ОП.В.08 ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приложение 4.30
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 44.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.В.08 ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.В.08 «Технология организации проектной и
исследовательской деятельности младших школьников» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»,
утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
27.10.2014 г. № 1353.

Организация-разработчик:
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального
образования Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»
Разработчик:
Долгих Е.И., заведующий отделом социально-педагогической работы, преподаватель
высшей
квалификационной категории ГАПОУ СО «Свердловский областной
педагогический колледж»

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ

И

ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

6
11
УЧЕБНОЙ
13

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
1.1.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология организации проектной и
исследовательской деятельности младших школьников» является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) и части освоения соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
начального общего образования.
Учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями, включающими
в себя способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Основной целью изучения учебной дисциплины «Технология организации
проектной и исследовательской деятельности младших школьников» является
формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов
посредством овладения проектной технологией.
Задачами изучения дисциплины «Технология организации проектной и
исследовательской деятельности младших школьников» являются:
1. Знакомство студентов с актуальными тенденциями развития проектной и
исследовательской деятельностью в России и за рубежом.
2. Формирование запаса теоретических и методологических знаний по
организационно-содержательным, технологическим основам разработки проектов и
оценке их результативности, качества.
3. Развитие первичных умений:
– разработки и реализации проектов, направленных на развитие детей младшего
школьного возраста;
4

–

организации работы по проектной деятельности в условиях начальной школы;

Код
ПК,
ОК
ПК 4.3.
ПК 4.4.
ПК 4.5.
ОК 2
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 9

Умения

Знания

анализировать
федеральные
государственные
образовательные
стандарты,
примерные
основные
образовательные программы начального
общего
образования,
вариативные
(авторские) программы и учебники по
предметам
общеобразовательной
программы;
планировать
проектную
деятельность учащихся;
- осуществлять планирование с учетом
возрастных
и
индивидуальнопсихологических
особенностей
обучающихся;
- адаптировать имеющиеся методические
разработки;
- готовить и оформлять отчеты,
рефераты, конспекты;
- определять цели, задачи, планировать
исследовательскую
и
проектную
деятельность в области начального
общего образования;
- использовать методы и методики
педагогического
исследования
и
проектирования;
оформлять
результаты
исследовательской и проектной работы;
оценивать
эффективность
проектной деятельности в классе;
выявлять индивидуальные и
типологические
особенности
обучающихся;
реализовывать
проект
средствами
информационнокоммуникационных технологий.

- технологию
реализации
проектной деятельности;
- особенности
общения
и
группового
поведения
в
школьном возрасте;
- основы работы в сети Интернет;
- основы безопасности СМИ для
несовершеннолетних;
особенности
современных
подходов
и
педагогических
технологий в области начального
общего образования;
- источники, способы обобщения,
представления и распространения
педагогического опыта;
- логику подготовки и требования
к устному выступлению, отчету,
реферированию,
конспектированию;
- основы организации опытноэкспериментальной работы в
сфере образования.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины

Объем часов

Объем образовательной программы

66

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы

30

практические занятия

14

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

22

Промежуточная аттестация

Текущая
отметка

0

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Технология организации проектной и исследовательской
деятельности младших школьников»
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
1
2
Раздел 1. Введение в курс дисциплины основы проектной деятельности
Тема 1. Метод
Содержание учебного материала
проектов в
1.
Проектная технология в образовании.
начальном
Введение. Цель и задачи курса. Исторический аспект возникновения проектной
образовании
деятельности.
2.
Организация исследовательской и проектной деятельности младших
школьников.
Специфика применения метода проекта в начальной школе. Типы и виды проектов. Метод
проектов как метод личностно-ориентированного обучения.
3.
Знакомство с проектами в сервисах web 2.0.
Методика использования сетевых социальный сервисов в учебном процессе.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Анализ нормативно - правовых документов на предмет темы группового проекта.
Раздел 2. Особенности разработки групповых проектов в начальной школе
Тема 2.
Содержание учебного материала
Исследовательские 1.
Разработка группового проекта в начальной школе.
проекты в начальной Технология «Зеркало прогрессивных преобразований». Выбор проблемы исследования.
школе
Классификации проектов, используемых в начальной школе. Типы проектной
деятельности.
1.
Выбор темы группового проекта.
Целеполагание проекта. Направляющие вопросы проекта. Понятие «паспорт проекта».
Требования к содержанию и оформлению текста проекта. Требования к заполнению
паспорта проекта. Анализ паспорта проекта.
2.
Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников в
процессе разработки группового проекта.
Развитие групповой динамики, умения работать в команде.
2.
Анализ актуальности ресурсного обеспечения проекта.
Выявление интересов обучающихся начальной школы.

Объем
часов
3
8
6
2

Коды
компетенций
4
ОК 4
ОК 7
ОК 9
ПК 4.3

2

ОК 4
ОК 9
ПК 4.3

2

ОК 2. ОК 5
ПК 4.3
ОК 4
ПК 4.3

2
28
8
2

2

2

2

ОК 2
ОК 4
ОК 5
ПК 4.3
ОК 2
ПК 4.3
ОК 6
ОК 7
ПК 4.5
ОК 7
ПК 4.3
7

В том числе практических занятий
1.
Разработка паспорта проекта.
2.
Разработка программы проекта. Составление плана мероприятий проекта.
3.
Проведение исследования по направлениям проекта. Составление опроса для
определения актуальности направлений проекта.
4.
Разработка методического сопровождения мероприятий проекта. Разработка
содержания мероприятий проекта.
5.
Защита группового проекта. Составление критериев оценивания проекта.
Подготовка защитной презентации.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Формулирование направляющих вопросов проекта. Заполнение таблицы.
2.

Разработка анкеты для участников проекта в гугл форме.

3.
Анкетирование участников проекта. Анализ результатов анкетирования
(составление схем, диаграмм).
4.
Дидактическое обеспечение проекта. Разработка рекомендаций по реализации
мероприятия проекта на выбор.
5.
Реализация мероприятий проекта. Представление фото и/или видео отчета.
Раздел 3. Особенности разработки индивидуальных проектов в начальной школе
Тема 3. Разработка Содержание учебного материала
индивидуальных
1.
Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности в начальной
проектов в
школе.
начальной школе
Возрастные особенности формирования проектной и исследовательской деятельности.
2.
Разработка индивидуального проекта в начальной школе с учетом УМК.
3.
Формы организации проектной деятельности младших школьников: реферат,
доклад, учебное исследование, практическая работа.
4.
Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников.
Диагностика степени сформированности проектной и исследовательской деятельности
младших школьников.
5.
Педагогические основы формирования проектной и исследовательской
деятельности младших школьников.
Подготовка образовательной среды, направленной на развитие проектной деятельности
младших школьников.

10
2
2
2

ОК 2. ПК 4.4
ПК 4.4. ПК 4.5
ПК 4.4.ПК 4.5

2

ПК 4.4. ПК 4.5

2

ОК 9
ПК 4.4. ПК 4.5

10
2
2
2
2
2
30
14
2

2

2

2

ОК 2. ОК 4
ОК 5. ПК 4.4
ОК 2. ОК 4
ОК 5. ПК 4.4
ОК 2. ОК 4
ОК 5. ПК 4.4
ОК 2. ОК 4
ОК 5. ПК 4.4
ОК 2. ОК 4
ОК 5. ПК 4.4
ОК 5
ОК 7
ОК 6. ОК 7
ОК 6
ПК 4.4
ОК 5
ПК 4.4
ОК 4

8

6.
Организация защиты проектов в начальной школе.
Конвейер проектов. Участие в малой научно-практической конференции. Способы
подготовки обучающихся к защите индивидуального проекта.
7.
Особенности целеполагания учителя при организации проектной
деятельности.
Составление целей проекта к 10 темам индивидуальных проектов с учетом интереса
младшего школьника.
8.
Оценивание работы обучающегося.
Итог проектной и исследовательской деятельности. Критерии оценивания проекта.
В том числе практических занятий
1.
Анализ УМК на предмет использования проектной технологии. Знакомство с
примерами реализации проектов в различных УМК.
2.
Разработка индивидуального проекта в начальной школе. Определение проблемы,
темы, целей и задач проекта. Заполнение паспорта проекта.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Таблица «Сравнительная характеристика проектного и исследовательского
метода».
2.
Таблица «Возрастные особенности формирования проектной и исследовательской
деятельности» (с указанием особенностей подготовки обучающихся к участию в
проектной и исследовательской деятельности с 1 по 4 классы).
3.
Памятка обучающемуся о проведении исследовательской работы.
4.

Анализ программы подготовки педагогов в проектной деятельности.

5.
Анализ исследовательских проектов в сети Интернет. Заполнение паспорта
проекта.
Итоговое занятие
Всего максимальная нагрузка:
Аудиторные занятия:
В том числе практические:
Самостоятельная работа:

2

ОК 5
ОК 9

2

ОК 9
ПК 4.5

2

ОК 9
ПК 4.4

4
2
2
10
2
2

2
2
2

ОК 4
ПК 4.3.
ОК 5
ПК 4.5
ОК 2. ОК 4
ОК 5. ПК 4.4
ОК 2. ОК 4
ОК 5
ПК 4.4
ОК 2. ОК 4
ОК 5. ПК 4.4
ОК 2. ОК 4
ОК 5. ПК 4.4
ОК 2. ОК 4
ОК 5. ПК 4.4

2
66
44
14
22

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Методика сопровождения проектной
деятельности команды по организации и ведению собственного бизнеса» требует наличия
учебного кабинета с мультимедийной установкой.
Технические средства обучения: персональный компьютер; мультимедиа
проектор; средства телекоммуникации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
1.
Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа / А.В.
Леонтовича: составитель, автор.- 2-е изд.-М.: ВАКО, 2016.-160с. : портр.; 118 г.- ISBN
978-5-408-01419-4. – Текст: непосредственный.
2.
Огоновская И.С. Проекты гражданско-патриотической направленности в
системе воспитательной работы образовательного учреждения. Проектная деятельность
обучающихся: метод. Пособие для педагогов. – Екатеринбург: ООО «ПЕриодика», 2017. –
224с. - ISBN 978-5-950084-5-6. – Текст: непосредственный.
3.
Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших
школьников: рекомендации, проекты /авт.-сост. В.Ф. Феоктистова.- Волгоград: Учитель,
2015.- 154.- ISBN 978-5-7057-2442-0. – Текст: непосредственный.
3.2.2 Электронные издания
1.
Зенкина,
С. В. Сетевая
проектно-исследовательская
деятельность
обучающихся : монография / С. В. Зенкина, Е. К. Герасимова, О. П. Панкратова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 152 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 9785-534-13679-1.
—
Текст
:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/466296 (дата обращения: 16.05.2020).
2.
Петряков, П. А. Проектное обучение основам здорового образа жизни :
учебное пособие для среднего профессионального образования / П. А. Петряков,
М. Е. Шувалова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
197 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08556-3. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453589 (дата обращения:
16.05.2020).
www.pmacademy.ru
PMAcademy.ru Академия управления проектами
www.sovnet.ru
https://tvorcheskieproekty.ru/nachalnayashkola
https://urait.ru/

Сайт Российской ассоциации управления проектами
СОВНЕТ
Творческие проекты и работы учащихся
Образовательная платформа

3.2.3
Дополнительные источники
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012
№273 (ред. от 03.08.2018).
2.
Антипина А.Р. Как организовать класс на социально-проектную
деятельность // Классный руководитель. 2018. №3. с. 24-28. – ISSN 1996-1790. - Текст:
непосредственный.
3.
Мендыгалиева А.К. Формирование исследовательских умений учащихся //
Начальная школа. 2020. №10. с. 40-44. - Текст: непосредственный.
10

4.
Организация проектной деятельности: учебное пособие / Михалкина Е.В.,
Никитаева, А.Ю., Косолапова Н.А. – Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2016. – 146 с. –
URL: http://znanium.com/catalog/product/989958 (дата обращения: 04.08. 2020). – Текст:
электронный
5.
Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI
века. Интерактивное пособие .-URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikhobedinenii/library/2018/03/03/proektnaya-deyatelnost-v (дата обращения: 04.08. 2020). –
Текст: электронный.
6.
Степанов П.В. Методика педагогического сопровождения проектной
деятельности школьников // Классный руководитель. 2018. №3. с. 24-28. – ISSN 19961790. - Текст: непосредственный.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является итоговая
аттестация.
Результаты обучения
Освоенные умения:
анализировать
федеральные
государственные
образовательные
стандарты,
примерные
основные
образовательные программы начального
общего
образования,
вариативные
(авторские) программы и учебники по
предметам
общеобразовательной
программы;
планировать
проектную
деятельность учащихся;
- осуществлять планирование с учетом
возрастных
и
индивидуальнопсихологических
особенностей
обучающихся;
- адаптировать имеющиеся методические
разработки;
- готовить и оформлять отчеты,
рефераты, конспекты;
- определять цели, задачи, планировать
исследовательскую
и
проектную
деятельность в области начального
общего образования;
- использовать методы и методики
педагогического
исследования
и
проектирования;
оформлять
результаты
исследовательской и проектной работы;
оценивать
эффективность
проектной деятельности в классе;
выявлять индивидуальные и
типологические
особенности
обучающихся;
реализовывать проект
средствами информационнокоммуникационных технологий.
Усвоенные знания:

Критерии оценки

Методы оценки

традиционная
система отметок в
баллах за каждую
выполненную
работу;
накопительная
система баллов, на
основе
которой
выставляется
итоговая отметка;
Итоговая
аттестация: защита
индивидуального
проекта студентом
по следующему
алгоритму: анализ
ближнего и
дальнего
окружения, анализ
сильных и слабых
сторон, анализ
заинтересованных
сторон, паспорт
проекта, риски,
новизна проекта

Карта проблемного
поля, SNOW-анализ,
заполнение паспорта
проекта, разработка
программы проекта,
анализ
заинтересованных
сторон, выполнение
самостоятельных работ,
собеседование,
разъяснение
представленных
материалов

12

- технологию реализации проектной
деятельности;
- особенности общения и группового
поведения в школьном возрасте;
- основы работы в сети Интернет;
- основы
безопасности
СМИ
для
несовершеннолетних;
- особенности современных подходов и
педагогических технологий в области
начального общего образования;
- источники, способы обобщения,
представления
и
распространения
педагогического опыта;
- логику подготовки и требования к
устному
выступлению,
отчету,
реферированию, конспектированию;
- основы организации опытноэкспериментальной работы в сфере
образования.

традиционная
система отметок в
баллах за каждую
выполненную
работу;
накопительная
система баллов, на
основе
которой
выставляется
итоговая отметка

Разработка паспорта
группового проекта,
разработка программы
группового проекта,
анализ рисков проекта,
выполнение
самостоятельных работ,
устный опрос на
занятиях,
собеседование,
разъяснение
представленных
материалов

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».