Приложение 5.11-5.13 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 44.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.03 КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной и производственной практики по ПМ.03 «Классное руководство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1353 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах» Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» Разработчики: Долгих Е.И., заведующая отделом социально-педагогической работы, преподаватель ВКК ГАПОУ СО «СОПК»; Новикова С.Г., заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель ВКК ГАПОУ СО «СОПК». Рецензент: Брылунова Е.А., заместитель директора МАОУ Гимназия №116 2 Содержание 1. 2. 3. 4. Общая характеристика учебной и производственной практики …………4 Структура и содержание программы практики………..………………….6 Условия организации и проведения практики……….……………………7 Контроль и оценка результатов…………………………………….………8 3 1. Общая характеристика учебной и производственной практики 1.1. Место практики в структуре основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) Программа практики является частью ОПОП по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» в части освоения основного вида профессиональной деятельности «Классное руководство». 1.2. Цель практики освоение обучающимися вида профессиональной деятельности «классное руководство», формирование общих и профессиональных компетенций, а также необходимых умений и опыта практической работы по данному виду профессиональной деятельности. Задачи практики определяются программами по каждому виду практики. С целью овладения данным видом профессиональной деятельности студент должен иметь практический опыт: - педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов; - анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции; - определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя; - планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий; - определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания; - наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; уметь: - выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты; - формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; - планировать деятельность классного руководителя; - оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательной организации; - совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение; - использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий; - организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественнополезной деятельности и детские творческие объединения; - осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий; - создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; - помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты; - составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими); - вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими); - организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий; - изучать особенности семейного воспитания обучающихся; - формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей; - анализировать процесс и результаты работы с родителями; 4 - использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса; - анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом); знать: - теоретические и методические основы деятельности классного руководителя; - методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления; - особенности адаптации обучающихся к условиям начального общего образования; - возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; - основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям; - особенности процесса социализации обучающихся; - условия развития ученического самоуправления в общеобразовательной организации, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; - особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми; - теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий; - содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения; - педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы; - основы делового общения; - особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); - задачи и содержание семейного воспитания; - особенности современной семьи; - содержание и формы работы с семьей; - способы диагностики результатов воспитания: - методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации; - логику анализа деятельности классного руководителя. 1.3. Количество недель (часов) на освоение программы УП 03.01 «Исследование личности учащихся», 1 неделя, 36 часов; УП 03.02 «Особенности деятельности классного руководителя в адаптационный период младшего школьника», 1 неделя, 36 часов; ПП 03«Организация работы классного руководителя», 1 неделя, 36 часов. 1.4. Форма проведения – концентрированно. 1.5. Место проведения практики: общеобразовательные школы г. Екатеринбурга и Свердловской области. 1.6. Результатом освоения практики является освоение общих компетенций (ОК): ОК 1. Способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес; ОК 2. Способность организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; 5 ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; ОК 4. Способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Способность использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; ОК 6. Способность работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами; ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса; ОК 8. Самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. профессиональных компетенций (ПК): Вид Код профессиональной деятельности 4.3.3. Классное ПК 3.1. руководство ПК 3.2. ПК 3.3. ПК 3.4. ПК 3.5. ПК 3.6. ПК 3.7. ПК 3.8. ПК 4.5. Наименование результатов практики Проводить педагогическое наблюдение, интерпретировать полученные результаты Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу Проводить внеклассные мероприятия Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий Определять цели и задачи, планировать работу с родителями Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания Анализировать результаты работы с родителями Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений 6 2. Структура и содержание программы практики 2.1. УП 03.01 «Исследование личности учащихся» Цель: получение практического опыта проведения педагогического наблюдения и диагностики, интерпретации полученных результатов на основе изучения личности (индивидуальности) учащегося. Задачи: 1. Освоение умения отбирать методы диагностики личности (индивидуальности) учащегося. 2. Овладение умением составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты. 3. Формирование умения осуществлять качественную и количественную обработку информации, ее анализ. 3. Отработка умения составлять психолого-педагогические рекомендации по работе с учащимися для классного руководителя, родителей, педагогов, воспитателей. 7 Тематический план учебной практики 03.01 «Исследование личности учащихся» Код ы фор миру емы х компе тенци й ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ПК 3.1. ПК 4.4. Наимено вание професси ональног о модуля Кол-во часов Виды работ практ ики ПМ.03. Классное 36 руководст во Выполнение заданий в тетради практиканта. Описание результатов исследования личности учащегося и их анализ в тетради практиканта. Составление психологопедагогических карт изучения личности испытуемых (две: мальчика и девочки). Составление рекомендаций по работе с учащимися для классного руководителя, родителей, педагогов, воспитателей. Выступление на итоговой конференции по результатам проведенного исследования учащихся. Наименование учебных дисциплин, МДК, Наименования тем учебной практики обеспечивающих выполнение видов работ Педагогика, психология, психология общения, МДК03.01 Теоретические методические основы деятельности классного руководителя. Тема 1. Предварительное знакомство с объектами исследования. Тема 2. Исследование проявлений индивидуально-типологической сферы личности учащихся. и Тема 3. Изучение уровня развития учебной мотивации и познавательной сферы младшего школьника. Тема4. Исследование уровня эмоционального развития и самооценки личности учащегося. Тема 5. Выявление уровня развития коммуникативных умений школьников. Тема 6. Итоговая конференция по результатам проведенного исследования личности учащегося. Защита практики. Кол-во часов по темам 6 6 6 6 6 6 8 3.2. УП 03.02 «Особенности деятельности классного руководителя в адаптационный период младшего школьника» Цель: овладение умением анализировать содержание деятельности классного руководителя в адаптационный период младшего школьника; получение практического опыта оказания педагогической поддержки в процессе адаптации детей к условиям ОУ, проведения педагогического наблюдения за первоклассниками и интерпретации полученных результатов. Задачи: 1. Знакомство с особенностями организации образовательного процесса в период адаптации первоклассников к условиям ОУ. 2. Исследование уровня социально-психологической адаптации детей к школьному обучению, выявление трудностей и проблем адаптации (на примере одного уч-ся). 3. Совершенствование знаний о структуре и содержании психологической готовности детей к обучению в школе, об особенностях социально-психологической адаптации первоклассника. 4. Отработка умения составлять психолого-педагогические рекомендации по работе с первоклассниками в адаптационный период для классного руководителя, родителей. 5. Формирование умения анализировать итоги каждого учебного дня (полученные данные наблюдения фиксировать в дневнике) для установления динамики социальнопсихологической адаптации детей, выявления причин неблагоприятного протекания процесса адаптации. 9 Тематический план учебной практики УП 03.02 «Особенности деятельности классного руководителя в адаптационный период младшего школьника» Наименование Наимен Коды учебных ование Кол-во формир дисциплин, Кол-во професс часов Наименования тем учебной практики уемых Виды работ МДК, часов по иональн практ компетен обеспечивающи темам ики ого ций х выполнение модуля видов работ Педагогика, Тема 1. Особенности организации 6 адаптационного периода в начальной школе. Выполнение заданий в тетради психология, психология Тема 2. Определение уровня психологической 6 практиканта. Описание результатов наблюдения и общения, МДК готовности детей к обучению в школе. Тема 3. Определение уровня адаптации 6 анализа деятельности классного 03.01 Теоретические и младшего школьника. руководителя и детей в первые дни методические Тема 4. Методы и технологии работы с 6 обучения в школе, их фиксация по ПМ.03. основы социально-дезадаптированными детьми. алгоритму в тетради практиканта. ОК 1 ОК 4 Классно деятельности Составление психологоТема 5. Организации работы с 6 ОК 6 ПК е 36 классного педагогической карты изучения родителями/законными представителями 3.1 ПК 4.4 руковод уровня психологической готовности руководителя. первоклассников в первую неделю обучения. ство первоклассника к обучению в школе. Тема 6. Организация режимных моментов в 6 Составление рекомендаций по работе период адаптации первоклассников. Защита с учащимися для классного практики. руководителя, родителей. Написание эссе «Как я проведу первый день в первом классе» 10 2.3. ПП 03 «Организация работы классного руководителя» Цель: получить практический опыт работы классным руководителем. Задачи: 1. Совершенствовать умения определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. 2. Получить практический опыт проведения внеклассных мероприятий и анализа процесса и результатов его проведения. 3. Получить практический опыт взаимодействия с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания и анализа результатов работы с родителями. 4. Совершенствовать умения координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом. 5. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). 11 Тематический план учебной практики ПП 03 «Организация работы классного руководителя» Коды формир уемых компетен ций ОК 2. ОК 3. ОК 4. Ок 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ПК 3.1. ПК 3.2. ПК 3.3. ПК 3.4. ПК 3.5. ПК 3.6. ПК 3.7. ПК 3.8. ПК 4.1. ПК 4.2. ПК 4.4. ПК 4.5. Наимено вание професси ональног о модуля ПМ.03. Классное руководс тво Кол-во часов практик и 36 Виды работ Выполнение заданий в дневнике практиканта. Планирование, подготовка и проведение внеклассного мероприятия, классного часа Планирование, подготовка и проведение КТД Подготовка методических материалов к проведению родительского собрания. Разработка и презентация проекта «Я – классный руководитель» Наименование учебных дисциплин, МДК, обеспечивающих выполнение видов работ Педагогика, психология, психология общения, МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя. Наименования тем производственной практики Тема 1. Знакомство с локальными актами ОО, регламентирующими деятельность классного руководителя. Тема 2. Создание предметно-развивающей среды в кабинете. Тема 3. Педагогическая диагностика детского коллектива. Тема 4. Организация работы с родителями. Тема 5. Планирование и разработка внеклассных мероприятий. Тема 6. Проведение внеклассного мероприятия. Защита практики. Кол-во часов по темам 6 6 6 6 6 6 12 3. Условия организации и проведения практики Условиями проведения практики профессионального модуля и реализации программы учебной и производственной практики являются: - непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью, предусматривающей логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения по профессиональному модулю, преемственность всех этапов практики; наличие баз практики – образовательных учреждений г. Екатеринбурга и Свердловской области; широкий, постоянный доступ студентов и руководителей практики к информации, связанной с реализацией программы учебной и производственной практики, планируемыми результатами в Информационно-методическом центре колледжа. 3.1. Требования к документации, необходимой для проведения практики - договоры с базами практики об организации и проведении практики, - приказы, регламентирующие сроки практики, распределение студентов по базам практики, руководство практикой. 3.2. Требования к учебно-методическому обеспечению практики Программа практики, тетрадь практиканта, учебные пособия, образцы планов, конспектов занятий, мероприятий, демонстрационные и раздаточные материалы к проведению внеклассных мероприятий, видео и фотоматериалы к мероприятиям, диагностические методики; материалы для работы с родителями; нормативные документы по организации деятельности классного руководителя в образовательном учреждении, примерные программы деятельности классного руководителя. 3.3. Требования к материально-техническому обеспечению Материально-техническая база образовательных учреждений, в которых реализуется программа практики, должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Укомплектованность кабинета в базовых образовательных учреждениях оборудованием, учебно-методическим комплексом, необходимым для организации деятельности классного руководителя. Технические средства: - Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет, оснащенный акустическими колонками, микрофоном и наушниками, с пакетом прикладных программ: текстовых, табличных, графических и презентационных и др.); - Мультимедиа проектор; - Экран (на штативе или навесной); - Интерактивные доски «StarBoard», «SMARTBoard»; - Множительная и копировальная техника. 3.4. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные информационные ресурсы, рекомендуемы для использования в образовательном процессе. 13 УП 03.01 «Исследование личности учащегося» Электронные ресурсы: 1. Милорадова, Н. Г. Психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Г. Милорадова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 225 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04619-9. — URL: https://urait.ru/bcode/453353 2. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 457 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11587-1. — URL: https://urait.ru/bcode/456488 3. Феоктистова, С. В. Психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 234 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07451-2. — URL: https://urait.ru/bcode/454714 Дополнительные источники: 1. 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ред. от 03.08.2018). 2. 2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642) (ред. от 26.04.2018). 3. 3. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2017 №900-ПП). УП 03.02. «Особенности деятельности классного руководителя в адаптационный период младшего школьника» Основные источники: 1. Бондаренко А.А. Рабочая программа классного руководителя. 1 класс/авт.-сост. А.А. Бондаренко.-Волгоград: Учитель, 2016.- 89с. – ISBN 978-5-7057-4477-0. – Текст: непосредственный. Дополнительные источники: 1. Долгушина А.И. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей: педагог.алм.:учеб.-метод.пособие/сост. А.И. Долгушина.- Екатеринбург: ООО «Веста», 2016.-176с. – ISBN 978-5-9909169-0-6. – Текст: непосредственный. 2. Долгушина А.И. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Часть 2: педагог.алм.:учеб.-метод.пособие/сост. А.И. Долгушина.Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017.-192с. – ISBN 978-5-9500842-2-5. – Текст: непосредственный. 3. Мурзина И.Я. Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры и актуальные практики: учебно-методическое пособие для педагогов. С электронным приложением / И.Я. Мурзина – Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. – 280 с. – ISBN 978-5-9500842-4-9 – Текст: непосредственный. 4. Огоновская И.С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: 14 Методическое пособие для педагогов / И.С. Огоновская.- Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017.-244с. – ISBN 978-5-9500842-1-8 – Текст: непосредственный. Электронные ресурсы: 1. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Обухов [и др.]; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 422 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10260-4. — URL: https://urait.ru/bcode/456487 2. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Ю. Кулагина. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 291 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-03657-2. — URL: https://urait.ru/bcode/453482 3. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 317 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10232-1. — URL: https://urait.ru/bcode/456503 4. Савенков А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 186 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10235-2. — URL: https://urait.ru/bcode/456505 5. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под редакцией О. В. Хухлаевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 367 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10258-1. — URL: https://urait.ru/bcode/456489 6. Чухин, С. Г. Основы духовно-нравственного воспитания школьников: учебное пособие для вузов / С. Г. Чухин, О. Ф. Левичев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 113 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-094299. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455033 (дата обращения: 15.06.2020). ПП 03.01. «Организация работы классного руководителя» Основные источники: 1. Арнгольд И.В. Рабочая программа классного руководителя. 4 класс/авт.-сост. И.В. Арнгольд.-Волгоград: Учитель, 2016.- 100с. – ISBN 978-5-7057-4714-6. – Текст: непосредственный. 2. Бондаренко А.А. Рабочая программа классного руководителя. 1 класс/авт.-сост. А.А. Бондаренко.-Волгоград: Учитель, 2016.- 89с. – ISBN 978-5-7057-4477-0. – Текст: непосредственный. 3. Бондаренко А.А. Рабочая программа классного руководителя. 2 класс/авт.-сост. А.А. Бондаренко.-Волгоград: Учитель, 2016.- 97с. – ISBN 978-5-7057-4517-3. – Текст: непосредственный. 4. Лободина Н.В. Рабочая программа классного руководителя. 3 класс/авт.-сост. Н.В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2016.- 95с. – ISBN 978-5-7057-4404-6. – Текст: непосредственный. 5. Огоновская И.С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Методическое пособие для педагогов / И.С. Огоновская.- Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017.-244с. – ISBN 978-5-9500842-1-8 – Текст: непосредственный. 15 Дополнительные источники: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ред. от 03.08.2018). 2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642) (ред. от 26.04.2018). 3. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2017 №900-ПП). Электронные ресурсы: 1. Бурмистрова Е. В. Методика организации досуговых мероприятий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Бурмистрова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 150 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06645-6. — URL : https://urait.ru/bcode/455095. 2. Классное руководство : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Ф. Исаев [и др.] ; под редакцией И. Ф. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 342 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13060-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448864 (дата обращения: 25.06.2020). 3. Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. И. Максакова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 206 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06626-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455210 (дата обращения: 15.08.2020). 4. Теория и методика игры : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко ; под редакцией Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53407213-6. — URL: https://urait.ru/bcode/451578 5. Российский образовательный портал www.school.ru 8. Издательский дом «Первое сентября» www.1september.ru 9. Электронная библиотека "Просвещение" http://www.nd.ru/catalog/products 10. Образовательная платформа Юрайт https://urait.ru/ 16 4. Контроль и оценка результатов практики 4.1. Отчетность по практике Аттестация по результатам каждого вида практики проводится в форме дифференцированного зачета. Студенту необходимо сдать руководителю практики следующую документацию: - Аттестационный лист по практике. - Тетрадь практиканта - Отчет по практике. 4.2. Критерии выставления оценки Оценка «отлично» выставляется студенту, который: - выполнил весь объём работы, требуемый программой практики; - показал высокое качество выполняемых отдельных видов деятельности (преимущественно высокий уровень владения компетенциями); - продемонстрировал высокое качество проведения внеклассного мероприятия; показал глубокие теоретические знания и использовал их в практической деятельности при решении различных учебно-воспитательных задач; - провел последовательный и разносторонний самоанализ практической деятельности; - проявил положительное отношение к учащимся и членам педагогического коллектива, устойчивый интерес к педагогической профессии и добросовестное отношение к выполняемой работе; - предоставил по результатам практики в определённые сроки полную и качественно оформленную документацию в соответствии с необходимыми требованиями. Оценка «хорошо» выставляется студенту, который: - выполнил весь объём работы, требуемый программой практики; - показал хорошее качество выполняемых отдельных видов деятельности (преимущественно средний уровень владения компетенциями); - продемонстрировал хорошее качество проведения внеклассного мероприятия, но допустил незначительные ошибки при их проведении; - показал достаточный уровень теоретических знаний, но не всегда мог их использовать в практической деятельности; - провел недостаточно глубокий самоанализ педагогической деятельности; - проявил положительное отношение к ученикам, выполняемой деятельности, уважение к обучающимся и членам педагогического коллектива, но недостаточную заинтересованность к профессии педагога; - предоставил по результатам практики в определённые сроки документацию, но неполную или некачественно оформленную. Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который: - выполнил весь объём работы, требуемый программой практики; - допускал значительные ошибки при выполнении отдельных видов деятельности (преимущественно низкий уровень владения компетенциями); - показал недостаточное качество проведения уроков; - продемонстрировал низкий уровень теоретических знаний и недостаточное умение их использовать в практической деятельности; 17 - проявил положительное отношение к обучающимся, заинтересованность к педагогической профессии; предоставил по результатам практики в определённые сроки неполную или некачественно оформленную документацию. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который: - не выполнил программу практики; - недобросовестно относился к выполняемой работе; - безответственно относился к своим обязанностям (не посещал образовательное учреждение, не проводил занятия, уклонялся от поручений); - проявлял неуважение к обучающимся и педагогическим работникам; - не предоставил отчётную документацию. 4.3. Оценка результатов прохождения практики УП 03.01 «Исследование личности учащихся» Отчетность по практике: 1. Аттестационный лист по практике. 2. Дневник практиканта 3. Отчет по практике. Оценка освоения программы практики Освоенные компетенции ОК 1. Способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес Наименование результата практики Оценка Понимает роль классного руководителя в воспитании и развитии обучающихся Понимает значимость деятельности классного руководителя по изучению личности (индивидуальности) учащегося для планирования работы по его развитию и воспитанию ОК 2. Способность Владеет навыками самоорганизации организовывать Умеет обосновать выбор и применение собственную деятельность, методов исследования личности определять методы решения (индивидуальности) обучающихся профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 4. Способность Умеет работать с методической литературой осуществлять поиск, анализ и др. источниками информации, и оценку информации, необходимыми для решения необходимой для профессиональных задач постановки и решения Оценивает необходимость той или иной профессиональных задач, информации для решения профессиональных профессионального и задач личностного развития Владеет профессиональным понятийным аппаратом ОК 5. Способность Использует информационные ресурсы, в том использовать числе Интернета в профессиональной информационнодеятельности коммуникационные Проектирует способы решения технологии для профессиональных задач с использованием совершенствования информационно-коммуникационных 18 профессиональной деятельности ОК 6. Способность работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение, интерпретировать полученные результаты. ПК 4.4. Способность оформлять педагогические разработки в виде отчетов, выступлений. технологий Знает методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации Умеет устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с субъектами образовательного процесса Умеет вступать в диалогическое общение Умеет устанавливать контакт с детьми Знает методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления Умеет проводить наблюдение за детьми. Умеет выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты Умеет проводить исследование индивидуально-типологической, познавательной, мотивационнопотребностной сферы личности, коммуникативных умений младших школьников Умеет фиксировать результаты педагогического наблюдения и анализа Умеет составлять психолого-педагогическую карту исследования личности ребенка Умеет составлять психолого-педагогические рекомендации по работе с учащимися для классного руководителя, родителей, педагогов, воспитателей Выполняет работу в соответствии с требованиями к ведению тетради практиканта ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА Аттестация по результатам каждого вида практики проводится в форме дифференцированного зачета. Критерии оценки результата: 0 баллов - признак не проявлен; 1 балл - признак проявлен, но на недостаточном уровне; 2 балла - признак проявлен на достаточном уровне Результаты практики Шкала перевода баллов в отметку 0-17 18-24 25-31 32-38 неудовлетворительно удовлетворительно хорошо отлично 18-38 баллов - достаточный уровень выполнения задач практики (дифференцированный зачет); менее 17 баллов – недостаточный уровень выполнения программы практики. 19 Оценка результатов прохождения практики УП 03.02 «Особенности деятельности классного руководителя в адаптационный период младшего школьника» 4.4. Отчетность по практике: 1. Аттестационный лист по практике. 2. Дневник практиканта 3. Отчет по практике. Оценка освоения программы практики Аттестация по результатам каждого вида практики проводится в форме дифференцированного зачета. Критерии оценки результата: 0 баллов - признак не проявлен; 1 балл - признак проявлен, но на недостаточном уровне; 2 балла - признак проявлен на достаточном уровне Результаты практики Освоенные компетенции ОК 1. Способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес ОК 4. Способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 6. Способность работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение, интерпретировать полученные результаты. Наименование результата практики Оценка Знает особенности организации образовательного процесса в период адаптации первоклассников к условиям ОУ Знает структуру и содержание психологической готовности детей к обучению в школе, об особенностях социально-психологической адаптации первоклассника к условиям начального общего образования Умеет оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям ОУ Умеет работать с методической литературой и др. источниками информации, необходимыми для решения профессиональных задач Умеет подбирать игровые и тренинговые упражнения для работы с первоклассниками в адаптационный период Владеет профессиональным понятийным аппаратом Умеет организовать педагогическое взаимодействие с субъектами образовательного процесса Умеет вступать в диалогическое общение Умеет устанавливать контакт с детьми Умеет составлять программу педагогического наблюдения для определения уровня психологической готовности первоклассника к обучению в школе, проводить его и анализировать результаты Умеет анализировать итоги каждого учебного дня для установления динамики социально20 психологической адаптации обучающихся, выявления причин неблагоприятного протекания процесса адаптации (дезадаптации) Умеет фиксировать полученные данные наблюдения и анализа деятельности классного руководителя и детей в первые дни обучения в школе по алгоритму в тетради практиканта ПК 4.4. Способность Умеет составлять психолого-педагогическую оформлять педагогические карту готовности первоклассника к обучению разработки в виде отчетов, в школе. выступлений. Умеет составлять психолого-педагогические рекомендации по работе с учащимся для классного руководителя, родителей Выполняет работу в соответствии с требованиями к ведению тетради практиканта САМООЦЕНКА ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА Шкала перевода баллов в отметку 0-15 16-20 21-25 неудовлетворительно удовлетворительно хорошо 26-30 отлично 16-30 баллов - достаточный уровень выполнения задач практики (дифференцированный зачет); менее 16 баллов – недостаточный уровень выполнения программы практики. 4.5. Оценка результатов прохождения практики ПП 03 «Организация работы классного руководителя» Отчетность по практике: 1. Аттестационный лист по практике. 2. Дневник практиканта 3. Отчет по практике. Оценка освоения программы практики Аттестация по результатам каждого вида практики проводится в форме дифференцированного зачета. Критерии оценки результата: 0 баллов - признак не проявлен; 1 балл - признак проявлен, но на недостаточном уровне; 2 балла - признак проявлен на достаточном уровне Результаты практики Общие компетенции Наименование результата практики Оценка ОК 2. Организовывать Аргументирует выбор способа решения собственную деятельность, профессиональной задачи, анализирует его определять методы решения эффективность. профессиональных задач, Эффективно организует собственную оценивать их эффективность деятельность. и качество Проводит анализ и самоанализ внеурочных мероприятий при обсуждении отдельных мероприятий или занятий в 21 ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителем, разрабатывает предложения по их совершенствованию и коррекции. Анализирует профессиональную ситуацию и определяет профессиональные риски Демонстрирует готовность к решению нестандартных ситуаций Знает основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям Использует разнообразные источники информации (учебно-методические пособия, монографии, периодическую печать, интернет и т.д.) Использует мультимедийные средства в профессиональной деятельности. Использует в профессиональной деятельности программное обеспечение (презентации, публикации и т.д.) Принимает личность каждого члена группы, учитывает позицию каждого участника Создает доброжелательную атмосферу в детском коллективе. Предупреждает и разрешает конфликтные ситуации Использует разнообразные средства общения (вербальные и невербальные) ОК 7. Ставить цели, Соотносит цель с планируемым мотивировать деятельность результатом обучающихся, организовывать и Развивает мотивационную сферу учащихся контролировать их работу с (потребности, интересы, различные виды принятием на себя мотивов) ответственности за качество образовательного процесса ОК 8. Самостоятельно Владеет способами рефлексии определяет задачи профессионального и Определяет приоритетные направления личностного развития, саморазвития заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ПК 3.1. Проводить Владеет методикой диагностики развития педагогическое наблюдение и классного коллектива учащихся диагностику, интерпретировать полученные Самостоятельно выбирает методы результаты педагогического наблюдения за личностью (индивидуальностью) обучающихся, 22 ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями развитием группы, составляет программу педагогического наблюдения, проводит его и анализирует результаты Владеет методикой планирования внеклассной работы Самостоятельно формулирует цели и задачи программы деятельности классного руководителя, воспитательных мероприятий Проектирует качественный результат воспитательной работы Учитывает комплекс педагогических условий при проектировании воспитательной работы (возрастные и индивидуальные особенности детей, класса, условия ОУ) Владеет технологией проведения классного часа, КТД Определяет принципы и организационнопедагогические условия развития самоуправления в детском коллективе Совместно с обучающимися планирует внеурочные мероприятия, организовывает их подготовку и проведение Самостоятельно организует детский досуг, вовлекает детей в различные виды общественно-полезной деятельности и творческие объединения Анализирует формы воспитательной работы Определяет критерии анализа воспитательной работы в соответствии с современным пониманием качества образования Владеет методикой планирования работы с семьей, с родителями учащихся и лицами, их заменяющими Определяет цель и задачи работы с родителями в соответствии с целями и задачами воспитательной работы в классе Умеет вести диалог с родителями (лицами их заменяющими) Умеет организовывать и использовать разнообразные формы работы с семьёй, привлекать родителей к проведению совместных мероприятий Использует методы и средства индивидуальной работы с родителями Использует методы и средства педагогического просвещения ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания ПК 3.7. Анализировать Анализирует результаты работы с родителями результаты работы с 23 родителями ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом Определяет критерии анализа работы в соответствии с учетом особенностей семейного воспитания младших школьников Владеет разнообразными методами, формами и приемами взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания, обучающихся класса Владеет навыками ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности ПК 4.5. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА Шкала перевода баллов в отметку 0-39 40-52 53-65 неудовлетворительно удовлетворительно хорошо 66-78 отлично 40-78 баллов - достаточный уровень выполнения задач практики (дифференцированный зачет); менее 40 баллов – недостаточный уровень выполнения программы практики. 24 Аттестационный лист по практике ФИО___________________________________________________________ обучающийся (аяся) на ____ курсе по специальности СПО ________________________________________________________________ Успешно прошел (ла) учебную/производственную практику ________________(наименование практики)_________________________ __________________________________________________________________ по профессиональному модулю 03 Классное руководство В объеме _____ часов с «____»_____202____г. по «____»_____202____г. В организации______________________________________________________ __________________________________________________________________ наименование организации, юридический адрес Виды работ, выполненных Оценка выполнения работ обучающимся во время (положительная – 1, отрицательная – практики 0) Характеристика учебной и профессиональной деятельности обучающегося во время производственной практики __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Оценка выполнения программы практики:_________________ Дата___________2020 Подпись ответственного лица организации (базы практики) __________________________________/ ФИО, должность Подпись руководителя практики __________________________________/ФИО, должность 25