МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«С верд ловс к ий о бласт но й пед агог ичес к ий ко ллед ж »
(ГАПОУ СО «СОПК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12. ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
49.02.02 АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Заочная форма
Екатеринбург
2020
1
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12. «Теория и организация адаптивной
физической культуры» разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
49.02.02. «Адаптивная физическая культура», утвержденного Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2014 г. № 994
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Свердловский
областной педагогический колледж»
Разработчик:
Прусс Б.А., преподаватель высшей квалификационной категории
© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
4
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
9
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ
11
ПРОГРАММЫ
3
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12. «ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОП.12. «Теория и организация адаптивной физической культуры»
относится к обязательной части общепрофессиональных дисциплин основной
профессиональной образовательной программы по специальности (специальностям) СПО
49.02.02. «Адаптивная физическая культура»:
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся.
ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 1.3. Организовывать внеурочную физкультурно-спортивную деятельность
обучающихся оздоровительной, профилактически-реабилитационной и рекреационной
направленности.
ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 1.5. Анализировать учебные занятия, внеурочные мероприятия.
ПК 1.6. Создавать в кабинете (спортивном зале, на спортивной площадке) предметноразвивающую среду с учетом особенностей состояния здоровья обучающихся.
ПК 1.7. Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического
воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях.
Учитель адаптивной физической культуры должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами.
ОК 7
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного
процесса
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей.
ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
ОК 12 Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
4
Цель: ознакомление студентов с основными аспектами теории, организации, содержанием,
современными технологиями и передовой практикой адаптивной физической культуры в
современном социуме.
Задачи:
1. Формирование знаний будущему о теоретических основах адаптивной физической
культуры.
2. Систематизация представлений об организации адаптивного физического
воспитания, физкультурно-оздоровительной и реабилитационной работы.
3. Формирование знаний о базовых технологиях физкультурной работы с лицами с
ограниченными возможностями здоровья.
4. Содействие в подготовке будущих специалистов в области адаптивной физической
культуры к использованию передового коррекционно-педагогического опыта.
Код
ПК, ОК
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
ОК 1-12
Умения
Знания
ориентироваться в истории и
тенденциях развития адаптивной
физической культуры;
правильно
использовать
терминологию
в
области
адаптивной физической культуры;
находить
и
анализировать
информацию по теории и истории
адаптивной физической культуры,
необходимую
для
решения
профессиональных педагогических
проблем,
повышения
эффективности
педагогической
деятельности, профессионального
самообразования и саморазвития;
- содержание и задачи адаптивной
физической культуры, историю ее
становления и развития в России и за
рубежом;
- понятийный
аппарат
теории
адаптивной физической культуры;
- основные педагогические принципы
работы с детьми с ограниченными
возможностями
здоровья
и
ослабленным здоровьем;
- особенности реализации принципов
физического
воспитания
в
адаптивной
физической культуре;
- особенности содержания, средств,
методов и
форм адаптивного
физического воспитания;
- дидактические и воспитательные
возможности различных методов,
средств
и
форм
организации
адаптивного физического воспитания
детей и подростков;
- организационно-управленческую
структуру адаптивной физической
культуры в России
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекционные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающегося
(всего)
82
12
8
4
70
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.12. Теория и
организация адаптивной физической культуры
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Тема 1.1.
Основные понятия и
термины адаптивной
физической культуры.
Тема 1.2.
Основные компоненты
(виды) адаптивной
физической культуры.
Тема 1.3.
Содержание и
особенности
деятельности
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
предусмотрены)
2
Введение в специальность. История и организация адаптивной физической
культуры
Содержание учебного материала
Объем часов
3
4
1
Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура».
Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни».
2
2
Практическое занятие
Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и
место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии
здоровья и инвалидов.
2
Содержание учебного материала
1 Критерии выделения компонентов( видов) адаптивной физической культуры
Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
Виды адаптивной физической культуры
Особенности адаптивной физической культуры
Самостоятельная работа обучающихся
1
2
Требования к профессиональным качествам специалиста по АФК.
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1-12
2
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
ОК 1-12
2
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
7
специалиста по АФК.
2
Требования к личности специалиста по АФК.
3. Представить портрет специалиста АФК в творческой и креативной форме
4. Решение практических ситуаций: сложности в профессиональной деятельности
специалиста по АФК.
Раздел 2.
Тема 2.1.
Функции адаптивной
физической культуры
Теоретико-методологические основы адаптивной физической культуры
Содержание учебного материала
1 Сущность и содержание понятия педагогические функции.
2
Тема 2.2.
Принципы адаптивной
физической культуры
Социальные функции и их особенности
2
2
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
ОК 1-12
2
2
3 Реабилитационные функции их виды
4 Функции физического воспитания и спорта
Самостоятельная работа обучающихся
1 Подготовить презентацию.
Социальные и общеметодические принципы АФК
2 Представить публичное выступление по вопросу: специально- методические
принципы АФК
2
2
Провести сравнительный анализ и заполнить таблицу по реабилитационным и
педагогическим принципам
4 Составить практические ситуации , опираясь на принципы физического воспитания
и спорта
Самостоятельная работа обучающихся
2
3
Тема 2.3.
Педагогические задачи
и средства АФК
2
2
2
ПК 1.4
ПК 1.5
ОК 1-12
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 1-12
2
8
1
Заполнить таблицу.
Сущность и содержание педагогических задач АФК
Представить схему.
Средства АФК.
2
2
Подготовить сообщение
.Естественно –средовые и гигиенические средства
2
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 1-12
8
Тема 2.4.
Методы и формы
организации
адаптивной
физической культуры
3 Подобрать физические упражнения
4 Рассмотреть дополнительные средства и дать их описание
Самостоятельная работа обучающихся
1 Подготовить тест .Методы формирования знаний. Методы обучения двигательным
действиям. Методы развития физических качеств и способностей.
2 Презентация. Методы воспитания личности. Формы организации АФК.
2
2
Составить практические ситуации, используя материал методы обучения и
воспитания
4 Подготовить сообщение. Методы развития физических качеств и способностей
Самостоятельная работа обучающихся
2
3
Тема 2.5.
Обучение
двигательным
действиям
в 1
адаптивной
физической культуре
2.
3.
4.
Тема 2.6.
Развитие физических
способностей в
адаптивной
физической культуры
2
2
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
ОК 1-12
2
2
Выполнить краткий конспект по теме: Технические концепции обучения и
совершенствования двигательных действий с установкой на минимизацию
двигательных ошибок.
Особенности действий, используемых в адаптивной физической культуре
Выделить определяющие черты методики обучения действиям в адаптивной
физической культуре
Структура процесса обучения действиям и особенности содержания её этапам
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнить конспект. Характеристика содержания занятий по АФВ
Автономные физические упражнения
Технология императивного развития физических способностей
Средства и методы развития физических способностей
2 Подготовить презентации
1.Развитие силовых способностей.
2.Развитие Скоростных способностей.
3.Развитие выносливости.
4.Развитие гибкости.
5.Развитие координационных способностей школьников с нарушениями речи,
слуха, зрения, интеллекта
2
2
2
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
ОК 1-12
10
2
2
2
2
2
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
ОК 1-12
9
Раздел 3.
Основные виды адаптивной физической культуры
Тема 3.1.
Самостоятельная работа обучающихся
.Адаптивное
1 Организация адаптивного физического воспитания в системе специального
физическое воспитание
образования
Организация адаптивного физического воспитания в системе массового
образования
Тема 3.2.
.Адаптивная
двигательная
рекреация
Тема 3.3.
Адаптивный спорт
2
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.7
ОК 1-12
Самостоятельная работа обучающихся
1
2
Выполнить опорный конспект .Цели , задачи и средства адаптивной двигательной
рекреации.
Подготовить презентацию. Методика адаптивной двигательной рекреации.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Выполнить конспект. Основные направления развития адаптивного спорта.
2 Подготовить презентацию. Параолимпийское и специальное олимпийское
движение.
3
4
5
Подготовить сообщение.Паралимпийское движение-основное направление
развитие адаптивного спорта
Классификация лиц, занимающихся адаптивным спортом
Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное направление
4
4
10
2
2
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
ОК 1-12
ПК 1.1
ПК 1.6
ПК 1.7
ОК 1-12
2
2
2
10
развития адаптивного спорта
Всего:
82
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Учебный кабинет - рабочие места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером,
проектором, экраном, колонками;
- комплект учебно-методических материалов;
- наглядные пособия (схемы, таблицы и др.);
- технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением и выходом в Интернет, мультимедийный проектор, колонки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
Основные источники:
1.Бегидова, Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебное
пособие для среднего профессионального образования — ISBN 978-5-534-07862-6. —
2-е изд., испр. и доп. — М: Юрайт, 2020. — 191 с. Текст: электронный
2. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в
развитии: учебное пособие для среднего профессионального образования / ISBN 9785-534-13349-3. — М: Юрайт, 2020. — 156 с. Текст: электронный
3. Рипа, М. Д. Методы лечебной и адаптивной физической культуры: учебное
пособие для среднего профессионального образования ISBN 978-5-534-07858-9 —
2-е изд., испр. и доп. — М: Юрайт, 2020. Текст: электронный
Дополнительные источники:
1.Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной
интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья ; Екатеринбург: Изд-во
Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019 . — 158 с. Текст: непосредственный
2.
Аксенова О.Э., Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной
деятельности в адаптивной физической культуре. - М.: Советский спорт. 2008. —
2966 с. Текст: непосредственный
3.
Веневцев С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта. М.:
Современный спорт. 2007. — 90с. Текст: непосредственный
4.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 1 том. М.:
Советский спорт. 2010. . — 296 с Текст: непосредственный
5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 2 том. М.:
Советский спорт. 2010. . — 448 с Текст: непосредственный
6.
Евсеев С. П., Шпакова Л. В. Адаптивная физическая культура. М.: Советский
спорт. 2005. — 240 с Текст: непосредственный
7.
Опыт работы детско-юношеских спортивных школ и физкультурноспортивных клубов инвалидов и лиц с отклонениями в развитии. . — 182 с М.:
Советский спорт. 2007 Текст: непосредственный
12
8.
Соловьева Н. Л. Начинаем тренировку, или лекарство от беды. - М.:
Советский спорт. 2006. — 155 с Текст: непосредственный
9.
Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые
документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации. [авт.-сост.
А. В. Царик] М.: Советский спорт. 2006. — 573 с Текст: непосредственный
3.2.2 Сайты научных библиотек и каталогов
1. http://www.afkonline.ru Адаптивная физическая культура. Ежеквартальный
журнал:
2. http://www.valeo.edu.ru Здоровье и образование
3. http://elib.mosgu.ru Каталог библиотеки Московского гуманитарного университет
4 http://lfksport.ru Лечебная физкультура и спортивная медицина.Научнопрактический журнал
5. http://www.teoriya.ru Теория.Ру [Электронный ресурс].
6. http://www.minstm.gov.ru Официальный сайт Министерства спорта Российской
Федерации
7. https://paralymp.ru Официальный сайт Паралимпийского комитета России.
8. http://www.libsport.ru Российская спортивная энциклопедия [Электронный
ресурс]. –
9. http://lib.sportedu.ru Центральная отраслевая библиотека по физической культуре
и спорту .
10. http://www.teoriya.ru/studentu/booksport/ Электронные книги по спортивной
тематике.
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
В результате освоения
дисциплины обучающийся
должен знать:
- содержание и задачи
адаптивной физической
культуры, историю ее
становления и развития в
России и за рубежом;
- понятийный
аппарат
теории
адаптивной
физической культуры;
- основные педагогические
принципы
работы
с
детьми с ограниченными
возможностями здоровья
и
ослабленным
здоровьем;
- особенности реализации
принципов физического
воспитания в адаптивной
физической культуре;
- особенности содержания,
средств, методов и форм
адаптивного
физического воспитания;
- дидактические
и
воспитательные
возможности различных
методов,
средств и
форм
организации
адаптивного физического
воспитания
детей
и
подростков;
- организационноуправленческую
структуру
адаптивной
физической культуры в
России
В
результате
освоения
Критерии оценки
Методы оценки
-традиционная
система
отметок в баллах за каждое
выполненное
задание
самостоятельной работы
Экзамен:
выполненная
межсессионная контрольная
работа. Ответ по билету
письменный/устный
опрос
тестирование
терминологический
диктант
коллоквиум
оценка
демонстрируемых
умений,
выполняемых
действий.
реферирование
14
дисциплины обучающийся
должен уметь:
ориентироваться
в
истории и тенденциях
развития
адаптивной
физической культуры;
правильно использовать
терминологию в области
адаптивной физической
культуры;
находить
и
анализировать
информацию по теории и
истории
адаптивной
физической культуры,
необходимую
для
решения
профессиональных
педагогических
проблем,
повышения
эффективности
педагогической
деятельности,
профессионального
самообразования
и
саморазвития;
15