Приложение_3. ОД 03_География.docx

Приложение 3
к ОПОП- П СПО углубленной подготовки
по специальности 44.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский обл астной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД 03. ГЕОГРАФИЯ

44.02.02 Преподавание в начальных классах
Очная форма обучения

Екатеринбург
2023

Рассмотрена на заседании кафедры
общеобразовательных дисциплин
29.08. 2023г., протокол № 1
Заведующий кафедрой:
/Лежнина А.В./

Рабочая программа разработана в
соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного
стандарта среднего общего образования и
Федеральной образовательной программы
среднего общего образования
Утверждена решением научнометодического совета
ГАПОУ СО «СОПК» протокол № 1
от 29 августа 2023 г.

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОД.03 География разработана на
основе примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «География» для
профессиональных
образовательных
организаций
и
методики
преподавания
общеобразовательной дисциплины «География», утвержденных на заседании Совета по оценке
содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социальногуманитарного циклов среднего профессионального образования (Протокол № 14 от «30»
ноября 2022 г.)
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»
Разработчик: Быкова Е.В., преподаватель ГАПОУ СО «СОПК»

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2023

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«География»

4

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

19
28
29

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «География»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в
соответствии с ФГОС СОО и ФГОС СПО по специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цели и задачи дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География»
направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических
знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире,
взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы
для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических
процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими
географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных
регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и культурам,
бережного отношения к окружающей природной среде; использование в
практической
деятельности
и
повседневной
жизни
разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая географические
карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернетресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов
международной жизни; понимание географической специфики крупных регионов
и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и
отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого
общения.

4

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Наименование и
код компетенции
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты
Общие1
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;

Дисциплинарные2
Пб1 понимание роли и места современной географической
науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении
важнейших проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении которых
принимает участие современная географическая наука, на
региональном уровне, в разных странах, в том числе в
России; определять роль географических наук в достижении
целей устойчивого развития;
Пб2 освоение и применение знаний о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение
и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
Пб3 сформированность системы комплексных социально
ориентированных
географических
знаний
о
закономерностях развития природы, размещения населения
и хозяйства: различать географические процессы и явления
и распознавать их проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических
закономерностях для определения и сравнения свойств

1

Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые общеобразовательной
дисциплиной
2
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) для базового уровня
обучения

5

- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике

изученных географических объектов, явлений и процессов;
проводить классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими
процессами и явлениями; между природными условиями и
размещением населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой
хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать
выводы на основе использования географических знаний;
Пб4 владение географической терминологией и системой
базовых географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;- сформировать
знания об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально-экономических
аспектах
экологических
проблем:
описывать
географические аспекты проблем взаимодействия природы
и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных
проблем; приводить примеры возможных путей решения
глобальных проблем;
Пб10 сформированность знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и
социально-экономических
аспектах
экологических
проблем: описывать географические аспекты проблем
взаимодействия природы и общества; приводить примеры
взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры
возможных путей решения глобальных проблем.
ОК
02. В области ценности научного познания:
Пб2 освоение и применение знаний о размещении основных
Использовать
- сформированность мировоззрения, соответствующего географических объектов и территориальной организации
современные
современному уровню развития науки и общественной природы и общества (понятия и концепции устойчивого
средства
поиска, практики,
основанного
на
диалоге
культур, развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
анализа
и
народонаселения); выбирать и использовать источники
6

интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности;

географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение
и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве
Пб5 сформированность умений проводить наблюдения за
отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате воздействия
природных и антропогенных факторов: определять цели и
задачи проведения наблюдений; выбирать форму фиксации
результатов наблюдения; формулировать обобщения и
выводы по результатам наблюдения;
Пб6 сформированность умений находить и использовать
различные источники географической информации для
получения новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях, выявления
закономерностей
и
тенденций
их
развития,
прогнозирования: выбирать и использовать источники
географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым
задачам; сопоставлять и анализировать географические
карты различной тематики и другие источники
географической
информации
для
выявления
закономерностей социально-экономических, природных и
экологических процессов и явлений; определять и
сравнивать по географическим картам разного содержания
и другим источникам географической информации
качественные
и
количественные
показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и
явления; определять и находить в комплексе источников
недостоверную и противоречивую географическую
информацию для решения учебных и (или) практико7

ОК
03.
Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательск
ую деятельность в
профессиональной
сфере,
использовать
знания
по
финансовой
грамотности
в
различных
жизненных
ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей
и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;

ориентированных
задач;
самостоятельно
находить,
отбирать и применять различные методы познания для
решения практико-ориентированных задач
Пб7 владение умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию,
необходимую для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы,
схемы, диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач

8

- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении
коммуникации,
способность
к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты;
ОК 04.
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
Эффективно
самоопределению;
взаимодействовать -овладение
навыками
учебно-исследовательской,
и
работать
в проектной и социальной деятельности;
коллективе
и Овладение
универсальными
коммуникативными
команде
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;

Пб4 владение географической терминологией и системой
базовых географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач

9

ОК 05.
Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации
с
учетом
особенностей
социального
и
культурного
контекста

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека;
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;

Пб2 освоение и применение знаний о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение
и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
Пб3 сформированность системы комплексных социально
ориентированных
географических
знаний
о
закономерностях развития природы, размещения населения
и хозяйства: различать географические процессы и явления
и распознавать их проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических
закономерностях для определения и сравнения свойств
изученных географических объектов, явлений и процессов;
проводить классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими
процессами и явлениями; между природными условиями и
размещением населения, между природными условиями и
10

ОК 06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционног
о поведения

- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных
традиций,
формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами
в соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:

природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой
хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать
выводы на основе использования географических знаний;
Пб1 понимание роли и места современной географической
науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении
важнейших проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении которых
принимает участие современная географическая наука, на
региональном уровне, в разных странах, в том числе в
России; определять роль географических наук в достижении
целей устойчивого развития;
Пб7 владение умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию,
необходимую для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы,
схемы, диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
Пб8 сформированность умений применять географические
знания для объяснения разнообразных явлений и процессов:
объяснять
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления; объяснять
географические особенности стран с разным уровнем
11

сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
ОК
07. В области экологического воспитания:
Содействовать
- сформированность экологической культуры, понимание
сохранению
влияния социально-экономических процессов на
окружающей
состояние природной и социальной среды, осознание
среды,
глобального характера экологических проблем;
ресурсосбережени
- планирование и осуществление действий в окружающей
ю,
применять среде на основе знания целей устойчивого развития
знания
об человечества;
изменении климата,

социально-экономического развития, включая особенности
проявления в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия природы
и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

Пб3 сформированность системы комплексных социально
ориентированных
географических
знаний
о
закономерностях развития природы, размещения населения
и хозяйства: различать географические процессы и явления
и распознавать их проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических
закономерностях для определения и сравнения свойств
изученных географических объектов, явлений и процессов;
проводить классификацию географических объектов,
12

принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
чрезвычайных
ситуациях

активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
в предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;

процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими
процессами и явлениями; между природными условиями и
размещением населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой
хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать
выводы на основе использования географических знаний;
Пб7 владение умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию,
необходимую для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы,
схемы, диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
Пб8 сформированность умений применять географические
знания для объяснения разнообразных явлений и процессов:
объяснять
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления; объяснять
географические особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая особенности
проявления в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия природы
13

ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном
языках

- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;

и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
Пб9 сформированность умений применять географические
знания для оценки разнообразных явлений и процессов:
оценивать географические факторы, определяющие
сущность
и
динамику
важнейших
социальноэкономических и геоэкологических процессов; оценивать
изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления;
Пб2 освоение и применение знаний о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение
и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
Пб4 владение географической терминологией и системой
базовых географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
Пб7 владение умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию,
необходимую для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы,
схемы, диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и
14

- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду

ПК
1.2.
Демонстрировать
владение
общепедагогически
ми
основами
преподавания
по
дополнительным
общеобразовательн
ым программам

Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей
и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:

интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
Пб8 сформированность умений применять географические
знания для объяснения разнообразных явлений и процессов:
объяснять
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления; объяснять
географические особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая особенности
проявления в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия природы
и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
Пб1 понимание роли и места современной географической
науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении
важнейших проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении которых
принимает участие современная географическая наука, на
региональном уровне, в разных странах, в том числе в
России; определять роль географических наук в достижении
целей устойчивого развития;
Пб2 освоение и применение знаний о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
15

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении
коммуникации,
способность
к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты;

положение
и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
Пб3 сформированность системы комплексных социально
ориентированных
географических
знаний
о
закономерностях развития природы, размещения населения
и хозяйства: различать географические процессы и явления
и распознавать их проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических
закономерностях для определения и сравнения свойств
изученных географических объектов, явлений и процессов;
проводить классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими
процессами и явлениями; между природными условиями и
размещением населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой
хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать
выводы на основе использования географических знаний;
Пб4 владение географической терминологией и системой
базовых географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;- сформировать
знания об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально-экономических
аспектах
экологических
проблем:
описывать
географические аспекты проблем взаимодействия природы
и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных
проблем; приводить примеры возможных путей решения
глобальных проблем;
Пб5 сформированность умений проводить наблюдения за
отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате воздействия
16

природных и антропогенных факторов: определять цели и
задачи проведения наблюдений; выбирать форму фиксации
результатов наблюдения; формулировать обобщения и
выводы по результатам наблюдения;
Пб6 сформированность умений находить и использовать
различные источники географической информации для
получения новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях, выявления
закономерностей
и
тенденций
их
развития,
прогнозирования: выбирать и использовать источники
географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым
задачам; сопоставлять и анализировать географические
карты различной тематики и другие источники
географической
информации
для
выявления
закономерностей социально-экономических, природных и
экологических процессов и явлений; определять и
сравнивать по географическим картам разного содержания
и другим источникам географической информации
качественные
и
количественные
показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и
явления; определять и находить в комплексе источников
недостоверную и противоречивую географическую
информацию для решения учебных и (или) практикоориентированных
задач;
самостоятельно
находить,
отбирать и применять различные методы познания для
решения практико-ориентированных задач;
Пб7 владение умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию,
необходимую для изучения географических объектов и
17

явлений, отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы,
схемы, диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
Пб10 сформированность знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и
социально-экономических
аспектах
экологических
проблем: описывать географические аспекты проблем
взаимодействия природы и общества; приводить примеры
взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры
возможных путей решения глобальных проблем

18

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«География»
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах*

Объем образовательной программы дисциплины

72

в т. ч.:
Основное содержание

60

в т. ч.:
теоретическое обучение

34

практические занятия

26

*Профессионально-ориентированное
прикладного модуля)

содержание

(содержание

10

в т. ч.:
теоретическое обучение

4

практические занятия

6

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

19

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование
разделов и тем
1

Содержание учебного материала (основное и профессиональноОбъём
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
часов
2
3
Основное содержание
Введение
Содержание учебного материала
2
Введение. Источники географической информации. География как наука. Ее роль и
значение в системе наук. Источники географической информации и методы работы с
ними. Традиционные и новые методы географических исследований.
Географические карты различной тематики и их практическое использование.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги, тематические
группы в соцсетях, художественная литература, путеводители, карты – их
критический анализ)
Профессионально-ориентированное содержание
Введение. Источники географической информации и их использование в 2
деятельности учителя начальных классов
Раздел 1. Общая характеристика мира
34
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
4
Современная
Теоретическое обучение
политическая карта Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные
мира
особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные государства и
несамоуправляющиеся государственные образования.
Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы
правления, типы государственного устройства и формы государственного режима
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и
особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран
и их типы.
Понятие о политической географии. Влияние международных отношений на
политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты. Основные
политические и военные союзы в современном мире

Формируемые
компетенции
4
Пб1
Пб2
Пб3
Пб4
Пб5
Пб6
Пб10
ОК 01.
ОК 02.

Пб2
Пб4
Пб5
Пб6
Пб7
Пб8
ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.
20

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
Политическая карта мира
Практическое занятие
№ 1: «Ознакомление с политической картой мира»

Объём
часов
2
2

Тема 1.2. География Содержание профессионально-ориентированное материала
мировых природных Теоретическое обучение
ресурсов
Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов
природных ресурсов (минеральные, земельные, водные, биологические,
агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов природных ресурсов на
территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания
природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды

6
Пб1, Пб2, Пб3
Пб4, Пб5, Пб6
Пб7, Пб8, Пб9
Пб10
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.

Рассмотрение мировых природных ресурсов на уроках окружающего мира в 2
начальных классах.
Практические занятия

Тема 1.3. География
населения мира

Формируемые
компетенции

№ 2: «Оценка ресурсообеспеченности России»
2
№3: «Выявление и обозначение регионов с неблагоприятной экологической 2
ситуацией на территории РФ»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны
мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Качество
жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни
населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости,
младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития
Современная структура населения
Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и религиозный
состав населения мира. Социальная структура общества
Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей силы в
различных странах мира. Особенности размещения населения в регионах и странах

4
Пб1
Пб2
Пб3
Пб4
Пб5
Пб6
Пб10
ОК 01.
ОК 02.

21

Наименование
разделов и тем

Тема 1.4. Мировое
хозяйство

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
мира. Миграции населения, их основные причины и направления. Урбанизация.
Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира «Ложная»
урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и
мегалополисы
Современная демографическая ситуация. Занятость населения. Размещение
населения.
Практическое занятие
№ 4: «Анализ особенностей населения в различных странах и регионах мира
(особенности демографической ситуации, расселения, сравнительная оценка
качества жизни населения, сравнительная оценка культурных традиций народов и
др.)»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика,
исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и
его современные особенности. Современные особенности развития мирового
хозяйства. Социально-экономические модели стран. Интернационализация
производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция.
Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике
Современные особенности развития мирового хозяйства
Практическое занятие
№ 5: «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения
производительных сил»
Теоретическое обучение
Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Топливный
баланс мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая, нефтяная,
угольная промышленность мира. Альтернативные источники энергии.
Географические особенности развития мировой электроэнергетики

Объём
часов

Формируемые
компетенции

2

2
20

2
2

Пб1
Пб2
Пб3
Пб4
Пб5
Пб6
Пб7
Пб10
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ПК 2.4

22

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира.
Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной
металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии
Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей
машиностроения в мире. Главные центры машиностроения
Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот
транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового
транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты
Химическая промышленность. Лесная (лесоперерабатывающая) и лёгкая
промышленность
Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой
промышленности
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное
сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные
направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и
животноводства
Основные направления международной торговли товарами и услугами. Факторы,
формирующие международную хозяйственную специализацию стран и регионов
мира.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных,
туристских, деловых и информационных услуг. Особенности современной торговли
услугами
Топливно-энергетический комплекс мира. Чёрная и цветная металлургия
Машиностроение. Транспортный комплекс
Химическая промышленность. Лесная (лесоперерабатывающая) и лёгкая
промышленность. Сельское хозяйство
География отраслей непроизводственной сферы
Практические занятия
№ 6: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира»

Объём
часов

Формируемые
компетенции

2
2
2
2
2
23

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
№ 7: «Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира»

Объём
часов
2

Формируемые
компетенции

№ 8: «Составление экономико-географической характеристики профильной 2
отрасли»
№ 9: «Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов 2
промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов
международного туризма и отдыха»
Раздел 2. Региональная характеристика мира
28
Тема 2.1.
Зарубежная Европа

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характеристика природноресурсного потенциала. Особенности населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм.
Особенности отраслевого состава промышленности. Особенности развития
сельского хозяйства Зарубежной Европы. Уровень развития транспорта и туризма в
Европе. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Европе
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная
структура
Место и роль Зарубежной Европы в мире
2
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы
2
Практическое занятие
№ 10: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства европейской 2
страны»

6
Пб1
Пб2
Пб3
Пб4
Пб5
Пб6
Пб7
Пб10
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

24

Тема 2.2.
Зарубежная Азия

Тема 2.3. Африка

Тема 2.4. Америка

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. «Горячие точки»
современной зарубежной Азии. Характерные черты природно-ресурсного
потенциала, населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Азии
Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны Зарубежной
Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их
территориальная структура
Место и роль Зарубежной Азии в мире
Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны Зарубежной
Азии
Практическое занятие
№ 11: «Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и хозяйства
стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала и особенности населения Африки
Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран Африки. Особенности
развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка и пути ее
преодоления. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Африке
Место и роль Африки в мире
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Северной Америке

6

Пб1
Пб2
Пб3
Пб4
Пб5
Пб6
Пб7
Пб10
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

2
2

2
2
Пб1, Пб2, Пб3
Пб4, Пб5, Пб6
Пб7, Пб10
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
2
6

Пб1
Пб2
Пб3
Пб4
Пб5
Пб6
25

Тема 2.5. Австралия
и Океания

США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их формирования
и развития. Особенности политической системы. Население США. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы США
Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население Канады. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы Канады
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Население Латинской
Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная
структура. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Латинской
Америке
Место и роль Северной Америки в мире
2
Место и роль Латинской Америки в мире
2
Практическое занятие
№12: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух
2
стран Северной и Латинской Америки»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Особенности природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная
структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Австралии и Океании
Место и роль Австралии и Океании в мире.
Содержание учебного материала

Пб7
Пб10
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

2
Пб1, Пб2, Пб3
Пб4, Пб5, Пб6
Пб7, Пб10
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

2
6

Пб1

26

Тема 2.6. Россия в
современном мире

Теоретическое обучение
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического
и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Место России
в мировом хозяйстве, ее участие в международной торговле товарами и других
формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры
хозяйства. География отраслей международной специализации РФ. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в России
Россия на политической карте мира
Практические занятия
№13: «Оценка современного геополитического и геоэкономического положения
России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном
географическом разделении труда»
№14: «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли
товарами России»
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Классификация
Теоретическое обучение
глобальных
Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы.
проблем.
Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных
Глобальные
процессов. Понятие о глобальных проблемах современности — естественно-научных
прогнозы, гипотезы и общественных. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и
и проекты
экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. *Влияние предприятий
профильной отрасли на глобальные проблемы.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Профессионально-ориентированное содержание
Глобальные проблемы человечества. Экологическая обстановка в Свердловской
области
Дифференцированный зачет
Всего

Пб2
Пб3
Пб4
Пб5
Пб6
Пб7
Пб10
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

2

2
2
2
2

2

Пб1, Пб2, Пб3
Пб4, Пб5, Пб6
Пб7, Пб8, Пб9
Пб10
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.

1
72

27

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: наличия учебного кабинета «Гуманитарных и
социальных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиа, проектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Интерактивная доска, компьютерные столы и стулья.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1.Комплект учебно-наглядных пособий:
• атлас мира
• контурные карты
• карта мира
2.Комплект электронных пособий:
Развивающие фильмы: «Глобальное потепление», «Транссибирский экспресс»,
«Циклопические постройки мира», «Путешествие по Австралии» и др.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
2. Основные источники:
1. Баранчиков Е.В. География: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования. – 8-е изд., испр. — М., Издательский центр «Академия», 2021.
2. Козаренко А.Е., Шульгина О.В., Самусенко Д.Н. География. - Инфра-М, 2020. –
313 с.
3. Коломиец А.В., Сафонов А.А. География для колледжей: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / А. В. Коломиец [и др.]; под редакцией А. В.
Коломийца, А. А. Сафонова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 372 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12383-8. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/458702
4. Лобжанидзе А.А. География: учебник для СПО. - ООО «Профобразование»,
Саратов, 2019. – 213 с. - ISBN: 978-5-4488-0571-4
5. Лукьянова Н. С. География. – М.: КноРус, 2022. – 234 с.
Дополнительные источники:
1. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География. Практикум: учебное пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования. - 3-е изд. стер. — М., Издательский центр
«Академия», 2020.
28

4. География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
5. География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство
«Школьная пресса».
6. География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.:
Издательский дом «Школа-Пресс 1».
7. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. — М.,
«Просвещение», 2022.
8. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М.,
«Просвещение», 2022.
9. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.
«Русское слово», 2021.
10. Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10—11 классы. Учебник
— М., ДРОФА, корпорация «Российский учебник», 2019.
11. Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М.,
«Просвещение», 2018.
12. Новая географическая картина мира. Ч. 1: учебное пособие / под ред. В. А.
Колосова, Д. В. Зайца. — М.: Дрофа, 2020. — 319 с.
13. Новая географическая картина мира. Ч. 2: учебное пособие / под ред. В. А.
Колосова, Д. В. Зайца. — М.: Дрофа, 2020. — 287 с.
16. Петрусюк О.А. География. Контрольные задания: учебное пособие студ.
учреждений сред.проф. образования. – 2 изд., стер. — М., Издательский центр «Академия»,
2018.
18. Холина В.Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., ДРОФА, 2021.
19. Холина В.Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., ДРОФА,
2021.
Интернет-ресурсы:
1. https://www.rgo.ru/ru - сайт Русского Географического общества
2. https://rosstat.gov.ru/ - Федеральная служба государственной статистики
3. www.school-collection.edu.ru - «Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»
4. https://nationalatlas.ru/ - Национальный Атлас России
5. http://www.krugosvet.ru/countries.htm - Энциклопедия Кругосвет. Справочник по странам
мира и регионам
6. http://www.sci.aha.ru/RUS/waa__.htm - Россия как система. Комплексный аналитический
web-атлас (общая информация, аналитический материал, картосхемы, приложения)
7. http://unstats.un.org/unsd/ - Статистическая база данных ООН
8. http://priroda.ru/ - Национальный портал «Природа России»
9. http://www.ocean.ru/ - сайт Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской
академии наук
10. http://www.geo.historic.ru/ - Страны мира: географический справочник
11. http://kontur-map.ru/ - Контурные карты по географии и истории

29

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/професс
иональная
компетенция
Пб1

Пб2

Пб3

Пб4

Пб5

Пб6

Пб7

Пб8
Пб9
Пб10

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

Раздел/Тема

Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.1, 1.2, 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1, 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1., 1.4.

Тип оценочных мероприятий

тестирование
Кейс задания
географический диктант
устный опрос
фронтальный письменный опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка
составленных
презентаций по темам раздела
оценка работы с картами атласа
мира, заполнение контурных карт
контрольная работа
оценка
самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет
проводится в форме тестирования

30

ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 09.
ПК 1.2

Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.1.
Профессионально-ориентированное
содержание
Р1. Тема 1.4

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».