МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.В.17. МЕНЕДЖМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 49.02.01. Физическая культура Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины ОП.В.17. Менеджмент физической культуры и спорта разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 49.02.01 «Физическая культура», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1355. Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж» Государственное бюджетное профессиональное Свердловской области «Свердловский областной Разработчики: Сафронова Р.В, преподаватель 1 квалификационной категории. © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 Содержание 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. В. 17 Менеджмент физической культуры и спорта 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина Менеджмент физической культуры и спорта, является обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01. Физическая культура. Учебная дисциплина Менеджмент ФК и С обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 49.02.01. Физическая культура. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия. ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре. ПК 1.3. осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения. ПК 1.4. Анализировать учебные занятия. ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической культуре. 2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия. 4 ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурноспортивной деятельности. 3.1. Методическое обеспечение процесса физического воспитания. ПК. 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области адаптивного физического воспитания. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, Умения Знания ОК ОК 1 - принимать управленческие решения - научные основы ОК 2 в конкретных ситуациях; менеджмента физической ОК 3 - составлять документы планирования культуры и спорта; ОК 4 для организаций различной - принципы, методы и функции ОК 5 организационно-правовой формы, менеджмента, используемые в ОК 6 функционирующих в различных управленческой деятельности ОК 7 секторах экономики; физкультурно-спортивных ОК 8 - проводить необходимый комплекс организаций; их организационноОК 9 работ по организации соревнований и правовые формы; ОК 10 других мероприятий; строить - структуру и содержание ОК 11 структуру управления, создавать деятельности организаций; ОК 12 организационно- распорядительные - базовые правовые и ПК 1.1-1.5 документы, деловые письма; нормативные основы создания их ПК 2.1-2.6 разрабатывать квалификационные функционирования; ПК 3.1-3.4 характеристики персонала и другие - основы развития материальнодокументы организации; технической базы спорта; -составлять бизнес-план организации в - основы менеджмента рамках формирования навыков профессионального и предпринимательства; любительского спорта. - владеть умениями и навыками хозяйствования; - находить пути эффективного управленческого взаимодействия в коллективе. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 48 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы 24 практические занятия 8 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) контрольная работа 0 0 Самостоятельная работа 16 Промежуточная аттестация Тек.оценка 0 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины МЕНЕДЖМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Наименование Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся разделов и тем 1 2 Раздел 1. Теоретико-методологические основы управления физической культурой и спортом Тема 1.1. Исходные Содержание учебного материала понятия и предмет Понятия «управление» и «менеджмент» в физической культуре и спорте. учебной дисциплины Введение в спортивный менеджмент. Происхождение и многозначный смысл понятий «Менеджмент в «менеджмент» и «спортивный менеджмент». Соотношение понятий «менеджмент» и физической культуре «управление». Связь менеджмента с наличием профессиональных управляющих. и спорте» Самостоятельная работа обучающихся 1 Изучить систему менеджмента (управления) в физической культуре и спорте, и законспектировать основные понятия. Тема 1.2. Менеджмент Содержание учебного материала в физической Менеджмент как составная часть труда работников физкультурно-спортивных организаций. культуре и спорте как Физическая культура и спорт в системе рыночных отношений. Определение физической система культуры и спорта в качестве объекта управления как множества физкультурно-спортивных организаций. Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта. Управленческие функции в деятельности тренера, преподавателя, педагога физической культуры и спорта и т.д. В том числе практических занятий 1 Изучить функциональные разновидности менеджмента в физической культуре и спорте, законспектировать Тема 1.3. Содержание учебного материала Информационное Информация как предмет, средство и продукт труда менеджера. Понятие и виды информации, обеспечение используемой в управлении отраслью физической культуры и спорта. Содержание менеджмента в информационного обеспечения менеджмента физической культуры и спорта. физической Документационное обеспечение управления в физкультурно-спортивных организациях. культуре и спорте В том числе практических занятий 1 Раскрыть содержание информационного обеспечения менеджмента в физической культуре и спорте Самостоятельная работа обучающихся 1 Информатизация физической культуры и спорта: концептуальные положения Объем часов 3 20 4 2 Коды компетенций 4 ОК 1,2,3 2 2 4 2 ОК 4,5,6 2 2 4 1 ОК 4,5 1 1 2 2 ОК 1,2,3 7 Тема 1.4. Нормативноправовые основы управления физической культурой и спортом Содержание учебного материала Современная система нормативно-правовых актов по управлению физической культурой и спортом. Классификация нормативно-правовых актов, используемых для управления физической культурой и спортом Самостоятельная работа обучающихся 1 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» как основа управления отраслью Тема 1.5. Содержание учебного материала Управленческое Сущность управленческих решений и их классификация. Процесс разработки управленческого решение как решения. Понятие и признаки управленческого решения. Классификация управленческих системный решений по физической культуре и спорту. Требования к управленческому решению. инструмент Технология подготовки и принятия управленческого решения в физкультурно-спортивных менеджмента в организациях. Организация работы по выполнению решения. физической культуре Самостоятельная работа обучающихся и спорте 1 Разработка управленческого решения на примере документа, регламентирующего организацию и проведение физкультурно-спортивного мероприятия (положение, сценарий и т.п.) Раздел 2. Организация управления физической культурой и спортом Тема 2.1. Содержание учебного материала Физкультурно1 Физкультурно-спортивная организация как открытая система. спортивная Сущность и классификация физкультурно-спортивных организаций. Организационноорганизация как правовые формы физкультурно-спортивных организаций. открытая 2 Организационная структура менеджмента физкультурно-спортивной организацией система Классификация организационной структуры менеджмента, понятия и определения. Самостоятельная работа обучающихся 3 Перечислить учредительные документы физкультурно-спортивной организации 4 Построить дерево целей физкультурно-спортивной организации определенного вида Тема 2.2. Технология Содержание учебного материала создания Технология создания физкультурно-спортивной организации: общая характеристика. физкультурноСистема формализованных процедур и операций организационного характера, спортивной выполняемых учредителями, руководителями и сотрудниками в определенной организации последовательности с использованием утвержденных форм документов. В том числе практических занятий 1 Процедура выбора организационно-правовой формы физкультурно-спортивной организации, 4 2 ОК 9,10,11 2 2 ОК 6,7 4 2 ОК 9,10,11 2 2 ПК 1.1 -1.5. 28 4 2 ПК 2.1. – 2.6 2 2 1 1 2 1 ОК 12, ОК 4,5,6 1 1 8 Тема 2.3. Органы управления физической культурой и спортом решение ситуационных задач Самостоятельная работа обучающихся 1 Раскрыть и описать схематично процедуру лицензирования деятельности физкультурноспортивной организации Содержание учебного материала Государственные органы управления физической культурой и спортом. Общая характеристика современной системы государственных и негосударственных органов управления физической культурой и спортом в России. Модель современной организационной структуры управления физической культурой и спортом в России. Самостоятельная работа обучающихся 1 Понятие и классификация методов управления физкультурно-спортивными организациями Содержание учебного материала Физкультурно-спортивные организации образовательных учреждений в сфере физической культуры и спорта. Понятие физкультурно-спортивной организации и ее признаки. Целевое назначение организации - предоставление физкультурно-спортивных услуг. Самостоятельная работа обучающихся 1 Составить таблицу по основным показателям развития детско-юношеского спорта в учреждениях дополнительного образования региона Тема 2.4. Физкультурноспортивные организации по предоставлению детям и молодежи социальнокультурных услуг Тема 2.5. Содержание учебного материала Формы и средства 1 Составление бизнес-плана физкультурно-спортивной организации менеджмента в Структура и содержание бизнес-плана физкультурно-спортивной организации. Бизнесфизической культуре план по торговле спортивными товарами. Цели спортивного спонсорства. и спорте Ценообразование. 2 Планирование и организация проведения спортивного соревнования Значение и задачи планирования работы по ФК и С. Законодательные акты планирования ФК и С. Физическая культура и спорт в образовательных учреждениях. Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Охрана здоровья граждан при занятиях физической культурой и спортом. 3 Целевые комплексные программы в сфере физической культуры и спорта Содержание целевой комплексной программы в сфере физической культуры и спорта5: аналитико-целевой раздел; характеристика проблемы; основная цель и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели; 2 2 ОК 7 -9 2 2 ОК 9,10,11 2 2 2 2 ОК 7 -9 2 2 8 2 ПК 2.1. – 2.6 2 ОК 7 -9 2 ПК 3.1. – 3.4. 9 программные мероприятия; обоснование ресурсного обеспечения Программы; механизм реализации Программы; оценка социально-экономической эффективности реализации Программы. 4 Функциональные обязанности персонала физкультурно-спортивной организации Особенности содержания, организация и нормирование труда работников физкультурноспортивных организаций. Тарифно-квалификационная характеристика как нормативная основа определения должностных обязанностей персонала физкультурной организации. Правила внутреннего трудового распорядка. В том числе практических занятий: 1 Материально-техническое обеспечение труда педагога по физической культуре Государственные награды и ведомственные знаки отличия 2 Квалификационные категории работников физкультурно-спортивных организаций Участие работников физической культуры и спорта в профессиональных конкурсах Промежуточная аттестация: Всего 2 2 1 1 Тек.оценка 48 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудио визуализации, мультимедийным проектором). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания 1. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие / А. В. Починкин — «Спорт», 2016. - ISBN 978-5-906839-55-8. -Текст: Непосредственный 3.2.2. Электронные издания 1. Управление физической культуры и спорта. – http://elar.urfu.ru/bitstream 2. Филиппов, С. С. Менеджмент физической культуры и спорта: учебник для академического бакалавриата / С. С. Филиппов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 242 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-036732. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: 3. Мелёхин, А. В. Менеджмент физической культуры и спорта: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Мелёхин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 479 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-11156-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444563 (дата обращения: 13.01.2020). 3.2.3. Дополнительные источники 1. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учебное пособие для вузов / М. И. Золотов, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов, С. Г. Сейранов. - М.: Академия, 2001. 426 с. : ил. – ISBN 5-7695-0568-0. -Текст: электронный. 2. Настольная книга спортивного менеджера: Справочное пособие / Авторысоставители: Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. – М.: ФОН, 1997. ISBN 5-89022-054-3. -Текст: электронный. 3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 08.12.2020). -Текст: электронный. 4. Справочник работника физической культуры и спорта: [нормативно-правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации] / [авторсоставитель: А. В. Царик]. - Изд. 5-е, доп. и испр. - Москва : Спорт, 2018. - 1141, [1] с. : ил., портр., табл.; 25 см.; ISBN 978-5-9500179-6-4 : 300 экз. -Текст: электронный. 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Знания: - научные основы Объясняет научные основы письменный/устный менеджмента физической менеджмента физической опрос культуры и спорта; культуры и спорта; - принципы, методы и Раскрывает принципы, методы письменный опрос функции менеджмента, и функции менеджмента, используемые в используемые в управленческой управленческой деятельности деятельности физкультурно- физкультурно-спортивных спортивных организаций; их организаций; их организационно-правовые организационно-правовые формы; формы; - структуру и содержание Раскрывает структуру и письменный/устный деятельности организаций; содержание деятельности опрос организаций; - базовые правовые и Описывает базовые правовые и устный опрос нормативные основы нормативные основы создания создания их их функционирования; функционирования; - основы развития Воспроизводит основы Тестирование материально-технической развития материальнобазы спорта; технической базы спорта; - основы менеджмента Воспроизводит основы Устный опрос профессионального и менеджмента любительского спорта. профессионального и любительского спорта Умения: - принимать управленческие Разрабатывает управленческие Решение решения в конкретных решения в конкретных ситуационных задач; ситуациях; ситуациях; - составлять документы Разрабатывает документы планирования для планирования для организаций организаций различной различной организационноорганизационно-правовой правовой формы, формы, функционирующих в функционирующих в различных секторах различных секторах экономики; экономики; - проводить необходимый Проводит необходимый Разработка отчетной комплекс работ по комплекс работ по организации документации организации соревнований и соревнований и других других мероприятий; строить мероприятий; строить структуру управления, структуру управления, создавать организационносоздавать организационнораспорядительные распорядительные документы, документы, деловые письма; деловые письма; разрабатывать разрабатывать квалификационные квалификационные характеристики персонала и характеристики персонала и другие документы организации; 12 другие документы организации; -составлять бизнес-план организации в рамках формирования навыков предпринимательства; - владеть умениями и навыками хозяйствования; - находить пути эффективного управленческого взаимодействия в коллективе. Разрабатывает бизнес-план организации в рамках формирования навыков предпринимательства; Демонстрирует умения и навыки хозяйствования Устанавливает пути эффективного управленческого взаимодействия в коллективе. Публичное представление бизнес-плана Решение ситуационных задач Решение ситуационных задач 13