МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «С верд ловс к ий о бласт но й пед агог ичес к ий ко ллед ж » (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12. ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 49.02.02 АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Заочная форма Екатеринбург 2020 1 Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12. «Теория и организация адаптивной физической культуры» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.02. «Адаптивная физическая культура», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2014 г. № 994 Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» Разработчик: Прусс Б.А., преподаватель высшей квалификационной категории © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 9 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ 11 ПРОГРАММЫ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12. «ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.12. «Теория и организация адаптивной физической культуры» относится к обязательной части общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности (специальностям) СПО 49.02.02. «Адаптивная физическая культура»: Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся. ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре. ПК 1.3. Организовывать внеурочную физкультурно-спортивную деятельность обучающихся оздоровительной, профилактически-реабилитационной и рекреационной направленности. ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 1.5. Анализировать учебные занятия, внеурочные мероприятия. ПК 1.6. Создавать в кабинете (спортивном зале, на спортивной площадке) предметноразвивающую среду с учетом особенностей состояния здоровья обучающихся. ПК 1.7. Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях. Учитель адаптивной физической культуры должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. ОК 12 Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: 4 Цель: ознакомление студентов с основными аспектами теории, организации, содержанием, современными технологиями и передовой практикой адаптивной физической культуры в современном социуме. Задачи: 1. Формирование знаний будущему о теоретических основах адаптивной физической культуры. 2. Систематизация представлений об организации адаптивного физического воспитания, физкультурно-оздоровительной и реабилитационной работы. 3. Формирование знаний о базовых технологиях физкультурной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. 4. Содействие в подготовке будущих специалистов в области адаптивной физической культуры к использованию передового коррекционно-педагогического опыта. Код ПК, ОК ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 1.6 ПК 1.7 ОК 1-12 Умения Знания ориентироваться в истории и тенденциях развития адаптивной физической культуры; правильно использовать терминологию в области адаптивной физической культуры; находить и анализировать информацию по теории и истории адаптивной физической культуры, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; - содержание и задачи адаптивной физической культуры, историю ее становления и развития в России и за рубежом; - понятийный аппарат теории адаптивной физической культуры; - основные педагогические принципы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и ослабленным здоровьем; - особенности реализации принципов физического воспитания в адаптивной физической культуре; - особенности содержания, средств, методов и форм адаптивного физического воспитания; - дидактические и воспитательные возможности различных методов, средств и форм организации адаптивного физического воспитания детей и подростков; - организационно-управленческую структуру адаптивной физической культуры в России 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лекционные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающегося (всего) 82 12 8 4 70 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.12. Теория и организация адаптивной физической культуры Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Тема 1.1. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры. Тема 1.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры. Тема 1.3. Содержание и особенности деятельности Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) 2 Введение в специальность. История и организация адаптивной физической культуры Содержание учебного материала Объем часов 3 4 1 Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура». Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни». 2 2 Практическое занятие Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов. 2 Содержание учебного материала 1 Критерии выделения компонентов( видов) адаптивной физической культуры Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры Виды адаптивной физической культуры Особенности адаптивной физической культуры Самостоятельная работа обучающихся 1 2 Требования к профессиональным качествам специалиста по АФК. Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ОК 1-12 2 ПК 1.5 ПК 1.6 ПК 1.7 ОК 1-12 2 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 7 специалиста по АФК. 2 Требования к личности специалиста по АФК. 3. Представить портрет специалиста АФК в творческой и креативной форме 4. Решение практических ситуаций: сложности в профессиональной деятельности специалиста по АФК. Раздел 2. Тема 2.1. Функции адаптивной физической культуры Теоретико-методологические основы адаптивной физической культуры Содержание учебного материала 1 Сущность и содержание понятия педагогические функции. 2 Тема 2.2. Принципы адаптивной физической культуры Социальные функции и их особенности 2 2 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 1.6 ПК 1.7 ОК 1-12 2 2 3 Реабилитационные функции их виды 4 Функции физического воспитания и спорта Самостоятельная работа обучающихся 1 Подготовить презентацию. Социальные и общеметодические принципы АФК 2 Представить публичное выступление по вопросу: специально- методические принципы АФК 2 2 Провести сравнительный анализ и заполнить таблицу по реабилитационным и педагогическим принципам 4 Составить практические ситуации , опираясь на принципы физического воспитания и спорта Самостоятельная работа обучающихся 2 3 Тема 2.3. Педагогические задачи и средства АФК 2 2 2 ПК 1.4 ПК 1.5 ОК 1-12 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ОК 1-12 2 8 1 Заполнить таблицу. Сущность и содержание педагогических задач АФК Представить схему. Средства АФК. 2 2 Подготовить сообщение .Естественно –средовые и гигиенические средства 2 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ОК 1-12 8 Тема 2.4. Методы и формы организации адаптивной физической культуры 3 Подобрать физические упражнения 4 Рассмотреть дополнительные средства и дать их описание Самостоятельная работа обучающихся 1 Подготовить тест .Методы формирования знаний. Методы обучения двигательным действиям. Методы развития физических качеств и способностей. 2 Презентация. Методы воспитания личности. Формы организации АФК. 2 2 Составить практические ситуации, используя материал методы обучения и воспитания 4 Подготовить сообщение. Методы развития физических качеств и способностей Самостоятельная работа обучающихся 2 3 Тема 2.5. Обучение двигательным действиям в 1 адаптивной физической культуре 2. 3. 4. Тема 2.6. Развитие физических способностей в адаптивной физической культуры 2 2 ПК 1.5 ПК 1.6 ПК 1.7 ОК 1-12 2 2 Выполнить краткий конспект по теме: Технические концепции обучения и совершенствования двигательных действий с установкой на минимизацию двигательных ошибок. Особенности действий, используемых в адаптивной физической культуре Выделить определяющие черты методики обучения действиям в адаптивной физической культуре Структура процесса обучения действиям и особенности содержания её этапам Самостоятельная работа обучающихся Выполнить конспект. Характеристика содержания занятий по АФВ Автономные физические упражнения Технология императивного развития физических способностей Средства и методы развития физических способностей 2 Подготовить презентации 1.Развитие силовых способностей. 2.Развитие Скоростных способностей. 3.Развитие выносливости. 4.Развитие гибкости. 5.Развитие координационных способностей школьников с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта 2 2 2 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 1.6 ПК 1.7 ОК 1-12 10 2 2 2 2 2 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 1.6 ПК 1.7 ОК 1-12 9 Раздел 3. Основные виды адаптивной физической культуры Тема 3.1. Самостоятельная работа обучающихся .Адаптивное 1 Организация адаптивного физического воспитания в системе специального физическое воспитание образования Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования Тема 3.2. .Адаптивная двигательная рекреация Тема 3.3. Адаптивный спорт 2 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.7 ОК 1-12 Самостоятельная работа обучающихся 1 2 Выполнить опорный конспект .Цели , задачи и средства адаптивной двигательной рекреации. Подготовить презентацию. Методика адаптивной двигательной рекреации. Самостоятельная работа обучающихся 1 Выполнить конспект. Основные направления развития адаптивного спорта. 2 Подготовить презентацию. Параолимпийское и специальное олимпийское движение. 3 4 5 Подготовить сообщение.Паралимпийское движение-основное направление развитие адаптивного спорта Классификация лиц, занимающихся адаптивным спортом Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное направление 4 4 10 2 2 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 1.6 ПК 1.7 ОК 1-12 ПК 1.1 ПК 1.6 ПК 1.7 ОК 1-12 2 2 2 10 развития адаптивного спорта Всего: 82 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Учебный кабинет - рабочие места по количеству обучающихся - рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером, проектором, экраном, колонками; - комплект учебно-методических материалов; - наглядные пособия (схемы, таблицы и др.); - технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в Интернет, мультимедийный проектор, колонки. 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания Основные источники: 1.Бегидова, Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования — ISBN 978-5-534-07862-6. — 2-е изд., испр. и доп. — М: Юрайт, 2020. — 191 с. Текст: электронный 2. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии: учебное пособие для среднего профессионального образования / ISBN 9785-534-13349-3. — М: Юрайт, 2020. — 156 с. Текст: электронный 3. Рипа, М. Д. Методы лечебной и адаптивной физической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования ISBN 978-5-534-07858-9 — 2-е изд., испр. и доп. — М: Юрайт, 2020. Текст: электронный Дополнительные источники: 1.Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья ; Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019 . — 158 с. Текст: непосредственный 2. Аксенова О.Э., Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. - М.: Советский спорт. 2008. — 2966 с. Текст: непосредственный 3. Веневцев С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта. М.: Современный спорт. 2007. — 90с. Текст: непосредственный 4.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 1 том. М.: Советский спорт. 2010. . — 296 с Текст: непосредственный 5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 2 том. М.: Советский спорт. 2010. . — 448 с Текст: непосредственный 6. Евсеев С. П., Шпакова Л. В. Адаптивная физическая культура. М.: Советский спорт. 2005. — 240 с Текст: непосредственный 7. Опыт работы детско-юношеских спортивных школ и физкультурноспортивных клубов инвалидов и лиц с отклонениями в развитии. . — 182 с М.: Советский спорт. 2007 Текст: непосредственный 12 8. Соловьева Н. Л. Начинаем тренировку, или лекарство от беды. - М.: Советский спорт. 2006. — 155 с Текст: непосредственный 9. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации. [авт.-сост. А. В. Царик] М.: Советский спорт. 2006. — 573 с Текст: непосредственный 3.2.2 Сайты научных библиотек и каталогов 1. http://www.afkonline.ru Адаптивная физическая культура. Ежеквартальный журнал: 2. http://www.valeo.edu.ru Здоровье и образование 3. http://elib.mosgu.ru Каталог библиотеки Московского гуманитарного университет 4 http://lfksport.ru Лечебная физкультура и спортивная медицина.Научнопрактический журнал 5. http://www.teoriya.ru Теория.Ру [Электронный ресурс]. 6. http://www.minstm.gov.ru Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации 7. https://paralymp.ru Официальный сайт Паралимпийского комитета России. 8. http://www.libsport.ru Российская спортивная энциклопедия [Электронный ресурс]. – 9. http://lib.sportedu.ru Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту . 10. http://www.teoriya.ru/studentu/booksport/ Электронные книги по спортивной тематике. 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - содержание и задачи адаптивной физической культуры, историю ее становления и развития в России и за рубежом; - понятийный аппарат теории адаптивной физической культуры; - основные педагогические принципы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и ослабленным здоровьем; - особенности реализации принципов физического воспитания в адаптивной физической культуре; - особенности содержания, средств, методов и форм адаптивного физического воспитания; - дидактические и воспитательные возможности различных методов, средств и форм организации адаптивного физического воспитания детей и подростков; - организационноуправленческую структуру адаптивной физической культуры в России В результате освоения Критерии оценки Методы оценки -традиционная система отметок в баллах за каждое выполненное задание самостоятельной работы Экзамен: выполненная межсессионная контрольная работа. Ответ по билету письменный/устный опрос тестирование терминологический диктант коллоквиум оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий. реферирование 14 дисциплины обучающийся должен уметь: ориентироваться в истории и тенденциях развития адаптивной физической культуры; правильно использовать терминологию в области адаптивной физической культуры; находить и анализировать информацию по теории и истории адаптивной физической культуры, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; 15