Приложение 2
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 54.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01 Русский язык
Специальность 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство
и народные промыслы (по видам)»
Очная форма обучения
2024
Рассмотрена на заседании кафедры
Общеобразовательных дисциплин
29 августа 2024г., протокол №1
Заведующая кафедрой:
/Плотникова Е.В./
Рабочая программа разработана в
соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного
стандарта среднего общего образования
Утверждена решением научнометодического совета
ГАПОУ СО «СОПК» протокол №1
от «29» августа 2024г.
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОД.01 Русский язык разработана
на основе примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский
язык» для профессиональных образовательных организаций и методики преподавания
общеобразовательной дисциплины «Русский язык», утвержденных на заседании Совета по
оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и
социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования (Протокол №
14 от «30» ноября 2022 г.)
Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»
Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной
Разработчик:
Нагибина О.С., преподаватель ГАПОУ СО «СОПК», высшая квалификационная категория
Неволина Н.А., преподаватель русского языка и литературы, первая квалификационная
категория.
© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2024
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» ............................ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
…………………………………………………………………………………………………...11
3.УСЛОВИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................................................................................21
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………22
3
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Русский язык»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС
по специальности
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения
в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК:
ОК 04, ОК 05, ОК.09, ПК .1.6
4
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде.
1
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные (предметные)1
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
ПРб.2 Совершенствование умений создавать устные
монологические
и
диалогические
высказывания
различных типов и жанров; употреблять языковые
средства в соответствии с речевой ситуацией (объем
устных монологических высказываний – не менее 100
слов, объем диалогического высказывания – не менее 7-8
реплик); уметь выступать публично, представлять
результаты учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
использовать
образовательные
информационно-коммуникационные
инструменты
и
ресурсы для решения учебных задач.
ПРб.6 Сформированность представлений об аспектах
культуры речи: нормативном, коммуникативном и
этическом; сформировать системы знаний о номах
современного русского литературного языка и их
основных
видах
(орфоэпические,
лексические,
грамматические, стилистические; уметь применять знание
норм современного русского литературного языка в
речевой практике, корректировать устные и письменные
высказывания; обобщать знания об основных правилах
орфографии и пунктуации, уметь применять правила
орфографии и пунктуации в практике письма; уметь
работать со словарями и справочниками, в том числе
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от
12.08.2022)
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
труда и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;
академическими словарями и справочниками в
электронном формате.
ПРб.9 Совершенствование умений использовать правила
русского речевого этикета в социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в
повседневном общении, интернет-коммуникации.
ПРб.1 Сформированность представления о функциях
русского языка в современном мире (государственный
язык Российской Федерации, язык межнационального
общения, один из мировых языков); о русском языке как
духовно-нравственной
и
культурной
ценности
многонационального народа России; о взаимосвязи языка
и культуры, языка и истории, языка и личности; об
отражении в русском языке традиционных российских
духовно-нравственных
ценностей;
сформировать
ценностное отношение к русскому языку.
ПРб.3 Сформированность знаний о признаках текста, его
структуре, видах информации в тексте; уметь понимать,
анализировать
и
комментировать
основную
и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую)
информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или)
на слух; выявлять логико-смысловые отношения между
предложениями в тексте; создавать тексты разных
функционально-смысловых типов; тексты научного,
публицистического, официально-делового стилей разных
жанров (объем сочинения не менее 150 слов).
6
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду
ПРб.4 Совершенствование умений использовать разные
виды чтения и аудирования, приемы информационносмысловой переработки прочитанных и прослушанных
текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и
другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от
250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты
(тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое).
ПРб.5 Обобщение знаний о языке как системе, его
основных единицах и уровнях: обогащение словарного
запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств; уметь анализировать
единицы разных уровней, тексты разных функциональносмысловых типов, функциональных разновидностей языка
(разговорная речь, функциональные стили, язык
художественной литературы), различной жанровой
принадлежности; сформированность представлений о
формах существования национального русского языка;
знаний о признаках литературного языка и его роли в
обществе.
ПРб.7
Обобщение
знаний
о
функциональных
разновидностях
языка:
разговорной
речи,
функциональных стилях (научный, публицистический,
официально-деловой), языке художественной литературы;
совершенствование умений распознавать, анализировать и
комментировать тексты различных функциональных
разновидностей языка (разговорная речь, функциональные
стили, язык художественной литературы).
ПРб.8
Обобщение
знаний
об
изобразительновыразительных
средствах
русского
языка;
совершенствование умений определять изобразительновыразительные средства языка в тексте.
7
ПК.1.6 Владеть
культурой устной и
письменной речи,
профессиональной
терминологией.
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;
В области эстетического воспитания:
ПРб.2 Совершенствование умений создавать устные
монологические
и
диалогические
высказывания
различных типов и жанров; употреблять языковые
средства в соответствии с речевой ситуацией (объем
устных монологических высказываний – не менее 100
слов, объем диалогического высказывания – не менее 7-8
реплик); уметь выступать публично, представлять
результаты учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
использовать
образовательные
информационно-коммуникационные инструменты и
ресурсы для решения учебных задач.
ПРб.6 Сформированность представлений об аспектах
культуры речи: нормативном, коммуникативном и
этическом; сформировать системы знаний о номах
современного русского литературного языка и их
основных
видах
(орфоэпические,
лексические,
грамматические, стилистические; уметь применять знание
норм современного русского литературного языка в
речевой практике, корректировать устные и письменные
высказывания; обобщать знания об основных правилах
орфографии и пунктуации, уметь применять правила
орфографии и пунктуации в практике письма; уметь
работать со словарями и справочниками, в том числе
академическими словарями и справочниками в
электронном формате
ПРб.9 Совершенствование умений использовать правила
русского речевого этикета в социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в
повседневном общении, интернет-коммуникации.
ПРб.1 Сформированность представлений о функциях
русского языка в современном мире (государственный
язык Российской Федерации, язык межнационального
8
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
труда и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
общения, один из мировых языков); о русском языке как
духовно-нравственной
и
культурной
ценности
многонационального народа России; о взаимосвязи языка
и культуры, языка и истории, языка и личности; об
отражении в русском языке традиционных российских
духовно-нравственных
ценностей;
сформировать
ценностное отношение к русскому языку.
ПРб.3 Сформированность знаний о признаках текста, его
структуре, видах информации в тексте; уметь понимать,
анализировать
и
комментировать
основную
и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую)
информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или)
на слух; выявлять логико-смысловые отношения между
предложениями в тексте; создавать тексты разных
функционально-смысловых типов; тексты научного,
публицистического, официально-делового стилей разных
жанров (объем сочинения не менее 150 слов).
ПРб.4 Совершенствование умений использовать разные
виды чтения и аудирования, приемы информационносмысловой переработки прочитанных и прослушанных
текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и
другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от
250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты
(тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое).
ПРб.5 Обобщение знаний о языке как системе, его
основных единицах и уровнях: обогащение словарного
запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств; уметь анализировать
единицы разных уровней, тексты разных функциональносмысловых типов, функциональных разновидностей языка
(разговорная речь, функциональные стили, язык
9
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную
среду.
художественной литературы), различной жанровой
принадлежности; сформированность представлений о
формах существования национального русского языка;
знаний о признаках литературного языка и его роли в
обществе.
ПРб.7
Обобщение
знаний
о
функциональных
разновидностях
языка:
разговорной
речи,
функциональных стилях (научный, публицистический,
официально-деловой), языке художественной литературы;
совершенствование умений распознавать, анализировать и
комментировать тексты различных функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
функциональные
стили,
язык
художественной
литературы).
10
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы дисциплины
72
в т.ч.
1. Основное содержание
60
в т. ч.:
теоретическое обучение
30
практические занятия
30
2. Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
12
в т. ч.:
теоретическое обучение
6
практические занятия
6
индивидуальный проект (да/нет)**
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт
2
11
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Русский язык»
Содержание учебного материала (основное и профессиональноНаименование
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
разделов и тем
модуль (при наличии)
1
2
Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной
культуры.
Тема 1.1. Основные
функции
языка
в
современном
обществе.
Тема
1.2
Происхождение
русского
языка.
Индоевропейская
языковая семья. Этапы
формирования русской
лексики.
Объем
часов
3
12
Содержание учебного материала:
Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка
(различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система
знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Социальная
природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы
русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический.
Реформы русской орфографии.
Практические занятия:
Практическая работа. Основные функции языка и формы их реализации в
современном обществе.
Содержание учебного материала:
Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы
формирования русской лексики
Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей.
Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.
Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в
профессиональной лексике. Словарь специальности «Декоративно-прикладное
искусство и народные промыслы (по видам)».
4
2
Практические занятия:
2
Формируемые
компетенции
4
ПРб.1; ПРб.3;
ПРб.4; ПРб.5;
ПРб.7; ПРб.8
ОК 05
ПРб.1; ПРб.3;
ПРб.4; ПРб.5;
ПРб.7; ПРб.8
ОК 05
2
2
4
2
ПРб.1; ПРб.3;
ПРб.4; ПРб.5;
ПРб.7; ПРб.8
ОК 05
12
Практическая работа. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения
заимствованных слов.
Тема 1.3. Язык как Содержание учебного материала:
система знаков.
Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение.
Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой
системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском
языке.
Практические занятия:
Практическая работа. Принципы русской орфографии.
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография
2
Тема 2.1. Фонетика и
орфоэпия.
Содержание учебного материала:
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы.
Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых
норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные
правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского
ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы.
4
2
Практические занятия:
Практическая работа. Орфография. Безударные гласные в корне слова:
проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Содержание учебного материала:
Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация
морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы
словообразования.
Неморфологические
способы
словообразования.
Словообразование и формообразование.
2
2
Тема 2.2. Морфемика и
словообразование.
4
2
2
2
36
4
2
ПРб.1; ПРб.3;
ПРб.4; ПРб.5;
ПРб.7; ПРб.8
ОК 05
ПРб.1; ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5; ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05
ПРб.1; ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5; ПРб.6;
ПРб.7; ПРб.8;
ПРб.9
ОК 04; ОК 05
ПРб.1; ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5; ПРб.6;
ПРб.7; ПРб.8;
ПРб.9
ОК 04; ОК 05
13
Тема
2.3.
Имя
существительное как
часть речи.
Тема
2.4.
прилагательное
часть речи.
Имя
как
Тема
2.5.
Имя
числительное как часть
речи.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных. Правописание гласных после шипящих.
Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных
после приставок.
Содержание учебного материала:
Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные,
вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени
существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных.
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен
существительных. Правописание сложных имен существительных.
Содержание учебного материала:
2
2
Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных:
качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен
прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантикостилистические различия между краткими и полными формами.
Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.
Практические занятия:
2
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.
Содержание учебного материала:
Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные,
порядковые, собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая
сочетаемость собирательных числительных.
2
Практические занятия:
Практическая
работа.
Правописание
числительных.
Возможности
использования цифр. Числительные и единицы измерения в профессиональной
деятельности.
2
2
4
2
2
2
4
ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05
ПРб.1; ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРБ.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05
2
4
2
ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05
14
Тема 2.6. Местоимение
как часть речи.
Содержание учебного материала:
Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные,
вопросительные,
относительные,
неопределенные,
отрицательные,
указательные, определительные. Дефисное написание местоимений
Практическая работа. Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ.
4
2
ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05
Тема 2.7. Глагол как
часть речи.
Содержание учебного материала:
Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог,
наклонение, время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени
глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие
функции.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.
Содержание учебного материала:
Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие
и полные формы причастий.
4
2
ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05
Практические занятия:
Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и
причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование
деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов
деепричастий.
2
2
Содержание учебного материала:
Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции.
Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия.
Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по семантике,
структуре и способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и
способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы.
Практические занятия:
4
2
Тема 2.8. Причастие и
деепричастие
как
особые формы глагола.
Тема 2.9. Наречие как
часть речи. Служебные
части речи.
2
2
4
2
ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05
ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРбб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05
2
15
Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других частей
речи (знаменательных и служебных). Слова категории состояния.
Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц.
Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи
правописание частиц НЕ и НИ.
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация
2
12
ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05
Тема 3.1. Основные
единицы синтаксиса.
Содержание учебного материала:
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в
словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение.
Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого
двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим.
Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения.
4
2
ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении
Содержание учебного материала:
Второстепенные
члены
предложения
(определение,
приложение,
обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с
однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные
определения. Предложения с обособленными членами. Общие условия
обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия
2
2
4
2
Тема 3.2
Второстепенные члены
предложения.
ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05
16
Тема 3.3. Сложное
предложение.
обособления определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и
уточняющие члены как особый вид обособленных членов.
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с
обобщающими словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК.
Разряды вводных слов и предложений. Знаки препинания при вводных словах и
предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении.
Содержание учебного материала:
Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому
значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные).
Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные
сложные предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и
косвенной речью как способ передачи чужой речи.
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в
бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой
речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат.
2
2
4
2
ПРб.1; ПРб.3;
ПРб.4; ПРб.5;
ПРб.7; ПРб.8
ОК 05; ОК 09
2
2
Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.
12
ПРб. 1-9
ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК 2.3, ПК.2.4
Тема 4.1. Язык как
средство
профессиональной,
социальной
и
4
2
ПРб. 1-9
ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК 2.3, ПК.2.4
Содержание учебного материала:
Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный,
этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет
художника-мастера, преподавателя.
Практические занятия:
17
межкультурной
коммуникации.
Тема 4.2.
Коммуникативный
аспект культуры речи.
Практическая работа, Терминология и профессиональная лексика. Язык
специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Отраслевые терминологические словари.
Содержание учебного материала:
Функциональные стили русского литературного языка как типовые
коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный
язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы.
Разговорная речь и устная речь преподавателя в области декоративноприкладного искусства.
Практические занятия:
Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы
использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по
сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы,
профессионализмы, жаргонизмы).
2
2
ПРб. 1-9
ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК 2.3, ПК.2.4
2
Тема 4.3.
стиль.
Научный
Содержание учебного материала:
Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды
терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические).
2
2
ПРб. 1-9
ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК 2.3, ПК.2.4
Тема 4.4.
стиль.
Деловой
Профессионально-ориентированное содержание
Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой
переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной
деятельности.
4
2
ПРб. 1-9
ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК 2.3, ПК.2.4
Практические занятия:
Практическое занятие. Виды документов специальности. «Декоративноприкладное искусство и народные промыслы».
Дифференцированный зачёт
2
2
ПРб. 1-9
ОК 04; ОК 05;
ОК 09
18
ПК 2.3, ПК.2.4
Всего:
72
19
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы текущей и промежуточной аттестации.
Помещение
кабинета
должно
соответствовать
требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02): оснащено типовым
оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
Залы библиотеки:
Библиотека (фонд художественной литературы должен соответствовать перечню
изучаемых произведений), читальный зал с компьютерами, оснащенными выходом в сеть
Интернет
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1 Основная рекомендованная литература
1.
Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального
образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. –
230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7. – Текст: электронный
// ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/447234
2.
Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология:
учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и
доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). –
ISBN 978-5-534-12621-1. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/447868
3.
Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего
профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53412620-4. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/447867
4.
Антонова, Е.С. Русский язык [Текст]: учебник для использования в учебном
процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова,
Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2019. - 409 с. - (Профессиональное
образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0
5.
Гусарова И.В. Русский язык. 10 класс (базовый, углубленный). Учебник для
образовательных организаций. Москва: Издательство «Вентана-граф», «Издательство
«Просвещение», 2022. – 480 с. - ISBN 978-5-09-101460-0
6.
Гусарова И.В. Русский язык. 11 класс (базовый, углубленный). Учебник для
образовательных организаций. Москва: Издательство «Вентана-граф», «Издательство
«Просвещение», 2022. – 448 с. - ISBN
978-5-09-101461-7
20
7.
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и другие. Русский
язык. 10-11 класс. Учебник для образовательных организаций. Базовый Москва:
Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2021. - 271. - ISBN 978-5-09101457-0
3. 2.2 Дополнительная литература
1.
Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего
профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. –
Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN
978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblioonline.ru/bcode/452165
2.
Лыткина О.И., Селезнева Л.В., Скороходова Е.Ю. Практическая стилистика
русского языка: учебное пособие. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство «Флинта»,
2021. – 208 с. ISBN - 978-5-9765-0821-7
3.2.4. Периодические издания
3.
Журнал «Русская речь»
4.
Журнал «Русский язык в школе»
3.2.5. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», необходимых для освоения дисциплины
5.
Министерство
образования
и
науки
Российской
Федерации
(http://минобрнауки.рф/);
6.
Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);
7.
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным
ресурсам" (http://window.edu.ru/);
8.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/);
9.
Федеральный
центр
информационно-образовательных
ресурсов
(http://fcior.edu.ru/);
10.
Проект Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина
"Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);
11.
Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
12.
КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/)..
13.
Справочно-информационный портал "Русский язык" (http://gramota.ru/);
14.
Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/);
15.
Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru
21
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания
и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Общая/профессиональная
компетенция
ПРб.1 Сформированность
представления о функциях
русского
языка
в
современном
мире
(государственный
язык
Российской
Федерации,
язык
межнационального
общения, один из мировых
языков); о русском языке
как духовно-нравственной
и культурной ценности
многонационального
народа
России;
о
взаимосвязи
языка
и
культуры, языка и истории,
языка и личности; об
отражении в русском языке
традиционных российских
духовно-нравственных
ценностей; сформировать
ценностное отношение к
русскому языку
Раздел/Тема
ПРб.2 Совершенствование
умений создавать устные
монологические
и
диалогические
высказывания различных
типов
и
жанров;
употреблять
языковые
средства в соответствии с
речевой ситуацией (объем
устных
монологических
высказываний – не менее
100
слов,
объем
диалогического
высказывания – не менее 78 реплик); уметь выступать
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
2
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4
Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3,
.2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4
Тип
оценочных
мероприятий
Практические работы
Контрольные работы
Диктанты
Разноуровневые задания
Сочинения//Эссе
Групповые проекты
Индивидуальные проекты
Фронтальный опрос
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Дифференцированный
зачёт
Устный опрос
Тестирование,
Лингвистические задачи
Деловые игры
Кейс - задания
Проекты
Практические работы
Дифференцированный
зачёт
22
публично,
представлять
результаты
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности;
использовать
образовательные
информационнокоммуникационные
инструменты и ресурсы для
решения учебных задач
ПРб.3 Сформированность
знаний о признаках текста,
его
структуре,
видах
информации в тексте; уметь
понимать, анализировать и
комментировать основную
и дополнительную, явную и
скрытую
(подтекстовую)
информацию
текстов,
воспринимаемых зрительно
и (или) на слух; выявлять
логико-смысловые
отношения
между
предложениями в тексте;
создавать тексты разных
функционально-смысловых
типов; тексты научного,
публицистического,
официально-делового
стилей разных жанров
(объем сочинения не менее
150 слов);
ПРб.4 Совершенствование
умений
использовать
разные виды чтения и
аудирования,
приемы
информационносмысловой
переработки
прочитанных
и
прослушанных
текстов,
включая
гипертекст,
графику, инфографику и
другое (объем текста для
чтения – 450-500 слов;
объем прослушанного или
прочитанного текста для
пересказа от 250 до 300
Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3,
.2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4
Контрольные работы
Диктанты
Разноуровневые задания
Сочинения//Эссе
Групповые проекты
Индивидуальные проекты
Фронтальный опрос
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Дифференцированный
зачёт
Р 3, Темы 3.3
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4
Сочинения/Изложения/Эссе
Аннотации
Тезисы
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические работы
Дифференцированный
зачёт
23
слов); уметь создавать
вторичные тексты (тезисы,
аннотация, отзыв, рецензия
и другое)
ПРб. 5 Обобщение знаний о
языке как системе, его
основных
единицах
и
уровнях:
обогащение
словарного
запаса,
расширение
объема
используемых
в
речи
грамматических языковых
средств;
уметь
анализировать
единицы
разных уровней, тексты
разных
функциональносмысловых
типов,
функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
функциональные
стили,
язык
художественной
литературы),
различной
жанровой принадлежности;
сформированность
представлений о формах
существования
национального
русского
языка; знаний о признаках
литературного языка и его
роли в обществе
Р 3, Темы 3.3
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4
Сочинения//Эссе
Аннотации
Тезисы
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические работы
Дифференцированный
зачёт
ПРб.6 Сформированность
представлений об аспектах
культуры
речи:
нормативном,
коммуникативном
и
этическом; сформировать
системы знаний о номах
современного
русского
литературного языка и их
основных
видах
(орфоэпические,
лексические,
грамматические,
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
3
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4
Устный опрос
Тестирование,
Лингвистические задачи
Деловые игры
Кейс - задания
Проекты
Практические работы
Дифференцированный
зачёт
24
стилистические;
уметь
применять знание норм
современного
русского
литературного языка в
речевой
практике,
корректировать устные и
письменные высказывания;
обобщать
знания
об
основных
правилах
орфографии и пунктуации,
уметь применять правила
орфографии и пунктуации в
практике письма; уметь
работать со словарями и
справочниками, в том числе
академическими словарями
и
справочниками
в
электронном формате.
ПРб.7 Обобщение знаний о
функциональных
разновидностях языка:
разговорной речи,
функциональных стилях
(научный,
публицистический,
официально-деловой), языке
художественной
литературы;
совершенствование умений
распознавать, анализировать
и комментировать тексты
различных функциональных
разновидностей языка
(разговорная речь,
функциональные стили,
язык художественной
литературы).
Р 3, Темы 3.3
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4
Сочинения//Эссе
Аннотации
Тезисы
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические работы
Дифференцированный
зачёт
ПРб.8 Обобщение знаний об
изобразительновыразительных средствах
русского языка;
совершенствование умений
определять изобразительновыразительные средства
языка в тексте.
Р3, Р 3, Тема 3.3
П-о/с Р 4, Тема 4.2
Сочинения//Эссе
Аннотации
Тезисы
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические работы
Дифференцированный
зачёт
25
ПРб.9 Совершенствование
умений использовать
правила русского речевого
этикета в социальнокультурной, учебнонаучной, официальноделовой сферах общения, в
повседневном общении,
интернет-коммуникации.
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
4
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4
Устный опрос
Тестирование,
Лингвистические задачи
Деловые игры
Кейс - задания
Проекты
Практические работы
Дифференцированный
зачёт
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде.
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
5
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4
ОК
05.
Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста.
Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3,
.2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4
ОК
09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках.
Р 3, Темы 3.3
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4
Устный опрос
Тестирование,
Лингвистические задачи
Деловые игры
Кейс - задания
Проекты
Практические работы
Дифференцированный
зачёт
Практические работы
Контрольные работы
Диктанты
Разноуровневые задания
Сочинения/Изложения/Эссе
Групповые проекты
Индивидуальные проекты
Фронтальный опрос
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Дифференцированный
зачёт
Сочинения/Изложения/Эссе
Аннотации
Тезисы
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические работы
Дифференцированный
зачёт
26
ПК 1.6. Владеть культурой
устной и письменной речи,
профессиональной
терминологией.
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4
Устный опрос
Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Анализ
публичного
выступления
Практические работы
Дифференцированный
зачёт
Устный опрос
Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Анализ
публичного
выступления
Практические работы
Дифференцированный
зачёт
27
28