Приложение 4.5 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 44.02.03 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Заочная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2014 г. № 998. Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж» Разработчик: Белоусов А.С., руководитель квалификационной категории. Государственное автономное профессиональное Свердловской области «Свердловский областной физического воспитания, преподаватель высшей © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования». ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ОК 1, ОК 2 ОК 3, ОК 4 ОК 5, ОК 6 ОК 7, ОК 8 ОК 9, ОК 10 ОК 11 Умения использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Знания - роли физической культуры общекультурном, социальном физическом развитии человека; - основы здорового образа жизни. в и 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 344 в том числе: теоретическое обучение 0 лабораторные работы 0 практические занятия 12 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 Самостоятельная работа 332 Промежуточная аттестация в форме зачета в 2 - 8 семестре 0 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Физическая культура 1 курс Наименование Объем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся разделов и тем часов 1 2 3 Раздел 1. Формирование навыков здорового образа жизни средствами физической культуры 142 Тема 1.1. Развитие Содержание учебного материала 70 и Техника безопасности на уроках физической культуры. совершенствование Нагрузка и отдых как важнейшие элементы воздействия на организм человека физическими основных жизненно упражнениями. Утомление и восстановление в процессе занятий физическими важных физических упражнениями. Двигательная активность как биологическая потребность организма, и Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития. профессиональных В том числе практических занятий 2 качеств 1.Развитие выносливости, бег различной интенсивностью 2 Самостоятельная работа обучающихся 68 1. Презентация « Характеристика физических качеств» 4 2. Характеристика одного из оздоровительных видов физических упражнений. 4 3. 1000 движений Н. Амосова 4 4. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа 4 5. Присед на одной ноге («пистолет) 4 6.Присед из основной стойки 3х30 4 7. Упражнения для укрепления мышц спины 4 8. Упражнения для мышц брюшного пресса 4 9. Приседание с отягощениями 4 10. Поднимание прямых ног лежа до угла 90 градусов и медленное опускание 4 11. Составить комплекс утренней гимнастики 4 12. Доклад на тему «Значение физического качества для организма человека» 4 13. Составить комплекс упражнений с гантелями. 4 14. Выполнение планки на предплечьях (60сек) 4 15. Определить подвижность плечевого сустава (тест) 4 16. Составить комплекс из 5 упражнений на растяжение и расслабление. 4 17. Выполнение упражнений на растяжение. 4 Тема 1.2. Содержание учебного материала 64 Код компетенции 4 ОК 2, ОК 3 ОК 6 6 Упражнения с гантелями и другим инвентарем. Упражнения на растяжение и расслабление. Упражнения утренней гимнастики. Танцевальная аэробика. Виды фитнеса. Волейбол. Баскетбол. Самостоятельная работа обучающихся 1. Подобрать 4 упражнения на один из видов фитнеса, записать их значение. 2. Составить презентацию на тему « Иммунитет и условия его повышения» 3. Определить индекс массы тела 4. Составить индивидуальный комплекс упражнений с учетом ИМТ 5. Упражнения с отягощением для укрепления мышц, рук, брюшного пресса 6. Развитие скоростных способностей: ходьба, бег в максимальном темпе. 7. Развитие силовых способностей: многоскоки. 8. Развитие координационных способностей; акробатические упражнения 9. Упражнения на подвижность плечевого сустава 10. Правила соревнований по баскетболу 11. Правила соревнований по волейболу. 12. Причины травматизма на уроках спортивных игр 13. Упражнения для профилактики остеохондроза позвоночника 14. Составить 4 упражнения с набивным мячом 15.Составить комплекс круговой тренировки для спортивных игр 16.Доклад « Двигательная активность как биологическая потребность организма» Тема 1.3. Содержание учебного материала Совершенствование Развитие скоростных способностей, выносливости, силовых способностей, гибкости профессионально Самостоятельная работа обучающихся значимых 1. Презентация «Физическая культура в моей жизни» двигательных 2. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями умений и навыков 3. Силовые упражнения на верхний плечевой пояс. 4.Доклад «Екатеринбург- спортивный» Социальнобиологические основы физической культуры и здоровый образ жизни двигательная активность человека 64 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 8 ОК 6 ОК 2 ОК3 8 2 2 2 2 7 2 курс Наименование Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся разделов и тем 1 2 Раздел. 2. Физкультурно-спортивная деятельность - средство укрепления здоровья и достижения жизненных целей Тема 2.1. Влияние Содержание учебного материала физической Виды бега. Развитие скоростно-силовых способностей. Развитие координационных культуры и способностей. Развитие выносливости. Развитие физических качеств. здорового образа В том числе практических занятий жизни на 1. Техника безопасности на уроках физической культуры. Упражнения на укрепление обеспечение опорно-двигательного аппарата. здоровья и Самостоятельная работа обучающихся работоспособности 1.Законспектировать тему «Профилактика травматизма и оказание первой помощи при занятиях физическими упражнениями 2. Значение общеразвивающих упражнений 3. Упражнения с отягощением для укрепления мышц рук и груди 4. Упражнения для укрепления мышц спины. 5. Упражнения на подвижность тазобедренного сустава 6. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса 7.Составить комплекс из 4 упражнений для круговой тренировки 8 Определить свой тип телосложения. 9. Подобрать корригирующие упражнения для своего типа телосложения 10.Составить комплекс под музыкальное сопровождение 11. Презентация « Спортивно-оздоровительные системы в физических упражнениях» 12. Доклад «Екатеринбург- спортивный» 13.Определить форму занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности. Объем часов 3 54 Код компетенции 4 54 ОК 2-3 2 2 52 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 8 3 курс Наименование Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся разделов и тем 1 2 Раздел. 3. Физкультурно-спортивная деятельность - средство достижения профессиональных целей Тема 3.1. Содержание учебного материала Использование Спортивные игры: волейбол, баскетбол. Развитие скоростных способностей спортивных Развитие силовых способностей. Развитие координационных способностей. Подвижные технологий для игры совершенствования В том числе практических занятий профессионально 1.Совершенствование техники передачи мяча двумя руками сверху и снизу в волейболе. значимых Самостоятельная работа обучающихся двигательных 1. Правила соревнований по волейболу. умений и навыков 2.Упражнения на растяжку мышц верхней части тела 3. Поднимание туловища из положения сед; 3х 20 4. Выполнение имитационных упражнений: верхняя передача, прием мяча снизу 5. Техника безопасности на уроках баскетбола 6. Составить 4 упражнения с набивным мячом 7. Упражнения на растягивание и расслабление 8. Упражнения на подвижность плечевого сустава. 9. Подобрать подвижную игру на урок баскетбола 10. Подобрать подвижную игру на урок волейбола 11. Возможности использования средств физической культуры в профессиональной деятельности. Тема 3.2. Содержание учебного материала Совершенствование Упражнения на балансирование, на силу и равновесие. Упражнения на координацию. общей и Развитие выносливости. Развитие скоростно-силовых способностей специальной В том числе практических занятий профессионально1. Разучивание упражнений на фитболах. прикладной Самостоятельная работа обучающихся физической 1. Составить упражнения на фитболах подготовки 2. Определить индекс массы тела 3. Составить комплекс упражнений с учетом ИМТ Объем часов 3 78 44 Код компетенции 4 ОК 6 ОК 3 ОК2 2 2 42 2 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 34 2 2 32 4 4 4 ОК 6 ОК 2 ОК 3 9 4. Упражнения с отягощением для укрепления мышц рук и брюшного пресса 5. Выполнение акробатических упражнений : кувырки, перекаты. 6. Развитие силовых способностей: прыжковые упражнения. 7. Выпрыгивание из приседа 3х25 8. Упражнения для профилактики остеохондроза позвоночника 4 4 4 4 4 4 курс Наименование Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся разделов и тем 1 2 Раздел. 4. Физическая культура и здоровый образ жизни в обеспечении профессиональной деятельности и качества жизни Тема 4.1. Содержание учебного материала Использование Спортивная ходьба. Прыжки со скакалкой. Метание мяча. Бег. Подвижные игры. спортивных В том числе практических занятий технологий для 1. Ознакомить с основами техники спортивной ходьбы. совершенствования Самостоятельная работа обучающихся профессионально 1.Презентация «Физическая культура в моей будущей профессии» значимых 2. Выполнение упражнения берпи двигательных умений 3. Выполнение упражнения для укрепления стоп и навыков 4. Выполнение упражнения планка на руках 5. Выполнение упражнений на брюшной пресс 6. Классификация беговых видов 7. История возникновения мяча 8. Подобрать подвижную игру с элементами волейбола 9. Подобрать подвижную игру с элементами баскетбола 10. Правила соревнований по баскетболу 11. Правила соревнований по баскетболу. Тема 4.2.Знакомство с новыми видами фитнес занятий. Содержание учебного материала Базовые элементы аэробики, упражнения на степ- платформе, специальные упражнения для укрепления мышц верхнего плечевого пояса. В том числе практических занятий Объем часов 3 70 Код компетенции 4 46 2 2 44 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 24 ОК 6 ОК 2 ОК 3 ОК2 ОК3 ОК 6 2 10 1. Общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки и танцевальные элементы, выполняемые под ритмичную музыку ( аэробика) Самостоятельная работа обучающихся 1. Ознакомиться с аэробикой 2.Составить композицию по аэробике из 4 упражнений 3.Подобрать упражнения для выполнения на степ- платформе 4. Упражнения для профилактики остеохондроза позвоночника 5. Выпрыгивание из приседа 3х25 6. Определение индекса массы тела 7. Составить комплекс упражнений с учетом ИМТ 8. Доклад «Гиподинамия – болезнь века» 9. Комплекс упражнений для самостоятельных занятий с учетом индивидуальных особенностей 10. Самоконтроль за физическим развитием 11. Упражнения для физкультурной паузы ИТОГО 2 22 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 344 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: универсальный спортивный зал. Также реализация программы проходит на базе Мастерской по компетенции Физическая культура, спорт и фитнес с использованием оборудования: координационная лестница; фитбол; маты гимнастические; мяч баскетбольный; обруч пластмассовый; гимнастическая палка; скакалка; теннисные мячи; конусы; мяч волейбольный; мяч футзальный; мяч детский; эстафетная палочка; микшер + колонка. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания 1. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. Кикотия В.Я., Барчукова И.С. - М.: Юнити, 2017. - 288 c. -Текст: непосредственный. 2. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: Юнити, 2016. - 431 c. -Текст: непосредственный. 3. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2018. - 224 c. -Текст: непосредственный. 4. Гришина, Ю.И. Физическая культура студента: учебное пособие / Ю.И. Гришина. - РнД: Феникс, 2019. - 283 c. -Текст: непосредственный. 5. Кузнецов, В.С. Физическая культура (СПО) / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: КноРус, 2016. - 224 c. -Текст: непосредственный. 6. Малейченко, Е.А. Физическая культура. Лекции: Учебное пособие / Е.А. Малейченко и др. - М.: Юнити, 2016. - 208 c. -Текст: непосредственный. 7. Муллер, А.Б. Физическая культура студента: Учебное пособие / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c. -Текст: непосредственный. 3.2.2. Электронные издания 1. Физическая культура [Электронный ресурс], - http://www.fizkult-ura.ru 2. Готов к труду и обороне, официальный сайт [Электронный ресурс] – www.gto.ru 3. Раздел: Физическая культура и спорт, [Электронный ресурс] http://www.rusedu.ru/fizkultura/list_49.html 12 3.2.3. Дополнительные источники 1. Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб.пособие. — М., 2013. -Текст: непосредственный. 2. Лях В.И., Физическая культура, 10 – 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, изд. – М:Просвещение, 2011. – 237. -Текст: непосредственный. 3. Евсеев Ю. И. Физическое воспитание. — Ростов н/Д, 2010. -Текст: непосредственный. 4. Кабачков В. А. Полиевский С. А., Буров А. Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие. — М., 2010. -Текст: непосредственный. 5. Литвинов А. А., Козлов А. В., Ивченко Е. В. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание. — М., 2014. -Текст: непосредственный. 6. Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учеб. пособие. — Тюмень, 2010. -Текст: непосредственный. 7. Физическая культура в школе: научно – методический журнал-Текст: непосредственный. 8. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П. и др., Спортивные игры: совершенствование спорт.мастерства, учебник для студентов учреждений ВПО и СПО/ 5 изд. – 2012, 400с. -Текст: непосредственный. 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: - о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; - основы здорового образа жизни. Умения: использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Критерии оценки Методы оценки Обосновывает роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; Воспроизводит основы здорового образа жизни Устный опрос Подразделяет физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Устный опрос, беседа Выполнение физических упражнений Беседа 14