ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Приложение 4.1
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 44.02.03
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Заочная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» среднего профессионального
образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 13 августа 2014 г. № 998

Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение «Свердловский областной педагогический колледж».
Организация-разработчик:

Разработчик: Гладышев Д.Е., к.ф.н., преподаватель высшей квалификационной

категории

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» является обязательной частью общего
гуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «Педагогика
дополнительного образования».
Учебная дисциплина «Основы философии» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности «Педагогика дополнительного образования». Особое значение дисциплина
имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивая их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнёрами
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм,
её регулирующих.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целью курса является обучение студентов основам современного философского
знания, предмету философии, философскому методу, главным направлениям
философского исследования, а также ознакомление слушателей с наиболее общими
проблемами, которые ставятся в рамках философской дисциплины, и возможными путями
их разрешения, которые предлагает философия.
4

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код
Умения
Знания
ОК, ПК
ОК 1

ориентироваться
в 
основные категории и понятия
ОК 2
наиболее общих философских философии;
ОК 3
проблемах бытия, познания, 
роль философии в жизни человека
ОК 4
ценностей, свободы и смысла и общества;
ОК 5
жизни как основе формирования 
основы философского учения о
ОК 6
культуры будущего гражданина бытии;
ОК 7
и будущего специалиста;

сущность процесса познания;
ОК 8

основы научной, философской и
ОК 9
религиозной картин мира;
ОК 10

об
условиях
формирования
ОК 11
личности, свободе и ответственности за
ПК 1.5.
сохранение
жизни,
культуры,
ПК 2.4.
окружающей среды;
ПК 3.3

о социальных и этических
проблемах, связанных с развитием и
использованием
достижений
науки,
техники и технологий
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины

Объем часов

Объем образовательной программы

58

в том числе:
теоретическое обучение

8

лабораторные работы

0

практические занятия

2

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

контрольная работа

0

Самостоятельная работа

48

Промежуточная аттестация в форме зачета

2

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

2
1
РАЗДЕЛ 1. Что такое философия?
Тема 1.1. Предмет Содержание учебного материала
философии, ее
Что может дать человеку философия? Философия, миф и религия как типы
функции, метод и мировоззрения. Предмет философии и ее основные функции.
основные
Основные разделы философии.
разделы.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Создание мультимедийной презентации по выбранному древнегреческому
философу
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Проблема
Проблема возникновения философии. «Осевое время». Зарождение философии в
генезиса
Древней Индии. Упанишады, философия Вед, философия Буддизма.
философии. Миф, Зарождение философии в Древнем Китае. Конфуцианство, Даосизм, философия
Логос и проблема Книги Перемен.
множественности Самостоятельная работа обучающихся
философских
1.
Составление опорного конспекта по теме «Осевое время и проблема
культур.
возникновения философии в Др. Китае, Др. Индии и Др. Греции
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Философия
Исторические формы религии. Современное состояние религиозной культуры.
религии.
Мировые религии: отличительные признаки. Ислам как мировая религия.
Основные этапы Буддизм как мировая религия.
развития
Самостоятельная работа обучающихся

Объем
в часах

3
18
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

2
2
2
2

2

ОК 1 – 11
ПК 1.5.
ПК 2.4.
ПК 3.3

2
4

4

6

1.
Составление конспекта по теме «Исторические формы религиозной
культуры и современное состояние»
2.
Создание м/м презентации по выбранной мировой религии
Тема 1.4. Школа Содержание учебного материала
стоиков, киников Стоицизм. Зенон. Сенека. Марк Аврелий. Школа киников. Диоген.
и эпикурейцев.
Эпикур и его учение. Эвдемонизм и гедонизм. Неостоицизм как современное
направление философской мысли.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Заполнение сравнительной таблицы по философским школам Др.Греции.
2.
Написание эссе на тему «Гедонизм или эвдемонизм: телесное или духовное
наслаждение?»
Тема 1.5.
Содержание учебного материала
Философия
Историческая справка о состоянии греческого общества в IV-III вв. до н.э.
Платона
Биография Платона. Учение Платона о душе. Метафизика Платона
Теория государства Платона
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Составление конспекта на тему «Философская система Платона. От
онтологии к теории государства».
2.
Написание эссе на тему «Сравнение теории государства Платона с моделью
общества в фантастическом фильме».
РАЗДЕЛ 2. Философские картины мира
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Философская
Понятие картины мира. Философская картина мира и метафизика.
картина мира
Философская картина мира Античности.
Античности.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Философская
Философская картина мира Средних веков. Основные принципы философской
картина мира
картины мира. Средних веков. Доказательства бытия бога Ф.Аквинского.
Средневековья
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Составление конспекта по теме «Основные принципы философской
картины мира Средних веков.
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
религиозной
культуры.

2
2
4

4
2
2
4

4
2
2
14
2
2
2

2

ОК 1 – 11
ПК 1.5.
ПК 2.4.
ПК 3.3

2
4
7

Философская картина мира эпохи Возрождения. Философские картины мира
Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Фейербах).
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Составление конспекта по теме «Основные принципы философской
картины мира Нового времени»
2.
Разработка м/м презентации по выбранному философу Нового времени
(Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гоббс, Локк, Руссо, т.д.)
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Особенности
Религия в современном мире. Наука в современном мире. Роль искусства в
современной
современном мире. Гуманизм как картина мира современности
картины мира
Экзистенциальные основания бытия
Самостоятельная работа обучающихся
1. Заполнение сравнительной таблицы по философским картинам мира
Античности, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени.
2. Разработка м\м презентации с описанием научного открытия за 2020 год.
3. Написание эссе на тему: «Гуманизм как картина мира современности», «Религия
в современном мире», «Современное искусство: смысл или абсурд?»
РАЗДЕЛ 3. Познание мира
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Познание истины: Источники истинностного знания. Исторические формы гносеологической теории.
источники,
Принцип отражения. Сознание-познание-знание. Теории истины. Критерии
формы и
истины. Формы чувственного и рационального познания.
критерии.
Эмпиризм и рационализм.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Заполнение сравнительной таблицы: «Научные парадигмы»
2.
Составление конспекта по статье об И.Канте из философского словаря
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Основы логики. Понятие как форма мышления. Свойства и виды понятий. Суждение как форма
мышления. Виды суждений. Виды сложных суждений
Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.
Дедуктивное и индуктивное умозаключение.
Самостоятельная работа обучающихся
Философские
картины мира
Возрождения,
Нового времени

4
2
2
6

6
2
2
2
10
2
2
4
2
2
4

ОК 1 – 11
ПК 1.5.
ПК 2.4.
ПК 3.3

4
8

1.
Составление опорного конспекта по основным характеристикам понятий и
простых суждений.
2.
Решение логических задач на определение характеристик понятий по
заданному алгоритму
РАЗДЕЛ 4. Человек
Тема 4.1. Теории Содержание учебного материала
справедливости. Силовая модель справедливости Тразимаха. Договорная модель справедливости по
Аристотелю. ТОД: Ж.Ж.Руссо, Т.Гоббс, Дж.Локк. Теория справедливости Дж.
Роллза. Интуитивистская модель справделивости. Утитлитаристская модель
справедливости И.Бентама.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Прохождение теста на портале: index.homeless.ru с последующей
рефлексией результатов.
Тема 4.2. Свобода Содержание учебного материала
как философская Самостоятельная работа обучающихся
проблема.
1.
Заполнение сравнительной таблицы на тему «Детерминизми и
индетерминизм»
Тема 4.3. Природа Содержание учебного материала
человека.
Природное и культурное в человеке. Земное и божественное, доброе и злое в
человеке. Сознательное и бессознательное в человеке.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Составление опорного конспекта на тему: «Природное и культурное в
человеке»
Тема 4.4. Любовь Содержание учебного материала
как философская Классические концепции феномена любви: эрос, филия, агапэ
проблема.
Современные подходы к анализу феномена любви: Э. Фромм и Э. Гидденс
Трансформация интимности в XX веке
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Эссе на одну из выбранных тем: «Что такое свобода?», «Философские
аспекты концепта любви», «Трагедия материнской любви»,«Педагогика –
практическая философия».
Содержание учебного материала

2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2

2

ОК 1 – 11
ПК 1.5.
ПК 2.4.
ПК 3.3

2
2

2
2
4
9

Становление и развитие русской философии. Западники и славянофилы:
философские идеи XIX в. «Серебряный век» русской философии: Л.Н.Толстой,
Ф.М.Достоевский
Развитие философских идей в XX в.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Заполнение таблицы: культурные и исторические предпосылки уникальности
русской философии.
2. Подготовка м/м презентаций по выбранным темам «Становление и развитие
русской философии»; «Западники и славянофилы: философские идеи XIX в.»;
«Серебряный век» русской философии: Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский»;
«Развитие философских идей в XX в.»
Дифференцированный зачёт
ВСЕГО
Тема 4.5.
Особенности
русской
философии

4
2
2

2
58 ч.

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин, оснащенный
оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по
числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.;
техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации,
мультимедийным проектором.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе
1.2.1. Печатные издания
3.2.2. Электронные издания:
1.
Гуревич, П. С. Философия : учебник для среднего профессионального
образования / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 457 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10200-0. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456476 (дата обращения:
17.01.2020).
2.
Дмитриев,
В. В. Основы
философии :
учебник
для
среднего
профессионального образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 281 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10515-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452294 (дата обращения: 17.01.2020).
3.
Философская библиотека средневековья [Электронный ресурс], http://antology.rchgi.spb.ru/
4.
Философский
портал
philosophy.ru
[Электронный
ресурс],
http://www.philosophy.ru
5.
Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс], http://filosof.historic.ru/
6.
Электронная библиотека института философии РАН [Электронный ресурс], https://iphlib.ru/greenstone3/library
3.2.3. Дополнительные источники:
1.
Философия : Учебник для вузов. Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. - 4-е
изд., стереотип. - М. : Гардарики, 2008. – Текст: непосредственный.
2.
Гуревич П.С. Философия человека. Ч.1-2. М., 2001. – Текст:
непосредственный.
3.
Рассел Б. История западной философии. М., 1993. – Текст: непосредственный.
4.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.,
1994. – Текст: непосредственный.
5. Бачинин В.А. Сорок три тезиса на пути от классики к постмодерну /
http://anthropology.ru/ru/texts/bachinin/tradnov_04.html. – Текст: электронный
6. Волгин О.С. Оправдание прогресса. Идея прогресса в русской религиозной
философии. М., 2004. – Текст: непосредственный.
7. Гвардини
Р.
Конец
нового
времени
/
http://lib.unidubna.ru/search/files/phil_gvardini_kon/~phil_gvardini_kon.htm . – Текст: электроннй.
11

8. Генон
К.
Кризис
современного
мира
/
http://philosophy.ru/library/guenon/01/index.html . – Текст: электронный.
9. Гречко П. К. Феномен глобализации как социокультурная проблема //
Глобализации и мультикультурализм. М., РУДН. 2005. – Текст: непосредственный.
10.
Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1998. – Текст: непосредственный.
11.
Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа,
противоречия, перспективы. М., 2000. – Текст: непосредственный.
12.
Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры
// Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. – Текст: непосредственный.
13.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, культура, общество. М.,
2000. – Текст: непосредственный.
14.
Матяш Т. П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на-Дону, 1988. –
Текст: непосредственный.
15.
Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002. –
Текст: непосредственный.
16.
Петров Л.В. «Мировой язык» в культуре XXI века // Современные проблемы
межкультурных коммуникаций. СПб., 2003. – Текст: непосредственный.
17.
Прист С. Теории сознания. М., 2000. – Текст: непосредственный.
18.
Тагиров Ф.В. Сакральное: от традиции к новому символическому
пространству. – М., 2007. – Текст: непосредственный.
19.
Трубецкой С.Н. История древней философии. М., 1997. – Текст:
непосредственный.
20.
Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на
Западе. М., 1986. С. 93-119 / http://socnet.narod.ru/library/authors/heideger/time.htm. – Текст:
электронный.
21.
Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,
1991. – Текст: непосредственный.

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы,
индивидуальных заданий, устного опроса.
Итоговая аттестация – дифференцированный зачет.
Результаты обучения
Знания:

основные категории и
понятия философии;

роль
философии
в
жизни человека и общества;

основы философского
учения о бытии;

сущность
процесса
познания;

основы
научной,
философской и религиозной
картин мира;

об
условиях
формирования
личности,
свободе и ответственности за
сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;

о
социальных
и
этических
проблемах,
связанных с развитием и
использованием достижений
науки, техники и технологий;
Умения:
 ориентироваться
в
наиболее общих философских
проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла
жизни,
как
основах
формирования
культуры
гражданина
и
будущего
специалиста;

Критерии оценки
-Правильность,
полнота
выполнения
заданий,
точность
формулировок,
точность
расчетов,
соответствие требованиям.
-Адекватность,
оптимальность
выбора
способов
действий,
методов,
техник,
последовательностей
действий и т.д.
-Точность
оценки,
самооценки выполнения.
-Соответствие требованиям
инструкций, регламентов
-Рациональность действий и
т.д.

Методы оценки
 деловая игра;
 письменный/устный
опрос;
 тестирование, в том
числе
с
применением
онлайн-тестов;
 оценка результатов самостоятельной
работы
(докладов, рефератов, теоретической части проектов,
учебных исследований и
т.д.);
 конференция;
 круглый стол;
 дифференцированный
зачет

-Правильность и полнота
ответов,
точность
формулировок, не менее
70% правильных ответов.
-Актуальность
темы,
адекватность результатов
поставленным
целям,
полнота ответов, точность
формулировок,
адекватность применения
профессиональной
терминологии
-Четкая
характеристика
взглядов того или иного
философа.
-Самостоятельность
и
логичность аргументации,
выдвижение и защита своей
точки зрения по важнейшим

 тестирование, в том
числе
с
применением
онлайн-тестов;
 оценка результатов самостоятельной
работы
(докладов, рефератов, теоретической части проектов,
учебных исследований и
т.д.);
 конференция;
 круглый стол;
 защита
индивидуальных заданий
проектного характера;
 дифференцированный
зачет.

13

проблемам философии в
рефератах и дискуссиях.
-Способность
к
диалектическому
и
логически
непротиворечивому
мышлению
в
своей
специальности.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».