ОД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК 2024

Приложение 2
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 44.02.01
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.01 Русский язык
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Очная форма обучения

2024

Рассмотрена на заседании кафедры
Общеобразовательных дисциплин
29 августа 2024г., протокол №1
Заведующая кафедрой:
/Плотникова Е.В./

Рабочая программа разработана в
соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного
стандарта среднего общего образования
Утверждена решением научнометодического совета
ГАПОУ СО «СОПК» протокол №1
от «29» августа 2024г.

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОД.01 Русский язык разработана на
основе примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык»
для профессиональных образовательных организаций и методики преподавания
общеобразовательной дисциплины «Русский язык», утвержденных на заседании Совета по
оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и
социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования (Протокол №
14 от «30» ноября 2022 г.)
Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»

Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчик:
Нагибина О.С.., преподаватель ГАПОУ СО «СОПК», высшая квалификационная категория
Неволина Н.А., преподаватель русского языка и литературы, первая квалификационная
категория.

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2024

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» ............................ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
3.УСЛОВИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................................................................................ 20
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………22

3

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Русский язык»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС
по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения
в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК:
ОК 04, ОК 05, ПК 3.4

4

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде

1

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные (предметные)1

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:

ПРб.2 Совершенствование умений создавать устные
монологические
и
диалогические
высказывания
различных типов и жанров; употреблять языковые
средства в соответствии с речевой ситуацией (объем
устных монологических высказываний – не менее 100
слов, объем диалогического высказывания – не менее 7-8
реплик); уметь выступать публично, представлять
результаты учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
использовать
образовательные
информационно-коммуникационные
инструменты
и
ресурсы для решения учебных задач.
ПРб.6 Сформированность представлений об аспектах
культуры речи: нормативном, коммуникативном и
этическом; сформировать системы знаний о номах
современного русского литературного языка и их
основных
видах
(орфоэпические,
лексические,
грамматические, стилистические; уметь применять знание
норм современного русского литературного языка в
речевой практике, корректировать устные и письменные
высказывания; обобщать знания об основных правилах
орфографии и пунктуации, уметь применять правила
орфографии и пунктуации в практике письма; уметь
работать со словарями и справочниками, в том числе

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от
12.08.2022)

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
труда и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;

академическими словарями и справочниками в
электронном формате.
ПРб.9 Совершенствование умений использовать правила
русского речевого этикета в социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в
повседневном общении, интернет-коммуникации.
ПРб.1 Сформированность представления о функциях
русского языка в современном мире (государственный
язык Российской Федерации, язык межнационального
общения, один из мировых языков); о русском языке как
духовно-нравственной
и
культурной
ценности
многонационального народа России; о взаимосвязи языка
и культуры, языка и истории, языка и личности; об
отражении в русском языке традиционных российских
духовно-нравственных
ценностей;
сформировать
ценностное отношение к русскому языку.
ПРб.3 Сформированность знаний о признаках текста, его
структуре, видах информации в тексте; уметь понимать,
анализировать
и
комментировать
основную
и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую)
информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или)
на слух; выявлять логико-смысловые отношения между
предложениями в тексте; создавать тексты разных
функционально-смысловых типов; тексты научного,
публицистического, официально-делового стилей разных
жанров (объем сочинения не менее 150 слов).

6

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду

ПРб.4 Совершенствование умений использовать разные
виды чтения и аудирования, приемы информационносмысловой переработки прочитанных и прослушанных
текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и
другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от
250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты
(тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое).
ПРб.5 Обобщение знаний о языке как системе, его
основных единицах и уровнях: обогащение словарного
запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств; уметь анализировать
единицы разных уровней, тексты разных функциональносмысловых типов, функциональных разновидностей языка
(разговорная речь, функциональные стили, язык
художественной литературы), различной жанровой
принадлежности; сформированность представлений о
формах существования национального русского языка;
знаний о признаках литературного языка и его роли в
обществе.
ПРб.7
Обобщение
знаний
о
функциональных
разновидностях
языка:
разговорной
речи,
функциональных стилях (научный, публицистический,
официально-деловой), языке художественной литературы;
совершенствование умений распознавать, анализировать и
комментировать тексты различных функциональных
разновидностей языка (разговорная речь, функциональные
стили, язык художественной литературы).
ПРб.8
Обобщение
знаний
об
изобразительновыразительных
средствах
русского
языка;
совершенствование умений определять изобразительновыразительные средства языка в тексте.
7

ПК 3.4. Осуществлять
документационное
обеспечение процесса
реализации
образовательных
программ
дошкольного
образования

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;
В области эстетического воспитания:

ПРб.2 Совершенствование умений создавать устные
монологические
и
диалогические
высказывания
различных типов и жанров; употреблять языковые
средства в соответствии с речевой ситуацией (объем
устных монологических высказываний – не менее 100
слов, объем диалогического высказывания – не менее 7-8
реплик); уметь выступать публично, представлять
результаты учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
использовать
образовательные
информационно-коммуникационные инструменты и
ресурсы для решения учебных задач.
ПРб.6 Сформированность представлений об аспектах
культуры речи: нормативном, коммуникативном и
этическом; сформировать системы знаний о номах
современного русского литературного языка и их
основных
видах
(орфоэпические,
лексические,
грамматические, стилистические; уметь применять знание
норм современного русского литературного языка в
речевой практике, корректировать устные и письменные
высказывания; обобщать знания об основных правилах
орфографии и пунктуации, уметь применять правила
орфографии и пунктуации в практике письма; уметь
работать со словарями и справочниками, в том числе
академическими словарями и справочниками в
электронном формате
ПРб.9 Совершенствование умений использовать правила
русского речевого этикета в социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в
повседневном общении, интернет-коммуникации.
ПРб.1 Сформированность представлений о функциях
русского языка в современном мире (государственный
язык Российской Федерации, язык межнационального
8

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
труда и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;

общения, один из мировых языков); о русском языке как
духовно-нравственной
и
культурной
ценности
многонационального народа России; о взаимосвязи языка
и культуры, языка и истории, языка и личности; об
отражении в русском языке традиционных российских
духовно-нравственных
ценностей;
сформировать
ценностное отношение к русскому языку.
ПРб.3 Сформированность знаний о признаках текста, его
структуре, видах информации в тексте; уметь понимать,
анализировать
и
комментировать
основную
и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую)
информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или)
на слух; выявлять логико-смысловые отношения между
предложениями в тексте; создавать тексты разных
функционально-смысловых типов; тексты научного,
публицистического, официально-делового стилей разных
жанров (объем сочинения не менее 150 слов).
ПРб.4 Совершенствование умений использовать разные
виды чтения и аудирования, приемы информационносмысловой переработки прочитанных и прослушанных
текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и
другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от
250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты
(тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое).
ПРб.5 Обобщение знаний о языке как системе, его
основных единицах и уровнях: обогащение словарного
запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств; уметь анализировать
единицы разных уровней, тексты разных функциональносмысловых типов, функциональных разновидностей языка
(разговорная речь, функциональные стили, язык
9

- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную
среду.

художественной литературы), различной жанровой
принадлежности; сформированность представлений о
формах существования национального русского языка;
знаний о признаках литературного языка и его роли в
обществе.
ПРб.7
Обобщение
знаний
о
функциональных
разновидностях
языка:
разговорной
речи,
функциональных стилях (научный, публицистический,
официально-деловой), языке художественной литературы;
совершенствование умений распознавать, анализировать и
комментировать тексты различных функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
функциональные
стили,
язык
художественной
литературы).
ПРб.8
Обобщение
знаний
об
изобразительновыразительных
средствах
русского
языка;
совершенствование умений определять изобразительновыразительные средства языка в тексте.

10

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

80

в т.ч.
1. Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение

30

практические занятия

38

2. Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

12

в т. ч.:
теоретическое обучение

6

практические занятия

6

индивидуальный проект (да/нет)**
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт

2

11

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Русский язык»
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
1
2
Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной
культуры.

Наименование
разделов и тем

Тема 1.1. Основные
функции языка в
современном обществе

Тема 1.2
Происхождение
русского языка.
Индоевропейская
языковая семья. Этапы

Содержание учебного материала:
Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка
(различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система
знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Социальная
природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы
русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический.
Реформы русской орфографии
Основные функции языка в современном обществе. Этапы культурного
развития язык. Реформы русской орфографии.
Практические занятия:
Практическая работа. Основные функции языка и формы их реализации в
современном обществе
Содержание учебного материала:

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3

4

12

ПРб.1; ПРб.3;
ПРб.4; ПРб.5;
ПРб.7; ПРб.8
ОК 05
ПРб.1; ПРб.3;
ПРб.4; ПРб.5;
ПРб.7; ПРб.8
ОК 05

4

2
2
2
4
ПРб.1; ПРб.3;
ПРб.4; ПРб.5;
ПРб.7; ПРб.8
ОК 05

12

формирования русской
лексики

Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы
формирования русской лексики
Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей.
Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.
Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в
профессиональной лексике. Словарь специальности
Происхождение русского языка. Заимствованные слова в профессиональной
лексике.

Практические занятия:
Практическая работа. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения
заимствованных слов
Тема 1.3. Язык как
Содержание учебного материала:
система знаков
Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение.
Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой
системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском
языке.
Язык как система знаков. Уровни языковой системы и единицы этих уровней
Практические занятия:
Практическая работа. Принципы русской орфографии
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография

Тема 2.1. Фонетика и
орфоэпия

Содержание учебного материала:
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы.
Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых
норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные

2
2
2
4

2
2
2
38

4

ПРб.1; ПРб.3;
ПРб.4; ПРб.5;
ПРб.7; ПРб.8
ОК 05

ПРб.1; ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5; ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05
ПРб.1; ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5; ПРб.6;
ПРб.7; ПРб.8;
ПРб.9
13

правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского
ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы.

ОК 04; ОК 05
2

Тема 2.2. Морфемика и
словообразование

Тема 2.3. Имя
существительное как
часть речи.

Фонетика и орфоэпия. Характеристика русского ударения. Орфоэпические
нормы.
Практические занятия:
Практическая работа. Орфография. Безударные гласные в корне слова:
проверяемые, непроверяемые, чередующиеся
Содержание учебного материала:
Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация
морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы
словообразования. Неморфологические способы словообразования.
Словообразование и формообразование.
Морфемная структура слова. Словообразование и формообразование.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных. Правописание гласных после шипящих.
Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных
после приставок
Содержание учебного материала:
Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные,
абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Грамматические
категории имени существительного: род, число, падеж. Склонение имен
существительных
Лексико-грамматические разряды существительных. Грамматические
категории имени существительного
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен
существительных. Правописание сложных имен существительных.
Содержание учебного материала:

2
2
4

2

ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05

2
2

4

2

ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05

2
4

ПРб.1; ПРб.2;
14

Тема 2.4. Имя
прилагательное как
часть речи.

Тема 2.5. Имя
числительное как
часть речи.

Тема 2.6. Местоимение
как часть речи.

Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных:
качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен
прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантикостилистические различия между краткими и полными формами.
Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.
Лексико-грамматические разряды прилагательных. Грамматические категории
имени прилагательного.
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных
Содержание учебного материала:
Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные,
порядковые, собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая
сочетаемость собирательных числительных.
Лексико-грамматические
разряды
имён
числительных.
Лексическая
сочетаемость собирательных числительных
Практические занятия:
Практическая
работа.
Правописание
числительных.
Возможности
использования цифр.
Практическая работа. Числительные и единицы измерения в профессиональной
деятельности.
Содержание учебного материала:
Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные,
вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные,
указательные, определительные. Дефисное написание местоимений.
Разряды местоимений по семантике. Дефисное написание местоимений.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных. Правописание
местоимений с частицами НЕ и НИ
Содержание учебного материала:

ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРБ.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05
2
2
2
6

2
4
2

ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05

2
4

2
2
2
4

ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05

ПРб.1;ПРб.2;
15

Тема 2.7. Глагол как
часть речи.

Тема 2.8. Причастие и
деепричастие как
особые формы глагола

Тема 2.9. Наречие как
часть речи. Служебные
части речи.

Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог,
наклонение, время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени
глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие
функции.
.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.
Содержание учебного материала:
Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие
и полные формы причастий.

2

Практические занятия:
Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и
причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Правописание суффиксов деепричастий.

2
2

Содержание учебного материала:
Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции.
Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные
наречия. Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по
семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по семантике,
структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы.

4

Семантика наречий, его морфологические признаки и синтаксические функции.
Разряды предлогов, союзов.
Практические занятия:
Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других
частей речи (знаменательных и служебных). Слова категории состояния.
Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц.
Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи
правописание частиц НЕ и НИ

2

2
2
4
2

ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05

ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05

ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРбб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05

2
2

16

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация

Тема 3.1. Основные
единицы синтаксиса.

Тема 3.2
Второстепенные члены
предложения.

16

ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05;
ОК 09

Содержание учебного материала:
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в
словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение.
Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого
двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим.
Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения

4

ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05

Словосочетание. Простое предложение.

2

Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении
Содержание учебного материала:
Второстепенные
члены
предложения
(определение,
приложение,
обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с
однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные
определения. Предложения с обособленными членами. Общие условия
обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия
обособления определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и
уточняющие члены как особый вид обособленных членов.
Второстепенные
члены
предложения.
Осложненные
предложения.
Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов.
Практические занятия:

2
2
6

ПРб.1;ПРб.2;
ПРб.3; ПРб.4;
ПРб.5;ПРб.6;
ПРб.7;
ПРб.8;ПРб.9
ОК 04; ОК 05

2
4
17

Тема 3.3. Сложное
предложение

Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с
обобщающими словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК.
Практическая работа. Разряды вводных слов и предложений. Знаки препинания
при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания
при обращении
Содержание учебного материала:
Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому
значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные).
Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные
сложные предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой
и косвенной речью как способ передачи чужой речи.
Основные типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи.
Практическая работа. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в
бессоюзных сложных предложениях.
Практическая работа. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки
препинания при диалогах. Правила оформления цитат

Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.

Тема 4.1. Язык как
средство
профессиональной,
социальной и
межкультурной
коммуникации.

Содержание учебного материала:
Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный,
этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет
учителя начальных классов.
Практические занятия:
Практическая работа, Терминология и профессиональная лексика. Язык
специальности «Дошкольное образование». Отраслевые терминологические
словари

2

2
6

ПРб.1; ПРб.3;
ПРб.4; ПРб.5;
ПРб.7; ПРб.8
ОК 05; ОК 09

2
2

2
12

ПРб. 1-9
ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК. 3.4

4
2

ПРб. 1-9
ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК 3.4

2

18

Тема 4.2.
Коммуникативный
аспект культуры речи.

Содержание учебного материала:
Функциональные стили русского литературного языка как типовые
коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный
язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы.
Разговорная речь и устная речь в коммуникации воспитателя.
Практические занятия:
Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы
использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по
сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы,
профессионализмы, жаргонизмы)

Тема 4.3. Научный
стиль.

Содержание учебного материала:
Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология
специальности «Дошкольное образование». Виды терминов (общенаучные,
частнонаучные и технологические)

Тема 4.4. Деловой
стиль

Содержание учебного материала:
Виды документов в профессиональной деятельности учителя начальных
классов. Виды и формы деловой коммуникации.
Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в
профессиональной деятельности.
Практические занятия:
Практическое занятие. Виды документов по специальности «Дошкольное
образование»
Дифференцированный зачёт

Всего:

2

ПРб. 1-9
ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК.3.4

2

2
2

ПРб. 1-9
ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК 3.4

4
2

ПРб. 1-9
ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК.3.4

2
2

ПРб. 1-9
ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК. 3.4

80
19

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы текущей и промежуточной аттестации.
Помещение
кабинета
должно
соответствовать
требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02): оснащено типовым
оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
Залы библиотеки:
Библиотека (фонд художественной литературы должен соответствовать перечню
изучаемых произведений), читальный зал с компьютерами, оснащенными выходом в сеть
Интернет
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1 Основная рекомендованная литература
1.
Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального
образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. –
230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7. – Текст: электронный
// ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/447234
2.
Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология:
учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и
доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). –
ISBN 978-5-534-12621-1. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/447868
3.
Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего
профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53412620-4. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/447867
4.
Антонова, Е.С. Русский язык [Текст]: учебник для использования в учебном
процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова,
Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2019. - 409 с. - (Профессиональное
образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0
5.
Гусарова И.В. Русский язык. 10 класс (базовый, углубленный). Учебник для
образовательных организаций. Москва: Издательство «Вентана-граф», «Издательство
«Просвещение», 2022. – 480 с. - ISBN 978-5-09-101460-0
6.
Гусарова И.В. Русский язык. 11 класс (базовый, углубленный). Учебник для
образовательных организаций. Москва: Издательство «Вентана-граф», «Издательство
«Просвещение», 2022. – 448 с. - ISBN
978-5-09-101461-7
20

7.
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и другие. Русский
язык. 10-11 класс. Учебник для образовательных организаций. Базовый Москва:
Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2021. - 271. - ISBN 978-5-09101457-0
3. 2.2 Дополнительная литература
1.
Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего
профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. –
Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN
978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblioonline.ru/bcode/452165
2.
Лыткина О.И., Селезнева Л.В., Скороходова Е.Ю. Практическая стилистика
русского языка: учебное пособие. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство «Флинта»,
2021. – 208 с. ISBN - 978-5-9765-0821-7
3.2.4. Периодические издания
3.
Журнал «Русская речь»
4.
Журнал «Русский язык в школе»
3.2.5. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», необходимых для освоения дисциплины
5.
Министерство
образования
и
науки
Российской
Федерации
(http://минобрнауки.рф/);
6.
Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);
7.
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным
ресурсам" (http://window.edu.ru/);
8.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/);
9.
Федеральный
центр
информационно-образовательных
ресурсов
(http://fcior.edu.ru/);
10.
Проект Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина
"Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);
11.
Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
12.
КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/)..
13.
Справочно-информационный портал "Русский язык" (http://gramota.ru/);
14.
Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/);
15.
Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru

21

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания
и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Общая/профессиональная
компетенция
ПРб.1 Сформированность
представления о функциях
русского
языка
в
современном
мире
(государственный
язык
Российской
Федерации,
язык
межнационального
общения, один из мировых
языков); о русском языке
как духовно-нравственной
и культурной ценности
многонационального
народа
России;
о
взаимосвязи
языка
и
культуры, языка и истории,
языка и личности; об
отражении в русском языке
традиционных российских
духовно-нравственных
ценностей; сформировать
ценностное отношение к
русскому языку.

Раздел/Тема

ПРб.2 Совершенствование
умений создавать устные
монологические
и
диалогические
высказывания различных
типов
и
жанров;
употреблять
языковые
средства в соответствии с
речевой ситуацией (объем
устных
монологических
высказываний – не менее
100
слов,
объем
диалогического
высказывания – не менее 78 реплик); уметь выступать

Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
2
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4

Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3,
.2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4

Тип
оценочных
мероприятий
Практические работы
Контрольные работы
Диктанты
Разноуровневые задания
Сочинения//Эссе
Групповые проекты
Индивидуальные проекты
Фронтальный опрос
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Дифференцированный
зачёт

Устный опрос
Тестирование,
Лингвистические задачи
Деловые игры
Кейс - задания
Проекты
Практические работы
Дифференцированный
зачёт

22

публично,
представлять
результаты
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности;
использовать
образовательные
информационнокоммуникационные
инструменты и ресурсы для
решения учебных задач.
ПРб.3 Сформированность
знаний о признаках текста,
его
структуре,
видах
информации в тексте; уметь
понимать, анализировать и
комментировать основную
и дополнительную, явную и
скрытую
(подтекстовую)
информацию
текстов,
воспринимаемых зрительно
и (или) на слух; выявлять
логико-смысловые
отношения
между
предложениями в тексте;
создавать тексты разных
функционально-смысловых
типов; тексты научного,
публицистического,
официально-делового
стилей разных жанров
(объем сочинения не менее
150 слов).
ПРб.4 Совершенствование
умений
использовать
разные виды чтения и
аудирования,
приемы
информационносмысловой
переработки
прочитанных
и
прослушанных
текстов,
включая
гипертекст,
графику, инфографику и
другое (объем текста для
чтения – 450-500 слов;
объем прослушанного или
прочитанного текста для
пересказа от 250 до 300

Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3,
.2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4

Контрольные работы
Диктанты
Разноуровневые задания
Сочинения//Эссе
Групповые проекты
Индивидуальные проекты
Фронтальный опрос
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Дифференцированный
зачёт

Р 3, Темы 3.3
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4

Сочинения/Изложения/Эссе
Аннотации
Тезисы
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические работы
Дифференцированный
зачёт

23

слов); уметь создавать
вторичные тексты (тезисы,
аннотация, отзыв, рецензия
и другое).
ПРб.5 Обобщение знаний о
языке как системе, его
основных
единицах
и
уровнях:
обогащение
словарного
запаса,
расширение
объема
используемых
в
речи
грамматических языковых
средств;
уметь
анализировать
единицы
разных уровней, тексты
разных
функциональносмысловых
типов,
функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
функциональные
стили,
язык
художественной
литературы),
различной
жанровой принадлежности;
сформированность
представлений о формах
существования
национального
русского
языка; знаний о признаках
литературного языка и его
роли в обществе.

Р 3, Темы 3.3
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4

Сочинения//Эссе
Аннотации
Тезисы
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические работы
Дифференцированный
зачёт

ПРб.6 Сформированность
представлений об аспектах
культуры
речи:
нормативном,
коммуникативном
и
этическом; сформировать
системы знаний о номах
современного
русского
литературного языка и их
основных
видах
(орфоэпические,
лексические,
грамматические,

Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
3
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4

Устный опрос
Тестирование,
Лингвистические задачи
Деловые игры
Кейс - задания
Проекты
Практические работы
Дифференцированный
зачёт

24

стилистические;
уметь
применять знание норм
современного
русского
литературного языка в
речевой
практике,
корректировать устные и
письменные высказывания;
обобщать
знания
об
основных
правилах
орфографии и пунктуации,
уметь применять правила
орфографии и пунктуации в
практике письма; уметь
работать со словарями и
справочниками, в том числе
академическими словарями
и
справочниками
в
электронном формате.
ПРб.7 Обобщение знаний о
функциональных
разновидностях языка:
разговорной речи,
функциональных стилях
(научный,
публицистический,
официально-деловой), языке
художественной
литературы;
совершенствование умений
распознавать, анализировать
и комментировать тексты
различных функциональных
разновидностей языка
(разговорная речь,
функциональные стили,
язык художественной
литературы)

Р 3, Темы 3.3
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4

Сочинения//Эссе
Аннотации
Тезисы
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические работы
Дифференцированный
зачёт

ПРб.8 Обобщение знаний об
изобразительновыразительных средствах
русского языка;
совершенствование умений
определять изобразительновыразительные средства
языка в тексте.

Р3, Р 3, Тема 3.3
П-о/с Р 4, Тема 4.2

Сочинения//Эссе
Аннотации
Тезисы
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические работы
Дифференцированный
зачёт

25

ПРб.9 Совершенствование
умений использовать
правила русского речевого
этикета в социальнокультурной, учебнонаучной, официальноделовой сферах общения, в
повседневном общении,
интернет-коммуникации.

Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
4
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4

Устный опрос
Тестирование,
Лингвистические задачи
Деловые игры
Кейс - задания
Проекты
Практические работы
Дифференцированный
зачёт

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде.

Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
5
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4

ОК
05.
Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста.

Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3,
.2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4

ОК
09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках.

Р 3, Темы 3.3
П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4

Устный опрос
Тестирование,
Лингвистические задачи
Деловые игры
Кейс - задания
Проекты
Практические работы
Дифференцированный
зачёт
Практические работы
Контрольные работы
Диктанты
Разноуровневые задания
Сочинения/Изложения/Эссе
Групповые проекты
Индивидуальные проекты
Фронтальный опрос
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Дифференцированный
зачёт
Сочинения/Изложения/Эссе
Аннотации
Тезисы
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические работы
Дифференцированный
зачёт

26

ПК 3.4. Осуществлять
документационное
обеспечение процесса
реализации образовательных
программ дошкольного
образования.

П-о/с Р 4, Темы 4.1.- 4.4

Устный опрос
Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Анализ
публичного
выступления
Практические работы
Дифференцированный
зачёт

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».