ОУД.06 ЛИТЕРАТУРА

Приложение 4.6
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 44.02.01
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 06. ЛИТЕРАТУРА
44.02.01 Дошкольное образование
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Примерной
программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература.
Литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных
Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт
развития образования» (2015), в соответствии с Рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259) для специальности 44.02.01 Дошкольное
образование.

Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчик:
Волкова Е.В., преподаватель первой квалификационной категории
Неволина Н.А., преподаватель первой квалификационной категории

©

ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

23

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 06. «ЛИТЕРАТУРА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная
дисциплина
«Литература»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СОО.
Учебная дисциплина «Литература» обеспечивает овладение:

устойчивым интересом к чтению как средству познания других культур,
уважительного отношения к ним;

навыками различных видов анализа литературных произведений;

навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;

умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;

умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;

знаниями в содержании произведений русской, родной и мировой
классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния
на формирование национальной и мировой культуры;

умениями учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

способностью выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;

навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;

представлениями о системе стилей языка художественной литературы.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих
УУД:
личностных:
Л1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
Л2. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Л3. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
Л4. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Л5. эстетическое отношение к миру;

4

Л.6.совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, культурам других народов;
Л7. использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных):
П1. умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
П2. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной.
Р1. умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее, определять сферу своих интересов;
К1. умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
1.2. Цель и результаты освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Литература» направлено на достижение
следующих целей:
 воспитание
духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
 развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
 освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
 совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения
как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с
использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов;
поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети
Интернет.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
УУД

Умения

Знания

Личностные:
Л1, Л2, Л3, Л4, Л5,
Л6, Л7.
Познавательные:
П1, П2.
Регулятивные:
Р1.
Коммуникативные:

сформированность
устойчивого
интереса к чтению как средству
познания
других
культур,
уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных
видов
анализа
литературных
произведений;
- владение навыками самоанализа и

- знание содержания
произведений русской,
родной
и
мировой
классической
литературы,
их
историко-культурного и
нравственноценностного влияния на
5

К1.

самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
- владение умением анализировать текст
с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной
информации;
- владение умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций,
рефератов,
сочинений
различных жанров;
- сформированность умений учитывать
исторический,
историко-культурный
контекст
и
контекст
творчества
писателя
в
процессе
анализа
художественного произведения;
способность
выявлять
в
художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к
ним в развернутых аргументированных
устных и письменных высказываниях;
владение
навыками
анализа
художественных произведений с учетом
их
жанрово-родовой
специфики;
осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном
произведении,
в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия
и
интеллектуального
понимания

формирование
национальной
и
мировой культуры;
сформированность
представлений
о
системе стилей языка
художественной
литературы.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в виде экзамена

Объем часов
247
54
0
110
0
0
83
6

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Раздел 1. Литература ХIХ века
Тема 1.
Содержание учебного материала
Развитие
Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы
русской
рубежа XVIII — XIX веков. Специфика литературы как вида искусства.
литературы и Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность
культур в
русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Романтизм.
первой
Особенности русского романтизма. Становление реализма в русской литературе.
половине XIX Русское искусство.
века
В том числе практических занятий
1. Личность и творческий путь А.С. Пушкина. Поэма «Медный всадник»
2. А. С. Пушкин. Маленькие трагедии: «Моцарт и Сальери»
3. Личность и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Поэма «Демон»
4. Темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
5. Н. В. Гоголь. «Петербургские повести»: проблематика и художественное
своеобразие
6. Особенности сатиры Н.В. Гоголя. Повесть «Невский проспект»
7. Зарождение русской литературной критики
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему «Развитие русской литературной критики».
2. Составить цитатный ряд по темам: описание места до строительства г. СанктПетербурга и описание самого города; описание Петра 1 и Медного всадника.
3. Написать эссе по произведению А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» на тему
«Гений и злодейство – две вещи несовместимые?»
4. Подготовить сообщение на тему «М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях
современников».

Объем в
часах
100
23
2

УУД,
формированию
которых
способствует
элемент программы
Л 1-7, П1,2, Р1,К1

14
2
2
2
2
2
2
2
7
1
1
1
1
7

5. Выучить наизусть одно стихотворение М.Ю. Лермонтова (по выбору).
6. Подготовить сообщение на тему «Н.В.Гоголь в воспоминаниях современников».
7. Выполнить литературоведческий анализ следующих произведений Н.В. Гоголя
(по подгруппам): «Невский проспект»; «Нос»; «Шинель»; «Портрет».
Тема 2.
Содержание учебного материала
Особенности 1. Культурно-историческое развитие России середины XIX века
развития
Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена
русской
крепостного права. Крымская война. Народничество.
литературы во Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины
второй
XIX века (И.К.Айвазовский, В.В.Верещагин, В.М.Васнецов, Н.Н.Ге, И.Н.Крамской,
половине XIX В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.И.Суриков). Мастера русского реалистического пейзажа
века
(И. И. Левитан, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, Ф.А.Васильев,
А.И.Куинджи) (на примере 3—4 художников по выбору преподавателя).
Содружество русских композиторов «Могучая кучка» (М.А.Балакирев,
М.П.Мусоргский, А.И.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков).
Малый театр — «второй Московский университет в России». М.С.Щепкин —
основоположник русского сценического реализма. Первый публичный музей
национального русского искусства — Третьяковская галерея в Москве.
2. Личность и творческий путь А.Н. Островского
Социально-культурная новизна драматургии А.Н.Островского. Темы «горячего
сердца» и «темного царства» в творчестве А.Н.Островского.
Малый театр и драматургия А.Н.Островского. Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев,
А.П.Григорьев о драме «Гроза».
3. Личность и творческий путь И. А. Гончарова
Роль В.Г.Белинского в жизни И.А.Гончарова. «Обломов». Творческая история
романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения.
Оценка романа «Обломов» в критике (Н.Добролюбова, Д.И.Писарева, И.Анненского и др.).
Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах. Многообразие типов
и характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в романе.
Гончаров — мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова.
4. Личность и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина

1
1
1
62
2

Л 1-7, П1,2, Р1,К1

2

2

2
8

Мировоззрение писателя. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.
Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов
язык.
5. Личность и творческий путь Ф.М. Достоевского
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Развитие
гуманистических традиций Пушкина и Гоголя. Роман «Преступление и наказание»
Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности
в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.
Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории
Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и
«имеющих право» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека:
готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.
6. Личность и творческий путь Л.Н.Толстого
Духовные искания писателя. Краткий обзор творчества позднего периода:
«Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Мировое значение творчества
Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой и культура XX века.
Жанровое своеобразие романа «Война и мир». Особенности композиционной
структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской
действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».
Символическое значение понятий «война» и «мир». Духовные искания Андрея
Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
7. Художественное совершенство рассказов A.П. Чехова
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Новаторство Чехова. Периодизация
творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер.
В том числе практических занятий
1. Драма «Гроза» А.Н. Островского
2. Драма «Бесприданница» А.Н. Островского
3. Личность и творческий путь И. С. Тургенева. Стихотворения в прозе
4. И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
5. Е. Базаров и А. Одинцова. Конфликт «отцов» и «детей»
6. Сравнительная характеристика А. Штольца и И. Обломова в романе И.А.

2

2

2

30
2
2
2
2
2
2
9

Гончарова «Обломов»
7. Н.С. Лесков. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда»
8. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. СалтыковаЩедрина
9. Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
10. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Тема мира
11. Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы». Тема войны
12. Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина»
13. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П.Чехова
14. Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр
15. Драматургия Чехова. Пьеса «Вишневый сад»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить и провести заочную экскурсию «По залам Третьяковской галереи».
2. Подготовить сообщение на тему «Мир Островского на сцене и на экране».
3. Написать эссе на тему «Вещь я или человек?» (образ Ларисы Огудаловой в пьесе
А.Н. Островского «Бесприданница»).
4. Подготовить сообщение на тему «Что такое "обломовщина"?».
5. Составить сравнительную характеристику главных героев романа И.А.
Гончарова «Обломов» и оформить в виде таблицы: Андрей Штольц и Илья
Обломов; Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
6. Подготовить сообщение на тему «Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе
(Д.И.Писарев, М.А.Антонович, И.С.Тургенев)».
7. Написать стихотворение в прозе собственного сочинения, взяв за образец
произведения И.С. Тургенева.
8. Написать эссе на предложенную тему «В чем схожесть и различие в образах двух
Катерин?» (по произведениям А.Н. Островского "Гроза" и Н.С. Лескова "Леди
Макбет Мценского уезда").
9. Подготовить сообщение на тему «Традиции народной сказки и басни в сказках
М.Е. Салтыкова-Щедрина».
10. Написать социально-политическую сказку собственного сочинения, взяв за
образец сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, разработать к ней творческие задания и
красиво оформить ее как книжку-малышку.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
18
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2
10

Тема 3.
Поэзия второй
половины XIX
века

11. Подготовить сообщение на тему «Петербург Ф.М. Достоевского».
12. Выучить сценарий и подготовиться к проведению театрализованного суда над
Родионом Раскольниковым.
13. Составить тезисный план по «Севастопольским рассказам» Л.Н. Толстого.
Часть «Севастополь в декабре».
14. Составить биографический путь в форме тезисного плана главных героев
романа Л.Н. Толстого «Война и мир»:
15. Подготовить и провести заочную экскурсию по следующим тематическим
подгруппам (одна на выбор): историки (рассказать о том времени, когда жил и
писал Л.Н. Толстой; о дневниковых записях писателя); мемуаристы (найти цитаты
известных людей о Л.Н. Толстом); искусствоведы (рассказать о портретах Л.Н.
Толстого и о художниках, которые эти портреты писали); поэты (найти
стихотворения о Л.Н. Толстом, написанные его соотечественниками и нашими
современниками); экскурсоводы по Ясной Поляне (рассказать о музее в Ясной
Поляне, посвященному Л.Н. Толстому); интеллектуалы (подготовить викторину по
биографии и творчеству Л.Н. Толстого).
16. Подготовить сообщение на тему «Мир человека и мир вещей в произведениях
А.П. Чехова».
17. Написать эссе на тему «Что бы было дальше с героями, если бы вишневый сад
не продали?»
Содержание учебного материала
1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века
Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы.
Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй
половины XIX века.
2. Личность и творческий путь Ф.И.Тютчева
Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева.
Романсы на стихи Ф.И.Тютчева.
3. Личность и творческий путь А.А. Фета
Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А.Фета.
Романсы на стихи Фета.
В том числе практических занятий

1
1
1
1
1

1
1
15
2

Л 1-7, П1,2, Р1,К1

2

2

4
11

1. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй
половины XIX века
2. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему «Мой любимый поэт второй половины XIX
века».
2. Подготовить сообщение на тему «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева».
3. Выполнить анализ лирического стихотворения Ф.И. Тютчева из предложенного
списка по плану и нарисовать рисунок к цитате из этого стихотворения.
4. Выполнить анализ лирического стихотворения А.А. Фета и нарисовать рисунок
к цитате из этого стихотворения.
5. Подготовить сообщение на тему «Тема народной жизни в лирике Н.А.
Некрасова».
Раздел 2. Литература ХХ века
Тема 4.
Содержание учебного материала
Особенности 1. Серебряный век как культурно-историческая эпоха
развития
Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиознолитературы и философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской
других видов философии. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в
искусства в
литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л.
начале XX
Н.Толстой, В.Г.Короленко, А.П.Чехов, И.С.Шмелев). Дискуссия о кризисе
века
реализма. Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на
кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый
Сатирикон»).
2. Личность и творческий путь А. И. Куприна
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Повести «Гранатовый
браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях
А.И.Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А.И.Куприна.
Трагизм любви в творчестве А.И.Куприна. Тема «естественного человека» в
творчестве Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы,
богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в
рассказах Куприна. Традиции психологизма Л.Н.Толстого в творчестве Куприна.

2
2
5
1
1
1
1
1
37
2

Л 1-7, П1,2, Р1,К1

2

12

Критики о Куприне (Ю.Айхенвальд, М.Горький, О.Михайлов) (по выбору
преподавателя).
3. Личность и творческий путь Максима Горького
Творчество М.Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда
жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах
писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького.
Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.
Горький и МХАТ. Горький-романист. Публицистика М. Горького:
«Несвоевременные мысли». Поэтика заглавия. Выражение неприятия М.Горьким
революционной действительности 1917—1918 годов как источник разногласий
между М.Горьким и большевиками. Цикл публицистических статей М.Горького в
связи с художественными произведениями писателя. Проблемы книги
«Несвоевременные мысли». Критики о Горьком. (А.Луначарский, В.Ходасевич,
Ю.Анненский).
В том числе практических занятий
1. Слово, подробность, деталь в прозе И.А. Бунина. Цикл рассказов «Темные
аллеи».
2. И.А. Бунин. Судьба мира и цивилизации в произведении «Господин из СанФранциско»
3. А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет»
4. Символизм. Истоки символизма Творчество В.Я. Брюсова, К.Д.Бальмонта, А.
Белого
5. Тема Родины в лирике А. Блока. Поэма «Двенадцать»
6. Акмеизм. Мотивы и образы в лирике Н.С. Гумилева
7. Футуризм: манифесты, пафос и проблематика. Творчество И. Северянина
8. Новокрестьянская поэзия в творчестве Н.А.Клюева, С.А.Есенина
9. Драматургия М. Горького. Пьеса «На дне»
Самостоятельная работа обучающихся
1.Создать групповой видеоролик по стихотворению одного из поэтов Серебряного
века.
2. Подготовить сообщение на тему «Деталь и символ в произведениях И.А.
Бунина».

2

18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
13
2
1
13

Тема 5.
Особенности
развития
литературы
1920-х годов

3. Подготовить сообщение на тему «Нравственный кодекс героев А.И. Куприна».
4. Написать эссе на тему «Самоубийство Желткова – это проявление слабости
души или её величие?» (по произведению А.И. Куприна «Гранатовый браслет»).
5. Выполнить творческую проектную работу на тему: «Стихотворение одного
поэта Серебряного века» (с элементом проведения игры).
6. Выучить наизусть одно из стихотворений И.Северянина (по выбору).
7. Подготовить фотовыставку «Деревенские просторы и быт моего родного края».
8. Написать эссе на тему «Почему сегодня существует «дно жизни»?
9. Наизусть. Монолог Сатина («Молчать!.....Правда – бог свободного человека!»).
10. Подготовить сообщение на тему: «Тема России в творчестве А.А.Блока».
Содержание учебного материала
1. Литературный процесс 1920-х годов
Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературные группировки и
журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь»,
«Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы. Тема
России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений
(А.Блок, А.Белый, М.Волошин, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам,
В.Ходасевич, В.Луговской, Н.Тихонов, Э.Багрицкий, М.Светлов и др.).
Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В.Хлебников,
А.Крученых, поэты-обериуты). Единство и многообразие русской литературы
(«Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Разнообразие идейно-художественных
позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны.
2. Личность и творческий путь В. В. Маяковского
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна
ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов,
яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и
действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной
жизни.
3. Личность и творческий путь С. А. Есенина
Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской
природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России.
Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и

1
1
2
1
1
1
2
1
6
2

Л 1-7, П1,2, Р1,К1

2

2

14

Тема 6.
Особенности
развития
литературы
1930 — начала
1940-х годов

эпическое в поэме.
В том числе практических занятий
1. Личность и творческий путь А.А. Фадеева. Новаторский характер романа
«Разгром»
2. Любовная лирика В. В. Маяковского
3. Художественное своеобразие творчества С. А. Есенина
Самостоятельная работа обучающихся
1. Выучить наизусть одно из стихотворений В.В. Маяковского: «Послушайте!»;
«Нате!»; «А Вы могли бы?»; «Прозаседавшиеся»; «Лиличка!»; «Я счастлив!».
2. Выписать из поэмы «Облако в штанах» В.В. Маяковского:25 неологизмов; 25
метафор; 25 олицетворений; 15 аллитераций.
3. Подготовить сообщение на тему «Мир природы в лирике С. Есенина»
4. Наизусть. Выучить одно из стихотворений С. А. Есенина (по выбору).
5. Написать эссе на тему «Как отразилась тема революции и Гражданской войны в
романе А. Фадеева «Разгром»?
Содержание учебного материала
1. Литературный процесс 1930-х годов. Творчество М.И. Цветаевой
Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и
литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический
реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и
воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация
социалистического идеала в творчестве А.Н.Островского, Л.Леонова, В.Катаева,
М.Шолохова,
Ф.Гладкова,
М.Шагинян,
Вс.Вишневского,
Н.Погодина,
Э.Багрицкого, М.Светлова, В.Луговского, Н.Тихонова, П.Васильева и др.
Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова, А.Чапыгина.
Сатирическое обличение нового быта (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров,
М.Булгаков). Развитие драматургии в 1930-е годы.
Марина Ивановна Цветаева (1892—1941). Сведения из биографии. Идейнотематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия,
времени и вечности.
2. Личность и творческий путь О.Э. Мандельштама
Сведения из биографии писателя. Поиски духовных опор в искусстве и природе.

6
2
2
2
6
1

1
1
1
2
8
2

Л 1-7, П1,2, Р1,К1

2
15

Теория поэтического слова О.Мандельштама. Борьба поэта против «векаволкодава».
3. Личность и творческий путь М.А. Булгакова
Традиции русской литературы (творчество Н.В.Гоголя) в творчестве М.Булгакова.
Своеобразие писательской манеры. Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы
Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных
людей. Отношение автора к героям романа. Честь — лейтмотив произведения.
Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа.
Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».
4. Личность и творческий путь М.А. Шолохова
Мир и человек в рассказах М.Шолохова. Глубина реалистических обобщений.
Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества
М.Шолохова.
Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества
в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции.
Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического
анализа. Патриотизм и гуманизм романа.
В том числе практических занятий
1. Творчество А.П. Платонова. Философское содержание повести «Котлован»
2. Изображение событий Гражданской войны в сборнике рассказов «Конармия» И.
Э. Бабеля
3. Художественные особенности поэзии М.И. Цветаевой
4. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э.Мандельштама
5. М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Система образов
6. Фантастическое и реалистическое в романе М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита»
7. Роман-эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Система образов
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему «Поэзия М.И. Цветаевой – дневник ее души».
2. Выучить наизусть одно стихотворение М.И. Цветаевой (по выбору).
3. Подготовить сообщение на тему «Богатство ассоциаций в лирике О.Э.
Мандельштама».

2

2

14
2
2
2
2
2
2
2
12
1
1
1
16

4. Выучить наизусть одно стихотворение О.Э. Мандельштама (по выбору).
5. Написать эссе на тему «Человек тверд семьей…» Тема семьи и дома в
произведениях А.П. Платонова.
6. Подготовить сообщение на тему «Стилистика рассказов И.Э.Бабеля».
7. Написать эссе на одну из предложенных тем: «Главное-это счастье людей» (И.
Бабель).
8. Написать небольшое послание Михаилу Афанасьевичу Булгакову на тему « Я
хотел бы Вас спросить…».
9. Подготовить заочную экскурсию по одному из музеев М.А.Булгакова.
10. Составить схему родства основных персонажей романа М. Шолохова «Тихий
Дон».
11. Подготовить викторину по страницам романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий
Дон».
Тема 7.
Содержание учебного материала
Особенности Личность и творческий путь А.А. Ахматовой.Ранняя лирика Ахматовой: глубина,
развития
яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой
литературы
мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах
периода
революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле,
Великой
Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине
Отечественной и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в
войны и
творчестве поэтессы.
первых
В том числе практических занятий
послевоенных 1. Лирика поэтов фронтового поколения
лет
2. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе. Произведения
первых послевоенных лет
3. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака.
4. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Выучить наизусть одно стихотворение поэтов фронтового поколения (Ю.
Друнина, О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский и др.)
2. Подготовить заочную экскурсию по одному из музеев военной славы.
3. Подготовить сообщение на тему «Тема материнского страдания в поэме А.А.

1
2
1
1
1
1
1
2
17
2

Л 1-7, П1,2, Р1,К1

8
2
2
2
2
7
2
1
1
17

Тема 8.
Особенности
развития
литературы
1950—1980-х
годов

Тема 9.
Творчество
писателейпрозаиков в
1950—1980-е
годы

Ахматовой "Реквием"».
4. Выучить наизусть два стихотворения А.А. Ахматовой (по выбору).
5. Проанализировать одно из стихотворений Б.Л. Пастернака (по выбору).
Содержание учебного материала
Литературный процесс 1950—1980-х годов. Литература периода «оттепели»
Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели».
Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник».
Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций
в литературе. Многонациональность советской литературы.
В том числе практических занятий
1. Авторская песня
Самостоятельная работа обучающихся
1. Написать эссе на тему «В произведениях 50-х 80-х гг. мне более близка тема…».
2. Создать презентацию с включением видеофрагмента по творчеству одного из
бардов «История одной песни».
Содержание учебного материала
1. Основные направления и течения художественной прозы 1950 – 1980-х
годов
Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков.
Художественное своеобразие прозы В.Шаламова, В.Шукшина, В.Быкова,
В.Распутина. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование
природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в
экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в
воспитании патриотических чувств молодого поколения. Историческая тема в
советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории,
взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература.
Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов.
Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих
ценностях. Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь»,
«Знамя»
и др.). Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы.
2. Особенности драматургии 1950—1980-х годов

2
1
7
2

Л 1-7, П1,2, Р1,К1

2
2
3
1
2
31
2

Л 1-7, П1,2, Р1,К1

2
18

Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к
молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Тема любви в драмах
А.Володина, Э.Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода
«оттепели» с поэзией. Поэтические представления в Театре драмы и комедии на
Таганке. Влияние Б.Брехта на режиссуру Ю.Любимова.
Тематика и проблематика драматургии 1970— 1980-х годов. Обращение театров к
произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной
(социологической) драмы. Пьеса А.Салынского «Барабанщица» (1958).
Драматургия В.Розова, А.Арбузова, А.Володина в 1970—1980-х годах.
3. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов
Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы
русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б.Зайцева,
В.Набокова, Г.Газданова, Б.Поплавского.
Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских
репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б.Ширяева,
Д.Кленовского, И.Елагина.
Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР.
Творчество И.Бродского, А.Синявского, Г.Владимова.
В том числе практических занятий
1. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы: Н.Рубцов, Р.Гамзатов, Б.Окуджава
2. Поэзия А. Вознесенского, Р. Рождественского, Е. Евтушенко
3. Личность и диссидентская лирика И.Бродского
4. Личность и творческий путь А.И. Солженицына. Сюжетно-композиционные
особенности повести «Один день Ивана Денисовича»
5. Нравственная проблематика произведений А. Вампилова. Пьеса «Старший сын»
6. Анализ рассказа В.П. Астафьева «Людочка»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить презентацию по биографии и творчеству одного из писателей
периода 1950-1980-х гг:
2. Подготовить сообщение на тему «Поэзия Н. Заболоцкого, Н.Рубцова,
Б.Окуджавы, А. Вознесенского в контексте русской литературы»;
3. Подготовить презентацию по биографии и творчеству одного из драматургов.

2

12
2
2
2
2
2
2
13
2
1
2
19

4. Подготовить сообщение на тему «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX—
XX веков»
5. Наизусть. Стихотворение А. Вознесенского, Р. Рождественского, Е. Евтушенко
(по выбору студентов).
6. Подготовить сообщение на тему «Своеобразие языка Солженицынапублициста».
7. Подготовить сообщение на тему «Экранизация пьес А.Вампилова "Старший
сын» .
8. Подготовить сообщение на тему «История: три волны русской эмиграции».
9. Наизусть. Стихотворение И. Бродского (по выбору учащегося).
Тема 10.
Содержание учебного материала
Особенности Литературный процесс в России конца ХХ - начала ХХI века.
развития
Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века.
литературы
Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск
конца 1980 — антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и
2000-х годов
«возвращенная» литература. Произведения А.Солженицына, А.Бека, А.Рыбакова,
В.Дудинцева, В.Войновича. Развитие традиций в поэзии на рубеже веков.
В том числе практических занятий
1. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе.
Творчество Л. Петрушевской
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему «Особенности массовой литературы конца
XX—XXI века».
Итоговая аттестация: экзамен
ВСЕГО

1
2
1
1
1
2
5
2

Л 1-7, П1,2, Р1,К1

2
2
1
1
6
170 + 6 ч.

20

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Литературы и методики преподавания литературы», оснащенный
оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по
числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и
др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации,
мультимедийным проектором).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.
Титаренко, Е.А. Литература в схемах и таблицах / Е.А. Титаренко, Е.А.
Хадыко. – Москва: Издательство Эксмо, 2017. – 320с. – (Серия: Наглядно и доступно). –
ISBN 978-5-699-56202-2. - Текст: непосредственный.
3.2.2. Электронные издания
1.
История русской литературы XX-XXI веков: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. А. Мескин [и др.] ; под общей редакцией В.
А. Мескина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 411 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-01425-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452679 (дата обращения: 25.03.2020).
2.
Красовский, В. Е. Литература : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев ; под общей редакцией
В. Е. Красовского. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 650 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11359-4. — Текст: электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448571 (дата обращения: 25.03.2020).
3. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия : учебное пособие для
среднего
профессионального
образования /
А. А. Сафонов ;
под
редакцией
М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/453510 (дата обращения: 25.03.2020).
4.
Сафонов, А.А. Литература.11 класс. Хрестоматия: учебное пособие для
СПО/А. А. Сафонов; под ред. М.А.Сафоновой. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 265 с. –
(Серия: Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-02279-7. – Режим доступа:
www.biblio-online/ru/book/D4A670E8-1FF1-4684-8771-E3BD248C282 (дата обращения:
25.03.2020).
5.
http://library.vshu.kirov.ru – база данных IRBIS (каталог книг и статей),
доступен в научной библиотеке ВятГГУ (К. Либкнехта, 89)
6.
http://www.herzenlib.ru/ библиотека им. А.И. Герцена (г.Киров)
7.
http://libkirov.ru – Электронная библиотека города Кирова
8.
http://www.rsl.ru –Российская государственная библиотека
9.
http://www.rasl.ru – библиотека Академии Наук
10.
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp –Научная электронная библиотека
11.
http://www.nlr.ru/ Российская –Национальная библиотека
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Белинский, В. Г. О Пушкине, Лермонтове, Гоголе / В. Г. Белинский. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 326 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-

09211-0.
—
Текст
:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/456107 (дата обращения: 25.03.2020).
2.
Кони, А. Ф. О русских писателях. Избранное / А. Ф. Кони. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 310 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12076-9.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454575 (дата
обращения: 25.03.2020).
3.
Литература. Хрестоматия. Русская классическая драма (10-11 классы) :
учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов [и др.] ;
составитель А. А. Сафонов ; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 438 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06929-7.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455470 (дата
обращения: 25.03.2020).
4.
Минералов, Ю. И. История русской литературы. 1900-1920-е годы : учебник
для среднего профессионального образования / Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова. — 3е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 471 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9498-8. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452299 (дата обращения: 25.03.2020).
5.
Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 1. XIX век : учебное
пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Чернец [и др.] ; под
редакцией Л. В. Чернец. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
— 212 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07963-0. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451665 (дата обращения:
25.03.2020).
6.
Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 2. XX век : учебное
пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Романова [и др.] ; под
редакцией Г. И. Романовой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 232 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07770-4. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452000 (дата обращения:
25.03.2020).
7.
Рыбальченко, Т. Л. Анализ художественного текста : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / Т. Л. Рыбальченко. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 147 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13072-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/448915 (дата обращения: 25.03.2020).
8.
Тарланов, Е. З. Литература: анализ поэтического текста : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / Е. З. Тарланов. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 237 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10416-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/455674 (дата обращения: 25.03.2020).
9.
Тынянов, Ю. Н. История литературы. Поэтика. Избранные труды /
Ю. Н. Тынянов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 353 с. — (Антология
мысли). — ISBN 978-5-534-08758-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452939 (дата обращения: 25.03.2020).

22

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является экзамен.
Результаты
Критерии оценки
Методы
обучения
оценки
Знания:
Осознание
Осуществляет
своевременное  индивидуальные
художественной
прочтение
художественных задания;
картины
жизни, прозаических
и
лирических  устный
ответ,
созданной
в текстов.
эвристическая беседа;
литературном
Ориентируется в содержательном  оценка при написании
произведении,
в пространстве произведений.
эссе;
единстве
Имеет
представление
об  оценка
результатов
эмоционального лич- индивидуальной и групповой самостоятельной
работы
ностного восприятия и аналитической работе с текстами (докладов, сообщений и
интеллектуального
художественных произведений и т.д.).
понимания.
учебником.
 экзамен.
Осознает значимость работы в
группах по подготовке ответов на
проблемные вопросы, принимает
участие в эвристической беседе.
Имеет представление об образе
оратора и требованиях к устной
публичной речи.
Обладает знаниями в области
основ выразительного чтения,
осознает
значимость
использования интонационного и
логического ударения, смысловых
пауз, ритмического построения
текста и тембра голоса.
Знание
содержания Осуществляет
своевременное  индивидуальные
произведений русской, прочтение
художественных задания;
родной и мировой прозаических
и
лирических  устный
ответ,
классической
текстов мировой и национальной эвристическая беседа;
литературы,
их культуры.
 оценка при написании
историко-культурного Ориентируется в содержательном эссе;
и
нравственно- пространстве произведений.
 оценка
результатов
ценностного влияния Имеет
представление
об самостоятельной
работы
на
формирование индивидуальной и групповой (докладов, сообщений и
национальной
и аналитической работе с текстами т.д.).
мировой культуры.
художественных произведений и
 экзамен.
учебником.
Осознает значимость работы в
группах по подготовке ответов на
проблемные вопросы, принимает
23

участие в эвристической беседе.
Имеет представление об образе
оратора и требованиях к устной
публичной речи.
Имеет представление о критериях
оценивания
и самооценивания
при выполнении устных и
письменных видов работ.
Осуществляет
своевременное
прочтение
художественных
прозаических
и
лирических
текстов мировой и национальной
культуры.
Ориентируется в содержательном
пространстве произведений.
Имеет
представление
об
индивидуальной и групповой
аналитической работе с текстами
художественных произведений и
учебником.
Осознает значимость работы в
группах по подготовке ответов на
проблемные вопросы, принимает
участие в эвристической беседе.
Имеет представление об образе
оратора и требованиях к устной
публичной речи.
Имеет представление о критериях
оценивания
и самооценивания
при выполнении устных и
письменных видов работ.
Сформированность
Имеет
сформированное
представлений
о представление о системе стилей
системе стилей языка языка
художественной
художественной
литературы.
литературы.
Знает требования к оформлению
конспектов, аннотаций, рецензий,
эссе, при составлении тезисного и
цитатного планов сочинения.
Имеет
представление
об
организации
самостоятельной
работы
с
источниками
информации
(учебник,
дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники), о
видах редактирования текста.
Знает об особенностях устной и
письменной речи, о системе
функциональных стилей языка.

 индивидуальные
задания;
 устный
ответ,
эвристическая беседа;
 оценка при написании
эссе;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов, сообщений и
т.д.).

24

Умения:
Сформированность
устойчивого интереса
к чтению как средству
познания
других
культур,
уважительного
отношения к ним.

Сформированность
навыков
различных
видов
анализа
литературных произведений.

Владение
навыками
самоанализа
и
самооценки на основе
наблюдений
за
собственной речью.

Осуществляет
своевременное
прочтение
художественных
прозаических
и
лирических
текстов.
Ориентируется в содержательном
пространстве произведений.
Умеет работать с источниками
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии,
словари, в том числе интернетисточники).
Демонстрирует умение правильно
определять актуальность темы,
адекватность
результатов
поставленным
целям,
давать
полные
ответы,
точные
формулировки.
Владеет навыками комментированного чтения.
Осуществляет
аналитическую
работу
с
текстами
художественных произведений и
критических статей.
Владеет навыками в написании
различных видов планов;
Умеет
работать
с
иллюстративным материалом.
Владеет
навыками
самостоятельной
работы
с
источниками
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники).
Осуществляет
точное
самооценивание
и
взаимооценивание
ответов
и
действий.
Демонстрирует навыки выразительного чтения и чтения
наизусть;
Ведет диалог, правильно строит
предложения, следит за нормами
устной речи, владеет навыками
устной публичной речи.
Использует
соответствующие
лексические
единицы
и
грамматические структуры.
Выполняет задания в полном

 индивидуальные
задания;
 письменный/устный
опрос;
 тестирование;
 устное
публичное
выступление;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов, сообщений и
т.д.).
 экзамен.

 индивидуальные
задания;
 защите
отчетов
по
практическим занятиям;
 тезисный и цитатный
планы;
 литературоведческий
анализ
лирических
и
прозаических текстов;
 рецензии,
аннотации,
таблица сравнений, кластер;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов, сообщений и
т.д.).
 индивидуальные
задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 устный ответ;
 декламация лирических
текстов
(записанные
видеофрагменты и в режиме
реального времени);
 устные
публичные
выступления с докладами,
сообщениями;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов, сообщений и
25

объеме
в
соответствии
с
требованиями.
Осуществляет
аналитическую
работу с текстом художественного
произведения.
Использует
точные
формулировки.
Владеет навыками в составлении
тезисного и цитатного планов,
редактировании текста;
Демонстрирует
адекватность,
оптимальность выбора способов
действий,
методов,
техник,
последовательностей действий и
т.д.
Умеет работать с источниками
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии,
словари, в том числе интернетисточники).

т.д.).

Владение
умением
представлять тексты в
виде
тезисов,
конспектов,
аннотаций,
рефератов,
сочинений различных
жанров.

Владеет
навыками
конспектирования,
написания
аннотаций, рецензий, эссе, в
составлении
тезисного
и
цитатного планов сочинения, в
создании
систематизирующих
таблиц.
Умеет самостоятельно работать с
источниками
информации
(учебник,
дополнительная
литература,
энциклопедии,
словари, в том числе интернетисточники), редактировать текст.
Владеет навыками работы с
иллюстративным материалом.
Использует
соответствующие
лексические
единицы
и
грамматические структуры.

 индивидуальные
задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 оценка в составлении
конспектов и тезисных
планов, тестовых заданий,
синквейнов,
викторин,
кроссвордов, электронных
презентаций, проектных и
учебно-исследовательских
работ;
 литературоведческий
анализ
лирических
и
прозаических текстов;
 оценка эссе, докладов,
сообщений, рецензий.
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов, сообщений и
т.д.).
 индивидуальные
задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 оценка в составлении
конспектов,
цитатников,
систематизирующих таблиц
и тезисных планов, при
написании
аннотаций,
рецензий, эссе;
 оценка
литературоведческого
анализа
лирических
и
прозаических текстов;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов, сообщений и
т.д.).

Сформированность
умений
учитывать
исторический,
историко-культурный
контекст и контекст
творчества писателя в
процессе
анализа
художественного

Осуществляет
своевременное
прочтение
художественных
прозаических
и
лирических
текстов.
Ориентируется в содержательном
пространстве произведений.
Владеет
навыками
индивидуальной и групповой

 индивидуальные
задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 устный
ответ,
эвристическая беседа;
 декламация лирических
текстов
(записанные

Владение
умением
анализировать текст с
точки зрения наличия
в нем явной и скрытой,
основной
и
второстепенной
информации.

26

произведения.

аналитической работы с текстами
художественных произведений и
учебника.
Умеет работать в группах по
подготовке
ответов
на
проблемные вопросы, принимает
участие в эвристической беседе.
Демонстрирует
навыки
комментированного чтения.
Ведет диалог, правильно строит
предложения, следит за нормами
устной речи, владеет навыками
устной публичной речи.
Принимает участие при подготовке
литературных
композиций, театрализаций с
учетом
историко-культурного
контекста конкретной эпохи.

видеофрагменты и в режиме
реального
времени),
участие в театрализации;
 устные
публичные
выступления с докладами,
сообщениями;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов, сообщений и
т.д.);
 экзамен.

Осуществляет
своевременное
прочтение
художественных
прозаических
и
лирических
текстов.
Ориентируется в содержательном
пространстве произведений.
Владеет
навыками
индивидуальной и групповой
аналитической работы с текстами
художественных произведений и
учебника.
Умеет работать в группах по
подготовке
ответов
на
проблемные вопросы, принимает
участие в эвристической беседе.
Умеет
задавать
проблемные
вопросы,
владеет
способами
аргументации.
Демонстрирует
навыки
комментированного чтения.
Ведет диалог, правильно строит
предложения, следит за нормами
устной речи, владеет навыками
устной публичной речи.
Владение
навыками Осуществляет
своевременное
анализа
прочтение
художественных
художественных
прозаических
и
лирических
произведений с учетом текстов.
их
жанрово-родовой Ориентируется в содержательном
специфики.
пространстве произведений с
учетом
их
жанрово-родовой

 индивидуальные
задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 тестирование;
 устный
ответ,
эвристическая беседа;
 оценка при написании
эссе;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов, сообщений и
т.д.);
 экзамен.

Способность выявлять
в
художественных
текстах образы, темы и
проблемы и выражать
свое отношение к ним
в
развернутых
аргументированных
устных и письменных
высказываниях.

 индивидуальные
задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 тестирование;
 устный
ответ,
эвристическая беседа;
27

специфики.
Владеет
навыками
индивидуальной и групповой
аналитической работы с текстами
художественных произведений и
учебника.
Умеет работать в группах по
подготовке
ответов
на
проблемные вопросы, принимает
участие в эвристической беседе.
Демонстрирует
навыки
комментированного чтения.
Ведет диалог, правильно строит
предложения, следит за нормами
устной речи, владеет навыками
устной публичной речи.
Использует
точные
формулировки, владеет лексикой
литературоведческого характера.

 оценка при написании
эссе;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической
части
проектов,
учебных
исследований и т.д.).

28

Приложения
Перечень тем индивидуальных проектов по дисциплине
1. Имел ли место быть спорт в жизни русских классиков? (о спортивном образе жизни
русских писателей).
2. Николай Коляда на страницах города Екатеринбург: есть чем гордиться! (анализ
творчества драматурга и его влияние на культурную жизнь города Екатеринбург).
3. Карнавальный бум литературных персонажей, или какой костюм выбрать на
Новый год, чтобы не остаться незамеченным? (рейтинг самых популярных костюмов
среди детей дошкольного и младшего школьного возраста).
4. Ребенок в пионерском лагере вчера и загородном лагере сегодня
(сопоставительный анализ условий для развития личности ребенка в разные исторические
эпохи на примере литературных произведений).
5. Разница есть! Художественные нюансы восприятия поэтического мира Ф.И.
Тютчева и А.А. Фета.
6. Литературные персонажи на обертках современных конфет (разработка игровых
моделей для детей дошкольного возраста).
7. Памятники литературным героям в Свердловской области.
8. Мультфильмы по литературным произведениям отечественных писателей: вред
или польза?
9. Отношение русских писателей и поэтов к городу Екатеринбургу (Свердловску) на
литературных страницах.
10. Здравствуйте, уважаемый герой! (что бы вы спросили у любимого героя?)
11. Самый читаемый автор в моем учебном заведении.
12. От улыбки станет всем светлей (конкурс улыбок среди писателей).
13. Праздник Рождества в литературном мире: изучаем традиции и оцениваем
современность.
14. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты (художественная литература в
восприятии современного подростка).
15. Тебе еще семнадцать или уже семнадцать? (к вопросу об отношении наших
современных читателей к возрасту некоторых литературных героев XIX-XX вв.)
16. Литературная география России (создание игры-бродилки по знаменитым
литературным местам).
17. Добро пожаловать в библиотеку! (создание подробного каталога библиотек нашего
города с последующими рекомендациями).
18. Музеи для уроков литературы в г. Екатеринбург (создание подробного каталога
музеев, связанных с изучением литературы с последующими рекомендациями).
19. Одна великолепная литературная цитата устами студента СОПК (рейтинг
популярности известных афоризмов и выражений из литературных произведений).
20. Конфликты литературных героев и пути их разрешения на примере моего
любимого художественного произведения.
21. Популярность театра в наши дни: портрет студента СОПК как театрального
зрителя.
22. Образ современного учителя в художественной литературе вчера и сегодня.
23. Талант передается по наследству? (о преемственности между талантливыми
классиками и их потомками в XXI веке).
24. Учимся искать клад! (разработка игровых моделей на примере художественных
авантюрно-приключенческих романов).
25. А сможешь отгадать загадку? (Какие загадки знают современные студенты).
29

26. Несколько вопросов и ответов о правилах поведения детей дошкольного возраста
(на примере анализа художественных текстов детских писателей).
27. Несколько вопросов и ответов о правилах поведения детей младшего школьного
возраста (на примере анализа художественных текстов детских писателей).
28. Мир игрушек в поэзии вчера и сегодня (вопрос о популярности игрушек
дореволюционного, советского и современного периодов в творчестве детских писателей).
29. Мама, забери меня домой! (реакция художественной литературы на проблему
одиноких детей в разные исторические эпохи).
30. Как литературный герой помог мне правильно распоряжаться финансами? (о
проблеме отношения современных подростков к деньгам).
31. Какие сказки мама вам читала на ночь? (рейтинг самых популярных читаемых
сказок детям дошкольного возраста).
32. Нужны ли нам еще гитара и костер? (вопрос о бардовской песне сегодня).
33. Я буду жить, но только улыбнись и руку протяни… (на примере анализа
художественных произведений современных писателей об особенностях жизни детей,
страдающих от тяжелых заболеваний).
34. Что мешает быть счастливым современному подростку? (о проблемах молодежи в
современной русской литературе).
35. Известное о неизвестном. Ищем новые таланты (о современных молодых
писателях).
36. Создание календаря по стихотворениям о природе А.С. Пушкина с дидактическими
заданиями (для детского сада).
37. Разработка литературной квест-игры для детского лагеря.
38. Влияние интеллектуальных карт на понятийный аппарат студента СОПК (на
примере изучения литературного произведения).
39. Создание читательского дневника для студента СОПК.
40. Экскурсия по Петербургу, по местам героев романа Ф.М.
Достоевского
«Преступление и наказание».

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».