Приложение 4.2 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 44.02.03 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Заочная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины «Психология общения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2014 № 998 Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» Разработчики: Плотникова Е.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02«Психология общения» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования. Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих общих компетенций (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1 Определять цели и задачи, планировать занятия. ПК 1.2 Организовывать и проводить занятия ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. 1.2 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины Основной целью изучения учебной дисциплины ОГСЭ.03 «Психология общения» является: выработка коммуникативных умений при организации различных видов 4 деятельности на основе системы теоретических знаний по психологии общения как системно-интегративной деятельности. Задачи учебной дисциплины: 1) формирование у студентов представлений об общении как форме человеческой деятельности и основных составляющих процесса общения; 2) развитие способности к взаимодействию с окружающими, выявление приемов, способствующих развитию контактов и взаимодействий; 3) выработка умений поддержания общения и психологической стимуляции активности партнера; 4) овладение умением прогнозирования возможных путей развития коммуникативных ситуаций; 5) развитие умения выбора жестов, поз и ритма своего поведения, адекватных ситуации общения; 6) овладение элементами психотехники; 7) овладение навыками эмоционально-волевой саморегуляции и самосовершенствования в искусстве коммуникативной самоорганизации. Код ПК, ОК ОК 1 ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ОК 10. ОК 11. ПК 1.1 ПК 1.2. ПК 1.4. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. ПК 2.4. Умения Знания применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, - правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; - источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 58 в том числе: теоретическое обучение 4 лабораторные работы 0 практические занятия 8 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 Самостоятельная работа 48 Промежуточная аттестация в форме зачета 2 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ. 02. «Психология общения» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) 1 Раздел 1. Основные закономерности процесса общения Тема 1.1 Социальнопсихологическая характеристика процесса общения 2 Содержание учебного материала 1.Основные подходы к понятию «общение» в психологии. Общение как социальная потребность. Категории «общение», «личность», «деятельность», их взаимосвязь в психологии. Общение как вид деятельности. Обусловленность общения потребностями совместной деятельности. Цели общения. 2.Структура общения. Полифункциональная природа общения. Функции: информационная, ценностноориентационная, регулятивно-координационная, аффективно-коммуникативная, прагматическая, формирующая, подтверждающая, межличностная, внутриличностная. Характеристика функций общения. Самостоятельная работа обучающихся 1.Методы исследования общения. Выполнить тест, анализ результатов представить в таблице. Тест «Оценка коммуникабельности», тест «Уровень коммуникативного контроля». 2.Функции профессионального общения. Привести примеры на каждую функцию на основе практического опыта. 3.Написать сочинение-эссе: «Расширять свои знания можно лишь тогда, когда смотришь в глаза своему незнанию» К.Д. Ушинский. Раздел 2. Типология общения Содержание учебного материала Тема 2.1 Основные виды общения: непосредственное, опосредованное, массовое, межличностное, Объем часов 3 10 10 2 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1 ОК 2. ОК 4. ОК 8. ОК 9. ОК 11. ПК 1.2. 6 2 2 2 10 10 ОК 2. 7 межперсональное, ролевое. Их характеристика. Роли и ролевые ожидания в общении Прямое и косвенное общение. Прямое общение как непосредственный контакт человека с человеком. Пространственно-временная дистанция между партнерами в косвенном, опосредованном общении. Основные виды делового общения. Формальное и неформальное взаимодействие человека с человеком. Уровни общения: примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный. Типы межличностного общения: императив, манипуляция, диалог. Понятие «манипуляция». Виды манипуляций. Типы манипуляторов. Способы психологической защиты от манипулирования. В том числе практических занятий 1.Способы организации обратной связи 2.Способы психологической защиты от манипулирования. Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить схему по теме «Виды общения». 2.Манипуляции в общении. Составить конспект по теме. 3.Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями. Аннотация на книгу Э. Шостром «Анти-Карнеги или человек-манипулятор». М., 1992. Раздел 3. Структура общения Тема 3.1 Содержание учебного материала Коммуникативный Общение и коммуникация: сходное и особенное. Общение как обмен и передача блок общения информации. Обратная связь в общении. Виды обратной связи. Виды коммуникативных барьеров. Авторитарная и диалогическая коммуникации. Вербальная коммуникация. Виды вопросов, их характеристика. Невербальные средства общения. Кинесика: понятие и характеристика. Экспрессивно-выразительные движения мимика, жесты, поза, походка). Визуальный контакт. Культурные различия в использовании движений. Параязык: понятие, голосовые характеристики, вокальные помехи. Такесика как наука. Проксемика: понятие и характеристика. Дистанции в общении. Самостоятельная работа обучающихся 1.Характеристика коммуникативной стороны общения. Определить основные компоненты речевой коммуникации. Дать понятие коммуникативных барьеров, обратной связи. 2.Методы исследования общения. Тест «Оценка коммуникативных и организаторских ОК 4. ОК 9. ОК 6. ОК 11 ПК 2.3. Классификация общения 4 2 2 6 2 2 2 30 12 2 ОК 1 ОК 2 ОК 5 ОК 7 ОК 8 ПК 2.4 10 2 2 8 Тема 3.2 Перцептивный блок общения Тема 3.3 Интерактивный блок общения склонностей» (Б. А. Федоришин). Выполнить тест и составить характеристику своих коммуникативных умений. 3.Выполнить контрольную работу на тему: Невербальная коммуникация. Дать характеристику собственного невербального поведения. 4.Подобрать фотографии с изображением различных эмоций. «Мимика как средство передачи эмоций». 5.Разработать презентацию по теме «Невербальная коммуникация» (темы на выбор). Содержание учебного материала Восприятие и познание людьми друг друга. Понятие социальной перцепции. Эффекты социальной перцепции. Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия, каузальная атрибуция, стереотипизация. Факторы, влияющие на возникновение и развитие аттракции. Механизмы заражения, подражания, внушения, убеждения, их значение в процессе общения. Стереотипы ожидания. Гуманистическая концепция К. Роджерса как основа понимания и принятия себя и другого человека Самостоятельная работа обучающихся 1.Диагностика способности к эмпатии (опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна). Дать определение «Эмпатии». Покажите значение данного механизма в работе педагога. 2. Приемы узнавания и принятия мира другого человека. Перечислить основные эффекты восприятия. 3.Механизмы заражения, подражания, внушения, убеждения, их значение в процессе общения – дайте характеристику каждого вида влияния. Содержание учебного материала Общение как взаимодействие. Организация совместной деятельности. Виды социальных взаимодействий. Социальные мотивы. Понятие «конфликт» и «конфликтная ситуация». Источники, причины конфликтов в общении. Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и групповые, социальные, потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные. Структура, динамика, стадии протекания конфликта. Профилактика конфликта. Стратегии поведения во взаимодействии: сотрудничество, одностороннее принятие, уклонение от взаимодействия, одностороннее противодействие, противоборство, компромиссное взаимодействие. Виды и способы разрешения конфликтов. Технологии разрешения педагогических 2 2 2 8 2 ОК 1 ОК 8 ОК 9 ПК 1.2 ПК 2.4 6 2 2 2 ОК 3 ОК 6 ОК 11 ПК 1.2 ПК 2.3 9 конфликтов. В том числе практических занятий 1.Семинар на тему «Социально-психологическая характеристика конфликта. (причины, виды, функции конфликта, структура, стадии и способы профилактики)». Самостоятельная работа обучающихся 1.Социально-психологическая характеристика конфликта (назовите виды, функции конфликта, стадии и способы профилактики). На основе анализа литературы раскрыть, в чем заключается эффект Рингельмана, описать структуру взаимодействия. 2.Выполнить лабораторную работу. Определение уровня конфликтности личности. Метод исследования типов поведения личности в конфликтных ситуациях (тест К. Томаса). Показать позитивные и негативные стороны стратегий. 3.Работа с дополнительными источниками информации. Аннотация на 1, 2 главу из книги Н. Гришиной «Психология конфликта». 4.Способы разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций (решение ситуационных задач). Раздел 4. Оптимизация процесса общения Тема 4.1 Содержание учебного материала Этика и культура Характеристика понятий «Этика общения», и «культура общения». Характеристика общения способов овладения культурой общения. Ценности общения. Диагностика ценностей. Профессиональные ценности. Классификация ценностей. Принципы профессиональной этики общения: сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям. Влияние общения на развитие и изменение аксиологического, потенциала человека. Нормы этического поведения личности. Нравственные эталоны и образцы поведения. Этический кодекс педагога. Этика и культура педагогического общения. Понятие коммуникативной компетентности. Правила ведения беседы. Техники и приемы эффективного общения: техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников; техники слушания; техники установления контакта; техники поведения в ситуации конфликта; техники влияния и противодействия; приемы усиления обаяния (фасцинация). Активные методы повышения коммуникативной компетентности: Тгруппы, группы личностного роста. Групповые методы развития педагогической интуиции. Приемы саморегуляции поведения в процессе общения. В том числе практических занятий 1.Диагностика профессиональных ценностей. 2 2 8 2 2 2 2 8 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ОК 11 ПК 1.2 ПК 1. ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 2.4 2 2 10 Самостоятельная работа обучающихся 1.Определить способы саморегуляции поведения в процессе общения. 2.Техники эффективного общения в группе. Составить таблицу, покажите задачи каждой технике в процессе общения. 3.Этические принципы общения. Составить этический кодекс педагога дополнительного образования.. 4.Анализ социально-психологических явлений. Зачет Итого: - максимальный объем учебной нагрузки в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки - самостоятельной работы 6 2 2 2 2 58 12 46 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины ОГСЭ. 02 «Психология общения» требует наличия учебного кабинета. Учебно-методический комплекс: УМК учебной дисциплины. Технические средства обучения: персональный компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор. 3.2 Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания 1.Столяренко, Л.Д. Основы психологии : практикум/ Л.Д. Столяренко, - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 426с.: ил. (Высшее образование). -Текст: непосредственный. 3.2.2. Электронные издания 1. Корягина, Н. А. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 437 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00962-0. — Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 2. Корнеенков, С. С. Психология и этика профессиональной деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. С. Корнеенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 304 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11483-6. — Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 3. Рамендик, Д. М. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. М. Рамендик, О. В. Одинцова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 212 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10855-2. — Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 3.2.3 Дополнительные источники: 1. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008. – 174 с. – Текст: непосредственный. 2. Иванова С.В. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации/ Светлана Иванова – М.; Альпина Паблишер, 2012 – 280 с. -Текст: непосредственный. 3. Карепина А.В. Искусство делового письма. Законы, хитрости, инструменты. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2003. – 248 с. -Текст: непосредственный. 4. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб. Пособие/Н.А. Морева – М.: Просвещение, 2003 -304с, ISBN 5-09-011316-5. -Текст: непосредственный. 5. Мельник, Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранить спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях. Перевод с англ. С. Чиргинец. – М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2014. - 256 с. -Текст: непосредственный. 6. Никитина, С.Г. Учимся говорить публично. 12 уроков ораторского мастерства. Екатеринбург, 2011– 160 с. - Текст: непосредственный. 7. Ревянко, Т.И. 30 главных правил делового этикета М.; АСТ.Мн.: Харвест, 2005. – 96 с. -Текст: непосредственный. 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Освоенные умения: Применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности. Владеть умением прогнозирования возможных путей развития коммуникативных ситуаций. Основные показатели оценки результата Применяет теоретическое знание через решение ситуационных задач. Владеет приемами эффективного общения. Определяет проблемы в ситуации общения и анализирует причины их возникновения. Предлагает оптимальные способы решения проблем Осуществлять выбор Демонстрирует способы жестов, поз и ритма своего невербального поведения поведения, адекватных согласно заданной ситуации ситуации общения. Владеет способами Демонстрирует разрешения конфликтов оптимальную стратегию поведения при разрешении конфликтов Использует приемы Владеет приемами саморегуляции поведения в саморегуляции поведения. процессе межличностного общения. Проявляет способность к Владеет методами социальносамопознания и рефлексии профессиональному саморазвитию Усвоенные знания: Знает взаимосвязь общения Анализирует и деятельности; закономерности общения Знает цели, функции, виды и Вычленяет факты о уровни общения; закономерностях общения Знает роли и ролевые Владеет содержанием темы ожидания в общении; Знает виды социальных Знает виды социальных взаимодействий; взаимодействий Знает механизмы Оперирует основными взаимопонимания в понятиями общении; Знает техники и приемы Знает техники слушания Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Контрольная работа Анализ социальнопсихологической ситуации. Решение ситуационных задач. Контрольная работа. Анализ социальнопсихологической ситуации Тренинг Проект Анализ социальнопсихологической ситуации Эссе Рефлексия ответа Тестирование Контрольная работа Тестирование Контрольная работа Тестирование Анализ ситуационных задач 13 общения, правила слушания; Знает правила ведения беседы, убеждения; Знает этические принципы общения; Знает источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. Знает основные правила Тестирование ведения беседы Вычленяет этические Анализ ситуационных задач принципы Адекватно оперирует Контрольная работа понятиями, владеет содержанием понятий 14