Приложение 4.26 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 44.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 04. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44.02.02 Преподавание в начальных классах Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1353. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» Разработчик: Ткач С.В., преподаватель высшей квалификационной «Свердловский областной педагогический колледж» категории учреждение ГАПОУ СО © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..........................................................................................................................4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...........................................15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................................................................................20 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» входит в общепрофессиональный учебный цикл основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах». Учебная дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. и профессиональные компетенции: ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 1.2. Проводить уроки. ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся. ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель дисциплины: способствовать профессиональному становлению студентов, путем освоения ими теоретических правовых знаний, изучения законодательства и правоприменительной практики, привития умений и навыков использования полученных знаний в процессе будущей профессиональной деятельности. 4 В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, ОК Умения Знания ПК 1.1-1.3, 1.5 ПК 2.1 – 2.3, 2.5 ПК 3.2-3.3, 3.6 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 11 использовать нормативные правовые документы, регулирующие профессиональную деятельность в области образования; защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством; анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения. основные положения Конституции Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; понятие и основы правового регулирования в области образования; основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования; социально-правовой статус учителя; порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; правила оплаты труда педагогических работников; понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; виды административных правонарушений и административной ответственности; нормативные правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем образовательной программы Объем часов 60 в том числе: теоретическое обучение 30 практические занятия Самостоятельная работа 10 20 Промежуточная аттестация Диф.зачет 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Наименование разделов и тем 1 2 Раздел 1. Основы теории права Тема 1.1 Содержание учебного материала Понятие и Право в системе социального регулирования. Понятие и виды социальных норм. сущность права Правовая норма как особый вид социальных норм. Понятие и основные признаки права. Функции права. Понятие, признаки, виды и толкование норм права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Понятие и виды форм (источников) права. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды, юридическая сила, действие во времени, в пространстве, по кругу лиц. Законы и подзаконные акты. Система Российского права. Вертикальное и горизонтальное строение системы права. Система законодательства. Основные правовые системы современности. Основные отрасли российского права. Образовательное право как составная часть системы права. Предмет и метод основных отраслей российского права. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Значение трудового, гражданского, административного, уголовного отраслей права для регулирования профессиональной деятельности. Тема 1.2 Содержание учебного материала Правоотношения и Понятие, основания возникновения и виды правоотношения. Юридические факты. юридическая Структура правоотношения: субъект, объект и содержание. ответственность Правомерное и неправомерное поведение. Понятие, признаки и виды правонарушения. Преступления и проступки. Состав правонарушения: субъект, объект, субъективная сторона и объективная сторона. Понятие и формы вины. Юридический казус. Понятие, признаки, цели, принципы и виды юридической ответственности. Объем в часах 3 6 2 2 4 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 11 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 11 6 Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Другие меры государственного принуждения и пресечения. Законность и правопорядок в современном обществе. Самостоятельная работа обучающихся 1. Решение прямого и обратного кроссворда по разделу 1. «Основы теории права». Раздел 2. Конституционные основы правового регулирования профессиональной деятельности Тема 2.1 Содержание учебного материала Основы Конституции РФ: понятие, юридические свойства, порядок принятия и внесения конституционного поправок, структура и общая характеристика. Конституция РФ – основа правового строя РФ регулирования профессиональной деятельности педагога. Основы конституционного строя РФ. Основные принципы конституционного строя РФ. Политические, экономические, социальные и духовные основы конституционного строя РФ. Система органов государственной власти в РФ. Два уровня системы государственной власти в РФ: федеральный и региональный. Вертикаль и горизонталь государственной власти. Принцип разделения властей. Конституционные основы местного самоуправления в РФ. Система органов местного самоуправления в РФ. Самостоятельная работа обучающихся 1. Решение квеста «Система органов государственной власти в РФ и Свердловской области, органы местного самоуправления в МО г. Екатеринбург». Тема 2.2 Содержание учебного материала Основы правового Понятие и элементы правового статуса личности. Толкование правовых понятий статуса личности в «человек», «гражданин», «личность» в конституционном праве. Гражданство РФ. РФ Конституционные принципы правового статуса личности в РФ. Конституционный статус человека и гражданина в РФ. Основные конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ: личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Право на образование и государственные гарантии его реализации в РФ. Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ. Государственный механизм защиты прав и свобод человека. Международноправовые формы защиты прав и свобод человека. Раздел 3. Правовое регулирование в области образования Тема 3.1 Содержание учебного материала 2 2 6 4 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 11 2 2 2 2 ПК 2.6 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 11 16 4 ПК 1.1-1.3, 1.5 7 Государственная политика в сфере образования в РФ. Нормативноправовые основы в области образования в РФ Тема 3.2 Образовательное право как отрасль права: понятие, предмет, метод, источники. Правоотношения в сфере образования: понятие, структура и содержание. Основы государственной политики в области образования. Понятие и содержание, приоритеты, принципы и механизм реализации государственной политики РФ в области образования. Государственные программы в области образования. Государственные гарантии прав граждан в сфере образования. Управленческие отношения в системе образования. Система государственных органов управления образованием в РФ. Федеральные органы управления образованием: Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство просвещения РФ и др. Региональные органы управления образованием: Министерство образования и молодежной политики Свердловской области и др. Органы местного самоуправления в структуре управленческих отношениях в системе образования. Полномочия федеральных и региональных государственных органов власти РФ, органов местного самоуправления в области образования. Принципы управления системой образования: единоначалие и самоуправление. Структура законодательства в области образования: международное и национальное. Законодательство РФ в области образования: система, цели и задачи. Федеральное законодательство в области образования. Конституция РФ, ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» как основные источники образовательного права. Законодательство субъектов РФ в области образования. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» - основной нормативноправовой акт Свердловской области, регулирующий деятельность образовательных учреждений. Акты органов местного самоуправления в области образования. Локальные нормативные акты образовательной организации. Международно-правовое регулирование в области образования. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. ЮНЕСКО и ее роль в формировании правовых основ современного образования. Международные акты регионального характера. Самостоятельная работа обучающихся 1. Подбор материала, иллюстрирующего процесс реализации принципов государственной политики в сфере образования (учебные пособия, газеты, журналы, интернет, иные СМИ). Содержание учебного материала 2 ПК 2.1.-2.3., 2.5 ПК 3.2.- 3.3, 3.6 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 11 2 2 2 ПК 1.1-1.3, 1.5 8 Система образования в РФ Тема 3.3 Организационноправовые основы деятельности образовательных организаций в РФ Тема 3.4 Правовой статус субъектов образовательного процесса в РФ Понятие и компоненты системы образования. Содержательная, функциональная и организационно-управленческая подсистемы. Виды и уровни образования. Дошкольное образование: специфика и роль в образовательной системе. Общее образование и его уровни. Профессиональное образование и его уровни. Дополнительное образование и его виды. Профессиональное обучение. Образовательные стандарты: федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты, профессиональные стандарты. Федеральные государственные требования. Образовательные программы и общие требования к их реализации. Формы получения образования. Очная, очно-заочная и заочная формы обучения. Семейное образование, самообразование и экстернат. Содержание учебного материала Образовательная деятельность и лица, ее осуществляющие. Виды и типы образовательных учреждений. Понятие и признаки юридического лица. Классификация юридических лиц в зависимости от их организационно-правовой формы. Правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций. Основные организационно-правовые формы и общая правовая характеристика коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность: учредители, источник образования имущества, ответственность по обязательствам, учредительные документы, органы управления. Создание, реорганизация и ликвидация ОУ. Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений. Документация ОУ. Компетенция, права, обязанности и ответственность ОУ. Индивидуальный предприниматель, осуществляющий образовательную деятельность. Содержание учебного материала Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений. Договор образования. Права, обязанности и ответственность обучающихся (воспитанников) как участников образовательного процесса. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса. Права, обязанности и ответственность педагогических работников как участников 2 ПК 2.1.-2.3., 2.5 ПК 3.2.- 3.3, 3.6 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 11 2 2 ПК 1.1-1.3, 1.5 ПК 2.1.-2.3., 2.5 ПК 3.2.- 3.3, 3.6 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 11 8 2 ПК 1.1-1.3, 1.5 ПК 2.1.-2.3., 2.5 ПК 3.2.- 3.3, 3.6 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 11 9 образовательного процесса. Защита прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса. В том числе практических занятий 1. Конференция по теме «Правовой статус участников образовательного процесса в РФ». Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка доклада и мультимедийной презентации по теме «Правовой статус участников образовательного процесса в РФ». 2. Решение задач по теме «Определение правового статуса участников образовательного процесса в РФ» Раздел 4. Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования Тема 4.1 Содержание учебного материала Особенности Понятие, стороны и содержание трудового договора. Виды трудовых договоров и содержания, их особенности. Отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых заключения, договоров. Особенности трудового договора с педагогическими работниками. изменения и Права и обязанности работника образовательного учреждения. прекращения Порядок и особенности заключения трудового договора. Гарантии при заключении трудового договора трудового договора. Документы, необходимые при приеме на работу. Форма с педагогическими трудового договора. Вступление трудового договора в силу. Алгоритм оформления работниками приема на работу. Приказ (распоряжение) о приеме на работу. Трудовая книжка. Особенности заключения трудового договора с педагогическими работниками. Порядок допуска к занятию педагогической деятельностью. Изменение условий трудового договора. Перевод на другую работу и перемещение. Отстранение от работы. Особенности изменения условий трудового договора с педагогическими работниками. Классификация оснований прекращения трудового договора. Основания, порядок и особенности расторжения трудового договора по инициативе работника, по инициативе работодателя, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, по соглашению сторон, по истечению срока, при неудовлетворительном результате испытания и др. Общий и особый порядок оформления увольнения. Выплата выходного пособия. Оформление трудовых книжек. Особенности прекращения трудового договора с педагогическими работниками. В том числе практических занятий 1. Правовой анализ и рецензирование трудового договора. Самостоятельная работа обучающихся 2 2 4 2 2 30 5 2 ПК 1.1-1.3, 1.5 ПК 2.1.-2.3., 2.5 ПК 3.2.- 3.3, 3.6 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 11 2 2 1 10 Тема 4.2 Рабочее время и время отдыха педагогических работников Тема 4.3 Правовое регулирование оплаты труда педагогических работников 1. Решение правовых задач по теме «Определение правового положения участников трудовых правоотношений при заключении, изменении и прекращении трудового договора». Содержание учебного материала Понятие и виды рабочего времени. Режим и учет рабочего времени. Нормальная и сокращенная продолжительность рабочего времени. Полное и неполное рабочее время. Сверхурочная работа. Работа по совместительству. Работа в ночное время. Работа в праздничные и выходные дни. Особенности правового регулирования рабочего времени педагогических работников. Понятие и виды времени отдыха. Перерывы в работе. Выходные дни. Нерабочие праздничные дни. Отпуска. Виды отпусков. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск: виды и порядок предоставления. Исчисление стажа работы, дающего право на отпуск. Порядок предоставления, перенесения и продления отпуска. Замена отпуска денежной компенсацией. Отпуск без сохранения заработной платы: виды и порядок предоставления. Особенности правового регулирования времени отдыха педагогических работников. Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление сравнительно-аналитических таблиц «Сокращенное рабочее время», «Сроки предупреждения при расторжении трудового договора» на основании положений Трудового Кодекса РФ. Содержание учебного материала Понятие, порядок, формы, условия, место и сроки выплаты заработной платы. Государственное и локальное регулирование заработной платы. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Основные гарантии по оплате труда работников. Система оплаты труда. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы. Ограничение удержаний и размера удержаний из заработной платы работника. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда: за работу в выходные и праздничные дни, сверхурочное время, при совмещении профессий и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника, при простое, при невыполнении норм выработки, браке продукции. Особенности правового регулирования оплаты труда педагогических работников. Стимулирующие надбавки, льготы, гарантии и компенсации работников образовательных учреждений. 1 3 2 ПК 1.1-1.3, 1.5 ПК 2.1.-2.3., 2.5 ПК 3.2.- 3.3, 3.6 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 11 1 1 3 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 11 11 Тема 4.4 Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность педагогических работников. Материальная ответственность сторон трудового договора Тема 4.5 Административная и уголовная ответственность педагогических работников Подоходный налог. Налоговые льготы и налоговые вычеты. Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление сравнительно-аналитических таблиц «Оплата труда в условиях, отклоняющихся от нормальных», «Размер выходного пособия при увольнении» на основании положений Трудового Кодекса РФ. Содержание учебного материала Понятие, значение, содержание и методы обеспечения трудовой дисциплины. Особенности дисциплины труда работников образовательных учреждений. Правовое регулирование дисциплины труда. Устав, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, кодекс профессиональной этики и другие локальные акты образовательного учреждения. Меры поощрения и порядок их применения. Особенности ведомственной системы награждения работников образовательных учреждений. Понятие и виды дисциплинарной ответственности. Понятие, состав, виды и правовые последствия дисциплинарного проступка. Понятие, виды, порядок наложения, снятия и обжалования дисциплинарных взысканий. Особенности дисциплинарной ответственности педагогических работников. Понятие, условия наступления и виды материальной ответственности. Особенности материальной ответственности работника: понятие, основания и условия наступления, виды, порядок применения. Порядок взыскания ущерба. Особенности материальной ответственности работодателя: понятие, основания и условия наступления, виды, порядок применения. Порядок взыскания ущерба. Особенности материальной ответственности в сфере образования. Самостоятельная работа обучающихся 1. Решение правовых задач по теме «Определение правового положения участников трудовых правоотношений при привлечении их к дисциплинарной и материальной ответственности». 2. Правовой анализ и рецензирование локальных актов образовательного учреждения. Содержание учебного материала Юридическая ответственность педагогических работников. Особенности административной ответственности педагогических работников. Виды и состав административных правонарушений наиболее распространенных в сфере образования. Юридическая ответственность за их совершение. Особенности уголовной ответственности педагогических работников. Виды и 1 1 5 2 ПК 1.1-1.3, 1.5 ПК 2.1.-2.3., 2.5 ПК 3.2.- 3.3, 3.6 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 11 3 1 2 6 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 11 12 Тема 4.6 Аттестация педагогических работников. Социальноправовой статус педагогических работников состав преступлений, наиболее распространенных в сфере образования. Юридическая ответственность за их совершение. Уголовная и административная ответственность сторон трудового договора за нарушение трудового законодательства. Предотвращение и пресечение коррупционных правонарушений. Виды и состав правонарушений в сфере коррупции. Юридическая ответственность за их совершение. В том числе практических занятий 1. Решение правовых задач по теме «Определение правового положения участников трудовых правоотношений». Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление сравнительно-аналитической таблицы «Юридическая ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства» на основании положений Кодекса об административных правонарушениях РФ и Уголовного кодекса РФ. Содержание учебного материала Нормативно-правовые основы проведения аттестации педагогических работников. Цель, задачи, принципы проведения аттестации педагогических работников. Особенности проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Квалификационные категории работников. Права аттестуемого педагога. Требования, предъявляемые к аттестующимся педагогам. Формы проведения и процедура прохождения аттестации. Система повышения квалификации работников образовательных учреждений. Меры социальной поддержки работников педагогической сферы: социальные льготы, социальные гарантии и компенсации, социальные пособия, пенсионное обеспечение. Социальная защита педагога в сельской местности. Государственная и региональная политика по поддержке сельских учителей: льготы, механизм реализации льгот. Социальная защита педагогов - молодых специалистов. Особенности правового статуса молодых специалистов в системе образования. Особенности правового регулирования труда, гарантии и компенсации отдельных категорий работников. Пенсионная система РФ: уровни и участники. Пенсионный фонд России. Виды пенсий в РФ: страховая пенсия, пенсия по государственному пенсионному 2 2 2 2 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 11 13 обеспечению, добровольная пенсия, накопительная пенсия. Страховая пенсия по старости. Пенсионная формула. Формирование индивидуального пенсионного капитала. Тема 4.7 Содержание учебного материала Основные способы Нормативно-правовые основы защиты трудовых прав. защиты трудовых Понятие и основные способы защита трудовых прав работников: самозащита прав. Трудовые работниками трудовых прав; защита трудовых прав работников профсоюзами; споры в сфере государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; образования судебная защита и др. Понятие и виды трудовых споров. Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в суде. Судебная система РФ. Подведомственность и подсудность трудовых споров. Исковое производство. Требования к содержанию искового заявления. Сроки обращения в суд. Освобождение работников от судебных расходов. Стадии судебного разбирательства по гражданскому делу. Понятие, рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров с помощью примирительных процедур. Забастовка: понятие, цель, порядок объявления и проведения, обязанности и ответственность сторон. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. Незаконные забастовки. В том числе практических занятий 1. Составление искового заявления по образцу. Самостоятельная работа обучающихся 1. Решение прямого и обратного кроссворда по разделу 4. «Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования». Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет ВСЕГО 6 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 11 2 2 2 2 2 60 14 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания (основные источники): 1. Духанина, Л.Н. Учителя и ученики : права и обязанности / Л.Н. Духанина. – Москва: Редакция «Российской газеты», 2019. – («Библиотечка «Российской газеты», ISSN 1605-7449 ; вып. 15, 2019). – 144 с. - Текст: непосредственный. 2. Певцова, Е.А. Трудовое право: учебник / Е.А. Певцова. – Москва: Юстиция, 2017. – 206 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-4365-0493-3 – Текст: непосредственный. 3. Румынина, В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / В.В. Румынина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 224 с. – ISBN 978-5-4468-3908-7 – Текст: непосредственный. 4. Румынина, В.В. Основы права: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / В.В. Румынина. – М.: Формум, 2015. – 240 с. – ISBN 978-5-00091-027-6 – Текст: непосредственный. 5. Шкатулла, В.И. Образовательное право России: учебник для вузов / В.И. Шкатулла. – М.: Юстицинформ, 2016. - 774 с. – ISBN 978-5-7205-1293-4 – Текст: непосредственный. 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Конституция Российской Федерации : Федеральный закон от 12.12.1993 : ред. от 14.03.2020 : Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 : одобрена в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. – Текст : электронный // Консультант Плюс официальный сайт компании «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 25.04.2020). 2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.1994 [принят Государственной думой 21.10.1994: одобрен Советом Федерации] - Текст : электронный // Консультант Плюс официальный сайт компании «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 25.04.2020). 3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.1996 [принят Государственной думой 22.12.1995: одобрен Советом Федерации] - Текст : электронный // Консультант Плюс официальный сайт компании «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 25.04.2020). 4. Российская Федерация. Законы. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: Федеральный закон № 195-ФЗ от 30.12.2001 15 [принят Государственной думой 20.12.2001: одобрен Советом Федерации 26.12.2001] Текст : электронный // Консультант Плюс официальный сайт компании «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 25.04.2020). 5. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 [принят Государственной думой 21.12.2012: одобрен Советом Федерации 26.12.2012] - Текст : электронный // Консультант Плюс официальный сайт компании «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 25.04.2020). 6. Российская Федерация. Законы. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области»: Закон Свердловской области № 78-ОЗ от 15.07.2013 [Принят Законодательным Собранием Свердловской области 09.07.2013] – Текст : электронный // Гарант : информационно-правовое обеспечение. – URL: https://base.garant.ru/46799787/ (дата обращения 25.04.2020). 7. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 223-ФЗ от 29.12.1995 [принят Государственной думой 08.12.1995: одобрен Советом Федерации] - Текст : электронный // Консультант Плюс официальный сайт компании «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения 25.04.2020). 8. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020) [принят Государственной думой 21.12.2001: одобрен Советом Федерации 26.12.2001] Текст : электронный // Консультант Плюс официальный сайт компании «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 25.04.2020). 9. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 63-ФЗ от 13.06.1996 [принят Государственной думой 24.05.1996: одобрен Советом Федерации 05.06.1996] - Текст : электронный // Консультант Плюс официальный сайт компании «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 25.04.2020). 10. Анисимов, А. П. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, А. Ю. Чикильдина ; под редакцией А. Я. Рыженкова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 317 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07095-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454031 (дата обращения: 25.04.2020). 11. Зарипова, З. Н. Трудовое право : учебник и практикум для среднего профессионального образования / З. Н. Зарипова, В. А. Шавин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 310 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11362-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451119 (дата обращения: 25.04.2020). 12. Защита трудовых прав : учебное пособие для вузов / М. О. Буянова [и др.] ; под редакцией М. О. Буяновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 141 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12468-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457265 (дата обращения: 25.04.2020). 13. Кашанина, Т. В. Право : учебник и практикум для вузов / Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 484 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00342-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450104 (дата обращения: 25.04.2020). 14. Курбанов, Р.А. Трудовое право : учебник для среднего профессионального образования / Р.А. Курбанов [и др.] ; под общей редакцией Р.А. Курбанова. – 3-е изд., 16 перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 332 с. – (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-10642-8 – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт] . – URL: https://urait.ru/bcode/430975 (дата обращения: 25.04.2020). 15. Морозов, Г. Б. Предпринимательская деятельность : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Б. Морозов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 457 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13977-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467414 (дата обращения: 25.04.2020). 16. Образовательное право : учебник для среднего профессионального образования / А. И. Рожков [и др.] ; под редакцией А. И. Рожкова, В. Ю. Матвеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 376 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12538-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467616 (дата обращения: 25.04.2020). 17. Трудовое право. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Л. Гейхман [и др.] ; под редакцией В. Л. Гейхмана, И. К. Дмитриевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 229 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11968-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450762 (дата обращения: 25.04.2020). 18. Ульбашев, А. Х. Семейное право : учебник для среднего профессионального образования / А. Х. Ульбашев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 153 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11486-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456567 (дата обращения: 25.04.2020). 19. Журнал «Государство и право» : [сайт], - URL: http://gospravo-journal.ru/ (дата обращения 25.04.2020). 20. Информационно-правовая система «Консультант Плюс» : [сайт], - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.04.2020). 21. Информационно-правовая система «Гарант» : [сайт], URL: http://www.garant.ru (дата обращения 25.04.2020). 22. Информационно-правовая система «Кодекс» : [сайт], URL: http://www.kodeks.ru (дата обращения 25.04.2020). 23. Научная электронная библиотека Елайбрари : [сайт], URL: https://elibrary.ru/ (дата обращения 25.04.2020). 24. «Областная газета» [сайт], - URL: http://www.oblgazeta.ru (дата обращения 25.04.2020). 25. Образовательная платформа Юрайт [сайт], - URL: https://urait.ru/catalog/full (дата обращения 25.08.2020). 26. Официальный сайт Президента РФ : [сайт], - URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения 25.04.2020). 27. Сервер органов государственной власти (Правительство РФ, Федеральное собрание РФ, Совет безопасности РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура РФ и др.) : [сайт], - URL: http://www.gov.ru/ (дата обращения 25.04.2020). 28. Официальный сайт Правительства РФ : [сайт], URL: http://www.government.ru (дата обращения 25.04.2020). 29. Официальный сайт Государственной Думы РФ : [сайт], URL: http://www.duma.gov.ru (дата обращения 25.04.2020). 30. Официальный сайт Совета Федерации РФ : [сайт], URL: http://www.council.gov.ru (дата обращения 25.04.2020). 31. Официальный сайт Конституционного суда РФ : [сайт], - URL: http://ksrf.ru (дата обращения 25.04.2020). 17 32. Официальный сайт Верховного суда РФ : [сайт], - URL: http://vsrf.ru (дата обращения 25.04.2020). 33. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ : [сайт], URL: http://ombudsmanrf.org/ (дата обращения 25.04.2020). 34. Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в РФ : [сайт], URL: http://deti.gov.ru/ (дата обращения 25.04.2020). 35. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ : [сайт], URL: http://www.rosmintrud.ru (дата обращения 25.04.2020). 36. Официальный сайт Министерства просвещения РФ : [сайт], - URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения 25.04.2020). 37. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ : [сайт], - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения 25.04.2020). 38. Официальный сайт Губернатора Свердловской области : [сайт], - URL: http://www.gubernator96.ru (дата обращения 25.04.2020). 39. Официальный сайт Министерства спорта РФ : [сайт], URL: https://www.minsport.gov.ru/ (дата обращения 25.04.2020). 40. Официальный сайт Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округ : [сайт], - URL: http://www.uralfo.ru (дата обращения 25.04.2020). 41. Официальный сайт Правительства Свердловской области : [сайт], - URL: http://www.midural.ru (дата обращения 25.04.2020). 42. Официальный сайт Законодательного Собрания Свердловской области : [сайт], - URL: http://www.duma.midural.ru (дата обращения 25.04.2020). 43. Официальный сайт Министерства образования и молодежной политики Свердловской области : [сайт], - URL: https://minobraz.egov66.ru/ (дата обращения 25.04.2020). 44. Официальный сайт Министерства физической культуры и спорта Свердловской области : [сайт], - URL: http://minsport.midural.ru/ (дата обращения 25.04.2020). 45. Официальный сайт государственной службы занятости Свердловской области : [сайт], - URL: http://www.szn-ural.ru (дата обращения 25.04.2020). 46. Официальный сайт Арбитражного суда Свердловской области : [сайт], URL: http://www.ekaterinburg.arbitr.ru (дата обращения 25.04.2020). 47. Официальный сайт Свердловского областного суда : [сайт], - URL: http://www.ekboblsud.ru (дата обращения 25.04.2020). 48. Официальный сайт Уставного суда Свердловской области : [сайт], - URL: http://www.ustavsud.ur.ru (дата обращения 25.04.2020). 49. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Свердловской области : [сайт], - URL: - https://ombudsman.midural.ru/ (дата обращения 25.04.2020). 50. Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области : [сайт], - URL: http://www.svdeti.ru/ (дата обращения 25.04.2020). 51. Официальный сайт муниципального образования город Екатеринбург: [сайт], - URL: http://www.ekburg.ru (дата обращения 25.04.2020). 52. Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт], - URL: http://pravo.fso.gov.ru (дата обращения 25.04.2020). 53. Официальный интернет-портал государственных муниципальных услуг : [сайт], - URL: http://www.gosuslugi.ru (дата обращения 25.04.2020). 54. «Российская газета» : [сайт], - URL: http://www.rg.ru (дата обращения 25.04.2020). 55. «Учительская газета» : [сайт], - URL: http://www.ug.ru/ (дата обращения 25.04.2020). 18 56. Электронная библиотечная система «Айбукс.ру» : [сайт], https://ibooks.ru/ (дата обращения 25.04.2020). URL: 3.2.3. Дополнительные источники 1. Завгородний, А.В. Конкурсные и трудовые правоотношения педагогических работников образовательных организаций Российской Федерации: монография/ А.В. Завгородний. – М. : Проспект, 2017. – 288 с. – ISBN 978-5-392-21837-0 – Текст: непосредственный. 2. Козырин, А.Н., Трошкина, Т.Н. Образовательное право России [Текст] : учебник и практикум: в 2 кн. – книга 1. / А.Н. Козырин, Т.Н. Трошкина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – (Учебники Высшей школы экономики). – ISBN 978-5-7598-1186-2. – Текст: непосредственный. – 1000 экз. Кн. 1 : учебник. – 799, [1] с. – ISBN 978-5-7598-1934-9 (в пер.). - ISBN 978-5-7598-1876-6 (e-book). 3. Кузибецкий, А.Н., Розка В.Ю., Николаева М.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательном учреждении : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, М.В. Николаева. – 5е изд., переработанное и дополненное - М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 332, [1] с. - ISBN 978-5-4468-0530-3 – Текст: непосредственный. 4. Погребняк, Л.П. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. Методическое пособие. / Л.П. Погребняк. – Центр педагогического образования, 2008 г. – 80 с. - ISBN 978-51382-056-3 – Текст: непосредственный. 5. Погребняк, Л.П. Правовой статус участников образовательных отношений: учебно-методическое пособие / Л.П. Погребняк. – М. : Педагогическое общество России, 2013 г. – 144 с. (Образование XXI века) - ISBN 978-5-93134-424-9 – Текст: непосредственный. 6. Погребняк, Л.П. Трудовое право работников образовательных учреждений: учебное пособие для педагогов и руководителей образовательных учреждений / Л.П. Погребняк. – М. : Педагогическое общество России, 2008 г. – 416 с. (Образование XXI века) - ISBN 978-5-93134-384-6 – Текст: непосредственный. 7. Некрасов С.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебное пособие / С.И. Некрасов, Е.В. Зайцева-Савкович, А.В. Питрюк. – М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. – 212 с. – (Бакалавриат и среднее профессиональное образование). ISBN 978-5-4365-0449-0 – Текст: непосредственный. – 500 экз. 8. Резер, Т.М. Основы права и правового обеспечения профессиональной деятельности преподавателя: учебное пособие для сред. учеб. заведений / Т.М. Резер. – Владос-Пресс, 2008 г. – 136 с. - ISBN 978-5-305-00-240-9 – Текст: непосредственный. 9. Феклин, С.И. Правовой статус участников образовательного процесса: учебно-методическое пособие / С.И. Феклин. – Арсенал образования, 2014. – 205 с. - ISBN 978-5-91383-145-3 – Текст: непосредственный. 10. Шевченко, О.А., Сулейманова Ф.О., Шония Г.В., Кудряшова С.Н. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред.О.А. Шевченко. – 3-е изд. – М. : Проспект, 2018. – 800 с. - ISBN 978-5-392-17529-1 – Текст: непосредственный. 19 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: основные положения Конституции Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; понятие и основы правового регулирования в области образования; основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования; социально-правовой статус учителя; порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; правила оплаты труда педагогических работников; понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; виды административных правонарушений и административной ответственности; нормативные правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. Умения: использовать нормативные правовые документы, регулирующие профессиональную деятельность в области образования; защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством; анализировать и оценивать Критерии оценки владение общеправовым понятийным аппаратом; владение построением общеправовых определений; владение информацией, отражающей правовые коллизии между теорией и практикой; Методы оценки решение прямого и обратного кроссворда; решение квеста; подбор правоприменительной практики; подготовка доклада и мультимедийной презентации; решение правовых задач; правовой анализ и рецензирование юридических документов (трудового договора, локальных актов организации); составление сравнительноаналитических таблиц; составление юридического документа (искового заявления) ориентируется в системе и структуре законодательства РФ; анализирует содержание нормативно-правовых актов РФ; оперирует общеправовым понятийным аппаратом; ориентируется в системе официальных сайтов государственных органов РФ и Свердловской области, органов местного решение прямого и обратного кроссворда; решение квеста; подбор правоприменительной практики; подготовка доклада и мультимедийной презентации; решение правовых задач; 20 результаты и последствия самоуправления г. действий (бездействия) с Екатеринбурга; правовой точки зрения. понимает правовое значение проводимых государственных реформ в сфере образования; анализирует нормативноправовые акты, регулирующие профессиональную деятельность; владеет критическим восприятием информации; осуществляет сбор и обработку информации в правовой сфере, как с бумажных, так и с электронных носителей; осуществляет сбор и обработку информации в правовой сфере, как с бумажных, так и с электронных носителей; дает правовой анализ ситуаций и фактов, возникающих в обыденной жизни и в ходе осуществления профессиональной деятельности; определяет пределы правомерного и противоправного поведения, основания возникновения юридической ответственности; готов к принятию адекватных правовых решений в обыденной жизни и в профессиональной деятельности; определяет способы и алгоритм защиты прав в соответствии с российским законодательством; ориентируется в системе и структуре основных нормативно-правовых и локальных актов, регулирующих трудовую деятельность работника; ориентируется в структуре и содержании трудового правовой анализ и рецензирование юридических документов (трудового договора, локальных актов организации); составление сравнительноаналитических таблиц; составление юридического документа (искового заявления) 21 договора; владеет критическим восприятием информации 22