Приложение 4.1 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 46.02.01 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГАПОУ СО «СОПК») Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК" DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636, 1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537, 1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО "СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область, c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК" Дата: 2021.09.27 15:55:24 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Основы основе Федерального государственного образовательного 46.02.01. Документационное обеспечение управления профессионального образования, утвержденного Приказом науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. №975 философии» разработана на стандарта по специальности и архивоведение среднего Министерства образования и Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Свердловский областной педагогический колледж» Организация-разработчик: Разработчик: Гладышев Д.Е., к.ф.н., преподаватель ВКК © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 14 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина Основы философии является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спициальности 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение. Учебная дисциплина «Основы философии» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Целью курса является обучение студентов основам современного философского знания, предмету философии, философскому методу, главным направлениям философского исследования, а также ознакомление слушателей с наиболее общими проблемами, которые ставятся в рамках философской дисциплины, и возможными путями их разрешения, которые предлагает философия. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, ОК ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 Умения Знания • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования • основные категории и понятия философии; • роль философии в жизни человека и общества; • основы философского учения о 4 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 культуры будущего гражданина и будущего специалиста; • определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; • определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей • сформулировать представление об истине и смысле жизни бытии; • сущность процесса познания; • основы научной, философской и религиозной картин мира; • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы 87 в том числе: теоретическое обучение 60 лабораторные работы 0 практические занятия 10 Самостоятельная работа 17 Промежуточная аттестация в форме зачета 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 РАЗДЕЛ 1. Что такое философия? Тема 1.1. Предмет Содержание учебного материала философии, ее Что может дать человеку философия? функции, метод и Философия, миф и религия как типы мировоззрения. основные разделы. Предмет философии и ее основные функции. Основные разделы философии. Тема 1.2. Проблема Содержание учебного материала генезиса Проблема возникновения философии. «Осевое время». философии. Миф, Зарождение философии в Древней Индии. Упанишады, философия Вед, философия Логос и проблема Буддизма. множественности Зарождение философии в Древнем Китае. Конфуцианство, Даосизм, философия философских Книги Перемен. культур. Тема 1.3. Содержание учебного материала Философия Исторические формы религии. Современное состояние религиозной культуры. религии. Основные Мировые религии: отличительные признаки. Ислам как мировая религия. этапы развития Буддизм как мировая религия. религиозной культуры. Тема 1.4. Восточная Содержание учебного материала философия Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм. Философия Древней Индии: Упанишады как источник философских идей. Бусидо и кодекс Синто – основа философии Японии. Тема 1.4. У истоков Содержание учебного материала западноевропейской Основная проблематика первой философии. философии: а) первоначало; Объем в часах 3 22 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 2 2 ОК 1-9 2 2 ОК 1-9 2 2 ОК 1-9 2 2 ОК 1-9 2 2 ОК 1-9 6 Древняя Греция. б) бытие и небытие; в) бытие и становление; г) бытие и мышление; д) единое и множественное. Софисты и переворот в философии. Открытие человека. Тема 1.5. Школа Содержание учебного материала стоиков, киников и Стоицизм. Зенон. Сенека. Марк Аврелий. Школа киников. Диоген. Эпикур и его эпикурейцев. учение. Эвдемонизм и гедонизм. Неостоицизм как современное направление философской мысли. Тема 1.6. Содержание учебного материала Философия 1.Учение Платона о душе Платона Историческая справка о состоянии греческого общества в IV-III вв. до н.э. Биография Платона. 2.Теория государства Платона Метафизика Платона В том числе практических занятий 1. Круглый стол на тему: «Теория государства Платона и современные футурологические концепции» Самостоятельная работа обучающихся 1. Создание мультимедийной презентации по выбранному древнегреческому философу 2. Заполнение сравнительной таблицы по древнегреческим философам РАЗДЕЛ 2. Философские картины мира Тема 2.1. Содержание учебного материала Философские Понятие картины мира. Философская картина мира и метафизика. картины мира Философская картина мира античности. Философская картина мира Средневековья. Античности и Средневековья. Тема 2.2. Содержание учебного материала Философские Философская картина мира эпохи Возрождения. Философские картины мира Нового картины мира времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Фейербах). Возрождения, Нового времени Тема 2.3. Содержание учебного материала 2 2 10 2 2 ОК 1-9 ОК 1-9 ОК 1-9 2 2 ОК 1-9 4 2 2 11 ОК 1-9 ОК 1-9 2 2 ОК 1-9 2 2 7 ОК 1-9 ОК 1-9 7 Особенности современной картины мира Религия в современном мире. Наука в современном мире. Роль искусства в современном мире. Гуманизм как картина мира современности. Экзистенциальные основания бытия В том числе практических занятий 1. Семинар на тему «Современные проблемы философии» Самостоятельная работа обучающихся 1. Создание сравнительной таблицы по философским картинам мира Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и современности. РАЗДЕЛ 3. Познание мира Тема 3.1. Содержание учебного материала Познание истины: Источники истинностного знания. Исторические формы гносеологической теории. источники, формы Принцип отражения. Сознание-познание-знание. Теории истины. Критерии истины. и критерии. Формы чувственного и рационального познания. Тема 3.2. Содержание учебного материала Познание, его Смена парадигм и типы научной рациональности. "Идолы познания" по Ф.Бэкону. возможности и Скептицизм и границы познания. Непознаваемость "вещи в себе" по И.Канту. границы. Тема 3.3. Содержание учебного материала Основы логики. Понятие как форма мышления. Свойства и виды понятий. Понятие. Тема 3.4. Основы Содержание учебного материала логики. Простые Суждение как форма мышления. Виды суждений. Виды сложных суждений. суждения. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений. Дедуктивное и индуктивное умозаключение В том числе практических занятий 1. Решение логических задач РАЗДЕЛ 4. Человек Тема 4.1. Природа Содержание учебного материала человека. Природное и культурное в человеке. Земное и божественное, доброе и злое в человеке. Сознательное и бессознательное в человеке. Тема 4.2. Свобода Содержание учебного материала как философская Детерминизм и индетерминизм в философии. Свобода и ответственность. проблема. Бегство от свободы. Позитивная и негативная свобода. Самостоятельная работа обучающихся 2 2 2 3 3 ОК 1-9 ОК 1-9 10 2 2 ОК 1-9 2 2 ОК 1-9 2 2 ОК 1-9 4 2 2 2 16 ОК 1-9 2 2 ОК 1-9 4 2 2 ОК 1-9 ОК 1-9 8 1. Решение теста по заданному алгоритму на тему: «Свобода ОТ и свобода ДЛЯ» Тема 4.3. Теории Содержание учебного материала справедливости. Силовая модель справедливости Тразимаха. Договорная модель справедливости по Аристотелю. ТОД: Ж.Ж.Руссо, Т.Гоббс, Дж.Локк. Теория справедливости Дж. Роллза. Интуитивистская модель справделивости. Утитлитаристская модель справедливости И.Бентама. В том числе практических занятий 1. Семинар на тему «Проблема социального неравенства в современном обществе – отсутствие справедливости?» Тема 4.4. Любовь Содержание учебного материала как философская 1. Классические концепции феномена любви: эрос, филия, агапэ проблема. 2. Современные подходы к анализу феномена любви: Э. Фромм и Э. Гидденс 3. Трансформация интимности в XX веке Тема 4.5. Смысл Содержание учебного материала жизни как Смысл жизни и абсурд. философская Основные вектора поиска смысла жизни. проблема. Самостоятельная работа обучающихся 1. Эссе на одну из выбранных тем: «Что такое свобода?», «Философские аспекты концепта любви», «Трагедия материнской любви», «Религия в современном мире», «Педагогика – практическая философия». РАЗДЕЛ 5. Философия XX века Тема 5.1. Содержание учебного материала Философия жизни Философия жизни А. Шопенгауэра. Философия жизни Фр. Ницше Тема 5.2. Содержание учебного материала Философская Антропологический поворот в философии. Философская антропология М.Шелера антропология Идея человека в философии П. Слотердайка. «Смерть человека» и философия М.Фуко Тема 5.3. Содержание учебного материала Философия Истоки экзистенциализма в философии С. Къеркегора. Религиозный экзистенциализма экзистенциализм: К. Ясперс, Н. Бердяев. Атеистический экзистенциализм: Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер Тема 5.4. Содержание учебного материала Философские З. Фрейд – основатель психоанализа. Структура психики. Бессознательное. 2 4 2 ОК 1-9 2 2 ОК 1-9 2 2 ОК 1-9 4 2 ОК 1-9 2 2 ОК 01-09 26 2 2 ОК 1-9 2 2 ОК 1-9 2 2 2 2 ОК 1-9 ОК 1-9 9 основы психоанализа Тема 5.4. Философская герменевтика. К.Г.Юнг: архетипы коллективного бессознательного и их проявление в культурах мира. Содержание учебного материала Истоки герменевтики: Античность, Средние века, герменевтический триумвират. Принципы Фр. Шлейермахера: девинация, конгениальность. Законы герменевтики Э.Бетти: философская и классическая герменевтика. Проблема герменевтического круга. Современные направления применения герменевтики. Проблема искусственного интеллекта. Самостоятельная работа обучающихся 1.Восстановление записей дневника блокадника с применением герменевтических принципов Фр. Шлейермахера Тема 5.5. Содержание учебного материала Особенности Становление и развитие русской философии. Западники и славянофилы: русской философии философские идеи XIX в. Тема 5.6. Содержание учебного материала «Серебряный век» «Серебряный век» русской философии: Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. Развитие русской философии философских идей в XX в. Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка м/м презентаций по выбранным отечественным философам Тема 5.6. Содержание учебного материала Философия 1. Постмодернизм в философии. постмодернизма. Структурализм как предшественник постмодернизма. Постмодернизм в философии: Ж. Бодрийяр. Симулякр и подлинник: проблема подлинности и симуляции 2. Постмодернизм в науке. Глобальные проблемы современности в контексте философии постмодернизма 3.Постмодернизм в искусстве. Постмодернизм в искусстве – новые направления искусства в XXI в. Устный дифференцированный зачёт ВСЕГО 5 2 ОК 1-9 3 3 ОК 1-9 2 2 ОК 1-9 5 2 3 3 ОК 1-9 2 2 ОК 1-9 2 2 2 2 2 87 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1. Печатные издания 3.2.2. Электронные издания: 1. Гуревич, П. С. Философия : учебник для среднего профессионального образования / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 457 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10200-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456476 (дата обращения: 17.01.2021). 2. Дмитриев, В. В. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 281 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10515-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452294 (дата обращения: 17.01.2021). 3. Философская библиотека средневековья [Электронный ресурс], http://antology.rchgi.spb.ru/ 4. Философский портал philosophy.ru [Электронный ресурс], http://www.philosophy.ru 5. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс], http://filosof.historic.ru/ 6. Электронная библиотека института философии РАН [Электронный ресурс], - https://iphlib.ru/greenstone3/library 3.2.3. Дополнительные источники: 1. Философия : Учебник для вузов. Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. - 4-е изд., стереотип. - М. : Гардарики, 2008. – Текст: непосредственный. 2. Гуревич П.С. Философия человека. Ч.1-2. М., 1999-2001. – Текст: непосредственный. 3. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. – Текст: непосредственный. 4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. – Текст: непосредственный. 5. Бачинин В.А. Сорок три тезиса на пути от классики к постмодерну / http://anthropology.ru/ru/texts/bachinin/tradnov_04.html. – Текст: электронный 6. Волгин О.С. Оправдание прогресса. Идея прогресса в русской религиозной философии. М., 2004. – Текст: непосредственный. 7. Гвардини Р. Конец нового времени / http://lib.unidubna.ru/search/files/phil_gvardini_kon/~phil_gvardini_kon.htm . – Текст: электроннй. 11 8. Генон К. Кризис современного мира / http://philosophy.ru/library/guenon/01/index.html . – Текст: электронный. 9. Гречко П. К. Феномен глобализации как социокультурная проблема // Глобализации и мультикультурализм. М., РУДН. 2005. – Текст: непосредственный. 10. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1998. – Текст: непосредственный. 11. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000. – Текст: непосредственный. 12. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. – Текст: непосредственный. 13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, культура, общество. М., 2000. – Текст: непосредственный. 14. Матяш Т. П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на-Дону, 1988. – Текст: непосредственный. 15. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002. – Текст: непосредственный. 16. Петров Л.В. «Мировой язык» в культуре XXI века // Современные проблемы межкультурных коммуникаций. СПб., 2003. – Текст: непосредственный. 17. Прист С. Теории сознания. М., 2000. – Текст: непосредственный. 18. Тагиров Ф.В. Сакральное: от традиции к новому символическому пространству. – М., 2007. – Текст: непосредственный. 19. Трубецкой С.Н. История древней философии. М., 1997. – Текст: непосредственный. 20. Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 93-119 / http://socnet.narod.ru/library/authors/heideger/time.htm. – Текст: электронный. 21. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. – Текст: непосредственный. 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы, индивидуальных заданий, устного опроса. Итоговая аттестация – дифференцированный зачет. Результаты обучения Знания: • основные категории и понятия философии; • роль философии в жизни человека и общества; • основы философского учения о бытии; • сущность процесса познания; • основы научной, философской и религиозной картин мира; • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; • -о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий Умения: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры будущего гражданина и будущего специалиста; • определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; • определить соотношение Критерии оценки Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям. Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки, самооценки выполнения. Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. Методы оценки • деловая игра, • письменный/устный опрос; • тестирование, в том числе с применением онлайн-тестов; • оценка результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) • конференция • круглый стол Правильность и полнота ответов, точность формулировок, не менее 70% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии Четкая характеристика взглядов того или иного философа. Самостоятельность и логичность аргументации, выдвижение и защита своей • тестирование, в том числе с применением онлайн-тестов;; • оценка результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) • конференция • круглый стол • защита индивидуальных заданий проектного характера. 13 для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей • сформулировать представление об истине и смысле жизни точки зрения по важнейшим проблемам философии в рефератах и дискуссиях. Способность к диалектическому и логически непротиворечивому мышлению в своей специальности. 14