабораторных
Курсовых
и практических
работ
занятий
(проектов)
5
6
4

Практики
Учебная

Производственная

7

8

Самостоятельная
работа1

9
60

176

16

6

160

252

26

10

226

38

8

2

30

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с
требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной
работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
1

8

УП.01«Учебная практика
«Моделирование
процесса адаптивного
физического воспитания
в общеобразовательных
организациях»
ПП.01 ««Пробные
занятия по адаптивной
физической культуре в
общеобразовательных
организациях»

Промежуточная
аттестация (по
каждому
компоненту ПМ:
МДК, УП, ПП, по
ПМ)
Всего:

72

108

542

66

22

72

108

476

9

2.2. Содержание обучения по профессиональному модулю «Организация адаптивного физического воспитания обучающихся в
общеобразовательных организациях»
Наименование разделов
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
профессионального модуля
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
2
МДК 01.01. Частные методики адаптивного физического воспитания
Раздел 1. Планирование и
организация
процесса
адаптивного
физического
воспитания в С (К) ОУ
Тема 1.1.Методика
Содержание
адаптивной физической
1. Характеристика учащихся С(К)ОУ 3 и 4 видов
культуры учащихся с
2. Планирование и организация процесса адаптивного физического воспитания в С(К)ОУ
нарушением зрительного
3 и 4 видов
анализатора
Практические занятия
1. Особенности физического развития и двигательных нарушений у слепых и
слабовидящих.
Тема 1.2 Методика
Содержание
адаптивной физической
1. Анатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха.
культуры учащихся с
2. Характеристика детей с нарушением слуха.
нарушением слуха
3. Методика коррекции и компенсации нарушений слухового анализатора в условиях
С(К)ОУ 1 и 2 видов
Практические занятия
1. Методики коррекции двигательных нарушений глухих детей в процессе адаптивного
физического воспитания
Тема 1.3 Методика
Содержание
адаптивной физической
1 Понятие, причины и формы умственной отсталости
культуры учащихся С(К)ОУ 8 2 Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика учащихся с
вида
отклонениями в интеллектуальном развитии.

Объем часов

3
66
32

4
2

2

4
2

2

6
2

10

Особенности методики адаптивной физической культуры с учащимися, имеющими
отклонения в интеллектуальном развитии
Практические занятия
1 Коррекция основных двигательных нарушений у детей с умственной отсталостью.
Содержание
1 Понятие
о
детском
церебральном
параличе
(ДЦП):
эпидемиология,
классификация,
этиология
2 Двигательные нарушения и двигательная реабилитация детей с ДЦП
3 Особенности коррекционно - воспитательного процесса в условиях С(К)ОУ 6 вида
Практические занятия
1 Урок адаптивной физической культуры в условиях С(К)ОУ 6 вида
3

Тема 1.4. Методика
адаптивной физической
культуры учащихся С(К)ОУ 6
вида

Тема 1.5. Методы и приемы
работы с родителями детей с
ограниченными
возможностями учителем
адаптивной физической
культуры

Содержание
1 Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями
(теоретический аспект).
2 Методические приемы работы с родителями детей- инвалидов
Практические занятия
1 Участие семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии.
Самостоятельная работа при изучении раздела 1.
256
Примерные задания внеаудиторной самостоятельной работы
Самостоятельная работа 1. Составьте аннотацию работы Л.С. Выготского « Принципы воспитания физически
дефективных детей» с точки зрения деятельности специалиста адаптивной физической культуры
Самостоятельная работа 2. Рассмотрите, используя информационные источники особенности двигательной сферы детей
с ограниченными возможностями здоровья и найти закономерности структуры нарушений.
Самостоятельная работа 3. Рассмотрите, используя информационные источники принципы физкультурной работы с
учащимися имеющими нарушения в развитии.
Самостоятельная работа 4. Рассмотрите, используя информационные источники медико-физиологические и
психологические предпосылки построения частных методик адаптивной физической культуры
Самостоятельная работа 5 . Дайте характеристику типичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп
Самостоятельная работа 6 .Используя информационные источники, выявите негативное влияние аномалии на моторные
функции.
Самостоятельная работа 7.Составьте аннотацию работы Л.С.Выготского «Дефект и компенсация».

2
2
4
2

2
4
2

2

11

Самостоятельная работа 8. Используя информационные источники, раскройте коррекционно-развивающую
направленность педагогической деятельности.
Самостоятельная работа 9. Составьте аннотацию работы Г.Е.Сухаревой «Стойкие психические нарушения в отдаленном
периоде органических поражений головного мозга.
Самостоятельная работа 10 . Используя информационные источники проведите анализ работы субъектов системы
коррекционно - воспитательного процесса СКОУ VIII вида.
Самостоятельная работа 11. Проведите самостоятельное изучение материалов монографии М. Акош, К.Акош «
Кондуктивная педагогика»
Самостоятельная работа 12 .Составьте аннотацию работы монографии М.В.Ипполитовой, Р.Д.Бабенковой,
Е.М.Мастюковой « Воспитание детей с ДЦП в семье».
Самостоятельная работа 13. Используя информационные источники, дайте характеристику основным глазным
заболеваниям, наиболее часто встречающимся у детей школьного возраста.
Самостоятельная работа 14. Охарактеризуйте особенности физического развития детей с зрительной депривацией.
Самостоятельная работа 15. Используя информационные источники, определите, в чем заключается коррекционная
направленность адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения
Самостоятельная работа 16. Перечислите противопоказания при регулировании физической нагрузки детей школьного
возраста с нарушением зрения.
Самостоятельная работа 17 .Определите задачи (общие и коррекционные) адаптивного физического воспитания детей с
депривацией зрения.
Самостоятельная работа 18. Используя информационные источники, раскройте действующие классификации стойких
нарушений слуха.
Самостоятельная работа 19. Используя информационные источники, определите какие психофизические и двигательные
особенности характерны для слабослышащих и глухих детей школьного возраста?
Самостоятельная работа 20 .Используя информационные источники, раскройте особенности координационных
нарушений двигательной деятельности глухих.
Самостоятельная работа 21. Определите взаимосвязь слухового и вестибулярного анализатора и ее роль в функции
равновесия?
Самостоятельная работа 22. Раскройте взаимосвязь основных движений глухого ребенка (бег, прыжки, метания) с
развитием координационных способностей.
Самостоятельная работа 23. Охарактеризуйте особенности физического развития детей с умственной отсталостью.
Самостоятельная работа 24 .Дайте характеристику средств физической культуры для детей с умственной отсталостью.
Самостоятельная работа 25. Используя информационные источники, раскройте особенности обучения двигательным
действиям детей с умственной отсталостью?
12

Самостоятельная работа 26 .Раскройте специфические особенности методики развития координационных способностей
детей с умственной отсталостью.
Самостоятельная работа 27. Используя информационные источники, определите, каким образом через движение
осуществляется коррекция психических нарушений (внимания, памяти, речи и др.)?
Самостоятельная работа 28. Используя информационные источники, раскройте Охарактеризуйте основные
нарушения в технике ходьбы и бега умственно отсталого ребенка и раскройте методические приемы их коррекции.
Самостоятельная работа 29 . Используя информационные источники, определите в чем состоит необходимость развития
мелкой моторики рук для умственно отсталого ребенка? Какими приемами корригируются эти нарушения?
Самостоятельная работа 30 . Используя информационные источники, раскройте основные направления коррекции
вторичных нарушений. Какими приемами корригируются нарушения осанки и телосложения?
Самостоятельная работа 31. Используя информационные источники, раскройте пути активизации познавательной
деятельности с помощью подвижных игр.
Самостоятельная работа 32 . Используя информационные источники, определите методические требования при
организации и проведении подвижных игр с умственно отсталыми детьми.
Самостоятельная работа 33. Используя информационные источники, определите, какие упражнения стимулируют
психику при ДЦП?
Самостоятельная работа 34 . Используя информационные источники, определите, какими средствами тренируется
функция равновесия при ДЦП?
Самостоятельная работа 35 . Используя информационные источники, определите , какие средства используются для
формирования стояния и х о д ь б ы при ДЦП?
Самостоятельная работа 36 . Используя информационные источники, определите, какие задачи решаются на занятиях
по адаптивному физическому воспитанию при ДЦП?
Самостоятельная работа 37 . Используя информационные источники, определите диагностические тесты оценки
эффективности коррекции двигательных нарушений при ДЦП?
Самостоятельная работа 38. Используя информационные источники, определите, какие стили воспитания чаще всего
используются родителями в семьях, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями?
Самостоятельная работа 39. Используя информационные источники, определите, какие методические приемы могут
применяться родителями при воспитании ребенка с ограниченными возможностями?
Самостоятельная работа 40. Используя информационные источники, определите, какие существуют подходы работы с
семьей, стимулирующие развитие двигательной активности ребенка?
Самостоятельная работа 41. Используя информационные источники, раскройте формы практического обучения
родителей детей-инвалидов?
Самостоятельная работа 42. Используя информационные источники, определите формы теоретического обучения
родителей детей-инвалидов?
13

Раздел 2. Способы анализа,
контроля, оценки, процесса
адаптивного физического
воспитания в С (К) ОУ
Тема2.1.Организационнометодический базис
уроков адаптивной
физической культуры

Содержание
1 Выявление исходного уровня показателей здоровья, физического развития, физической
подготовленности, функционального состояния организма
2 Методика оценки физического развития и физической
подготовленности учащихся с
ограниченными
возможностями здоровья
3 Профилактика травматизма и врачебно-педагогический контроль на уроках адаптивной
физической культуры.
Практические занятия
1 Анализ урока физической культуры с учетом направленности образовательной
программы С(К)ОУ
2 Анализ индивидуального коррекционного занятия с учетом ведущего нарушения у
учащегося
Самостоятельная работа при изучении раздела 2.
Примерная тематика и вопросы внеаудиторной самостоятельной работы
Задание. Составьте индивидуальную программу обучения двигательному действию по одной из следующих задач: а)
Обучить прыжку через скакалку; б) Обучить ходьбе по гимнастической скамейке; в) Обучить броску мяча над собой с
последующей ловлей. Условия: учащиеся в возрасте 8-10 лет с задержкой психического развития, умственной отсталостью,
нарушением слуха, зрения, недоразвитием конечностей - выбрать одну нозологическую группу.
Для выполнения задания необходимо:
1.
Описать модель техники выбранного двигательного действия, то есть, то чему Вы будете учить (последовательность
фаз движения, требования к позам и положениям отдельных частей тела, технические характеристики и т.п.)
2.
Предусмотреть возможные грубые ошибки и трудности выполнения, вызванные сенсорными, физическими,
психическими нарушениями.
3.
Создать условия безопасности, страховки и помощи.
4.
Процесс обучения включает все этапы, поэтому необходимо определить количественные и качественные показатели
(критерии оценивания), которые должны быть достигнуты занимающимися в конце обучения.
5.
К общей (выбранной) задаче подобрать частные задачи, а также средства (упражнения) и методические приемы
обучения. В формулировках задач должны быть отражены этапы обучения.

14

10
2
2

2
4
2
2

80

14

Вопросы внеаудиторной самостоятельной работы
1. Почему коррекционные, компенсаторные, профилактические, лечебно-восстановительные задачи относятся к
специальным?
2. Что такое физическое упражнение? Могут ли в разных видах адаптивной физической культуры (адаптивное
физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация) использоваться одни и те же
упражнения? Проиллюстрируйте примерами.
3. Перечислите основные классификационные признаки физических упражнений. Какие из них являются
специфическими для адаптивной физической культуры?
4. Раскройте особенности использования естественно-средовых (природных) и гигиенических факторов в занятиях с
детьми, имеющими различные нарушения в развитии.
5. Что лежит в основе выбора методов и методических приемов при занятиях с лицами с ограниченными
возможностями?
6. Какие типичные группы методов используются в адаптивной физической культуре и в чем особенности их
применения в разных нозологических группах?
7. Почему игровой метод относят к методам комплексного воздействия? В чем преимущества игрового метода? Какие
потребности ребенка удовлетворяет игровая деятельность?
8. Зачем нужны разные формы организации занятий физическими упражнениями? Какие из них являются основными
во всех видах адаптивной физической культуры?
9. то такое процесс обучения двигательным действиям? В чем трудности обучения детей с сенсорными,
интеллектуальными, двигательными нарушениями?
10. Какие методы обучения двигательным действиям используются в адаптивной физической культуре?
Раздел 3. Организация
внеурочной
деятельности в процессе
адаптивного физического
воспитания в С(К)ОУ
Тема 3.1Адаптивная
физическая рекреация в
процессе внеурочных и
внешкольных занятий в
С(К)ОУ

Содержание
1 Отличительные черты адаптивной двигательной рекреации в условиях С(К)ОУ
2 Рекреативно-оздоровительные занятия в системе С(К)ОУ (в группах общей
физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и других формах).
3 Общая характеристика средств адаптивной двигательной рекреации в условиях
С(К)ОУ
Практические занятия

10

6
2
2
2
4
15

1
2

Особенности проведения утренней гигиенической гимнастики и физкультминуток на
общеобразовательных уроках в системе С(К)ОУ
Методика проведения подвижных игр на переменах и во второй половине учебного
дня в системе С(К)ОУ
Самостоятельная работа при изучении раздела 3.
70

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Задание1. Составьте сценарий праздника в рамках адаптивной двигательной рекреации для детей с нарушениями в
развитии.
Праздник может проводиться в любое время года. Его цель - отдых, содержательное эмоциональное развлечение,
неформальное общение, проявление активности и познания, проверка собственных возможностей. При организации
праздника необходимо продумать девиз, эмблемы, оформление, музыку, награждение, сюрпризы и т.п., привлечь к участию
родственников, волонтеров и других помощников. Праздники могут быть предназначены для одной нозологической
группы школьников или быть интегрированными, объединяющими детей с разными нарушениями, а также здоровых детей
и взрослых.
Тематика праздников:
1.
Праздник «Нептуна» на воде в летнем оздоровительном лагере.
2.
Праздник «Масленица» - проводы русской зимы (с блинами, ярмаркой, развлечениями, соревнованиями).
3.
«Мы поедем, мы помчимся» - зимний праздник с катанием на лыжах, санках, «ватрушках», строительством крепости
и «снежной бабы».
4.
«Разноцветное лето» - туристский поход за город с палатками, песнями, играми, соревнованиями и т.п.
5.
«Юнга в море» - сюжетно- ролевая игра с фантастическими образами, полосой препятствий и нетрадиционным
оборудованием.
6.
«Танец листьев» - осенняя прогулка с младшими школьниками в лесопарковую зону.
Студент может предложить собственный сюжет и подготовить по нему сценарий.
Задание 2. Составьте комплексы утренней гимнастики для учащихся младшего, среднего и старшего возраста с учетом
ведущего нарушения.
Задание 3. Составьте комплексы физкультминуток для учащихся младшего, среднего и старшего возраста с учетом
ведущего нарушения.
Задание 4. Подберите несколько подвижных игр на переменах для учащихся младшего, среднего и старшего возраста с
учетом ведущего нарушения.
Раздел 4 Организация
предметно-развивающей

2
2

10
16

среды в процессе адаптивного
физического воспитания в
С(К)ОУ
Тема 4.1.Предметноразвивающая среда процесса
адаптивного физического
воспитания в условиях
С(К)ОУ

Содержание
1
Понятие «Предметно - развивающая среда С(К)ОУ.
2
Проблемы организации предметно- развивающей и коррекционно- развивающей
среды в С(К)ОУ
3
Средства адаптивного физического воспитания на уроках адаптивной физической
культуры
Практические занятия
1
Организация и оснащение коррекционного компонента на уроках адаптивной
физической культуры
2
Оборудование и гигиенические требования к спортивной площадке и
физкультурному залу С(К)ОУ
Самостоятельная работа при изучении раздела 4.
70
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Задание 2 Составьте схему физкультурно-образовательного пространства для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья(стойкое нарушение зрительного анализатора) с учетом:
1.условий для формирования предметно-игровых действий
2. условий для подвижной игры
3. условий для коррекции двигательных нарушений.
Задание 2 Составьте схему физкультурно-образовательного пространства для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья(стойкое нарушение слуха) с учетом:
1.условий для формирования предметно-игровых действий
2. условий для подвижной игры
3. условий для коррекции двигательных нарушений.
Задание 3. Составьте схему физкультурно-образовательного пространства для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья(нарушение интеллекта) с учетом:
1.условий для формирования предметно-игровых действий
2. условий для подвижной игры
3. условий для коррекции двигательных нарушений.
Задание 4. Составьте схему физкультурно-образовательного пространства для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья(нарушение опорно-двигательного аппарата) с учетом:
1.условий для формирования предметно-игровых действий

6
2
2
2
4
2
2

17

2. условий для подвижной игры
3. условий для коррекции двигательных нарушений.
Учебная практика «Моделирование коррекционно-педагогической деятельности в С(К)ОУ»
Производственная практика «Пробные занятия в С(К)ОУ»
Примерная тематика курсовых работ:
1. Значение подвижных игр в коррекции физического развития детей с детским церебральным параличом
2. Методика непрерывного адаптивного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с
нарушением зрения
3. Техническая подготовка по дзюдо детей с нарушением зрения
4. Влияние физических упражнений на сенсорное развитие детей с детским церебральным параличом
5. Эффективность уроков адаптивной физической культуры в начальной школе
6. Проблемы и возможности современной тренажерной гимнастики при функциональных нарушениях опорнодвигательной системы.
7. Средства ЛФК в комплексном лечении нарушений ходьбы больных с спастической диплегией.
8. Лечебно-профилактическая роль подвижных игр в реабилитации детей дошкольного возраста.
9. Развитие навыков общения у глухих детей средствами физической культуры.
10. Особенности методики корригирующей гимнастики, направленной на исправление дефектов фигуры
11. Формирование двигательных навыков мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
12. Совершенствование физических качеств у лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии с помощью
спортивного плаванья.
13. Развитие коррекционных способностей у детей с нарушением слуха.
14. Коррекция и развитие пространственной ориентации и равновесия у детей с тугоухостью методами АФК.
15. Организация и содержание адаптивной двигательной рекреации в семье.
16. Коррекция и развитие двигательных способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью средствами
креативных видов АФК.
17. Организация и содержание врачебно-педагогического контроля в адаптивной физической культуре.
18. Совершенствование координационных способностей школьников 8-12 лет с интеллектуальной недостаточностью.
19. Организация и содержание адаптивной двигательной рекреации у школьников с интеллектуальной
недостаточностью 8-9 лет
Всего:

72
72

722

18

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны
быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет: теории и методики физического воспитания;, оснащенный
оборудованием: доска аудиторная; стол преподавателя; стул преподавателя;
ученические столы; ученические стулья; шкафы для наглядных пособий; полки
книжные; демонстрационный экран; стенды; техническими средствами:
компьютер, интерактивная доска; видео фильмы; фото слайды.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
Основные источники:
1.Бегидова, Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебное
пособие для среднего профессионального образования — ISBN 978-5-534-07862-6.
— 2-е изд., испр. и доп. — М: Юрайт, 2020. — 191 с. Текст: электронный
2. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в
развитии: учебное пособие для среднего профессионального образования / ISBN 9785-534-13349-3. — М: Юрайт, 2020. — 156 с. Текст: электронный
3. Рипа, М. Д. Методы лечебной и адаптивной физической культуры: учебное
пособие для среднего профессионального образования ISBN 978-5-534-07858-9 —
2-е изд., испр. и доп. — М: Юрайт, 2020. Текст: электронный
Дополнительные источники:
1.Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной
интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья ; Екатеринбург: Изд-во
Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019 . — 158 с. Текст: непосредственный
2.
Аксенова О.Э., Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной
деятельности в адаптивной физической культуре. - М.: Советский спорт. 2008. —
2966 с. Текст: непосредственный
3.
Веневцев С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта. М.:
Современный спорт. 2007. — 90с. Текст: непосредственный
4.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 1 том. М.:
Советский спорт. 2010. . — 296 с Текст: непосредственный
5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 2 том. М.:
Советский спорт. 2010. . — 448 с Текст: непосредственный
6.
Евсеев С. П., Шпакова Л. В. Адаптивная физическая культура. М.: Советский
спорт. 2005. — 240 с Текст: непосредственный
7.
Опыт работы детско-юношеских спортивных школ и физкультурноспортивных клубов инвалидов и лиц с отклонениями в развитии. . — 182 с М.:
Советский спорт. 2007 Текст: непосредственный
3.2.2 Сайты научных библиотек и каталогов
1. http://www.afkonline.ru Адаптивная физическая культура. Ежеквартальный
журнал:
19

2. http://www.valeo.edu.ru Здоровье и образование
3. http://elib.mosgu.ru Каталог библиотеки Московского гуманитарного
университет 4 http://lfksport.ru Лечебная физкультура и спортивная
медицина.Научно-практический журнал
5. http://www.teoriya.ru Теория.Ру [Электронный ресурс].
6. http://www.minstm.gov.ru Официальный сайт Министерства спорта Российской
Федерации
7. https://paralymp.ru Официальный сайт Паралимпийского комитета России.
8. http://www.libsport.ru Российская спортивная энциклопедия [Электронный
ресурс]. –
9. http://lib.sportedu.ru Центральная отраслевая библиотека по физической
культуре и спорту .
10. http://www.teoriya.ru/studentu/booksport/ Электронные книги по спортивной
тематике.

20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

Код и наименование
профессиональных
и общих
компетенций,
формируемых в
рамках модуля
ПК 1.1. Определять
цели и задачи,
планировать
физическое
воспитание
обучающихся.

Критерии оценки

1.Соответствие содержания
представленного конспекта
урока программе,
требованиям к его
оформлению.
2.Определение структуры и
содержания урока в
соответствии с
определенной темой и
поставленными целями и
задачами.
3.Планирование работы на
уроке с детьми с ОВЗ,
учениками, имеющими
трудности в обучении,
учениками, отнесёнными по
состоянию здоровья к
специальной медицинской
группе в соответствии с их
индивидуальными
особенностями.
ПК 1.2. Проводить
1.Соответствие
учебные занятия по
проведенного урока
физической культуре. требованиям учебной
программы.
2.Использование
дифференцированных
заданий, индивидуальных
заданий в работе с детьми с
с детьми с ОВЗ,
учениками, имеющими
трудности в обучении,
учениками, отнесёнными по
состоянию здоровья к
специальной медицинской
группе.

Методы оценки

Проверка и оценка
выполненных
практических работ по
соответствующим
темам. Зачёты по
соответствующим
заданиям учебной и
производственной
практики. Оценка по
соответствующим
заданиям тестового
контроля.
Зачёты по
соответствующим
заданиям учебной и
производственной
практики.

Проверка и оценка
выполненных
практических работ по
соответствующим
темам. Зачёты по
соответствующим
заданиям учебной и
производственной
практики. Оценка по
соответствующим
заданиям тестового
контроля.
Зачёты по
соответствующим
заданиям учебной и
21

ПК 1.3.
Организовывать
внеурочную
физкультурноспортивную
деятельность
обучающихся
оздоровительной,
профилактическиреабилитационной и
рекреационной
направленности.

ПК 1.4. Осуществлять
педагогический
контроль, оценивать
процесс и результаты
деятельности
обучающихся.

3.Использование на уроках
оптимальных средств,
методов и форм
организации занимающихся.
1.Определение структуры и
содержания занятия в
соответствии с
поставленными целями и
задачами
внеурочного мероприятия.
2.Планирование работы на
внеурочном мероприятии с
с детьми с ОВЗ,
в соответствии с их
индивидуальными
особенностями.
3.Владение формами и
методами взаимодействия с
родителями обучающихся
или лицами, их
заменяющими, как
субъектами
образовательного процесса.
4. Использование во время
внеурочного мероприятия
оптимальных средств,
методов и форм
организации деятельности
занимающихся.

производственной
практики.

1.Владение приемами
организации текущего
контроля деятельности
школьников.
2.Оценивание физической
подготовленности учащихся
в
соответствии с критериями
оценок.
3.Проведение
коррекционной работы по
итогам результатов
обучения с учетом
индивидуальных
особенностей учащихся

Текущий контроль в
форме: - практических
занятий; - по темам
МДК. Зачеты по
учебной практике и по
каждому из разделов
профессионального
модуля.
Квалифицированный
экзамен по
профессиональному
модулю.

Проверка и оценка
выполненных
практических работ по
соответствующим
темам. Зачёты по
соответствующим
заданиям учебной и
производственной
практики. Оценка по
соответствующим
заданиям тестового
контроля.
Зачёты по
соответствующим
заданиям учебной и
производственной
практики.

22

ПК 1.5.
Анализировать
учебные занятия,
внеурочные
мероприятия.

ПК 1.6. Создавать в
кабинете (спортивном
зале, на спортивной
площадке)
предметноразвивающую среду с
учетом особенностей
состояния здоровья
обучающихся.

1.Осуществление анализа и
самоанализа проведенных
уроков в соответствии с
предложенными схемами.
2.Взаимодействие в диалоге
с сокурсниками,
руководителями
педагогической практики,
учителями.
3.Формулирование
предложений по
совершенствованию и
коррекции уроков.

1.Планирование и
подготовка предметноразвивающей среды с
учетом особенностей
состояния здоровья
обучающихся
2. Знакомство с техникой
безопасности при её
подготовке и содержанию.
3.Обеспечение плотности
занятия
4.Требования по
соблюдению санитарногигиенических норм
учащимися на уроке с
учетом особенностей
состояния здоровья
обучающихся
ПК 1.7. Вести
1.Оформление
документацию,
документации,
обеспечивающую
обеспечивающей
процесс адаптивного образовательный процесс по
физического
предмету.
воспитания
2.Ведение документации,
обучающихся в
обеспечивающей обучение
общеобразовательных по
организациях.
Адаптированным
Общеобразовательным
Основным программам

Проверка и оценка
выполненных
практических работ по
соответствующим
темам. Зачёты по
соответствующим
заданиям учебной и
производственной
практики. Оценка по
соответствующим
заданиям тестового
контроля.
Зачёты по
соответствующим
заданиям учебной и
производственной
практики.
Проверка и оценка
выполненных
практических работ по
соответствующим
темам. Зачёты по
соответствующим
заданиям учебной и
производственной
практики. Оценка по
соответствующим
заданиям тестового
контроля.
Зачёты по
соответствующим
заданиям учебной и
производственной
практики.
Текущий контроль в
форме: - практических
занятий; - по темам
МДК. Зачеты по
учебной практике и по
каждому из разделов
профессионального
модуля.
Квалифицированный
экзамен по
23

ОК 1. Понимать
сущность и
социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.

Осуществляет творческую,
научно-исследовательскую,
инновационную
деятельность.

ОК 2.
Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы
решения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность и
качество.

Разбивает поставленную
цель на задачи, выбирает
оптимальный метод
решения задачи, составляет
алгоритм решения задачи,
проводит рефлексию.

ОК 3. Оценивать
риски и принимать
решения в
нестандартных
ситуациях.

проводит анализ причин
существования проблем,
определяет показатели
результативности
деятельности, прогнозирует
результаты деятельности,
последствия принятых
решений, предлагает
способы коррекции
деятельности.

ОК 4. Осуществлять
поиск, анализ и
оценку информации,
необходимой для
постановки и

Предлагает источник
информации определенного
типа; обосновывает свое
решение; характеризует
произвольно заданный

профессиональному
модулю
- наблюдение за
обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной
деятельности на
аудиторных занятиях и
практике;
- отзывы организацииработодателя по итогам
практики;
- экспертная оценка;
наблюдение за
обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной
деятельности на
аудиторных занятиях и
практике;
- отзывы организацииработодателя по итогам
практики;
- наблюдение и оценка
выполнения задания на
квалификационном
экзамене;
наблюдение за
обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной
деятельности на
аудиторных занятиях и
практике;
- отзывы организацииработодателя по итогам
практики;
- наблюдение и оценка
выполнения задания на
квалификационном
экзамене
- - наблюдение за
обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной
деятельности на
24

решения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного
развития.

ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии для
совершенствования
профессиональной
деятельности.

ОК6. Работать в
коллективе и
команде,
взаимодействовать с
руководством,
коллегами и
социальными
партнерами.

источник информации в
соответствии с задачей
деятельности;
систематизирует
информацию в
самостоятельно
определенной в
соответствии с задачей
информационного поиска
структуре; принимает
решение о завершении
(продолжении)
информационного поиска на
основе оценки
достоверности
(непротиворечивости)
полученной информации.
Использует Интернетресурсы для поиска
информации, представляет
обработанную информацию
в различных программах с
помощью операционной
системы Windosw

аудиторных занятиях и
практике;
- наблюдение и оценка
процесса и результатов
выполнения заданий,
требующих поиска и
анализа информации;
- наблюдение и оценка
выполнения задания на
квалификационном
экзамене.

- наблюдение за
обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной
деятельности на
аудиторных занятиях и
практике;
- наблюдение и оценка
процесса и результатов
выполнения заданий,
требующих
использования
информационных
технологий;
- наблюдение и оценка
выполнения задания на
квалификационном
экзамене;
Принимает и фиксирует
- наблюдение и оценка
решение по всем вопросам
взаимодействия и
для группового обсуждения; общения обучающихся
дают сравнительную оценку в процессе освоения
идей, высказанных
вида профессиональной
участниками групповой
деятельности на
работы;
аудиторных занятиях,
практике;
- отзывы организацииработодателя по итогам
практики.
25

ОК 7. Ставить цели,
мотивировать
деятельность
обучающихся,
организовывать и
контролировать их
работу с принятием
на себя
ответственности за
качество
образовательного
процесса.

ОК 8.
Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного
развития, заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять
профессиональную
деятельность в
условиях обновления
ее целей, содержания,
смены технологий.

ОК 10. Осуществлять
профилактику
травматизма,
обеспечивать охрану

Самостоятельно
осуществляет целеполагание
деятельности учащихся;
самостоятельно выбирает
эффективные формы и
методы контроля
образовательной
деятельности учащихся,

наблюдение за
обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной
деятельности на
аудиторных занятиях,
практике и оценка
уровня ответственности
обучающегося при
подготовке и
проведении уроков и
занятий;
- наблюдение и
экспертная оценка
проведенного урока
или занятия;
- отзывы организацииработодателя по итогам
практики
анализирует собственные
наблюдение за
мотивы и внешнюю
обучающимися в
ситуацию при принятии
процессе освоения вида
решений профессиональных профессиональной
задач, касающихся своего
деятельности на
профессионального роста.
аудиторных занятиях и
практике;
- отзывы организацииработодателя по итогам
практики
осуществляет
профессиональную
деятельность в рамках
профессиональной практики
на основе
компетентностного подхода
с использованием
современных
образовательных
технологий
соблюдает технику
безопасности при
осуществлении собственной
спортивной деятельности и

наблюдение за
обучающимися в
процессе освоения
вида профессиональной
деятельности на
аудиторных занятиях и
практике, участия в
научно-практических
конференциях,
проектной и
исследовательской
работе
наблюдение за
обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной
26

жизни и здоровья
детей.

физкультурно-спортивной
деятельности обучающихся
в рамках профессиональной
практики.

ОК 11. Строить
профессиональную
деятельность с
соблюдением
регулирующих ее
правовых норм.

осуществляет
профессиональную
деятельность в рамках
профессиональной
практики, на основе
правовых норм,
предусмотренных
законодательством РФ и
локальных документов ОУ
анализирует собственные
результаты физкультурноспортивной деятельности,
анализирует собственные
мотивы на овладение
физкультурно-спортивной
деятельности и принимает
корректирующие действия.

ОК 12. Владеть
базовыми и новыми
видами
физкультурноспортивной
деятельности

деятельности на
аудиторных занятиях и
практике;
- наблюдение и
экспертная оценка
проведенного урока
или занятия
Наблюдение за
обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной
деятельности на
аудиторных занятиях и
практике.
наблюдение за
обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной
деятельности на
аудиторных занятиях и
практике;
- наблюдение и
экспертная оценка
проведенного урока
или занятия

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».