ОП.В.17 МЕНЕДЖМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.В.17. МЕНЕДЖМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
49.02.01. Физическая культура
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.В.17. Менеджмент физической культуры и
спорта разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО)
49.02.01 «Физическая культура», утвержденного Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1355.
Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»

Государственное
бюджетное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчики:
Сафронова Р.В, преподаватель 1 квалификационной категории.

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

Содержание
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

12

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. В. 17 Менеджмент физической культуры и спорта
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина Менеджмент физической культуры и спорта, является
обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01.
Физическая культура.
Учебная дисциплина Менеджмент ФК и С обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 49.02.01. Физическая культура.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной
деятельности.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.
ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 1.3. осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
учения.
ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической
культуре.
2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам
дополнительного образования в области физической культуры
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и
занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.
4

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в
физкультурно-спортивной деятельности
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурноспортивной деятельности.
3.1. Методическое обеспечение процесса физического воспитания.
ПК. 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе
образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного
учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
адаптивного физического воспитания.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
ОК 1
- принимать управленческие решения
- научные основы
ОК 2
в конкретных ситуациях;
менеджмента физической
ОК 3
- составлять документы планирования культуры и спорта;
ОК 4
для организаций различной
- принципы, методы и функции
ОК 5
организационно-правовой формы,
менеджмента, используемые в
ОК 6
функционирующих в различных
управленческой деятельности
ОК 7
секторах экономики;
физкультурно-спортивных
ОК 8
- проводить необходимый комплекс
организаций; их организационноОК 9
работ по организации соревнований и правовые формы;
ОК 10
других мероприятий; строить
- структуру и содержание
ОК 11
структуру управления, создавать
деятельности организаций;
ОК 12
организационно- распорядительные
- базовые правовые и
ПК 1.1-1.5 документы, деловые письма;
нормативные основы создания их
ПК 2.1-2.6 разрабатывать квалификационные
функционирования;
ПК 3.1-3.4 характеристики персонала и другие
- основы развития материальнодокументы организации;
технической базы спорта;
-составлять бизнес-план организации в - основы менеджмента
рамках формирования навыков
профессионального и
предпринимательства;
любительского спорта.
- владеть умениями и навыками
хозяйствования;
- находить пути эффективного
управленческого взаимодействия в
коллективе.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем часов
Объем образовательной программы

48

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы

24

практические занятия

8

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

16

Промежуточная аттестация

Тек.оценка

0

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины МЕНЕДЖМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
разделов и тем
1
2
Раздел 1. Теоретико-методологические основы управления физической культурой и спортом
Тема 1.1. Исходные Содержание учебного материала
понятия и предмет
Понятия «управление» и «менеджмент» в физической культуре и спорте.
учебной дисциплины Введение в спортивный менеджмент. Происхождение и многозначный смысл понятий
«Менеджмент в
«менеджмент» и «спортивный менеджмент». Соотношение понятий «менеджмент» и
физической культуре «управление». Связь менеджмента с наличием профессиональных управляющих.
и спорте»
Самостоятельная работа обучающихся
1 Изучить систему менеджмента (управления) в физической культуре и спорте, и
законспектировать основные понятия.
Тема 1.2. Менеджмент Содержание учебного материала
в физической
Менеджмент как составная часть труда работников физкультурно-спортивных организаций.
культуре и спорте как Физическая культура и спорт в системе рыночных отношений. Определение физической
система
культуры и спорта в качестве объекта управления как множества физкультурно-спортивных
организаций. Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта.
Управленческие функции в деятельности тренера, преподавателя, педагога физической
культуры и спорта и т.д.
В том числе практических занятий
1 Изучить функциональные разновидности менеджмента
в физической культуре и спорте, законспектировать
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Информационное
Информация как предмет, средство и продукт труда менеджера. Понятие и виды информации,
обеспечение
используемой в управлении отраслью физической культуры и спорта. Содержание
менеджмента в
информационного обеспечения менеджмента физической культуры и спорта.
физической
Документационное обеспечение управления в физкультурно-спортивных организациях.
культуре и спорте
В том числе практических занятий
1 Раскрыть содержание информационного обеспечения менеджмента в физической культуре и
спорте
Самостоятельная работа обучающихся
1 Информатизация физической культуры и спорта: концептуальные положения

Объем
часов
3
20
4
2

Коды
компетенций
4
ОК 1,2,3

2
2
4
2
ОК 4,5,6

2
2
4
1

ОК 4,5

1
1
2
2

ОК 1,2,3
7

Тема 1.4.
Нормативноправовые основы
управления
физической
культурой и спортом

Содержание учебного материала
Современная система нормативно-правовых актов по управлению физической культурой и
спортом. Классификация нормативно-правовых актов, используемых для управления
физической культурой и спортом
Самостоятельная работа обучающихся
1 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» как основа
управления отраслью
Тема 1.5.
Содержание учебного материала
Управленческое
Сущность управленческих решений и их классификация. Процесс разработки управленческого
решение как
решения. Понятие и признаки управленческого решения. Классификация управленческих
системный
решений по физической культуре и спорту. Требования к управленческому решению.
инструмент
Технология подготовки и принятия управленческого решения в физкультурно-спортивных
менеджмента в
организациях. Организация работы по выполнению решения.
физической культуре Самостоятельная работа обучающихся
и спорте
1 Разработка управленческого решения на примере документа, регламентирующего
организацию и проведение физкультурно-спортивного мероприятия (положение,
сценарий и т.п.)
Раздел 2. Организация управления физической культурой и спортом
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Физкультурно1 Физкультурно-спортивная организация как открытая система.
спортивная
Сущность и классификация физкультурно-спортивных организаций. Организационноорганизация как
правовые формы физкультурно-спортивных организаций.
открытая
2 Организационная структура менеджмента физкультурно-спортивной организацией
система
Классификация организационной структуры менеджмента, понятия и определения.
Самостоятельная работа обучающихся
3 Перечислить учредительные документы физкультурно-спортивной организации
4 Построить дерево целей физкультурно-спортивной организации определенного вида
Тема 2.2. Технология Содержание учебного материала
создания
Технология создания физкультурно-спортивной организации: общая характеристика.
физкультурноСистема формализованных процедур и операций организационного характера,
спортивной
выполняемых учредителями, руководителями и сотрудниками в определенной
организации
последовательности с использованием утвержденных форм документов.
В том числе практических занятий
1 Процедура выбора организационно-правовой формы физкультурно-спортивной организации,

4
2

ОК 9,10,11

2
2

ОК 6,7

4
2

ОК 9,10,11

2
2

ПК 1.1 -1.5.

28
4
2

ПК 2.1. – 2.6

2
2
1
1
2
1

ОК 12,

ОК 4,5,6
1
1
8

Тема 2.3.
Органы управления
физической
культурой и спортом

решение ситуационных задач
Самостоятельная работа обучающихся
1 Раскрыть и описать схематично процедуру лицензирования деятельности физкультурноспортивной организации
Содержание учебного материала
Государственные органы управления физической культурой и спортом.
Общая характеристика современной системы государственных и негосударственных
органов управления физической культурой и спортом в России. Модель современной
организационной структуры управления физической культурой и спортом в России.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Понятие и классификация методов управления физкультурно-спортивными
организациями
Содержание учебного материала
Физкультурно-спортивные организации образовательных учреждений в сфере физической
культуры и спорта. Понятие физкультурно-спортивной организации и ее признаки. Целевое
назначение организации - предоставление физкультурно-спортивных услуг.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Составить таблицу по основным показателям развития детско-юношеского спорта в
учреждениях дополнительного образования региона

Тема 2.4.
Физкультурноспортивные
организации
по предоставлению
детям и молодежи
социальнокультурных услуг
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
Формы и средства
1 Составление бизнес-плана физкультурно-спортивной организации
менеджмента в
Структура и содержание бизнес-плана физкультурно-спортивной организации. Бизнесфизической культуре
план по торговле спортивными товарами. Цели спортивного спонсорства.
и спорте
Ценообразование.
2 Планирование и организация проведения спортивного соревнования
Значение и задачи планирования работы по ФК и С. Законодательные акты
планирования ФК и С. Физическая культура и спорт в образовательных учреждениях.
Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Охрана
здоровья граждан при занятиях физической культурой и спортом.
3 Целевые комплексные программы в сфере физической культуры и спорта
Содержание целевой комплексной программы в сфере физической культуры и спорта5:
аналитико-целевой раздел; характеристика проблемы; основная цель и задачи
Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели;

2
2

ОК 7 -9

2
2

ОК 9,10,11

2
2
2
2

ОК 7 -9

2
2
8
2
ПК 2.1. – 2.6

2
ОК 7 -9
2
ПК 3.1. – 3.4.

9

программные мероприятия; обоснование ресурсного обеспечения Программы; механизм
реализации Программы; оценка социально-экономической эффективности реализации
Программы.
4 Функциональные обязанности персонала физкультурно-спортивной организации
Особенности содержания, организация и нормирование труда работников физкультурноспортивных организаций. Тарифно-квалификационная характеристика как нормативная
основа определения должностных обязанностей персонала физкультурной организации.
Правила внутреннего трудового распорядка.
В том числе практических занятий:
1 Материально-техническое обеспечение труда педагога по физической культуре
Государственные награды и ведомственные знаки отличия
2 Квалификационные категории работников физкультурно-спортивных организаций
Участие работников физической культуры и спорта в профессиональных конкурсах
Промежуточная аттестация:
Всего

2

2
1
1
Тек.оценка
48

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом
преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения
раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения
(компьютером, средствами аудио визуализации, мультимедийным проектором).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.
Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие
/ А. В. Починкин — «Спорт», 2016. - ISBN 978-5-906839-55-8. -Текст: Непосредственный
3.2.2. Электронные издания
1.
Управление физической культуры и спорта. – http://elar.urfu.ru/bitstream
2.
Филиппов, С. С. Менеджмент физической культуры и спорта: учебник для
академического бакалавриата / С. С. Филиппов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2017. — 242 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-036732. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
3.
Мелёхин, А. В. Менеджмент физической культуры и спорта: учебное
пособие для среднего профессионального образования / А. В. Мелёхин. — Москва:
Издательство Юрайт, 2019. — 479 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-11156-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/444563 (дата обращения: 13.01.2020).
3.2.3. Дополнительные источники
1. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учебное пособие для
вузов / М. И. Золотов, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов, С. Г. Сейранов. - М.: Академия, 2001. 426 с. : ил. – ISBN 5-7695-0568-0. -Текст: электронный.
2. Настольная книга спортивного менеджера: Справочное пособие / Авторысоставители: Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. – М.: ФОН, 1997.
ISBN 5-89022-054-3. -Текст: электронный.
3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 08.12.2020). -Текст: электронный.
4. Справочник работника физической культуры и спорта: [нормативно-правовые и
программно-методические документы, практический опыт, рекомендации] / [авторсоставитель: А. В. Царик]. - Изд. 5-е, доп. и испр. - Москва : Спорт, 2018. - 1141, [1] с. :
ил., портр., табл.; 25 см.; ISBN 978-5-9500179-6-4 : 300 экз. -Текст: электронный.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
- научные основы
Объясняет научные основы
письменный/устный
менеджмента физической
менеджмента физической
опрос
культуры и спорта;
культуры и спорта;
- принципы, методы и
Раскрывает принципы, методы
письменный опрос
функции менеджмента,
и функции менеджмента,
используемые в
используемые в
управленческой
управленческой деятельности
деятельности физкультурно- физкультурно-спортивных
спортивных организаций; их организаций; их
организационно-правовые
организационно-правовые
формы;
формы;
- структуру и содержание
Раскрывает структуру и
письменный/устный
деятельности организаций;
содержание деятельности
опрос
организаций;
- базовые правовые и
Описывает базовые правовые и устный опрос
нормативные основы
нормативные основы создания
создания их
их функционирования;
функционирования;
- основы развития
Воспроизводит основы
Тестирование
материально-технической
развития материальнобазы спорта;
технической базы спорта;
- основы менеджмента
Воспроизводит основы
Устный опрос
профессионального и
менеджмента
любительского спорта.
профессионального и
любительского спорта
Умения:
- принимать управленческие Разрабатывает управленческие
Решение
решения в конкретных
решения в конкретных
ситуационных задач;
ситуациях;
ситуациях;
- составлять документы
Разрабатывает документы
планирования для
планирования для организаций
организаций различной
различной организационноорганизационно-правовой
правовой формы,
формы, функционирующих в функционирующих в
различных секторах
различных секторах экономики;
экономики;
- проводить необходимый
Проводит необходимый
Разработка отчетной
комплекс работ по
комплекс работ по организации документации
организации соревнований и соревнований и других
других мероприятий; строить мероприятий; строить
структуру управления,
структуру управления,
создавать организационносоздавать организационнораспорядительные
распорядительные документы,
документы, деловые письма; деловые письма; разрабатывать
разрабатывать
квалификационные
квалификационные
характеристики персонала и
характеристики персонала и другие документы организации;
12

другие документы
организации;
-составлять бизнес-план
организации в рамках
формирования навыков
предпринимательства;
- владеть умениями и
навыками хозяйствования;
- находить пути
эффективного
управленческого
взаимодействия в
коллективе.

Разрабатывает бизнес-план
организации в рамках
формирования навыков
предпринимательства;
Демонстрирует умения и
навыки хозяйствования
Устанавливает пути
эффективного управленческого
взаимодействия в коллективе.

Публичное
представление
бизнес-плана
Решение
ситуационных задач
Решение
ситуационных задач

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».