Приложение 2 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 54.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.10 Химия Специальность 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Очная форма обучения 2024 Рассмотрена на заседании кафедры Общеобразовательных дисциплин 29 августа 2024г., протокол №1 Заведующая кафедрой: /Плотникова Е.В./ Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования Утверждена решением научнометодического совета ГАПОУ СО «СОПК» протокол №1 от «29» августа 2024г. Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОД.10 Химия разработана на основе примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций и методики преподавания общеобразовательной дисциплины «Химия», утвержденных на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социальногуманитарного циклов среднего профессионального образования (Протокол № 14 от «30» ноября 2022 г.) Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж» Государственное автономное профессиональное Свердловской области «Свердловский областной Разработчик: Савельева М.А.., преподаватель высшей категории © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2024 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………..………….4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………………………………….11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………………………………….23 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………….25 3 1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Химия» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Общеобразовательная общеобразовательного цикла дисциплина «Химия» образовательной является программы в обязательной соответствии частью с ФГОС специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины 1.2.1. Цели и задачи дисциплины Формирование у студентов представления о химической составляющей естественнонаучной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде. Задачи дисциплины: 1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи естественных наук; 2) развивать умения составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать результаты химических экспериментов; 3) сформировать навыки проведения простейших химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием; 4) развивать умения использовать информацию химического характера из различных источников; 5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных процессов; 6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для развития социальной и производственной сфер. 4 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07 и ПК 2.6 общие компетенции ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Планируемые результаты освоения дисциплины Общие1 Дисциплинарные2 В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; ПРб2. владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительновосстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека; Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые общеобразовательной дисциплиной 2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с методикой преподавания дисциплины 1 5 - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике ПРб3. сформированность умений выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов; ПРб4. сформированность умений использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций; ПРб5. сформированность умений устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции; ПРб1. сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; ПРб7. сформированность умений проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением 6 ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, ПРб8. сформированность умей планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов; ПРб9. сформированность умения анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие); ПРб6. владение основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); ПРб7. сформированность умений проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением 7 гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; ПРб8. сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов 8 - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережени ю, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности; ПРб1. сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; ПРб10. сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации ПК 2.6. Обеспечивать и соблюдать правила и нормы безопасности в профессиональной деятельности В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; ПРб1. сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; ПРб10. сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать 9 активное неприятие действий, приносящих вред опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, окружающей среде; понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности; 10 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины «Химия» 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины Объем в часах 72 в т.ч. Основное содержание 69 в т. ч.: теоретическое обучение 31 практические занятия 22 лабораторные занятия 8 Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 6 в т. ч.: теоретическое обучение 2 практические занятия 4 Промежуточная аттестация (зачет) 2 Самостоятельная работа 3 11 2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Химия» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль Объем часов Формируемые компетенции 1 2 3 4 Основное содержание 69 Раздел 1. Основы строения вещества 6 Тема 1.1. Строение атомов химических элементов и природа химической связи 4 Содержание учебного материала Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Электронная конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Валентные электроны. Валентность. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и способы ее образования ПРб 2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ОК 01 1. Современная модель строения атома. Электронная природа химической связи. Виды 2 химической связи и способы ее образования. Практические занятия: 2 1. Установление связи между строением атомов химических элементов, изменением свойств 2 химических элементов и их соединений в соответствии с положением в ПСХЭ. Тема 1.2. Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева Содержание учебного материала Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов. 2 ПРб 2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб8 12 Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеристику химических элементов «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность химических элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева» ПРб9 ПРб6 ОК 01 ОК 02 Практические занятия 1. Характеристика химических элементов в соответствии с их электронным строением и положением в ПСХЭ Д.И. Менделеева. 2 2 Раздел 2. Химические реакции 10 Тема 2.1. Типы химических реакций 4 Содержание учебного материала Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения, окисления-восстановления. Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций (ОВР) методом электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Расчеты по уравнениям химических реакций с использованием массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества 1. Классификация и типы химических реакций. ОВР. Степень окисления. 2 Практические занятия 1. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций. ПРб 2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ОК 01 2 2 13 Тема 2.2. Содержание учебного материала Электролитическая Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного диссоциация и обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионный обмен ионных уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций. 1. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. 4 2 Лабораторные занятия 2. Лабораторная работа «Типы химических реакций». 2 2 Контрольная работа 1 Строение вещества и химические реакции 2 Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ 16 Тема 3.1. Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ Содержание учебного материала 4 Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ. Номенклатура неорганических веществ: название вещества исходя из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной (ИЮПАК) или тривиальной номенклатуре. Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная ПРб 2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб8 ОК 01 ОК04 ПРб 2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб8 ПРб9 ПРб6 ОК 01 ОК 02 ПК 2.6 14 известь, негашеная известь, питьевая сода и других): называть и составлять формулы химических веществ, определять принадлежность к классу. Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие). Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам 1. Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. 2 Практические занятия 2 1. Номенклатура неорганических веществ: название и составление химических формул веществ. 2 Тема 3.2. Физикохимические свойства неорганических веществ Содержание учебного материала 8 Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов IV– VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе. Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот, солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов. Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека. 1. Общие физические и химические свойства металлов, способы получения. Коррозия металлов. ПРб 2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб8 ПРб9 ПРб6 ОК 01 ОК 02 ПК 2.6 2 15 2. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов IV– VII 2 групп. 3. Химические свойства основных классов неорганических веществ. 2 Практические занятия 1. Безопасное использование материалов в гончарной мастерской. Тема 3.3. Идентификация неорганических веществ 2 2 Содержание учебного материала 2 Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов. Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств, характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлориданионы, на катион аммония. Лабораторные занятия 1. Лабораторная работа «Идентификация неорганических веществ». Решение экспериментальных задач. 2 2 Контрольная работа 2 Свойства неорганических веществ. 2 Раздел 4. Строение и свойства органических веществ 21 Тема 4.1. Классификация, строение и номенклатура Содержание учебного материала 4 Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. ПРб 2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб8 ПРб9 ПРб6 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПРб 2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 16 органических веществ Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических соединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах (углеводах, жирах, белках и др.), высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено) Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %) 1. Предмет органической химии. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. ПРб7 ОК 01 ПК 2.6 2 Практические занятия 2 1. Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ, используя их 2 названия. Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из состава. Тема 4.2. Свойства Содержание учебного материала органических Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности соединений классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические свойства; химические свойства; способы получения): – предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применение алканов; – непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов – кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла. 9 ПРб 2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб8 ПРб9 ПРб6 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК 2.6 17 – азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные соединения (синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Генетическая связь между классами органических соединений. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединений отдельных классов 1. Предельные углеводороды: свойства, нахождение в природе и применение. Непредельные и ароматические углеводороды. 2 2. Кислородсодержащие соединения. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие 2 свойства мыла 3. Азотсодержащие соединения. Высокомолекулярные соединения. 2 4. Генетическая связь между классами органических соединений. 1 Практические занятия 1. Техника безопасности при работе с легковоспламеняющимися веществами. Тема 4.3. Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности Содержание учебного материала Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов – источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности. Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов 2 2 6 ПРб 2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб8 ПРб9 18 человека (углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл показателя предельно допустимой концентрации. Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и характерных качественных реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков. Возникновение аналитического сигнала с точки зрения химических процессов при протекании качественной реакции, позволяющей идентифицировать предложенные органические вещества ПРб6 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК 2.6 1. Биологическая роль углеводов, белков, жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности. 2 2. Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии. 2 Лабораторные занятия Лабораторная работа: “Идентификация органических соединений отдельных классов”. 2 2 Контрольная работа 3 Структура и свойства органических веществ 2 Раздел 5. 4 Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций Тема 5.1 Скорость Содержание учебного материала химических реакций. Химическое Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, равновесие концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип Ле Шателье. 4 ПРб 2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб8 ПРб9 19 Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции, на применение принципа Ле-Шателье. ПРб6 ОК 01 ОК 02 ПК 2.6 1. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Тепловые эффекты химических реакций. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных 2 факторов. Принцип Ле Шателье Практические занятия Влияние степени измельчения отравляющих веществ. 2 лекарственных препаратов на скорость нейтрализации 2 Раздел 6. Растворы 4 Тема 6.1. Понятие о растворах Содержание учебного материала 2 ПРб 2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб8 ПРб9 ПРб6 ПРб10 ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.6 2 ПРб 2 Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой концентрации и его использование в оценке экологической безопасности. Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые организмы определенных веществ. Решение практико-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека 1. Растворы. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Приготовление растворов для дезинфекции в детских учреждениях. Содержание учебного материала 2 20 Тема 6.2. Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практико-ориентированными вопросами) и определение среды водных растворов. Исследование свойств растворов Решение задач на приготовление растворов Лабораторные занятия Лабораторная работа «Приготовление растворов». Решение задач на приготовление растворов. 2 2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб8 ПРб9 ПРб6 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК 2.6 Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека Тема 7.1 Химия в Основное содержание быту и производственной Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении деятельности экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и человека анализа химической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет) Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей профессиональной деятельности по темам: «Акварельные краски: опасны или безопасны для ребенка?», «Роль химии в создании материалов для декоративно-прикладного искусства», «Химия и прикладное искусство «Золотая хохлома», «Гжель», «Городецкая роспись», «Лаки, используемые при росписи изделий: опасны или безопасны для человека», «Влияние красок, растворителей на организм человека», «Экологическая опасность и безопасность материалов, используемых в гончарной мастерской», «Материалы и инструменты, используемые для художественной росписи: опасны или безопасны для человека» Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией 6 6 ПРб 2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб8 ПРб9 ПРб6 ПРб10 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 2.6 21 Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. 2 Практические занятия 4 Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей профессиональной деятельности: 1. «Акварельные краски: опасны или безопасны для ребенка?» 2 2. «Материалы и инструменты, используемые для художественной росписи: опасны или безопасны для человека» 3. «Экологическая опасность и безопасность материалов, используемых в гончарной мастерской» Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией 2 Промежуточная аттестация по дисциплине (зачет) 2 Самостоятельная работа: 3 Подготовка к промежуточной аттестации Всего 72 22 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет химии и/или учебной химической лаборатории. Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): наборы шаростержневых моделей молекул, модели кристаллических решеток, коллекции простых и сложных веществ и/или коллекции полимеров; коллекция горных пород и минералов, таблица Менделеева, учебные фильмы, цифровые образовательные ресурсы. Технические средства обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном, мультимедийная доска, указка-презентер для презентаций. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: мензурки, пипеткикапельницы, термометры, микроскоп, лупы, предметные и покровные стекла, планшеты для капельных реакций, фильтровальная бумага, промывалки, стеклянные пробирки, резиновые пробки, фонарики, набор реактивов, стеклянные палочки, штативы для пробирок; мерные цилиндры, воронки стеклянные, воронки делительные цилиндрические (50-100 мл), ступки с пестиком, фарфоровые чашки, пинцеты, фильтры бумажные, вата, марля, часовые стекла, электроплитки, лабораторные штативы, спиртовые горелки, спички, прибор для получения газов (или пробирка с газоотводной трубкой), держатели для пробирок, склянки для хранения реактивов, раздаточные лотки; химические стаканы (50, 100 и 200 мл); шпатели; пинцеты; тигельные щипцы; секундомеры (таймеры), мерные пробирки (на 10–20 мл) и мерные колбы (25, 50, 100 и 200 мл), водяная баня (или термостат), стеклянные палочки; конические колбы для титрования (50 и 100 мл); индикаторные полоски для определения рН и стандартная индикаторная шкала; универсальный индикатор; пипетки на 1, 10, 50 мл (или дозаторы на 1, 5 и 10 мл), бюретки для титрования, медицинские шприцы на 100–150 мл, лабораторные и/или аналитические весы, рН-метры, сушильный шкаф, и др. лабораторное оборудование. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше 5 лет с момента издания. 2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения. Основные печатные издания 1. Анфиногенова, И. В. Химия: учебник и практикум для среднегопрофессионального образования / И. В. Анфиногенова, А. В. Бабков, В. А. Попков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 291 с. 2. Щеголихина, Н. А. Общая химия: учебник для СПО / Н. А. Щеголихина, Л. В. Минаевская. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 164 с. 3. Никольский, А. Б. Химия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Б. Никольский, А. В. Суворов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 507 с. 4. Химия: учебник для среднего профессионального образования / Ю. А.Лебедев, Г. Н. Фадеев, А. М. Голубев, В. Н. Шаповал; под общей редакцией Г. Н.Фадеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. —431 с. 23 Дополнительные источники 1. Химия. 10 класс. Углублённый уровень : учебник/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.И. Теренин, А.А. Дроздов, В.В. Лунин; под ред. В.В. Лунина. – М.: Просвещение, 2022. – 446, [2] c.: ил. 2. Химия. 11 класс. Углублённый уровень : учебник/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, А.А. Дроздов, В.В. Лунин; под ред. В.В. Лунина. – М.:Просвещение, 2022. – 478, [2] c.: ил. 3. Химия. Углубленный уровень. 10—11 классы: рабочая программа к линии УМК В.В. Лунина: учебно-методическое пособие / В.В. Еремин, А.А. Дроздов, И.В. Еремина, Э.Ю. Керимов. — М.: Дрофа, 2019. — 324, [1] с. 4. Методическое пособие к учебнику В. В. Еремина, Н. Е. Кузьменко, В.И. Теренина, А. А. Дроздова и др. «Химия. Углубленный уровень». 10 класс / В.В. Еремин, А.А. Дроздов, И.В. Еремина, В. И. Махонина, О. Ю. Симонова, Э.Ю. Керимов. — М.: Дрофа, 2019. — 339 с. : ил. 5. Методическое пособие к учебнику В. В. Еремина, Н. Е. Кузьменко, А. А.Дроздова и др. «Химия. Углубленный уровень». 11 класс / В. В. Еремин, А.А.Дроздов, И.В. Еремина, Н.В. Волкова, Н.В. Фирстова, Э.Ю. Керимов. — М.: Дрофа,2019. — 423 с. : ил. 6. Гусева, Е. В. Химия для СПО: учебно-методическое пособие / Е. В.Гусева, М. Р. Зиганшина, Д. И. Куликова. — Казань: КНИТУ, 2019. — 168 с. — ISBN 978-5-7882-2792-4. — Текст: электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/196096 (датаобращения: 14.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 7. Черникова, Н. Ю. Химия в доступном изложении: учебное пособие для спо / Н. Ю. Черникова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 316с. — ISBN 978-5-8114-9500-9. — Текст: электронный // Лань: электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/195532 (дата обращения: 14.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 8. Шевницына, Л. В. Химия: учебное пособие / Л. В. Шевницына, А. И.Апарнев. — Новосибирск: НГТУ, 2017. — 92 с. — ISBN 978-5-7782-3345-4. —Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:https://e.lanbook.com/book/118505 (дата обращения: 14.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 9. Блинов, Л. Н. Химия: учебник для СПО / Л. Н. Блинов, И. Л. Перфилова, Т. В. Соколова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 260 с. — ISBN 978-5-8114-7904-7. — Текст: электронный // Лань: электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/167183 (дата обращения: 14.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 10. Габриелян, О. С., Лысова, Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.- метод. пособие. — М. Академия, 2019. - 332 с. 11. Черникова Н. Ю., Мещерякова Е. В. Решаем задачи по химии самостоятельно: учебное пособие / Н. Ю. Черникова, Е. В. Мещерякова — СанктПетербург: Лань, 2022. — 328 с. 12. Резников В. А. Сборник упражнений и задач по органической химии:учебное пособие / В.А. Резников — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 226 с. 13. Капустина А. А., Хальченко И. Г., Либанов В. В. Общая и неорганическаяхимия. Практикум / А. А. Капустина, И. Г. Хальченко, В.В. Либанов — СанктПетербург: Лань, 2020. — 152 с. Интернет-ресурсы 1. hvsh.ru – Журнал «Химия в школе». 2. https://postnauka.ru/themes/chemistry – лекции по химии на сайте Постнаука. http://gotourl.ru/4780 (http://elementy.ru/) Научно-популярный проект «Элементы большой науки» (физика, химия, математика, астрономия, науки о жизни, науки о Земле). Новости науки, книги, научно-популярные статьи, лекции, энциклопедии. 3. http://gotourl.ru/4783 (http://potential.org.ru/)41 Сайт научно-популярного журнала «Потенциал». Журнал издаётся с 2005 г., с 2011 г. — раздел «Химия». 4. http://gotourl.ru/4785 (http://www.hij.ru/)Сайт научно-популярного журнала «Химия и жизнь». Журнал издаётся с 1965 г. 24 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины. Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО. № I ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий Основное содержание 1 Раздел 1. Основы строения вещества Формулировать базовые понятия и законы химии 1.1 ПРб1 ПРб2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб7 ОК 01 Тема 1.1 Строение атомов химических элементов и природа химической связи. Составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов, исходя из валентности и электроотрицательнос ти 1. Тест «Строение атомов химических элементов и природа химической связи». 2. Задачи на составление химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.). 3. Задания на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов 1.2 ПРб1 ПРб2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 Тема 1.2 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Характеризовать химические элементы в соответствии с их положением в периодической 1. Тест «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к электрону 25 № ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема ПРб7 ПРб6 ПРб8 ПРб9 ОК 01 ОК 02 2 2.1 Раздел 2. Химические реакции ПРб2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб8 ОК 01 ОК 04 Тема 2.1 Типы химических реакций Результат обучения Типы оценочных мероприятий системе химических элементов Д.И. Менделеева химических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева». 2. Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением в Периодической системе. 3. Практикоориентированные теоретические задания на характеристику химических элементов: «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к электрону химических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева» Характеризовать типы химических реакций Контрольная работа «Строение вещества и химические реакции» Составлять реакции соединения, разложения, обмена, замещения, окислительновосстановительные реакции 1. Задачи на составление уравнений реакций: – соединения, замещения, разложения, обмена; – окислительновосстановительных реакций с использованием метода электронного баланса. 26 № ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий 2. Задачи на расчет массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси 2.2 3 ПРб1 ПРб2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб7 ОК 01 Тема 2.2 Электролитическая диссоциация и ионный обмен Составлять уравнения химических реакции ионного обмена с участием неорганических веществ 1. Задания на составление молекулярных и ионных реакций с участием кислот, оснований и солей, установление изменения кислотности среды 2. Лабораторная работа "Типы химических реакций" Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ Исследовать строение и свойства неорганических веществ Контрольная работа «Свойства неорганических веществ» 27 № ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения 3.1 ПРб2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ОК 01 Тема 3.1 Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ Классифицировать неорганические вещества в соответствии с их строением 3.2 ПРб2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб6 ПРб8 ПРб9 ОК 01 ОК 02 Тема 3.2 ФизикоУстанавливать химические свойства зависимость физиконеорганических веществ химических свойств неорганических веществ от строения атомов и молекул, а также типа кристаллической решетки Типы оценочных мероприятий 1. Тест «Номенклатура и название неорганических веществ исходя из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной или тривиальной номенклатуре». 2. Задачи на расчет массовой доли (массы) химического элемента (соединения) в молекуле (смеси). 3. Практические задания по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов. 4. Практические задания на определение химической активности веществ в зависимости вида химической связи и типа кристаллической решетки 1. Тест «Особенности химических свойств оксидов, кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей». 2. Задания на составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов, неорганических солей, характеризующих их свойства и способы 28 № ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий получения. 3. Практикоориентированные теоретические задания на свойства и получение неорганических веществ 3.3 ПРб2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб6 ПРб8 ПРб9 ОК 01 ОК 02 ОК 04 Тема 3.3 Идентификация Исследовать неорганических веществ качественные реакции неорганических веществ 1. Практикоориентированные задания по составлению химических реакций с участием неорганических веществ, используемых для их идентификации. 2.Лабораторная работа: “Идентификация неорганических веществ” Исследовать Контрольная работа Раздел 4. Строение и строение и свойства «Строение и свойства свойства органических органических органических веществ» веществ веществ 4 4.1 ПРб1 ПРб2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб7 ОК 01 Тема 4.1 Классификация, строение и номенклатура органических веществ Классифицировать органические вещества в соответствии с их строением 1. Задания на составление названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. 2. Задания на составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов. 3. Задачи на определение простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %) 4.2 ПРб2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 Тема 4.2 Свойства органических соединений Устанавливать зависимость физикохимических свойств органических веществ от строения молекул 1. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения. 29 № ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения ПРб6 ПРб8 ПРб9 ОК 01 ОК 02 ОК 04 4.3 ПРб2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб6 ПРб8 ПРб9 ОК 01 ОК 02 ОК 04 5 5 2. Задания на составление уравнений химических реакций, иллюстрирующих химические свойства с учетом механизмов протекания данных реакций и генетической связи органических веществ разных классов. 3. Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием органических веществ. 4. Лабораторная работа “Превращения органических веществ при нагревании" Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций ПРб2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб6 ПРб8 ПРб9 Типы оценочных мероприятий Исследовать качественные реакции органических соединений отдельных классов 1.Практикоориентированные задания по составлению химических реакций с участием органических веществ, в т.ч. используемых для их идентификации в быту и промышленности. 2.Лабораторная работа: “Идентификация органических соединений отдельных классов” Характеризовать влияние различных факторов на равновесие и скорость химических реакций Тема 5.1 Скорость Характеризовать химических реакций. влияние Химическое равновесие концентрации реагирующих веществ и температуры на скорость химических реакций Характеризовать влияние изменения Практикоориентированные теоретические задания на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции. Практикоориентированные задания на применение 30 № ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема ОК 01 ОК 02 Результат обучения концентрации веществ, реакции среды и температуры на смещение химического равновесия Раздел 6. Растворы Исследовать истинные растворы с заданными характеристиками 6 Типы оценочных мероприятий принципа Ле-Шателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия 6.1 ПРб2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб6 ПРб8 ПРб9 ОК 01 ОК 02 Тема 6.1 Понятие о растворах Различать истинные растворы 6.2 ПРб2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 ПРб1 ПРб7 ПРб8 ОК 01 ОК 04 Тема 6.2 Исследование свойств растворов Исследовать физико- Лабораторная работа химические свойства “Приготовление истинных растворов растворов” II Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека 7 ПРб2 ПРб3 ПРб4 ПРб5 Оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности 1. Задачи на приготовление растворов. 2. Практикоориентированные расчетные задания на дисперсные системы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека Защита кейса (с учетом будущей профессиональной деятельности) Тема 7.1 Химия в быту и Оценивать Возможные темы кейсов: производственной последствия бытовой 1. «Акварельные краски: деятельности человека и производственной опасны или безопасны деятельности для ребенка?» 31 № ОК/ПК ПРб1 ПРб7 ПРб6 ПРб8 ПРб9 ПРб10 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 2.6 Модуль/Раздел/Тема Результат обучения человека с позиций экологической безопасности Типы оценочных мероприятий 2. «Материалы и инструменты, используемые для художественной росписи: опасны или безопасны для человека» 3. «Экологическая опасность и безопасность материалов, используемых в гончарной мастерской» 32