МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 Управление персоналом разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведения, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 975. Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж» Государственное автономное профессиональное Свердловской области «Свердловский областной Разработчики: Кадникова Н.С., преподаватель первой квалификационной категории кафедры туризма и архивоведения ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 ОСВОЕНИЯ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведения», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2014 № 975. Данная дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведения». Дисциплина является практико-ориентированной. Компетенции, сформированные в результате освоения программы, необходимы при изучении профессиональных модулей для совершенствования практических навыков и умений, а также приобретения профессионального опыта. Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК): ПК 1.7. Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу. ПК 2.6. Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях. ПК 2.7. Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве. ПК 3.6. Принимать участие в работе по подбору и расстановке кадров службы документационного обеспечения управления и архива организации. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины Основной целью изучения учебной дисциплины «Управление персоналом» является формирование профессиональной компетентности будущего специалиста по 4 документационному обеспечению управления и архивоведению посредством изучения основных положений систем менеджмента персонала в сфере документационного обеспечения управления и архивоведения. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания. Код ОК, ПК ОК 1 - 9 ПК 1.7. ПК 2.6. ПК 2.7. ПК 3.6. Умения Знания создавать благоприятный психологический климат в коллективе; эффективно управлять трудовыми ресурсами. содержание кадрового, информационного, технического и правового обеспечения системы управления персоналом; - организационную структуру службы управления персоналом; - общие принципы управления персоналом; - принципы организации кадровой работы; психологические аспекты управления, способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем образовательной программы Объем часов 117 в том числе: теоретическое обучение 54 практические занятия Самостоятельная работа 24 39 Промежуточная аттестация в форме экзамена 6 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов 1 Тема 1. Роль управления персоналом в организации 2 Содержание учебного материала 1.Понятие и значение управления персоналом в организации. Сущность и принципы управления персоналом. Этапы развития управления персоналом. Формирование целей и функций системы управления персоналом организации. 2.Документы, регламентирующие деятельность по управлению персоналом. Локальные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность отдела кадров (положение о структурном подразделении, должностные инструкции, инструкция по кадровому делопроизводству). Документы, регламентирующие процедуры подбора, обучения и аттестации персонала. 3.Состав и структура отдела кадров. Должности руководителей и специалистов отдела кадров, их функционал. Структура отдела кадров в зависимости от размеров и профиля деятельности организации (департамент по персоналу, управление, отдел). В том числе практических занятий 1. Определить перечень нормативно-правовых документов, которые обязательно должны быть в отделе кадров организации Самостоятельная работа обучающихся 1. Составить штатную численность отдела по работе с персоналом (модель) Содержание учебного материала 1.Стратегические основы управления персоналом. Понятие кадровой политики. Кадровая стратегия. Основные подсистемы управления персоналом. Аналитика персонала как основа формирования кадровой политики. 2.Кадровое планирование и бюджетирование. Понятие, виды и значение кадрового планирования. Способы и факторы бюджетирования. 3 10 2 Тема 2. Стратегия управления персоналом Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ПК 1.7, ПК 2.6, ПК 2.7, ОК 1, ОК 2 2 2 2 2 2 2 10 2 ПК 1.7, ПК 2.6, ПК 3.6, ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5 2 6 Тема 3. Кадровый потенциал организации Тема 4. Актуальные методики подбора и оценки потенциала кандидатов Тема 5. Адаптация Способы формирования бюджета. В том числе практических занятий 1.Маркетинг персонала: составить матрицу SWOT-анализа по анализу системы управления персоналом. Провести аналитику персонала по конкретной организации. 2. Составление бюджета на подразделение «управление персоналом». Самостоятельная работа обучающихся 1. Зарубежный опыт управления персоналом Содержание учебного материала 1.Кадровый потенциал организации. Структура персонала. Штатная численность. Положение о персонале организации. Организационная структура организации. 2.Кадровый потенциал службы управления персоналом. Организационная структура службы управления персоналом. Методики оценки кадрового потенциала организации. В том числе практических занятий 1. Итоговый контроль. Самостоятельная работа обучающихся 1. Организация кадрового аудита в организации 2. Подобрать методики по оценке кадрового потенциала организации Содержание учебного материала 1.Определение потребности в персонале. Понятие потребности в персонале. Способы определения потребности в персонале. Качественная и количественная потребность в персонале. 2.Методики подбора персонала. Методы и источники подбора персонала. Оценка резюме кандидата. Оценка кандидата на собеседовании. 3.Виды и технология проведения собеседования. Индивидуальные, групповые и массовые собеседования. Executive Search, Head Hunting. Этапы собеседования. Организация и подготовка к собеседованию. Самостоятельная работа обучающихся 1. Структура проведения собеседования 2. Методы оценки резюме кандидатов Содержание учебного материала Понятие и значение адаптации персонала. Виды адаптации персонала, этапы адаптации. Цели 4 2 2 2 2 10 2 ПК 1.7, ПК 3.6, ОК 1, ОК 2, ОК 6, ОК 7 2 2 2 4 2 2 10 2 2 ПК 3.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 2 4 2 2 4 2 ПК 1.7, ПК 3.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, 7 персонала Тема 6. Мотивация персонала Тема 7. Карьера персонала Тема 8. Развитие персонала Тема 9. Система обучения персонала в организации и задачи системы управления адаптацией. Программа адаптации персонала Самостоятельная работа обучающихся 1. Разработать программу – тренинга по адаптации персонала в организации Содержание учебного материала Мотивация персонала: сущность и значение. Материальная мотивация трудовой деятельности. Методы нематериальной мотивации трудовой деятельности. Методы выявления мотиваторов сотрудников. В том числе практических занятий 1. Решение практических ситуаций на анализ мотивации персонала Самостоятельная работа обучающихся 1. Рассмотрение системы оплаты труда, стимулирование труда персонала. Содержание учебного материала 1.Понятие и виды карьеры персонала. Понятие и направления карьеры, виды карьеры, этапы карьеры. 2.Управление карьерой персонала. Способы управления и планирования карьеры. Карьерограмма. Кадровый резерв. Работа с кадровым резервом. Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление карьерограммы Содержание учебного материала Понятие и цели развития персонала. Порог компетентности. Коучинг. Модель развития GROW. Самостоятельная работа обучающихся 1. Использование методов коучинга персонала 2. Составление индивидуального плана развития Содержание учебного материала 1.Понятие и значение обучения персонала. Этапы процесса обучения. Виды обучения. Методы обучения персонала. 2.Организация процесса обучения персонала. Планирование обучения. Потребность в обучении. Методы определения потребности в обучении. Организация внутреннего обучения, наставничества, инструктажа. Организация внешнего обучения. 3.Оценка эффективности обучения. Анализ эффективности обучения. Методики оценки эффективности обучения. 2 2 6 2 2 2 2 2 6 2 2 2 2 6 2 4 2 2 12 2 2 ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 ПК 1.7, ПК 3.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 ПК 3.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8 ПК 3.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8 ПК 1.7, ПК 3.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8 2 8 В том числе практических занятий 1.Составление графика внешнего и внутреннего обучения 2.Современные методы проведения обучения Самостоятельная работа обучающихся 1. Методы обучения с использованием информационных технологий Тема 10. Содержание учебного материала Методика 1.Понятие и значение тренингов персонала. проведения Понятие тренинга, структура тренинга. Виды тренингов (психологические, на сплочение, бизнес-тренинга продуктовые, навыковые). 2.Методы тренинга. Деловые и ролевые игры, групповые упражнения, дискуссии. Самостоятельная работа обучающихся 1.Методы групповой динамики 2.Подбор инструментов тренинга для решения задач бизнеса Тема 11. Содержание учебного материала Оценка персонала 1.Понятие и цели оценки персонала. Правила проведения оценки персонала. Этапы оценки персонала. Критерии оценки персонала. 2.Компетентностный подход в управлении персоналом. Понятие компетенции. Модель компетенций. Методы оценки компетенций персонала. В том числе практических занятий 1. Проведение оценки «360 градусов» Самостоятельная работа обучающихся 1. Разработка интервью по компетенциям Тема 12. Содержание учебного материала Технология 1.Сущность технологии оценки асессмент-центр. ассессмент-центр Этапы проведения оценки асессмент-центр. Роль экспертов при проведении асессмент-центра. 2.Методы ассессмент-центра. Деловые и ролевые игры, используемые в оценке асессмент-центр. В том числе практических занятий 1. Проведение технологии асессмент-центр Самостоятельная работа обучающихся 1. Современные методы оценки персонала Тема 13. Содержание учебного материала Корпоративная Понятие корпоративной культуры. Функции и значение корпоративной культуры компании. 4 2 2 2 2 8 2 ПК 3.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8 2 4 2 2 8 2 2 2 2 2 2 8 2 ПК 1.7, ПК 3.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8 2 ПК 1.7, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8 2 2 2 2 6 2 ПК 3.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 9 культура Тема 14. Высвобождение персонала Тема 15. Бренд работодателя Структура и уровни корпоративной культуры. Компоненты корпоративной культуры. Содержание корпоративной культуры. В том числе практических занятий 1. Решение практических ситуаций Самостоятельная работа обучающихся 1.Создание и поддержание корпоративной культуры в компании Содержание учебного материала Сущность высвобождения персонала. Уход работника по собственному желанию. Увольнение по инициативе работодателя. Выход на пенсию. Аутплейсмент. Самостоятельная работа обучающихся 1.Анкета увольняющегося работника. Содержание учебного материала Понятие бренда работодателя. Целевые аудитории бренда работодателя. Сайт о карьере в компании. Рекрутинговая реклама. Социальные медиа. Брендированные вакансии. Диагностика бренда работодателя. Критерии оценки бренда работодателя. В том числе практических занятий 1.Разработка программы продвижения бренда работодателя. 2.Разработка схемы сайта о карьере в компании. Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработать буклет для привлечения кандидатов на вакансию. 2.Разработать брендированную вакансию. Всего: 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8 2 2 2 2 3 2 1 1 10 2 ПК 1.7, ПК 2.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 ПК 1.7, ПК 3.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 4 2 2 4 2 2 117 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины «Управление персоналом» требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: парты, стулья, доска для записей, стол и стул для преподавателя. Учебно-методическое обеспечение: периодические издания по управлению персоналом; учебные пособия по управлению персоналом. Технические средства обучения: мобильный компьютерный класс; мультимедийный проектор; экран; доступ в интернет. 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания: 1. Базарова, Т.Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — Москва: ЮНИТИ, 2017. — 370 с. — ISBN-978-5-238-01057-1.Текст: непосредственный. 2. Дайнека, А.В.Управление персоналом: Учебное пособие - Москва: «Дашков и К», 2016. — 423 с. — ISBN- 978-5-394-02048-3.-Текст : непосредственный. 3. Кибанов, А.Я. Управление персоналом. Практикум. / А.Я. Кибанов.– Москва: ИНФРА-М, 2016. — 512 с. — ISBN- 978-5-406-06365-1.-Текст : непосредственный. 3.2.2. Электронные издания: 1. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. Ю. Базаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 381 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11660-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457128 (дата обращения: 12.01.2020). 2. Горелов, Н. А. Управление человеческими ресурсами: современный подход : учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Мельников ; под редакцией Н. А. Горелова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 270 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00650-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451300 (дата обращения: 12.01.2020). 3. Маслова, В. М. Управление персоналом : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. М. Маслова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 431 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10222-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450937 (дата обращения: 12.01.2020). 4. Пугачев, В. П. Управление персоналом организации : учебник и практикум для вузов / В. П. Пугачев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 402 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08905-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455029 (дата обращения: 12.01.2020). 5. Управление персоналом : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. А. Лапшова [и др.] ; под общей редакцией О. А. Лапшовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 406 с. — (Профессиональное 11 образование). — ISBN 978-5-534-01928-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452448 (дата обращения: 12.01.2020). 3.2.3. Дополнительные источники: 1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами: Пер. с англ./ М. Армстронг. –Санкт-Петербург: Питер, 2012. — 848 с. — ISBN- 978-5-459-01157-9.-Текст: непосредственный. 2.Беккер, Б.И. Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность / Б. И. Беккер, М. А. Хьюзлид, Д. Ульрих. – Москва: Вильямс, 2013. — 304 с. — ISBN- 978-5-8459-1248-0.-Текст : непосредственный. 3. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С.Виханский, А.И.Наумов.– Москва : Экономистъ, 2014. — 640 с. — ISBN- 5-98118-037-4.-Текст : непосредственный. 4. Генкин, Б.М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика) / Б.М. Генкин. — Москва: ИНФРА-М, 2016. — 270 с. — ISBN- 978-5-91768-215-0.-Текст : непосредственный. 5. Десслер, Г. Управление персоналом / Г. Десслер. — Москва: БИНОМ, 2013. — 800 с. — ISBN- 978-5-9963-2305-0.-Текст : непосредственный. 6. Егоршин, А. П. Основы управления персоналом. – Москва: ИНФРА-М, 2013. — 352 с. — ISBN- 978-5-16-009526-4.-Текст : непосредственный. 7. Иванова, С. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час / С. Иванова. – Москва: Альпина Бизнес Бук, 2011. — 168 с. — ISBN- 978-5-9614-4686-9.Текст : непосредственный. 8. Карташова, Л.В. Управление человеческими ресурсами / Л.В. Карташова – Москва: ИНФРА - М, 2012. — 270 с. — ISBN- 978-5-16-002196-6.-Текст : непосредственный. 9.Кравченко, А.И. История менеджмента / А.И. Кравченко. – Москва: КноРус, 2010. — 370 с. — ISBN 5-8291-0628-0.-Текст : непосредственный. 10.Красавин, А. С. Документирование и организация работы с кадровыми документами: практическое пособие / А. С. Красавин. - Москва: Термика, 2004. — 432 с. — ISBN-5-16-000254. -Текст : непосредственный. 11.Куприянова, Г. Кадровое делопроизводство на компьютере / Г. Куприянова. Москва: КУДИЦ-Образ, 2002. — 350 с. — ISBN- 5-93378-034-0.-Текст : непосредственный. 12.Моргунова, Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение – Москва: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2013. — 550 с. — ISBN- 978-5-53403872-9.-Текст : непосредственный. 13. Мордвинов, С.К. Управление персоналом: современная российская практика – Санкт-Петербург: Питер, 2012. — 304 с. — ISBN- 5-469-00272-1.-Текст : непосредственный. 14.Молл, Е.Г. Управление карьерой менеджера / Е.Г. Молл. — Санкт-Петерубрг: Питер, 2013. — 340 с. — ISBN- 978-5-459-01024-4.-Текст : непосредственный. 15.Новиков, Е.А. Организация работы службы управления персоналом – Москва: Альфа-Пресс, 2010. — 284 с. — ISBN- 5-94280-197-5.-Текст : непосредственный. 16.Одегов, Ю.Г. Аудит и конроллинг персонала: Учеб. пособие / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова.– Москва: Издательство «Экзамен», 2013. — 270 с. — ISBN- 5-94280-207-6.Текст : непосредственный. 12 17.Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации / В.П. Пугачев. – Москва: Аспект Пресс, 2012. — 270 с. — ISBN- 5-7567-0218- 0.-Текст : непосредственный. 18.Самыгин, С.И. Управление персоналом – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. — 380 с. — ISBN- 5-222-02063-0.-Текст : непосредственный. 19. Свергун, О. HR-практика Управление персоналом: как это есть на самом деле / О. Свергун, Ю. Пасс, Д. Дьякова, А. Новикова – Санкт-Петербург: Питер, 2012. — 320 с. — ISBN-5-469-00568-2.-Текст : непосредственный. 20. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СанктПетербург: Питер, 2012. — 120 с. — ISBN- 5-318-00127-0.-Текст : непосредственный. 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Формы, методы контроля и оценки результатов обучения позволяют установить у обучающихся степень сформированности общих и профессиональных компетенций. Результаты обучения Знания: содержание кадрового, информационного, технического и правового обеспечения системы управления персоналом; организационную структуру службы управления персоналом; общие принципы управления персоналом; принципы организации кадровой работы; психологические аспекты управления, способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе. Умения: уметь создавать благоприятный психологический климат в коллективе; эффективно управлять трудовыми ресурсами. Основные критерии оценки результата Качественно выполняет практические работы, умеет использовать информационные ресурсы для учебной деятельности; Знает нормативные правовые акты в области организации деятельности кадровой службы; Владеет профессиональной терминологией. Проявляет инициативу в решении практических задач, выявляет проблемы в ходе рефлексии и предложения по пути их решения; Умеет самостоятельно находить, отбирать и систематизировать информацию в литературе, периодических изданиях, информационных ресурсах сети Интернет; Умеет работать в составе группы в ходе подготовки к практическим и семинарским занятиям; Умеет организовать работу микрогруппы в ходе практического и семинарского занятия; Демонстрирует навыки делового общения и соблюдения этики делового общения. Формы и методы контроля и оценки письменный/ устный опрос; тестирование; составление схем; оценка результатов самостоятельной работы (докладов, презентации); оценка деятельности на практических и семинарских занятиях письменный/ устный опрос; тестирование; составление схем; оценка результатов самостоятельной работы (докладов, презентации); оценка деятельности на практических и семинарских занятиях 14