ОП.05 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
44.02.01 Дошкольное образование
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Теоретические основы дошкольного
образования» разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01
Дошкольное образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 27.10.2014 № 1351
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчик:
Брязгина Г.С., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ

И

ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

6
12
УЧЕБНОЙ
14

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Теоретические основы дошкольного образования» относится к
обязательной части общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной
образовательной программы по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование».
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и
его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения
двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого
ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его
самочувствии.
Организация различных видов деятельности и общения детей.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование,
лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и
дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов
деятельности и общения детей.
Организация занятий по основным общеобразовательным программам
дошкольного образования.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного
возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом
особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Воспитатель
детей
дошкольного возраста должен
обладать
общими
компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: подготовить студентов к профессиональной деятельности по организации
обучения и воспитания дошкольников с опорой на вариативные программы дошкольного
образования; применение передового отечественного и зарубежного педагогического
опыта в сфере дошкольного образования, адекватных возрасту форм, методов и средств
обучения и воспитания дошкольников.
Задачи:
1.
вовлекать студентов в учебную деятельность, способствующую находить и
анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических
проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального
самообразования и саморазвития;
2.
формировать представления студентов об особенностях организации и содержания
педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях;
3.
развивать умения студентов ориентироваться в современных проблемах дошкольного
образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.
Код
ПК, ОК
ОК 1
ОК 2.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.7.
ПК 3.1-3.4.

Умения

Знания

определять
педагогические
возможности
различных
методов,
приемов, методик, форм организации
обучения и воспитания дошкольников;
анализировать
педагогическую
деятельность, педагогические факты и
явления;
находить
и
анализировать
информацию, необходимую
для
решения
профессиональных
педагогических проблем, повышения
эффективности
педагогической
деятельности,
профессионального

- отечественный и зарубежный
опыт дошкольного образования;
- особенности организации и
содержания
педагогического
процесса
в
дошкольных
образовательных учреждениях;
вариативные программы
воспитания, обучения и развития
детей;
- формы, методы и средства
обучения
и
воспитания
дошкольников, их педагогические
возможности
и
условия
5

ПК 5.1-5.5.

самообразования и саморазвития;
- ориентироваться в современных
проблемах образования, тенденциях его
развития
и
направлениях
реформирования;

применения;
психолого-педагогические
условия развития мотивации и
способностей
в
процессе
обучения, основы развивающего
обучения, дифференциации и
индивидуализации обучения и
воспитания;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем часов
Объем образовательной программы

48

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы

30

практические занятия

2

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

16

Промежуточная аттестация

текущая

0

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теоретические основы дошкольного образования»
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

1

2

3
2
2

Тема 1.
Система образования в
Российской Федерации.
Дошкольное образование в
системе общего образования.
Современные тенденции
обновления образования в РФ.
Тема 2.
ФГОС СПО по специальности
44.02.01. «Дошкольное
образование». Общие и
профессиональные
компетенции обучающегося.
Тема 3.
Федеральный закон № 273 «Об
образовании в Российской
Федерации». Основные
категории дошкольного
образования: социализация,
развитие, воспитание
Тема 4.
Федеральный закон № 273 «Об
образовании в Российской
Федерации». Основные

Содержание учебного материала
Понятие и принципы системы образования. Уровни общего образования.
Особенности правого статуса дошкольного образования. Федеральные
государственные образовательные стандарты.

Содержание учебного материала
Практическое применение общих и профессиональных компетенций
обучающегося по специальности ФГОС СПО 44.02.01. «Дошкольное
образование»

4
2

Самостоятельная работа обучающихся
1.Проанализировать ФГОС СПО по специальности 44.02.01. «Дошкольное
образование». Выписать общие и профессиональные компетенции в тетрадь.
Содержание учебного материала
Основные категории дошкольного образования и дошкольной педагогики:
социализация, развитие, воспитание. Понятие, практическое применение.

2
2

Содержание учебного материала
Основные категории дошкольного образования и дошкольной педагогики:
обучение, образование, дошкольное образование, содержание образования.
Понятие, практическое применение.

4
2

2
2

Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 1
ОК 4.
ОК 9.
ОК 11
ОК 1
ОК 2
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 11
ОК 1
ОК 4.
ОК 9.
ОК 11

ОК 1
ОК 2
ОК 4.
ОК 5.
7

категории дошкольного
образования: обучение,
образование, дошкольное
образование, содержание
образования
Тема 5.
Нормативно-правовые основы
дошкольного образования:
Федеральный
государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования,
Профессиональный стандарт
«Педагог» (воспитатель)
Тема 6.
Федеральный
государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования
(ФГОС ДО): общие положения
Тема 7.
Федеральный
государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования
(ФГОС ДО): требования к
структуре, условиям,
результатам реализации
основной образовательной
программы дошкольного
образования
Тема 8.
Профессиональный стандарт
«Педагог»: требования к
деятельности воспитателя
ДОО

Самостоятельная работа обучающихся
Изучить Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской
Федерации», пункт 2. Основные понятия. Заполнить таблицу.

2
2

ОК 8.
ОК 9.
ОК 11

Содержание учебного материала
Разработка образовательных целей ДОО, структуры образовательного
процесса, содержания образовательных программ, технологий обучения и
воспитания, условий образовательного процесса, организации контроля и
оценки результатов.

2
2

ОК 1
ОК 4.
ОК 9.
ОК 11

Содержание учебного материала
Основные принципы, цели и задачи ФГОС ДО, условия реализации
качественного образования.

2
2

ОК 1
ОК 4.
ОК 9.
ОК 11

Содержание учебного материала
Изучение раздела II ФГОС ДО «Требования к структуре образовательной
программы дошкольного образования», раздела III ФГОС ДО «Требования к
условиям реализации образовательной программы дошкольного образования»,
раздела IV ФГОС ДО «Требования к результатам освоения образовательной
программы».
Самостоятельная работа обучающихся
1.Проанализировать ФГОС ДО, сравнить целевые ориентиры в младенческом и
раннем возрасте и по завершении дошкольного детства.

4
2

ОК 1
ОК 4.
ОК 9.
ОК 11

Содержание учебного материала
Личностные и профессиональные компетенции воспитателя детей дошкольного
возраста необходимые для осуществления образовательной деятельности,
самосовершенствования.

4
2

2
2

ОК 1
ОК 2
ОК 4.
ОК 5.
ОК 8.
8

Самостоятельная работа обучающихся

2

Профессиональный стандарт «Педагог» (воспитатель). Изучить первоисточник,
выписать в тетрадь трудовые функции воспитателя. Сравнить с ПК ФГОС
СПО.
Содержание учебного материала
Общая характеристика основных подходов к воспитанию и развитию в
современных образовательных программах дошкольного образования,
классификация, требования к условиям, содержанию, результатам освоения.

2

Тема 10.
Характеристика вариативных
образовательных программ:
«От рождения до школы»,
«Детство», «Радуга»

Содержание учебного материала
Цели, задачи, основные принципы, особенности реализации, преимущества

4
2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Изучить вариативные комплексные и парциальные программы дошкольного
образования на сайте ФИРО.
Заполнить сравнительную таблицу.

2

Тема 11.
Характеристика вариативных
образовательных программ:
«Развитие», «Успех», «Детский
сад - дом радости»

Содержание учебного материала
Цели, задачи, основные принципы, особенности реализации, преимущества
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить презентацию о примерных образовательных программах: «От
рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Развитие», «Успех», «Детский сад
- дом радости» (на выбор).

4
2
2
2

Тема 12.
Образовательный процесс в
дошкольной образовательной
организации

Содержание учебного материала
Понятие и структура образовательного процесса ДОО, теоретические основы,
сущность, компоненты и их взаимосвязь

2
2

Тема 9.
Программно-методические
основы деятельности ДОО в
условиях вариативности
содержания образования

2
2

ОК 9.
ОК 11

ОК 1.
ОК 4.
ОК 9.
ОК 11
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1
ПК 4.1.
ОК 1.
ОК 2.
ОК 4.
ОК 5
ОК 9.
ОК 11
ПК 1.1.
ПК 2.1.
ПК 3.1.
ОК 1.
ОК 2.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 9.
ОК 11
ПК 1.1
ПК 2.1.
ПК 3.1.
ПК 5.2.,5.3.
ОК 1
ОК 4.
ОК 9.
ОК 11
9

Тема 13.
Психолого-педагогические
основы организации
образовательного процесса
ДОО

Содержание учебного материала
Условия создания безопасной и психологически комфортной образовательной
среды. Организация образовательного процесса в соответствии с
современными концепциями дошкольного образования.

2
2

Тема 14.
Традиционные и
инновационные формы
дошкольного образования в
России

Содержание учебного материала
Формы дошкольного образования в России: традиции и инновации
В том числе практических занятий
1.Развитие инновационных форм дошкольного образования, применение с учетом
индивидуальных
особенностей
детей,
запросов
родителей
(законных
представителей), в условиях социального партнерства
Самостоятельная работа обучающихся
1.Заполнить сравнительную таблицу традиционных и инновационных форм
дошкольного образования.
Содержание учебного материала
Развитие дошкольного образования за рубежом: Япония, Китай, Северная и Южная
Корея, Турция.

4

Самостоятельная работа обучающихся

2

Подготовить презентацию о дошкольном образовании и воспитании за рубежом в
странах Востока, Запада.
(Америка, Франция, Япония, Финляндия и других странах). Виды ДОО, возраст
детей, наличие программы, особенности организации образовательного процесса,
взаимодействие детского сада с семьей, обеспечение квалифицированными
кадрами, актуальные проблемы дошкольного образования в этих странах.
Содержание учебного материала

2

Тема 15.
Развитие дошкольного
образования за рубежом:
страны Востока.

Тема 16.

2
2

2
2
4
2

2

ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.7
ПК 3.1-3.4
ОК 1
ОК 4.
ОК 9.,
ОК 11
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.7
ПК 3.1-3.4.
ПК 5.2, 5.3
ОК 1
ОК 4.
ОК 9.,
ОК 11
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.7
ПК 3.1-3.4.
ПК 5.2, 5.3
ОК 1,
ОК 2,
ОК 4.,
ОК 5
ОК 9.,
ОК 11
ПК 1.1
ПК 2.1.
ПК 3.1.
ПК 5.2, 5.3
ОК 1.

10

Развитие дошкольного
образования за рубежом:
страны Запада

Развитие дошкольного образования за рубежом: Америка, Франция, Англия,
Германия, Чехия.

2

Всего:

48

ОК 2.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 9.
ОК 11.
ПК 1.1.
ПК 2.1.
ПК 3.1.
ПК 5.2, 5.3.

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебнометодические рекомендации).
Технические средства обучения: интерактивная доска и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
1. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Виноградова Н.А. Теоретические основы
дошкольного образования: / под общей редакцией Н.В. Микляевой.-2-е изд., перераб. И
доп.-М.: Издательство Юрайт, 2019. - 496с.- Текст: непосредственный.
3.2.2 Электронные издания
1.
Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учебное
пособие для среднего профессионального образования — М. : Юрайт, 2020. — 218 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09089-5. — Текст: электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455417 (дата обращения: 30.04.2020).
2.
Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие. — М.: о Юрайт,
2020. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06925-9. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452593 (дата обращения:
30.04.2020).
3.
Крежевских О. В.
Теоретические основы дошкольного образования.
Интерпрофессиональная подготовка педагога: учебное пособие для среднего
профессионального образования— Москва : Юрайт, 2019. — 132 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-12521-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/447710 (дата обращения: 30.04.2020).
4.
Каратаева Н. А.
Теоретические основы дошкольного образования.
Региональные образовательные программы: учебное пособие для среднего
профессионального образования. — М.: Юрайт, 2019. — 118 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-11182-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/444639 (дата обращения: 30.04.2020).
5.
Козлова С. А.
Теоретические основы дошкольного образования.
Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для
среднего профессионального образования. — М.: Юрайт, 2020. — 202 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10179-9. — Текст: электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456136 (дата обращения: 30.04.2020).
3.2.3 Дополнительные источники
1.
Борисова Т.П. Современное дошкольное образование за рубежом Интернетисточник http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-doshkolnoe-obrazovanie-za-rubezhom
2.
Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Управление инновационным дошкольным
образовательным учреждением в условиях социального партнерства: Учебно-методическое
пособие:- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - Текст: непосредственный.
3.
Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом: История и
современность. М., 2007. -- Текст: непосредственный.
4.
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Правовые основы управления ДОУ:
практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2008. - Текст: непосредственный.

12

5.
Овчинникова Т.С. Качество образования и организация управления а
дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Монография.- СПб.:
КАРО, 2012. - Текст: непосредственный.
6.
Современные программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - Текст: непосредственный.
7.
Сорокова М. Г. Современное дошкольное образование: США, Германия,
Япония. — М., 2012 Интернет-источник. http://pedlib.ru/Books/6/0295/6-0295-1.shtml

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лекций, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Оценивание проводится традиционной системой отметок в баллах за каждую
выполненную работу. По итогам контрольных точек выставляется итоговая отметка.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Освоенные умения:
оценивать постановку цели и задач
непосредственно – образовательной
деятельности, определять педагогические
возможности и эффективность применения
различных методов, приемов, методик, форм
организации обучения и воспитания в ДОО
анализировать педагогическую деятельность,
педагогические факты и явления
находить и анализировать информацию,
необходимую для решения профессиональных
педагогических проблем, повышения
эффективности педагогической деятельности,
профессионального самообразования и
саморазвития
ориентироваться в современных проблемах
дошкольного образования, тенденциях его
развития и направлениях реформирования
Усвоенные знания:
особенности содержания и организации
педагогического процесса в дошкольных
образовательных организациях

Критерии оценки

Методы оценки

традиционная
система отметок в
баллах за каждую
выполненную
работу;
накопительная
система баллов, на
основе
которой
выставляется
итоговая отметка;

Устный опрос.
Практические
задания.
Самоанализ
педагогических
ситуаций
(письменно).
Практические
задания.
Презентация.
Тезисы.
Практические
задания.
Таблица.

формы, методы и средства обучения и
воспитания, их педагогические возможности и
условия применения
психолого-педагогические условия развития
мотивации и способностей в процессе обучения,
основы
развивающего
обучения,
дифференциации
и
индивидуализации,
обучения и воспитания
отечественный
и
зарубежный
опыт
дошкольного образования;
вариативные программы воспитания, обучения
и развития детей;
средства контроля и оценки качества
дошкольного
образования,
психологопедагогические основы оценочной деятельности
педагога

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».