ОГСЭ.02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Приложение 4.2
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 46.02.01
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК)

Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК"
DN: email=buhsopk@list.ru,
1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636,
1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537,
1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор,
o=ГАПОУ СО "СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66
Свердловская область, c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна,
sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК"
Дата: 2021.09.27 15:55:55 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 46.02.01 «Документационное
обеспечение управления и архивоведение», утвержденного Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 11.08.2014 г. № 975.

Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчики:
Вилижанина Н.С., преподаватель ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический
колледж».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ..................................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ......................................9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .............10

3

1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

1.1. Место дисциплины в структуре профессиональной образовательной
программы:
Данная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический
учебный цикл общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной
образовательной программы по специальности 43.02.10 «Туризм».
В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны
формироваться общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решить проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечить ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат
выполненных заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессионально деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны
формироваться профессиональные компетенции:
ПК 2.7. Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за
работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.
ПК 3.6. Принимать участие в работе по подбору и расстановке кадров службы
документационного обеспечения управления и архива организации.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 1-9
- применять техники и приемы взаимосвязь
общения
и
ПК 2.7.
эффективного
общения
в деятельности;
ПК 3.6.
профессиональной деятельности;
цели, функции, виды и уровни
использовать
приемы общения;
саморегуляции
поведения
в роли и ролевые ожидания в
процессе межличностного общения; общении;
роли и ролевые ожидания в
общении;
виды
социальных
взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в
общении;
4

техники и приемы общения,
правила слушания; ведения беседы,
убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и
способы разрешения конфликтов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины

Объем часов

Объем образовательной программы

60

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы

22

практические занятия

30

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

8

Промежуточная аттестация

зачет

0

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»

Наименование
и тем

1

разделов Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная Объем
работа обучающихся
часов

2

Раздел 1. Общение как процесс
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Общение как процесс
Общение как деятельность. Общение как социально-психологический механизм
взаимодействия. Определение общения. Эффективное и непродуктивное общение.
Структура общения.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Цели
и
функции Функции общения. Цели общения. Виды общения. Уровни общения.
общения.
Невербальное общение. Виды организации межличностного пространства в
Виды и уровни общения
общении.
Раздел 2. Развитие личности в общении
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Влияние общения на Понятия личность в психологии. Роль биологических и социальных факторов в
развитие личности
процессе формирования личности. Индивидуальные и
типологические
характеристики человека, их роль в общении между людьми. Влияние потребностей
и установок личности на общение.
В том числе практических занятий
1.Учет свойств личности во взаимодействии и общении с партнерами. Выявление
индивидуально-психологических особенностей личности. Самодиагностика уровня
потребностей и уровня притязания.
Раздел 3. Коммуникации в общении
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Закономерности
Общение как взаимодействие. Виды взаимодействий. Ролевое взаимодействие.
формирования
и Группы. Виды групп. Команды. Этапы формирования команды. Лидерство.
развития команды
Групповые нормы.

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3

4

2
2

ОК 3 4

2
2

ОК 3 4

4
2

ОК 1-4 6, 7, 8

2
2

7
2

ОК 1-4 6, 7, 8
ПК 2.7 3.6
6

В том числе практических занятий
1.Самодиагностика «Роли в команде». Анализ сильных сторон роли для организации
эффективного общения в команде.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка конспекта по теме «Профессиональная адаптация, механизмы и
стадии»
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Роль
и
ролевые Понятие «роль» и ролевые ожидания. Типы социальных ролей. Стили
ожидания в общении
взаимодействия.
В том числе практических занятий
1.Выявление и диагностика ведущего стиля взаимодействия.
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
Механизмы
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).
взаимопонимания
в Субъект, объект восприятия, механизмы восприятия. Механизмы идентификации,
общении
эмпатии, рефлексии, заражения, убеждения, подражания. Эффективная обратная
связь.
Тема 3.4.
Содержание учебного материала
Эмоциональные
Понятие
«эмоции»,
«эмоциональное
взаимодействие»,
«эмоциональная
состояния
в устойчивость», «эмоциональное выгорания». Стресс. Понятие «стресс».
профессиональном
Психофизиологические особенности стресса. Классификация стрессов.
общении
В том числе практических занятий
1.Приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработка плана профилактики «эмоционального выгорания»
Тема 3.5.
Содержание учебного материала
Техники
и
приемы Структура коммуникативного акта. Техники и приемы общения. Виды вопросов.
делового общения
Правила слушания, ведения беседы. Барьеры в общении.
В том числе практических занятий
1.Применение правил, техник слушания, ведения беседы, убеждения. Применение
активных методов повышения коммуникативной компетентности
Раздел 4. Эффективное общение в профессиональной деятельности.
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Этические
принципы Понятия «этика общения» и «культура общения». Принципы профессионального

2
2
1
1
4
2
2
2
2
2

6
2

ОК 1-4 6, 7, 8
ПК 2.7 3.6

ОК 1-4 6, 7, 8
ПК 2.7 3.6

ОК 1-4 6, 7, 8, 9
ПК 2.7 3.6

2
2
4
2

ОК 1-4 6, 7, 8, 9
ПК 2.7 3.6

2
2

17
2

ОК 1-4 6, 7, 8, 9
7

общения

общения.
Имидж. Личностные качества и умения профессионала.
Этические нормы и правила публичного выступления, письменных деловых
коммуникации, телефонных переговоров.
В том числе практических занятий
1.Составление «Этического кодекса профессионала»
2.Подготовка и представление публичных вступлений по подготовленным темам
3.Подготовка и представление деловых писем
4.Планирование и анализ ведения деловых переговоров
5.Планирование и анализ телефонных переговоров.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка сообщений и презентаций по темам «Деловая культура», «Деловой
этикет», «Имидж делового человека»
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Конфликты
в Понятие «конфликта». Причины и источники конфликтов. Виды конфликтов.
профессиональной
Способы разрешения конфликтов в профессиональной деятельности.
деятельности: причины, Конфликты в организации. Причины конфликтов. Способы разрешения.
источники,
виды, В том числе практических занятий
способы разрешения
1.Самодиагностика тактики поведения в конфликте.
2.Применение техник и приемов
саморегуляции поведения в процессе
межличностного общения.
3.Применение приемов
управления
конфликтами в профессиональной
деятельности.
4.Разработка приемов для профилактики появления конфликтов.
Дифференцированный зачет
Всего максимальная нагрузка:
Аудиторных
срс

ПК 2.7 3.6
2
10
2
2
2
2
2
3
3
12
2

ОК 1-4 6, 7, 8, 9
ПК 2.7 3.6

2
8
2
2
2
2

52
8

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Психология делового общения» требует
наличия учебного кабинета для гуманитарных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: мебель для занятий, доска, диагностические,
методические материалы.
Технические средства обучения: проектор, компьютер с доступом в Интернет
акустическая система.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
1.Столяренко, Л.Д. Основы психологии : практикум/ Л.Д. Столяренко, - Ростов н/Д
: Феникс, 2016. - 426с.: ил. (Высшее образование). -Текст: непосредственный.
3.2.2 Электронные издания
1. Корягина, Н. А. Психология общения: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 437 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-00962-0. — Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
2. Корнеенков, С. С. Психология и этика профессиональной деятельности :
учебное пособие для среднего профессионального образования / С. С. Корнеенков. — 2-е
изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 304 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-11483-6. — Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
3. Рамендик, Д. М. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме:
учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. М. Рамендик, О. В.
Одинцова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 212 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10855-2. — Текст электронный //
ЭБС Юрайт [сайт].
3.2.3 Дополнительные источники:
1. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008. – 174 с. Текст: непосредственный.
2. Иванова С.В. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные
компетенции, лидерство, коммуникации/ Светлана Иванова – М.; Альпина Паблишер,
2012 – 280 с. -Текст: непосредственный.
3. Карепина А.В. Искусство делового письма. Законы, хитрости, инструменты. –
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2003. – 248 с. -Текст: непосредственный.
4. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб. Пособие/Н.А. Морева –
М.: Просвещение, 2003 -304с, ISBN 5-09-011316-5.-Текст: непосредственный.
5. Мельник, Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранить спокойствие и высокую
эффективность в любых ситуациях. Перевод с англ. С. Чиргинец. – М.: Манн, Иванов и
Фарбер, 2014. - 256 с. -Текст: непосредственный.
6. Никитина, С.Г. Учимся говорить публично. 12 уроков ораторского мастерства.
Екатеринбург, 2011– 160 с. -Текст: непосредственный.
7. Ревянко, Т.И. 30 главных правил делового этикета М.; АСТ.Мн.: Харвест, 2005.
– 96 с. -Текст: непосредственный.

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Освоенные умения:
планировать,
прогнозировать
и
анализировать деловое
общение;
применять техники и
приемы эффективного
общения в
профессиональной
деятельности
использовать
приемы
саморегуляции
поведения в процессе
межличностного
общения
устанавливать деловые
контакты
с
учетом
особенностей партнеров
по
общению
и
соблюдением делового
этикета
использовать
эффективные
приемы
управления
конфликтами
Усвоенные знания:
цели, функции, виды и
уровни общения
роли и ролевые
ожидания в общении
специфику делового
общения, структуру
коммуникативного акта
и условия установления
контакта
нормы и правила
профессионального
поведения и этикета
механизмы
взаимопонимания
в
общении
техники и приемы
общения, правила
слушания; ведения
беседы, убеждения
этические принципы

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения

Составление
плана
делового Экспертная оценка на
общения для решения конкретных практическом занятии
задач.
Анализ
эффективности
делового общения.
Применение техник и приемов.
Экспертная оценка на
практическом занятии

Применение приемов в процессе Экспертная оценка на
общения
практическом занятии

Демонстрация умений установления Зачет.
контактов
с
партнерами
по
общению

Применение приемов управления Зачет
конфликтами

Изложение целей, функций, видов и Письменный опрос
уровней общения.
Изложение понимания и выделения Письменный опрос
ролей и ролевых ожиданий
Изложение специфики общения, Письменный опрос
структуры коммуникационного акта

Демонстрация нормам и правилам
профессионального
повеления,
нормами этикета.
Изложение механизмов
взаимопонимания в общении
Демонстрация владения техниками
общения, уровней слушания,
убеждения, ведения беседы
Изложение

Экспертная
оценка
выполнения
практического задания
Экспертная
оценка
выполнения
практического задания
Экспертная оценка на
практическом занятии

этических принципов Письменный опрос
10

общения;
влияние
индивидуальных
особенностей партнеров
на процесс общения;
источники,
причины,
виды
и
способы
разрешения конфликтов
закономерности
формирования
и
развития команды

общения
Учет индивидуальных
особенностей партнеров по
общению

Экспертная оценка на
практическом занятии

Изложение источников, причин и Письменный опрос
способов разрешения конфликтов
Изложение
этапов
и Письменный опрос
закономерностей формирования и
развития команды

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».