МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») СОГЛАСОВАНО Решением Совета колледжа от 13.02.2020, протокол № 4 УТВЕРЖДАЮ Директор ___________ Т.С. Симонова «13» февраля 2020 года пр.№ 17-Д ПОЛОЖЕНИЕ о реализации программ среднего профессионального образования в ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 1. Общие положения 1.1. Положение о реализации программ среднего профессионального образования в ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» (далее – колледж) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.01.2014 № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 (в ред. от 15.12.2014), федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования. 1.2. Положение является нормативным документом, обязательным для администрации, преподавателей и обучающихся колледжа, определяет порядок реализации основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (или ее части) по специальностям, реализуемым в колледже с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 1.3.Под электронным обучением (далее – ЭО) понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, позволяющих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и 2 педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями (далее ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.4. Колледж вправе применять электронное обучение и (или) дистанционные образовательные технологии в полном или частичном объеме при реализации: − ОПОП СПО всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании; − дополнительных вступительных испытаний профильной направленности, при проведении вступительных испытаний, форма и перечень которых определяется образовательной организацией, любых видов занятий, практик, лабораторных работ, консультаций, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации студентов; − дополнительных образовательных программ (профессиональная переподготовка, повышение квалификации); − иных образовательных услуг (преподавание специальных курсов, консультирование, организация и проведение конкурсов). 1.5. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.01.2014 № 22 не допускается реализация ОПОП с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по специальностям 49.02.01 Физическая культура, 49.02.02 Адаптивная физическая культура, 51.02.20 Социально-культурная деятельность (по видам), 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). 1.6. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ в колледже должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения. 1.7. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, реализующей ОПОП независимо от места нахождения обучающихся. 1.8. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ колледж обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. 1.9. Соотношение объема проводимых учебных занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется колледжем в соответствии с ОПОП с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности. 3 1.10. ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии преподавателя с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса. 1.11. ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения. 1.12. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: система дистанционного обучения (в т.ч. Moodle); образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; Zoom-конференции; вебинары; skype- общение; e-mail; облачные сервисы; общение через мессенджеры; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства Российской Федерации. 1.13. В организации образовательного процесса с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: лекции, в том числе и видео-лекции, практические и лабораторные занятия, с использованием виртуальных и компьютерных практикумов, групповое и индивидуальное консультирование, текущий контроль и промежуточная аттестация, самостоятельная работа и учебно-исследовательская деятельность. 1.14. Применение в образовательном процессе колледжа ЭО и ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной аттестации путем непосредственного взаимодействия педагогического работника и обучающегося. 1.15. Решение о реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ утверждается приказом директора колледжа. 2. Цель, задачи и принципы реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 2.1. Основной целью применения ЭО и ДОТ в образовательном процессе колледжа является создание единой информационно-образовательной среды, позволяющей предоставлять возможность получения доступного, качественного образования всем категориям обучающихся независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального положения. 2.2. Использование ЭО и ДОТ способствует решению следующих задач: − повышение эффективности образовательной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся; − создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения; − повышение качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий; − создание условий для организации анализа и контроля выполнения 4 обучающимися практических занятий и сдачи экзаменов/зачетов (в том числе при проведении демонстрационного экзамена по требованиям Ворлдскиллс); − обеспечение доступности и открытости образовательного процесса, прозрачности процедур оценки результатов обучения и внедрения современных образовательных технологий. 2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются следующие: − принцип доступности, выражающийся в предоставлении обучающимся возможности освоения ОПОП непосредственно по месту жительства или временного пребывания; − принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; − принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды; − принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях образовательного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением ЭО и ДОТ; − принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; − принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; − принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся; − принцип помощи и наставничества. 3. Участники образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 3.1. Участниками образовательного процесса с применением ЭО и ДОТ являются следующие: обучающиеся, педагогические работники, административные работники, родители (законные представители) обучающихся. 3.2. Образовательный процесс с применением ЭО и ДОТ осуществляют педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку. 3.3. Колледж организует обучение и повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала для обеспечения использованию ДОТ при реализации образовательных программ в соответствии с планом работы образовательной организации и требованиями аккредитационных показателей. 3.4. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с 5 компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.). 3.5. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов. 4. Организация процесса реализации программ среднего профессионального образования в колледже с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 4.1. Основой учебного процесс с применением ЭО и ДОТ является учебный план соответствующего направления подготовки и формы обучения (или индивидуальный план обучающегося), составленный в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом условий включения ЭО и ДОТ в образовательный процесс. 4.2. ЭО и ДОТ могут применяться при организации: − обучения по индивидуальному графику; − самостоятельной работы обучающихся в объеме, предусмотренном рабочей программой дисциплины; − обучения в условиях сложной эпидемиологической обстановки. 4.3.При организации обучения с применением ЭО и ДОТ в условиях сложной эпидемиологической обстановки, обязательным элементом занятия является Zoomконференция. 4.4. Педагогическим работникам, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам. 4.5. Педагогические работники, осуществляющие обучение с применением ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные курсы ресурса «одного окна» или создавать собственные. Курсы должны соответствовать содержанию федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и соответствующих ОПОП, быть согласованы научно-методическим советом колледжа и утверждены приказом директором колледжа. 4.6. Колледж обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ЭО и ДОТ, в т.ч. к системе дистанционного обучения, используемой колледжем в качестве основного информационного ресурса (система дистанционного обучения Moodle), в объеме часов учебного плана, необходимом для освоения ОПОП или ее части, а также осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей как при непосредственном взаимодействии преподавателя с обучающимися, так и опосредованно. 4.7. Для организации образовательной деятельности с применением ЭО и ДОТ и осуществления контроля результатов освоения ОПОП или ее части колледж обеспечивает идентификацию личности обучающегося в системе дистанционного обучения путем регистрации и выдачи персонального пароля. 6 4.8. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся с применением ЭО и ДОТ по каждой дисциплине может осуществляться традиционно при непосредственном взаимодействии педагогического работника и обучающегося, а также дистанционно посредством инфокоммуникационных сетей с применением электронных средств коммуникации и связи в электронной среде. 4.9. Текущий контроль и промежуточная аттестация студентов с применением ЭО и ДОТ по каждой дисциплине в электронной среде осуществляется посредством технологий, обеспечивающих объективность оценивания, сохранность результатов и возможность компьютерной обработки информации по результатам всех обучающихся с применением ЭО и ДОТ. 4.10. Проведение текущего и рубежного контроля допускается осуществлять в асинхронном режиме (off–line), в синхронном режиме (on– line) в формате скайп, вебинар. Проведение промежуточной аттестации может осуществляться в реальном режиме времени с применением средств видеоконференции, вебинара. 4.11. Колледж самостоятельно устанавливает нормы времени для расчета объема учебной работы, основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых педагогическими работниками. При этом допускается введение специфичных для ЭО и ДОТ видов работ, выполняемых педагогическими работниками. 4.12. Колледж выполняет функции, отнесенные к его компетенции, в том числе по использованию и совершенствованию методик ЭО и ДОТ. 4.13. Государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным нормативно-правовым актом Российской Федерации. 4.14. Колледж размещает на своем сайте в информационнокоммуникационной сети «Интернет» методические рекомендации для обучающихся и педагогических работников по организации работы с применение ЭО и ДОТ. 4.15. Колледж ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. 5. Заключительные положения 5.1. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового в рамках действующего нормативного законодательного регулирования в области среднего профессионального образования. 5.2. В случае объективной причины отсутствия у обучающегося доступа к общему электронному ресурсу по его личному обращению руководителем группы предоставляются технологические карты для самостоятельной подготовки на период освоения образовательных программ с ЭО и ДОТ.