ОП.04 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 04. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
44.02.01 «Дошкольное образование»
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020 г.

Рабочая
программа
учебной
дисциплины
ОП.04.
«Правовое
обеспечение
профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
44.02.01 «Дошкольное образование», утвержденного Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1351.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»
Разработчик:
Ткач С.В., преподаватель высшей квалификационной
«Свердловский областной педагогический колледж»

категории

© ГБПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

учреждение

ГБПОУ

СО

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .........................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ... Ошибка! Закладка
не определена.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...........................................17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................................................................................19

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной
деятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»,
утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
27.10.2014 № 1351.
Применение программы учебной дисциплины направлено на формирование
элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения
соответствующих профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и
его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения
двигательного режима.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности в общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование,
лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и
дошкольного возраста.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного
возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной
деятельности» может быть использована в рамках реализации программ дополнительного
профессионального образования, в частности:
- программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации
педагогических работников с целью освоения нового вида профессиональной деятельности:
4

обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального
общего образования при наличии высшего или среднего профессионального
(педагогического) образования без предъявления требований к опыту педагогической
деятельности.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
является обязательной частью профессионального цикла ППССЗ, в который входит
дисциплина общепрофессионального учебного цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
углубленной подготовки, в рамках которой осуществляется прохождение дисциплины
«Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
Цель дисциплины: способствовать профессиональному становлению студентов,
путем освоения ими теоретических правовых знаний, изучения законодательства и
правоприменительной практики, привития умений и навыков использования полученных
знаний в процессе будущей профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
− использовать нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в
области образования;
− защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским
процессуальным и трудовым законодательством;
− анализировать и оценивать результаты и последствия действий
(бездействия) с правовой точки зрения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
− основные положения Конституции Российской Федерации;
− права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
− понятие и основы правового регулирования в области образования;
− основные законодательные акты и нормативные акты, регулирующие
правоотношения в области образования;
− социально-правовой статус воспитателя;
− порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
− правила оплаты труда педагогических работников;
− понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
− виды
административных
правонарушений
и
административной
ответственности;
− нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный
порядок разрешения споров.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося - 78 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 52 часов,
- самостоятельной работы обучающегося - 26 часов.
5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа

10
26

Промежуточная аттестация

Диф.зачет

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной
деятельности»
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Тема 1.1
Понятие и
сущность права

Тема 1.2
Правоотношения
и юридическая
ответственность

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если
предусмотрены)
2
Основы теории права
Содержание учебного материала
Право в системе социального регулирования. Понятие и виды социальных норм.
Правовая норма как особый вид социальных норм. Понятие и основные признаки
права. Функции права. Понятие, признаки, виды и толкование норм права. Структура
нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция.
Понятие и виды форм (источников) права. Нормативно-правовой акт: понятие,
признаки, виды, юридическая сила, действие во времени, в пространстве, по кругу
лиц. Законы и подзаконные акты.
Система Российского права. Вертикальное и горизонтальное строение системы права.
Система законодательства. Основные правовые системы современности.
Основные отрасли российского права. Образовательное право как составная часть
системы права. Предмет и метод основных отраслей российского права.
Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.
Значение трудового, гражданского, административного, уголовного отраслей права
для регулирования профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Заполнение таблицы «Юридическая сила, действие во времени, в пространстве и
по кругу лиц нормативно-правовых актов, обеспечивающих правовое
регулирование профессиональной деятельности педагогических работников».
2. Заполнение сравнительной таблицы «Общая характеристика основных отраслей
российского права».
Содержание учебного материала
Понятие, основания возникновения и виды правоотношения. Юридические факты.
Структура правоотношения: субъект, объект и содержание.
Правомерное и неправомерное поведение. Понятие, признаки и
виды
7

Объем
часов

Уровень
освоения

3
8
4
2

4
1

2
1

1
4
2

1

правонарушения. Преступления и проступки. Состав правонарушения: субъект,
объект, субъективная сторона и объективная сторона. Понятие и формы вины.
Юридический казус.
Понятие, признаки, цели, принципы и виды юридической ответственности.
Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.Другие меры
государственного принуждения и пресечения. Законность и правопорядок в
современном обществе.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Решение прямого и обратного кроссворда по разделу 1. «Основы теории права».
Раздел 2.

Конституционные основы правового регулирования профессиональной
деятельности
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Основы
Конституции РФ: понятие, юридические свойства, порядок принятия и внесения
конституционного поправок, структура и общая характеристика. Конституция РФ – основа правового
строя РФ
регулирования профессиональной деятельности педагога.
Основы конституционного строя РФ. Основные принципы конституционного строя
РФ. Политические, экономические, социальные и духовные
основы
конституционного строя РФ.
Система органов государственной власти в РФ. Два уровня системы государственной
власти в РФ: федеральный и региональный. Вертикаль и горизонталь государственной
власти. Принцип разделения властей. Конституционные основы местного
самоуправления в РФ. Система органов местного самоуправления в РФ.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Решение квеста «Система органов государственной власти в РФ и Свердловской
области, органы местного самоуправления в МО г. Екатеринбург».
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Основы правового Понятие и элементы правового статуса личности. Толкование правовых понятий
статуса личности «человек», «гражданин», «личность» в конституционном праве. Гражданство РФ.
в РФ
Конституционные принципы правового статуса личности в РФ. Конституционный
статус человека и гражданина в РФ.
Основные конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ: личные
(гражданские), политические, экономические, социальные, культурные. Гарантии
прав и свобод человека и гражданина в РФ. Право на образование и государственные
гарантии его реализации в РФ.
8

2
2
10
4
2

2

2
2
6
2

2

Раздел 3.
Тема 3.1
Государственная
политика в сфере
образования в РФ

Тема 3.2

Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ.
Государственный механизм защиты прав и свобод человека. Международно-правовые
формы защиты прав и свобод человека.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составление таблицы «Конституционные права, свободы и обязанности человека
и гражданина в РФ» на основании положений Конституции РФ.
2. Решение прямого и обратного кроссворда по разделу 2. «Конституционные
основы правового регулирования профессиональной деятельности».
Правовое регулирование в области образования
Содержание учебного материала
Образовательное право как отрасль права: понятие, предмет, метод, источники.
Правоотношения в сфере образования: понятие, структура и содержание.
Основы государственной политики в области образования. Понятие и содержание,
приоритеты, принципы и механизм реализации государственной политики РФ в
области
образования.
Государственные
программы
в
области
образования.Государственные гарантии прав граждан в сфере образования.
Управленческие отношения в системе образования. Система государственных
органов управления образованием в РФ. Федеральные органы управления
образованием: Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство
просвещения РФ и др. Региональные органы управления образованием:
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области и др.
Органы местного самоуправления в структуре управленческих отношениях в системе
образования. Полномочия федеральных и региональных государственных органов
власти РФ, органов местного самоуправления в области образования. Принципы
управления системой образования: единоначалие и самоуправление.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подбор материала, иллюстрирующего процесс реализации принципов
государственной политики в сфере образования (учебные пособия, газеты,
журналы, интернет, иные СМИ).
Содержание учебного материала

9

4
2
2
16
4
2

3

2
2

2

3

Нормативноправовые основы
в области
образования в РФ

Тема 3.3
Система
образования в РФ

Тема 3.4
Организационноправовые основы
деятельности
образовательных
организаций в РФ

Структура законодательства в области образования: международное и национальное.
Законодательство РФ в области образования: система, цели и задачи.
Федеральное законодательство в области образования. Конституция РФ, ФЗ РФ «Об
образовании в Российской Федерации» как основные источники образовательного
права.
Законодательство субъектов РФ в области образования. Закон Свердловской области
«Об образовании в Свердловской области» - основной нормативно-правовой акт
Свердловской области, регулирующий деятельность образовательных учреждений.
Акты органов местного самоуправления в области образования.
Локальные нормативные акты образовательной организации.
Международно-правовое регулирование в области образования. Всеобщая
декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. ЮНЕСКО и ее роль в
формировании правовых основ современного образования. Международные акты
регионального характера.
Содержание учебного материала
Понятие и компоненты системы образования. Содержательная, функциональная и
организационно-управленческая подсистемы.
Виды и уровни образования. Дошкольное образование: специфика и роль в
образовательной системе. Общее образование и его уровни. Профессиональное
образование и его уровни. Дополнительное образование и его виды.
Профессиональное обучение.
Образовательные стандарты: федеральные государственные образовательные
стандарты, образовательные стандарты, профессиональные стандарты. Федеральные
государственные требования. Образовательные программы и общие требования к их
реализации.
Формы получения образования. Очная, очно-заочная и заочная формы обучения.
Семейное образование, самообразование и экстернат.
Содержание учебного материала
Образовательная деятельность и лица, ее осуществляющие. Виды и типы
образовательных учреждений.
Понятие и признаки юридического лица. Классификация юридических лиц в
зависимости от их организационно-правовой формы. Правовой статус коммерческих
и некоммерческих организаций.
Основные организационно-правовые формы и общая правовая характеристика
коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих образовательную
10

2

2
2

3

2
2

1

Тема 3.5
Правовой статус
субъектов
образовательного
процесса в РФ

Раздел 4.
Тема 4.1
Особенности
содержания и
заключения
трудового
договора с
педагогическими
работниками

деятельность: учредители, источник образования имущества, ответственность по
обязательствам, учредительные документы, органы управления.
Создание, реорганизация и ликвидация ОУ. Лицензирование и аккредитация
образовательных учреждений. Документация ОУ. Компетенция, права, обязанности и
ответственность ОУ.
Индивидуальный
предприниматель,
осуществляющий
образовательную
деятельность.
Содержание учебного материала
Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.
Договор образования.
Права, обязанности и ответственность обучающихся (воспитанников) как участников
образовательного процесса.
Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) как
участников образовательного процесса.
Права, обязанности и ответственность педагогических работников как участников
образовательного процесса.
Защита прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса.
Практические занятия
1. Конференция по теме «Правовой статус участников образовательного процесса в
РФ».
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка доклада и мультимедийной презентации по теме «Правовой статус
участников образовательного процесса в РФ».
2. Решение задач по теме «Определение правового статуса участников
образовательного процесса в РФ»
Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования
Содержание учебного материала
Понятие, стороны и содержание трудового договора. Виды трудовых договоров и их
особенности. Отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых
договоров. Особенности трудового договора с педагогическими работниками. Права
и обязанности работника образовательного учреждения.
Порядок и особенности заключения трудового договора. Гарантии при заключении
трудового договора. Документы, необходимые при приеме на работу. Форма
трудового договора. Вступление трудового договорав силу. Алгоритм оформления
11

8
2

3

2
2
4
2
2
42
2
2

3

Тема 4.2
Особенности
изменения и
прекращения
трудового
договора с
педагогическими
работниками

Тема 4.3
Аттестация
педагогических
работников

Тема 4.4
Рабочее время
педагогических
работников

приема на работу. Приказ (распоряжение) о приеме на работу. Трудовая книжка.
Особенности заключения трудового договора с педагогическими работниками.
Порядок допуска к занятию педагогической деятельностью.
Содержание учебного материала
Изменение условий трудового договора. Перевод на другую работу и перемещение.
Отстранение от работы. Особенности изменения условий трудового договора с
педагогическими работниками.
Классификация оснований прекращения трудового договора. Основания, порядок и
особенности расторжения трудового договора по инициативе работника, по
инициативе работодателя, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, по
соглашению сторон, по истечению срока, при неудовлетворительном результате
испытания и др. Общий и особый порядок оформления увольнения. Выплата
выходного пособия. Оформление трудовых книжек. Особенности прекращения
трудового договора с педагогическими работниками.
Практические занятия
1. Правовой анализ и рецензирование трудового договора.
Содержание учебного материала
Нормативно-правовые основы проведения аттестации педагогических работников.
Цель, задачи, принципы проведения аттестации педагогических работников.
Особенности проведения аттестации педагогических работников государственных и
муниципальных образовательных учреждений. Квалификационные категории
работников.
Права аттестуемого педагога. Требования, предъявляемые к аттестующимся
педагогам. Формы проведения и процедура прохождения аттестации.
Система повышения квалификации работников образовательных учреждений.

Содержание учебного материала
Понятие и виды рабочего времени. Режим и учет рабочего времени. Нормальная и
сокращенная продолжительность рабочего времени. Полное и неполное рабочее
время. Сверхурочная работа. Работа по совместительству. Работа в ночное время.
Работа в праздничные и выходные дни.
Особенности правового регулирования рабочего времени педагогических
работников.
Самостоятельная работа обучающихся
12

4
2

2
2
2
2

3
2

1

3

2

3

1. Составление сравнительно-аналитических таблиц «Сокращенное рабочее время»,
«Сроки предупреждения при расторжении трудового договора» на основании
положений Трудового Кодекса РФ.
Тема 4.5
Содержание учебного материала
Время отдыха
Понятие и виды времени отдыха. Перерывы в работе. Выходные дни. Нерабочие
педагогических
праздничные дни. Отпуска. Виды отпусков. Ежегодный основной оплачиваемый
работников
отпуск: виды и порядок предоставления. Исчисление стажа работы, дающего право
на отпуск. Порядок предоставления, перенесения и продления отпуска. Замена
отпуска денежной компенсацией. Отпуск без сохранения заработной платы: виды и
порядок предоставления.
Особенности правового регулирования времени отдыха педагогических работников.
Тема 4.6
Содержание учебного материала
Правовое
Понятие, порядок, формы, условия, место и сроки выплаты заработной платы.
регулирование
Государственное и локальное регулирование заработной платы. Минимальный
оплаты труда
размер оплаты труда (МРОТ). Основные гарантии по оплате труда работников.
педагогических
Система оплаты труда.
работников
Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы.
Размер денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы.
Ограничение удержаний и размера удержаний из заработной платы работника.
Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда: за работу в выходные и
праздничные дни, сверхурочное время, при совмещении профессий и выполнении
обязанностей временно отсутствующего работника, при простое, при невыполнении
норм выработки, браке продукции.
Особенности правового регулирования оплаты труда педагогических работников.
Стимулирующие надбавки, льготы, гарантии и компенсации работников
образовательных учреждений.
Подоходный налог. Налоговые льготы и налоговые вычеты.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составление сравнительно-аналитических таблиц «Оплата труда в условиях,
отклоняющихся от нормальных», «Размер выходного пособия при увольнении» на
основании положений Трудового Кодекса РФ.
Тема 4.7
Содержание учебного материала
Дисциплина труда Понятие, значение, содержание и методы обеспечения трудовой дисциплины.
и дисциплинарная Особенности дисциплины труда работников образовательных учреждений.
ответственность Правовое регулирование дисциплины труда. Устав, коллективный договор, правила
13

1

2
2

3

3
2

3

1
1

5
2

3

педагогических
работников

Тема 4.8
Материальная
ответственность
сторон трудового
договора

Тема 4.9
Административна
я и уголовная
ответственность
педагогических
работников

внутреннего трудового распорядка, кодекс профессиональной этики и другие
локальные акты образовательного учреждения.
Меры поощрения и порядок их применения. Особенности ведомственной системы
награждения работников образовательных учреждений.
Понятие и виды дисциплинарной ответственности. Понятие, состав, виды и правовые
последствия дисциплинарного проступка. Понятие, виды, порядок наложения, снятия
и обжалования дисциплинарных взысканий. Особенности дисциплинарной
ответственности педагогических работников.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Решение правовых задач по теме «Определение правового положения участников
трудовых правоотношений при привлечении их к дисциплинарной
ответственности».
2. Правовой анализ и рецензирование локальных актов образовательного
учреждения.
Содержание учебного материала
Понятие, условия наступления и виды материальной ответственности.
Особенности материальной ответственности работника: понятие, основания и
условия наступления, виды, порядок применения. Порядок взыскания ущерба.
Особенности материальной ответственности работодателя: понятие, основания и
условия наступления, виды, порядок применения. Порядок взыскания ущерба.
Особенности материальной ответственности педагогических работников.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Решение правовых задач по теме «Определение правового положения участников
трудовых правоотношений при привлечении их к материальной ответственности».
Содержание учебного материала
Юридическая ответственность педагогических работников.
Особенности административной ответственности педагогических работников.Виды и
состав административных правонарушений наиболее распространенных в сфере
образования. Юридическая ответственность за их совершение.
Особенности уголовной ответственности педагогических работников. Виды и состав
преступлений, наиболее распространенных в сфере образования. Юридическая
ответственность за их совершение.
Уголовная и административная ответственность сторон трудового договора за
нарушение трудового законодательства.
Предотвращение и пресечение коррупционных правонарушений. Виды и состав
14

3
1

2
3
2

3

1
1
6
2

3

Тема 4.10
Особенности
правового
регулирования
труда, гарантии и
компенсации
отдельных
категорий
работников

Тема 4.11
Социальноправовой статус
педагогических
работников, в т.ч.
воспитателей

Тема 4.12
Основные

правонарушений в сфере коррупции. Юридическая ответственность за их
совершение.
Практические занятия
1. Решение правовых задач по теме «Определение правового положения участников
трудовых правоотношений».
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составление
сравнительно-аналитической
таблицы
«Юридическая
ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства» на
основании положений Кодекса об административных правонарушениях РФ и
Уголовного кодекса РФ.
Содержание учебного материала
Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников:
женщин и лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до восемнадцати
лет, лиц, работающих по совместительству, лиц, работающих в районах крайнего
севера и приравненных к ним местностях и др.
Понятие и основания предоставления гарантий и компенсаций для отдельных
категорий работников. Характеристика основных гарантий и компенсаций в области
социально-трудовых отношений: при направлении в служебные командировки, при
переезде в другую местность, при исполнении государственных или общественных
обязанностей, при совмещении работы с обучением, при расторжении трудового
договора и др.
Содержание учебного материала
Меры социальной поддержки работников педагогической сферы: социальные льготы,
социальные гарантии и компенсации, социальные пособия, пенсионное обеспечение.
Социальная защита педагога в сельской местности. Государственная и региональная
политика по поддержке сельских учителей: льготы, механизм реализации льгот.
Социальная защита педагогов - молодых специалистов. Особенности правового
статуса молодых специалистов в системе образования.
Пенсионная система РФ: уровни и участники. Пенсионный фонд России. Виды
пенсий в РФ: страховая пенсия, пенсия по государственному пенсионному
обеспечению, добровольная пенсия, накопительная пенсия. Страховая пенсия по
старости. Пенсионная формула. Формирование индивидуального пенсионного
капитала.
Содержание учебного материала
Нормативно-правовые основы защиты трудовых прав.
15

2
2
2
2

2
2

2

2
2

2

6
2

3

способы защиты
трудовых прав.
Трудовые споры в
сфере образования

Понятие и основные способы защита трудовых прав работников: самозащита
работниками трудовых прав; защита трудовых прав работников профсоюзами;
государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
судебная защита и др.
Понятие и виды трудовых споров. Индивидуальные и коллективные трудовые споры.
Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в комиссиях по
трудовым спорам.
Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в суде. Судебная
система РФ. Подведомственность и подсудность трудовых споров. Исковое
производство. Требования к содержанию искового заявления. Сроки обращения в
суд. Освобождение работников от судебных расходов. Стадии судебного
разбирательства по гражданскому делу.
Понятие, рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров с помощью
примирительных процедур.
Забастовка: понятие, цель, порядок объявления и проведения, обязанности и
ответственность сторон. Гарантии и правовое положение работников в связи с
проведением забастовки. Незаконные забастовки.
Практические занятия
1. Составление искового заявления по образцу.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Решение прямого и обратного кроссворда по разделу 4. «Правовое регулирование
трудовых отношений в сфере образования».
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

16

2
2
2
2
2
78

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной
деятельности» требует наличия учебного кабинета
«Правовое обеспечение
профессиональной деятельности»;
Оборудование учебного кабинета: доска учебная, рабочее место преподавателя, столы,
стулья (по числу обучающихся), шкафы для хранения раздаточного дидактического
материала и др.;
Технические
средства
обучения:
компьютер,
средства
аудиовизуализации,
мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
литературы

Интернет-ресурсов,

дополнительной

Основные источники:
1. Певцова, Е.А. Трудовое право: учебник / Е.А. Певцова. – Москва: Юстиция,
2017. – 206 с. – (Среднее профессиональное образование).
2. Румынина, В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности:
учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / В.В. Румынина. – 12-е изд., стер.
– М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 224 с.
3. Румынина, В.В. Основы права: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений /
В.В. Румынина. – М.: Формум, 2015. – 240 с.
4. Шкатулла, В.И. Образовательное право России: учебник для вузов / В.И.
Шкатулла. – М.: Юстицинформ, 2016. - 774 с.
Дополнительные источники:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ
от 12.12.1993 г.: [c изм. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Консультант плюс:
информационно-правовое
обеспечение.
–
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный
ресурс]: федер. закон РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ : [c изм. от 29.07.2017 N 259ФЗ] // Консультант плюс: информационно-правовое обеспечение. – URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный
ресурс]: федер. закон РФ от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ : [c изм. от 29.07.2017 N 259ФЗ] // Консультант плюс: информационно-правовое обеспечение. – URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/
4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации
[Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ : [c изм. от
29.07.2017 N 279-ФЗ] // Консультант плюс: информационно-правовое
обеспечение. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
5. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон
РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ : [c изм. от 01.05.2017 N 94-ФЗ] // Консультант
плюс: информационно-правовое обеспечение. – URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
6. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон
РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ : [c изм. от 29.07.2017 N 256-ФЗ] // Консультант
17

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

плюс: информационно-правовое обеспечение. – URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон
РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ : [c изм. от 29.07.2017 N 250-ФЗ] // Консультант
плюс: информационно-правовое обеспечение. – URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный
ресурс]: федер. закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ : [c изм. от 01.05.2017 N 93ФЗ] // Консультант плюс: информационно-правовое обеспечение. – URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области»
[Электронный ресурс]: закон СО от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ : [c изм. от
13.04.2017 № 36-ОЗ] // Гарант: информационно-правовое обеспечение. – URL:
https://base.garant.ru/46799787/
Завгородний, А.В. Конкурсные и трудовые правоотношения педагогических
работников образовательных организаций Российской Федерации: монография/
А.В. Завгородний. – М. : Проспект, 2017. – 288 с.
Кузибецкий, А.Н., Розка В.Ю., Николаева М.В. Правовое обеспечение
профессиональной деятельности в образовательном учреждении : учебник для
студ. учреждений сред. проф. образования / А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, М.В.
Николаева. – 5-е изд., переработанное и дополненное - М. : Издательский центр
«Академия», 2014. – 332, [1] с.
Погребняк, Л.П. Права, обязанности и ответственность участников
образовательного процесса. Методическое пособие. / Л.П. Погребняк. – Центр
педагогического образования, 2008 г. – 80 с.
Погребняк, Л.П. Правовой статус участников образовательных отношений:
учебно-методическое пособие / Л.П. Погребняк. – М. : Педагогическое
общество России, 2013 г. – 144 с. (Образование XXI века)
Погребняк, Л.П. Трудовое право работников образовательных учреждений:
учебное пособие для педагогов и руководителей образовательных учреждений /
Л.П. Погребняк. – М. : Педагогическое общество России, 2008 г. – 416 с.
(Образование XXI века)
Некрасов С.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебное
пособие / С.И. Некрасов, Е.В. Зайцева-Савкович, А.В. Питрюк. – М. :
ЮСТИЦИЯ, 2016. – 212 с. – (Бакалавриат и среднее профессиональное
образование).
Резер, Т.М. Основы права и правового обеспечения профессиональной
деятельности преподавателя: учебное пособие для сред. учеб. заведений / Т.М.
Резер. – Владос-Пресс, 2008 г. – 136 с.
Феклин, С.И. Правовой статус участников образовательного процесса: учебнометодическое пособие / С.И. Феклин. – Арсенал образования, 2014. – 205 с.

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Освоенные умения:
− использовать нормативные правовые
документы, регулирующие
профессиональную деятельность в
области образования

− защищать свои права в соответствии с
гражданским, гражданскопроцессуальным и трудовым
законодательством

− анализировать и оценивать результаты
и последствия действий (бездействия) с
правовой точки зрения

Усвоенные знания:
− основные положения Конституции

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Письменный контроль в форме:
− решение прямого и обратного
кроссворда;
− подбор правоприменительной практики;
− подготовка доклада и мультимедийной
презентации;
− составление сравнительноаналитических таблиц;
− составление юридического документа
(искового заявления);
Устный контроль в форме:
− решение квеста;
− решение правовых задач;
− правовой анализ и рецензирование
юридических документов;
Письменный контроль в форме:
− подготовка доклада и мультимедийной
презентации;
− составление сравнительноаналитических таблиц;
− составление юридического документа
(искового заявления);
Устный контроль в форме:
− решение правовых задач;
− правовой анализ и рецензирование
юридических документов;
Письменный контроль в форме:
− подбор правоприменительной практики;
− подготовка доклада и мультимедийной
презентации;
− составление
сравнительноаналитических таблиц;
− составление юридического документа
(искового заявления);
Устный контроль в форме:
− решение правовых задач;
− правовой анализ и рецензирование
юридических документов.
−
19

решение квеста;

Российской Федерации
− права и свободы человека и
гражданина, механизмы их реализации
− понятие и основы правового
регулирования в области образования

− основные законодательные акты и
нормативные документы,
регулирующие правоотношения в
области образования

− социально-правовой статус воспитателя

− порядок заключения трудового
договора и основания для его
прекращения

− правила оплаты труда педагогических
работников

− понятие дисциплинарной и
материальной ответственности
работника

− виды административных
правонарушений и административной
ответственности
− нормативно-правовые основы защиты
нарушенных прав и судебный порядок
разрешения споров

−
−

тестовый контроль;
тестовый контроль;

− участие в конференции;
− подготовка доклада и мультимедийной
презентации;
− решение правовых задач;
− подбор правоприменительной практики;
− тестовый контроль;
− участие в конференции;
− подготовка доклада и мультимедийной
презентации;
− решение правовых задач;
− подбор правоприменительной практики;
− тестовый контроль;
− решение
прямого
и
обратного
кроссворда;
− правовой анализ и рецензирование
трудового договора;
− тестовый контроль;
− правовой анализ и рецензирование
трудового договора;
− решение правовых задач;
− составление сравнительноаналитических таблиц;
− решение прямого и обратного
кроссворда;
− тестовый контроль;
− составление сравнительноаналитических таблиц;
− решение
прямого
и
обратного
кроссворда;
− тестовый контроль;
− решение правовых задач;
− правовой анализ и рецензирование
локальных актов образовательного
учреждения;
− решение
прямого
и
обратного
кроссворда;
− тестовый контроль;
− решение правовых задач;
− составление сравнительноаналитических таблиц;
− тестовый контроль;
− составление юридического документа
(искового заявления);
− решение
прямого
и
обратного
кроссворда;
− тестовый контроль.
20

Дополнение
к информационному обеспечению реализации программы по состоянию на 2020 г.
3.2.1. Печатные издания (основные источники):
1. Духанина, Л.Н. Учителя и ученики : права и обязанности / Л.Н. Духанина. –
Москва: Редакция «Российской газеты», 2019. – («Библиотечка «Российской
газеты», ISSN 1605-7449 ; вып. 15, 2019). – 144 с. - Текст: непосредственный. –
1200 экз.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Анисимов, А. П. Правовое обеспечение профессиональной деятельности :
учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П.
Анисимов, А. Я. Рыженков, А. Ю. Чикильдина ; под редакцией А. Я.
Рыженкова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
— 317 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07095-8. —
Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454031
(дата обращения: 25.08.2020).
2. Зарипова, З. Н. Трудовое право : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / З. Н. Зарипова, В. А. Шавин. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 310 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11362-4. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451119 (дата
обращения: 25.08.2020).
3. Защита трудовых прав : учебное пособие для вузов / М. О. Буянова [и др.] ; под
редакцией М. О. Буяновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 141 с. —
(Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12468-2. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457265 (дата обращения:
25.08.2020).
4. Кашанина, Т. В. Право : учебник и практикум для вузов / Т. В. Кашанина, Н.
М. Сизикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 484 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00342-0. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450104 (дата
обращения: 25.08.2020).
5. Курбанов, Р.А. Трудовое право : учебник для среднего профессионального
образования / Р.А. Курбанов [и др.] ; под общей редакцией Р.А. Курбанова. – 3е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 332 с. –
(Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-10642-8 – Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт] . – URL: https://urait.ru/bcode/430975 (дата
обращения: 25.08.2020).
6. Морозов, Г. Б. Предпринимательская деятельность : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / Г. Б. Морозов. — 4-е изд., перераб.
и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 457 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13977-8. — Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467414 (дата обращения:
25.08.2020).
7. Образовательное право : учебник для среднего профессионального
образования / А. И. Рожков [и др.] ; под редакцией А. И. Рожкова, В. Ю.
Матвеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
— 376 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12538-2. —
Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467616
(дата обращения: 25.08.2020).

21

8.

9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Трудовое право. Практикум :
учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. Л. Гейхман [и др.] ; под редакцией В. Л.
Гейхмана, И. К. Дмитриевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 229 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-11968-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/450762 (дата обращения: 25.08.2020).
Ульбашев, А. Х. Семейное право : учебник для среднего профессионального
образования / А. Х. Ульбашев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 153 с.
— (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11486-7. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456567 (дата
обращения: 25.08.2020).
Журнал «Государство и право» : [сайт], - URL: http://gospravo-journal.ru/
Информационно-правовая система «Консультант Плюс» : [сайт], - URL:
http://www.consultant.ru).
Информационно-правовая система «Гарант» : [сайт], - URL:
http://www.garant.ru
Информационно-правовая система «Кодекс» : [сайт], - URL:
http://www.kodeks.ru
Научная электронная библиотека Елайбрари : [сайт], - URL: https://elibrary.ru/
«Областная газета» [сайт], - URL: http://www.oblgazeta.ru
Официальный сайт Президента РФ : [сайт], - URL: http://www.kremlin.ru
Сервер органов государственной власти (Правительство РФ, Федеральное
собрание РФ, Совет безопасности РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура РФ и др.) :
[сайт], - URL: http://www.gov.ru/
Официальный сайт Правительства РФ : [сайт], - URL: http://www.government.ru
Официальный сайт Государственной Думы РФ : [сайт], - URL:
http://www.duma.gov.ru
Официальный сайт Совета Федерации РФ : [сайт], - URL:
http://www.council.gov.ru
Официальный сайт Конституционного суда РФ : [сайт], - URL: http://ksrf.ru
Официальный сайт Верховного суда РФ : [сайт], - URL: http://vsrf.ru
Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ : [сайт], - URL:
http://ombudsmanrf.org/
Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в РФ : [сайт], - URL:
http://deti.gov.ru/
Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ : [сайт], URL: http://www.rosmintrud.ru
Официальный сайт Министерства просвещения РФ : [сайт], - URL:
https://edu.gov.ru/
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ : [сайт], URL: https://minobrnauki.gov.ru/
Официальный сайт Губернатора Свердловской области : [сайт], - URL:
http://www.gubernator96.ru
Официальный сайт Министерства спорта РФ : [сайт], - URL:
https://www.minsport.gov.ru/
Официальный сайт Полномочного представителя Президента РФ в Уральском
федеральном округ : [сайт], - URL: http://www.uralfo.ru
Официальный сайт Правительства Свердловской области : [сайт], - URL: http://www.midural.ru
Официальный сайт Законодательного Собрания Свердловской области : [сайт],
- URL: http://www.duma.midural.ru

22

33. Официальный сайт Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области : [сайт], - URL: https://minobraz.egov66.ru/
34. Официальный сайт Министерства физической культуры и спорта
Свердловской области : [сайт], - URL: http://minsport.midural.ru/
35. Официальный сайт государственной службы занятости Свердловской области :
[сайт], - URL: http://www.szn-ural.ru
36. Официальный сайт Арбитражного суда Свердловской области : [сайт], - URL:
http://www.ekaterinburg.arbitr.ru
37. Официальный сайт Свердловского областного суда : [сайт], - URL:
http://www.ekboblsud.ru
38. Официальный сайт Уставного суда Свердловской области : [сайт], - URL:
http://www.ustavsud.ur.ru
39. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Свердловской
области : [сайт], - URL: - https://ombudsman.midural.ru/
40. Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской
области : [сайт], - URL: http://www.svdeti.ru/
41. Официальный сайт муниципального образования город Екатеринбург: [сайт], URL: http://www.ekburg.ru
42. Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт], - URL:
http://pravo.fso.gov.ru
43. Официальный интернет-портал государственных муниципальных услуг :
[сайт], - URL: http://www.gosuslugi.ru
44. «Российская газета» : [сайт], - URL: http://www.rg.ru
45. «Учительская газета» : [сайт], - URL: http://www.ug.ru/
46. Электронная библиотечная система «Айбукс.ру» : [сайт], URL:
https://ibooks.ru/
3.2.3. Дополнительные источники
1. Козырин, А.Н., Трошкина, Т.Н. Образовательное право России [Текст] :
учебник и практикум: в 2 кн. – книга 1. / А.Н. Козырин, Т.Н. Трошкина ; Нац.
исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы
экономики, 2019. – (Учебники Высшей школы экономики). – ISBN 978-5-75981186-2. – Текст: непосредственный. – 1000 экз. Кн. 1 : учебник. – 799, [1] с. –
ISBN 978-5-7598-1934-9 (в пер.). - ISBN 978-5-7598-1876-6 (e-book).
2. Шевченко, О.А., Сулейманова Ф.О., Шония Г.В., Кудряшова С.Н. Комментарий
к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред.О.А.
Шевченко. – 3-е изд. – М. : Проспект, 2018. – 800 с. - ISBN 978-5-392-17529-1 –
Текст: непосредственный

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».