МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.В.10. ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 44.02.01 «Дошкольное образование» Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины «Основы инклюзивного образования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01. Дошкольное образование, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» Организация-разработчик: Государственное автономное педагогическое образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» Разработчики: Мутасова Людмила Николаевна, преподаватель ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» г. Екатеринбурга. © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И УЧЕБНОЙ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДИСЦИПЛИНЫ ОСВОЕНИЯ 6 15 УЧЕБНОЙ 17 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Основы инклюзивного образования» относится к вариативной части общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 44.02.01. «Дошкольное образование». Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии. ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. и общих компетенций (ОК): ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель: познакомить студентов с основами инклюзивного образования, понятийным аппаратом, научными основаниями, методологией и методами исследования, дать обобщенные теоретические представления о детях с отклонениями в развитии и особенностях их поведения. Задачи: 1. дать основные понятия, принципы, этапы, методы и формы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями; 2. показать отечественный и зарубежный опыт инклюзивного образования; 3. познакомить с нормативно-правовыми основами инклюзивного образования; 4. познакомить с моделями и технологиями психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, расстройствами аутистического спектра) в условиях инклюзивного образования. 4 Код ПК, ОК Умения Знания ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 9 ОК 11 ПК 1.4 ПК 4.1. ПК 4.2. ПК 5.1 ПК 5.3 применять знания о социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся при выборе образовательных технологий; - применять индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся в процессе конструирования и проведения различных форм образовательного процесса; - организовывать работу с родителями обучающихся и формулировать рекомендации по повышению эффективности процесса социализации обучающихся и организации их учебной деятельности; - разрабатывать образовательную программу для соответствующего этапа образования и отбирать технологии достижения результатов ее освоения; - осуществлять диагностику возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду. специфику обучения, воспитания и развития как видов практической педагогической деятельности и направлений образовательного процесса; содержание обучения, воспитания и развития на соответствующем этапе образования; структуру основной образовательной программы соответствующего этапа образования и требования к ее конструированию; - возрастные психофизические особенности развития личности обучающихся; - современные образовательные технологии; - психологические основы инклюзивного образования; - теории и технологии обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, сопровождения субъектов педагогического процесса; - способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; способы построения межличностных отношений в группах детей с ОВЗ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 69 в том числе: лекционные занятия 30 практические занятия 16 контрольные работы 0 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 контрольная работа 0 Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающегося (всего) 23 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы инклюзивного образования Наименование разделов и тем Раздел 1. Теоретические основы инклюзивного образования Тема 1.1. Категориальный аппарат дисциплины «Основы инклюзивного образования» Тема 1.2. Кадровое обеспечение инклюзивной образовательной среды Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 22 Содержание учебного материала Актуальность курса «Основы инклюзивного образования». Понятия «интеграция», «мэйнстриминг», «инклюзия»: вариативность подходов. Понятия «образовательная среда», «инклюзивная образовательная среда». Самостоятельная работа обучающихся Общие основы педагогики инклюзивного образования Методологические основы инклюзивного образования Содержание учебного материала Кадровый состав инклюзивного образовательного учреждения (ИОУ). Междисциплинарная команда специалистов. Модель учителя в инклюзивном образовании. Специальная профессиональная компетентность педагога. Тьюторство. Должностные обязанности тьютора в ИОУ. Психолог в ИОУ: должностные обязанности, требования к профессиональной компетентности. Самостоятельная работа обучающихся Специфика подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования Практическое занятие 6 4 2 ОК 4, ОК 9 2 6 2 2 ОК 4, ОК 9, ПК 5.3 Тема 1.3. Психологопедагогическое сопровождение инклюзивной практики: общая характеристика Тема 1.4. Организационноправовые и методологические основы инклюзивного образования Тема 1.5. Модели инклюзивного образования Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования Философские концепции в основе инклюзивного образования Философские положения экзистенциализма в концепции инклюзивного образования Философские положения постмодернизма в основе концепции инклюзивного образования Философские положения психоанализа в концепции инклюзивного образования Философские идеи А. Адлера в концепции инклюзивного образования Основные принципы инклюзивного образования Содержание учебного материала Основные принципы и задачи психолого-педагогического сопровождения. Структура и базовые компоненты психолого-педагогического сопровождения. Характеристика субъектов инклюзивной практики. Основные этапы и особенности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса. Общие подходы к технологиям психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной практике. Самостоятельная работа обучающихся Система психологического сопровождения Содержание учебного материала Основные нормативные и правовые ориентиры по организации образования обучающихся с ОВЗ Уровни образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Условия и модели инклюзии Практическое занятие Нормативно-правовые основы инклюзивного образования Международные акты, (подписанные СССР или Российской Федерацией). Федеральные акты (Конституция, законы). Правительственные (постановления, распоряжения); ведомственные (Министерства науки и образования РФ); региональные (правительственные и ведомственные) нормативные акты. Содержание учебного материала Классификация моделей отношения к лицам с ограниченными возможностями Модели отношения общества к возможности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями развития 7 2 4 2 ОК 4, ОК 9, ПК 5.3 2 4 2 ОК 4, ОК 9, ОК 11, ПК 5.1, ПК 5.3 2 4 2 ОК 4, ОК 9, ПК 5.3 Формы включения лиц с особыми образовательными потребностями общеобразовательный процесс Самостоятельная работа обучающихся Критерии и параметры оценки результатов инклюзивной практики Задачи мониторинга в инклюзивном образовательном учреждении (ИОУ). Требования к организации мониторинга в ИОУ. Этапы мониторинга в ИОУ. Цели инклюзивного образования и критерии их достижения. Раздел 2. Организация инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми возможностями здоровья Тема 2.1. Инклюзивное обучение детей с нарушениями слуха в 2 30 Содержание учебного материала Сурдопедагогика и сурдопсихология как науки, занимающие изучением детей с нарушением слуха Степени нарушения слуха. Причины и факторы нарушения слуха. Психологические особенности детей с нарушением слуха Тема 2.2. Инклюзивное Содержание учебного материала обучение детей с Тифлопедагогика и тифлопсихология как науки, занимающие изучением детей с нарушениями зрения нарушением зрения. Степени нарушения зрения Причины и факторы нарушения зрения Психологические особенности детей с нарушением зрения. Тема 2.3. Инклюзивное Содержание учебного материала обучение детей с Логопедия как отрасль науки, занимающаяся изучение детей с нарушением речи. тяжелыми Причины и факторы нарушения речи нарушениями речи Классификация нарушения речи. Психологические особенности детей с нарушением речи. Самостоятельная работа обучающихся Интеграционные процессы как предпосылки и тенденции развития инклюзивного 8 2 2 ОК 2, ОК 4, ОК 9, ПК 1.4, ПК 5.1, ПК 5.3 2 2 ОК 2, ОК 4, ОК 9, ПК 1.4, ПК 5.1, ПК 5.3 4 2 ОК 2, ОК 4, ОК 9, ПК 1.4, ПК 5.1, ПК 5.3 2 образования Содержание учебного материала Классификация форм нарушений опорно-двигательного аппарата. Уровни развития крупной моторики детей. Особенности реабилитационной работы с детьми с разной степенью нарушения крупной моторики. Практические занятия Опыт инклюзивного образования в мировой практике. Специфические приемы и методы, используемые в процессе обучения и воспитания лиц с ОВЗ в инклюзивном образовании Подготовка учителей к работе с детьми в условиях инклюзивного образования. Описание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением слуха, речи, зрения. Самостоятельная работа обучающихся Потенциальные возможности коррекционной помощи Создание системы раннего выявления детей с подозрением на те или иные отклонения – задача современного этапа коррекционной помощи детям. Формы помощи детям: консультативно-диагностическая; коррекционнопедагогическая; психологическая; реабилитационная Тема 2.5. Инклюзивное Содержание учебного материала обучение детей с Определение понятия «задержка психического развития». задержкой Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. психического развития Классификация детей с ЗПР по К.С. Лебединской. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения. Факторы, вызывающие появление неуспеваемости Самостоятельная работа обучающихся Теоретические основания организации инклюзивных практик в образовании Концепция психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ в инклюзивном образовании Практические занятия Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в образовательной организации, реализующей практики инклюзивного образования Тема 2.4. Инклюзивное обучение детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата 9 6 2 ОК 2, ОК 4, ОК 9, ПК 1.4, ПК 5.1, ПК 5.3 2 2 6 2 2 2 ОК 2, ОК 4, ОК 9, ПК 1.4, ПК 5.1, ПК 5.3 Тема 2.6. Инклюзивное обучение детей с нарушениями интеллекта. Тема 2.7. Инклюзивное обучение детей с расстройствами аутистического спектра Цель и задачи ПМПк Этапы работы ПМПк Содержание учебного материала Определение понятия «нарушение умственного развития». Причины интеллектуальной недостаточности. Клинико-психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением интеллектуального развития Особенности психофизического развития ребенка с психическими отклонениями в развитии. Содержание учебного материала Предмет и задачи психологии детей с РДА. Принципы и механизмы возникновения РДА. Особенности развития познавательной сферы при РДА. Особенности развития личности при РДА. Самостоятельная работа обучающихся Проблемы эмоционального развития в детском возрасте Практические занятия Психологическая типология отклоняющегося развития детей Варианты типологического анализа отклоняющегося развития Классификация нарушений психического развития В.В. Лебединского Психологический синдромальный подход А.Л. Венгера Описание специальных образовательных условий для младших школьников с ЗПР, умственной отсталостью, детей-аутистов Самостоятельная работа обучающихся Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей Психологический климат как фактор развития личности ребенка Раздел 3.Организация социального взаимодействия в инклюзивном образовании Тема 3.1. Организация Содержание учебного материала социального Компоненты педагогической деятельности 2 2 ОК 2, ОК 4, ОК 9, ПК 1.4, ПК 5.1, ПК 5.3 8 2 ОК 2, ОК 4, ОК 9, ПК 1.4, ПК 5.1, ПК 5.3 2 2 2 18 4 2 10 ОК 2, ОК 4, ОК 6, ОК 9, ПК 1.4, взаимодействия инклюзивном образовании в Стили педагогической деятельности Стили деятельности учителя по А.К. Марковой Особенности взаимодействия детей с ОВЗ со взрослым Рефлексия саморазвития педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования Практические занятия Система специального образования Цивилизованный путь развития системы специального образования - обучение. Система специальных учебно-воспитательных учреждений с соответствующими планами и программами воспитания и обучения, трудовой подготовки. Принципы организации и комплектования специальных учреждений. Создание новых реабилитационных учреждений Тема 3.2. Психолого- Содержание учебного материала педагогическое Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения педагога сопровождение Профессиональная готовность педагога, работающего в системе инклюзивного педагогов как образования субъектов Технологии образовательной, методической и психологической поддержки инклюзивной педагогов образовательной Самостоятельная работа обучающихся практики Сопровождение педагога и образовательной организации в процессе внедрения инклюзии Практические занятия Социальное взаимодействие сотрудников образовательной организации с родителями в условиях инклюзивного образования Факторы, определяющие отношение родителей к ребенку с ОВЗ. Классификация стилей семейного воспитания ребенка с ОВЗ Направления работы с семьей ребенка с ОВЗ Самостоятельная работа обучающихся Создание условий для охраны и укрепления здоровья Использование комплекса психолого-педагогических приемов в воспитании и обучении детей Включение детей в разнообразные виды детской деятельности Тема 3.3. Содержание учебного материала 11 ПК 5.1, ПК 5.3 2 8 2 ОК 2, ОК 4, ОК 6, ОК 9, ПК 1.4, ПК 5.1, ПК 5.3 2 2 2 5 ОК 2, ОК 5, ОК Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей, включенных в инклюзивное образовательное пространство Модели психологической помощи родителям детей с ОВЗ Содержание психологической помощи родителям ребенка с ОВЗ Самостоятельная работа обучающихся Психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся в инклюзивной образовательной среде Диагностика инклюзивной образовательной среды и ее субъектов Практическое занятие Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями Специальная организация взаимодействия педагогов и специалистов с семьей Разработка способов и методов психолого-педагогической помощи семье (первичная и последующая). Формы работы с семьей 2 Всего 69 1 2 Промежуточная аттестация . 12 9, ПК 4.1, ПК 5.3 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации). Технические средства обучения: интерактивная доска и мультимедиапроектор 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания 1. Сунцова, А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 с. 2. Организационно-методические основы инклюзивного образования: учебное пособие / Ю.А. Афонькина, Т.В. Кузьмичева. - Мурманск: МАГУ, 2018. – 114 с. 3. Инклюзивное образование: Учеб. пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина, И.А. Бучилова и др.; сост. О.Л. Леханова. – Череповец: ЧГУ, 2016. – 162 с. 4. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. - 334 с. 5. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 225 с. 6. Специальная психология: курс лекций / Н.В. Кухтова, С.В. Лауткина. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2016. – 160 с. 7. Пилипенко, А. В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: Учеб. пособие. / А.В. Пилипенко. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2016. – 45 с. 8. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. М.: «Академия», 2014. - 272 с. 9. Азбукина, Е.Ю., Михайлова, Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2016. – 335 с. 10. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для вузов – М.: Феникс, 2016. — 382 с. 11. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2015. – 464 с. 12. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова / под.ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2014. – 320 с. 3.2.2 Электронные издания https://cyberleninka.ru/ - Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» http://old.libsmr.ru/ - Самарская областная универсальная научная библиотека https://urait.ru/ - образовательная платформа 3.2.3.Дополнительные источники: 1. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для пед. и туманит, вузов. (Авт.-сост. В.П. Глухов) / В.П. Глухов. - М.: МГТУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 312 с. 2. Курс лекций по специальной психологии: Учебное пособие / [А.К. Акименко, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, М.Д. Коновалова, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред.Л.В. Шиповой. – Саратов, 2014. – 402 с. 3. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. - СПБ.: «Речь», 2003. - 216 с. 4. 5. 6. 7. 8. Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. Специальная педагогика: В 3-х т. Т1. История специальной педагогики / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 114 с. Специальная педагогика: В 3-х т. Т2. Общие основы специальной педагогики / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 165 с. Специальная педагогика: В 3-х т. Т3. Педагогические системы специального образования / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 241 с. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 228 с. 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: специфику обучения, воспитания и развития как видов практической педагогической деятельности и направлений образовательного процесса; содержание обучения, воспитания и развития на соответствующем этапе образования; структуру основной образовательной программы соответствующего этапа образования и требования к ее конструированию; - возрастные психофизические особенности развития личности обучающихся; - современные образовательные технологии; психологические основы инклюзивного образования; - теории и технологии обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, сопровождения субъектов педагогического процесса; способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; способы построения межличностных отношений в группах детей с ОВЗ В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: применять знания о социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся при выборе образовательных технологий; Критерии оценки - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу; - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. 15 Методы оценки - устный опрос, - тестирование, контрольные работы, - домашнее задание творческого характера. - применять индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся в процессе конструирования и проведения различных форм образовательного процесса; - организовывать работу с родителями обучающихся и формулировать рекомендации по повышению эффективности процесса социализации обучающихся и организации их учебной деятельности; разрабатывать образовательную программу для соответствующего этапа образования и отбирать технологии достижения результатов ее освоения; - осуществлять диагностику возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду 16