Приложение 4.28 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 44.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. В. 06 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 44.02.02 Преподавание в начальных классах Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10. 2014 г. № 1353 Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж» Государственное автономное профессиональное Свердловской области «Свердловский областной Разработчик: Балина И.Г., преподаватель высшей квалификационной категории. © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Введение в специальность» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Введение в специальность» является частью профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (вариативную часть учебного плана). Учебная дисциплина «Введение в специальность» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель: формирование первоначальных представлений обучающихся об особенностях, научных, нормативно-правовых и ценностных основах педагогической деятельности учителя начальных классов, осознанного отношения к освоению общих и профессиональных компетенций как основы профессиональной компетентности. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ОК, ПК ОК 1. ОК2. ОК4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ОК 10. ОК 11. Умения Знания - понимает ценности и социальную значимость педагогической профессии; - умеет описывать значимость своей специальности; - ориентироваться в современных проблемах российского образования, тенденциях его - значимость профессиональной деятельности по специальности; сущность гражданскопатриотической позиции, общечеловеческих ценностей; историю возникновения, становления и развития педагогической профессии; роль и 4 ПК 4.3. ПК 4.4. ПК 4.5. развития и направлениях реформирования; распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, анализировать ее, определять необходимые ресурсы и пути решения; анализировать нормативноправовые документы, педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; определять актуальность нормативно-правовой документации; - находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; - определять задачи для поиска информации, необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска; использует информационные ресурсы, в том числе Интернета в профессиональной деятельности; - применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; оценивать собственные возможности, способности с точки зрения профессиональных притязаний, профессиональной пригодности; - определяет направления и пути личностного самосовершенствования; - грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике. место образования в жизни личности и общества; - роль учителя в современном обществе; роль учителя начальных классов как субъекта педагогической деятельности; особенности актуального профессионального, социального и культурного контекста, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональной деятельности; - содержание нормативно-правовых документов, регулирующих профессиональную деятельность в области образования и регламентирующих требования к условиям и организации учебновоспитательного процесса; нормативно-правовые основы педагогической деятельности учителя начальных классов; приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, по специальности, законодательство о правах ребенка, трудовое законодательство; особенности организации и содержания педагогического процесса, педагогической деятельности учителя начальных классов; - функции учителя начальных классов; содержание деятельности педагога по основным направлениям; - сущность и структуру педагогического процесса; - значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности; - принципы обучения и воспитания; 5 особенности содержания и организации педагогического процесса; - формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения; особенности педагогического общения в деятельности учителя начальных классов; - требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов; - личностные и профессиональные качества, необходимые для осуществления педагогической деятельности; основные направления самообразования учителя. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 48 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы 22 практические занятия 10 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) контрольная работа 0 0 Самостоятельная работа 16 0 Промежуточная аттестация в форме текущей отметки 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Особенности и перспективы развития педагогической профессии в современном обществе. Составляющие педагогического труда. Тема 1.1. Содержание учебного материала Общая Цели и задачи курса «Введение в специальность». характеристика Понятие о деятельности (труд, трудовая деятельность). Понятия «профессия», профессионально«профессиональная деятельность», «педагогическая деятельность», «специальность», педагогической «квалификация». деятельности Место профессии педагога в системе других профессий. Особенности (специфика) педагогической профессии учителя начальных классов. Престиж педагогической профессии. Цель, результат, социальная миссия педагога. Учитель как носитель культуры. Особенности (факторы привлекательности) профессии. Мотивы выбора педагогической профессии. Выявление профессиональной направленности студентов. Самостоятельная работа обучающихся 1.Педагогические взгляды на процессы обучения и воспитания подрастающего поколения: подобрать афоризмы, жизненные описания, отрывки из литературных и научных текстов, из кинофильмов; пословицы и поговорки о педагогической деятельности. 2.Написание синквейна (педагог или учитель). Содержание учебного материала Тема1. 2. Педагогическая Педагогическая деятельность как система. Структура педагогической деятельности: деятельность: субъект, мотивы, цели, умения, объект (предмет), средства (орудия), продукт Объем часов 3 20 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 4 2 ОК 1, ОК 2, ОК 5 2 1 1 6 2 ОК 2, ОК5, 7 структура, функции, виды Тема 1.3. История возникновения, становления и развития педагогической профессии (результат), условия. Профессиональные функции педагога: образование, воспитание, обучение, социализация (обучающая, развивающая, воспитывающая); культурногуманистическая, охрана жизни, здоровья и социальная защита. Виды профессиональной деятельности: преподавательская, воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, научно-методическая, научно-исследовательская, организационная, управленческая. В том числе практических занятий Специфика, социальная значимость и престиж педагогической профессии. Самостоятельная работа обучающихся 1.Написание эссе: «Учитель в моей жизни» или «Незабываемая встреча с учителем», «Мои размышления о профессии учителя». 2.Описать: заниматься педагогической деятельностью – это… Раскрыть взаимосвязь различных видов деятельности в работе учителя. Содержание учебного материала Феномены «учительства» и «ученичества». Происхождение и этапы развития профессии учителя. Факторы из истории развития человечества, существенно повлиявших на становление педагогической деятельности и образования. Зарождение организационных форм обучения в первобытнообщинном обществе. Кто учил в древности. Афинская, спартанская, римская системы воспитания. Школа и учитель, особенности воспитания в средневековье, новое время, в начале XX в., на рубеже XX и XXI веков. 18 век – время создания системы образования в России. Времена Петра I и Екатерины II. Зарождение педагогической науки в России. Реформы Александра I в сфере образования. Типы учебных заведений и требования к учителю в 19 веке. Образование в 20 веке. Советский период. Самостоятельная работа обучающихся 1.Познакомиться: С параграфами 1.2., 1.3., 2.1. учебного пособия А.С. Роботовой «Введение в педагогическую деятельность». С публикацией «Манифест гуманистической педагогики». Новая газета. № 112 от 12 октября 2015. Оценка актуальности темы. . 2 2 2 1 1 4 2 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, 2 2 8 Тема 1.4. Перспектива развития школы и педагогической профессии в условиях современной России Тема 1.5. Нормативноправовые основы педагогической деятельности Содержание учебного материала Образование в современном мире. Информатизация. Компьютеризация. Роль и место педагога в век информационного общества. Роль педагогической профессии в современном обществе. Система образования в РФ, ее содержание и формы. Система педагогического образования в России. Российский учитель: вчера, сегодня, завтра. Учитель XXI века. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Школа XXI века: взгляд в будущее. Российская школа: проблемы, перспективы. Современная школа. Принципы построения. Национальный проект «Образование». Федеральные проекты, входящие в национальный проект. Проект Современная школа. Всероссийский конкурс "Успешная школа". В том числе практических занятий 1.Школа XXI века: взгляд в будущее. Российская школа: проблемы, перспективы. Разработка и защита модели «Школа XXI века». Самостоятельная работа обучающихся 1.Анализ ФЗ «Об образовании в РФ». Структура системы образования РФ. Уровни общего и профессионального образования в РФ (ст. 10). Принципы государственной политики и правового регулирования в сфере образования, указанные в Законе «Об образовании в РФ» (ст. 3). Типы образовательных организаций, согласно Закону «Об образовании в РФ»(ст. 23). Содержание учебного материала Документы, регламентирующие педагогическую деятельность: Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Основные понятия, используемые в ФЗ "Об образовании в РФ». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах». Виды деятельности учителя начальных классов (согласно ФГОС по специальности). Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Должностные обязанности учителя. «Права и обязанности субъектов образовательного процесса: закон и реальность. Права и обязанности учителя. Права и обязанности учителя. Права ребенка в РФ. Семья и права ребенка. Ситуации, ведущие к нарушению прав ребенка. «Легко ли быть ребенком?». 6 2 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ПК 4.3. ПК 4.4. ПК 4.5. 2 2 2 ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9 9 Тема 1.6. Сущность и структура педагогического процесса Тема 1.7. Общение как основа педагогической деятельности Самостоятельная работа обучающихся 1.Анализ нормативных документов: Положения ст. 43 «Конституции РФ» об образовании. ФЗ «Об образовании в РФ». Базовые национальные ценности, которые лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Должностные обязанности учителя, соотнести их с целями и задачами на ступени начального общего образования. Содержание учебного материала Понятие «процесс», «педагогический процесс». Сущность педагогического процесса. Компоненты структуры педагогического процесса: цель, принципы, содержание, методы и технологии, средства организации обучения и воспитания, формы организации педагогического процесса, результаты обучения и воспитания. Этапы проектирования и реализации педагогического процесса. Содержание учебного материала Понятия «общение», «педагогическое общение». Педагогическое общение: специфика, структура, функции (коммуникативная, перцептивная, интерактивная), средства (вербальные: организационные, оценочные, дисциплинирующие и др.; невербальные). Субъекты педагогического общения. Общительность как свойство личности. Педагогические способности, связанные с коммуникативной деятельностью педагога. Конфликты в работе педагога. Типы конфликта. Способы разрешения конфликтов. Культура речи педагога. Речь – важнейший элемент профессионального мастерства современного педагога. Требования к речи педагога. Тайны ораторского искусства. В том числе практических занятий 1.Таблицу «Сравнительная характеристика стилей педагогического общения: авторитарный, демократический, либеральный (попустительский)». «Профессиональный кодекс учителя начальных классов». Привести примеры конфликтных ситуаций в педагогическом общении и стратегии поведения. Самостоятельная работа обучающихся Изучить и законспектировать содержание понятий: профессиональная этика, педагогический такт, профессиональный долг и ответственность, педагогическая 2 2 2 2 ОК 2, ОК 5, ОК 9, 2 2 2 ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, 2 2 2 10 совесть и справедливость, самоотверженность. Раздел 2. Учитель как субъект педагогической деятельности Тема 2.1. Содержание учебного материала Педагогические Понятия «способности», «педагогические способности». Педагогические способности: способности и классификация (коммуникативные, организаторские, проективные и др.). профессиональные Профессиональные качества педагога: классификация, (доминантные, периферийные, качества учителя негативные и профессиональные противопоказания; компетентность, коммуникативность, креативность), сущность, особенности проявления. Понятия «компетенция», «компетентность». Профессионально-педагогическая компетентность учителя и ее структура (по В.И. Юдину: 4 взаимосвязанных компонента). Профессионально-педагогическая культура учителя. Общая культура – условие профессионализма учителя. Педагогическое мастерство. Слагаемые педагогического мастерства. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Структура профессионально-значимых качеств личности и умений, необходимых учителю, предложенная психологом В.А. Крутецким. Современный учитель: какой он? Социальный заказ системе педагогического образования. Какого учителя ждут в нашей новой школе? Каковы его ценностные ориентации? Какими могут быть его роли? «Ролевой репертуар» учителя (В. Леви). В том числе практических занятий. 1.Модель современного учителя начальных классов (портрет). Самостоятельная работа обучающихся 1.Выделите в личности и деятельности учителя то, что оказывает положительное и отрицательное влияние на учеников. Назовите 10 важных личностных качеств современного учителя, по вашему мнению, и проранжируйте предложенный список по степени важности. Перечислите свойства педагога, которые характеризуют уровень его общей культуры. Традиции и новаторство: как они сочетаются в работе современного учителя? Тема 2.2. Содержание учебного материала Личность педагога Понятие «личность». Структура личности. Образ педагога в различных видах искусства. Всякий ли человек может стать учителем? Педагогическое призвание. Профессионально значимые личностные качества педагога. Я - концепция учителя. Эмоциональное развитие учителя. Педагогическое мышление, творчество педагога. 12 6 2 ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ПК 4.3. ПК 4.4. ПК 4.5. 2 2 2 2 4 2 ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, 11 Тема 2.3. Профессиональное становление педагога. Самообразование Тема 2.4. Основные требования к личности учителя: интеллигентность, конкурентоспособность, духовность, мобильность. Профессиональный стандарт педагога - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на территории РФ. В том числе практических занятий 1.Выдающиеся педагоги прошлого и настоящего. Педагогический портрет (на выбор): Сократ, Платон, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, А.Ф. Дистервег, Жан Жак Руссо, Мишель Монтень, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, П.Ф. Каптерев, М. Монтессори, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Я. Корчак, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, С.Н. Лысенкова, И.П. Иванов, Г.И. Щукина, С.Л. Соловейчик, А.Г. Асмолов, Е.А. Ямбург и др. Содержание учебного материала Профессионально-личностное самоопределение, «самообразование», «самовоспитание», «самосовершенствование», «саморазвитие» и их взаимосвязь. Средства эмоциональной и волевой саморегуляции поведения. Профессиональное самовоспитание педагога. Профессиональный идеал. Самообразование как условие педагогического мастерства. Структура самообразования: мотивы, цели, направления, средства, психологические условия. Источники, способы профессионального самообразования. Участие в профессиональных конкурсах (Worldskills и др.) Профессиональное обучение. Образование в течение всей жизни. Учитель – вечный ученик. Самостоятельная работа обучающихся 1.Познакомиться с параграфами 6 главы учебного пособия А.С. Роботовой «Введение в педагогическую деятельность» и ответить на вопросы. Самоанализ степени выраженности профессионально значимых личностных качеств. «Моя программа самообразования и самосовершенствования» (выбрать актуальные для вас направления и конкретные мероприятия). Составление программы самообразования, исходя из пяти основных направлений: общекультурное, специальнопредметное, психолого-педагогическое, методическое, исследовательское. Содержание учебного материала ПК 4.3. ПК 4.4. ПК 4.5. 2 2 4 2 ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ПК 4.3. ПК 4.4. ПК 4.5. 2 2 2 ОК 2, 12 Карьера педагога. Личностная профессиональная перспектива Промежуточная аттестация Всего Этапы (фазы) жизненного пути, предложенные Е.А. Климовым. Карьера, виды карьеры. Педагогическая карьера. Имидж педагога и его составляющие. Федеральные проекты, входящие в национальный проект «Образование»: «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» и др. Проверка качества усвоения материала дисциплины. Тест 2 ОК 4, ОК 5, ОК8 ОК 9, ПК 4.3. ПК 4.4. ПК 4.5. 2 32 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет, оснащенный оборудованием: классная доска; рабочее место преподавателя; рабочее место студента (по количеству обучающихся); учебнометодические материалы (УМК) и наглядные пособия (в том числе на электронных носителях: CD, DVD), техническими средствами обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедиапроектор; экран. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1. Печатные издания 1. Чугаева, И. Г. Введение в педагогическую деятельность [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. Г. Чугаева ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2018. – Текст: непосредственный. 3.2.2. Электронные издания 1. Старикова, Л. Д. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для вузов / Л. Д. Старикова, М. Л. Вайнштейн. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 125 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5534-07379-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. https://urait.ru/bcode/422981 3.2.3.Дополнительные источники: 1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / В.И. Андреев. - Изд. Казанского университета, 2012. - 563 с. – Текст: непосредственный. 2. Безрукова, В.С. Педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова, Екатеринбург: Деловая книга, 2012. - 344 с. – Текст: непосредственный. 3. Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов.СПб.: Питер, 2011. – 624 с. – Текст: непосредственный. 4. Введение в педагогическую деятельность: Учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.– М.: Академия, 2012. – 208 с. – Текст: непосредственный. 5. Касицина, Н.В., Михайлова, Н.Н., Юсфин, С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика: СПб: Изд. Речь, М.: Сфера, 2015. – 158 с. – Текст: непосредственный. 6. Лихачёв, Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачёв; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 647 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/search/result.php 7. Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для высш.учеб. заведений / А. А. Лобанов. – М.: Академия, 2012. – 300 с. – Текст: непосредственный. 8. Мясников, С.Г. Профессиональные компетенции педагога начальной школы / М.: Культура, 2013. – 302 с. – Текст: непосредственный. 9. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская.– М.: Академия, 2011. – 224 с. – Текст: непосредственный. 14 10. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпицыной СПб.: Питер, 2014. – 304 с. – Текст: непосредственный. 11. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 2012. – 490 с. – Текст: непосредственный. 12. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.: Владос, 2007.- 400 с. – Текст: непосредственный. 13. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.– 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 496 с. – Текст: непосредственный. 14. Смирнов, В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. четвёртое, перераб., испр. и доп. - М.: Логос, 2014. - 304 с. – Текст: непосредственный. 15. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация: Учебное пособие для воспитателей / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 345 с. – Текст: непосредственный. 16. Столяренко, Л.Д. Психология общения: учебник (Среднее профессиональное образование) / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин - изд 2.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.-317с. – Текст: непосредственный. 17. Теория и практика общения: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. / А. П. Панфилова.– М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с. – Текст: непосредственный. Законодательные материалы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Минобрнауки России 06.10.2009 № 373, ред. от 31.12.2015) 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. [Текст] / Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009 г. -23 с. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10. 2014 г. № 1353 5. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 года. Электронный ресурс удаленного доступа (Internet): 6. Государственная политика в области образования. – Режим доступа:http://www.edu.ru/index.php?page_id=105 7. Из истории образования. – Режим доступа:http://www.edu.ru/index.php?page_id=177 8. Профессиональный стандарт педагога . – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html 9. Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации. – Режим доступа:http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf 10. http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование» 11. http://www.school.ru – российский общеобразовательный портал 12. http://www.minobraz.ru – министерство общего и профессионального образованияСвердловской области 13. http://www.nsc.1september.ru – газета «Первое сентября. Начальная школа» 14. http://www.vgf.ru – Школа 21 века 15 15. 16. 17. 18. 19. http://nsc.lseptember.ru – газета «Начальная школа» http://www.megabook.ru – мегаэнциклопедия Кирилл и Мефодий http://www.pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека http://www.pedagogy.ru/ - Педагогика.ру http://www.inter-pedagogika.ru/ - Inter-педагогика 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения - значимость профессиональной деятельности по специальности; сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; - историю возникновения, становления и развития педагогической профессии; роль и место образования в жизни личности и общества; - роль учителя в современном обществе; роль учителя начальных классов как субъекта педагогической деятельности; - особенности актуального профессионального, социального и культурного контекста, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональной деятельности; - содержание нормативно-правовых документов, регулирующих профессиональную деятельность в области образования и регламентирующих требования к условиям и организации учебно-воспитательного процесса; - нормативно-правовые основы педагогической деятельности учителя начальных классов; - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, по специальности, законодательство о правах ребенка, трудовое законодательство; - особенности организации и содержания педагогического процесса, педагогической деятельности учителя начальных классов; - функции учителя начальных классов; содержание деятельности педагога по основным направлениям; - сущность и структуру педагогического процесса; Критерии оценки Полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии, адекватность результатов поставленным целям, оптимальность и рациональность способов действий; традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу; накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; Методы оценки Тестирование, устный и письменный опрос. Оценка результатов выполнения практической работы (исследование, компетентностноориентированное задание, презентации материалов, докладов) 17 - значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности; - принципы обучения и воспитания; - особенности содержания и организации педагогического процесса; - формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения; - особенности педагогического общения в деятельности учителя начальных классов; - требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов; - личностные и профессиональные качества, необходимые для осуществления педагогической деятельности; - основные направления самообразования учителя. Умения: - понимать ценности и социальную значимость педагогической профессии; - описывать значимость своей специальности; - ориентироваться в современных проблемах российского образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; - распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, анализировать ее, определять необходимые ресурсы и пути решения; - анализировать нормативно-правовые документы, педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; - определять актуальность нормативноправовой документации; - находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; - определять задачи для поиска информации, необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска; Полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии, адекватность результатов поставленным целям, оптимальность и рациональность способов действий; традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу; накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; Оценка результатов выполнения практической работы (исследование, творческое задание, компетентностноориентированное задание, презентации материалов, решения педагогических задач и ситуаций, предъявления проектов, программы саморазвития, программы самообразования). Оценка участия в активных формах организации учебного процесса. 18 - использует информационные ресурсы, в том числе Интернета в профессиональной деятельности; - применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; - оценивать собственные возможности, способности с точки зрения профессиональных притязаний, профессиональной пригодности; - определяет направления и пути личностного самосовершенствования; - грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике. 19