Приложение 4.14 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 44.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 44.02.02. Преподавание в начальных классах Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.14. Обществознание разработана на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (2015), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259). Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж» Государственное автономное профессиональное Свердловской области «Свердловский областной Разработчик: Гладышев Д.Е., к.ф.н., преподаватель высш. кк. © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 22 5. ПРИЛОЖЕНИЕ ПРОЕКТОВ 24 1. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14 Обществознание 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ОУД.14 Обществознание является обязательной частью общеобразовательного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Учебная дисциплина «Обществознание» обеспечивает овладение: ● знаниями об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; ● базовым понятийным аппаратом социальных наук; ● умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; ● представлениями об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; ● представлениями о методах познания социальных явлений и процессов; ● умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; ● навыками оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих УУД: Личностные: 1. Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. 2. Оценивают поступки, в том числе неоднозначные, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих и российских ценностей. 3. Проявляют уважение к своему народу, другим народам, принимают ценности других народов. 4. Понимают важность учёбы и познания нового, принимают ценности других народов. 5. Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. 6. Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние. 7. Осознают смысл в демонстрационном экзамене World Skills и понимают личную ответственность за будущий результат. Познавательные: 1. Устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям. 2. Самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают её, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. 3. Работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью преподавателя. 4. Выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. 5. Воспроизводят информацию по памяти, необходимую для решения учебной задачи. 6. Извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников, творчески перерабатывают её. Регулятивные: 4 1. Самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. 2. Удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. 3. В диалоге с преподавателем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные: 1. Вычитывают все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную) 2. Участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки. 3. Участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. 4. Вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов, обмениваются мнениями. 5. Принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей: • воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации; • развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовнонравственной культуры подростка; • углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин; • умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы; • содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом; • формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю; • применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: УУД Умения Знания Личностные УУД ● умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; ● осознанно принимать традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; ● знание мировоззренческих позиций; ● общечеловеческих и российских ценностей, а также ценностей других народов; 5 Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуника тивные УУД ● умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; ● умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; ● умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; ● умение выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; ● умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы; ● умение самостоятельно подбирать методы решения практических задач, применять различные методы познания; ● умение ориентироваться в различных источниках социальноправовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; ● умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; ● умение оценивать собственную деятельность, формулировать критерии для её оценки. ● умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; ● умение вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты ● ключевых понятий, схем и моделей преобразования информации; ● инвариантности стратегий поведения в различных ситуациях; ● многообразия источников информации и различных источников познания; ● знание алгоритмов выполнения задач; ● требований техники безопасности, эргономики, гигиены, норм информационной безопасности при выполнении поставленных задач; ● критериев оценки собственной деятельности; ● норм и правил устной речи при формулировке своей точки зрения; ● понятийного аппарата общественных наук; ● норм ведения диалога, условий и правил сотрудничества при групповой работе. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы 216 в том числе: теоретическое обучение 71 лабораторные работы 0 практические занятия 73 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 Самостоятельная работа 72 Промежуточная аттестация-экзамен 6 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Введение Содержание учебного материала Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Раздел 1. Человек и общество Тема 1.1 Содержание учебного материала Общество как 1. Представление об обществе как сложной динамической системе. сложная Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. динамическая Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение система техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. 2. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Глобальные проблемы современности. В том числе практических занятий 1. Глобальные проблемы современности 2. Вызовы 21 века Тема 1.2 Объем в часах 2 2 24 10 2 УУД, формированию которых способствует элемент программы Личностные5,6; Познаваательные1,4 Личностные1,2; Познавательные1-5; Регулятивнные3; Коммуникативные1-5. 2 Личностные1-5; Познавательные,2,4,5 Коммуникативные2-5 4 2 2 Самостоятельная работа обучающихся 1. Создание м/м презентаций по выбранным глобальным проблемам современности 2. Подготовка сообщений на тему «Экология родного края» 2 Содержание учебного материала 1. Человек как биосоциодуховное существо. Потребности и способности человека. 14 1 1 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1; Познавательные1,2,4-6; Регулятивные1-3; Коммуникативные1. Личностные1-5; Познавательные1,2,4,5 8 Человек как биосоциодуховное существо Философские представления о социальных качествах человека. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. 2. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления. В том числе практических занятий 1. Составление интеллект-карты на тему «Биосоциодуховная сущность человека» 2. Круглый стол «Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.» 3. Коммуникативные2-5 2 6 2 2 Мозговой штурм «Мировоззрение и его типы» 2 Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление кроссворда из культурологических понятий Тестирование по разделу «Человек и общество» 2 Раздел 2. Духовная культура человека и общества Содержание учебного материала Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Личностные 6,7; Познавательные1-5; Регулятивные1-3; Коммуникативные1-5. Личностные1-5; Познавательные1,2,4,5 Коммуникативные2-5 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 4 2 2. Личностные1,2; Познавательные1-5; Регулятивные3; Коммуникативные1-5. 38 4 2 Личностные1; Познавательные1,2,4-6; Регулятивные1-3; Коммуникативные1. Личностные5,6; Познавательные2,5; Регулятивные1-3. Личностные1-7 9 Тема 2.1 Духовная культура личности и общества Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. В том числе практических занятий 1. Интерактивное занятие в формате дебатов: «Разнообразие культур» Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 2 2 Тема 2.2 Наука и образование в современном мире Содержание учебного материала 1. Познание, его возможности и границы. Уровни и формы познавательной деятельности. Чувственное и рациональное познание. Формы чувственного и рационального познания. Понятие, суждение, умозаключение. Виды умозаключений: индукция и дедукция. Интуиция и её характеристики. 2. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Система современных наук. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование и самообразование. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. В том числе практических занятий 1. Круглый стол «Удивительная наука: научные открытия в нашей жизни» 10 Самостоятельная работа обучающихся 1. Наука в современном обществе (эссе по этическим аспектам клонирования, искусственного интеллекта, радикального продления жизни); 2. Подготовка сообщений по выбранным научным открытиям Содержание учебного материала 4 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1-5; Познавательные1,2,4,5 Коммуникативные2-5 2 Личностные1-5; Познавательные1,2,4,5 Коммуникативные2-5 2 2 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные1-3 Коммуникативные1 24 10 Тема 2.3 Мораль, искусство, религия и философия как элементы духовной культуры 1. Мораль как форма духовной культуры. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. 2. Религия как форма духовной культуры. Исторические формы развития религиозной культуры. Мировые религии. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. 3. Искусство как форма духовной культуры. Виды и функции современного искусства. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Направления современного искусства. Наиболее яркие представители искусства в современном мире. 4. Философия как форма духовной культуры. Основы светской этики. Философия и её роль в жизни человека. Виды философского знания. Основные направления философии. Основная проблематика современной философии. В том числе практических занятий 1. Мораль, религия, искусство и философия: общее и различия 2. Многообразие современного искусства 3. Круглый стол «Многообразие современных религиозных культур» Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка м/м презентаций по выбранным направлениям искусства 2. Составление словаря по теме «Духовная сфера жизни общества» 3. Подготовка сообщений на тему «Многообразие религий» 4. Тестирование «Духовная культура человека и общества» 2 Личностные1-5; Познавательные1,2,4,5 Коммуникативные2-5 2 Личностные1-5; Познавательные1,2,4,5 Коммуникативные2-5 2 Личностные1-5; Познавательные1,2,4,5 Коммуникативные2-5 2 Личностные1-5; Познавательные1,2,4,5 Коммуникативные2-5 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные1-3 Коммуникативные1 Личностные5,6; Познавательные2,5; Регулятивные1-3. 6 2 2 2 8 2 2 2 2 Раздел 3. Экономика Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы Содержание учебного материала 1. Что изучает экономика? Экономика как наука и хозяйство, роль экономики в жизни общества. Экономика семьи. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. 53 11 2 Личностные1-5; Познавательные1,2,4,5 Коммуникативные2-5 11 Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. В том числе практических занятий 1. Сравнительный анализ экономических систем 2. Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета. Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения. Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. 4 2 2 Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление словаря по теме «Экономическая сфера жизни общества» 2. Составление личного бюджета «Экономный студент». 5 2 3 Содержание учебного материала 1. Рыночная экономика. Основные понятия и механизмы. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Частные и общественные блага. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. 2. Экономическая политика государства. Деньги. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Акции и облигации. Фондовый рынок. Процент. Основы денежной политики государства. Функции государства в экономике. Налоги. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства 3. Основы предпринимательской деятельности. Функции предпринимательства. Виды предпринимательства. Способы организации бизнеса. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Составление и презентация бизнес-плана. 4. Основы предпринимательства. Менеджмент. 26 2 Познавательные1-5; Регулятивные1-3. Личностыне1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные1-3 Коммуникативные1 Личностные1-5; Познавательные1,2,4,5 Коммуникативные2-5 2 Личностные1,2; Познавательные1-5; Регулятивные3; Коммуникативные1-5. 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 2 Личностные1-7 12 Стартап и бизнес. Основные источники финансирования бизнеса. Основы менеджмента, функции менеджмента. Структура менеджмента. Тема 3.3. Рынок труда. Занятость и безработица 5. Основы предпринимательства. Маркетинг. Понятие маркетинга. Правило «4 пи» в маркетинге. Функции маркетинга. Реклама, виды рекламы. 2 В том числе практических занятий 1. Практикум: «Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов. Как анализировать информацию о банке и банковских продуктах. Управление рисками по депозиту» 2. Составлению бизнес-плана 3. Решение задач на вычисление ВВП и ВНП, составлению графика экономического роста. 4. Практикум: «Кредиты, виды банковских кредитов для физических и юридических лиц. Принципы кредитования. Как анализировать информацию о кредитах. Как уменьшить стоимость кредита. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности». 5. Практикум: «Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты» Самостоятельная работа обучающихся 1. Решение кейсов: «Кредит на покупку машины», «Куда вложить деньги», «Ипотека по программе молодой семьи» 2. Создание памятки «Правила безопасности при пользовании банкоматом», «Правила безопасности при пользовании интернет-банкингом» 3. Заполнение сравнительной таблицы «Виды рекламы» Содержание учебного материала Рынок труда. Занятость и безработица. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. В том числе практических занятий 1. Практикум: решение экономических задач 10 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 2 2 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 2 2 6 2 2 2 Личностные1; Познавательные1,2,4-6; Регулятивные1-3; Коммуникативные1. 6 2 Личностные1-5; Познавательные1,2,4,5 Коммуникативные2-5 2 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 13 Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление памятки человеку, пострадавшему от экономического кризиса. 2 2 Тема 3.4. Основные проблемы экономики РФ. Мировая экономика Содержание учебного материала 1.Глобальные экономические проблемы. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. В том числе практических занятий 1. Практическое занятие: основные направления экспорта и импорта РФ. Экономические санкции. Протекционизм. 10 2 Самостоятельная работа обучающихся 1. Ответы на вопросы по мультфильму «Хочу весь мир + 5%» 2. Создание опорного конспекта по вебинару «Дни финансовой грамотности» (темы вариативные) 3.Тестирование «Экономика» 6 2 2 2 2 2 Раздел 4. Социальные отношения Тема 4.1. Содержание учебного материала Социальная Социальные отношения. стратификация и Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. социальные роли Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. В том числе практических занятий 1. Круглый стол на тему «Особенности социальной стратификации в РФ» 2. Многообразие молодёжных субкультур Самостоятельная работа обучающихся 28 12 2 4 2 2 6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1; Познавательные1,2,4-6; Регулятивные1-3; Коммуникативные1. Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1-7 Познавательные1,2,4Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1; Познавательные1,2,4-6; Регулятивные1-3; Коммуникативные1. Личностные5,6; Познавательные2,5; Регулятивные1-3. Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1; 14 Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты 1. Анализ выбранной социальной роли 2. Создание м/м презентации по выбранной социальной роли 3. Заполнение сравнительной таблицы по подходам к соц. стратификации Содержание учебного материала 1. Социальные нормы. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Социальный конфликт. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. В том числе практических занятий 1. Дебаты на тему «Пути решения социальных конфликтов» Познавательные1,2,4-6; Регулятивные1-3; Коммуникативные1. 4 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 2 2 Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы Содержание учебного материала 1. Социальные группы и их взаимодействие. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Этнические общности. Межнациональные отношения, этно-социальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. 2. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. В том числе практических занятий 1. Круглый стол на тему «Актуальные этнические конфликты в мире» 2. Демонстрация презентаций по теме «Многообразие молодёжных субкультур» Самостоятельная работа обучающихся Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 12 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 4 2 2 4 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1 15 1. Подготовка м\м презентаций по выбранным молодёжным субкультурам. 2 2.Тестирование по разделу «Социальные отношения» 2 Раздел 5. Политика Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе Тема 5.2. Участники политического процесса Содержание учебного материала 1. Государство как политический институт. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. 2. Правовое государство, понятие и признаки. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Межгосударственная интеграция. Формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. В том числе практических занятий 1. Политическая система разных стран мира – круглый стол. Познавательные1,2,4-6 Регулятивные1-3 Коммуникативные1 Личностные5,6; Познавательные2,5; Регулятивные1-3. 28 12 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3. 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 4 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные1-3 Коммуникативные1 2. Панельная дискуссия на тему «СМИ – пятая власть» Самостоятельная работа обучающихся 1. Заполнение сравнительной таблицы «Политические режимы» 2. Подготовка презентаций по политическим системам выбранных стран 2 4 2 2 Содержание учебного материала 1. Гражданское общество и государство. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Гражданские инициативы. 16 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 16 2. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социалдемократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Выборы и избирательная система в РФ. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. В том числе практических занятий 1. Политические дебаты 2. Круглый стол на тему «Гражданское общество и правовое государство» 3. Круглый стол «Конституции стран мира: общее и различия» Самостоятельная работа обучающихся 1. Разработка символики, программы, устава партии (по группам) 2. Подготовка сообщений «Избирательные системы разных стран» 3. 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 6 2 2 2 6 2 2 Тестирование «Политика» 2 Раздел 6. Право Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений Содержание учебного материала 1. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Юриспруденция как общественная наука. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. 2. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Структура права. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. В том числе практических занятий 1. Круглый стол на тему: «Право в системе социальных норм» 2. Демонстрация презентаций по теме «Права человека» Самостоятельная работа обучающихся 44 12 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные1-3 Коммуникативные1 Личностные5,6; Познавательные2,5; Регулятивные1-3. Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 4 2 2 4 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1 17 1. 2. Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации Тема 6.3. Отрасли российского права Подготовка м\м презентаций по выбранным темам Эссе по цитате по теме «Право» 2 2 Содержание учебного материала 1. Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. 2. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. В том числе практических занятий 1. Круглый стол на тему «Конституции разных стран» 2. Практикум: «Правоприменение в конституционном праве» 10 2 Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка сообщений по особенностям конституции выбранных стран 2 Содержание учебного материала 1. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. 2. Основные отрасли российского законодательства. 22 2 Познавательные1,2,4 Регулятивные1-3 Коммуникативные1 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 4 2 2 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1; Познавательные1,2,4-6; Регулятивные1-3; Личностные2-7 Познавательные1,4-6 Регулятивные2 2 Личностные2-7 18 Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. 3. Административное и Уголовное право РФ Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. В том числе практических занятий 1. Практикум «Правоприменение в гражданском праве» 2. Практикум «Правоприменение в административном праве» 3. Практикум «Правоприменение в уголовном праве» Самостоятельная работа обучающихся 1. Решение проблемных ситуаций на основе норм гражданского права 2. Решение проблемных ситуаций на основе норм административного права 3. Решение проблемных ситуаций на основе норм уголовного права 4. Решение проблемных ситуаций на основе норм трудового права Тестирование по разделу «Право» Экзамен в устной форме Познавательные1,4-6 Регулятивные2 2 Личностные2-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 6 2 2 2 10 2 2 2 2 2 Личностные1-7 Познавательные1,2,4-6 Регулятивные2,3 Коммуникативные2-5 Личностные1; Познавательные1,2,4-6; Регулятивные1-3; Коммуникативные1. Познавательные2,5; Регулятивные1-3. 6 19 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин, оснащенный оборудованием: классная доска; рабочее место преподавателя; рабочее место студента (по количеству обучающихся); учебно-методические материалы (УМК) и наглядные пособия (в том числе на электронных носителях: CD,DVD), техническими средствами обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедиапроектор; экран. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания 1. Боголюбова Л.Н. Обществознание: 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017. – 364 с. – Текст: непосредственный. 2. Боголюбова Л.Н. Обществознание: 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017. – 364 с. - Текст: непосредственный. 3. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 2020. – 78 с. - Текст: непосредственный. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации. / С изм. и коммент. – М.: Юрид. лит., 2019. – 284 с. - Текст: непосредственный. 5. Семейный кодекс Российской Федерации. / С изм. и комм. – М., 2018. – 180 с. - Текст: непосредственный. 6. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 2019. – 210 с. Текст: непосредственный. 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования / В. И. Купцов [и др.] ; под редакцией В. И. Купцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 242 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05353-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454441 2. Федоров, Б. И. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров ; под редакцией Б. И. Федорова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 412 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00420-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450902 3. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/ 4. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ 5. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/ 6. Мобильное электронное образование https://edu.mob-edu.ru/ 7. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ 8. Портал «Google Classroom» https://classroom.google.com/ 9. Портал «Google Forms» http://forms.google.com/ 20 3.2.3 Дополнительная литература: 1. Баранов П.А. Обществознаие: 11 кл.: контрольные и проверочные работы / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2017. – 394 с. - Текст: непосредственный. 2. Боголюбов Л.Н. Готовимся к Единому государственному экзамену: Обществоведение / Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Н.И. Городецкая и др.; Под. Ре. Л.Н. Боголюбова. – М.: Дрофа, 2018. – 418 с. - Текст: непосредственный. 3. ЕГЭ 2010. Обществоведение. Эффективная подготовка / Под ред. А.Ю. Лабезниковой. – М.: ЭКСМО, 2018. – 420 с. - Текст: непосредственный. 4. Единый государственный экзамен: обществоведение: Контрольноизмерительные материалы: 2018 – 2019 / Колл. авторов. – М.: Просвещение, 2019. – 380 с. - Текст: непосредственный. 5. Клименко А.В. Обществоведение для школьников старших классов и поступающих в вузы: учеб. Пособие / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Дрофа, 2019. Текст: непосредственный. 6. Кравченко А.И. Обществоведение: Учебник для 10 кл. / А.И. Кравченко – М.: ООО ТИД Русское слово – РС, 2019. – 300 с. - Текст: непосредственный. 7. Курбатов В.И. Обществоведение / В.И. Курбатов. – М.: Феникс, 2010. – 394с. 8. Курбатов В.И. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену / В.И. Курбатов. – М.: Феникс, 2019. – 520 с. - Текст: непосредственный. 9. Нижников С.А. Обществоведение. ЕГЭ. Контрольно-измерительные материалы. Методические указания по подготовке. Тестовые задания: учеб.-метод. Пособие / С.А. Нижников. – М.: Экзамен, 2018. – 408 с. - Текст: непосредственный. 10. Обществоведение в вопросах и ответах. Пособие-репетитор / Под ред. Проф. О.С. Белокрыловой. – М.: Феникс, 2016. – 210 с. - Текст: непосредственный. 11. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществоведение / Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др.; ред.-сост. Е.Л. Рутковская. – М.: Интеллект-Центр, 2018. – 422 с. - Текст: непосредственный. 12. Человек и общество: обществоведение / В 2 чч. / Под ред. М.Л. Боголюбова, А.Ю. Лобазниковой. – М.: Просвещение, 2018. - Текст: непосредственный. 13. Человек и общество: Современный мир: учеб. пособие для учащихся 11 кл. общеобраз. Учреждений / Под ред. В.И. Купцова. – М.: Просвещение, 2011. – 340 с. - Текст: непосредственный. 14. Человек и общество: учеб. пособие по обществознанию / Под ред. М.Л. Боголюбова, А.Ю. Лобазниковой. – М.: Просвещение, 2018. – 280 с. - Текст: непосредственный. 21 4. КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Результат обучения ● знание мировоззренческих позиций; ● общечеловеческих и российских ценностей, а также ценностей других народов; ● ключевых понятий, схем и моделей преобразования информации; ● инвариантности стратегий поведения в различных ситуациях; ● многообразия источников информации и различных источников познания; ● знание алгоритмов выполнения задач; ● требований техники безопасности, эргономики, гигиены, норм информационной безопасности при выполнении поставленных задач; ● критериев оценки собственной деятельности; ● норм и правил устной речи при формулировке своей точки зрения; ● понятийного аппарата общественных наук; ● норм ведения диалога, условий и правил сотрудничества при групповой работе. Умения: ● умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; ● осознанно принимать традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; ● умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; ● умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; ● умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; ● умение выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; ОСВОЕНИЯ Критерии оценки УЧЕБНОЙ Методы оценивания Владеет обществоведческим словарём; Правильно строит предложения при написании работ, верно используя экономические, политические, социологические, юридические и культурологические термины; Использует соответствующие понятия при выполнении заданий Устный ответ Итоговые тесты по разделам Оценка содержания самостоятельной работы (м/м презентации, доклады, сообщения, словаря, эссе, кроссворда,) Задания на решение экономических и социологических задач Задания на решение правовых и политических сюжетных ситуаций Ведёт диалог на обществоведческие темы; Заполняет таблицы и схемы; Ориентируется в экономических, политических, социальных, юридических и культурологических терминах, понятиях; Демонстрирует готовность к диалогу с представителями других национальных культур, иных религиозных и политических взглядов Составление словаря, написание эссе по цитате, итоговый тест по разделу Ответы у доски Защита проектов и презентаций 22 ● умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы; ● умение самостоятельно подбирать методы решения практических задач, применять различные методы познания; ● умение ориентироваться в различных источниках социальноправовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; ● умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; ● умение оценивать собственную деятельность, формулировать критерии для её оценки. ● умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; ● умение вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты 23 Приложение 1. Примерные темы индивидуальных проектов • Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий. • Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми. • Проблема познаваемости мира в трудах ученых. • Я или мы: взаимодействие людей в обществе. • Индустриальная революция: плюсы и минусы. • Глобальные проблемы человечества. • Современная массовая культура: достижение или деградация? • Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку? • Кем быть? Проблема выбора профессии. • Современные религии. • Роль искусства в обществе. • Экономика современного общества. • Структура современного рынка товаров и услуг. • Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах. • Я и мои социальные роли. • Современные социальные конфликты. • Современная молодежь: проблемы и перспективы. • Этносоциальные конфликты в современном мире. • Семья как ячейка общества. • Политическая власть: история и современность. • Политическая система современного российского общества. • Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России. • Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное). • Формы участия личности в политической жизни. • Политические партии современной России. • Право и социальные нормы. • Система права и система законодательства. • Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века. • Характеристика отрасли российского права (на выбор). 24