ОД.13 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2024

Приложение 2
к ОПОП-П СПО углубленной подготовки
по специальности 44.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.13 Обществознание
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Очная форма обучения

2024

Рассмотрена на заседании кафедры
Общеобразовательных дисциплин
29 августа 2024г., протокол №1
Заведующая кафедрой:
/Плотникова Е.В./

Рабочая программа разработана в
соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного
стандарта среднего общего образования
Утверждена решением научнометодического совета
ГАПОУ СО «СОПК» протокол №1
от «29» августа 2024г.

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОД.13: Обществознание
разработана на основе примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание» для профессиональных образовательных организаций (Протокол № 14
от 30.11.22), в соответствии с методиками преподавания по общеобразовательным
(обязательным) дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ
среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего
образования, предусматривающие интенсивную общеобразовательную подготовку
обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной
направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного
обучения (распоряжение Минпросвещения РФ № Р-198 от 25.08.2021)

Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»

Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчик:
Савина А.О., преподаватель обществознания ГАПОУ СО «СОПК»

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2024

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» .................... 4
2. СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………20
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» .......................................................................... 30
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................ 33

3

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Обществознание»

1.1.

Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО

Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью предметной
области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ООП СПО с учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной

целью

изучения

обществознания

в

организациях

среднего

профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском
обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах
взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами,
содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в
повседневной и профессиональной деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом преемственности с
основной школой являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях
жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной
картины общества;
-

овладение

умениями

получать,

анализировать,

интерпретировать

и

систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать
ее

и

использовать

для

самостоятельного

решения

учебно-познавательных,

исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе
и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных
поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной
направленности организации среднего профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период
ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин,
развитие мотивации к предстоящему самоопределению.
4

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и
на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций.
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие1

Дисциплинарные2

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие; У
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;

ПРу сформированность знания об (о):
1) обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики; глобальных проблемах и
вызовах
современности;
перспективах
развития
современного общества, в том числе тенденций развития
Российской Федерации;
2) человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности; особенностях социализации
личности в современных условиях, сознании, познании и
самосознании
человека;
особенностях
профессиональной деятельности в области науки,
культуры, экономической и финансовой сферах;
3) экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе государственной политики
поддержки
конкуренции
и
импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;

1

Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые общеобразовательной
дисциплиной
2
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в редакции 12.08.2022 №732)

5

- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
и способность их использования в познавательной и
социальной практике

4) системе права и законодательства Российской
Федерации;
5) владение базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных
понятий,
классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных
науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
6) владение умениями формулировать на основе
приобретенных
социально-гуманитарных
знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать
ключевые
понятия,
теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной
действительности;
конкретизировать
теоретические
положения
фактами
социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев

6

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Пру сформировать знания об (о):
1) особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
2) владение умениями применять полученные знания
при анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
3) сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
4) умение определять связи социальных объектов и
явлений с помощью различных знаковых систем;
7

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных
жизненных ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:
-сформированность
нравственного
сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;

сформированность представлений о методах изучения
социальных
явлений
и
процессов,
включая
универсальные методы науки, а также специальные
методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование
ПРу сформированность знания об (о):
1) особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
2) отношениях, направлениях социальной политики в
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях политической
системы общества, направлениях государственной
политики Российской Федерации;
3) владение умениями проводить с опорой на
полученные знания учебно-исследовательскую и
проектную деятельность, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих
работ
социальной
и
междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по
социальной проблематике, составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов, анализировать
неадаптированные тексты на социальную тематику;
4) готовность применять знания о финансах и
8

способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в)
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении
коммуникации,
способность
к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и
самоопределению;
работать в коллективе -овладение
навыками
учебно-исследовательской,
и команде
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и

бюджетном
регулировании
при
пользовании
финансовыми услугами и инструментами; использовать
финансовую информацию для достижения личных
финансовых
целей,
обеспечивать
финансовую
безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития общества и государства

ПРу 1) использование обществоведческие знания для
взаимодействия
с
представителями
других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
9

индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
ОК 05. Осуществлять В области эстетического воспитания:
устную и письменную - эстетическое отношение к миру, включая эстетику
коммуникацию на
быта, научного и технического творчества, спорта, труда
государственном
и общественных отношений;
языке Российской
- способность воспринимать различные виды искусства,
Федерации с учетом
традиции и творчество своего и других народов,
особенностей
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
социального и
- убежденность в значимости для личности и общества

личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового
образа
жизни;
роли
непрерывного
образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных
задач

ПРу 1) владение умениями проводить с опорой на
полученные знания учебно-исследовательскую и
проектную деятельность, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих
работ
социальной
и
междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по
социальной проблематике, составлять сложный и
10

культурного
контекста

отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации

- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных
традиций,
формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и

тезисный план развернутых ответов, анализировать
неадаптированные тексты на социальную тематику;
9) владение умениями формулировать на основе
приобретенных
социально-гуманитарных
знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать
ключевые
понятия,
теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной
действительности;
конкретизировать
теоретические
положения
фактами
социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев
ПРу 1) сформированность знания об (о):
обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
глобальных проблемах и вызовах современности;
перспективах развития современного общества, в том
числе тенденций развития Российской Федерации;
человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности;
особенностях социализации личности в современных
11

межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
умение
взаимодействовать
с
социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и

условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
значении духовной культуры общества и разнообразии
ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе государственной
политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
роли государственного бюджета в реализации
полномочий органов государственной власти, этапах
бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных
решений;
социальных отношениях, направлениях социальной
политики в Российской Федерации, в том числе
поддержки семьи, государственной политики в сфере
межнациональных отношений; структуре и функциях
политической
системы
общества,
направлениях
государственной политики Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти;
системе прав человека и гражданина в Российской
Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
правовом регулирования гражданских, семейных,
трудовых,
налоговых,
образовательных,
административных,
уголовных
общественных
отношений;
12

защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

системе права и законодательства Российской
Федерации;
2) умение характеризовать российские духовнонравственные ценности, в том числе ценности
человеческой жизни, патриотизма и служения
Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и
нравственности, прав и свобод человека, гуманизма,
милосердия,
справедливости,
коллективизма,
исторического
единства
народов
России,
преемственности истории нашей Родины, осознания
ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства;
3) владение базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных
понятий,
классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных
науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
4) владение умениями устанавливать, выявлять,
объяснять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов,
включая
умения
характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
13

сферах жизни российского общества; характеризовать
функции
социальных
институтов;
обосновывать
иерархию нормативных правовых актов в системе
российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью
различных
знаковых
систем;
сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений
и процессов, включая универсальные методы науки, а
также специальные методы социального познания, в том
числе социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование;
6) владение умениями применять полученные знания
при анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
7) владение умениями проводить с опорой на
полученные знания учебно-исследовательскую и
14

проектную деятельность, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих
работ
социальной
и
междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по
социальной проблематике, составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов, анализировать
неадаптированные тексты на социальную тематику;
8) использование обществоведческие знания для
взаимодействия
с
представителями
других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового
образа
жизни;
роли
непрерывного
образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных
задач;
9) владение умениями формулировать на основе
приобретенных
социально-гуманитарных
знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать
ключевые
понятия,
теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной
действительности;
конкретизировать
15

теоретические
положения
фактами
социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
10) готовность применять знания о финансах и
бюджетном
регулировании
при
пользовании
финансовыми услугами и инструментами; использовать
финансовую информацию для достижения личных
финансовых
целей,
обеспечивать
финансовую
безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития общества и государства;
11) сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
12) владение умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы противодействия
коррупции;
определять
стратегии
разрешения
социальных и межличностных конфликтов; оценивать
16

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на

поведение людей и собственное поведение с точки
зрения социальных норм, ценностей, экономической
рациональности и финансовой грамотности; осознавать
неприемлемость
антиобщественного
поведения,
осознавать опасность алкоголизма и наркомании,
необходимость мер юридической ответственности, в том
числе для несовершеннолетних граждан
ПРу 4) владение умениями устанавливать, выявлять,
объяснять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов,
включая
умения
характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского обществ

В области экологического воспитания:
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
- наличие мотивации к обучению и личностному ПРу 6) владение умениями применять полученные
развитию;
знания
при
анализе
социальной
информации,
В области ценности научного познания:
полученной из источников разного типа, включая
17

государственном и
иностранном языках

- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса

официальные
публикации
на
интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые акты,
государственные документы стратегического характера,
публикации в средствах массовой информации;

18

средств и способов действия в профессиональную среду
ПК 1.3.
Контролировать и
корректировать
процесс обучения,
оценивать результаты
обучения
обучающихся.

а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;

ПРу 7) владение умениями проводить с опорой на
полученные знания учебно-исследовательскую и
проектную деятельность, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих
работ
социальной
и
междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по
социальной проблематике, составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов, анализировать
неадаптированные тексты на социальную тематику;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью
различных
знаковых
систем;
сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений
и процессов, включая универсальные методы науки, а
также специальные методы социального познания, в том
числе социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование;

19

2.

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
образовательной
дисциплины

программы

учебной

Общий объем

Объем в часах

108

в т.ч.
Основное содержание

74

в т.ч.
теоретическое обучение

40

практические занятия

34

Профессионально
ориентированное
(содержание прикладного модуля)

содержание

28

в т.ч.
теоретическое обучение

10

практические занятия

18

Индивидуальный проект (да/нет)**

да

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

20

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Обществознание»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1
2
Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Общество и
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
общественные
элементами общества. Общественные потребности, признаки, функции социальных
отношения. Развитие институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его
общества
особенности.
Практическое занятие
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция.
Реформа. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса.
Глобализация и ее противоречивые последствия
Профессионально ориентированное содержание
Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Воздействие глобальных
проблем на профессиональную деятельность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Содержание учебного материала

Тема 1.2.
Биосоциальная
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
природа человека и его социокультурных факторов на формирование личности. Коммуникативные качества
деятельность
личности. Мировоззрение, социализация личности и ее этапы.
Агенты (институты) социализации. Самосознание и социальное поведение.
Деятельность, мотивация и ее структура. Потребности и интересы. Многообразие видов
деятельности.
Практическое занятие

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3
12
2

4

2

Пру.2
Пру.3
Пру.10
ОК 01
ОК 05

2
1

1
6
2

2

Пру.2
Пру.3
Пру.10
ОК 02
ОК 04
ОК 05

2

21

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность
человека. Научное
познание

Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения
Профессионально ориентированное содержание
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его 1
особенности в сфере 44.02.02 Преподавание в начальных классах

1

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы.
Знание - результат познания, его виды. Понятие и виды истины, ее критерии.
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности,
уровни и методы научного познания.
Профессионально ориентированное содержание
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в
профессиональной деятельности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

4
4

Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Духовная культура
Духовная деятельность человека. Духовные ценности общества. Материальная и
личности и общества духовная культура. Формы и виды, функции культуры. Молодежная субкультура.
Контркультура. Культурное многообразие современного общества. Мораль как
общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали.
Гражданственность. Патриотизм.
Профессионально ориентированное содержание
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной
деятельности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Наука и образование в Практическое занятие
современном мире
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления
научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования. Непрерывность

2

2

12
4

1

3
3

Пру.2
Пру.3
Прб.10
ОК 02
ОК 04
ОК 05

Пру.1
Пру.3
Пру.4
Пру.9
Пру.10
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ПК 1.3.

2
2
1

Пру.1
Пру.3
Пру.4
Пру.9
22

образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые
образовательные ресурсы
Профессионально ориентированное содержание
Профессиональное образование в сфере 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Роль и значение непрерывности образования

1

Пру.10
ОК 02
ОК 03

1

Тема 2.3.
Религия

Содержание учебного материала
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии.
Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода
совести.

2

Пру.1, Пру.3
Пру.4, Пру.9
Пру.10
ОК 05, ОК 06
, ПК 1.3.

Тема 2.4.
Искусство

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной
культуры. Достижения современного российского искусства
Профессионально ориентированное содержание

4
4
2

Пру.1
Пру.3
Пру.4
Пру.10
ОК 01
ОК 05

Особенности профессиональной деятельности в сфере искусства
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Экономика - основа
Роль экономики в жизни общества. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных
жизнедеятельности
возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения.
общества
Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы
экономического цикла. Причины экономических циклов.
Профессионально ориентированное содержание
Особенности разделения труда и специализации в сфере 44.02.02 Преподавание в
начальных классах.
Тема 3.2.
Содержание учебного материала

2
2
26
4
2
2

Пру.2
Пру.6
ОК 02
ОК 07

2
6

Пру.2
23

Рыночные отношения
в экономике.
Финансовые
институты

Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное
поведение
потребителя

Тема 3.4.
Предприятие в
экономике

Тема 3.5.

Функционирование рынков. Рынки
труда, капитала, земли, информации.
Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Финансовый рынок.
Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской
Федерации: задачи и функции. Инфляция: причины, виды, последствия.
Практическое занятие
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон
предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Содержание учебного материала
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Причины и виды безработицы. Государственная политика РФ в области занятости.
Особенности труда молодежи. Рациональное экономическое поведение. Экономическая
деятельность и проблемы устойчивого развития общества.
Практическое занятие
Профессионально ориентированное содержание
Спрос на труд и его факторы в сфере 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Стратегия поведения при поиске работы.

2

Пру.6
ОК 01
ОК 03
ОК 09

4

4

2
2
2

Пру.6
ОК 01
ОК 02
ОК 03

2

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Издержки, их
виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации.
Профессионально ориентированное содержание
Предпринимательская деятельность в сфере 44.02.02 Преподавание в начальных классах

4
4

Содержание учебного материала

4

3

Пру.2
Пру.6
ОК 01
ОК 03

1
Пру.2

24

Экономика и
государство

Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и
международная
экономика

Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага.
Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного
бюджета.
Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов.
Система налогов и сборов в Российской Федерации. Цифровизации экономики в
Российской Федерации
Содержание учебного материала
Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт
товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле.
Государственное регулирование внешней торговли
Профессионально ориентированное содержание
Основные направления развития региональной экономики Свердловской области.

2

Пру.6
ОК 01
ОК 09

2
4
2
2

Пру.6
ОК 06
ОК 09
ПК 1.3.

2

Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Социальная
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
структура общества. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная
Положение личности поддержка социально незащищенных слоев общества в РФ. Положение индивида в
в обществе
обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность.
Профессионально ориентированное содержание
Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в трудовом
коллективе. Возможности профессионального роста.
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Семья в современном
Практическое занятие
мире
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в
Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям

12
4

2
2

Пру.4
Пру.7
Пру.8
ОК 05
ОК 06
ПК 1.3.

Тема 4.3.

2

Пру.4

Содержание учебного материала

3
1
1

Пру.4
Пру.7
Пру.8
ОК 01
ОК 05

25

Этнические
общности и нации

Этнические общности. Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные
конфликты, способы их предотвращения и пути разрешения. Конституционные
принципы национальной политики в Российской Федерации

Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальный
конфликт и способы
его разрешения

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога,
социального психолога.
Профессионально ориентированное содержание
Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в
конфликтной ситуации.
Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Политика и власть. Политическая власть и субъекты политики. Политические институты. Политическая
Политическая
деятельность. Политическая система общества, ее структура и функции. Государство как
система
основной институт политической системы.
Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма
правления, форма государственного (территориального) устройства, политический
режим.
Практическое занятие
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации.
Государственная служба и статус государственного служащего. Антикоррупционная
политика государства. Обеспечение национальной безопасности в Российской
Федерации.

Пру.7
Пру.8
ОК 05
ОК 06
ПК 1.3.
4
4
2
2

Пру.4
Пру.7
ОК 04
ОК 05

2
2
12
6
2

2
2

Пру.5
Пру.9
ОК 05
ОК 06
ПК 1.3.

26

Тема 5.2.
Политическая
культура общества и
личности.
Политический
процесс и его
участники

Содержание учебного материала

4

Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое
участие. Причины абсентеизма.
Политическая идеология, ее роль в обществе.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации.

2

Практическое занятие
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в
современной политической коммуникации
Профессионально ориентированное содержание
Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная
деятельность в области защиты прав работника

4

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

Тема 6.2.
Основы
конституционного
права Российской
Федерации

Содержание учебного материала
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их
виды. Законы и законодательный процесс в РФ. Система российского права.
Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов
Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Конституция Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные
(гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и свободы
человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности
гражданина Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях

2

Пру.5
Пру.9
ОК 03
ОК 04

2

2
30
4
2

1
1
1
2
2

Пру.5
ОК 01
ОК 05
ОК 09

Пру.5
ОК 02
ОК 06
ОК 07
ПК 1.3.
27

Тема 6.3.
Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений

Тема 6.4.
Правовое
регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство

Тема 6.5.

мирного и военного времени.
Профессионально ориентированное содержание
Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в организации
мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени.
Содержание учебного материала
Гражданское право, субъекты. Гражданские правоотношения. Организационно-правовые
формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности
трудовых правоотношений несовершеннолетних работников.
Практическое занятие
Профессионально ориентированное содержание
Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенность
регулирования трудовых отношений в сфере 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Содержание учебного материала
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность. Экологические правонарушения. Способы защиты
права на благоприятную окружающую среду.
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды
преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Практическое занятие
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и обязанности
налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения.
Содержание учебного материала

1
1
10

2

2

Пру.5
Пру.8
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ПК 1.3.

6
6
6
8
2

Пру.5
Пру.8
ОК 02
ОК 06
ОК 09
ПК 1.3.

2
4

6

Пру.5
28

Основы
процессуального права

Конституционное
судопроизводство.
Административный
процесс.
Судебное
производство по делам об административных правонарушениях Уголовный процесс, его
принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса
Практическое занятие
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского
процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство

Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего

2

ОК 02
ОК 05
ОК 09

4

6
108

29

3.

Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание»

3.1. Оснащение учебного кабинета
Освоение
программы
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Обществознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной
организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования,
специализированного учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить
свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной
деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено типовым оборудованием, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по
обществознанию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов);
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд кабинета;
• рекомендованные мультимедийные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические комплекты
(УМК) (в т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение учебной дисциплины
«Обществознание», рекомендованные для использования в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего
общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования, не
старше пяти лет с момента издания.
Рекомендованные печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями,
справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам
обществоведческого образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание»
обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам и
образовательным ресурсам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет
(электронным книгам, документам, хрестоматиям, практикумам, тестам и другим
подобным ресурсам).
30

Основные печатные издания
1. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый
уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой – 4-е
изд., стер. — М.: Просвещение, 2022. — 319 с.
2. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый
уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой – 4-е
изд., стер. — М.: Просвещение, 2022. — 334 с.
3. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М.: Изд-во «Академия»,
2019. – 240 с.
4. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М.: Изд-во
«Академия», 2019. – 144 с.
Электронные издания (ресурсы)
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: http://schoolcollection.edu.ru 2. Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru.
3.
Официальный
сайт
компании
«Консультант
Плюс».
URL:
http://www.consultant.ru. 4. ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/450724 5.
Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru. 6. Официальный сайт
Правительства РФ. URL: http://www.government.ru 7. Официальный сайт Государственной
Думы РФ. URL: http://duma.gov.ru 8. Официальный сайт Совета Федерации РФ. URL:
http://council.gov.ru
9. Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации. URL:
http://www.vsrf.ru.
10. Официальный сайт Правительства России. URL: http://www.government.ru
11.
Фестиваль
педагогических
идей
«Открытый
урок».
URL:http://festival.1september.ru/
12. Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru
13. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL:
https://minobrnauki.gov.ru
14. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
URL: https://obrnadzor.gov.ru
15.
Официальный
сайт
Национальных
проектов
России.
URL:
https://национальныепроекты.рф
16. Федеральный портал «Российское образование». URL: https://www.edu.ru
17. Федеральный портал «Информационно-коммуникационных технологий в
образовании». URL: http://window.edu.ru
18. Федеральный портал по финансовой грамотности. URL: https://vashifinancy.ru
19. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). URL: https://fipi.ru
Дополнительные источники
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от
25.02.2022)
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от
14.07.2022)
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от
04.08.2022)
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от
14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
31

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от
14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
8. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от
28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2022)
9. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. —
1992. —№ 15. — Ст. 766. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О
занятости населения в Российской Федерации» //Ведомости Съезда народных
депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
10. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ
РФ. —2002.
11. Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. —
1993.
12. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и
адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» //СЗ РФ. — 2012.
14. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
15. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ
РФ. —2002. — № 2. — Ст. 133.
16. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998
N 53-ФЗ (ред. от 14.07.2022)
17. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред.от.
28.06.2022)

32

4.

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих
компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» направлено на
формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 и
сопряжены с достижением образовательных результатов, регламентированных ФГОС
СОО.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими
содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» на уровне
среднего профессионального образования является существенным звеном учебного
процесса. Целесообразно проводить оценивание образовательных результатов в ходе
изучения каждого раздела образовательной программы. Для организации и проведения
оценочных процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами
оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической литературе,
или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись
каждым преподавателем в ходе стартовой, текущей, промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки
учебных программ и индивидуализации учебной деятельности обучающегося, группы в
целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть организована
посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к документам,
содержащими социальную информацию; задания к схемам, таблицам, диаграммам,
инфографике; вопросы проблемного характера; задания-задачи; проектные задания и др.);
- оценивание результатов тестирования.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательных
результатов обучающихся целесообразно предусмотреть возможность самооценки и
взаимооценки знаний/умений обучающихся. Предметом оценивания являются не только
итоговые образовательные результаты, но и динамика изменений этих результатов в
процессе всего изучения и освоения содержания учебной дисциплины.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны
обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры оценивания, включая
самооценку и взаимооценку. По возможности, параметры и критерии оценки должны
разрабатываться и обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися.
Каждому параметру оценки должны соответствовать критерии оценки: за что
выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки - то или иное количество
баллов.

33

Планируемые результаты

Раздел/Тема

Тип оценочных
мероприятия

Предметные результаты

ПРу
1)
умение
характеризовать российские
духовно-нравственные
ценности, в том
числе ценности человеческой
жизни,
патриотизма
и
служения Отечеству, семьи,
созидательного труда, норм
морали и нравственности,
прав и свобод человека,
гуманизма,
милосердия,
справедливости,
коллективизма, исторического
единства
народов
России,
преемственности
истории
нашей Родины, осознания
ценности
культуры России и традиций
народов
России,
общественной стабильности и
целостности государства;
ПРу 2) владение базовым
понятийным
аппаратом
социальных наук, умение
различать существенные и
несущественные
признаки
понятий,
определять
различные
смыслы
многозначных
понятий,
классифицировать
используемые в социальных
науках понятия и термины;
ПРу 3) владение умениями
устанавливать,
выявлять,
объяснять
причинноследственные,
функциональные,
иерархические и другие связи
социальных
объектов
и
процессов, включая умения
характеризовать

Р 2, Тема 2.1, 2.2, 2.3, 2.4

Тестирование
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Р 1, Тема 1.1-1.3
Р 3, Тема 31.1, 3.2, 3.4, 3.5.

Тестирование
Устный опрос
Понятийный диктант
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Р 1, Тема 1.1-1.3

Тестирование
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Р 2, Тема 2.1, 2.2. 2.4

34

взаимовлияние природы и
общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни
общества;
ПРу 4) связи социальных
объектов
и
явлений
с
помощью
различных
знаковых
систем;
сформированность
представлений о методах
изучения социальных явлений
и
процессов,
включая
универсальные методы науки,
а также специальные методы
социального познания, в том
числе
социологические
опросы,
биографический
метод,
социальное
прогнозирование;
ПРу
5)
использование
обществоведческих
знаний
для
взаимодействия
с
представителями
других
национальностей и культур в
целях успешного выполнения
типичных социальных ролей,
реализации
прав
и
осознанного
выполнения
обязанностей
гражданина
Российской Федерации, в том
числе
правомерного
налогового поведения;
ПРу 6) готовность применять
знания
о
финансах
и
бюджетном
регулировании
при
пользовании
финансовыми услугами и
инструментами; использовать
финансовую информацию для
достижения
личных
финансовых
целей,
обеспечивать
финансовую
безопасность с учетом рисков
и способов их снижения;

Р 4, Тема 4.1-4.4
Р 2, Тема 2.1-2.4

Тестирование
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Р 5, Тема 5.1, 5.2
Р 6, Тема 6.1-6.5

Тестирование
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Р 3, Тема 3.1, 3.2, 3.5, 3.6, 3.3, 3.4

Тестирование
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

35

ПРу 7) сформированность
навыков
оценивания
социальной информации, в
том числе поступающей по
каналам
сетевых
коммуникаций,
владение
умением определять степень
достоверности информации;
ПРу 8) владение умением
самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять
с
помощью
полученных
знаний наиболее эффективные
способы
противодействия
коррупции;
определять
стратегии
разрешения
социальных и межличностных
конфликтов;
ПРу 9) владение умениями
применять полученные знания
при
анализе
социальной
информации, полученной из
источников разного типа,
включая
официальные
публикации
на
интернет
ресурсах
государственных
органов,
нормативные
правовые
акты,
государственные документы
стратегического
характера,
публикации
в
средствах
массовой информации;
ПРу 10) сформированность
знаний об (о):
• обществе как целостной
развивающейся
системе в единстве и
взаимодействии
основных
сфер
и
институтов;
• основах
социальной
динамики;
• особенностях процесса
цифровизации
и
влиянии
массовых

Р 4, Тема 4.1-4.4

Тестирование
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Р 6, Тема 6.3. 6.4
Р 4, Тема 4.1., 4.2, 4.3

Тестирование
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Р 5, Тема 5.1, 5.2
Р 2, Тема 2.1, 2.2, 2.3

Тестирование
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Р 1, Тема 1.1-1.3
Р 2, Тема 2.1-2.4

Тестирование
Устный опрос
Понятийный диктант
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

36

коммуникаций на все
сферы
жизни
общества;
• глобальных проблемах и
вызовах
современности;
• перспективах развития
современного
общества, в том числе
тенденций
развития
Российской
Федерации;
• человеке как субъекте
общественных
отношений
и
сознательной
деятельности;
Общая/профессиональная
компетенции

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятия

Раздел 1. Человек в обществе
ПРу
ОК 01
ОК 05

Тема 1.1.
Общество и
общественные
отношения. Развитие
общества

ПРу
ОК 02
ОК 04
ОК 05

Тема 1.2.
Биосоциальная природа
человека и его
деятельность

ПРу
ОК 02

Тема 1.3.
Познавательная

Познавательные задания
• Вопросы проблемного
характера
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
Познавательные задания
37

ОК 04
ОК 05

деятельность человека.
Научное познание

• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 2. Духовная культура
ПРу
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ПК 1.3.

Тема 2.1.
Духовная культура
личности и общества

Познавательные задания
• Вопросы проблемного
характера
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу
ОК 02
ОК 03

Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу
ОК 05
ОК 06
ПК 1.3.

Тема 2.3.
Религия

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу
ОК 01
ОК 05

Тема 2.4.
Искусство

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 3. Экономическая жизнь общества
38

ПРу
ОК 02
ОК 07

Тема 3.1.
Экономика - основа
жизнедеятельности
общества

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к схемам,
таблицам, диаграммам,
инфографике
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу
ОК 01
ОК 03
ОК 09

Тема 3.2.
Рыночные отношения в
экономике. Финансовые
институты

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу
ОК 01
ОК 02
ОК 03

Тема 3.3.
Устный опрос
Рынок труда и
Познавательные задания
безработица.
• Задания- задачи
Рациональное поведение • Задания к схемам,
потребителя
таблицам, диаграммам,
инфографике
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу
ОК 01
ОК 03

Тема 3.4.
Предприятие в
экономике

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания - задачи
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу
ОК 01
ОК 09

Тема 3.5.
Экономика и
государство

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к схемам,
таблицам, диаграммам,
инфографике
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

39

ПРу
ОК 06
ОК 09
ПК 1.3.

Тема 3.6.
Познавательные задания
Основные тенденции
• Вопросы проблемного
развития экономики
характера
России и международная • Работа с документами,
экономика
содержащими социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 4. Социальная сфера

ПРу
ОК 01
ОК 05

Тема 4.1.
Социальная структура
общества. Положение
личности в обществе

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу
ОК 05
ОК 06
ПК 1.3.

Тема 4.2.
Семья в современном
мире

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу
ОК 05
ОК 06
ПК 1.3.

Тема 4.3.
Этнические общности и
нации

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу
ОК 04
ОК 05

Тема 4.4.
Устный опрос
Социальные нормы и
Познавательные задания
социальный контроль.
• Задания- задачи
Социальный конфликт и • Проектные задания
способы его разрешения Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 5. Политическая сфера
40

ПРу
ОК 05
ОК 06
ПК 1.3.

ПРу
ОК 03
ОК 04

Тема 5.1.
Политика и власть.
Политическая система

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Тема 5.2.
Устный опрос
Политическая культура Познавательные задания
общества и личности.
• Задания - задачи
Политический процесс и • Задания к документам,
его участники
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации
ПРу
ОК 01
ОК 05
ОК 09

Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу
ОК 02
ОК 06
ОК 07
ПК 1.3.

Тема 6.2.
Устный опрос
Основы
Познавательные задания
конституционного права • Задания- задачи
Российской Федерации Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ПК 1.3.

Тема 6.3.
Правовое регулирование
гражданских, семейных,
трудовых,
образовательных
правоотношений

ПРу
ОК 02

Тема 6.4.
Устный опрос
Правовое регулирование Познавательные задания

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

41

ОК 06
ОК 09
ПК 1.3.

налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство

• Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу
ОК 02
ОК 05
ОК 09

Тема 6.5.
Отрасли
процессуального права

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».