Приложение 2 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 54.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.01 Русский язык Специальность 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» Очная форма обучения 2024 Рассмотрена на заседании кафедры Общеобразовательных дисциплин 29 августа 2024г., протокол №1 Заведующая кафедрой: /Плотникова Е.В./ Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования Утверждена решением научнометодического совета ГАПОУ СО «СОПК» протокол №1 от «29» августа 2024г. Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОД.01 Русский язык разработана на основе примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций и методики преподавания общеобразовательной дисциплины «Русский язык», утвержденных на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования (Протокол № 14 от «30» ноября 2022 г.) Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж» Государственное автономное профессиональное Свердловской области «Свердловский областной Разработчик: Нагибина О.С., преподаватель ГАПОУ СО «СОПК», высшая квалификационная категория Неволина Н.А., преподаватель русского языка и литературы, первая квалификационная категория. © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2024 2 СОДЕРЖАНИЕ 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» ............................ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………………………………………………...11 3.УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................................................................................21 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………22 3 1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: 1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности. 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК: ОК 04, ОК 05, ОК.09, ПК .1.6 4 Код и наименование формируемых компетенций ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. 1 Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные (предметные)1 - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: ПРб.2 Совершенствование умений создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 7-8 реплик); уметь выступать публично, представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач. ПРб.6 Сформированность представлений об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о номах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические; уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022) ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; академическими словарями и справочниками в электронном формате. ПРб.9 Совершенствование умений использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации. ПРб.1 Сформированность представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку. ПРб.3 Сформированность знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов). 6 ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. - наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду ПРб.4 Совершенствование умений использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационносмысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое). ПРб.5 Обобщение знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функциональносмысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе. ПРб.7 Обобщение знаний о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы). ПРб.8 Обобщение знаний об изобразительновыразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительновыразительные средства языка в тексте. 7 ПК.1.6 Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией. - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; В области эстетического воспитания: ПРб.2 Совершенствование умений создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 7-8 реплик); уметь выступать публично, представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач. ПРб.6 Сформированность представлений об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о номах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические; уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате ПРб.9 Совершенствование умений использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации. ПРб.1 Сформированность представлений о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального 8 - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; - наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку. ПРб.3 Сформированность знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов). ПРб.4 Совершенствование умений использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационносмысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое). ПРб.5 Обобщение знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функциональносмысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык 9 - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду. художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе. ПРб.7 Обобщение знаний о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы). 10 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы дисциплины 72 в т.ч. 1. Основное содержание 60 в т. ч.: теоретическое обучение 30 практические занятия 30 2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 12 в т. ч.: теоретическое обучение 6 практические занятия 6 индивидуальный проект (да/нет)** Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт 2 11 2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Русский язык» Содержание учебного материала (основное и профессиональноНаименование ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной разделов и тем модуль (при наличии) 1 2 Основное содержание Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Тема 1.1. Основные функции языка в современном обществе. Тема 1.2 Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики. Объем часов 3 12 Содержание учебного материала: Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии. Практические занятия: Практическая работа. Основные функции языка и формы их реализации в современном обществе. Содержание учебного материала: Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов. Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)». 4 2 Практические занятия: 2 Формируемые компетенции 4 ПРб.1; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5; ПРб.7; ПРб.8 ОК 05 ПРб.1; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5; ПРб.7; ПРб.8 ОК 05 2 2 4 2 ПРб.1; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5; ПРб.7; ПРб.8 ОК 05 12 Практическая работа. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов. Тема 1.3. Язык как Содержание учебного материала: система знаков. Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке. Практические занятия: Практическая работа. Принципы русской орфографии. Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография 2 Тема 2.1. Фонетика и орфоэпия. Содержание учебного материала: Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы. 4 2 Практические занятия: Практическая работа. Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся. Содержание учебного материала: Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Словообразование и формообразование. 2 2 Тема 2.2. Морфемика и словообразование. 4 2 2 2 36 4 2 ПРб.1; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5; ПРб.7; ПРб.8 ОК 05 ПРб.1; ПРб.2; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5; ПРб.6; ПРб.7; ПРб.8;ПРб.9 ОК 04; ОК 05 ПРб.1; ПРб.2; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5; ПРб.6; ПРб.7; ПРб.8; ПРб.9 ОК 04; ОК 05 ПРб.1; ПРб.2; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5; ПРб.6; ПРб.7; ПРб.8; ПРб.9 ОК 04; ОК 05 13 Тема 2.3. Имя существительное как часть речи. Тема 2.4. прилагательное часть речи. Имя как Тема 2.5. Имя числительное как часть речи. Практические занятия: Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок. Содержание учебного материала: Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных. Практические занятия: Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Содержание учебного материала: 2 2 Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантикостилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж. Практические занятия: 2 Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Содержание учебного материала: Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных. 2 Практические занятия: Практическая работа. Правописание числительных. Возможности использования цифр. Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности. 2 2 4 2 2 2 4 ПРб.1;ПРб.2; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5;ПРб.6; ПРб.7; ПРб.8;ПРб.9 ОК 04; ОК 05 ПРб.1; ПРб.2; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5;ПРб.6; ПРб.7; ПРБ.8;ПРб.9 ОК 04; ОК 05 2 4 2 ПРб.1;ПРб.2; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5;ПРб.6; ПРб.7; ПРб.8;ПРб.9 ОК 04; ОК 05 14 Тема 2.6. Местоимение как часть речи. Содержание учебного материала: Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Дефисное написание местоимений Практическая работа. Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ. 4 2 ПРб.1;ПРб.2; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5;ПРб.6; ПРб.7; ПРб.8;ПРб.9 ОК 04; ОК 05 Тема 2.7. Глагол как часть речи. Содержание учебного материала: Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции. Практические занятия: Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов. Содержание учебного материала: Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и полные формы причастий. 4 2 ПРб.1;ПРб.2; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5;ПРб.6; ПРб.7; ПРб.8;ПРб.9 ОК 04; ОК 05 Практические занятия: Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий. 2 2 Содержание учебного материала: Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы. Практические занятия: 4 2 Тема 2.8. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Тема 2.9. Наречие как часть речи. Служебные части речи. 2 2 4 2 ПРб.1;ПРб.2; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5;ПРб.6; ПРб.7; ПРб.8;ПРб.9 ОК 04; ОК 05 ПРб.1;ПРб.2; ПРб.3; ПРб.4; ПРбб.5;ПРб.6; ПРб.7; ПРб.8;ПРб.9 ОК 04; ОК 05 2 15 Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи (знаменательных и служебных). Слова категории состояния. Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ. Раздел 3. Синтаксис и пунктуация 2 12 ПРб.1;ПРб.2; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5;ПРб.6; ПРб.7; ПРб.8;ПРб.9 ОК 04; ОК 05 Тема 3.1. Основные единицы синтаксиса. Содержание учебного материала: Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. 4 2 ПРб.1;ПРб.2; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5;ПРб.6; ПРб.7; ПРб.8;ПРб.9 ОК 04; ОК 05 Практические занятия: Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении Содержание учебного материала: Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными членами. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия 2 2 4 2 Тема 3.2 Второстепенные члены предложения. ПРб.1;ПРб.2; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5;ПРб.6; ПРб.7; ПРб.8;ПРб.9 ОК 04; ОК 05 16 Тема 3.3. Сложное предложение. обособления определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов. Практические занятия: Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении. Содержание учебного материала: Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи. Практические занятия: Практическая работа. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат. 2 2 4 2 ПРб.1; ПРб.3; ПРб.4; ПРб.5; ПРб.7; ПРб.8 ОК 05; ОК 09 2 2 Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации. 12 ПРб. 1-9 ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК 2.3, ПК.2.4 Тема 4.1. Язык как средство профессиональной, социальной и 4 2 ПРб. 1-9 ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК 2.3, ПК.2.4 Содержание учебного материала: Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет художника-мастера, преподавателя. Практические занятия: 17 межкультурной коммуникации. Тема 4.2. Коммуникативный аспект культуры речи. Практическая работа, Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Отраслевые терминологические словари. Содержание учебного материала: Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы. Разговорная речь и устная речь преподавателя в области декоративноприкладного искусства. Практические занятия: Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). 2 2 ПРб. 1-9 ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК 2.3, ПК.2.4 2 Тема 4.3. стиль. Научный Содержание учебного материала: Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические). 2 2 ПРб. 1-9 ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК 2.3, ПК.2.4 Тема 4.4. стиль. Деловой Профессионально-ориентированное содержание Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности. 4 2 ПРб. 1-9 ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК 2.3, ПК.2.4 Практические занятия: Практическое занятие. Виды документов специальности. «Декоративноприкладное искусство и народные промыслы». Дифференцированный зачёт 2 2 ПРб. 1-9 ОК 04; ОК 05; ОК 09 18 ПК 2.3, ПК.2.4 Всего: 72 19 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины 3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий; - комплект электронных видеоматериалов; - задания для контрольных работ; - профессионально ориентированные задания; - материалы текущей и промежуточной аттестации. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. Технические средства обучения: - персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; - проектор с экраном. Залы библиотеки: Библиотека (фонд художественной литературы должен соответствовать перечню изучаемых произведений), читальный зал с компьютерами, оснащенными выходом в сеть Интернет 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1 Основная рекомендованная литература 1. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/447234 2. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/447868 3. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53412620-4. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/447867 4. Антонова, Е.С. Русский язык [Текст]: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2019. - 409 с. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0 5. Гусарова И.В. Русский язык. 10 класс (базовый, углубленный). Учебник для образовательных организаций. Москва: Издательство «Вентана-граф», «Издательство «Просвещение», 2022. – 480 с. - ISBN 978-5-09-101460-0 6. Гусарова И.В. Русский язык. 11 класс (базовый, углубленный). Учебник для образовательных организаций. Москва: Издательство «Вентана-граф», «Издательство «Просвещение», 2022. – 448 с. - ISBN 978-5-09-101461-7 20 7. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и другие. Русский язык. 10-11 класс. Учебник для образовательных организаций. Базовый Москва: Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2021. - 271. - ISBN 978-5-09101457-0 3. 2.2 Дополнительная литература 1. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblioonline.ru/bcode/452165 2. Лыткина О.И., Селезнева Л.В., Скороходова Е.Ю. Практическая стилистика русского языка: учебное пособие. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство «Флинта», 2021. – 208 с. ISBN - 978-5-9765-0821-7 3.2.4. Периодические издания 3. Журнал «Русская речь» 4. Журнал «Русский язык в школе» 3.2.5. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины 5. Министерство образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф/); 6. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/); 7. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/); 8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/); 9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/); 10. Проект Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина "Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/); 11. Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru); 12. КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/).. 13. Справочно-информационный портал "Русский язык" (http://gramota.ru/); 14. Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/); 15. Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru 21 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Общая/профессиональная компетенция ПРб.1 Сформированность представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку Раздел/Тема ПРб.2 Совершенствование умений создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 78 реплик); уметь выступать Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2 2 П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4 Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3 Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3 П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4 Тип оценочных мероприятий Практические работы Контрольные работы Диктанты Разноуровневые задания Сочинения//Эссе Групповые проекты Индивидуальные проекты Фронтальный опрос Деловая (ролевая) игра Кейс-задания Деловая (ролевая) игра Кейс-задания Дифференцированный зачёт Устный опрос Тестирование, Лингвистические задачи Деловые игры Кейс - задания Проекты Практические работы Дифференцированный зачёт 22 публично, представлять результаты учебноисследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационнокоммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач ПРб.3 Сформированность знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов); ПРб.4 Совершенствование умений использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационносмысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3 Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3 П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4 Контрольные работы Диктанты Разноуровневые задания Сочинения//Эссе Групповые проекты Индивидуальные проекты Фронтальный опрос Деловая (ролевая) игра Кейс-задания Деловая (ролевая) игра Кейс-задания Дифференцированный зачёт Р 3, Темы 3.3 П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4 Сочинения/Изложения/Эссе Аннотации Тезисы Конспекты Рефераты Сообщения Практические работы Дифференцированный зачёт 23 слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое) ПРб. 5 Обобщение знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функциональносмысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе Р 3, Темы 3.3 П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4 Сочинения//Эссе Аннотации Тезисы Конспекты Рефераты Сообщения Практические работы Дифференцированный зачёт ПРб.6 Сформированность представлений об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о номах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2 3 П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4 Устный опрос Тестирование, Лингвистические задачи Деловые игры Кейс - задания Проекты Практические работы Дифференцированный зачёт 24 стилистические; уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате. ПРб.7 Обобщение знаний о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы). Р 3, Темы 3.3 П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4 Сочинения//Эссе Аннотации Тезисы Конспекты Рефераты Сообщения Практические работы Дифференцированный зачёт ПРб.8 Обобщение знаний об изобразительновыразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительновыразительные средства языка в тексте. Р3, Р 3, Тема 3.3 П-о/с Р 4, Тема 4.2 Сочинения//Эссе Аннотации Тезисы Конспекты Рефераты Сообщения Практические работы Дифференцированный зачёт 25 ПРб.9 Совершенствование умений использовать правила русского речевого этикета в социальнокультурной, учебнонаучной, официальноделовой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации. Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2 4 П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4 Устный опрос Тестирование, Лингвистические задачи Деловые игры Кейс - задания Проекты Практические работы Дифференцированный зачёт ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2 5 П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4 ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3 Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3 П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4 ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Р 3, Темы 3.3 П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4 Устный опрос Тестирование, Лингвистические задачи Деловые игры Кейс - задания Проекты Практические работы Дифференцированный зачёт Практические работы Контрольные работы Диктанты Разноуровневые задания Сочинения/Изложения/Эссе Групповые проекты Индивидуальные проекты Фронтальный опрос Деловая (ролевая) игра Кейс-задания Деловая (ролевая) игра Кейс-задания Дифференцированный зачёт Сочинения/Изложения/Эссе Аннотации Тезисы Конспекты Рефераты Сообщения Практические работы Дифференцированный зачёт 26 ПК 1.6. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией. П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4 Устный опрос Фронтальный контроль Индивидуальный контроль Анализ публичного выступления Практические работы Дифференцированный зачёт Устный опрос Фронтальный контроль Индивидуальный контроль Анализ публичного выступления Практические работы Дифференцированный зачёт 27 28