МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. В.11. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44.02.01 Дошкольное образование Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины «Основы учебноисследовательской деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» учреждение Разработчики: Кузнецова М.Ф., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ДИСЦИПЛИНЫ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 11 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности» относится к вариативной части общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование». Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель: подготовить студентов к научно-исследовательской работе в процессе обучения в колледже (выполнение реферативных, курсовых и выпускных квалификационных работ) и в будущей профессиональной деятельности (диагностика уровня обученности и воспитанности учащихся, обобщение передового и собственного опыта работы, разработка методических рекомендаций по тем или иным вопросам). Задачи: 1. вовлекать студентов в учебно-исследовательскую деятельность, способствующую формированию и развитию профессиональных компетенций и творческих способностей, необходимых для последующей работы в системе образования; 2. формировать представления студентов о методах организации и проведения опытнопоисковой работы; 3. развивать умения студентов, необходимые для проведения исследовательской работы и повышения качества подготовки специалистов. 4 Код ПК, ОК ОК 1 ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ПК 5.3. ПК 5.4. ПК 5.5. Умения Знания психолого− планировать исследовательскую - методы педагогического исследования; работу; − определять понятийный аппарат - содержание основных понятий и категорий научного поиска; исследования; требования к − определять основополагающую исследовательской работе, к проблему, цель и задачи оформлению результатов исследования; исследования. − осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; − фиксировать и сохранять исследовательский материал; − представлять результаты исследования в установленной форме с использованием электронной презентации. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 48 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы 18 практические занятия 14 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) контрольная работа 0 0 Самостоятельная работа 16 Промежуточная аттестация зачет 0 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы учебно–исследовательской деятельности» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Раздел 1. Наука и научное исследование Тема 1. Введение в Содержание учебного материала научное исследование Наука и научное познание. Виды наук. Планирование научного исследования. Этапы научного исследования. Раздел 2. Педагогическая наука Тема 2.1 Особенности Содержание учебного материала педагогического Выбор темы и определение проблемы. Актуальность педагогического исследования исследования. Компоненты актуальности. Формулировка темы, проблемы, целей и задач. Тема 2.2 Обзор Содержание учебного материала периодических Принципы подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с педагогических изданий бумажными и электронными носителями. В том числе практических занятий 1.Представление статьи из периодических изданий по изучаемой специальности/теме исследования Самостоятельная работа обучающихся 1.Аннотирование специализированного педагогического журнала или газеты/Представление профессиональных блогов и сообществ. Поиск е в сети Интернет материалов по теме проводимого исследования с помощью стандартных поисковых систем и с помощью сайтов научных библиотек и каталогов. Сравнение результатов поиска, описание различий. Раздел 3. Методы исследования психолого-педагогических проблем Тема 3.1 Методы Содержание учебного материала Объем в часах 2 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК 1. ОК 9. 2 6 2 2 ОК 1. ОК 2. ПК 5.5. ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ПК 5.3. ПК 5.5. 4 2 2 2 2 8 4 ОК 2. ОК 4. 6 учебноисследовательской деятельности Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования. Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработка, проведение и обработка анкеты Тема 3.2 Методика Содержание учебного материала социометрии Сущность методики, целевые ориентиры и результаты. Социоматрица и социограмма. Интерпретация полученных данных. Самостоятельная работа обучающихся 1.Выполнение социоматрицы и социограммы Раздел 4. Технология учебно-исследовательской деятельности студентов Тема 4.1 Структура Содержание учебного материала исследовательской Структура, содержание и оформление исследовательской работы. Оформление работы студентов исследовательской работы: нумерация страниц и глав; порядок оформления таблиц, графического материала, формул. Филологическое сопровождение оформления научной работы. 2 Тема 4.2 Методология исследовательской работы студентов 2 Тема 4.2 Технология написания частей реферативной работы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Содержание учебного материала Постановка целей и задач. Определение методологии исследования Самостоятельная работа обучающихся 1.Определение методологии исследования /заполнение индивидуального плана исследовательской деятельности Содержание учебного материала Структура учебного реферата. Критерии оценки учебного реферата. Оформление найденных интернет-материалов в соответствии с требованиями ГОСТ. В том числе практических занятий 1.Технология написания введения 2.Технология написания основной части 3.Технология написания заключения 4.Особенности оформления источников 5.Требование к презентации исследовательской работы 6.Структура защитной речи Самостоятельная работа обучающихся 1.Написание введения. 2.Написание параграфа ОК 5. ПК 5.5. 2 2 4 2 2 2 26 2 2 2 22 2 12 2 2 2 2 2 2 8 2 2 ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ПК 5.3. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ПК 5.3. ПК 5.4 ПК 5.5. ОК 1. ПК 5.3. ПК 5.4 ПК 5.5. ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ПК 5.3. ПК 5.4 ПК 5.5. 7 3.Оформление списка литературы. Работа с бумажными каталогами. Оформление ссылок на литературные источники. 4. Презентация реферативной работы (введение) Раздел 5. Организация исследовательской опытно-практической, опытно-экспериментальной и проектной работы студентов Тема 5.1 Особенности Содержание учебного материала написания курсовой Структура курсовой работы. Требования к оформлению и защите курсовой работы. работы Тема 5.2 Особенности Содержание учебного материала написания выпускной Структура выпускной квалификационной работы. Требования к оформлению и квалификационной защите выпускной квалификационной работы. Организация исследовательской работы выпускной квалификационной работы студентов Зачет Всего 2 2 4 2 2 ОК 2. ПК 5.3. ПК 5.4 ПК 5.3. ПК 5.4 ПК 5.5. 2 48 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебнометодические рекомендации). Технические средства обучения: интерактивная доска и мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания 1. Розанова, Н. М. Основы научных исследований. Учебно-практическое пособие. — М.: КноРус. 2020. - 328 с. - ISBN: 978-5-406-07660-6. - Текст: непосредственный. 3.2.2 Электронные издания 1. Байбородова, Л.В., Чернявская, А.П. Методология и методы научного исследования. Учебное пособие.— М.: Юрайт. 2018. - 222 с. - ISBN 978-5-87555-985-3. Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата обращения: 31.04.2020). 2. Дрещинский, В. А. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. - 274 с. - ISBN 978-5-534-07187-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата обращения: 31.04.2020). 3. Дрещинский, В.А. Основы научных исследований. Учебник для СПО. — М.: Юрайт. 2019. - 274 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10329-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата обращения: 31.04.2020). 4. http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Science/Publications/Libraries_1/ –Каталог научных библиотек 5. http://library.vshu.kirov.ru – база данных IRBIS (каталог книг и статей), доступен в научной библиотеке ВятГГУ (К. Либкнехта, 89) 6. http://www.scintific.narod.ru – каталог научных ресурсов 7. http://list.mail.ru/10177/1/0_1_0_1.html каталог научных журналов 8. http://ecologysite.net/ –каталог экологических сайтов 9. http://ecoportal.ru/katal.php –тематический каталог ссылок по экологии 10. http://www.herzenlib.ru/ библиотека им. А.И. Герцена (г.Киров) 11. http://libkirov.ru – Электронная библиотека города Кирова 12. http://www.rsl.ru –Российская государственная библиотека 13. http://www.rasl.ru – библиотека Академии Наук 14. http://www.spbrc.nw.ru – Санкт-Петербургский научный центр РАН 15. http://www.lib.pu.ru/RU/ –Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета 16. http://nbmgu.ru/ –Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова 17. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp –Научная электронная библиотека 18. http://www.nlr.ru/ Российская –Национальная библиотека 19. http://www.benran.ru/el_jur.htm - Электронные научные журналы 3.2.3 Дополнительные источники 1. Борикова, Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М. 2002. – 96с. - ISBN 978-5-7695-7579-2.- Текст: непосредственный. 2. Бережнова, Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности 9 3. 4. 5. 6. студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений. – 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 128с. ISBN 5-7695-2919-9. - Текст: непосредственный. Добреньков, В.И., Осипова Н.Г. Методология и методы научной работы: учебное пособие / В.И.Добреньков, Н.Г.Осипова. М.: изд. МГУ,2009. - 276с. - 978-5-98227-5998. - Текст: непосредственный. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с. - ISBN 5-7695-2146-5. - Текст: непосредственный. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с. ISBN 5-7695-2711-0. - Текст: непосредственный. Кузнецов, И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления /И.Н.Кузнецов. М.,2006. - 460 с. - ISBN 5-94798-904-2. - Текст: непосредственный. 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является зачет. Результаты обучения В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - методы психологопедагогического исследования; - содержание основных понятий и категорий научного поиска; - требования к исследовательской работе, к оформлению результатов исследования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: − планировать исследовательскую работу; − определять понятийный аппарат исследования; − определять основополагающую проблему, цель и задачи исследования; − осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; − фиксировать и сохранять исследовательский материал; − представить результаты исследования в установленной форме с использованием электронной презентации. Критерии оценки Методы оценки - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу; - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; зачет: заполненный индивидуальный план исследовательской деятельности, написанное введение, презентация по введению, итоговая отметка за семестр, черновой вариант реферата. - устный опрос, - тестирование, контрольные работы, практические задания, - домашнее задание творческого характера. 11