ПМ В.06 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ

Приложение 5.19
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 43.02.10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ В. 06. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ
43.02.10 Туризм
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального образования 43.02.10 «Туризм» утвержденного Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.05.2014 г. № 474., на
основе Стратегии развития внутреннего и въездного туризма Свердловской области до
2035 г. Утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 1 августа
2019 г. N 488-ПП, Профессионального стандарта специалист по организации и
предоставлению туристских услуг
Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»

Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчики:
Пирожкова Ю.А., преподаватель высшей квалификационной категории
Гордеева Н.Е.., преподаватель высшей квалификационной категории

© ГАПОУ СПО СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

5

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

22

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

23

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ В.06 Анализ и оценка туристских ресурсов
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить
основные виды профессиональной деятельности - проведение исследований туристского
рынка Свердловской области, связанных с оценкой туристского потенциала,
консультирование
туристов
об
особенностях
разработанного
тура
(достопримечательностях, памятниках культуры, архитектуры, природы и т.д.), природноклиматических условиях, об обычаях местного населения и др.
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
ОК 1
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
ОК 2
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
ОК 4
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
ОК 5
совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно
ОК 6
общаться с коллегами, руководством, потребителями, мотивировать
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
ОК 7
контролировать их работу с принятием на себя ответственность за результат
выполненных заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
ОК 8
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации
ОК 9
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций на основании нормативных документов:
Стратегия развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области до 2035
года, Профессионального стандарта специалист по организации и предоставлению
туристских услуг:
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 1, 2 1. Проведение исследований туристского рынка Свердловской области,
связанных с оценкой туристского потенциала
2. Консультирование туристов об особенностях разработанного тура
(достопримечательностях, памятниках культуры, архитектуры, природы и
т.д.), природно-климатических условиях, об обычаях местного населения и др.
ПК 6.1
Характеризовать виды туристских ресурсов
ПК 6.2
Анализировать свойства туристских ресурсов
ПК 6.3
Использовать различные методики оценки потенциала туристских ресурсов
ПК 6.4
Формировать программу тура с учетом специфики туристских ресурсов
ПК 6.5
Учитывать правила и особенности использования туристских ресурсов в
рамках специальных видов туризма
4

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь
 оценки рекреационного потенциала туристских ресурсов;
практический  подбора актуальной информации об истории и современном
опыт в
состоянии туристского ресурса;
 проведения анализа использования туристского ресурса в практике
туризма;
 составления путеводителя по туристским ресурсам региона;
уметь

классифицировать туристские ресурсы;

выявлять специфику природных и культурно-исторических
туристских ресурсов и характеризовать их свойства;

проводить качественную и количественную оценку потенциала
туристских ресурсов;

выделять факторы, определяющие особенности развития туризма в
регионах России;

определять тип туризма, характер туристкой деятельности в
регионах России в зависимости от туристских ресурсов;

учитывать особенности использования туристских ресурсов в
рамках специальных видов туризма.
знать

виды и свойства туристских ресурсов;

специфику размещения туристских ресурсов России и
Свердловской области;

характерные черты природных и культурно-исторических
туристских ресурсов России и Свердловской области;

основные черты туристских районов России и принципы
организации региональной структуры туризма;

критерии внесения ресурсов в список Всемирного наследия
ЮНЕСКО;

географию размещения ресурсов Всемирного наследия ЮНЕСКО
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего 513 часов, из них на освоение
МДК 06.01 Туристские ресурсы Свердловской области - 144 часа;
МДК 06 .02 Туристские ресурсы РФ – 141 часа;
МДК 06.03 Объекты Юнеско – 84 часа;
На практики, в том числе
учебную– 72 часов;
производственную – 72 часов.
Самостоятельная работа 123 часа

5

2. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля
Объем профессионального модуля, час.
Коды
профессиональных общих
компетенций

1
ПК 6.1
ПК 6.2
ПК 6.3
ПК 6.4
ПК 6.5
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9

Наименования
разделов
профессионально
го модуля

2
МДК 06.01

Суммарный объем
нагрузки,
час.

3
144

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
Обучение по МДК
Практики
В том числе
Лаборатор- Курсовых
Всего
Учебна Производственна
ных и
работ
я
я
практическ (проектов
их занятий
)
5
6
4
7
8
34
144

Туристские ресурсы
Свердловской
области

МДК 06.02
Туристские
ресурсы РФ
МДК 06.03
название Объекты

Самостоятельная работа

9
48

141

144

44

47
72

84

56

72

18

28

Всемирного наследия
ЮНЕСКО

Производственная
практика (по
профилю
специальности),
часов
Промежуточная
аттестация (по
каждому
компоненту ПМ:
МДК, УП, ПП, по
ПМ)

72

Зачет

*

6

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
разделов ПМ, МДК и работа обучающихся, курсовая работа (проект)
тем
1
2
МДК В.06.01 Туристские ресурсы Свердловской области
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
География
1 Географическое положение Свердловской области
Свердловской
Физическая карта Свердловской области. Туристские города и населенные пункты. Полезные
области
ископаемые Свердловской области
2 Климат Свердловской области
Особенности уральского климата, принципы учета уральского климата для организации туризма в
СО
3 Ландшафты, водные ресурсы Свердловской области
История Уральских гор, равнины, крупные водные артерии СО
В том числе практических занятий
1.Влияние природно-географических факторов на развитие туризма в Свердловской области
2.Физической карта Свердловской области
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Анализ содержания сайта Информационно-туристическая служба г. Екатеринбург
2.
Анализ содержания сайта Центр развития туризма Свердловской области
3.
Анализ сайта Наш Урал
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Природные
1 Особо охраняемые природные территории Свердловской области.
туристские ресурсы
Биосферные заповедники
Свердловской
национальные парки СО
области
2 Центры лечебно-оздоровительного, спортивного, приключенческого, охотничьего и
рыболовного туризма в Свердловской области
Водные, бальнеологические, природно-экологические ресурсы для организации туризма. Ресурсы
для активных видов туризма : рафтинг, каякинг, яхтинг, сплавы, горнолыжный спорт , зимние виды
спорта
3 Использование природных ресурсов Свердловской области в практике планового и
самодеятельного туризма.

Объем
часов
3
144
16
2

2

2
4
2
2
6
2
2
2
20
2

2

2
7

Тема 1.3.
Центры культурнопознавательного
туризма в
Свердловской
области

Туры организованного и самодеятельного туризма по природным объектам Центра развития
туризма СО
В том числе практических занятий
1.Анализ туристских предложений, включающих природные туристские ресурсы Свердловской области
2.Разработка тематических карт по размещению природных туристских ресурсов на территории
Свердловской области
3.Проектирование маршрутов выходного дня с использованием природных туристских ресурсов
Свердловской области
4. Природные объекты СО
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Составление характеристики уникальных природных объектов Свердловской области (горы,
реки, озера и т.д.)
2.
Составление презентации по природным достопримечательностям малых городов Свердловской
области
3.
Составление памятки для туриста, посещающего природные объекты.
Содержание учебного материала
1 История возникновения городских центров на Урале.
История освоения Урала.
Легендарные личности Урала.
Хронология развития Урала
2 Ведущие центры культурно-познавательного туризма: Верхотурье, Екатеринбург, КаменскУральский, Камышлов, Красноуфимск, Сысерть, Туринск.
Понятие культурно-познавательного туризма.
История города, знаменитые люди в развитии города.
3 Туристские маршруты по центрам культурно-познавательного туризма.
Характеристика туристских маршрутов, предлагаемых Центром развития туризма СО
Популярные маршруты культурно-познавательного туризма
4 Характеристика познавательных маршрутов г. Нижний Тагил
Характеристика познавательных маршрутов для старшего возраста, молодежи, школьников,
дошкольников
5 Характеристика историко-культурных маршрутов , программ г. Алапаевск
История возникновения г. Алапаевск.
Природно-географическое положение города Алапаевск.
Туристские объекты, связанные с династией Романовых

8
2
2
2
2
6
2
2
2
24
2

2

2

2

2

8

Характеристика познавательных маршрутов г. Невьянск
История возникновения г. Невьянск.
Природно-географическое положение города
Невьянск. Характеристика Невьянской наклонной башни
7 Характеристика познавательных маршрутов г. Ирбит
История возникновения г. Ирбит. Природно-географическое положение города Ирбит.
Характеристика этнографического музея, музея мотоциклов.
В том числе практических занятий
1.Анализ детских туристских предложений для организации познавательных туров
2. Культурно-познавательный туризм в СО
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Анализ Стратегии развития внутреннего и въездного туризма Свердловской области до 2035 года
(цели и задачи развития познавательного туризма в Свердловской области
2.
Анализ информации для подготовки презентации о познавательных туристских объектах малых
городов.
3.
Подготовка презентации познавательного тура в малые города Свердловской области
Содержание учебного материала
1 Религиозная география Свердловской области
Понятие религиозного туризма.
Туристские ресурсы для организации паломнического и культурно-познавательного туризма
2 Большая и малая Симеонова тропа как паломнический маршрут
Симеон Верхотурский главный святой СО
Территория и характеристика симеоновских троп
3 Места паломничества, связанные с гибелью императорской семьи (Екатеринбург, Ганина
Яма. Алапаевск)
Характеристика императорского маршрута, проходящего по территории СО
Представители династии Романовых, связанные с Уралом
4 Святые источники на территории Свердловской области (Актай, Тарасково, Савино,
Мохиревское и проч.)
Месторасположение святых источников.
История возникновения и использования святых источников
5 Православные монастыри Свердловской области
География размещения монастырей
История возникновения Верхотурских монастырей,
6

Тема 1.4.
Центры религиознопознавательного
туризма в
Свердловской
области

2

2

4
2
2
6
2
2
2
24
2

2

2

2

2

9

Тема 1.5.
Центры
этнографического
туризма в
Свердловской
области

Тема 1.6.
Центры событийного
туризма
Свердловской

Новотихвинского женского монастыря
6 Культовые центры различных конфессий на территории Свердловской области
Синагога, католический приход святой Анны
Общинный центр Алмазный путь
В том числе практических занятий
1.Верхотурье как объект паломнического туризма ( доклады по объектам)
2.Характеристика программы «Верхотурье- духовная столица Урала»
3.Составление карты схемы «Паломнические маршруты в СО «
Самостоятельная работа обучающихся
1.Анализ информационных туристских ресурсов по паломническому туризму
2. Анализ туристских предложений еврейского общинного центра Синагога
3. Туристские православные выставки как объект паломнического туризма (анализ возможностей)
Содержание учебного материала
1 Этническая карта Свердловской области
Географическое расселение татар, башкир, марийцев, манси и др малых народов на территории СО
2 Этнографические поселения в Свердловской области
Красноуфимск, Ивдель, Арти - история и современное развитие малых народов Урала
3 Этнографические музеи Свердловской области
Земля предков – этнографический центр народов манси.
Этнографический музей г. Екатеринбурга
4 Центры ремесленных промыслов в Свердловской области
Невьянск, Таволги , Нижний Тагил, Лесной . Реж, Екатеринбург, Ирбит – характеристика центров
НХП
В том числе практических занятий
1.Презентация Невьянска как объекта ремесленных мастерских
1. Этническпие центры СО
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Составление презентации по культуре и традициях народов манси
2.
Составление презентации о традициях и культуре башкир, татар
3.
Составление презентации о традициях и культуре удмуртов, марийцев.
Содержание:
1 Возможности СО для организации событийного туризма
Понятие событийного уризма
Календарь событийных мероприятий в СО

2

6
2
2
2
6
2
2
2
18
2
2
2

2

4
2
2
6
2
2
2
8
2

10

области

Тема 1.7.
Возможности
развития делового
туризма в
Свердловской
области

Тема 1.8
Возможности для
развития
минералогического
туризма в СО

Тема 1.9
г. Екатеринбург как
объект туризма

Самостоятельная работа обучающихся
1.
Презентация по событийном мероприятиям малых городов СО Арти
2.
Презентация по событийным мероприятиям г. Нижний Тагил
3.
Презентация по событийным мероприятиям г. Каменск-Уральский.
Содержание учебного материала
Направления делового туризма в Свердловской области. Проблемы и пути решения. Потенциал
Свердловской области для делового туризма
В том числе практических занятий
1.Выставочная деятельность в туризме в СО
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Анализ деловых мероприятий в Свердловской области
2.
Анализ гостиничной инфраструктуры для размещения туристов
3.
Проектирование экскурсионной программы для деловых туристов
Содержание учебного материала
1.
Понятие и виды минералогического туризма
Характеристика проекта « Самоцветное кольцо Урала», самоцветы Урала
2.
Характеристика туристских объектов минералогического туризма
Туристские маршруты по сбору самоцветов Урала
В том числе практических занятий
1. Минералогический туризм в СО
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Презентации по Самоцветному кольцу Урала
2.
Презентации по драгоценным камням Свердловской области
3.
Характеристика авто-мототура по Самоцветному кольцу Урала
Содержание учебного материала
1. История развития г. Екатеринбург
История основания и развития г. Екатеринбург. Знаменитые личности в истории г. Екатеринбург: Петр
1, Екатерина 1, 2, Татищев, деГенин. Глинка.
2. Династии в истории города Екатеринбурга
Знаменитые династии Агафуровы, Хритоновы – Расторгуевы, Казанцевы
3. Объекты стенографии г. Екатеринбург
Арт-фестивали г. Екатеринбурга
Объекты фиолетовой линии г. Екатеринбург
4.Объекты познавательного туризма г. Екатеринбурга

6
2
2
2
8

2
2
6
2
2
2
12
2
2
2
2
6
2
2
2
14
2

2
2

2
11

Этапы развития г. Екатеринбург
Историко-культурное наследие г. Екатеринбург.
5.Объекты делового туризма г. Екатеринбурга
Конгресс – туризм,
Бизнес центры, бизнес – холлы г. Екатеринбург
В том числе практических занятий
1.Характеристика архитектурных стилей г. Екатеринбург (презентации)
2.Характеристика Синей Линии г. Екатеринбурга
МДК В.06.02. Туристские ресурсы России
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Внутренний туризм
1 Внутренний туризм: понятие и функции
как социальноГеографическая карта расположения туристских центров в РФ
экономический
Нормативные основания развития туризма в РФ
феномен
2 Факторы развития внутреннего туризма
Природно-географические ресурсы как условие развития внутреннего турима
Климатические, культурно-познавательные ресурсы как условие развития внутреннего турима
В том числе практических занятий
1.Анализ публикаций в СМИ для выявления факторов, положительно и отрицательно влияющие на
состояние туризма
1.Заполнение контурной карты субъектов РФ
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Анализ сайта РОСТУРИЗМ – полезность для специалиста по туризму
2.
Анализ программы развития внутреннего и въездного туризма в РФ на 2019-2025 годы.
3.
Перечень субъектов РФ с указанием центра
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Основные виды
1 География рекреационного туризма в РФ
российского
Понятие рекреационного туризма
внутреннего туризма
Виды и центры рекреационного туризма
2 География спортивного туризма в РФ
Понятие и виды спортивного туризма
Центры спортивного туризма
3 География культурно-познавательного туризма в РФ
Понятие, виды культурно-познавательного туризма
Центры культурно-познавательного туризма

2

2
2
144
14
2

2

4
2
2
6
2
2
2
16
2

2

2

12

География лечебно-оздоровительного туризма в РФ
Понятие, виды лечебно-оздоровительного туризма
Центры лечебно-оздоровительного туризма
5 География экологического туризма в РФ
Понятие, виды экологического туризма
Центры экологического туризма
6 География приключенческого туризма в РФ
Понятие, виды приключенческого туризма
Центры приключенческого туризма
7 География религиозного туризма в РФ
Понятие, виды религиозного туризма
Центры религиозного туризма
8 География событийного туризма в РФ
Понятие, виды событийного туризма
Центры событийного туризма
В том числе практических занятий
1.Состояние и перспективы развития событийного туризма в РФ
2.Разработка программы обслуживания туристов в соответствии с видовой направленностью и
потребностями клиентов
3.Составление и анализ карты размещения центров туризма в РФ (в соответствии с видом)
4.Составление вербальной модели туристского продукта в зависимости от вида туризма
5.Состояние и перспективы развития делового туризма в РФ
6. Тест на знание географической картины распределения видов туризма в РФ
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Презентация «География размещения гастрономического туризма»
2.
Доклад «География размещения автотуризма»
3.
Презентация «География размещения пляжного туризма»
4.
Доклад «География размещения экстримального туризма»
5.
Презентация «География размещения детского туризма»
6.
Доклад «География размещения социального туризма»
7.
Презентация «География размещения молодежного туризма»
Содержание учебного материала
1 Районирование ТРЗ «Европейский Север»: Кольско-Карельский район, Русский Север.
4

Тема 2.3.
Туристскорекреационная зона

2

2

2

2

2

12
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
22
2
13

«Европейский Север»

Тема 2.4.
Туристскорекреационная зона
«Центр России»

Географическое положение .
Культурно-познавательные, природные, климатические, этнографические ресурсы
2 Факторы развития туризма в ТРЗ
Условия развития туристского потока
Условия сдерживания туристского потока
3 Специфика туристских ресурсов рекреационных районов
Территориальная картина расположения объектов
Особенности климата, ценовая политика
4 Специализация рекреационных районов по видам туризма
Ресурсы для зоны рекреации охотничьего туризма
Ресурсы для зоны рекреации рыболовного туризма
Ресурсы для зоны рекреации активного туризма
5 Туристский потенциал ТРЗ
Условия оценки перспектив развития туризма
Этнографические ресурсы для развития региона
В том числе практических занятий
1.Особенности организации туризма в ТРЗ «Европейский Север» в зимний сезон
2.Ресурсы культурно-познавательного туризма в Карелии»
3.Тест на знание туристских ресурсов ТРЗ, заполнение контурной карты
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Характеристика инвестиционного проекта "Серебряное ожерелье России"
2.
Анализ видеофильмов для показа туристам по достопримечательностям Европейского Севера
3.
Описание Природно-климатические особенности Европейского Севера
Содержание учебного материала
1 Районирование ТРЗ «Центр России»
Географическое положение, культурно-познавательные, природные, климатические,
этнографические ресурсы Ленинградский, Центральный,
Западный (морской и континентальный), Верхневолжский, Уральский районы, Среднее Поволжье.
2 Факторы развития туризма в ТРЗ
Условия развития туристского потока
Условия сдерживания туристского потока
3 Специфика туристских ресурсов рекреационных районов

2

2

2

2

6
2
2
2
6
2
2
2
18
2

2

2

14

Тема 2.5.
Туристскорекреационная зона
«Европейский Юг»

Туристскорекреационная зона
«Юг Сибири и
Дальнего Востока»

Территориальная картина расположения объектов
Особенности климата , ценовая политика
В том числе практических занятий
1.Золотое кольцо как туристский маршрут
2.Маркетинговый анализ туристских предложений по центру России (в соответствии с туристским
районом или видом туризма)
3.Проблемы развития туризма в Калининградской области
4.
Тест на знание туристских ресурсов ТРЗ, заполнение контурной карты
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Презентация гастрономических туров в Центре России
2.
Презентация по сувенирной продукции ТРЗ Центр России
3.
Презентация по этнотурам ТРЗ Центр России
Содержание учебного материала
Факторы развития туризма и туристских ресурсов. Организация туризма в Северо-Кавказском и ГорноКавказском районах
В том числе практических занятий
1.Практикум по сравнительному анализу факторов развития туризма и туристских ресурсов районо,
входящих в ТРЗ «Европейский Юг»
2.Семинар «Проблемы и перспективы организации туризма в Северо-Кавказском и Горно-Кавказском
районах»
3.Тест на знание туристских ресурсов ТРЗ, заполнение контурной карты
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Доклад «География размещения дошкольного туризма»
2.
Презентация «География размещения образовательного туризма»
3.
Конспект «География размещения круизного туризма»
Содержание учебного материала
1 Районирование ТРЗ «Юг Сибири и Дальнего Востока»:
Географическое положение , культурно-познавательные, природные, климатические,
этнографические ресурсы Прибайкальский, Обско-Алтайский, Саянский (Енисейский), АмурскоДальневосточный
2 Факторы развития туризма в ТРЗ
Условия развития туристского потока
Условия сдерживания туристского потока
В том числе практических занятий

8
2
2
2
2
6
2
2
2
12

6
2
2
2
6
2
2
2
6
2

2

2
15

1.Тест на знание туристских ресурсов ТРЗ
Тема 2.7.
Содержание учебного материала
Туристско1 Особенности организации этнографического туризма в ТРЗ «Азиатский Север
рекреационная зона
География этнографические ресурсов
«Азиатский Север»
Центры этнографического туризма
2 Практика организации событийного туризма в Якутии
Событийный календарь мероприятий
Специфика организации и проведения событийных мероприятий
2.8 Особые туристско- Содержание учебного материала
рекреационные зоны Особенности туристско-рекреационных зон Урала. История и культура Урала. Знаменитые люди Урала.
Урала
В том числе практических занятий
1.Районирование ТРЗ Урала
2.История развития и освоения Урала
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Знаменитые уральские династии Демидовых
2.
Знаменитая династия Строгановых
3.
Сувенирная продукция с Урала
2.9 Особенности
Содержание учебного материала
проектирования
1 Нормативные документы, определяющие развитие инклюзивного туризма
инклюзивных туров
Характеристика и структура ГОСТ Туризм для лиц с ОВЗ
Требования к инфраструктуре туристских услуг для лиц с ОВЗ
2 Характеристика категорий инклюзивных туристов
1 категория, 2 категория , 3 категория туристов с ОВЗ
Требования к туристским объектам для лиц разных категорий ОВЗ
3 Примеры предложений инклюзивных туров по России
География инклюзивных туров в РФ
Принципы отбора объектов для инклюзивных туров
В том числе практических занятий
1.Особенности проектирования туров для лиц с ОВЗ
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Критерии для анализа инфраструктуры для лиц с ОВЗ
2.
Анализ туристских предложений для детей с ОВЗ
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Организация и
1 Понятие Всемирного наследия

2
4
2

2

10
4
2
2
6
2
2
2
12
2

2

2

2
2
4
2
2
8
2
16

нормативные
основания
деятельности
ЮНЕСКО по охране
Всемирного наследия

Тема 3.2.
Список Всемирного
наследия ЮНЕСКО

История возникновения ЮНЕКО
Анализ профессиональной информации в сети Интернет
2 Организационные структуры ЮНЕСКО, занимающиеся проблемой Всемирного наследия
Фонд всемирного наследия, Центр Всемирного наследия,
Комитет всемирного наследия.
3 Основные направления работы ЮНЕСКО, связанной со Всемирным наследием
Оценка туристского объекта
Составление перечня объектов, претендующих на включение в список ЮНЕСКО
4 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Охрана Всемирного
наследия в контексте развития устойчивого туризма
Принципы охраны Объектов ЮНЕСКО
Права и обязанности собственников Объектов ЮНЕСКО
Содержание учебного материала
1 Структура списка Всемирного наследия: культурное наследие, природное наследие,
нематериальное культурное наследие, объекты, находящиеся под угрозой уничтожения
Анализ принципов включения объектов в Список Всемирного наследия
2 Критерии выделения объектов природного, культурного, нематериального наследия
Анализ критериев по природному
Анализ критериев по антропогенному и смешанному принципу
3 Процедура включения объектов в список Всемирного наследия. Проблема увеличения
численности объектов Всемирного наследия
Организации, определяющие процедуру включения в список объектов ЮНЕСКО
Структура документов
4 Мониторинг состояния сохранности объектов Всемирного наследия
Принципы сохранности объектов
Список объектов , требующих сохранения
В том числе практических занятий
1. Анализ объекта Всемирного наследия в соответствии с критериями включения в список Всемирного
наследия
2. Тест на знание основных нормативных и организационных аспектов деятельности ЮНЕСКО по
охране Всемирного наследия
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Составление карт по географии распределения ресурсов Всемирного наследия ЮНЕСКО
2.
Составление физико-географической характеристики национального парка.

2

2

2

16
2

2

2

2

4
2
2
4
2
2
17

Тема 3.3.
География и
типология
природных объектов
Всемирного наследия

Тема 3.4.
Природные объекты
Всемирного наследия
в России

Тема 3.5.

Содержание учебного материала
1 Размещение природных объектов на карте мира: насыщенные районы и белые пятна
Природные Объекты Зарубежья
Природные объекты РФ
2 Ценность (ранг значимости) природных объектов: уникальность, масштаб
Понятие аттарктивности
Анализ причин аттрактивности объектов Всемирного наследия
В том числе практических занятий
1.Проблема сохранения природных объектов Всемирного наследия, включенных в туристские маршруты
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Составление карт по географии распределения ресурсов Всемирного наследия ЮНЕСКО
2.
Составление физико-географической характеристики национального парка.
3.
Оформление контурной карты «Национальные парки мира»
4.
Природные объекты Всемирного наследия в Австралии и Океании
Содержание учебного материала

14
2

2

2
2
8
2
2
2
2

12
Горные системы и объекты: Золотые горы Алтая, Западный Кавказ, Центральный Сихотэ- 2
Алинь, вулканы Камчатки, плато Путорана
Характеристика видов туристских ресурсов, анализ свойства туристских ресурсов, правила и
особенности использования туристских ресурсов в рамках специальных видов туризма
2 Культурный ландшафт: Куршская коса
2
Характеристика видов туристских ресурсов, анализ свойства туристских ресурсов, правила и
особенности использования туристских ресурсов в рамках специальных видов туризма
3 Уникальные эксосистемы: озеро Байкал, природный комплекс заповедника «Остров 2
Врангеля», бассейн Убсунура
Характеристика видов туристских ресурсов, анализ свойства туристских ресурсов, правила и
особенности использования туристских ресурсов в рамках специальных видов туризма
В том числе практических занятий
2
1.Анализ туристских маршрутов, включающих посещение объектов природных объектов, входящих в 2
список Всемирного наследия
Самостоятельная работа обучающихся
4
1.
Специфика нематериального наследия Юнеско в России
2
2.
Объекты культурного наследия в России
2
Содержание учебного материала
8
1

18

Природные объекты
Всемирного наследия
в Европе

Тема 3.6.
Природные объекты
Всемирного наследия
в Америке

Тема 3.7.
Природные объекты
Всемирного наследия
в Африке

Тема 3.8.

Национальные парки и природные резерваты Европы как объекты Всемирного наследия:
Беловежская Пуща, Плитвицкие озера и проч.
Характеристика видов туристских ресурсов, анализ свойства туристских ресурсов, правила и
особенности использования туристских ресурсов в рамках специальных видов туризма
2 Горные системы и объекты: Доломитовые Альпы, Фьорды западной Норвегии, пики,
кратеры и валы на острове Реюньон, Бернские Альпы
Характеристика видов туристских ресурсов, анализ свойства туристских ресурсов, правила и
особенности использования туристских ресурсов в рамках специальных видов туризма
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Объекты культурного наследия в Европе
Содержание учебного материала
Национальные парки и природные резерваты: Йеллоустонский национальный парк, Национальный парк
Гранд-Каньон, Национальный парк Гавайские вулканы, Резерват китов Эль-Вискаино, Национальный
парк Игуасу, Комплекс резерватов Центральной Амазонии, Галапагосские острова
Характеристика видов туристских ресурсов, анализ свойства туристских ресурсов, правила и
особенности использования туристских ресурсов в рамках специальных видов туризма
Самостоятельная работа обучающихся
1.Объекты культурного наследия в Америке.
Содержание учебного материала
1 Национальные парки и природные резерваты: национальный парк Сымен, национальный
парк Ниоколо-Коба, национальный парк Килиманджаро, национальный парк Серенгети
Характеристика видов туристских ресурсов, анализ свойства туристских ресурсов, правила и
особенности использования туристских ресурсов в рамках специальных видов туризма
2 Уникальные природные объекты: Система озер в Великой рифтовой долине, Вади-аль-Хитан
(«Долина китов»)
Характеристика видов туристских ресурсов, анализ свойства туристских ресурсов, правила и
особенности использования туристских ресурсов в рамках специальных видов туризма
В том числе практических занятий
1.Изучение организации приема и обслуживания туристов в национальных парках Африки
Самостоятельная работа обучающихся
1.Объекты культурного наследия в Африке
Содержание учебного материала
1

2

2

2
2
4
2

2
2
8
2

2

2
2
2
2
4

19

Национальные парки и природные резерваты: национальный морской парк Туббатаха, национальный
парк Сагарматха, национальный парк горы Саньциншань, национальный парк Комодо, национальный
парк Казиранга. Характеристика видов туристских ресурсов, анализ свойства туристских ресурсов,
правила и особенности использования туристских ресурсов в рамках специальных видов туризма
Самостоятельная работа обучающихся
1.Объекты культурного наследия в Азии и на Ближнем Востоке
Тема 3.9.
Содержание учебного материала
Природные объекты 1 Уникальные природные объекты: Большой барьерный риф, Дождевые леса восточного
Всемирного наследия
побережья, ископаемые останки австралийских млекопитающих, горный район Блув Австралии и
Маунтинс
Океании
Характеристика видов туристских ресурсов, анализ свойства туристских ресурсов, правила и
особенности использования туристских ресурсов в рамках специальных видов туризма
2 Острова как природные объекты: остров Фрейзера, острова Херд и Макдональд, заповедная
территория островов Феникса, субантарктические острова
Характеристика видов туристских ресурсов, анализ свойства туристских ресурсов, правила и
особенности использования туристских ресурсов в рамках специальных видов туризма
В том числе практических занятий
1.Тест на знание особенностей и географии размещения природных объектов Всемирного наследия
Самостоятельная работа обучающихся
1.Объекты культурного наследия в Австралии и Океании
Тема 3.10.
Содержание учебного материала
География и
Размещение объектов культурного наследия на карте мира: насыщенные районы и белые пятна.
типология объектов Причины неравномерности размещения объектов Всемирного культурного наследия.
культурного наследия Характеристика видов туристских ресурсов, анализ свойства туристских ресурсов, правила и
особенности использования туристских ресурсов в рамках специальных видов туризма
В том числе практических занятий
1.Тест по географии объектов всемирного наследия
Самостоятельная работа обучающихся
Нематериальное культурное наследие: понятие, виды, особенности
Производственная практика
Виды работ
 Участие в поездках по знакомству с туристскими ресурсами России и Свердловской области.
 Выполнение заданий по оценке потенциала туристских ресурсов
 Разработка и защита программы тура выходного дня или путеводителя в рамках одного из специальных видов туризма
Природные объекты
Всемирного наследия
в Азии и на Ближнем
Востоке

2

2
2
2

2

2
2
2
2
2

2
2
2
2
72

20

Курсовой проект (работа) (для специальностей СПО если предусмотрено)
Студент имеет право выбора: выполнять курсовой проект по тематике данного или иного профессионального модуля(ей).
Тематика курсовых проектов (работ)
1. Туристский потенциал г. Североуральск
2. Туристские возможности г. Дегтярск для организации самодеятельного туризма
3. Туристские возможности г. Нижняя Тура для организации познавательного туризма
4. Туристские возможности г. Богданович для организации детского туризма
5. Туристские возможности центра г. Екатеринбург для организации экскурсий для лиц с ограниченными возможностями
передвижения
6. Туристские возможности п. Кедровый для организации активного отдыха
7. Туристский потенциал поселка Елкино для организации рекреационного туризма
8. Туристский потенциал г. Казань для организации дошкольного туризма
9. Туристский потенциал г. Туринск для организации тура выходного дня для семейного отдыха
10. Туристский потенциал г. Екатеринбург для организации молодежного туризма
11. Туристский потенциал Казанского Кремля как объекта Всемирного наследия
12. Специфика использования природных объектов из списка Всемирного наследия Юнеско в России
13. Объекты Всемирного наследия Санкт-Петербурга как условие развития познавательного туризма
14. Города России (по выбору)- объекты Всемирного наследия как фактор развития рекреационного туризма
15. Озеро Байкал – уникальный объект Всемирного наследия Юнеско.
16. Нематериальное наследие Юнеско в России как условие развития дополнительных туристских услуг.
Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом/работой
1. Выбор темы исследования, составление плана
2. Работа над содержанием глав на основе изучения информационных источников
3. Написание выводов, заключения
4. Подготовка к защите
Промежуточная аттестация
МДК 06.01 Туристские ресурсы Свердловской области – текущая оценка, дифф.зачет.
МДК 06 .02 Туристские ресурсы РФ – текущая оценка, дифф.зачет.
МДК 06.03 Объекты Юнеско – дифф.зачет.
Всего

369

21

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов
географии туризма, турагентской и туроператорской деятельности, кабинет технологии и
организации информационно-экскурсионной деятельности, а также лаборатории
информационно-коммуникационных технологий, оснащенные оборудованием: доска
аудиторная; стол преподавателя; стул преподавателя; ученические столы; ученические
стулья; шкафы для наглядных пособий; полки книжные; демонстрационный экран;
стенды; технические средства: компьютер, интерактивная доска; видеофильмы;
Оснащенные базы практики в соответствии с Примерной программы по
специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
1.
Захарова И. Ю., Новопашин С. А. Особо охраняемые территории
Свердловской области как объекты экологического туризма. / И. Ю. Захарова, С. А.
Новопашин. - Екатеринбург: Баско, 2018. –ISBN 938-4-34677-365-1.-Текст :
непосредственный .–
2.
Косолапов А. Б. География Российского внутреннего туризма: учебное
пособие А. Б. Косолапов. –Москва : Кнорус, 2009. –ISBN 956-4-34688-365-1.-Текст :
непосредственный.
3.
Максаковский В. П. Всемирное природное наследие. / В. П. Максаковский. –
Москва : Просвещение, 2015. ISBN 935-4-34555-345-1.-Текст : непосредственный.
4.
Максаковский В. П. Памятники Всемирного наследия. От Средневековья до
современности. Вып. 2. / В. П. Максаковский. –Москва: Дрофа, 2018. –ISBN 956-4-32388135-1.-Текст : непосредственный.
5.
Максаковский В. П. Памятники Всемирного наследия. Всемирное наследие
в России. Вып. 3. / В. П. Максаковский. -Москва: Дрофа, 2018. –ISBN 924-4-32388-146-1.Текст : непосредственный.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Билеты есть. Электронная версия журнала. [сайт]. – Екатеринбург, 2020—URL:
http://www.biletyes.ekatr.ru (дата обращения: 06.04.2020).-Текст. Изображение электронное
2. Единая информационная система «Туризм в России». [сайт]. Москва , 2020 URL: http://www.rostur.ru (дата обращения : 09.04.2020).-Текст. Изображение электронное
3. Интернет-проект
«Наш
Урал».[сайт].
–
Екатеринбург,
2020—URL:
http://www.nashural.ru (дата обращения: 06.04.2020).-Текст. Изображение электронное
4. Официальный сайт федерального агентства по туризму. [сайт]. Москва , 2020 URL:http://www.russiatourism.ru. (дата обращения: 09.04.2020).-Текст. Изображение
электронное
5. Официальный сайт ЮНЕСКО [сайт]. Москва , 2020
- URL:
http://www.unesco.org/new/ru/unesco (дата обращения: 09.04.2020).-Текст. Изображение
электронное
6. Электронные каталог объектов нематериального культурного наследия народов
России. [сайт]. -Режим доступа: Москва , 2020 - URL: http://www.rusfolknasledie.ru (дата
обращения : 09.04.2020).-Текст. Изображение электронное
22

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
В части освоения профессиональных компетенций:
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
Критерии оценки
формируемых в
рамках модуля
ПК 6.1.
 Классифицировать туристские
Характеризовать виды ресурсы.
туристских ресурсов
 Выявлять специфику природных и
культурно-исторических туристских
ресурсов.
 Выявлять характерные черты
природных и культурно-исторических
туристских ресурсов России и
Свердловской области.
 Выявлять специфику размещения
различных видов туристских ресурсов на
территории России, Свердловской
области, в различных регионах мира.
 Находить и анализировать актуальную
информацию об истории и современном
состоянии туристского ресурса.
 Выделять факторы, определяющие
особенности развития туризма в регионах
России и в Свердловской области.
 Характеризовать туристские ресурсы.
входящие в список Всемирного наследия
ЮНЕСКО.

ПК 6.2. Анализировать
свойства туристских
ресурсов

 Выделять свойства туристских
природных и культурно-исторических
ресурсов.
 Анализировать особенности
использования туристского ресурса в
практике туризма в соответствии с его
свойствами.
 Характеризовать свойства туристских
ресурсов России и регионов мира
 Использовать критерии оценки
ресурсов СО и РФ, ЮНЕСКО при
характеристике ресурсов, входящих в
список Всемирного наследия.

Методы оценки
Экспертная оценка
классификации
туристских
ресурсов.
Оценка анализа и
культурноисторических и
природных ресурсов
РФ и СО.
Оценка анализа
интернет ресурсов,
путеводителей,
справочников по
туристским
ресурсам РФ и СО.
Оценка анализа
территорий с целью
выявления
туристских
возможностей.
Оценка анализа
интернет ресурсов,
путеводителей,
справочников по
туристским
Всемирного
Наследия Юнеско.
Оценка
характеристики
видов туризма,
развивающихся в
РФ и СО.
Оценка соотнесения
видов туризма и
ресурсов по
территориям РФ и
СО.
Соотнесение видов
туризма и ресурсов
Всемирного
наследия Юнеско.

23

ПК 6.3. Использовать
различные методики
оценки потенциала
туристских ресурсов

ПК 6.4. Формировать
программу тура с
учетом специфики
туристских ресурсов

ПК 6.5. Учитывать
правила и особенности
использования
туристских ресурсов в
рамках специальных
видов туризма

 Выявлять составляющие потенциала
туристских ресурсов.
 Характеризовать подходы к оценке
потенциала туристских ресурсов
(психолого-эстетическая оценка,
технологическая оценка, рентная или
денежная оценка, балльная оценка,
медико-биологическая или
физиологическая оценка).
 Проводить качественную и
количественную оценку потенциала
туристских ресурсов.
 Проводить исследования ресурсной
базы региона/туристской дестинации.
 Определять вид туризма, характер
туристкой деятельности в регионах
России в зависимости от туристских
ресурсов.
 Определять цели тура, характер
экскурсионной программы, программу
обслуживания туристов на маршруте в
соответствии со спецификой туристских
ресурсов.
 Составлять путеводитель по
туристским ресурсам региона.
 Выявлять особенности специальных
видов туризма.
 Раскрывать специфику использования
туристских ресурсов в рамках
специальных видов туризма.

В части освоения общих компетенций:
ОК
1.
Понимать Осознавать роль специалиста в сфере
сущность
и туризма в сохранении культурного и
социальную
природного
наследия,
формировании
значимость
своей ценностного отношения к нему
будущей
профессии,
проявлять
к
ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать Эффективно использовать собственные
собственную
ресурсы
при
посещении
практики,
деятельность,
подготовке к семинарам
определять методы и
способы выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность
и
качество

Оценка анализа
туристских
территорий РФ и
СО.
Оценка анализа
туристских
территорий мира.

Экспертная оценка
разработки
программы тура,
путешествия,
экскурсии,
путеводителя в
соответствии с
туристскими
потребностями и
возможностями
территорий

Оценка результатов
анализа территорий
по развитию
специальных видов
туризма

Тесты, семинары,
учебная,
производственная
практика

Тесты, семинары,
учебная,
производственная
практика

24

ОК
3.
Решать
проблемы, оценивать
риски и принимать
решения
в
нестандартных
ситуациях
ОК 4. Осуществлять
поиск, анализ и оценку
информации,
необходимой
для
постановки и решения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития

Выявлять проблемы в ходе рефлексии и Тесты, семинары,
предложения по пути их решения
учебная,
производственная
практика

 Использовать поисковые системы для
работы
с
профессиональной
информацией в сфере туризма
 Характеризовать
различные
виды
информационных
ресурсов,
необходимых
в
деятельности
специалиста по туризму
 Владеть навыками анализа и оценки
профессионально
ориентированной
информации
ОК 5. Использовать Использовать ИКТ при оформлении
информационнодокладов, презентаций практик
коммуникационные
технологии
для
совершенствования
профессиональной
деятельности
ОК 6. Работать в Разрабатывать туры в группе
коллективе и команде,
обеспечивать
ее
сплочение, эффективно
общаться с коллегами,
руководством,
потребителями
ОК 7 Ставить
цели, Достигать цель совместными усилиями
мотивировать
при групповой работе
деятельность
подчиненных,
организовывать
и
контролировать
их
работу с принятием на
себя ответственности
за
результат
выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно Проводит рефлексию при защите практик
определять
задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать
повышение
квалификации
ОК 9. Быть готовым к Анализирует преимущества и недостатки
смене технологий в технологий
профессиональной

Тесты, семинары,
учебная,
производственная
практика

Семинары,
учебная,
производственная
практика

Производственная
практика

Производственная
практика

Учебная,
производственная
практика

Учебная,
производственная
25

профессиональной
деятельности

деятельности

практика

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».