ОД.13 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2024

Приложение 2
к ОПОП-П СПО углубленной подготовки по специальности
49.02.02 Адаптивная физическая культура
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОД. 13 Обществознание
Специальность 49.02.02 Адаптивная физическая культура
Очная форма обучения

2024 г.

Рассмотрена на заседании кафедры
общеобразовательных дисциплин
29.08.24 г., протокол № 1
Заведующий кафедрой:
/Плотникова Е.В./

Рабочая программа разработана в
соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного
стандарта среднего общего образования и
Федеральной образовательной программы
среднего общего образования
Утверждена решением научнометодического совета
ГАПОУ СО «СОПК» протокол № 1
от 29 августа 2024 г.

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОД.13 Обществознание
разработана на основе примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание» для профессиональных образовательных организаций и методики
преподавания общеобразовательной дисциплины «Обществознание», утвержденных на
заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ
общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального
образования (Протокол № 14 от «30» ноября 2022 г.)
Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»

Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчик: Ренжина С.В, преподаватель ГАПОУ СО «СОПК»;
Савина А.О., преподаватель ГАПОУ СО «СОПК»;
Пехова А.А., преподаватель ГАПОУ СО «СОПК».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2024

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» .................... 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ....................................................................................................................... 33
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................... 36

3

1.

Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Обществознание»
Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:

1.1.

Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью предметной
области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ООП СПО с учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной

целью

изучения

обществознания

в

организациях

среднего

профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском
обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах
взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами,
содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в
повседневной и профессиональной деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом преемственности с
основной школой являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях
жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной
картины общества;
-

овладение

умениями

получать,

анализировать,

интерпретировать

и

систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать
ее

и

использовать

для

самостоятельного

решения

учебно-познавательных,

исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе
и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных
поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной
направленности организации среднего профессионального образования;
4

- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период
ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин,
развитие мотивации к предстоящему самоопределению.

5

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС
СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций ОК01,ОК02, ОК03, ОК04,ОК05, ОК06, ПК2.3
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01.
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие1

Дисциплинарные2

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;

ПРу1 сформированность знания об (о):
1) обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики; глобальных проблемах и
вызовах
современности;
перспективах
развития
современного общества, в том числе тенденций развития
Российской Федерации;
2) человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности; особенностях социализации
личности в современных условиях, сознании, познании и
самосознании
человека;
особенностях
профессиональной деятельности в области науки,
культуры, экономической и финансовой сферах;
3) экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе государственной политики
поддержки
конкуренции
и
импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;

1

Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые
общеобразовательной дисциплиной
2
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в редакции 12.08.2022 №732)

6

- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
и способность их использования в познавательной и
социальной практике

4) системе права и законодательства Российской
Федерации;
ПРу3 владение базовым понятийным аппаратом
социальных наук, уметь различать существенные и
несущественные
признаки
понятий,
определять
различные
смыслы
многозначных
понятий,
классифицировать используемые в социальных науках
понятия и термины; использовать понятийный аппарат
при анализе и оценке социальных явлений, для
ориентации в социальных науках и при изложении
собственных суждений и построении устных и
письменных высказываний;
ПРу4 владение умениями формулировать на основе
приобретенных
социально-гуманитарных
знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать
ключевые
понятия,
теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной
действительности;
конкретизировать
теоретические
положения
фактами
социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев

7

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

сформированность знания об (о):
ПРу1 особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
ПРу6 владение умениями применять полученные знания
при анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
ПРу11
сформированность
навыков
оценивания
социальной информации, в том числе поступающей по
каналам сетевых коммуникаций, владение умением
определять
степень
достоверности
информации;
владение умением соотносить различные оценки
социальных явлений, содержащиеся в источниках
информации, давать на основе полученных знаний
правовую оценку действиям людей в модельных
ситуациях;
ПРу5 умение определять связи социальных объектов и
8

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности
в
различных
жизненных ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:
-сформированность
нравственного
сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей и предпочтений;

явлений с помощью различных знаковых систем;
сформированность представлений о методах изучения
социальных
явлений
и
процессов,
включая
универсальные методы науки, а также специальные
методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование
сформированность знания об (о):
ПРу1
особенностях
социализации
личности
в
современных
условиях,
сознании,
познании
и
самосознании
человека;
особенностях
профессиональной деятельности в области науки,
культуры, экономической и финансовой сферах;
2) отношениях, направлениях социальной политики в
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях политической
системы общества, направлениях государственной
политики Российской Федерации;
ПРу7 владение умениями проводить с опорой на
полученные знания учебно-исследовательскую и
проектную деятельность, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих
работ
социальной
и
междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по
социальной проблематике, составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов, анализировать
9

- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в)
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении
коммуникации,
способность
к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно - готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и самоопределению;
работать в коллективе -овладение
навыками
учебно-исследовательской,
и команде
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:

неадаптированные тексты на социальную тематику;
ПРу10 готовность применять знания о финансах и
бюджетном
регулировании
при
пользовании
финансовыми услугами и инструментами; использовать
финансовую информацию для достижения личных
финансовых
целей,
обеспечивать
финансовую
безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития общества и государства

ПРу11 использование обществоведческих знаний для
взаимодействия
с
представителями
других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
10

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с учетом
особенностей

- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда
и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства;

актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового
образа
жизни;
роли
непрерывного
образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных
задач

ПРу7 владение умениями проводить с опорой на
полученные знания учебно-исследовательскую и
проектную деятельность, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих
работ
социальной
и
междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по
11

социального
культурного
контекста

и - убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе
с
учетом

- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных
традиций,
формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:

социальной проблематике, составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов, анализировать
неадаптированные тексты на социальную тематику;
ПРу9 владение умениями формулировать на основе
приобретенных
социально-гуманитарных
знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать
ключевые
понятия,
теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной
действительности;
конкретизировать
теоретические
положения
фактами
социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев
1) сформированность знания об (о):
ПРу1 обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
глобальных проблемах и вызовах современности;
перспективах развития современного общества, в том
числе тенденций развития Российской Федерации;
человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности;
12

гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
умение
взаимодействовать
с
социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
значении духовной культуры общества и разнообразии
ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе государственной
политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
роли государственного бюджета в реализации
полномочий органов государственной власти, этапах
бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных
решений;
социальных отношениях, направлениях социальной
политики в Российской Федерации, в том числе
поддержки семьи, государственной политики в сфере
межнациональных отношений; структуре и функциях
политической
системы
общества,
направлениях
государственной политики Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти;
системе прав человека и гражданина в Российской
Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
правовом регулирования гражданских, семейных,
трудовых,
налоговых,
образовательных,
административных,
уголовных
общественных
13

- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

отношений;
системе права и законодательства Российской
Федерации;
ПРу2 умение характеризовать российские духовнонравственные ценности, в том числе ценности
человеческой жизни, патриотизма и служения
Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и
нравственности, прав и свобод человека, гуманизма,
милосердия,
справедливости,
коллективизма,
исторического
единства
народов
России,
преемственности истории нашей Родины, осознания
ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства;
ПРу3 владение базовым понятийным аппаратом
социальных наук, уметь различать существенные и
несущественные
признаки
понятий,
определять
различные
смыслы
многозначных
понятий,
классифицировать используемые в социальных науках
понятия и термины; использовать понятийный аппарат
при анализе и оценке социальных явлений, для
ориентации в социальных науках и при изложении
собственных суждений и построении устных и
письменных высказываний;
ПРу4 владение умениями устанавливать, выявлять,
объяснять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов,
включая
умения
характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
14

взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского общества; характеризовать
функции
социальных
институтов;
обосновывать
иерархию нормативных правовых актов в системе
российского законодательства;
ПРу5 связи социальных объектов и явлений с помощью
различных
знаковых
систем;
сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений
и процессов, включая универсальные методы науки, а
также специальные методы социального познания, в том
числе социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование;
ПРу6 владение умениями применять полученные знания
при анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
15

ПРу7 владение умениями проводить с опорой на
полученные знания учебно-исследовательскую и
проектную деятельность, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих
работ
социальной
и
междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по
социальной проблематике, составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов, анализировать
неадаптированные тексты на социальную тематику;
ПРу8 использование обществоведческих знаний для
взаимодействия
с
представителями
других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового
образа
жизни;
роли
непрерывного
образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных
задач;
ПРу9 владение умениями формулировать на основе
приобретенных
социально-гуманитарных
знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать
ключевые
понятия,
теоретические
16

положения социальных наук для объяснения явлений
социальной
действительности;
конкретизировать
теоретические
положения
фактами
социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
ПРу10 готовность применять знания о финансах и
бюджетном
регулировании
при
пользовании
финансовыми услугами и инструментами; использовать
финансовую информацию для достижения личных
финансовых
целей,
обеспечивать
финансовую
безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития общества и государства;
ПРу11сформированность
навыков
оценивания
социальной информации, в том числе поступающей по
каналам сетевых коммуникаций, владение умением
определять
степень
достоверности
информации;
владение умением соотносить различные оценки
социальных явлений, содержащиеся в источниках
информации, давать на основе полученных знаний
правовую оценку действиям людей в модельных
ситуациях;
ПРу12 владение умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью полученных
17

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях

В области экологического воспитания:
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

знаний наиболее эффективные способы противодействия
коррупции;
определять
стратегии
разрешения
социальных и межличностных конфликтов; оценивать
поведение людей и собственное поведение с точки
зрения социальных норм, ценностей, экономической
рациональности и финансовой грамотности; осознавать
неприемлемость
антиобщественного
поведения,
осознавать опасность алкоголизма и наркомании,
необходимость мер юридической ответственности, в том
числе для несовершеннолетних граждан
ПРу4 владение умениями устанавливать, выявлять,
объяснять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов,
включая
умения
характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского обществ

18

ПК 2.3. Оформлять
результаты
методической и
исследовательской
деятельности в виде
выступлений,
докладов, отчетов.

а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду.

ПРу6 владение умениями применять полученные знания
при анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на Интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации;
ПРу11
сформированность
навыков
оценивания
социальной информации, в том числе поступающей по
каналам сетевых коммуникаций, владение умением
определять
степень
достоверности
информации;
владение умением соотносить различные оценки
социальных явлений, содержащиеся в источниках
информации, давать на основе полученных знаний
правовую оценку действиям людей в модельных
ситуациях;

19

1.

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
образовательной
дисциплины

программы

учебной

Общий объем

Объем в часах

144

в т.ч.
Основное содержание

96

в т.ч.
теоретическое обучение

54

практические занятия

42

Профессионально
ориентированное
(содержание прикладного модуля)

содержание

42

в т.ч.
теоретическое обучение

16

практические занятия

26

Индивидуальный проект (да/нет)**

-

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

20

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Обществознание»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Общество и
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
общественные
элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и
отношения. Развитие функции социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) 2
общества
общество и его особенности.
Практическое занятие

Объем
часов
16
4

2

Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция.
Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
2
Общественный прогресс, его критерии. Глобализация и ее противоречивые последствия
Профессионально ориентированное содержание
Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Воздействие глобальных 2
проблем на профессиональную деятельность педагога по адаптивной физической культуре
и спорту. Направления цифровизации в профессиональной деятельности педагога по
адаптивной физической культуре и спорту.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Биосоциальная
природа человека и

Формируем
ые
компетенции

ОК -01, ОК -05
ПРу.1, ПРу.3,
ПРу.4, ПРу7,
ПРу9

2

4

ОК - 02, ОК 04, ОК – 05
ПРу1, ПРу5,

21

его деятельность

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе.
Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности
человека. Социализация личности и ее этапы.
Агенты (институты) социализации. Самосознание и социальное поведение.
2
Деятельность, мотивация, виды и ее структура. Потребности и интересы. Свобода и
необходимость в деятельности человека

Практическое занятие
Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность
человека. Научное
познание

ПРу6, ПРу7
ПРу9, ПРу11

2
2

Профессионально ориентированное содержание
Выбор профессии педагога по адаптивной физической культуре и спорту. 2
Профессиональное самоопределение. Учет особенностей характера в профессиональной
деятельности педагога по адаптивной физической культуре и спорту. Межличностное
общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере
адаптивной физической культуры.

2

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. 2
Знание как результат познания, его виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная,
относительная истина. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные
науки. Особенности, уровни и методы научного познания.

2
2

ОК - 02, ОК 04, ОК -05
ПРу1, ПРу5,
ПРу6, ПРу7,
ПРу9 ПРу11

22

Профессионально ориентированное содержание
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в профессиональной
2
деятельности педагога по адаптивной физической культуре и спорту.
Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Духовная культура
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная
личности и общества и духовная культура. Формы, функции и виды культуры. Молодежная субкультура.
Контркультура. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Мораль 2
как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали.
Гражданственность. Патриотизм
Профессионально ориентированное содержание
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.
2

2

16
2

4

ОК - 03, ОК 05, ОК – 06
ПРу1, ПРу2,
ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6,
ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10,
ПРу11, ПРу12
ПК 2.3.

Этикет в профессиональной деятельности педагога по адаптивной физической культуре и
спорту.
2
Тема 2.2.
Наука и образование
в современном мире

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления
научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные
направления развития образования в Российской Федерации. Значение самообразования.
Профессионально ориентированное содержание
Особенности профессиональной деятельности в сфере науки и образования педагога по
адаптивной физической культуре и спорту. Роль и значение непрерывности образования.

2
2

2
2

ОК -02, ОК –
03
ПРу1, ПРу5,
ПРу6, ПРу7,
ПРу10, ПРу11

2
23

Тема 2.3.
Религия

Содержание учебного материала

2

Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение
поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести.
2

Тема 2.4.
Искусство

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры. 2
Достижения современного российского искусства
Профессионально ориентированное содержание

2
2

2

Религиозный этикет в работе педагога по адаптивной физической культуре и спорту.
Искусство в жизни педагога.
2
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Экономика - основа
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни.
жизнедеятельности
Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
2
общества
производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути
его достижения. Понятие, фазы, причины экономического цикла.
Профессионально ориентированное содержание
Особенности разделения труда и специализации в сфере адаптивной физической культуры. 4

ОК - 05, ОК –
06
ПРу1, ПРу2,
ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6,
ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10,
ПРу11, ПРу12
ПК 2.3.

36
2

ОК -01, ОК -05
ПРу1, ПРу3,
ПРу4, ПРу7,
ПРу9

ОК - 02, ОК –
07
ПРу1, ПРу4,
ПРу5, ПРу6,
ПРу11

4
24

Тема 3.2.
Рыночные отношения
в экономике.
Финансовые
институты

Содержание учебного материала
Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное 2
регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию
конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации

8

Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк 2
Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Инфляция:
причины, виды, последствия
Практическое занятие
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон 2
предложения. Эластичность предложения.

Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное
поведение
потребителя

Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
2
Денежные агрегаты
Содержание учебного материала
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины
и виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Особенности труда 2
молодежи.

4

4

Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества 2
Профессионально ориентированное содержание
Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовой сфере
Спрос на труд и его факторы в сфере адаптивной физической культуры и спорта.

2

ОК -01, ОК 02, ОК – 03
ПРу1, ПРу3,
ПРу4, ПРу5,
ПРу6, ПРу7,
Пру10, ПРу11

4

ОК - 01, ОК –

2

Тема 3.4.

Содержание учебного материала

ОК - 01, ОК 03
ПРу1, ПРу3,
ПРу4, ПРу6,
ПРу7, ПРу10,
ПРу11
ПК 2.3.

25

Предприятие в
экономике

Практическое занятие
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная 2
стоимость, способы и источники финансирования предприятий.
Издержки, их виды. Выручка, прибыль.
предпринимательства в Российской Федерации.

Тема 3.5.
Экономика и
государство

Поддержка

малого

и

4

03
ПРу1, ПРу3,
ПРу4, ПРу7,
ПРу10

среднего 2

Профессионально ориентированное содержание
Предпринимательская деятельность в сфере адаптивной физической культуры.

2

Основы менеджмента и маркетинга в сфере адаптивной физической культуры

2

4

Содержание учебного материала
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага.
Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного
2
бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг.

4

ОК - 01
ПРу1, ПРу3,
ПРу4
ПК 2.3.

Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в
Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. 2
Цифровизация экономики в Российской Федерации
Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и
международная
экономика

Содержание учебного материала

2

Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда.
Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. 2
Государственное регулирование внешней торговли
Профессионально ориентированное содержание

2

Региональная экономика и её особенности в сфере адаптивной физической культуры.
Основные направления развития региональной экономики Свердловской области
г. Екатеринбург

2

ОК – 06
ПРу1, ПРу2,
ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6,
ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10,
ПРу11, ПРу12
ПК 2.3.

26

Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Социальная
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
структура общества.
Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная
2
Положение личности поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
в обществе

18
4
ОК -01, ОК -05
ПРу1, ПРу3,
ПРу4, ПРу7,
ПРу9

Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее
формы и каналы в современном российском обществе
2

Тема 4.2.
Семья в современном
мире

Профессионально ориентированное содержание
Конфликты в трудовых коллективах педагогов по адаптивной физической культуре и
2
спорту и пути их преодоления. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
2
Тенденции развития семьи в современном мире.

2

4
4

ОК - 05,ОК –
06
ПРу1, ПРу2,
ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6,
ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10,
ПРу11, ПРу12
ПК 2.3.

4

ОК - 05, ОК –

Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства
многодетным семьям
2

Тема 4.3.

Содержание учебного материала

27

Этнические общности
и нации

Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и
2
пути разрешения.

06
ПРу1, ПРу2,
ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6,
ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10,
ПРу11, ПРу12
ПК 2.3.

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации
2
Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный
контроль.
Социальный
конфликт и способы
его разрешения

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
социальных конфликтов.
Профессионально ориентированное содержание
Конфликты в трудовых коллективах педагогов по адаптивной физической культуре и
спорту и пути их преодоления. Стратегии поведения в конфликтной ситуации
2

2
2

Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Политика и власть. Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические
Политическая
институты. Политическая деятельность.
система
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система 2
Российской Федерации на современном этапе.

18
8

Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет.
Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного
2
(территориального) устройства, политический режим Типология форм государства.

2

ОК - 04, ОК –
05
ПРу7, ПРу9,
ПРу11

2

ОК - 05, ОК –
06
ПРу1, ПРу2,
ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6,
ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10,
ПРу11, ПРу12
ПК 2.3.
28

Практическое занятие

4

Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственное управление. Государственная служба и статус 2
государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная политика
государства, механизмы противодействия коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму
2
Тема 5.2.
Политическая
культура общества и
личности.
Политический
процесс и его
участники

Содержание учебного материала

8

Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое
участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные
идейно-политические течения современности.
2
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в
политике.
ОК -03, ОК -04
ПРу1, ПРу7,
ПРу10, ПРу11

Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
2
смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства
Практическое занятие
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в
современной политической коммуникации

4
4

Профессионально ориентированное содержание
Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества.
деятельность в области защиты прав работника
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации

2
Профсоюзная 2
34
29

Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

Содержание учебного материала

4

Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их
2
виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации.

ОК -01, ОК -05
ПРу1, ПРу3,
ПРу4, ПРу6,
ПРу7, ПРу9,
ПРу11
ПК 2.3.

Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции 2
правоохранительных органов Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности педагога по адаптивной
физической культуре и спорту.
Тема 6.2.
Основы
конституционного
права Российской
Федерации

Тема 6.3.

2
2

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Конституция Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные 2
(гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и свободы
человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и
военного времени
Профессионально ориентированное содержание
Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в организации
мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени
2

2
2

Содержание учебного материала

4

2

ОК -02, ОК 06, ОК -07
ПРу1, ПРу2,
ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6,
ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10,
ПРу11, ПРу12
ПК 2.3.

ОК -02, ОК -

30

Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений

Гражданское право и правоотношения. Субъекты гражданского права. Организационноправовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
2
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей

Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и
2
расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности
трудовых правоотношений несовершеннолетних работников
Профессионально ориентированное содержание
Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения.
4

Тема 6.4.
Правовое
регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство

Особенность регулирования трудовых отношений в сфере адаптивной физической
2
культуры.
Содержание учебного материала
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права 2
на благоприятную окружающую среду
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды
преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

6

8

2

Практическое занятие
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений, 2
регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения

05, ОК -06
ПРу1, ПРу2,
ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6,
ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10,
ПРу11, ПРу12
ПК 2.3.

ОК -02, ОК -06
ПРу1, ПРу2,
ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6,
ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10,
ПРу11, ПРу12
ПК 2.3.

4

2
31

Тема 6.5.
Основы
процессуального
права

Содержание учебного материала
Конституционное судопроизводство
Административный процесс. Судебное производство по делам об административных
2
правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса
Практическое занятие
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского
2
процесса. Участники гражданского процесса.
Арбитражное судопроизводство
2

Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего

6

4

ОК -02, ОК- 05
ПРу1, ПРу5,
ПРу6, ПРу7,
ПРу9, ПРу11
ПК 2.3.

6
144

32

3.Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Оснащение учебного кабинета
Освоение
программы
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Обществознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной
организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования,
специализированного учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить
свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной
деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено типовым оборудованием, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по
обществознанию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
•
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов);
•
информационно-коммуникационные средства;
•
экранно-звуковые пособия;
•
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
•
библиотечный фонд кабинета;
•
рекомендованные мультимедийные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1.
Обществознание (базовый уровень). 10—11 классы : учебник для среднего
общего образования / Б. И. Липский [и др.] ; под редакцией Б. И. Федорова. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 406 с. — (Народное
просвещение). — ISBN 978-5-534-15637-9. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509249 (дата обращения:
25.08.2023).
2.
Обществознание в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального
образования / Н. В. Агафонова [и др.] ; под редакцией Н. В. Агафоновой. — 6-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 321 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-14015-6. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490486 (дата обращения:
25.08.2023).
3.
Обществознание в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального
образования / Н. В. Агафонова [и др.] ; под редакцией Н. В. Агафоновой. — 6-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 311 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-14016-3. — Текст : электронный // Образовательная
33

платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491784 (дата обращения:
25.08.2023).
4.
Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / Б.
И. Федоров [и др.] ; под редакцией Б. И. Федорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 410 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13751-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489815 (дата обращения: 25.08.2023).
5.
Обществознание : учебник для среднего профессионального образования /
В. И. Купцов [и др.] ; под редакцией В. И. Купцова. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 242 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05353-1. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/493250 (дата обращения: 25.08.2023).
6.
Образовательная платформа Юрайт [сайт], - URL: https://urait.ru/catalog/full
(дата обращения 25.08.2023).
7.
Официальный интернет-портал Центробанка РФ - Финансовая культура:
[сайт], - URL: https://fincult.info/ (дата обращения 25.08.2023).
8.
Официальный сайт ВЦИОМ : [сайт], - URL: https://wciom.ru/ (дата
обращения 25.08.2023).
9.
Мобильное электронное образование https://edu.mob-edu.ru/
3.2.2. Дополнительные источники
1.
Аверьянов, Ю.А. Обществознание. Понятие и термины. Словарьсправочник. ФГОС /авт. – сост. Ю.А. Аверьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. :
Издательство «Экзамен», 2017. – 527, [1] с. (Серия «Справочник») ISBN 978-5-377-117841 – Текст: непосредственный.
2.
Баранов, П.А. Обществознание : Новый полный справочник для подготовки
к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранов. 3-е изд.,
перераб. и доп. – Москва : АСТ, 2017. – 542 [2] с. ISBN 978-5-17-103571-6 – Текст:
непосредственный.
3.
Брехова, Ю.В., Алмосов, А.П., Завьялов, Д.Ю. Финансовая грамотность :
материалы для учащихся. 10 – 11 классы общеобразоват. орг. – М. : ВАКО, 2018. – 344 с. –
(Учимся разумному финансовому поведению) ISBN 978-5-408-04063-6 – Текст:
непосредственный.
4.
Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей : учебник для сред. проф.
образования / А.Г. Важенин. – 9-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014
– 432 с. ISBN 978-5-4468-0384-2 – Текст: непосредственный.
5.
Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей : практикум : учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Г. Важенин. – 5-е изд., стер. –
М. : Издательский центр «Академия», 2020 – 240 с. ISBN 978-5-4468-9338-6 – Текст:
непосредственный.
6.
Домашек, Е.В. Эссе по обществознанию : новое задание на ЕГЭ / Е.В.
Домашек. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2018. – 217, [1] с. – (Большая перемена) ISBN
978-5-222-29940-1 – Текст: непосредственный.
7.
Куликов, Л.М. Основы социологии и политологии : учебное пособие / Л.М.
Куликов. – М. : – Кнорус, 2007. – 336 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование).
ISBN 978-5-279 -01836-9 – Текст: непосредственный.
8.
Обществознание. 10-11 классы. Формирование умения написания эссе.
Задания повышенной сложности / авт.сост. С.А. Фомина. – Волгоград : Учитель, 2014. –
207 с. ISBN 978-5-7057 -3501-3 – Текст: непосредственный.
9.
Махоткин, А. В. Справочник в схемах и таблицах: обществознание, история
34

/ А. В. Махоткин, Н. В. Махоткина, Г. Г. Дедурин. – Москва : Эксмо, 2018. – 640 с. –
(Наглядно и доступно). ISBN 978-5-699-96907-4 – Текст: непосредственный.
10.
Сычев, А.А. Обществознание : учебное пособие / А.А. Сычев. – 3-е изд.,
перераб. – М. :Кнорус, 2016. – 384 с. (Среднее профессиональное образование). ISBN 9785-406 -04781-1 – Текст: непосредственный.
11.
Экономика. Учебник для 10-11 классов. Под редакцией А.Г. Грязновой и
Н.Н. Думной. – М. : Интеллект – Центр, 2015 – 496 с.ISBN 978-5-89790-286-6 – Текст:
непосредственный.

35

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих
компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» направлено на
формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 и
сопряжены с достижением образовательных результатов, регламентированных ФГОС
СОО.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими
содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» на уровне
среднего профессионального образования является существенным звеном учебного
процесса. Целесообразно проводить оценивание образовательных результатов в ходе
изучения каждого раздела образовательной программы. Для организации и проведения
оценочных процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами
оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической литературе,
или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебные
задания, проверяющие способность к решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач, предполагающие вариативные пути решения, комплексные задания,
ориентированные на проверку целого комплекса умений, компетентностноориентированные задания, позволяющие оценивать сформированность группы различных
умений и базирующиеся на контексте социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись
каждым преподавателем в ходе стартовой, текущей, промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки
учебных программ и индивидуализации учебной деятельности обучающегося, группы в
целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть организована
посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к документам,
содержащими социальную информацию; задания к схемам, таблицам, диаграммам,
инфографике; вопросы проблемного характера; задания-задачи; проектные задания и др.);
- оценивание результатов тестирования.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательных
результатов обучающихся целесообразно предусмотреть возможность самооценки и
взаимооценки знаний/умений обучающихся. Предметом оценивания являются не только
итоговые образовательные результаты, но и динамика изменений этих результатов в
процессе всего изучения и освоения содержания учебной дисциплины.
Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает как
развитие устной, так и развитие письменной речи; поэтому целесообразно выдерживать
соответствующие пропорции в способах предъявления заданий и форматах ожидаемых
ответов.
36

Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны
обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры оценивания, включая
самооценку и взаимооценку. По возможности, параметры и критерии оценки должны
разрабатываться и обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися.
Каждому параметру оценки должны соответствовать критерии оценки: за что
выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки - то или иное количество
баллов.
На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице, преподаватель
выбирает формы и методы с учетом профессионализации обучения по программе
дисциплины.
Планируемые результаты

Раздел/Тема

Тип оценочных
мероприятия

Предметные результаты

ПРу2 умение характеризовать
российские
духовнонравственные ценности, в том
числе ценности человеческой
жизни,
патриотизма
и
служения Отечеству, семьи,
созидательного труда, норм
морали и нравственности,
прав и свобод человека,
гуманизма,
милосердия,
справедливости,
коллективизма, исторического
единства
народов
России,
преемственности
истории
нашей Родины, осознания
ценности
культуры России и традиций
народов
России,
общественной стабильности и
целостности государства;
ПРу3
владение
базовым
понятийным
аппаратом
социальных наук, умение
различать существенные и
несущественные
признаки
понятий,
определять
различные
смыслы
многозначных
понятий,
классифицировать
используемые в социальных

Р 2, Тема 2.1, 2.2, 2.3, 2.4

Тестирование
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Р 1, Тема 1.1-1.3
Р 3, Тема 31.1, 3.2, 3.4, 3.5.

Тестирование
Устный опрос
Понятийный диктант
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

37

науках понятия и термины;
ПРу4 владение умениями
устанавливать,
выявлять,
объяснять
причинноследственные,
функциональные,
иерархические и другие связи
социальных
объектов
и
процессов, включая умения
характеризовать
взаимовлияние природы и
общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни
общества;
ПРу5
связи
социальных
объектов
и
явлений
с
помощью
различных
знаковых
систем;
сформированность
представлений о методах
изучения социальных явлений
и
процессов,
включая
универсальные методы науки,
а также специальные методы
социального познания, в том
числе
социологические
опросы,
биографический
метод,
социальное
прогнозирование;
ПРу11
использование
обществоведческих
знаний
для
взаимодействия
с
представителями
других
национальностей и культур в
целях успешного выполнения
типичных социальных ролей,
реализации
прав
и
осознанного
выполнения
обязанностей
гражданина
Российской Федерации, в том
числе
правомерного
налогового поведения;
ПРу10 готовность применять
знания
о
финансах
и

Р 1, Тема 1.1-1.3
Р 2, Тема 2.1, 2.2. 2.4

Тестирование
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Р 4, Тема 4.1-4.4
Р 2, Тема 2.1-2.4

Тестирование
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Р 5, Тема 5.1, 5.2
Р 6, Тема 6.1-6.5

Тестирование
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Р 3, Тема 3.1, 3.2, 3.5, 3.6, 3.3, 3.4

Тестирование
Устный опрос
38

бюджетном
регулировании
при
пользовании
финансовыми услугами и
инструментами; использовать
финансовую информацию для
достижения
личных
финансовых
целей,
обеспечивать
финансовую
безопасность с учетом рисков
и способов их снижения;
ПРу11
сформированность
навыков
оценивания
социальной информации, в
том числе поступающей по
каналам
сетевых
коммуникаций,
владение
умением определять степень
достоверности информации;
ПРу12 владение умением
самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять
с
помощью
полученных
знаний наиболее эффективные
способы
противодействия
коррупции;
определять
стратегии
разрешения
социальных и межличностных
конфликтов;
ПРу6 владение умениями
применять полученные знания
при
анализе
социальной
информации, полученной из
источников разного типа,
включая
официальные
публикации
на
интернет
ресурсах
государственных
органов,
нормативные
правовые
акты,
государственные документы
стратегического
характера,
публикации
в
средствах
массовой информации;
ПРу1
сформированность
знаний об (о):
• обществе как целостной

Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Р 4, Тема 4.1-4.4

Тестирование
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Р 6, Тема 6.3. 6.4
Р 4, Тема 4.1., 4.2, 4.3

Тестирование
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Р 5, Тема 5.1, 5.2
Р 2, Тема 2.1, 2.2, 2.3

Тестирование
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Р 1, Тема 1.1-1.3
Р 2, Тема 2.1-2.4

Тестирование
Устный опрос
Понятийный диктант
39

•
•

•

•

•

развивающейся
системе в единстве и
взаимодействии
основных
сфер
и
институтов;
основах
социальной
динамики;
особенностях процесса
цифровизации
и
влиянии
массовых
коммуникаций на все
сферы
жизни
общества;
глобальных проблемах и
вызовах
современности;
перспективах развития
современного
общества, в том числе
тенденций
развития
Российской
Федерации;
человеке как субъекте
общественных
отношений
и
сознательной
деятельности;

Общая/профессиональная
компетенции

Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятия

Раздел 1. Человек в обществе
ПРу1, ПРу3,
ПРу4, ПРу7,
ПРу9
ОК 01
ОК 05

Тема 1.1.
Общество и
общественные
отношения. Развитие
общества

ПРу1, ПРу5, ПРу6, ПРу7

Тема 1.2.

Познавательные задания
• Вопросы проблемного
характера
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
40

ПРу9, ПРу11
ОК 02
ОК 04
ОК 05

Биосоциальная природа
человека и его
деятельность

Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу1, ПРу5, ПРу6, ПРу7
ПРу9, ПРу11
ОК 02
ОК 04
ОК 05

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность человека.
Научное познание

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 2. Духовная культура
ПРу1, ПРу2, ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6, ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10, ПРу11,
ПРу12
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ПК 2.3

Тема 2.1.
Духовная культура
личности и общества

Познавательные задания
• Вопросы проблемного
характера
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу1, ПРу5, ПРу6, ПРу7,
ПРу10, ПРу11
ОК 02
ОК 03

Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу1, ПРу2, ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6, ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10, ПРу11,
ПРу12
ОК 05

Тема 2.3.
Религия

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
41

ОК 06
ПК 2.3.

Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу1, ПРу3,
ПРу4, ПРу7,
ПРу9
ОК 01
ОК 05

Тема 2.4.
Искусство

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 3. Экономическая жизнь общества
ПРу1, ПРу4, ПРу5, ПРу6,
ПРу11
ОК 02
ОК 07

Тема 3.1.
Экономика - основа
жизнедеятельности
общества

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к схемам,
таблицам, диаграммам,
инфографике
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу1, ПРу3, ПРу4, ПРу6,
ПРу7, ПРу10, ПРу11
ОК 01
ОК 03
ПК 2.3.

Тема 3.2.
Рыночные отношения в
экономике. Финансовые
институты

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу1, ПРу3, ПРу4, ПРу5,
ПРу6, ПРу7, Пру10, ПРу11
ОК 01
ОК 02
ОК 03

ПРу1, ПРу3, ПРу4, ПРу7,
ПРу10
ОК 01
ОК 03

Тема 3.3.
Устный опрос
Рынок труда и
Познавательные задания
безработица.
• Задания- задачи
Рациональное поведение • Задания к схемам,
потребителя
таблицам, диаграммам,
инфографике
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Тема 3.4.
Предприятие в
экономике

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания - задачи
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
42

• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ПРу1, ПРу3, ПРу4
ОК 01
ПК 2.3.

ПРу1, ПРу2, ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6, ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10, ПРу11,
ПРу12
ОК 06
ПК 2.3.

Тема 3.5.
Экономика и
государство

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к схемам,
таблицам, диаграммам,
инфографике
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Тема 3.6.
Познавательные задания
Основные тенденции
• Вопросы проблемного
развития экономики
характера
России и международная • Работа с документами,
экономика
содержащими социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 4. Социальная сфера

ПРу1, ПРу3,
ПРу4, ПРу7,
ПРу9
ОК 01
ОК 05

Тема 4.1.
Социальная структура
общества. Положение
личности в обществе

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу1, ПРу2, ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6, ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10, ПРу11,
ПРу12
ОК 05
ОК 06
ПК 2.3.

Тема 4.2.
Семья в современном
мире

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу1, ПРу2, ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6, ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10, ПРу11,

Тема 4.3.
Этнические общности и
нации

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
43

ПРу12
ОК 05
ОК 06
ПК 2.3.
ПРу7, ПРу9, ПРу11
ОК 04
ОК 05

содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Тема 4.4.
Устный опрос
Социальные нормы и
Познавательные задания
социальный контроль.
• Задания- задачи
Социальный конфликт и • Проектные задания
способы его разрешения Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 5. Политическая сфера

ПРу1, ПРу2, ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6, ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10, ПРу11,
ПРу12
ОК 05
ОК 06
ПК 2.3.

ПРу1, ПРу7, ПРу10, ПРу11
ОК 03
ОК 04

Тема 5.1.
Политика и власть.
Политическая система

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Тема 5.2.
Устный опрос
Политическая культура Познавательные задания
общества и личности.
• Задания- задачи
Политический процесс и • Задания к документам,
его участники
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации
ПРу1, ПРу3, ПРу4, ПРу6,
ПРу7, ПРу9, ПРу11
ОК 01
ОК 05
ПК 2.3.

Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

ПРу1, ПРу2, ПРу3, ПРу4,

Тема 6.2.

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
44

ПРу5, ПРу6, ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10, ПРу11,
ПРу12
ОК 02
ОК 06
ОК 07
ПК 2.3.

Основы
Познавательные задания
конституционного права • Задания- задачи
Российской Федерации Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу1, ПРу2, ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6, ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10, ПРу11,
ПРу12
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ПК 2.3.

Тема 6.3.
Правовое регулирование
гражданских, семейных,
трудовых,
образовательных
правоотношений

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу1, ПРу2, ПРу3, ПРу4,
ПРу5, ПРу6, ПРу7, ПРу8,
ПРу9, ПРу10, ПРу11,
ПРу12
ОК 02
ОК 06
ПК 2.3.

Тема 6.4.
Правовое регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ПРу1, ПРу5, ПРу6, ПРу7,
ПРу9, ПРу11
ОК 02
ОК 05
ПК 2.3.

Тема 6.5.
Отрасли
процессуального права

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».