ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И
ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

49.02.01. Физическая культура
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 02 организация и проведение
внеурочной работы и занятий по программе дополнительного образования в области
физической культуры разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
49.02.01 Физическая культура, утвержденного Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1355.
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический
колледж»
Разработчики:
Бабич О.В., ГАПОУ СО «СОПК» преподаватель кафедры физической культуры.

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

17

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

19

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО
ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности – организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам
дополнительного образования в области физической культуры – и соответствующие ему
общие компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
ОК 12.
Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной
деятельности.
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование результата обучения
ПК 2.1
.Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.2
Проводить внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.3
Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в
физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.4
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 2.5
Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
3

ПК 2.6

Вести документацию, обеспечивающую
спортивной деятельности.

организацию

физкультурно-

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь
-анализ планов и организации внеурочной работы и дополнительного
практический
образования в области физической культуры, разработки
опыт в
предложений по их совершенствованию;
-определение цели и задач, планирования, проведения, анализа и
оценки внеурочных мероприятий и занятий по физической культуре;
применение приемов страховки и самостраховки при выполнении
физических упражнений;
-проведение
диагностики
физической
подготовленности
обучающихся;
-наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий или
занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической
практики,
учителями,
разработки
предложений
по
их
совершенствованию и коррекции;
-ведение
документации,
обеспечивающей
организацию
физкультурно–оздоровительной и спортивно – оздоровительной
деятельности;
уметь
-находить и использовать методическую литературу др. источники
информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной
работы и занятий по программам дополнительного образования в
области физической культуры;
-использовать различные методы и формы организации внеурочных
мероприятий и занятий, строить их с учетом возрастно–половых,
морфофункциональных и индивидуально – психологических
особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности;
-устанавливать педагогические целесообразные взаимоотношения с
обучающимися;
-мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к
участию в физкультурно – оздоровительной и спортивно оздоровительной деятельности;
-комплектовать состав кружка, секции, студии, клубного и др.
детского объединения и сохранять состав обучающихся в течении
срока обучения;
-планировать проводить педагогически целесообразную работу с
родителями;
-подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное
оборудование и инвентарь;
-использовать различные методы и приемы обучения двигательным
действиям, методики развития физических качеств, дозировать
физическую нагрузку в соответствии с функциональными
возможностями
организма
обучающихся
при
проведении
физкультурно–оздоровительных и спортивно – оздоровительных
занятий;
-применять приемы страховки и самостраховки при выполнении
физических упражнений, соблюдать технику безопасности на
занятиях;
-организовывать, проводить соревнования и осуществлять судейство;
-осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и
результаты деятельности обучающихся на занятии;
4

знать

-осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении
внеурочных мероприятий и занятий;
-анализировать внеурочные мероприятия и занятия, корректировать и
совершенствовать
процесс
организации
физкультурно–
оздоровительной и спортивно–оздоровительной деятельности;
- сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы
внеурочной работы и дополнительного образования в области
физкультурно–оздоровительной и спортивно– оздоровительной
деятельности;
-требования к планированию и проведению внеурочных мероприятий
и занятий;
-приемы, способы страховки и самостраховки;
-формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или
лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
логику, анализ внеурочных мероприятий и занятий по физической
культуре;
-виды документации, требования к её оформлению.

1.3. Количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
Всего часов - 381, из них на освоение
МДК 02.01 «Методика внеурочной работы и дополнительного образования в области
физической культуры» – 201 час;
На практики, в том числе
учебную– 36 часа;
производственную – 144 часов.
Самостоятельная работа 67 часов.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Тематический план профессионального модуля

Коды
профессиональных
компетенций

1
ПК 21.- 2.6

Наименования
разделов
профессионального
модуля

2

Объем времени, отведенный на освоение
Практика
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельная
Всего
Обязательная аудиторная
работа
Производственная
часов
учебная нагрузка обучающегося
обучающегося
(по профилю
(макс.
специальности),
в т.ч.
учебная
Учебная,
в т.ч.,
в т.ч.,
часов
лабораторные
нагрузка и
часов
курсовая
курсовая
(если предусмотрена
Всего,
работы и
Всего,
практики)
работа
работа
рассредоточенная
часов практические
часов
(проект),
(проект),
практика)
занятия,
часов
часов
часов
3
4
5
6
7
8
9
10

Раздел 1.
Методические основы
внеурочной работы в
школе
Раздел 2
201
Методические основы
дополнительного
образования в
области физической
культуры
Учебная практика
36
Производственная
практика
144
Всего:

381

-

134

60

134

60

-

67

-

67

-

36

144

36

144

6

2.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.02. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по
программам дополнительного образования в области физической культуры.
Наименование
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная
разделов
работа обучающихся, курсовая работа (проект)
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
2
МДК 02.01.Методика внеурочной работы и дополнительного образования в области физической
культуры
Раздел 1 .Методические основы внеурочной работы в области физической культуры О.У.
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Внеурочная работа в 1.
Роль и место, цели и задачи внеурочной деятельности в основной
школе.
образовательной программе (ФГОС).
Сущность, функции, организация внеурочной работы по физическому воспитанию
Направления внеурочной деятельности. Эффективность внеурочной деятельности
и дополнительного образования. Тенденций развития физической культуры и
спорта в современном обществе. Соотношение содержания урочной и внеурочной
деятельности по физической культуре.
2.
Нормативные документы, регламентирующие ВД в ОО
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам
3.
Формы внеурочной работы по физическому воспитанию в
образовательных учреждениях
Внеурочный мероприятия в режиме дня, Внеклассные физкультурнооздоровительные и физкультурно-спортивные мероприятия.
4.
Организация деятельности коллектива физической культуры (совет
физической культуры)
Условия организации внеурочной работы по физической культуре и спорту.
Направления работы (комиссии) совета КФК.
В том числе практических занятий
1.
Анализ нормативных документов, регламентирующих ВД в ОО
1.
Изучение положение о КФК.

Объем часов

3

152
22
2

2

2

2

6
2
2
7

Тема 1.2 Особенности
содержания и
методика проведения
физкультурнооздоровительных
мероприятий в
режиме дня школы

2.
Анализ форм внеурочной работы по физическому воспитанию в
образовательных учреждениях
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Аннотация нормативных документов, регламентирующих ВД в ОО
2.
Конспект «Планируемые результаты по спортивно-оздоровительному
направлению»
3.
Классификация форм внеурочной работы по физическому воспитанию в
образовательных учреждениях (таблица)
4.
Составление Типового журнала коллектива физической культуры
Содержание учебного материала
1.
Физкультурно-оздоровительное направление внеурочной работы в ОО
Формы физкультурно-оздоровительного направления. Специфические задачи
физкультурно-оздоровительного направления.
2.
Особенности организации и методики проведения физкультурнооздоровительных мероприятий в режиме дня
Возрастные, морфофункциональных и индивидуально-психологических
особенностей обучающихся при проведении занятий и мероприятий в области
физкультурно-оздоровительной работы. Санитарно-гигиенические требования к
предметно-развивающей среде.
3.
Методические особенности проведения гимнастики до занятий с детьми
разного возраста
Специфические задачи гимнастики до занятий. Содержание комплексов
гимнастики до занятий
4.
Методические особенности проведения физкультурных минуток с
детьми младшего школьного возраста
Специфические задачи физкультурных минуток. Содержание физкультурных
минуток.
5.
Методические особенности проведения динамических пауз,
динамических перемен минуток с детьми младшего школьного возраста
Специфические задачи динамических пауз. Содержание динамических пауз.
6.
Методические особенности проведения спортивного часа в ГПД.
Специфические задачи спортивного часа в ГПД. Содержание спортивного часа в
ГПД
7.
Методические особенности проведения соревнований «Веселые
старты»
Специфические задачи соревнований «Веселые старты». Содержание

2
8
2
2
2
2
46
2

2

2

2

2

2

2

8

Тема 1.3 Особенности
содержания и
методика проведения

соревнований «Веселые старты» Правила составления эстафет. Т.Б на массовых
мероприятиях
8.
Методические особенности проведения дней здоровья, спорта.
Специфические задачи дней здоровья, спорта. Содержание дней здоровья, спорта.
Т.Б на массовых мероприятиях
9.
Методические особенности физкультурно-спортивных праздников для
разных категорий занимающихся
Специфические задачи, содержание мероприятий для обучающихся с особыми
образовательными потребностями.
10.
Планирование внеурочной работы по физическому воспитанию в
образовательных учреждениях
Общий план работы по физическому воспитанию. Планирование и учет работы
школьного коллектива физической культуры
В том числе практических занятий
1.
Анализ содержания комплексов гимнастики до занятий для различных
категорий занимающихся.
2.
Проведение физкультурных минуток и самоанализ.
3.
Анализ содержания спортивного часа в ГПД, динамических пауз.
4.
Анализ содержания и проведения физкультурно-оздоровительных
мероприятий.
5.
Анализ содержания динамических пауз на удлиненных переменах.
6.
Анализ содержания разделов обще-годового плана работы по физическому
воспитанию в О.У.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Комплекс гимнастики до занятий для обучающихся младшего школьного
возраста
2. Комплекс физкультурных минуток для уроков различной направленности
3. График динамических пауз для обучающихся младшего школьного возраста
4. Конспект спортивного часа в ГПД
5. Разработка положения «Веселые старты»
6. Памятка для родителей о проведении Дня здоровья
7. Общегодового плана работы по физическому воспитанию
Содержание учебного материала
1.
Соревнование как неотъемлемая часть учебно-воспитательного
процесса.
Сущность спортивных соревнований Задачи соревнования. Социальное значение

2

2

2

12
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
84
2
2
9

спортивнооздоровительных
мероприятий

спорта. Подготовка и организация спортивных мероприятий в ОО.
2.
Классификация соревнований.
Уровни соревнований. Виды соревнований. Характер соревнований
3.
Способы проведения соревнований.
Прямой способ проведения соревнований . Круговой способ проведения
соревнований. Способ проведения соревнований с выбыванием. Смешанный
способ проведения соревнований. Системы зачета (определение победителя).
4.
Организация и проведение школьных соревнований.
Цель и задачи школьных спортивных соревнований. Структура спортивномассовых мероприятий. Основные вопросы организации школьных спортивных
соревнований. Документы школьных спортивных соревнований
5.
Организация и проведение школьных спартакиад.
Цель и задачи школьных спартакиад. Организация спартакиад. Виды спорта при
проведении школьных спартакиад. Формы проведения спартакиады
6.
Места и оборудование для проведения школьных соревнований.
Материально-техническая составляющая школьных спортивных соревнований.
Спортивные сооружения в ОО
7.
Планирование школьных соревнований. Календарь соревнований.
Сроки планирования школьных соревнований. Календарь соревнований.
8.
Документация для организации и проведения школьных соревнований
Положение школьных соревнований. Программа соревнований. Заявка школьных
соревнований. Протоколы школьных соревнований. Турнирная таблица. Отчет
школьных соревнований.
9.
Организация судейства школьных соревнований по циклическим
видам спорта (легкой атлетике, лыжным гонкам).
Правила судейства. Состав судейской бригады. Функции судей. Изменения правил
школьных соревнований по циклическим видам спорта.
10.
Организация судейства школьных соревнований по игровым видам
спорта.
Правила судейства. Состав судейской бригады. Функции судей. Изменения правил
школьных соревнований по игровым видам спорта.
11.
Организация судейства школьных соревнований по гимнастике
Правила судейства. Состав судейской бригады. Функции судей. Изменения правил
школьных соревнований по гимнастике
12.
Организация судейства школьных соревнований по
Правила судейства. Состав судейской бригады. Функции судей. Изменения правил

2
2

2

2

2

2
2

2

2

2

2
10

школьных соревнований по плаванию
13.
Техника безопасности при организации и проведении школьных
соревнований.
Характерные спортивные травмы. Инструкция по ТБ при организации, подготовке
и проведении школьных соревнований.
В том числе практических занятий
1.
Анализ способов проведения школьных спортивных соревнований
2.
Анализ плана спортивно-оздоровительных мероприятий
3.
Составление программы школьных соревнований.
4.
Семинар «Организация и проведение школьных соревнований по легкой
атлетике. Бег»
5.
Семинар «Организация и проведение соревнований по легкой атлетике.
Метание и прыжки»
6.
Семинар «Организация и проведение школьных соревнований по
баскетболу»
7.
Семинар «Организация и проведение школьных соревнований по
волейболу»
8.
Семинар «Организация и проведение школьных соревнований по футболу»
9.
Семинар «Организация и проведение соревнований школьных
соревнований по гимнастике»
10.
Семинар «Организация и проведение соревнований школьных
соревнований по плаванию»
11.
Семинар «Организация и проведение школьных соревнований по лыжным
гонкам»
12.
Анализ документов «Президентских состязаний»
13.
Анализ документов «Президентских спортивных игр»
14.
Анализ документов «Всероссийской олимпиады по физической культуре»
15.
Анализ физкультурно-спортивных мероприятий в О.У.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Подготовка презентации «Виды соревнований»
2.
Составить Положение школьных спортивных соревнований по избранному
виду спорта
3.
Оформить предварительную и окончательную заявку по избранному виду
спорта
4.
Оформить рабочий и итоговый протокол по избранному виду спорта
5.
Заполнить турнирную таблицу по игровым видам спорта

2

30
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
28
2
2

2
2
2
11

6.
Оформить итоговую таблицу результаты лично-командных соревнований
7.
Составить схему места проведения соревнований по избранному виду
спорта
8.
Составить схему местоположения и передвижения судей в избранном виде
спорта
9.
Составить Инструкцию по ТБ на соревнованиях по избранному виду спорта
10.
Составить Отчет по соревнованиям в избранном виде спорта
11.
Доклад по темам «Судейство избранного вида спорта»
12.
Презентация
«Нормативно-правовое
сопровождение
школьных
соревнований»
13.
Анализ школьных соревнований согласно информации сайта школы
14.
Представить советы родителям по подготовке детей к соревнованиям
Раздел 2. Методические основы дополнительного образования в области физической культуры
Тема 2.1
Организация
дополнительного
образования в области
физической культуры в
общеобразовательных
учреждениях.

Содержание учебного материала
1.
Дополнительное образование в области физической культуры.
Цель, задачи и значение функции дополнительного образования в области
физической культуры. Порядок получения дополнительного образования
2.
Дополнительное образование в условиях О.У.
Сущность и специфика дополнительного образования условиях О.У. Модели
дополнительного образования.
3.
Организация спортивных секций, кружков в О.У.
Основные задачи спортивных секций. Критерии формирования спортивных
групп.
4.
Требования к составлению программы
дополнительного
образования в области физической культуры.
Структура Программы дополнительного образования. Содержание разделов
Программы дополнительного образования
В том числе практических занятий
1.
Разработка
Пояснительной
записки
рабочей
программы
дополнительного образования по избранному виду спорта
2.
Разработка Учебно-тематического плана
рабочей программы
дополнительного образования по избранному виду спорта
3.
Разработка содержания разделов и тем
рабочей программы
дополнительного образования по избранному виду спорта

2
2
2
2
2
2
2
2
2
49
24
2

2

2

2

8
2
2
2

12

Тема 2.2
Дополнительное
образование детей в
области физической
культуры.

4.
Разработка итоговых мероприятий по программе
дополнительного
образования по избранному виду спорта
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Составление схемы учреждений дополнительного образования в области
физической культуры.
2.
Анализ
программы
дополнительного
образования
спортивной
направленности
3.
Презентация «Характеристика учреждений дополнительного образования:
бассейн, стадион, каток»
4.
Представление учебно-тематического плана учреждений дополнительного
образования
Содержание учебного материала
1.
Учреждения дополнительного образования по физической культуре
и спорту.
Сущность, цель, задачи, функции дополнительного образования в области
физической культуры. Типы организаций дополнительного образования в
области физической культуры. Интеграция основного общего и дополнительного
образования. Взаимодействие общеобразовательных школ и учреждений
дополнительного образования спортивной направленности
2.
Дополнительное образования детей в области физической культуры –
ДЮСШ, ДЮСШОР.
Цели и задачи детских спортивных школ. Особенности проведения и
организации образовательного процесса. Организация групп по уровням
подготовки.
3.
Спортивная тренировка.
Цель и задачи Спортивной тренировки. Этапы и периоды спортивной
тренировки.
4.
Средства, методы спортивной тренировки. Виды спортивной
подготовки
Классификация физических упражнений. Общая физическая подготовка.
Специальная физическая подготовка. тактическая подготовка. Техническая
подготовка. Теоретическая подготовка. Психологическая подготовка.
5.
Организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОЛ.
Цель и задачи
физкультурно-оздоровительной работы в ДОЛ. Специфика
организации детского загородного отдыха. Содержание мероприятий.
6.
Формы организации физкультурно-оздоровительных и

2
8
2
2
2
2
25
2

2

2

2
2

2

2
13

физкультурно-спортивных мероприятий в ДОЛ
Массовые физкультурно- оздоровительные мероприятия. Массовые
физкультурно-спортивные мероприятия.
В том числе практических занятий
1.
Анализ структуры учреждения дополнительного образования
2.
Анализ содержания и форм организации физкультурно-оздоровительных
и физкультурно-спортивных мероприятий в летнем оздоровительном лагере.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Разработка содержания Рабочей программы
дополнительного
образования по избранному виду спорта.
2.
Разработка содержания спортивного праздника и оздоровительных
мероприятий в летних оздоровительных лагерях.
3.
Составление структуры портфолио
4.
Разработка буклета для мотивации к занятиям спорта
УП.-02. Инструктивно-методический лагерный сбор
Виды работ:
1.Подвижнве игры на местности с учетом возраста.
5. Конкурсные программы. Мероприятия.
6.Игры на знакомство, на формирование команды, на выявление лидера, игры в дождливые дни)
8. Отрядные огоньки.
9. Разрешение конфликтов с различными субъектами взаимодействия.
ПП-02.01. . «Организация внеурочной работы по программам физической культуры в
образовательных учреждениях»
Виды работ:
1. Составить календарный план спортивных мероприятий на 1 и 2 четверть для школы, заполнить с учетом
участия всех возрастных групп и с учетом прохождения разделов школьной программы.
Заполнить расписание внеурочных занятий по физической культуре и спорту.
2. Составить и провести физкультурные минутки в начальных классах.
3Подготовить положение, протоколы, итоговую таблицу.
4. Проведение спортивного мероприятия в различных возрастных группах
5.Разработка экспресс – консультации с презентацией
6. Разработка презентации и публичная защита.
П.П. -02.03 «Организация внеурочной работы и занятий по программам дополнительного
образования в области физической культуры в условиях летнего оздоровительного лагеря)»
Виды работ:
1. Игры на знакомство, выявления лидера.

4
2
2
9
2
2
2
3
32

32

108

14

2. Придумать название отряда, речевку.
3. План сетка отрядной работы: название и цель мероприятия на каждый день.
4.Выбор средств и методов, форм организации занятий при планировании физкультурно-оздоровительных
мероприятий.
5 Выбор средств и методов, форм организации занятий при планировании воспитательных занятий.
6.Участие в проведении общелагерных спортивных и культурных мероприятиях лагеря.
7. Составление положения, программы спортивного праздника, КВН.
8 Подготовить видео материал, публичное выступление.
Тематика курсовых проектов (работ)
1.
Исследование уровня развития координационных способностей на этапе совершенствования
двигательных навыков младших школьников на уроках физической культуры с элементами самбо Уровень
развития прыгучести у мальчиков 11 – 12 лет на занятиях по волейболу Уровень развития выносливости у
детей 11-12 лет на занятиях лыжным спортом
2.
Уровень развития ОФП у учащихся среднего школьного возраста занимающихся футболом
3.
Уровень развития быстроты у детей младшего школьного возраста на занятиях мини-футболом
4.
Уровень развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста при
занятиях футболом
5.
Уровень развития ОФП у учащихся среднего школьного возраста занимающихся футболом
6.
Исследование уровня общей физической подготовленности детей младшего школьного возраста на
занятиях плаванием.
7.
Исследование уровня общей физической подготовленности детей младшего школьного возраста на
занятиях плаванием.
8.
Исследование уровня развития выносливости у лыжников 12-13 лет
9.
Исследование физических качеств юных легкоатлетов на начальном этапе подготовки
10.
Уровень физической подготовки у волейболистов 14-15 лет при использовании метода круговой
тренировки
11.
Уровень координационных способностей у детей 9-10 лет на занятиях мини-футболом
12.
Особенности организации внеучебной деятельности по физической культуре обучающихся с
особыми образовательными потребностями в условиях реализации федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования
13.
Особенности развития координационных способностей обучающихся с ампутаций нижних
конечностей в условиях секции адаптивного волейбола
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе) (если предусмотрено,
указать тематику и(или) назначение, вид (форму) организации учебной деятельности)
Выполнение курсового проекта в рамках изучения вариативной дисциплины «Основы учебноисследовательской деятельности»:
15

Определение методологических характеристик исследования
Оформление информационных источников согласно ГОСТ
Оформление текста исследования согласно ГОСТ
Оформление презентации для защиты
Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой) (указать виды
работ обучающегося, например: планирование выполнения курсового проекта (работы), определение
задач работы, изучение литературных источников, проведение предпроектного исследования …)
1. Выбор темы исследования, составление плана
2. Работа над содержанием глав на основе изучения информационных источников
3. Написание выводов, заключения
4. Подготовка к защите
Промежуточная аттестация ПМ:
МДК – дифференцированный зачет
УП– дифференцированный зачет
ПП – дифференцированный зачет
ПМ – квалификационный экзамен
Всего

2
2
2+2
6
381+6

16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета
«Методики физического воспитания».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Методики физического
воспитания»:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации:
Государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускников по
специальности.
Рабочая программа учебной дисциплины.
Календарно-тематический план.
Учебно-методические комплексы по разделам и темам дисциплины.
Сборник тестовых заданий по разделам дисциплины.
Материалы для промежуточной аттестации студентов и государственной
(итоговой) аттестации выпускников по специальности.
Инструкции по охране труда, противопожарной безопасности.
Перечень материально-технического и учебно-методического оснащения кабинета.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением и мультимедиапроектор.
Также часть занятий проводится на базе Мастерской по компетенции Физическая
культура, спорт и фитнес с применением оборудования:
- проектор с креплением короткофокусный;
-интерактивная доска с интерактивным лотком;
-автоматизированное рабочее место участника.
Для организации смешанного обучения и самостоятельной работы студентов с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
используется платформа Moodle и GoogleClass.
Реализация
программы
модуля
предполагает
обязательную
учебнопроизводственную практику.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
дополнительной литературы

изданий,

Интернет-ресурсов,

3.2.1. Печатные издания:3.2.2.Электронные издания (электронные ресурсы)
Алхасов, Д. С. Организация и проведение внеурочной деятельности по физической
культуре : учебник для среднего профессионального образования / Д. С. Алхасов, А. К.
Пономарев. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 176 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-11533-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –
URL: https://urait.ru/bcode/456721 (дата обращения: 22.05.2020).
3.2.3.Дополнительные источники:
1. Ашмарин Б. А., Завьялов Л. К., Кумарин Ю. Ф. Педагогика физической
культуры: Учеб. пособие. – СПб., 2007. – Текст: непосредственный.
2. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека // Теория и практика физической
культуры. – М., 2009. – Текст: непосредственный.

5. Гимнастика: Учебник / Под ред. М. Л.Журавина, Н. К.Меньшикова. – М., 2001.
6. Жуков М. Н. Подвижные игры: Учебник. – М., 2007.– Текст: непосредственный.
7. Кузин В. В. Физическая культура детей и молодежи // Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 1. – Текст: непосредственный.
9. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и
спорт, 2004. – 542 с. – Текст: непосредственный.
10. Методика физического воспитания учащихся 1 – 4 классов: Пособие для
учителя / Под ред. В. И. Ляха. – М., 2004. – Текст: непосредственный.
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. –
М., 2007. – Текст: непосредственный.
12. Неверкович С. Д., Кырщев Н. В. Построение программ для начальной школы //
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 2. – Текст:
непосредственный.
13. Примерная учебная программа по физической культуре // Физическая культура
в школе. – 2006. – № 2–4. – Текст: непосредственный.
14. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б. А. Ашмарина. – М.:
Просвещение, 2007. – 287 с. – Текст: непосредственный.
15. Физическое воспитание учащихся 5 – 7 классов: Пособие для учителя / Под ред
В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона. – М., 2007. – Текст: непосредственный.
16. Физическое воспитание учащихся 8 – 9 классов: Пособие для учителя / Под
ред. В. И. Ляха. – М., 2008. – Текст: непосредственный.
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю
специальности) 49.02.01 «Физическая культура», в рамках профессионального модуля
«Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам
дополнительного образования в области физической культуры» является освоение и зачет
МДК 02.01 «Методика внеурочной работы и дополнительного образования в области
физической культуры».
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по
междисциплинарному курсу: «Методика внеурочной работы и дополнительного
образования в области физической культуры»: наличие высшего педагогического
образования.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
практикой: дипломированные специалисты - преподаватели педагогики и психологии,
методист, учитель физкультуры общеобразовательной школы.

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
Основные показатели оценки
(освоенные
результата
Формы и методы
профессиональные
контроля и оценки
компетенции)
ПК 1. Определять цели − точность в формулировке целей и задач Практические
и задачи, планировать внеурочных мероприятий и занятий;
работы на
внеурочные
− составление документов планирования моделирование
мероприятия и занятия
целей и задач
внеурочных мероприятий и занятий;
занятия
− выбор средств и методов, форм
организации занятий при планировании Наблюдение в ходе
практик
внеурочных мероприятий и занятий;
− составление
планов,
положений,
программ внеурочных мероприятий и Проектирование
занятий
в
области
физического занятий в области
физического
воспитания;
воспитания
− распределение времени отдельных
видов деятельности, заданий, упражнений
во внеурочных мероприятиях и занятиях
ПК
2.2.
Проводить − демонстрация умений и навыков в
Наблюдение в ходе
внеурочные
практик
выполнении двигательных действий;
мероприятия и занятия
− выбор эффективных средств и методов,
Наблюдение в ходе
форм организации при проведении
практик
внеурочных мероприятий и занятий;
Наблюдение в ходе
− воспитание и повышение уровня
практик
развития физических качеств
обучающихся;
− использование спортивного инвентаря и
Наблюдение в ходе
оборудования с учетом различных
практик
особенностей занимающихся;
− применение приемов страховки и
Взаимоконтроль и
самостраховки во время проведения
взаимооценка
внеурочных мероприятиях и занятиях;
− оказание доврачебной помощи.
ПК 2.3. Мотивировать − проведение агитационной и
Презентация
обучающихся,
разъяснительной работы с родителями в
родителей
(лиц,
их области физкультурно-спортивной
заменяющих) к участию деятельности;
в
физкультурно- − применение эффективных форм и
спортивной
Наблюдение в ходе
методов взаимодействия с родителями и
деятельности
практик
учащимися для участия в физкультурноспортивной деятельности
ПК 2.4. Осуществлять − оценивание деятельности учащихся к в
Наблюдение в ходе
педагогический
практик
физкультурно-спортивной деятельности;
контроль,
оценивать − осуществление различных видов
Практические
процесс и результаты контроля и учета при подготовке и
работы
деятельности
Наблюдение
проведении физкультурно-спортивной
19

обучающихся
ПК 2.5. Анализировать
внеурочные
мероприятия и занятия

ПК 2.6. Вести
документацию,
обеспечивающую
организацию
физкультурноспортивной
деятельности

деятельности
− качество наблюдения и анализа
внеурочных мероприятий и занятий;
− оформление рекомендаций по
улучшению физкультурно-спортивной
деятельности;
− корректирование собственной
деятельности
− качество составления календаря
соревнований, программ, планов
физкультурно-спортивной деятельности;
− точность и грамотность оформления
документации в области физкультурноспортивной деятельности

методиста
Оценка
проведенных
занятий по
заданному
алгоритму

Экспертная оценка
ведения
документации

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций,
но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
ОК
1.
Понимать
сущность и социальную
значимость
своей
будущей
профессии,
проявлять
к
ней
устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность,
определять
методы
решения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность
и
качество
ОК 3. Оценивать риски и
принимать решения в
нестандартных
ситуациях
ОК 4. Осуществлять
поиск, анализ и оценку
информации,
необходимой
для
постановки и решения
профессиональных
задач,
профессионального
и

Основные показатели оценки
результата
− демонстрация интереса к будущей
профессии

− выбор и применение методов и
способов решения профессиональных
задач в области физического воспитания;
− оценка эффективности и качества
выполнения

− решение стандартных и нестандартных
профессиональных задач в области
физического воспитания;
− анализ и рефлексия собственной
деятельности в нестандартной ситуации
− эффективный поиск необходимой
информации;
− использование различных источников;
− оценивание и анализ полученной
информации для профессионального
развития

Формы и методы
контроля и
оценки
Наблюдение
мониторинг
Оценка
содержания
портфолио
студента
Открытые защиты
творческих
и
проектных работ
Тестирование
на
начальном
и
конечном этапах
обучения
Презентация
по
итогам практики

Защита портфолио
Решение
ситуационных
задач
в
ходе
практической
деятельности
20

личностного развития

ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
для
совершенствования
профессиональной
деятельности
ОК 6. Работать в
коллективе и команде,
взаимодействовать
с
руководством,
коллегами
и
социальными
партнерами
ОК 7. Ставить цели,
мотивировать
деятельность
обучающихся,
организовывать
и
контролировать
их
работу с принятием на
себя ответственности за
качество
образовательного
процесса
ОК 8. Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать
повышение
квалификации
ОК 9. Осуществлять
профессиональную
деятельность в условиях
обновления ее целей,
содержания,
смены
технологий

самооценка и
самоконтроль

− решение
различных
задач
при
использовании
информационнокоммуникационные технологии

Решение
ситуационных
задач

− работа в группах, командах через
Интернет ресурсы и без них;
− качество общения с коллегами,
партнерами в социуме, с руководством

Подготовка
рефератов,
докладов, курсовое
и
дипломное
проектирование

− применение эффективных способов,
приемов мотивации, организации и
контроля деятельности;
− взаимодействие с обучающимися,
коллегами в ходе обучения;
− использование методов активизации в
образовательном процессе

Наблюдение и
оценка на
аудиторных
занятиях, на
учебной и
производственной
практике
Практические и
контрольные
работы

− организация самостоятельных занятий
при
изучении
профессионального
модуля;
− определение
личной
траектории Рефлексия
собственных
профессионального развития;
достижений
− проведение самодиагностики;
− корректирование
своей
профессиональной деятельности
− применение инновационных
технологий в сфере образования;
− проектирование, оценивание
результатов образовательного процесса;
− анализ профессиональной
деятельности

Наблюдение
и
оценка
на
практических
занятиях,
в
процессе
производственной
и преддипломной
практики

21

ОК
10.Осуществлять
профилактику
травматизма,
обеспечивать
охрану
жизни и здоровья детей
ОК
11.
Строить
профессиональную
деятельность
с
соблюдением
регулирующих
ее
правовых норм
ОК
12.
Владеть
базовыми и новыми
видами физкультурноспортивной
деятельности

− соблюдение техники безопасности;
− оказание первой медицинской
помощи;
− применение физкультурнооздоровительных, здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе.
− использование необходимых
нормативно-правовых документов в
процессе профессиональной
деятельности;
− использование в учебном процессе
правовых норм
− применение двигательных умений в
физкультурно-спортивной деятельности;
− демонстрация навыков базовых и
новых видов физкультурно-спортивной
деятельности

наблюдение
процессе
педагогической
практики

в

Наблюдение за
деятельностью
студентов в ходе
практики

Наблюдение и
оценка
мероприятий

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».