ОУД.09 ИНФОРМАТИКА

Приложение 4.9
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 44.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09 ИНФОМАТИКА
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09. «Информатика» разработана на основе
Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для
профессиональных образовательных организаций, рекомендованных Федеральным
государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития
образования» (2015), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж».

государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчики: Лежнина Александра Витальевна, преподаватель 1 категории,
Перминова Елена Витальевна, преподаватель 1 категории.

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА» ......................................................................................................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ...........................................19
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .......................21

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная
дисциплина
«Информатика»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Учебная дисциплина «Информатика» обеспечивает формирование универсальных
учебных действий по всем видам деятельности ФГОС по специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах. Особое значение дисциплина имеет при формировании
и развитии следующих УУД:
Личностных:
Л1. чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям
отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
Л2. осознание своего места в информационном обществе;
Л3. готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой
деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
Л4. умение использовать достижения современной информатики для повышения
собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности,
самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области,
используя для этого доступные источники информации;
Л5. умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе
по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых
коммуникаций;
Л6. умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить
самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с
использованием современных электронных образовательных ресурсов;
Л7. умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных
средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной
деятельности, так и в быту;
Л8. готовность к продолжению образования и повышению квалификации в
избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационнокоммуникационных компетенций.
Метапредметных:
М1. умение определять цели, составлять планы деятельности и определять
средства, необходимые для их реализации;
М2. использование различных видов познавательной деятельности для решения
информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания,
измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
М3. использование различных информационных объектов, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
М4. использование различных источников информации, в том числе электронных
библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников, в том числе из сети Интернет;
М5. умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных
форматах на компьютере в различных видах;
М6. умение
использовать
средства
информационно-коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

М7. умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой
информации средствами информационных и коммуникационных технологий.
Предметных:
П1. сформированность представлений о роли информации и информационных
процессов в окружающем мире;
П2. владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов
формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических
конструкций, умение анализировать алгоритмы;
П3. использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю
подготовки;
П4. владение способами представления, хранения и обработки данных на
компьютере;
П5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в
электронных таблицах;
П6. сформированность представлений о базах данных и простейших средствах
управления ими;
П7. сформированность представлений о компьютерно-математических моделях
П8. необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта
(процесса);
П9. владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом
языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка
программирования;
П10. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации;
П11. понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ
П12. прав доступа к глобальным информационным сервисам;
П13. применение на практике средств защиты информации от вредоносных
программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и
средствами коммуникаций в Интернете.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание рабочей программы учебной дисциплины ОУД.09 Информатика
направлено на достижение следующих целей:

формирование у обучающихся представлений о роли информатики и
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе,
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в
Интернете;

формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития;

формирование у обучающихся умений применять, анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при
этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств
ИКТ при изучении различных учебных предметов;

приобретение обучающимися опыта использования информационных
технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе
проектной, деятельности;


приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной
деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание
ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных
систем, распространение и использование информации;

владение информационной культурой, способностью анализировать и
оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных
технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
Код
Умения
УУД
Личностные УУД
Л1.  оценивать достоверность информации,
сопоставляя различные источники;
Л2.  соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ;
Л3.  использовать готовые информационные
модели, оценивать их соответствие реальному
объекту и целям моделирования;
 осуществлять выбор способа представления
информации в соответствии с поставленной
задачей;
 создавать информационные объекты
сложной структуры, в том числе
гипертекстовые;
 соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ;
Л4.  оценивать достоверность информации,
сопоставляя различные источники;
 осуществлять поиск информации в базах
данных, компьютерных сетях и пр.;
 представлять числовую информацию
различными способами (таблица, массив,
график, диаграмма и пр.);
Л5.  иллюстрировать учебные работы с
использованием средств информационных
технологий;
 соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ;

Знания
 назначение и виды
информационных моделей,
описывающих реальные объекты
или процессы;
 различные подходы к
определению понятия
«информация»;
 методы измерения количества
информации: вероятностный и
алфавитный;
 назначение наиболее
распространенных средств
автоматизации информационной
деятельности (текстовых
редакторов, текстовых
процессоров, графических
редакторов, электронных таблиц,
баз данных, компьютерных
сетей);
 использование алгоритма как
способа автоматизации
деятельности;

 назначение наиболее
распространенных средств
автоматизации информационной
деятельности (текстовых
редакторов, текстовых
процессоров, графических
редакторов, электронных таблиц,
баз данных, компьютерных
сетей);
 назначение и функции
операционных систем;

Л6.  просматривать, создавать, редактировать,
сохранять записи в базах данных;
 соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ;

Л7.  распознавать информационные процессы в
различных системах;
 представлять числовую информацию
различными способами (таблица, массив,
график, диаграмма и пр.);

Л8.  осуществлять выбор способа представления
информации в соответствии с поставленной
задачей;
 создавать информационные объекты
сложной структуры, в том числе
гипертекстовые;

Метапредметные УУД
М1.  использовать готовые информационные
модели, оценивать их соответствие реальному
объекту и целям моделирования;
 осуществлять выбор способа представления
информации в соответствии с поставленной
задачей;
 соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ;
М2.  распознавать информационные процессы в
различных системах;
 просматривать, создавать, редактировать,
сохранять записи в базах данных;

 назначение и виды
информационных моделей,
описывающих реальные объекты
или процессы;
 назначение наиболее
распространенных средств
автоматизации информационной
деятельности (текстовых
редакторов, текстовых
процессоров, графических
редакторов, электронных таблиц,
баз данных, компьютерных
сетей);
 назначение наиболее
распространенных средств
автоматизации информационной
деятельности (текстовых
редакторов, текстовых
процессоров, графических
редакторов, электронных таблиц,
баз данных, компьютерных
сетей);
 назначение и функции
операционных систем;
 назначение наиболее
распространенных средств
автоматизации информационной
деятельности (текстовых
редакторов, текстовых
процессоров, графических
редакторов, электронных таблиц,
баз данных, компьютерных
сетей);
 использование алгоритма как
способа автоматизации
деятельности;
 различные подходы к
определению понятия
«информация»;
 использование алгоритма как
способа автоматизации
деятельности;

 методы измерения количества
информации: вероятностный и
алфавитный;
 знать единицы измерения
информации;

 представлять числовую информацию
различными способами (таблица, массив,
график, диаграмма и пр.);
 соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ;
М3.  осуществлять поиск информации в базах
данных, компьютерных сетях и пр.;
 иллюстрировать учебные работы с
использованием средств информационных
технологий;
 создавать информационные объекты
сложной структуры, в том числе
гипертекстовые;
 соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ;
М4.  оценивать достоверность информации,
сопоставляя различные источники;
 осуществлять выбор способа представления
информации в соответствии с поставленной
задачей;
 соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ;
М5.  использовать готовые информационные
модели, оценивать их соответствие реальному
объекту и целям моделирования;
 просматривать, создавать, редактировать,
сохранять записи в базах данных;
 соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ;
М6.  иллюстрировать учебные работы с
использованием средств информационных
технологий;
 представлять числовую информацию
различными способами (таблица, массив,
график, диаграмма и пр.);
 соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ;
М7.  соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ;
 иллюстрировать учебные работы с
использованием средств информационных
технологий;
 осуществлять поиск информации в базах
данных, компьютерных сетях и пр.;

 назначение наиболее
распространенных средств
автоматизации информационной
деятельности (текстовых
редакторов, текстовых
процессоров, графических
редакторов, электронных таблиц,
баз данных, компьютерных
сетей);

 назначение и функции
операционных систем;

 назначение наиболее
распространенных средств
автоматизации информационной
деятельности (текстовых
редакторов, текстовых
процессоров, графических
редакторов, электронных таблиц,
баз данных, компьютерных
сетей);
 назначение и виды
информационных моделей,
описывающих реальные объекты
или процессы;

 назначение наиболее
распространенных средств
автоматизации информационной
деятельности (текстовых
редакторов, текстовых
процессоров, графических
редакторов, электронных таблиц,

баз данных, компьютерных
сетей);
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

117

в том числе:
теоретическое обучение

40

лабораторные работы

0

практические занятия

38

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

Самостоятельная работа

39

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

1 семестр (34 часа – аудиторных, 17 -самработы)
Раздел 1. Информационная деятельность человека
Введение
Содержание учебного материала
Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической,
социальной, культурной, образовательной сферах.
Значение информатики при освоении специальностей СПО.
Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе на компьютере в
кабинете информатики
Тема 1.1. Основные
Содержание учебного материала
этапы развития
Основные этапы развития информационного общества.
информационного
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
общества
Информационные ресурсы общества
Самостоятельная работа обучающихся
1.Заполнить таблицу «Информационные революции»
Тема 1.2. Виды
Содержание учебного материала
профессиональной
Стоимостные характеристики информационной деятельности
деятельности человека с Образовательные информационные ресурсы.
использованием
Работа с программным обеспечением.
технических средств и
Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление.
информационных
В том числе практические занятия.
ресурсов
1.Виды профессиональной деятельности человека с использованием технических средств и
информационных ресурсов.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составить сообщение «Информационные технологии в моей будущей профессии»
Тема 1.3. Правовые нормы, Содержание учебного материала
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере,
относящиеся к
меры их предупреждения. Лицензионные и свободно распространяемые программные
информации,
продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием Интернета.
правонарушения в

Объем
часов

9
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
Л2, Л5, Л3, Л6,
М1-М7, П10,
П11, П12, П13

2

1

1
1
3

Л1, Л4, М4, П1,
П10, П13

Л1, Л4, М4, П1,
П10, П13

2
2
1
1
3
2

Л1, Л4, М4, П1,
П10, П13

информационной сфере,
меры их предупреждения

Самостоятельная работа обучающихся
1.Создать буклет «Меры обеспечения информационной безопасности дома и на работе»

Раздел 2. Информация и информационные процессы
Тема 2.1. Основные
Содержание учебного материала
подходы к понятию
Подходы к понятию информации и измерению информации.
информации и
Информационные объекты различных видов.
измерению количества
Самостоятельная работа обучающихся
информации
1.Решение задач на нахождение количества информации.
Тема 2.2. Кодирование
Содержание учебного материала
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового) представления
информации. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой
информации и видеоинформации. Различные способы кодирования информации на
протяжении веков. Кодирование и декодирование. Кодирование информации на компьютере.
Электронная цифровая подпись.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Определить способ кодирования и раскодировать сообщение
Тема 2.3. Представление Содержание учебного материала
числовой информации с Представление числовой информации с помощью систем счисления. Системы счисления
помощью систем
позиционные и непозиционные. Системы счисления, используемые в компьютерах.
счисления
Перевод из одной системы счисления в другие. Представление информации в двоичной
системе счисления. Принципы обработки информации при помощи компьютера.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Решение задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Арифметические и
Арифметические и логические основы работы компьютера.
логические основы
Логические выражения и таблицы истинности.
работы компьютера.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составление и решение логических задач.
Тема 2.5. Компьютер как Содержание учебного материала
исполнитель команд
Алгоритм: понятие, виды и способы описания.
Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм.
Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и
тестирование. Переход от неформального описания к формальному.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составить алгоритм: поиска среднего роста учащихся в классе, а также минимального и
максимального значения роста

1
1
30
3
2
1
1
3

М2, П7, Л3, М1,
П2, П9, П12

М2, П7, Л3, М1,
П2, П9, П12

2

1
1
3

М2, П7, Л3, М1,
П2, П7, П12

2
1
1
3
2
1
1
3
2
1
1

Л8, Л3, Л5, Л7,
Л6, М3, М5, М7,
П3, П4, П5, П6

Л8, Л3, Л5, Л7,
Л6, М3, М5, М7,
П3, П4, П5, П6

Тема 2.6. Программный
принцип работы
компьютера

Содержание учебного материала
Программный принцип работы компьютера. Компьютерные модели. Примеры компьютерных
моделей различных процессов.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Создать компьютерную модель
Тема 2.7. Компьютерное Содержание учебного материала
моделирование
Компьютерные модели
В том числе практические занятия
1.Проведение исследования на основе построенной компьютерной модели.
Тема 2.8. Проведение
Содержание учебного материала
исследования на основе
Компьютерные модели
построенной
В том числе практические занятия
компьютерной модели
1.Проведение исследования на основе построенной компьютерной модели.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить отчет о проведенном исследовании
Тема 2.9. Основные
Содержание учебного материала
информационные
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров
процессы и их
Хранение информационных объектов различных видов на цифровых носителях.
реализация с помощью
Определение объемов различных носителей информации. Архив информации
компьютеров: хранение, Файл как единица хранения информации. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов при их
поиск и передача
хранении и передачи. Запись информации на компакт-диски различных видов.
информации.
В том числе практические занятия
1.Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Создать архив из нескольких файлов и определить его объем
Тема 2.10.
Содержание учебного материала
Представление об
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах
автоматических и
управления. АСУ различного назначения, примеры их использования
автоматизированных
В том числе практические занятия
системах управления
1.Пример АСУ образовательного учреждения.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение «Возможности АСУ ОУ»
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий
Тема 3.1. Архитектура
Содержание учебного материала
компьютеров
Магистрально-модульный принцип построения ПК. Принцип открытой архитектуры ПК.
Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров.

3
2
1
1
2
2
2
4
2
2
2
2
3

2
2
1
1
3

2
2
1
1
24
3
2

Л8, Л3, Л5, Л7,
Л6, М3, М5, М7,
П3, П4, П5, П6

Л8, Л3, Л5, Л7,
Л6, М3, М5, М7,
П3, П4, П5, П6
Л8, Л3, Л5, Л7,
Л6, М3, М5, М7,
П3, П4, П5, П6

Л4, Л8, М1, П2,
П9

Л4, Л8, М1, П2,
П9

Л1, Л6, М6, П1,
П7, П11, П12

Тема 3.2. Внешние
устройства

Тема 3.3. Программное
обеспечение компьютера

Тема 3.4.
Специализированное
программное
обеспечение.
Контрольная работа за 1
семестр

Тема 3.5. Локальная сеть

Тема 3.6. Компьютерное
рабочее место

Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка сообщения по теме «Многообразие компьютеров»
Содержание учебного материала
Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
В том числе практические занятия
1.Примеры комплектации компьютера внешними устройствами в соответствии с целями его
использования
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка сообщения по теме «Компьютер в моей будущей профессии»
Содержание учебного материала
Виды программного обеспечения компьютеров. Графический интерфейс пользователя
В том числе практические занятия
1.Операционная система.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составить кроссворд по теме «Операционная система».
Содержание учебного материала
Компьютерное рабочее место. Специализированное программное обеспечение
В том числе практические занятия
1.Примеры комплектации компьютера специализированным программным обеспечением в
соответствии с целями его использования
Контрольная работа за 1 семестр
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение «Программное обеспечение, необходимое в моей будущей профессии»
2 семестр (44 часа аудиторных, 22 – самработы)
Содержание учебного материала
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в
локальных компьютерных сетях. Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое
пространство в локальной сети
В том числе практические занятия
1.Практика работы пользователей в локальных компьютерных сетях в общем дисковом
пространстве
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составить правила работы в локальных компьютерных сетях
Содержание учебного материала
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Эксплуатационные требования к
компьютерному рабочему месту

1
1
3

Л1, Л6, М6, П1,
П7, П11, П12

2
2
1
1
3
2
2
1
1
3

Л1, Л6, М6, П1,
П7, П11, П12

Л1, Л6, М6, П1,
П7, П11, П12

2
2
1
1
3

Л1, Л6, М6, П1,
П7, П11, П12

2
2
1
1
3
2

Л1, Л6, М6, П1,
П7, П11, П12

Самостоятельная работа обучающихся
1.Набрать в текстовом редакторе тест по теме «Компьютерное рабочее место», состоящий из
пяти вопросов
Тема 3.7.
Содержание учебного материала
Профилактические
Компьютерное рабочее место
мероприятия для
Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его
компьютерного рабочего комплектацией для профессиональной деятельности.
места
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составить план техобслуживания компьютера
Тема 3.8. Защита
Содержание учебного материала
информации,
Защита информации, антивирусная защита. Безопасность автоматизированного рабочего
антивирусная защита
места. Антивирусные мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его
комплектацией для профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Написать инструкцию «Профилактика компьютера от вирусов»
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Тема 4.1. Технология
Содержание учебного материала
создания и обработки
Средства обработки текстовой информации: простейшие текстовые редакторы, их основные
текстовой информации
возможности. Создание и редактирование документов. Форматы текстовых файлов.
Форматирование текстовых документов. Создание компьютерных публикаций на основе
использования готовых шаблонов. Форматирование абзацев, форматирование символов.
Списки нумерованные, маркированные и многоуровневые. Таблицы.
Элементы текстового документа (символ, абзац, страница). Параметры страницы (формат
бумаги, ориентация страницы, поля, нумерация страниц). Печать текста.
В том числе практические занятия
1.Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить лабораторные работы по Word №1, №2
Тема 4.2. Возможности
Содержание учебного материала
настольных
Системы оптического распознавания документов. Проверка правописания. Возможность
издательских систем
перевода текста в Word 2010, Word 2013, Word 2016. Форматирование абзацев,
форматирование символов. Вставка формул, рисунков. Создание рисунков.
Программы-переводчики. Возможности систем распознавания текстов.
В том числе практические занятия
1.Обработка текстовой информации. Использование систем проверки орфографии и
грамматики

1
1
3

Л1, Л6, М6, П1,
П7, П11, П12

2
1
1
3

Л1, Л6, М6, П1,
П7, П11, П12

2
1
1
33
3

2
2
1
1
3

2
2

Л8, Л3, Л5, Л7,
Л6, М3, М5, М7,
П3, П4, П5, П6

Л8, Л3, Л5, Л7,
Л6, М3, М5, М7,
П3, П4, П5, П6

Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить лабораторную работу по Word №3
Тема 4.3. Гипертекстовое Содержание учебного материала
представление
Гипертекстовое представление информации. Многоколоночная верстка. Оформление
информации
буквицы. Вставка объектов Word Art.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить лабораторную работу по Word №4
Тема 4.4. Технология
Содержание учебного материала
создания и обработки
Назначение и основные функции электронных таблиц. Основные элементы: ячейка, строка,
числовой информации
столбец, лист, книга. Типы данных: число, текст, формула. Относительные и абсолютные
ссылки. Автозаполнение. Встроенные математические функции. Встроенные статистические
функции. Встроенные логические функции. Списки. Сортировка и поиск данных. Системы
статистического учета
В том числе практические занятия
1.Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для
выполнения учебных заданий из разных предметных областей
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить лабораторные работы по Excel №1, 2, 3
Тема 4.5. Средства
Содержание учебного материала
графического
Типы диаграмм и графиков. Мастер диаграмм. Создание диаграмм. Форматирование
представления данных
диаграмм. Средства графического представления статистических данных. Представление
результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить лабораторную работу по Excel №4
Тема 4.6. Представление Содержание учебного материала
об организации баз
Понятие и типы информационных систем. База данных. Табличные базы данных. Система
данных и системах
управления базой данных (СУБД) Организация баз данных Заполнение полей баз данных
управления ими
Возможности систем управления базами данных
В том числе практические занятия
1.Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных
Тема 4.7. Формирование Содержание учебного материала
запросов для работы в
Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения:
сети Интернет с
юридических, библиотечных, социальных, кадровых и др.
электронными
Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из
каталогами
различных предметных областей.
В том числе практические занятия

1
1
3
2
1
1
3

Л8, Л3, Л5, Л7,
Л6, М3, М5, М7,
П3, П4, П5, П6

Л8, Л3, Л4, Л5,
Л7, Л6, М3, М5,
М7, П3, П4, П5,
П6

2
2
1
1
3
2
1
1
2

2
2
2

2

Л8, Л3, Л4, Л5,
Л7, Л6, М3, М5,
М7, П3, П4, П5,
П6

Л6, М2, М5, П4,
П5, П6, П12

Л1, Л3, Л4, Л5,
Л8, М2, М7, П1,
П4, П7, П10,
П11, П12

1.Формирование запросов для работы в сети Интернет с электронными каталогами
библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных
областей.
Тема 4.8. Электронные
Содержание учебного материала
образовательные
Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов.
ресурсы
Образовательные специализированные порталы.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение по теме «Электронные образовательные ресурсы и образовательные
специализированные порталы по выбранной профессии»
Тема 4.9. Технология
Содержание учебного материала
создания и обработки
Назначение и основные функции видеоредакторов.
видеоинформации.
Создание видеоролика из фотографий.
В том числе практические занятия
1.Видеомонтаж
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить электронную музыкальную открытку.
Тема 4.10.
Содержание учебного материала
Представление о
Слайд. Структура слайда. Оформление слайда. Вставка графических и звуковых объектов в презентацию.
программных средах
Использование анимации в презентациях. Интерактивная презентация. Переходы между слайдами при
компьютерной графики, помощи ссылок. Демонстрация презентации. Презентационное оборудование. Средства компьютерных
презентациях
презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование
и мультимедийных
презентационного оборудования.
средах
В том числе практические занятия
1.Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов. Оформление
электронных публикаций.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить лабораторную работу по Power Point №1
Тема 4.11. Знакомство с
Содержание учебного материала
электронными
Знакомство с электронными гипертекстовыми книгами, электронными учебниками и
гипертекстовыми
журналами
книгами, электронными
Самостоятельная работа обучающихся
учебниками и журналами
1.Выполнить лабораторную работу по Power Point №2
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
Содержание учебного материала

2
4
2
2

Л1, Л3, Л4, Л5,
Л8, М2, М7, П1,
П4, П7, П10,
П11, П12

2
4

2
2
2
2
3

Л8, Л3, Л4, Л5,
Л7, Л6, М3, М5,
М7, П3, П4, П5,
П6

Л8, Л3, Л4, Л5,
Л7, Л6, М3, М5,
М7, П3, П4, П5,
П6

2
2
1
1
3
2
1
1
21
3

Л8, Л3, Л4, Л5,
Л7, Л6, М3, М5,
М7, П3, П4, П5,
П6

Возможности и преимущества сетевых технологий. Глобальная сеть Интернет. Адресация в
Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. IP-адрес. Доменная система имен. Браузер
Тема 5.1. Технические и
Работа с различными браузерами, настройка управления.
программные средства
телекоммуникационных Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. .
технологий
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка презентации по теме «Возможности и преимущества сетевых технологий»
Тема 5.2. Поиск
Содержание учебного материала
информации с
Поиск информации с использованием компьютера Поисковые системы. Программные
использованием
поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации.
компьютера
Комбинации условия поиска. Пример поиска информации на государственных
образовательных порталах.
В том числе практические занятия
1.Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых
структурах, базах данных, сети Интернет.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка презентации по теме «Этические нормы коммуникации в Интернете»
Тема 5.3. Поиск
Содержание учебного материала
рисунков и фотографий с Поиск рисунков и фотографий с использованием компьютера
использованием
Программные поисковые сервисы.
компьютера
В том числе практические занятия
1.Осуществление поиска информации по фотографии или рисунку в сети Интернет
Тема 5.4. Передача
Содержание учебного материала
информации между
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. Электронная
компьютерами.
почта. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных.
В том числе практические занятия
1.Электронная почта и формирование адресной книги.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить лабораторную работу «Электронная почта»
Тема 5.5. Методы и
Содержание учебного материала
средства создания и
Назначение и функции сайта. Основные понятия.
сопровождения сайта
Методы создания и средства сопровождения сайта.
В том числе практические занятия
1.Методы и средства создания и сопровождения новостной ленты, сайта электронного
журнала или интернет-газеты (на примере раздела сайта образовательной организации).
Самостоятельная работа обучающихся
1.Создать сайт «Мое портфолио»

2
1
1
3

Л5, М3, М6, М7,
П2, П3, П9, П11,
П12

Л5, М3, М6, М7,
П2, П3, П9, П11,
П12

2
2
1
1
2

2
2
3

2
2
1
1
4

2
2
2
2

Л5, М3, М6, М7,
П2, П3, П9, П11,
П12

Л5, М3, М6, М7,
П2, П3, П9, П11,
П12

Л5, М3, М6, М7,
П2, П3, П9, П11,
П12

Тема 5.6. Возможности
сетевого программного
обеспечения

Дифференцированный
зачет
Всего

Содержание учебного материала
Личные и коллективные сетевые сервисы в Интернете. Возможности сетевого программного
обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных
компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония.
Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной
деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, система медицинского
страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.).
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить лабораторную работу «Onlinetestpad»
Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети
профессиональной образовательной организации СПО

4

2

2
2
2
117

Л5, М3, М6, М7,
П2, П3, П9, П11,
П12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины
Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие
учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в
Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения учебной
дисциплины «Информатика» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CD
ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть
кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте
педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, вебкамера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего
места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютерных
сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые
инструменты (технические средства и информационные ресурсы)», «Раскладка
клавиатуры, используемая при клавиатурном письме», «История информатики»; схемы:
«Моделирование, формализация, алгоритмизация», «Основные этапы разработки
программ»,
«Системы
счисления»,
«Логические
операции»,
«Блок-схемы»,
«Алгоритмические конструкции», «Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов»,
портреты выдающихся ученых в области информатики и информационных технологии и
др.);
• компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для
операционной системы Windows или операционной системы Linux), системами
программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы
учебной дисциплины «Информатика»;
• печатные и экранно-звуковые средства обучения;
• расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата,
диск для записи (CD-R или CD-RW);
• учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
• модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование информации в
компьютере», «Информационные сети и передача информации», «Модели основных
устройств ИКТ»;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания –
3.2.2.Электронные издания
1. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для
среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 383 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-03051-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/449286
2. Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1: учебное
пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 126 с. — (Профессиональное образование).

— ISBN 978-5-534-11851-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/453928.
Дополнительная источники
1. Басова Л.Л Информатика. 10 класс. Базовый уровень: учебник / Л. Л. Босова, А.
Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 288 с.: ил. ISBN 978-5-99633141-3. – Текст: непосредственный.
2. Босова Л. Л. Информатика. 11 класс. Базовый уровень: учебник / Л. Л. Босова, А.
Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 256 с.: ил. ISBN 978-5-99633142-0 – Текст: непосредственный.
3. Гейн А. Г. Информатика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций:
базовый уровень / А.Г. Гейн, А.А. Гейн. — М.: Просвещение, 2019. — 128 с.: ил. — (Сферы).
— ISBN 978-5-09-072318-3– Текст: непосредственный.
4. Гейн А. Г. Информатика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций:
базовый и углубл. уровни / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов. — 6-е изд. — М.: Просвещение,
2019. — 336 с.: ил. — ISBN 978-5-09-072326-8. – Текст: непосредственный.
5. Гейн А. Г., Ливчак А. Б., Сенокосов А. И., Юнерман Н. А. Информатика. 10 класс
учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / [А. Г. Гейн, А. Б. Ливчак,
А. И. Сенокосов, Н. А. Юнерман]. — 6-е изд. — М: Просвещение, 2019. — 272 с: ил. — ISBN 978-509-072325-1– Текст: непосредственный.
6. Информатика для гуманитариев: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Г. Е. Кедрова [и др.]; под редакцией Г. Е. Кедровой. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 439 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-10244-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/456496
7. Семакин И. Г. Информатика. 11 класс (базовый уровень): учебник / И. Г.
Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 224
с.: ил.ISBN 978-5-9963-4456-7– Текст: непосредственный.
8. Семакин И. Г. Информатика. 10 класс (базовый уровень): учебник / И. Г. Семакин,
Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. — М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 264 с: ил. ISBN
978-5-9963-4455-0– Текст: непосредственный.
9. Угринович Н. Д. Информатика. 11 класс (базовый уровень): учебник / Н. Д.
Угринович. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 272 с.: ил. ISBN 978-5-9963-44642– Текст: непосредственный.
10.
Угринович Н.Д. Информатика 10 класс (базовый уровень): учебник/ Н. Д.
Угринович — М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 288 с.: ил. ISBN 978-5-9963-44635– Текст: непосредственный.
11.
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ. Практикум для
профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб.
пособие для нач. и сред. проф. образования / М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. : учеб.
пособие: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». — 5-е изд., стер., — М: Издательский центр
«Академия», 2019 — 240 с. ISBN 978-5-7695-7459-7– Текст: непосредственный.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
Основные
показатели Формы
и
методы
(освоенные
умения, оценки результатов
контроля
и
оценки
усвоенные знания)
результатов обучения
Умения:
оценивать
достоверность Выполнение заданий по Устный и письменный
информации, сопоставляя оцениванию достоверности опросы.
различные источники;
информации
Традиционная
оценка
знаний.
распознавать
Выполнение заданий на Внеаудиторная
информационные процессы распознавание
Самостоятельная
работа
в различных системах;
информационных
обучающихся
процессов в различных
системах
использовать
готовые Выполнение заданий на Внеаудиторная
информационные модели, использование
готовых Самостоятельная
работа
оценивать их соответствие моделей.
обучающихся
реальному объекту и целям
моделирования;
осуществлять
выбор Выполнение практических Практическое
занятие,
способа
представления заданий по выбору способа внеаудиторная
информации в соответствии представления информации Самостоятельная
работа
с поставленной задачей;
в
соответствии
с обучающихся
поставленной задачей.
иллюстрировать учебные Выполнение практических Практическое
занятие,
работы с использованием заданий
на внеаудиторная
средств информационных иллюстрирование учебной Самостоятельная
работа
технологий;
работы используя средства обучающихся
ИТ.
создавать информационные Выполнение заданий на Практическое
занятие,
объекты
сложной создание гипертекстовых внеаудиторная
структуры, в том числе информационных объектов. Самостоятельная
работа
гипертекстовые;
обучающихся
просматривать, создавать, Выполнение заданий на Практическое
занятие,
редактировать, сохранять создание, редактирование и внеаудиторная
записи в базах данных;
сохранение записей в БД.
Самостоятельная
работа
обучающихся
осуществлять
поиск Выполнение практических Практическое
занятие,
информации
в
базах заданий
на
поиск внеаудиторная
данных,
компьютерных информации в БД и Самостоятельная
работа
сетях и пр.;
Интернете.
обучающихся
представлять
числовую Выполнение заданий на Практические
занятия,
информацию различными представление
числовой внеаудиторные
способами
(таблица, информации различными самостоятельные работы
массив, график, диаграмма способами.
и пр.);
соблюдать правила техники Демонстрация
правил Устный и письменный
безопасности
и техники безопасности и опросы.

гигиенические
рекомендации
при
использовании
средств
ИКТ.
Знания:
различные
подходы
к
определению
понятия
«Информация»;
методы
измерения
количества
информации:
вероятностный
и
алфавитный. Знать единицы
измерения информации;
назначение
наиболее
распространенных средств
автоматизации
информационной
деятельности
(текстовых
редакторов,
текстовых
процессоров, графических
редакторов,
электронных
таблиц,
баз
данных,
компьютерных сетей);
назначение
и
виды
информационных моделей,
описывающих
реальные
объекты или процессы;
использования алгоритма
как способа автоматизации
деятельности;

гигиенических
рекомендаций
использовании
ИКТ.

Традиционная
оценка
при знаний.
средств Практические занятия.

Изложение
различных Устный и письменный
подходов к определению опросы.
понятия «Информация».
Традиционная
оценка
знаний.
Выделение
методов Практическое
занятие,
измерения
количества внеаудиторная
информации.
Самостоятельная
работа
обучающихся
Выделение
назначения Внеаудиторная
наиболее распространенных Самостоятельная
средств
автоматизации обучающихся
деятельности

Выделение назначения и Практическое
видов
информационных внеаудиторная
моделей
Самостоятельная
обучающихся
Выполнение заданий на Практическое
использование алгоритмов. внеаудиторная
Самостоятельная
обучающихся
назначение и функции Выделение назначения и Внеаудиторная
операционных систем.
функции
операционных Самостоятельная
систем
обучающихся

работа

занятие,
работа
занятие,
работа
работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».