ОП.03 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

Приложение 4.25
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 44.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
44.02.02. Преподавание в начальных классах

Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины «Возрастная анатомия,
физиология и гигиена» разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1351.

Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический
колледж»
Разработчик:
Иванова В.Д. - преподаватель

©

ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ

И

ДИСЦИПЛИНЫ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ
13

3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является
обязательной частью общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной
образовательной программы по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных
классах».
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности в части освоения соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1.Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребёнка и
его физическое развитие.
ПК 1.2.Проводить режимные моменты в соответствие с возрастом.
ПК 1.3.Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе
выполнения двигательного режима.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2.Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3.Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 3.1.Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного
возраста.
ПК 3.2.Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных
мероприятий.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе
федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных
образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей
класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности в части освоения соответствующих общих
компетенций (ОК):
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цели обучения отечественной литературе: совершенствование знаний
обучающихся о современном состоянии развития литературы, о методах литературы как
науки, о важных идеях и достижениях русской литературы, оказавших определяющее
влияние на развитие мировой литературы и культуры и владеющего эстетическим
восприятием художественных произведений, пониманием их связи друг с другом.
4

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код
ПК, ОК
ОК 3
ОК 10
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 4.3

Умения

Знания


определять
топографическое
расположение и строение органов и
частей тела;

применять знания по анатомии,
физиологии и гигиене при изучении
профессиональных модулей и в
профессиональной деятельности;

оценивать факторы внешней
среды с точки зрения влияния на
функционирование
и
развитие
организма человека в детском и
подростковом возрасте;

проводить под руководством
медицинского работника мероприятия
по профилактике заболевания детей;

обеспечивать
соблюдение
гигиенических требований в кабинете
при организации обучения младших
школьников;

учитывать
особенности
физической
работоспособности
и
закономерности ее изменения в
течение
различных
интервалов
времени (учебный год, четверть,
месяц, неделя, день, занятие) при
проектировании
и
реализации
образовательного процесса;

 основные положения и
терминологию
анатомии,
физиологии
и
гигиены
человека;
 основные
закономерности
роста
и
развития организма человека;
 строение и функции
систем органов здорового
человека;
 физиологические
характеристики
основных
процессов жизнедеятельности
организма человека;
 влияние
процессов
физиологического созревания
и развития ребенка на его
физическую и психическую
работоспособность,
поведение;
 основы гигиены детей;
 гигиенические нормы,
требования
и
правила
сохранения и укрепления
здоровья на различных этапах
онтогенеза;
 основы профилактики
инфекционных заболеваний;
 гигиенические
требования
к
учебновоспитательному процессу,
зданию
и
помещениям
школы.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Дифференцированный зачет (4 семестр)

Объем часов
111
52
0
22
0
37
2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Наименование
разделов и тем
1
Введение

Тема 1.
Возрастные
особенности
и гигиена опорнодвигательного
аппарата

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работ (проект)
2
Содержание учебного материала
Анатомия, ее функции, методы, основные понятия. Предмет, содержание и задачи дисциплины.
Уровни организации живой материи. Этапы онтогенеза.
В том числе практических занятий
1)
Оформить в виде таблицы основные закономерности развития организма в онтогенезе.
Содержание учебного материала
1. Опорно-двигательный аппарат.
Скелет человека.
Строение и функции суставов.
Изгибы позвоночника, их формирование и функциональное значение.
2. Костный скелет.
Развитие скелета туловища и конечностей, костей мозгового и лицевого черепа.
3. Мышечная система.
Строение и функции мышц.
Мышечная масса и сила мышц в различные возрастные периоды.
Возрастные особенности быстроты и точности двигательных актов, выносливости.
Особенности реакции организма на физическую нагрузку в различном возрасте.
В том числе практических занятий
1.Контрольная работа в форме тестирования по теме: «Возрастные особенности и гигиена
опорно-двигательного аппарата.
2.Оценка показателей физического развития по антропометрическим данным и с помощью
расчетных формул, оформить полученные измерения в форме таблицы.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Оформление топографических заданий «Строение суставов», «Строение скелета»
2.Оформление топографических заданий «Изгибы позвоночника», «Строений костей черепа».
3.Подготовить презентацию на тему «Осанка, виды ее нарушений», «Правильная поза при
стоянии, сидении, ходьбе», «Необходимость
соответствия размеров мебели росту и
пропорциям тела».
4.Подготовить доклад на тему «Значение физических упражнений в формировании правильной

Объем
часов
3
4
2
2
2
18
2

2

ОК, ПК
4
ОК.10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4
ПК 4.1-4.3
ОК.3,10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4
ПК 4.1-4.3

2

4
2
2
4

2

2
7

Тема 1.1
Анатомия,
физиология и
гигиена нервной
системы, ее
возрастные
особенности

Тема 1.2
Рефлекторная
деятельность
организма. Низшая и
высшая нервная
деятельность

Тема 1.3
Сенсорные системы

осанки и укрепления свода стопы. Воспитание правильной осанки у детей»
Содержание учебного материала
1. Анатомия и физиология нервной системы
Общий план строения нервной системы, нервная ткань и ее свойства.
2.Анатомо-физиологические особенности развития ЦНС.
Развитие ЦНС в онтогенезе.
В том числе практических занятий
1.Оформить конспект по теме « Физиология нервной системы».
Самостоятельная работа обучающихся
2.Выполнение топографических заданий «Строение нервной системы»
Содержание учебного материала
1.Классификация рефлексов.
Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности.
Возбуждение и торможение.
Особенности условного торможения у детей.
2. Особенности условных и безусловных рефлексов.
Координация функций нервных процессов.
Принципы рефлекторной деятельности.
Безусловные и условные рефлексы, особенности развития рефлексов у детей.
3. Сигнальные системы действительности.
Развитие речи.
Межполушарная асимметрия мозга.
Развитие и нарушение высшей нервной деятельности.
В том числе практических занятий
1.Оформить таблицу на тему «Способы исследование высшей нервной деятельности».
2.Контрольная работа в форме теста на тему «Условные и безусловные рефлексы, сигнальные
системы».
Самостоятельная работа обучающихся
1.Посмотреть, проанализировать и составить отзыв о фильме «Мозг человека» (из цикла «Тело
человека» ВВС)
Содержание учебного материала
1. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем

8
2
2
2
2
2
2
12
2

2

ОК.3,10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4
ПК 4.1-4.3

ОК.3,10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4
ПК 4.1-4.3

2

4
2
2
2
2
8
2

ОК.3,10
ПК 1.1-1.3

8

человека

Тема 1.4
Эндокринная
система
человека

Тема 1.5
Система органов
пищеварения

Строение анализатора.
Классификация рецепторов.
Строение и значение сенсорных систем организма.
2. Возрастные особенности сенсорных систем.
Развитие сенсорных систем в онтогенезе.
Роль сенсорного восприятия в раннем детстве.
В том числе практических занятий
1.Выполнение контрольной работы в форме теста на тему «Анатомия и физиология сенсорных
систем организма человека».
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнение топографических заданий «Строение зрительного и слухового анализатора»,
«Строение анализатора обоняния и вкуса».
Содержание учебного материала
1. Понятие об эндокринной системе.
Понятия и виды желез, гормонов.
2. Развитие эндокринной системы в онтогенезе.
Развитие эндокринной системы в онтогенезе.
Влияние функциональных изменений эндокринной системы подростков на ВНД
В том числе практических занятий
1.Определить личные нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. Рассчитать
циркадные ритмы и оптимальное время сна и бодрствования, оформить в виде таблицы.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнение топографических заданий: «Строение эндокринных и экзокринных желез»,
оформить конспект: «Влияние сна на работу эндокринной системы. Гигиена сна».
Содержание учебного материала
1. Анатомия и физиология органов пищеварения.
Пищеварение в различных отделах пищеварительной системы.
2. Возрастные особенности органов пищеварения.
Гигиена питания.
3. Особенности питания в различные возрастные периоды.
Питание, его особенности, меню
4. Обмен веществ и энергии и их значение для жизнедеятельности организма.

ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4
ПК 4.1-4.3
2

2
2
2
2
8
2
2

ОК.3,10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4
ПК 4.1-4.3

2
2
2
2
16
2
2
2

ОК.3,10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4
ПК 4.1-4.3

2

9

Тема 1.6
Выделительная
система

Тема 1.7
Кровеносная система

Тема 1.8
Система органов
дыхания

Возрастные особенности обмена веществ и энергии.
В том числе практических занятий
1)
Определение суточных затрат организма. Составление суточного пищевого рациона
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнение топографических заданий «Строение желудка», «Строение кишечника»
2.Подготовка беседы с родителями о принципах рационального питания.
3.Оформить в виде конспекта гигиенические требования к питанию детей в ДОУ и ОУ.
Содержание учебного материала
1. Строение органов мочевыделительной системы.
Строение и функции органов выделения.
2. Возрастные особенности мужских и женских половых органов, их строение.
Развитие мочеполовой системы в онтогенезе.
3.Кожа, ее строение, функции.
Строение и функции кожи. Гигиена волос и ногтей.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнение топографических заданий «Строение мочеполовой системы мужчины и
женщины».
Содержание учебного материала
1. Сердечно-сосудистая система.
Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы.
Состав и функции крови.
2. Строение и функции лимфатической системы.
Лимфатическая система. Ее функции.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнение топографических заданий «Строение сердечно-сосудистой системы», «Строение
сердца».
2.Оформить конспект по теме: «Имунная система: механизмы иммунной защиты»
Содержание учебного материала
Дыхательная система человека. Строение дыхательной системы организма.
Механизм дыхания. Возрастные особенности органов дыхания.
В том числе практических занятий
1.Выполнить контрольную работу в форме теста по теме: «Дыхательная система человека»

2
2
6
2
2
2
9
2
2
2

ОК.3,10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4
ПК 4.1-4.3

2
3
8
2

2

ОК.3,10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4
ПК 4.1-4.3

4
2
2
8
2
2
2

ОК.3,10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4

10

Тема 1.9
Основы здорового
образа жизни

Всего:

Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнение топографических заданий «Строение легких».
2. Оформить конспект по теме: гигиенические требования к воздушной среде учебных
помещений.
Содержание учебного материала
1. Индивидуальные и социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни.
Образ жизни: определение, категории.
Факторы, влияющие на здоровье.
Гиподинамия как фактор риска, влияющий на здоровье.
Стресс, его причины и влияние на организм.
2. Профилактика алкоголя, табакокурения и употребления ПАВ
Вред алкоголя, табакокурения.
Наркотические вещества и их отрицательное влияние на организм человека.
Наркомания и ее виды.
Факторы риска и пути предотвращения инфекций, передающихся половым путем.
3. Индивидуальное здоровье человека и его критерии
Оценка физического здоровья, методики
В том числе практических занятий
1.Оформить режим дня школьника. Нормы объема домашних заданий для учащихся разного
возраста.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Оформить памятку на тему: «Утомление при различных видах мышечной работы и способы
улучшения и восстановления физического здоровья.
2.Подготовить презентацию по формированию гигиенических навыков у детей.
Промежуточная аттестация зачет

4
2
2
12
2

ПК 4.1-4.3

ОК.3,10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4
ПК 4.1-4.3

2

2
2
2
4
2
2
2
111

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет для дисциплины «Экология», оснащен оборудованием: доской учебной,
рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для
хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами
обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания3.2.2. Электронные издания
1.
Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для
среднего
профессионального
образования /
Е. В. Григорьева,
В. П. Мальцев,
Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 182 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-12305-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/447248
2.
Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека : учебник для среднего
профессионального образования / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-00684-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452350
3.
Замараев, В. А. Анатомия для студентов физкультурных вузов и
факультетов : учебник и практикум для вузов / В. А. Замараев, Е. З. Година,
Д. Б. Никитюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 416 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-9916-8588-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/450649
4.
Кабанов,
Н. А. Анатомия
человека :
учебник
для
среднего
профессионального образования / Н. А. Кабанов. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 464 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10759-3. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456093
5.
Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни :
учебник и практикум для вузов / М. Н. Мисюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 332 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-140545. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467573
6.
Основы здорового образа жизни в образовательной организации: учебное
пособие для среднего профессионального образования / А. А. Зайцев [и др.] ; под общей
редакцией А. А. Зайцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 137 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13378-3. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/458711
1.2.3 Дополнительные источники
1.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
23.07.2008 N 45 (ред. от 25.03.2019) "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08" (вместе с
"СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации
питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и
среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2008 N 12085) Текст:
электронный
–
URL:
http://gramschool4.ucoz.ru/Dokumenty/sanpin_2.4.5.2409-08utverzhdennye_postanovleniem_.pdf (дата обращения: 01.02.2020).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы,
индивидуальных заданий, устного опроса.
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Умения:

Критерии оценки

Методы оценки

определять
топографическое расположение и
строение органов и частей тела;
применять
знания
по
анатомии, физиологии и гигиене
при изучении профессиональных
модулей и в профессиональной
деятельности;
оценивать
факторы
внешней среды с точки зрения
влияния на функционирование и
развитие организма человека в
детском и подростковом возрасте;
проводить
под
руководством
медицинского
работника
мероприятия
по
профилактике заболевания детей;
обеспечивать соблюдение
гигиенических
требований
в
кабинете
при
организации
обучения младших школьников;
учитывать особенности
физической работоспособности и
закономерности ее изменения в
течение различных интервалов
времени (учебный год, четверть,
месяц, неделя, день, занятие) при
проектировании и реализации
образовательного процесса;

- демонстрирует знания
топографического
расположения органов и
частей тела;
понимает принципы
устройства и
функционирования
организма человека;
демонстрирует
знания влияния факторов на
развитие организма и
необходимость их
профилактики;
- работает с различными
источниками информации;
- выступает на семинарах,
обосновывает свою точку
зрения;
- традиционная система
отметок в баллах за каждую
выполненную работу;
- накопительная система
баллов, на основе которой
выставляется
итоговая
отметка;

-Устный опрос,
индивидуальные задания.
Практическая работа.
Оценка самостоятельной
работы, тест.

- опирается на основные
понятия
при
ответах,
публичных выступлениях;
грамотно
использует
методологиюанатомии
в
работах;

-Устный опрос,
индивидуальные задания.
Практическая работа.
Оценка самостоятельной
работы, тест.

Знания:
основные положения и
терминологию
анатомии,
физиологии и гигиены человека;
основные закономерности
роста и развития организма
человека;
строение
и
функции
систем
органов
здорового
человека;

- традиционная система
отметок в баллах за каждую
выполненную работу;
- накопительная система
13

баллов, на основе которой
физиологические
итоговая
характеристики
основных выставляется
отметка.
процессов
жизнедеятельности
организма человека;
влияние
процессов
физиологического созревания и
развития
ребенка
на
его
физическую
и
психическую
работоспособность, поведение;
основы гигиены детей;
гигиенические
нормы,
требования и правила сохранения
и
укрепления здоровья
на
различных этапах онтогенеза;
основы
профилактики
инфекционных заболеваний;
гигиенические требования
к
учебно-воспитательному
процессу, зданию и помещениям
школы.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».