МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.В.09 ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С ПРАКТИКУМОМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ 44.02.01 Дошкольное образование Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины ОП.В.09 Детская литература с практикумом по выразительному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.01 Дошкольное образование, укрупненной группы специальностей 440000 «Образование и педагогика», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.14 г. № 1351. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» учреждение Разработчик: Башмакова Н.Г., преподаватель I квалификационная категория ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С ПРАКТИКУМОМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» относится к вариативной части общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование». Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей. ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. ПК 3.4. Анализировать занятия. ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий. Методическое обеспечение образовательного процесса. ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель: формирование общих и профессиональных компетенций студентов, необходимых для реализации в дошкольной образовательной организации области художественно-эстетическое развитие, через ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой и фольклором. Задачи: 1. вовлекать студентов в учебно-исследовательскую деятельность, способствующую формированию и развитию профессиональных компетенций и творческих способностей, необходимых для последующей работы в системе образования; 2. формировать представления студентов о литературоведческих сведениях при работе над художественными текстами; 3. развивать умения студентов, выразительно читать, владея богатством интонационных средств необходимых для повышения качества подготовки специалистов. Код ПК, ОК ОК 1 ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ПК 2. 6. ПК 2. 7 ПК 3. 1 ПК 3.2. ПК 3.3. ПК 3.4. ПК 3.5. ПК 5.1. ПК 5.2. Умения Знания 1. анализировать художественные произведения в единстве содержания и формы; 2. выявлять их специфику с учетом родовых и жанровых особенностей; 3. применять литературоведческие сведения при работе над художественными текстами; 4. владеть методическими приемами по изучению произведений для детей; 5. выразительно читать, владея богатством интонационных средств; 6. отбирать из многообразия детской литературы произведения, направленные на духовно-нравственное и историкокультурное воспитание дошкольников 1. специфики круга детского чтения (КДЧ) воспитанников ДОУ; 2. основных этапов развития русской детской литературы, ее специфики; 3. основных родов и жанров литературы, их особенности, методы и приемы работы с ними в ДОУ; 4. основных средств художественной изобразительности и их роль в выразительном чтении. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 141 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы 44 практические занятия 50 курсовая работа (проект) контрольная работа 0 0 Самостоятельная работа 47 Промежуточная аттестация дифференцированный зачет 0 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. В.09 Детская литература с практикумом по выразительному чтению Наименование разделов и тем Раздел 1. Детская литература Тема 1.1. Специфика детской литературы Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Содержание учебного материала Детская литература и детское и юношеское чтение, круг детского и юношеского чтения, художественная педагогическая книга. Функции детской литературы Основные этапы развития детской литературы в России. Требования ФГОС ДО к чтению художественной литературы. Компоненты процесса восприятия произведения. Особенности восприятия произведений и книг в различные периоды дошкольного возраста. Основные задачи работы с книгой на каждом возрастном этапе. Роль выразительного чтения в развитии речи дошкольников В том числе практических занятий 1. Восприятие и понимание произведения литературы как необходимое условие развития дошкольника. Раздел 2. Фольклор и детская литература. Тема 2.1. Содержание учебного материала Фольклор как вид искусства, 1.Понятие о фольклоре. Отличие фольклора от художественной литературы. его роль в формировании Устное народное творчество как часть народного быта. Взаимодействие фольклора личности ребенка и художественной литературы: народные сказки – основа «авторских», Малые формы фольклора литературных сказок.Роль фольклора в формировании личности ребенка. Заповеди народов мира народной педагогики в фольклорных произведениях. 2.Малые формы детского фольклора, их особенности и функции. Поддевки, дразнилки, приговорки, заклички: общие и различительные признаки, роль в предметно-словесном освоении окружающего мира. Скороговорки как средство развития артикуляции и тренировки речи. Роль загадок в развитии мышления ребенка. Выразительное чтение малых форм фольклора. В том числе практических занятий Объем в часах 4 4 2 Коды компетенций ОК 4 ОК8 ОК 9 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК3.4 2 2 14 6 2 ОК 4 ОК8 ОК 9 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК3.4 2 2 7 1.Коллоквиум: Считалки, скороговорки, загадки, пословицы, особенности, характер образности. Тема 2.2. Содержание учебного материала Крупные формы фольклора. Сказки. Традиционные приемы построения композиции сказки. Русские народные сказки Зачин, повторы, концовка. Присказка в сказке. Воспитательное значение сказки. Самостоятельная работа обучающихся 1.Составление сборника произведений малых фольклорных жанров для дошкольников по выбранной тематике. Тема 2.3. Содержание учебного материала Особенности мифа Миф в детском чтении. Связь с фольклорными традициями сказок. Происхождение жанра. Роль в нравственном воспитании ребенка Самостоятельная работа обучающихся 1.Литературоведческий и исполнительский анализ мифа Древней Греции Раздел 3. Русская детская литература первой половины XIX в. Тема 3.1. Содержание учебного материала Басня в детском чтении Понятие о басне и басенном аллегоризме. Воспитательное значение басен. Басни И.А. Крылова в детском чтении. Единство эпоса, драмы и лирики в баснях Крылова. Нравоучение и сатира. Приемы создания образов и особенности развития конфликта. Особенности художественной речи. В том числе практических занятий Семинар: Басня. Специфика жанра и языка, особенности чтения Самостоятельная работа Провести литературоведческий и исполнительский анализ басни Тема 3.2. Содержание учебного материала Литературная стихотворная 1.Особенности поэтики литературной сказки, проблема сказочного вымысла. сказка Связь авторской сказки с фольклорными формами и литературными жанрами. Творчество В. А. Жуковского. А. С. Пушкин. 2.Поэзия для детей. Сказки. «Конек –горбунок» П. Ершова. «Городок в табакерке» В. Одоевского. В том числе практических занятий Семинар: Рассказывание. Особенности рассказывания сказок разного вида и 2 4 2 2 2 4 2 2 2 32 6 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 ОК 4 ОК8 ОК 9 ПК2.7 ПК 3.2 ПК 3.3 ОК2 ОК 4 ОК8 ОК 9 ПК 2.7 ПК 3.3 ПК 3.4 характера Самостоятельная работа обучающихся 1.Выразительное чтение отрывка сказки наизусть 2.Провести литературоведческий и исполнительский анализ литературной сказки Тема 3.3. Фольклорные Содержание учебного материала традиции литературных Связь авторской сказки с фольклорными формами и литературными жанрами. сказок золотого века Особенности поэтики сказки в творчестве В.И. Даля. Роль рассказчика в сказках Даля. «Аленький цветочек» как литературная обработка фольклорной сказки. Реализм и богатство нравственного содержания в сказках Мамина-Сибиряка. Рассказы А.П. Чехова о животных «Каштанка», «Белолобый»: сближение детской психологии и зоопсихологии в образах животных, приемы передачи внутреннего мира животных. Реализм и богатство нравственного содержания. В том числе практических занятий 1.Техника речи. Дыхание, интонация, сила голоса Самостоятельная работа обучающихся 1.Подбор упражнений для совершенствования техники речи Тема 3.4. Содержание учебного материала Автобиографическая повесть Особенности рассказов для детей дошкольного возраста. для детей Художественные достоинства и педагогическая направленность. Герои. Идея автора В том числе практических занятий 1.Семинар: Рассказ. Подготовка к восприятию рассказов о животных. Самостоятельная работа обучающихся 1.Литературоведческий и исполнительский анализ рассказа для детей. Тема 3.5. Содержание учебного материала Рассказы и сказки Л. Жанр познавательной и бытовой сказки в творчестве Л.Н. Толстого. Толстого для детей Разнообразие тематики и реалистическое освещение явлений. Народные традиции и нравственные сентенции бытовых сказок. Самостоятельная работа обучающихся 1.Пересказ рассказов Л.Толстого Раздел 4. Современная русская детская литература Тема 4.1. Содержание учебного материала 4 2 2 6 2 2 2 2 2 6 2 2 2 2 2 4 2 2 2 61 7 ОК 2 ОК 4 ОК8 ОК 9 ПК 2.7 ПК 3.3 ПК3.4 Детская литература серебряного века Тема 4.2. Тема детства в реалистической прозе для детей Тема 4.3. Художественнопознавательная детская литература Классики «серебряного века» - детям. Мотивы детства в стихах И.А. Бунина, Бальмонта, Есенина. Сказки и стихи для детей Лидии Чарской. В том числе практических занятий 1.Поэзия: особенности лирического героя, влияние стихотворного размера и характера рифмы, соблюдение пауз. Самостоятельная работа обучающихся 1.Литературоведческий и исполнительский анализ поэтического произведения 2.Выразительное чтение наизусть ( по выбору обучающегося) Содержание учебного материала 1.Мир человека и животных в рассказах Куприна. «Барбос и Жулька», «Слон», «Белый пудель». Приемы создания образов животных, нравственный смысл сюжета. Человек как центр мироздания, природа и человек – основные темы произведений писателя. 2.Осознание идеи произведения как понимание основной мысли автора. Нравственный смысл сюжета. Воспитание детей, становление личности как главные темы в творчестве писателя. В том числе практических занятий 1.Семинар: Выявление авторского отношения к действующим лицам. Самостоятельная работа обучающихся 1.Литературоведческий и исполнительский анализ произведения Куприна. Содержание учебного материала Идея покорения природы в детской литературе. Художественное осмысление природы в творчестве М. Пришвина, Б. Житкова, В. Бианки, Е. Чарушина. Умение раскрыть чудесное в обыденной жизни, показать необыкновенное в обыкновенном. В том числе практических занятий 1.Коллоквиум: Значение произведений М. Пришвина в формировании восприятия природы ребенком. Реальность и вымысел, познавательное и воспитательное начала. 2 2 2 3 2 1 8 2 2 2 2 2 2 8 2 4 2 2 ОК 2 ОК 5 ОК8 ОК 9 ПК 2.6 ПК 3.2 ПК3.3 Тема 4.4. Автобиографическая повесть о детстве Тема 4.5. Авантюрноприключенческая детская литература Тема 4.6. Детская драматургия 2. Семинар: Анализ образа героя (мысли и чувства персонажей, черты их характера) Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить презентацию об одном из авторов-натуралистов Содержание учебного материала Художественное произведение как средство воспитания в прозе В. Катаева, Л. Пантелеева, В. Осеевой. Нравственно-этическое становление ребенка в автобиографической повести о детстве. Идея преодоления, перевоспитания, социологизации личности. Драматическое и комическое, детское мировосприятие. В том числе практических занятий 1.Семинар: Воспитательный потенциал художественного текста и адресат художественного произведения Самостоятельная работа обучающихся 1.Литературоведческий и исполнительский анализ произведения Содержание учебного материала Особенности педагогики Успенского: личная свобода и невмешательство в жизнь другого. Пародирование как один из основных приемов сказочного повествования Э. Успенского: система героев: неидеальность положительных героев, их особенность, фантастичность и чудесность, самооценка, преданность любимому делу. В том числе практических занятий 1.Семинар: Рассказы Н.Н. Носова, Голявкина, Драгунского Самостоятельная работа обучающихся 1.Доклад «Особенности чтения юмористических рассказов». Содержание учебного материала Особенности детской драматургии. Авторы и произведения. В том числе практических занятий 1.Семинар: К. Чуковский: чтение и рассказывание с показом игрушек 2.Семинар: Драматургия для детей С. Михалкова. «Занимательность сюжета, привлекательность персонажей, ясность этической идеи. 2 6 2 2 2 2 2 6 2 2 2 2 10 6 2 2 Тема 4.7. Детская поэзия 20 века Тема 4.8. Традиции и перспективы новейшей детской литературы Тема 4.9. Детские журналы: история и современность 3. Семинар: Драматургия для детей С.Я. Маршака. С.Я. Маршака. Особенность пьес: фольклорная основа, повторяемость эпизодов, непрерывность в ходе действия, причудливое развитие фабулы, герои и мотивы. Самостоятельная работа обучающихся 1.Выразительное чтение наизусть (Отрывок по выбору) 2.Выразительное чтение инсценированных произведений Содержание учебного материала Стихи для детей Саши Черного, С.Я. Маршака, С.Михалкова Динамичность повествования, бодрость ритма, разнообразие рифм, веселые, шутливые интонации. В том числе практических занятий 1.Семинар: Жанры поэзии и традиции народной поэзии в творчестве Е.А. Благининой и И.П. Токмаковой. Самостоятельная работа обучающихся 1.Выразительное чтение наизусть Содержание учебного материала Детская литература современности: особенности и проблемы. В том числе практических занятий 1.Семинар: Тенденции развития поэзии для детей: игровое отношение к слову, игровые формы диалога с читателем. Самостоятельная работа обучающихся 1.Литературоведческий анализ Содержание учебного материала Роль детских журналов в формировании круга детских писателей, в художественном и социальном развитии детей. Обзор журналов для детей разного возраста. История детских журналов: «Мурзилка», «Веселые картинки», «Миша», «Трамвай». В том числе практических занятий 1.Семинар: Анализ современных детских журналов, выходивших в минувшем и текущем годах. Самостоятельная работа обучающихся 2 4 2 2 6 2 2 2 2 4 2 2 6 2 2 2 2 1.Подборка статей из детских журналов. Раздел 5. Зарубежная детская литература Тема 5.1. Европейская Содержание учебного материала детская литература: от 1.Сказки Ш. Перро в русских изданиях для детей. средневековья к Золотому Светское и народное начало в сказках Ш. Перро; образ повествователя, веку иронический подтекст. Иллюстрации к сказкам Ш. Перро Самостоятельная работа обучающихся 1.Литературоведческий анализ сказки Тема 5.2. Содержание учебного материала Современная англоязычная Особенности детской литературы Великобритании и США. детская литература В том числе практических занятий (Великобритания, США) 1.Семинар: Анализ исполнения рассказов для детей на материалах аудиозаписей и чтения студентов. 2. Семинар: Образ Алисы; аллогизмы, фразеологические обороты. Игра со словом и логическими понятиями как основа творческого метода автора, развитие интеллектуального и образно-речевого мышления детей. Тема 5.3. Современная Содержание учебного материала детская литература Особенности детской литературы Франции, Италии. (Франция, Италия) В том числе практических занятий 1.Сопоставительный анализ сказок К. Коллоди «Приключение Пиноккио» и А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино». Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка выразительного чтения произведений Тема 5.4. Современная Содержание учебного материала немецкоязычная детская Немецкие романтические сказки братьев Гримм, Э. Гофмана, В. Гауф. литература (Германия, Сказки, вошедшие в круг чтения дошкольников. Образ повествователя. Образы Австрия) героев, фантазия и ирония. Тема 5.5. Современная Содержание учебного материала детская литература Виды инсценировок. Сочетание художественного слова с показом действия. Скандинавии (Дания, Подготовка и показ инсценировок. В том числе практических занятий 2 28 4 2 2 ОК 5 ОК 7 ОК 8 ПК 2.7 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК3.4 4 4 2 2 4 2 2 2 2 2 2 14 2 6 ОК 2 ОК 7 ОК 8 ПК 2.7 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК3.4 Швеция, Норвегия, Финляндия) 1.Коллоквиум «Особенности авторских сюжетов сказок Андерсена. Рассказывание сказок». 2. Деловая игра « Знатоки детской литературы». 3. Семинар Особенности сюжетов сказок Андерсена: чудесное в реальном. Выявление типов героя волшебной сказки и его помощников. Самостоятельная работа обучающихся 1.Выразительное чтение произведений. Темы и герои книг А. Линдгрен 2.Прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. 3.Модель НОД по ознакомлению детей с художественной литературой Раздел 6. Практикум по выразительному чтению Тема 6.1. Теоретические Содержание учебного материала основы Оптимальное использование педагогом неязыковых средств общения как условие работы над выразительности речи выразительностью речи В том числе практических занятий Семинар: Техника речи. Дыхание, голос, дикция. Темп и ритм, тон голоса. Всего 2 2 2 6 2 2 2 2 2 2 141 ОК 8 ПК 2.6 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК3.4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины, доска учебная, рабочее место преподавателя, столы, стулья (по числу обучающихся), шкаф для хранения раздаточного дидактического материала. Технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедиа проектор, компьютер, средства аудио визуализации. Также учебная дисциплина реализуется на базе Мастерской по компетенции Дошкольное воспитание с применением оборудования и программного обеспечения: - автоматизированное рабочее место преподавателя 1 шт; - автоматизированное рабочее место для оборудования мастерской «Дошкольное обучение» 15 шт; - предустановленное программное обеспечение/ Права на программы для ЭВМ WindowsPro 15 шт; - предустановленное программное обеспечение /Права на программы для ЭВМ OfficePro 15 шт; - предустановленное программное обеспечение /Права на программы для ЭВМ Kaspersky 15 шт; - интерактивный дисплей 1шт; - напольная стойка 1 шт; - интерактивные кубы 4шт; - интерактивная песочница с песком iSandBox 1 шт; - документ камера smart 1 шт; - логоробот пчелка Bee-Bot (набор из 6 шт); - обучающий и развивающий, программируемый без применения компьютера, робототехнический набор MatatalabProSet 2 шт; - кукла Мальчик 43см, одежда 4 сезона – 1 шт; - малая развивающая среда "Фиолетовый лес" (1х1,25 м, ковролин) 3 шт; и дидактических материалов: - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. ФГОС 15шт; - Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 1-3 года 15шт; - Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 3-4 года 15шт; - Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 4-5 лет 15шт; - Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 5-6 лет 15шт; -Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 6-7 лет 15 шт. 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания 1.Астафьева, О. В. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум :учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования – М. : Академия, 2017. – 315 с.- ISBN 978-5-44684842-3 - Текст: непосредственный 2. Денисова , А.В., Детская литература: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования– 6-е изд., стер. М. : Академия, 2016. – 432 с. .- ISBN 978-5-4468-3679-6- Текст: непосредственный 3.Путилова, Е. О. Детская литература: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования– М. : Академия, 2019. – 432 с. .- ISBN 978-5-4468-7760-7 - Текст: непосредственный 3.2.2. Электронные издания 1. http://kinds.rin.ru - Детский портал: 1 2. http://libririan.fio.ru/index.php&c=1787 - Библиотекарь.ru Детские писатели: 3. http://chukfamily.ru/index.html - Корней и Лидия Чуковские: 4. https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post432931029 - Книги для детей 5. https://knigi.mirtesen.ru/blog/43259335333/%C2%ABCHestnoe-slovo%C2%BB.L.Panteleev - Книги: читаем и обсуждаем 6. https://iv-obdu.ru/fond-redkoy-knigi/imena/v-a-oseeva-avtor-volshebnykh-slov/ Имена, биография // Валентина Александровна Осеева 7. https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/ Сборник // Русские пословицы и поговорки. 8. https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/ Тексты художественных произведений Носова/ Рассказы для детей 9. https://biographe.ru/znamenitosti/miln-alan/ - Милн —Биография 10. Минералова, И. Г. Детская литература: учебник и практикум. - М :Юрайт, 2019. — 333 с. — ISBN 978-5-534-00343-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433364 (дата обращения: 09.01.2021). 3.2.3 Дополнительные источники 1. Дерягина, Л. Б.Театрализованная деятельность в ДОУ : сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира / Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2015. - 123с. - ISBN 978-5-89814-758-7. - Текст: непосредственный. 2. Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб.пособие для вузов – 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 320 с. ISBN 5-7695-2711-0. - Текст: непосредственный. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Итоговым контролем освоения дисциплины является дифференцированный зачет. Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Освоенные умения: Анализировать художественные Использует Анализ произведения произведения в единстве соответствующие содержания и формы структурные единицы Выявлять их специфику с учетом Ориентируется в специфике Устный опрос родовых и жанровых жанровых особенностей особенностей литературы Применять литературоведческие Использует оптимальные Тестирование сведения при работе над способы работы над художественными текстами художественными текстами Владеть методическими приемами Правильно отбирает приемы Анализ педагогических по изучению произведений для над работой с ситуаций, оценка детей произведениями для детей результатов самостоятельной работы Выразительно читать, владея Правильно строит Исполнительский анализ богатством интонационных предложения, владея произведения средств богатством интонационных средств Отбирать из многообразия детской Использует оптимальность Оценка заданий для литературы произведения, выбора способов действий. самостоятельной работы направленные на духовнонравственное и историкокультурное воспитание дошкольников Знания: Специфика круга детского чтения Отбирает произведения Анализ практической (КДЧ) произведений входящие в состав КДЧ ситуации воспитанников ДОУ; Основные этапы развития русской Ориентируется в основных Устный, письменный детской литературы, ее этапов развития русской опрос специфики; детской литературы Основные жанры литературы, их Знает основные жанры Тестовые задания разного особенности, методы и приемы литературы, методы и уровня сложности работы с ними в ДОУ; приемы работы с ними в ДОУ Основные средства Применяет средства Сравнительный анализ художественной художественной изобразительности и их роль в изобразительности в выразительном чтении; исполнительском анализе произведений Средств контроля и оценки, Владеет Портфолио, доклад психолого-педагогические основы точностью оценки, оценочной деятельности педагога. самооценки деятельности