ОП.В.12 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.В.12 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
49.02.01. Физическая культура
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.В.12 Введение в специальность разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура, утвержденного
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014г.
№1355.
Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»

Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчики:
Сафронова Р.В, преподаватель 1 квалификационной категории.

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

0

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

00

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

00

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

000

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. В. 12 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.В.12 Введение в специальность, является вариативной
частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01. Физическая культура.
Учебная дисциплина Менеджмент ФК и С обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 49.02.01. Физическая культура.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной
деятельности.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.
ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 1.3. осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
учения.
ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической
культуре.
2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам
дополнительного образования в области физической культуры
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в
физкультурно-спортивной деятельности
4

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурноспортивной деятельности.
3.1. Методическое обеспечение процесса физического воспитания.
ПК. 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе
образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного
учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
адаптивного физического воспитания.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
ОК 1
-использовать приемы
- особенности педагогической
ОК 2
саморегуляции поведения в
деятельности учителя физической
ОК 3
процессе межличностного
культуры;
ОК 4
общения;
- требования к профессиональной
ОК 5
-проявлять общие и
компетентности учителя физической
ОК 6
профессиональные
культуры;
ОК 7
компетенции в процессе
- нормативно-правовые документы в
ОК 8
профессиональной
деятельности учителя физической
ОК 9
деятельности.
культуры;
ОК 10
- функции учителя физической
ОК 11
культуры;
ОК 12
- особенности педагогического общения
ПК 1.1-1.5
в деятельности учителя физической
ПК 2.1-2.6
культуры;
ПК 3.1-3.4
- принципы государственной политики в
области физической культуры.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем часов
Объем образовательной программы

48

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы

18

практические занятия

14

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

16

Промежуточная аттестация

Зачет

0

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.
Система
образования в
современной
России

Тема 2.
Профессиональнопедагогическая
деятельность
учителя
физической
культуры в школе
Тема 3.
Профессиональная
компетентность
учителя
физической
культуры

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
2
Содержание учебного материала
1 Понятие системы образования
Понятие «система образования» Особенности образовательной системы. Структура
образовательной системы России. Цели, задачи образования.
2 Принципы государственной политики в области образования, физического воспитания
Требования, закономерности. Концептуальные основы развития национальной системы
образования.
3 Образовательные организации: общая характеристика и структура
Характеристика и классификация образовательных организаций. Уровни образования. Цели
и задачи образовательных организаций.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение по темам: «Социальное значение образования», «Личностная
ценность образования», типы образовательных организаций
Содержание учебного материала
1 Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры
Понятие педагогической деятельности, отличительная особенность деятельности учителя
ФК. Структура производственной и педагогической деятельности.
2 Понятие профессия, профессионализм.
Профессиональная пригодность педагога как основа его профессионализма, ее структура.
Диагностика профессиональной пригодности будущего учителя.

1

2

Объем
часов
3
48
6
2

2

Коды
компетенций
4

ОК 1,2,3

2
ОК 4,5
2
2
4
2
ОК 1,2,3
2
ОК 4,5

Содержание учебного материала:

4

Профессиональная компетентность учителя физической культуры
Понятие компетентность, компетенция. Проявление компетентности учителя физической
культуры.
Профессиональный стандарт педагога

1

1
7

Тема 4.
Нормативноправовые
документы в
деятельности
учителя
физической
культуры

Тема 5.
История
возникновения,
становления и
развития
педагогической
профессии

Тема 6.
Специфика
педагогической

Характеристика квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного
вида профессиональной деятельности.
В том числе практических занятий
Педагогическая деятельность (диагностика профессиональной направленности)
Самостоятельная работа обучающихся
Составьте профессиограмму педагогической
профессии, опираясь на структуру
профессионально-значимых качеств личности и умений, необходимых учителю физической
культуры.
Содержание учебного материала:
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя физической культуры
Основные нормативные, инструктивные и методические документы,
обеспечивающие организацию образовательного процесса по предмету «Физическая культура».
Должностные обязанности учителя физической культуры.
В том числе практических занятий:
Составление перечня нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность
учителя физической культуры
Самостоятельная работа обучающихся
Дать характеристику одному нормативно-правовому документу регламентирующих
деятельность учителя физической культуры: цель, задачи, структуру.
Содержание учебного материала
Возникновение и развитие педагогической профессии в разные исторические периоды.
Профессия, специальность, квалификация. Роль и место педагога в век информационного
общества. Педагогическая профессия в классификации профессий Е.А. Климова. Повышение
требований общества к педагогу на современном этапе. Социальная значимость педагогической
деятельности в современном обществе. Профессиональные функции и социальная миссия
педагога. Перспективы развития педагогической профессии. Спектр педагогических профессий.
В том числе практических занятий:
Роль педагогической профессии в современном обществе, эссе.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучить историю возникновения, становления и развития педагогической профессии,
законспектировать в тетрадь.
Содержание учебного материала:
Специфические условия работы учителя физической культуры, отличительные особенности,
компоненты деятельности учителя физической культуры, и его виды.

2
2
2
2

ОК 1,2,3

2

ОК 11

2

2
4

ОК 6,7

2

2
ПК 3.1-3.4

8

профессии учителя
физической
культуры

Тема 7.
Сущность и
структура
педагогической
деятельности
учителя
физической
культуры

Тема 8.
Функции
педагогической
деятельности
учителя
физической
культуры

Тема 9.
Педагогическая
культура личности

В том числе практических занятий:
1 Особенности педагогической профессии учителя физической культуры, обсуждение.
2 Сложности в деятельности учителя физической культуры.
Самостоятельная работа обучающихся
«Специфика педагогической профессии»
Содержание учебного материала
1 Сущность, структура педагогической деятельности
Понятия «учитель» и «педагог». Мотивы, цель и результаты педагогической
деятельности.
2 Профессиональные качества педагога
Профессионально обусловленные требования к личности педагога, стиль педагогического
общения, стиль педагогической деятельности. Общие и педагогические способности
учителя физической культуры
Самостоятельная работа обучающихся
Охарактеризуйте каждый структурный компонент педагогической деятельности учителя
физической культуры: субъект, объект, результат, цель мотив
Содержание учебного материала:
Функции педагога, его квалификационные и профессиональные обязанности
Осуществление педагогической миссии через профессиональные функции педагога. Социальное
назначение, квалификационно-профессиональные обязанности и исполняемые роли педагога.
Основные функции учителя.
В том числе практических занятий:
Определение основных функций педагогической деятельности учителя физической культуры
Выявление области педагогической деятельности учителя физической культуры
Самостоятельная работа обучающихся
Перечислите основные функции учителя физической культуры
Перечислите виды педагогической деятельности учителя физической культуры
1. Общая культура-условие профессионализма учителя.
Педагогическое творчество и мастерство

4
2
2
2
4
2

ПК 1.1 -1.5.

2
ОК 8,9,10

2

4
2
2
4
2
2
2

ПК 2.1. – 2.6

ПК 2.1. – 2.6

Педагогическая культура. Конкурс профессионального мастерства педагогических работников
как средство определения лидеров педагогической профессии
9

Зачет

Промежуточная аттестация
Итого:

48

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом
преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения
раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения
(компьютером, средствами аудио визуализации, мультимедийным проектором).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.
Гребенкина, Л. К. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие
/ Л. К. Гребенкина, Н. А. Жокина, О. В. Еремкина ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — 2-е
изд., испр. и доп. — Рязань, 2009. — 156 с. ISBN 978-5-88006-589-9 Текст –
непосредственный.
3.2.2. Электронные издания
1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в
дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: приказ Минтруда России от 18 окт. 2013 г.
№ 544н : с изм. и доп. от 25 дек. 2014 г. // ГАРАНТ. – Режим доступа: локальная сеть
СОПК/GarantClient на “192.168.0.219” (Z:).
2.
Старикова, Л. Д. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие
для вузов / Л. Д. Старикова, М. Л. Вайнштейн. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 125 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07379-9.
— Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451533 (дата
обращения: 15.01.2020).
3.
Кузнецов,
В. В.
Введение
в
профессионально-педагогическую
специальность: учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. — 3-е изд., испр. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 222 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-53407426-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451743
(дата обращения: 15.01.2020).
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С.
Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с. ISBN 5-7695-0665-2. Текст
– непосредственный.
2.
Лобанов А. А.Л 68 Основы профессионально-педагогического общения:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский
центр «Академия», 2004. — 192 с. ISBN 5-7695-0850-7. Текст – электронный
3.
Орлов А. А. Введение в педагогическую деятельность : Практикум : Учеб.метод. пособие для студентов высш. пед. заведений. - М. : ИЦ Академия, 2004 (ГУП Сарат.
полигр. комб.). - 255 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические
специальности).; ISBN 5-7695-1520-1 (в пер.) Текст: электронный

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
- особенности
Объясняет особенности
письменный/устный опрос
педагогической
педагогической
деятельности учителя
деятельности учителя
физической культуры;
физической культуры;
- требования к
Воспроизводит
письменный опрос
профессиональной
требования к
компетентности учителя
профессиональной
физической культуры;
компетентности учителя
физической культуры;
- нормативно-правовые
Раскрывает нормативно- письменный/устный опрос
документы в деятельности
правовые документы в
учителя физической
деятельности учителя
культуры;
физической культуры;
Умения:
использовать приемы
Демонстрирует приемы
Решение ситуационных
саморегуляции поведения в саморегуляции поведения задач;
процессе межличностного
в процессе
общения;
межличностного
общения;
-проявлять общие и
Демонстрирует общие и
Беседа, устный опрос,
профессиональные
профессиональные
решение задач
компетенции в процессе
компетенции в процессе
профессиональной
профессиональной
деятельности.
деятельности.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».