Приложение 4.24 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 44.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ПСИХОЛОГИЯ 44.02.02 Преподавание в начальных классах Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1353. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж». учреждение Разработчики: Новикова С.Г., преподаватель психологии высшей категории ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». Вилижанина Н.С., преподаватель ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ......................4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ..............19 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ПСИХОЛОГИЯ 1.1. Место программы в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Психология» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) и части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 1.2. Проводить уроки. ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. ПК 1.4. Анализировать уроки. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия. ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий. ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания. ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями. ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. Учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 4 ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. 1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель: сформировать у студентов основы профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов (преподавание по программам начального общего образования, организация внеурочной деятельности и общения учащихся, классное руководство, методическая разработка образовательного процесса) Задачи: 1) формировать представление студентов об основных психологических понятиях, необходимых для профессиональной деятельности в системе образования; 2) развивать умение студентов учитывать закономерности развития личности человека для организации взаимодействия с участниками образовательного процесса; 3) формировать умения определять планы собственного развития компетенций, которые важны для педагогической деятельности и для личности учителя. Код ПК , ОК ПК 1.1. - 1.4. ПК 2.1. -2.4. ПК 3.1.- 3.8. ПК 4.2.- 4.5 ОК 1. - 11. Умения применять знания по психологии при решении педагогических задач; выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся. Знания особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; основы психологии личности; закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; возрастную периодизацию; возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; групповую динамику; понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; основы психологии творчества. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы в том числе: теоретическое обучение: лабораторные работы практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация Экзамен (4 семестр) Дифференцированный зачет (6 семестр) Объем часов 192 92 0 36 0 64 2 2 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 1 2 Раздел 1. Психология человека Тема 1.1. Содержание учебного материала Психология: предмет и Предмет и задачи психологии как науки. Особенности психологии как науки, ее задачи психологии связь с педагогической наукой и практикой. Структура и отрасли психологии: человека педагогическая, социальная, возрастная. Самостоятельная работа обучающихся Составить схему «Структура современной психологии» Тема 1.2. Содержание учебного материала Становление и развитие Основные этапы становления науки. Основные психологические школы. психологии как науки Фундаментальные исследования. Методологические основы изучения человека. Тема 1.3. Содержание учебного материала Методы Основные методы психологических исследований: субъективные, объективные, психологического моделирование. Надежность и валидность исследования. Методология, метод, исследования методика. В том числе практических занятий 1. Классификация и характеристика методов психологических исследований. Решение педагогических задач. 2. Наблюдение, тестирование, социометрия. Решение педагогических задач. Самостоятельная работа обучающихся 1. Провести методику «Рисунок семьи», представить результаты. 2. Выполнение заданий рабочей тетради. Тема 1. 3. Выполнение заданий рабочей тетради. Тема 2. Тема 1.4. Содержание учебного материала Междисциплинарные Междисциплинарные понятия в психологии. Основы психологии личности. понятия в психологии Понятие о психике и ее эволюции. Происхождение сознания человека. Самостоятельная работа обучающихся Объем часов 3 72 4 2 2 2 2 2 Коды компетенций, формирование которых способствует элемент программы 4 ОК 1- 4 ОК 1- 4 10 2 4 2 2 6 2 2 2 4 2 ОК 1- 4, ПК 2.3, 3.1, 4.5 ОК 1-4 ПК 2.4, 3.2 3.7 2 7 Тема 1.5. Деятельность. Ведущие виды деятельности Тема 1.6. Темперамент. Психические свойства личности Тема 1.7. Характер как индивидуальное сочетание свойств личности Тема 1.8. Способности человека Тема 1.9. Ощущение. Виды ощущений Тема 1.10. Восприятие как целостное отражение предметов 1.Просмотр и анализ фильма «Мозг человека» (из цикла «Тело человека» BBC) Содержание учебного материала Психологическая теория деятельности. Общая психологическая характеристика деятельности. Структура деятельности. Основные положения теории деятельности. Мотивы деятельности. Самостоятельная работа обучающихся 1.Выполнение рабочей тетради тема 3 Содержание учебного материала Понятие о темпераменте. Краткий обзор учений о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Основные типы темперамента. Способы диагностики. Решение педагогических задач. Выявление индивидуальных и типологических особенностей обучающихся. Содержание учебного материала Понятие о характере. Особенности характера как психического феномена. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Типология характера. Формирование характера. Решение педагогических задач. 2 4 2 Содержание учебного материала Общая характеристика способностей человека. Соотношение способностей и успешности обучения. Классификация способностей. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Развитие способностей. Роль игры в формировании способностей. Проблема профориентации. Самостоятельная работа обучающихся 1.Изучение темы «Способности как психологические свойства, обеспечивающие успешность выполнения деятельности» Содержание учебного материала Общее понятие об ощущении. Место и роль познавательных процессов в жизни человека. Виды ощущения. Основные свойства и характеристики ощущений. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Развитие ощущений. Характеристика основных видов ощущений. Содержание учебного материала Общая характеристика восприятия. Физиологические основы восприятия. Основные свойства и виды восприятия. Восприятие пространства. Восприятие движения и времени. В том числе практических занятий 1.Индивидуальные различия в восприятии. 4 2 2 2 2 2 2 2 ОК 1-4 , 7, 8 ПК 1.1-1.4, 2.12.4 ОК 1-4 , 7, 8 ПК 1.1-1.4, 2.12.4 ОК 1-4 , 7, 8 ПК 1.1-1.4, 2.12.4 ОК 1-4 , 7, 8 ПК 1.1-1.4, 2.12.4 2 2 2 2 6 2 3 ОК 1-4 , 7, 8 ПК 1.1-1.4, 2.12.4 ОК 1-4 , 7, 8 ПК 1.1-1.4, 2.12.4 4.2 4 2 8 2.Учет особенностей восприятия младших школьников. Аудиал, визуал, кинестетик. Тема 1.11. Содержание учебного материала Память как Определение и общая характеристика памяти. Процессы памяти Основные виды познавательный процесс памяти. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие. В том числе практических занятий 1.Способы оценки и развития памяти младших школьников Тема 1.12. Содержание учебного материала Внимание как Понятие о внимании. Внимание как психический феномен. Внимание и сознание. познавательный процесс Виды внимания. Свойства внимания Характеристика свойств внимания. Развитие внимание. В том числе практических занятий 1.Способы оценки и развития внимания младших школьников Тема 1.13. Содержание учебного материала Мышление как основной Природа и основные виды мышления. Основные формы мышления. Основные познавательный процесс виды умственных операций. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление. Основы психологии творчества. Развитие мышления Самостоятельная работа обучающихся 1.Изучение методик по диагностике мышления и интеллекта Тема 1.14. Содержание учебного материала Воображение Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности. Виды воображения. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Индивидуальные особенности воображения и его развития. Воображение и творчество. Основы психологии творчества. Самостоятельная работа обучающихся 1.Изучение темы «Творчество в педагогической деятельности» Тема 1.15. Содержание учебного материала Общая характеристика Физиологические основы речи. Теоретические проблемы происхождения речи. речи Основные виды речи. Развитие речи ребенка. Самостоятельная работа обучающихся 1.Выполнение заданий рабочей тетради. Тема 4. Тема 1.16. Содержание учебного материала Эмоции и чувства. Виды эмоций и их общая характеристика. Физиологические основания и Чувства как психические психологические теории эмоций. Развитие эмоций и их значение в жизни 2 4 2 2 2 4 2 2 2 4 2 2 2 4 2 2 2 4 2 2 2 6 2 ОК 1-4 , 7, 8 ПК 1.1-1.4, 2.12.4 4.2 ОК 1-4 , 7, 8 ПК 1.1-1.4, 2.12.4 4.2 ОК 1-4 , 7, 8 ПК 1.1-1.4, 2.12.4, 4.2 ОК 1-4 , 7, 8 ПК 1.1-1.4, 2.12.4, 4.2 ОК 1-4 , 7, 8 ПК 1.1-1.4, 2.12.4, 4.2 ОК8 ОК9 ОК 1-4 , 7, 8 ПК 1.1-1.4, 2.19 человека. Общая характеристика волевых действий. Основные психологические теории воли. Структура волевого действия. Волевые качества человека и их развитие. В том числе практических занятий 1. Практикум развития волевых качеств учащихся начальной школы. 2. Профилактика страхов детей младшего школьного возраста. Тема 1.17. Содержание учебного материала Понятие об адаптации Понятие об адаптации человека. Понятие психологического состояния. Общее человека. Уровни представление о функциональном состоянии организма. Типичные адаптации функциональные состояния. Типология стресса. В том числе практических занятий 1.Разработка плана решения проблемы эмоционального выгорания Раздел 2. Возрастная психология Тема 2.1. Содержание учебного материала Категория развития. Предмет и задачи возрастной психологии. Закономерности психического развития Условия и движущие человек как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности. силы развития Факторы психического развития. Тема 2.2. Содержание учебного материала Понятия Положения Л.С.Выготского, составляющие психологического возраста. Проблемы «хронологический соотношения психологического и хронологического возраста. Инфантилизм и возраст» и акселерация. «психологический Самостоятельная работа обучающихся возраст» 1.Сочинение-рассуждение «Мой психологический возраст» Тема 2.3. Содержание учебного материала Понятие «кризис Определение кризиса в психологии. Основные кризисы возрастного развития. возрастного развития» Характеристика основных кризисов. Специфика детских кризисов и кризисов взрослости. Тема 2.4. Содержание учебного материала Основные подходы к Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития периодизации в онтогенезе. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. психического развития Детство как культурно - исторический феномен Тема 2.5. Содержание учебного материала Зарубежные теории Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной периодизаций психологии. Особенности зарубежных подходов к периодизациям возрастного развития. Основные возрастные периодизации. Половые типологические состояния человека. 2.4,3.1 4.2 4 2 2 4 2 ПК 3.1 ОК 1-4 , 7, 8, 9, 10 ПК 1.1-1.4, 2.1-2.4,3.1 4.2 2 2 110 2 2 ОК 1-4 , 4 2 ОК 1-4 , 2 2 2 2 ОК6-11 ОК6-11 ПК3.5-3.7 2 2 ОК 1-4 , 8 2 ОК 1-4 , ПК 1.1-1.4, 2.12.4, 3.1-3.6 10 Тема 2.6. Отечественные теории периодизации развития Тема 2.7. Новорожденность. Младенческий возраст особенности обучающихся их учет в образовательном процессе. В том числе практических занятий 1.Периодизация психического развития З.Фрейд, Э.Эриксон. Ж.Пиаже, Джерсилд Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление коллажа «Стадии возрастного развития» 2. Письменное обоснование актуальности учета на уроках психологических возрастных особенностей детей с точки зрения нормативно-правовых документов. 3. Составление таблицы «Подходы к понятию личность» 4. Эссе на тему «Мои задачи возрастного развития» Содержание учебного материала Представления о возрастной динамике и периодизации развития в отечественной психологии. Фундаментальные исследования отечественной психологии. В том числе практических занятий 1. Кризисы возрастного развития 2. Сравнение основных стадий развития, выделяемых в разных теориях А.В. Петровский , Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин). Самостоятельная работа обучающихся 1. Заполнение таблицы Биологизаторский подход Социологический подход автор Основные положения автор Основные положения 2. Написание аннотации на статью по психологии из научного периодического издания (на выбор), 3. Эссе на тему «Кризисы возрастного развития: как я преодолеваю кризисы? 4. Фото-пробег «Этапы возрастного развития» Содержание учебного материала Хронологические границы новорожденности, младенческого возраста. Новообразования и ведущий вид деятельности периода. Комплекс оживления. Физическое развитие ребенка, психологические достижения периода. Эмоциональное общение со взрослыми в периоде младенчества. Организация игр с младенцем. Принципы общения с младенцем. Решение педагогических задач. Младенчество как период стабильного развития. Самостоятельная работа обучающихся 2 2 8 2 2 2 2 14 2 ОК 1-4 , ПК 1.1-1.4, 4 2 2 8 2 ОК 1-5 ОК 8 ПК 1.1-1.4, ПК 4.3-4.5 2 2 2 2 2 ОК1- 4 ПК 4.1-4.5 2 11 1.Заполнение рабочей тетради по психологии тема 5.1. Экзамен Аудиторных часов: Самостоятельная работа студентов: Тема 2.8. Особенности развития ребенка в раннем детстве Содержание учебного материала Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым. Развитие предметной деятельности. Зарождение новых видов деятельности. Направления руководства психическим развитием в раннем детстве Самостоятельная работа обучающихся 1.Просмотр и анализ фильма BBC «Тело человека» (часть 2) Тема 2.9. Содержание учебного материала Развитие грубой и тонкой Особенности познавательного развитие ребенка в раннем детстве. Развитие моторики ребенка. познавательных психических процессов. Особенности развития грубой и мелкой Когнитивное развитие в моторики ребенка. Организация игровой деятельности на развитие моторики. раннем детстве. Влияние моторики ребенка на интеллектуальное развитие. Самостоятельная работа обучающихся Заполнение рабочей тетради по психологии тема 5.2 Тема 2.10. Содержание учебного материала ПредметноМодель развития предметно-манипулятивных действий. Взрослый как пример для манипулятивная использование предметов. Соотносящие и орудийные действия. Решение деятельность как педагогических задач. Действия с замещающими предметами. Речевое развитие. ведущий вид Сроки и темпы овладения речи в раннем детстве. Речевые упражнения для детей деятельности в раннем раннего детства. Развитие фонематического слуха. Билингвизм детстве Тема 2.11. Содержание учебного материала Развитие личности Кризис трех лет. Личностная и половая идентичность. Учет гендерных различий в ребенка в раннем детстве воспитательном процессе. Гендерные различия. Формирование представления о гендере у ребенка. Тема 2.12. Содержание учебного материала Общая характеристика Хронологические рамки дошкольного возраста. Возрастные задачи периода. дошкольного периода Особенности общения и группового поведения в дошкольном возрасте. Развитие личности в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Функции игры в дошкольном детстве. Становление сюжетно-ролевой игры. Проблемы ролевых игр современных дошкольников. Основы профессиональной ориентации дошкольников. 6 74 40 4 2 ОК 1-4 ПК 4.1-4.5 2 2 4 2 ОК 1-4 ПК 4.1-4.5 2 2 2 2 2 2 2 ОК 1-4 ПК 4.1-4.5 ОК 1-4 ПК 3.1-3.6 4.14.5 ОК 1-4 8,9, 10 ПК 3.1-3.6 4.14.5 12 Тема 2.13. Развитие познавательных процессов дошкольника Содержание учебного материала Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Произвольность познавательных процессов. Способы формирования произвольности. Решение педагогических задач. Особенности развития воображения. Влияние на эмоциональную сферу дошкольника. Особенности общения в дошкольном возрасте. Преодоления эгоцентризма дошкольника. Групповая динамике в группе детского сада. Агрессивность в общении в дошкольный период. Лидерские качества. Самооценка ребенка в дошкольном возрасте Тема 2.14. Содержание учебного материала Школьная зрелость. Школьная зрелость. Виды готовности к школе. Способы диагностики школьной Виды готовности. готовности. Способы формирования готовности к школе. Сюжетно-ролевая игра как способ формирования школьной готовности. Самостоятельная работа обучающихся 1.Заполнение рабочей тетради по психологии тема 5.3 Тема 2.15. Содержание учебного материала Общая характеристика Хронологические рамки младшего школьного возраста. Кризис семи лет. младшего школьного Исчезновение детской непосредственности. Возрастные задачи периода. возраста Новообразования периода и ведущий вид деятельности. Структура учебной деятельности. Самостоятельная работа обучающихся 1.Заполнение рабочей тетради по психологии тема 5.4 Тема 2.16. Содержание учебного материала Статус школьника и его Статус школьника. Групповая динамика в школьном возрасте. Социометрия в атрибуты. Когнитивное младших классах. Статус учителя начальных классов. Познавательные процессы развитие младшего школьника. Влияние уровня познавательных процессов ребенка на организацию образовательного процесса в младших классах. Основные причины и способы коррекции школьной дезадаптации. Тема 2.17. Содержание учебного материала Саморегуляция. Способы Произвольность поведения. Гиперактивность – определение, признаки, способы работы с детьми с диагностики. Проблемы дефицита внимания как современная проблема. Способы дефицитом внимания организации образовательного процесса с детьми с дефицитом внимания. Тактика учителя начальных классов по развитию произвольности внимание ученика. В том числе практических занятий 1. Виды школьной готовность. Составление программы развития дошкольника. 2. Психологическое обоснование особенности проведения урока с младшими 2 2 4 2 2 2 4 2 ОК 1-4 8,9, 10 ПК 3.1-3.6 4.14.5 ОК 1-4 8,9, 10 ПК 3.1-3.6 4.14.5 ОК 1-4, 7-11 ПК 1.1-1.4, 2.12.4 3.1-3.7 4.2 4.3 2 2 2 6 2 ОК 1-4, 7-11 ПК 1.1-1.4, 2.12.4 3.1-3.7 4.2 4.3 ОК 1-4, 7-11 ПК 1.1-1.4, 2.12.4 3.1-3.7 4.2 4.3 4 2 2 13 школьниками Тема 2.18. Содержание учебного материала Общая характеристика Хронологические рамки подросткового периода. Подростковый кризис. Задачи и подросткового возраста. новообразования периода. Особенности общения и групповая динамика в подростковом коллективе. Феномены подросткового возраста Самостоятельная работа обучающихся 1.Заполнение рабочей тетради по психологии тема 5.5 Тема 2.19. Содержание учебного материала Когнитивное развитие Познавательные процессы в подростковом периоде. Абстрактное мышления. подростка. Отношения со Новообразования когнитивной сферы. Профориентационная работа с сверстниками. подростками. Особенности общения со сверстниками. Подростковые субкультуры. Акцентуации характера подростков. Групповая динамика. В том числе практических занятий 1. Проект «Как сделать подростка счастливым?» 2. Проект «Как унять гормональную бурю?» 3. Проект «Кто умнее подростка?» Самостоятельная работа обучающихся 1. Выполнение заданий в рамках проекта «Как сделать подростка счастливым?» 2. Выполнение исследования по проекту «Как сделать подростка счастливым?» 3. Выполнение заданий в рамках проекта «Как унять гормональную бурю?» 4. Выполнение исследования в рамках проекта Тема 2.20. Содержание учебного материала Общая характеристика Хронологические рамки юности. Психологические задачи периода. Юность как юношеского возраста психологический возраст. Социальная ситуация развития. Интеллектуальное развитие в юности. Развитие личности. Общение в юности. Ведущая деятельность в юношеском возрасте. Готовность к профессиональному самоопределению. Способы профориентационной деятельности учителя. Выбор профессии: правила, тенденции. Анализ современного рынка труда. Осознанность профессионального выбора Тема 2.21. Содержание учебного материала Молодость – период Хронологические границы молодости. Задачи периода. Выбор брачного партнера. активного социального, Создание семьи. Постановка жизненных целей. Планирование жизненного цикла. профессионального и Сфера реализации личности с молодости. индивидуального 4 2 2 20 2 6 2 2 2 8 2 2 2 ОК 1-4, 7-11 ПК 1.1-1.4, 2.12.4 3.1-3.7 4.2 4.3 ОК 1-4, 7-11 ПК 1.1-1.4, 2.12.4 3.1-3.7 4.2 4.3 ОК1-11 ОК1-11 2 2 2 ОК1-11 2 2 ОК1-11 14 развития Тема 2.22. Общая характеристика зрелого возраста. Стадии зрелого возраста. Содержание учебного материала Взрослость как психологический период. Проблема периодизации взрослости. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости. Развитие личности в период взрослости. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости. Общая характеристика кризисов. Особенности семейного и профессионального цикла. Соответствие циклов и кризисов взрослости. Тема 2.23. Содержание учебного материала Закономерности Старость как биосоциопсихологическое явление. Актуальность исследования развития человека в геронтопсихологических проблем. Теории старения и старости. Проблема старости. Геронтология. возрастных границ старости. Возрастные психологические задачи и личностные Пожилые люди как кризисы в старости. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность особая социальная в старости. Познавательная сфера в период старения. группа Самостоятельная работа обучающихся 1.Заполнение рабочей тетради по психологии тема 5.6 Раздел 3. Педагогическая психология Тема 3.1. Содержание учебного материала Концепции Педагогический процесс как системное взаимодействие. Роль учета педагогического процесса психологических закономерностей в организации образовательного процесса. и их психологическое Способы развития учебной мотивации учащихся в соответствии с возрастными обоснование. Учебная особенностями ребенка. Коучинг в педагогике как способ личностного мотивация. мотивирования и мотивирования команды. Тема 3.2. Содержание учебного материала Психологические Оценочная деятельность учителя: понятие, сущность, технологические подходы. особенности оценочной Типология оценочных шкал. Оценка и самооценка. Способы организации деятельности педагога. рефлексивного обучения. Тема 3.3. Содержание учебного материала Психологические Анализ психологических требований к личности учителя. Образ учителя с точки требования к личности зрения ученика, родителя, администрации школы. Требования профессионального учителя. стандарта педагога (учителя). Владение педагогом технологией медиации. Тема 3.4. Содержание учебного материала Самодиагностика Особенности самодиагностики профессиональных качеств учителя. Рефлексия профессиональных учителя как основа профессионального развития. Феномен эмоционального качеств профессионального выгорания. Коучинг как способ профилактики эмоционального выгорания. 2 2 4 2 ОК1-11, 3.5-3.8 ОК 1-11, 4.4, 4.5 2 2 10 2 2 ОК 1-11, ПК 1.1-1.4 2.1-2.4 3.1-3.8 2 2 2 2 6 2 ОК 1-11, ПК 1.1-1.4 2.1-2.4 3.1-3.8 ОК 1-11, ПК 1.1-1.4 2.1-2.4 3.1-3.8 ОК 1-11, ПК 1.1-1.4 2.1-2.4 3.1-3.8 15 В том числе практических занятий Феномен эмоционального профессионального выгорания. Самостоятельная работа обучающихся 1. Составить рефлексию педагогических качеств, взяв за критерии профессиональные и общие компетенции ФГОС и требования профессионального стандарта педагога (учителя) Дифференцированный зачет Аудиторных часов: Самостоятельная работа студентов: Всего максимальная нагрузка: 2 2 2 2 ОК 1-11,ПК 4.3 2 54 22 192 16 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины «Психология» требует наличия учебного кабинета для гуманитарных дисциплин. Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебнометодические рекомендации). Технические средства обучения: мульимедиапроектор, компьютер. 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания 1. Маклаков А.Г., Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). – Текст: непосредственный. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2020 – 713 с.:ил – Серия «Мастер психологии») – Текст: непосредственный. 3. Столяренко Л.Д.. Основы психологии.:практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д :Феникс, 2016. – 426 с. : ил. – Текст: непосредственный. 3.2.2. Электронные издания 1. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Ю. Кулагина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 291 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-03657-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453482 (дата обращения: 14.05.2020). 2. Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 243 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-02366-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453709 (дата обращения: 15.05.2020). 3. Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 292 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-02368-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453710 (дата обращения: 15.05.2020). 4. . Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 457 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11587-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456488 (дата обращения: 14.05.2020). 3.2.3. Дополнительные источники 1. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б.Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2011. - Текст: непосредственный. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию[Текст]: Курс лекций. — Москва: АСТ, 2008 год. — 352 с- Текст: непосредственный. 3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Серия: Новая университетская библиотека. Издательства: Университетская книга, Логос, 2009. Текст: непосредственный. 4. Карандашев, В.Н.Психология[Текст]: Введение в профессию. — Академия, Смысл, 2009. — 512 с. - Текст: непосредственный. 17 5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по курсу «Проектные технологии в образовании»/Авт. - составитель Новикова С.Г.- Екатеринбург: СОПК, 2015.- 19с. - Текст: непосредственный. 6. Психология: коротко о главном. Рабочая тетрадь студента /Авт. - составитель Новикова С.Г. - Екатеринбург: СОПК, 2014.- 21с. - Текст: непосредственный. 7. Стойлова, Л.П. Психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е издание, исправленное. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 464 с. Текст: непосредственный. 18 5. КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Критерии оценок Методы оценок В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; - основы психологии личности; - закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; - возрастную периодизацию; - возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; - особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; - групповую динамику; - понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; - основы психологии творчества. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся; - применять знания по психологии при решении педагогических задач - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу; - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; - дифференцированный зачет -устный опрос; -практические задания 19