Приложение 4.21 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 44.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01. МАТЕМАТИКА 44.02.02 Преподавание в начальных классах Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1353 Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» учреждение Разработчики: Куткина О.А., преподаватель математики кафедры начального образования Пушина Т.В., преподаватель математики кафедры начального образования © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА» 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 «Математика» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Математика» является обязательной частью математического и естественнонаучного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Учебная дисциплина «Математика» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. Освоение учебной дисциплины «Математика» является необходимой базой для изучения МДК.01.04. «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» профессионального модуля ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» и для формирования таких компетенций как ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 1.2. Проводить уроки. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель: формирование компонентов профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов посредством овладения системой знаний и умений, составляющей научную основу математического образования учащихся начальных классов. В рамках программы учебной дисциплины «Математика» обучающимися осваиваются умения и знания: Код Умения Знания ПК, ОК применять математические методы для понятие множества, отношения ОК 2. решения профессиональных задач; между множествами, операции над ОК 4. решать текстовые задачи; ними; ОК 5. выполнять приближенные вычисления; понятия величины и её измерения; ОК 6. проводить элементарную статистическую историю создания систем единиц ПК 1.1. обработку информации и результатов величины; ПК 1.2. исследований, представлять полученные этапы развития понятия ПК 2.1. данные графически; натурального числа и нуля; ПК 2.2. распознавать задачу и/или проблему в системы счисления; ПК 4.2. профессиональном и/или социальном понятие текстовой задачи и контексте; анализировать задачу и/или процесса её решения; 4 проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) историю развития геометрии; основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве; правила приближенных вычислений; методы математической статистики; актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы 64 практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект)* Самостоятельная работа обучающихся студента (всего) в том числе: самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)* Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет 32 32 32 - 2 5 2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, профессионального лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная модуля (ПМ), учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) междисциплинарных курсов (МДК) Введение Содержание учебного материала 1.Предмет математики Цель и задачи учебной дисциплины. Роль и место математики в современном мире Самостоятельная работа обучающихся 1.Решение задач на повторение математики основной школы Тема 1. Множества и Содержание учебного материала операции над ними 1. Основные понятия теории множеств Множество, элемент множества, способы задания множеств. Подмножества. Отношения между множествами. 2. Операции над множествами Пересечение и объединение множеств, их свойства. Вычитание множеств, дополнение множества. Классификация. Декартово произведение множеств. В том числе практических занятий 1. Решение задач по основным понятиям теории множеств 2. Действия над множествами 3. Нахождение число элементов объединения, разности и декартова произведения двух конечных множеств 4. Решение задач с помощью диаграмм Эйлера-Венна Самостоятельная работа обучающихся 1. Выполнение упражнений по уч. «Математика» Л.П. Стойловой 2.Индивидуальная домашняя контрольная работа по теме «Множества и операции над ними». 3. Решение задач с помощью диаграмм Эйлера-Венна Тема 2. Содержание учебного материала Понятие натурального 1. Понятие натурального числа и нуля Объем в часах 3 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК 2 ПК.1.1 ПК 2.1 1 18 2 ОК 2 ОК 4 ОК 5 2 8 2 2 2 2 6 2 2 2 6 2 ОК 2 ОК 4 числа и нуля Тема 3. Системы счисления Тема 4. Элементы геометрии Этапы развития понятий натурального числа и нуля. Определения натурального числа и нуля. Основные свойства натурального ряда. 2. Порядковые и количественные натуральные числа Взаимо однозначное соответствие числовых множеств. Счет. Порядковые натуральные числа. Количественные натуральные числа. Самостоятельная работа обучающихся 1.Выполнение упражнений по уч. «Математика» Л.П. Стойловой (§13,14, п.60, п68) Содержание учебного материала 1. Понятие системы счисления Позиционные и непозиционные системы счисления 2. Правила записи чисел в разных нумерациях и арифметические операции Запись чисел в римской нумерации. Запись чисел в позиционных системах счисления. Запись чисел в десятичной системе счисления. Арифметические операции над числами в позиционных системах счисления, отличных от десятичной. В том числе практических и лабораторных работ 1. Перевод записи чисел в позиционных системах счисления 2. Арифметические операции над числами в десятичной системе счисления 3. Арифметические операции над числами в позиционных системах счисления Самостоятельная работа обучающихся 1. Выполнение упражнений по уч. «Математика» Л.П. Стойловой (п.80 п.86) 2. Выполнение упражнений на арифметические операции над числами в позиционных системах счисления Содержание учебного материала 1. Геометрические фигуры на плоскости и их свойства ОК 5 2 2 2 15 2 ОК 2 ОК 4 ОК 5 2 6 2 2 2 5 3 2 12 2 ОК 2 ОК 5 7 Тема 5. Величины и их измерение Тема 6. Текстовая задача и История возникновения и развития геометрии. Геометрические понятия, изучаемые в школьном курсе математики. Основные определения школьного курса геометрии. Углы, параллельные и перпендикулярные прямые, треугольники, четырехугольники, многоугольники, окружность. 2. Геометрические фигуры в пространстве и их свойства Параллельные и перпендикулярные прямые и плоскости, многогранник, пирамида, призма, параллелепипед, цилиндр, конус, шар В том числе практических занятий Геометрические фигуры на плоскости и их свойства Геометрические фигуры в пространстве и их свойства Самостоятельная работа обучающихся 1.Упражнения по уч. «Математика» Л.П. Стойловой (п.100 - п.104) 2. Упражнения по уч. «Математика» Л.П. Стойловой (п.105 - п.108) Содержание учебного материала 1. Понятие величины История развития системы мер. Измерение величин. Международная система единиц измерения 2. Понятие величин длины и площади, их измерение Длина отрезка, ее основные свойства и измерение. Величина угла и ее измерение. Площадь плоской фигуры и ее измерение: многоугольник, прямоугольник, криволинейная фигура. Величина угла и ее измерение 3. Величины объема тела, массы и времени, их измерения. Объем тела и его измерение. Масса тела и ее измерение. Время и его измерение. Зависимости между величинами. Именованное число. В том числе практических занятий 1.Преобразование именованных чисел. Действия над именованными числами Самостоятельная работа обучающихся 1.Упражнения по уч. «Математика» Л.П. Стойловой (п.120 - п.124) 2.Упражнения по уч. «Математика», ч.2, Г.М. Аматова (п.12.2) Содержание учебного материала 1. Понятие и структура текстовой задачи, методы их решения 2 4 2 2 4 2 2 12 2 ОК 2 ОК 4 ОК 5 2 2 2 2 4 2 2 18 2 ОК 2 ОК 4 8 процесс ее решения Тема 7. Приближенные вычисления Тема 8. Статистические исследования и методы математической статистики Определение текстовой задачи. Структура задачи. Классификация текстовых задач. Арифметический и алгебраический методы решения задачи. Отличия способов решения текстовой задачи. 2. Этапы решения задачи и приемы их выполнения Основные этапы решения задачи. Приемы выполнения каждого этапа решения. В том числе практических занятий 1. Этап анализа условия текстовой задачи 2. Этапы решения задачи и приемы их выполнения 3. Методы и способы решения текстовых задач 4. Решение задач разными методами и способами Самостоятельная работа обучающихся 1.Упражнения по уч. «Математика» Л.П. Стойловой (п.29 ) 2.Упражнения по уч. «Математика» Л.П. Стойловой (п.30 - п.31) 3.Упражнения по уч. «Математика» Л.П. Стойловой (п.32 - п.33) Содержание учебного материала 1. Точные и приближенные значения числа Правила округления чисел. Оценка и прикидка. Арифметические действия над приближенными числами: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень. В том числе практических занятий 1.Арифметические действия над приближенными числами Самостоятельная работа обучающихся 1.Решение расчетных задач «реальной математики» Содержание учебного материала 1. Понятие статистического исследования Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана, выборочная дисперсия, выборочное среднее квадратичное отклонение. Методы обработки и представления результатов статистического исследования В том числе практических занятий ОК 5 2 8 2 2 2 2 6 2 2 2 6 2 2 2 2 2 6 2 2 ОК 2 ОК 5 ОК 2 ОК 5 ПК 1.1 ПК2.1 ПК 1.2 ПК 2.2 ПК 4.2 9 1.Методы обработки и представления результатов статистического исследования Самостоятельная работа обучающихся 1.Выполнение статистических исследований по предложенным темам Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет (3 семестр) 2 2 2 2 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины «Математика» должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: учебного кабинета математики (и с методикой преподавания математики), оснащенный оборудованием: рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц; комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль; комплект стереометрических тел (демонстрационный, раздаточный); набор планиметрических фигур; техническими средствами обучения - интерактивная доска; персональный компьютер; мультимедиа проектор. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания 1. Стойлова Л.П. Математика: Учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений. 3-е издание / Л.П. Стойлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 464 с. - Текст: непосредственный. 2. Математика для педагогических специальностей: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Л. Стефанова, В. И. Снегурова, Н. В. Кочуренко, О. В. Харитонова; под общей редакцией Н. Л. Стефановой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 218 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05028-8. — URL: https://urait.ru/bcode/451989 3.2.2. Электронные издания 1. Видеоуроки в интернет [Электронный ресурс], - http://videouroki.net/ 2. Всем, кто учится [Электронный ресурс] – www.alleng.ru 3.2.3. Дополнительные источники (могут содержать в себе книги, изданные более чем пять лет назад) 1. Аматова Г.М. Математика. Упражнения и задачи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М.Аматова, М.А.Аматов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 332 с. - Текст: непосредственный 2. Аматова Г.М. Математика: в 2 кн. Кн. 1: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М.Аматова, М.А.Аматов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с. - Текст: непосредственный 3. Аматова Г.М. Математика: в 2 кн. Кн. 2: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М.Аматова, М.А.Аматов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с. - Текст: непосредственный 4. Тонких А.П. Математика: учебное пособие для студентов факультетов подготовки учителей начальных классов. Книга 1. – 2-е изд., испр. / А.П.Тонких. – М.: КДУ, 2008. – 616 с. - Текст: непосредственный 5. Тонких А.П. Математика: учебное пособие для студентов факультетов подготовки учителей начальных классов. Книга 2. – 2-е изд., испр. / А.П.Тонких. – М.: КДУ, 2008. – 444 с. - Текст: непосредственный 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки определяет понятие Оценка результатов Знания: понятие множества, отношения «множество»; выполнения между множествами, операции называет способы задания практической работы над ними; множеств: перечисление -письменный/устный понятия величины и её элементов, опрос; измерения; характеристическое свойство, -тестирование; историю создания систем единиц круги Эйлера-Венна; -оценка результатов величины; поясняет отношения между самостоятельной этапы развития понятия множествами: пустое работы (докладов, натурального числа и нуля; множество, подмножество, рефератов, системы счисления; равные множества; теоретической части понятие текстовой задачи и называет операции над проектов, учебных процесса её решения; множествами: пересечение, исследований и т.д.) историю развития геометрии; объединение, разность; основные свойства формулирует понятие геометрических фигур на величины; понятие измерения плоскости и в пространстве; величины; правила приближенных различает величины вычислений; векторные и скалярные; методы математической различает величины статистики; однородные и разнородные; актуальный профессиональный и называет величины длины, социальный контекст, в котором площади, массы, времени. приходится работать и жить; имеет представление о основные источники теоретико-множественном информации и ресурсы для смысле натурального числа, решения задач и проблем в нуля; профессиональном и/или различает позиционные и социальном контексте; непозиционные системы алгоритмы выполнения работ в счисления; профессиональной и смежных выполняет перевод из одной областях; методы работы в системы счисления в другую; профессиональной и смежных выполняет запись чисел в сферах; структуру плана для римской нумерации; решения задач; порядок оценки называет структуру текстовой результатов решения задач задачи; профессиональной деятельности различает методы и способы решения текстовых задач; перечисляет и изображает некоторые виды геометрических фигур на плоскости и в пространстве; применяет правила округления чисел в решении конкретных задач; 12 Умения: применять математические методы для решения профессиональных задач; решать текстовые задачи; выполнять приближенные вычисления; проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований, представлять полученные данные графически; распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) называет действия над приближёнными числами; применяет правила нахождения среднего арифметического; применяет правило вычисления среднего балла выбирает правильный метод решения поставленной задачи; решает правильно текстовые задачи (из учебников начальной школы); выполняет приближённые вычисления в соответствие с правилами; проводит подсчёты статистических результатов по правилам и формулам; представляет полученные результаты различными графическими способами (строит диаграммы, гистограммы) Оценка результатов выполнения практической работы -оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, -защита отчетов по практическим занятиям; -оценка заданий для самостоятельной работы, 13