ОП.В.16 ОСНОВЫ ДОКУМЕНТНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.В.16 ОСНОВЫ ДОКУМЕНТНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.В.16 Основы документной лингвистики
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное
обеспечение управления и архивоведение, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 11.08.2014 г. № 975.
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчик:
Кадникова Н.С., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ..........................................................................................................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...........................................11
4.

КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................................................................................12

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.В.16 ОСНОВЫ ДОКУМЕНТНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.В.16 Основы документной
лингвистики является частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное
обеспечение управления и архивоведение.
Применение данной программы направлено на формирование у обучающихся
общих компетенций (ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других
сотрудников организации.
ПК 1.4. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.
ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы,
контролировать сроки их исполнения.
ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их,
составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.
ПК 1.7. Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную
информацию, в том числе с документами по личному составу.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего
профессионального образования и основной профессиональной образовательной
программе специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
дисциплина «Основы документной лингвистики» является вариативной дисциплиной и
относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу.
До освоения дисциплины «Основы документной лингвистики» должны быть
изучены следующие дисциплины: общего гуманитарного и социально-экономического
учебного цикла («Русский язык и культура речи», «Психология общения»);
профессионального учебного цикла («Документационное обеспечение управления»).
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Основной целью изучения учебной дисциплины «Основы документной
лингвистики» является формирование профессиональной компетентности будущего
специалиста по документационному обеспечению управления и архивоведению
посредством изучения основных лингвистических особенностей и правил составления
текста служебного документа. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися
осваиваются умения и знания:
4

Код ПК,
ОК
ОК 5, ПК
1.6,
ПК 1.7

ОК 2, ОК
8,
ПК 1.3,
ПК 1.4

ОК 2, ОК
5, ОК 9,
ПК 1.5,
ПК 1.6,
ПК 1.7

Умения

Знания


осуществлять
словесноцифровую
запись
числовой
информации, графических сокращений
и аббревиатур, правильно употреблять
безличные и пассивные конструкции,
глагольно-именные
сказуемые,
предложное управление;


правила
лексической
и
грамматической сочетаемости слов;
функции
многозначности,
синонимии, антонимии, омонимии,
паронимии, устаревших и новых
слов;
общеупотребительную
лексику,
терминологию,
заимствованную лексику, правила
дефиниции,
правила
деления
понятий, рубрикации;


организовать свою речевую
деятельность языковыми средствами и
способами, адекватными ситуациям
общения;

использовать
языковые
средства и речевые приемы в
соответствии с целью и ситуацией
общения;

адекватно
использовать
речевые средства в тексте при
соблюдении языковых норм;

составлять и редактировать
официальные тексты, относящихся к
различным
жанрам
служебных
документов;

составлять и редактировать
служебные
тексты,
правильно
выбирать формы и стиль изложения
информации в соответствии с деловой
ситуацией.


правила
эффективной
коммуникации и пользоваться ими в
научных исследованиях.

принципы составления текста
для устного или письменного
изложения в зависимости от стиля
речи;


доминанту и основные черты
официально-делового стиля; арсенал
устойчивых формул и правила их
использования в том или ином жанре
деловой письменной речи;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы

Объем часов
105

в том числе:
теоретическое обучение

40

практические занятия
Самостоятельная работа

30
35

Промежуточная аттестация

текущая

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.В.16 Основы документной лингвистики
Наименование
разделов

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Тема 1.
Содержание учебного материала
Язык и речь.
1. Язык и речь.
Функциональная
Природа, сущность, функции и происхождение языка. Единицы языковой системы:
стилистика
текст, предложение, словосочетание, слово и т.д. Процесс коммуникации. Этапы и
виды речевой деятельности. Речевая ситуация.
2. Функциональные стили речи.
Жанры, формы и функциональные стили речи. Функционально-смысловые типы речи.
Официально-деловой стиль, его отличительные черты и особенности. Назначение
официально-делового стиля. Подстили официально-делового стиля.
В том числе практических занятий
1. Анализ текстов научного и официально-делового стилей с указанием особенностей и
сферы применения
2. Анализ текстов публицистического, художественного и разговорного стилей с
указанием особенностей и сферы применения
Самостоятельная работа обучающихся
1. Примеры к каждой характеристике публицистического, литературно-художественного и
разговорного стилей
2.Примеры к каждой характеристике официально-делового и научного стилей
3.Сравнительная таблица «Стили речи»
Тема 2.
Языковые
нормы
официальноделового стиля

Содержание учебного материала
1. Языковые нормы.
Понятие языковой нормы. Виды норм. Языковые нормы в документных текстах:
орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические,
фразеологические, грамматические. Явления речевой недостаточности и речевой
избыточности.
2. Лексические особенности текста документа.

Объем
в часах

14
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 2, ОК 5,
ОК 8.

2

4
2
2
6
2
2
2
32
2

ОК 2, ОК 5,
ОК 8. ОК 9
ПК 1.5. ПК 1.6.
ПК 1.7.

2
6

3.

4.

5.

6.

7.

Значение слова. Многозначность слов. Метафоры. Употребление книжно-письменной
лексики. Употребление лексики устной речи. Употребление специальной лексики.
Употребление заимствованных слов. Употребление фразеологизмов. Фразеология
деловой речи.
Грамматические особенности текста документа.
Морфологические средства языка. Стилистическое использование имен
существительных. Склонение имен существительных собственных. Особенности
образования и употребления имен
существительных, являющихся названиями лиц. Употребление полной и краткой форм
имен прилагательных.
Употребление количественных числительных. Употребление личных местоимений.
Употребление определительных, указательных и неопределенных местоимений.
Образование и употребление некоторых форм времени и наклонения глагола.
Образование и употребление некоторых причастий и деепричастий. Стилистическое
использование наречий. Употребление некоторых союзов и предлогов.
Синтаксические особенности текста документа.
Синтаксические средства языка. Употребление причастных и деепричастных
оборотов. Употребление личных и безличных конструкций, действительных и
страдательных оборотов речи. Употребление неполных предложений. Особенности
состава и структуры сложных предложений. Введение в текст прямой речи.
Лексические ошибки в тексте документа.
Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слова. Ошибки в употреблении
синонимов. Плеоназмы и тавтология. Использование омонимов. Употребление слов в
значениях, не закрепленных
традицией книжно-письменных стилей.
Стилистическое расслоение лексики современного русского языка. Ошибки в
употреблении фразеологических оборотов. Лексическая несочетаемость.
Грамматические ошибки в тексте документа.
Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией рода.
Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией
одушевленности – неодушевленности. Варианты падежных окончаний имен
существительных. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с
категорией числа. Особенности образования и употребления форм степеней сравнения
имен прилагательных. Особенности образования и употребления
притяжательных прилагательных.
Синтаксические ошибки в тексте документа.

2

2

2

2

2
7

Тема 3.
Виды деловых
документов

Синонимичное употребление предложных и беспредложных конструкций.
Синонимичное употребление предлогов.
Ошибки в управлении, связанные с многозначностью слова. Смысловые связи и
порядок слов в простом предложении. Согласование сказуемого с подлежащим.
Согласование определений. Ошибки, связанные с логической несочетаемостью
однородных членов предложения. Употребление сочетаний имен числительных с
именами существительными. Употребление притяжательных местоимений и
местоимения себя.
В том числе практических занятий
1. Поиск и исправление грамматических ошибок в тексте.
2 Поиск и исправление синтаксических ошибок в тексте.
3 Поиск и исправление лексических ошибок в тексте.
4 Поиск и исправление стилистических ошибок в тексте.
5 Итоговый контроль.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Характеристика лексических ошибок в тексте
2. Характеристика грамматических ошибок в тексте.
3. Характеристика синтаксических ошибок в тексте
4. Анализ стилистических конструкций текста
Содержание учебного материала
1. Виды деловых документов.
Понятие и классификация служебного документа. Проблема унификация текстов
служебных документов.
2. Языковые формулы и штампы.
Виды и назначение языковых штампов в служебном документе. Трафаретные
документы. Виды языковых формул и штампов.
3. Языковые особенности документов по личному составу.
Языковые особенности личных документов: резюме, автобиография, характеристика.
4. Языковые особенности распорядительных документов по личному составу.
Языковые особенности документов: заявление, отзыв, приказ, жалоба, анкетные
документы.
5. Деловые письма.
Языковые особенности деловых писем. Классификация деловых писем.
6. Языковые особенности информационно-справочных документов.
Языковые особенности информационно-справочных документов: акт, протокол

10
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
38
2

2

ОК 2, ОК 5,
ОК 8. ОК 9
ПК 1.3. ПК 1.4..
ПК 1.5.
ПК 1.6. ПК 1.7.

2
2

2
2
8

Тема 4.
Редактирование
текстов

заседания, протокол аттестации, справка.
7. Языковые особенности организационно-распорядительных документов.
Языковые особенности текстов приказов по основной деятельности. Языковые
особенности положений, инструкций, устава.
8 Языковые особенности рекламных текстов.
Лингвистические особенности рекламных текстов и PR-документации, пресс-релизов.
В том числе практических занятий
1. Составление резюме, автобиографии
2. Составление заявлений, приказов, служебных записок
3. Составление информационного буклета с учетом языковых особенностей жанра
4. Композиция и речевые штампы отдельных деловых писем.
5. Создание рекламного текста.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подобрать пример делового письма, охарактеризовать особенности
2. Исправление дефектного текста
3. Составить приказ по основной деятельности, учитывая языковые особенности
4. Составить протокол переговоров, учитывая языковые особенности
5. Составить докладную записку, учитывая языковые особенности
6. Устная деловая коммуникация: средства и организация
Содержание учебного материала
1. Понятие редактирования текста.
Понятие редактирования. Логические основы редактирования. Законы логики.
Логические ошибки в доказательствах и определениях. Требования к доказательствам
и определениям.
2. Виды и техника правки текстов.
Этапы работы над текстом. Правка-вычитка. Правка-сокращение. Правка-переделка.
Правка-обработка. Техника правки текста.
3. Анализ фактического материала.
Выбор фактов, их проверка. Требования к фактическому материалу: достоверность,
достаточность, актуальность фактов. Словари и справочники как источники проверки
фактов.
В том числе практических занятий
1. Основные способы сокращения делового текста
2. Отработка практических навыков редактирования текста
3. Дифференцированный зачет

2

2
10
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
21
2

ОК 2, ОК 5,
ОК 8. ОК 9,
ПК 1.5. ПК 1.6.

2

2

6
2
2
2
9

Самостоятельная работа обучающихся
1. Редактирование текста
2. Правка-сокращение делового текста
3. Правка-переделка делового текста.
4. Подготовка презентаций на тему «Типология словарей»
Всего
Аудиторная учебная нагрузка
Самостоятельная (внеаудиторная) работа

9
2
2
2
3
105
70
35

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Кабинет документационного обеспечения управления, оснащенный
оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по
числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и
др.; техническими средствам обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации,
мультимедийным проектором).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные информационные ресурсы,
рекомендуемы для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания:
1.
Леонтьева, Т.В. Документная лингвистика: учеб. пособие / Т. В. Леонтьева.
– Москва: Изд-во «Флинта», 2016. — 256 с. — ISBN- 978-5-9765-1885-8. - Текст :
непосредственный.
2.
Бортников, В. И. Документная лингвистика : учеб.-метод. пособие / В. И.
Бортников, Ю. Н. Михайлова – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 132 с. —
ISBN- 978-5-7996-2191-9.-Текст : непосредственный.
3.
Рахманин Л.B. Стилистика деловой речи и редактирование служебных
документов : учеб. пособие / Л.В. Рахманин. – Москва: ФЛИНТА, 2016. — 340 с. —
ISBN- 978-5-9765-1024-1.-Текст : непосредственный.
4.
Русский язык и культура речи. Основы стилистики: сб. упр. / авт.-сост. В. Б.
Черник. – Екатеринбург: Урал. ин-т ГПС МЧС России, 2016. — 255 с. — ISBN- 978-5222-22692-6.- Текст : непосредственный.
3.2.2. Электронные издания
1.
Голуб, И. Б. Стилистика русского языка и культура речи : учебник для
вузов / И. Б. Голуб, С. Н. Стародубец. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 455 с. —
(высшее образование). — isbn 978-5-534-00614-8. — текст : электронный // эбс юрайт
[сайт]. — url: https://urait.ru/bcode/450006 (дата обращения: 12.01.2020).
2.
Иванова, А. Ю. Русский язык в деловой документации : учебник и
практикум для вузов / А. Ю. Иванова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 187 с. — (высшее образование). — isbn 978-5-534-12357-9.
— текст : электронный // эбс юрайт [сайт]. — url: https://urait.ru/bcode/450968 (дата
обращения: 12.01.2020).
3.
Колышкина, Т. Б.
Деловые коммуникации, документооборот и
делопроизводство : учебное пособие для вузов / Т. Б. Колышкина, И. В. Шустина. — 2-е
изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 163 с. — (высшее
образование). — isbn 978-5-534-07299-0. — текст : электронный // эбс юрайт [сайт]. — url:
https://urait.ru/bcode/452463 (дата обращения: 12.01.2020)
4.
Шувалова, Н. Н. Основы делопроизводства. Язык служебного документа :
учебник и практикум для вузов / Н. Н. Шувалова, А. Ю. Иванова ; под общей редакцией
Н. Н. Шуваловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
428 с. — (высшее образование). — isbn 978-5-534-10848-4. — текст : электронный // эбс
юрайт [сайт]. — url: https://urait.ru/bcode/450549 (дата обращения: 12.01.2020).

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Знать:
правила
лексической
и
грамматической
сочетаемости
слов; функции многозначности,
синонимии,
антонимии,
омонимии,
паронимии,
устаревших и новых слов;
общеупотребительную лексику,
терминологию, заимствованную
лексику, правила дефиниции,
правила
деления
понятий,
рубрикации;
принципы составления текста
для устного или письменного
изложения в зависимости от
стиля речи;
доминанту и основные черты
официально-делового стиля;
арсенал устойчивых формул и
правила их использования в том
или ином жанре деловой
письменной речи;
правила эффективной
коммуникации и пользоваться
ими в научных исследованиях.

Уметь:
осуществлять
словесноцифровую
запись
числовой
информации,
графических
сокращений
и
аббревиатур,
правильно
употреблять
безличные
и
пассивные
конструкции,
глагольноименные сказуемые, предложное
управление;

Критерии оценки

-правильно строит
предложения;
-использует
соответствующие
лексические единицы и
грамматические структуры;
-полно отвечает, точно
формулирует

демонстрирует знание
нормативно-правовой базы
современного
делопроизводства по
составлению и оформлению
служебных документов и
умение пользоваться ими в
практической деятельности
-актуальность темы,
адекватность результатов
поставленным целям,
-полнота ответов, точность
формулировок, адекватность
применения
профессиональной
терминологии
-правильно строит
предложения;
-использует
соответствующие
лексические единицы и
грамматические структуры;
-полнота ответов, точность
формулировок.

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
проведение деловых
игр, дебатов; решение
кейс-заданий;
письменный и устный
опрос;
выполнение
упражнений;

составление
и
редактирование
текстов
служебных
документов;
анализ
документов
а также, определение
их типов, жанров и
стилистической
принадлежности
предложенных
по
заданию
преподавателем
исправление
дефектных текстов

проведение деловых
игр, дебатов; решение
кейс-заданий;
письменный и устный
опрос;

12

использовать языковые средства
и
речевые
приемы
в
соответствии
с
целью
и
ситуацией общения;
адекватно использовать речевые
средства
в
тексте
при
соблюдении языковых норм;
организовать свою речевую
деятельность
языковыми
средствами
и
способами,
адекватными
ситуациям
общения.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».