Приложение 5.15 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 43.02.10 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 05. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ 43.02.10 Туризм Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.10 «Туризм», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.05.2014 г. № 474. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» Разработчик: Пирожкова Ю.А., преподаватель высшей квалификационной категории Глинина М.П., преподаватель первой квалификационной категории © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 4 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 35 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 37 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 05 Предоставление экскурсионных услуг 1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности «Предоставление экскурсионных услуг» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции: 1.1.1. Перечень общих компетенций Наименование общих компетенций Код ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности 1.1.2. Перечень профессиональных компетенций Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций Код ВД 1 ПК 5.1. ПК 5.2. ПК 5.3. ПК 5.4. ПК 5.5. ПК 5.6. Предоставление экскурсионных услуг Разрабатывать экскурсионную программу Подготавливать информационные материалы по теме экскурсий Проводить экскурсию в соответствии с заявкой потребителя экскурсионной услуги Инструктировать туристов о правилах поведения во время экскурсии Взаимодействовать со сторонними организациями (музеями, объектами общественного питания, транспортными компаниями) по формированию и реализации экскурсионных программ Оформлять отчетную документацию по выполнению программы экскурсии 1.1.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен: Иметь разработке и проведении экскурсии практический подборе информации по заданной теме 4 опыт в уметь знать сравнительном анализе разработанных инструкций о правилах поведения туристов во время экскурсий выборе местной организации питания для сотрудничества при проведении экскурсии; заполнении бланка отчета о проведении экскурсий использовать методические разработки форм и видов проведения экскурсий; использовать информационные источники (справочную литературу, исторические документы, научную литературу, электронные средства массовой информации) определять цели, задачи и тему экскурсии; определять ключевые позиции программы экскурсии; организовывать протокольные мероприятия при встрече туристов, в начале и при завершении экскурсии; использовать офисные технологии; составлять "Пакет экскурсовода"; определять особые потребности тургруппы или индивидуального экскурсанта; согласовывать место встречи экскурсионной группы и организовывать встречу; использовать методические приемы показа экскурсионных объектов; проводить инструктаж о правилах поведения в группе; использовать микрофон и усилительную технику; соблюдать правила протокола и этикета; вести отчеты по установленной форме; проводить инструктаж о правилах поведения в группе и на конкретном виде транспорта; проводить инструктаж об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей; контролировать наличие туристов; обращаться за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации; учитывать физиологические потребности при передвижении туристов на конкретном виде транспорта; выявлять и предусматривать возникновение потребности во взаимодействии с конкретными организациями для обеспечения проведения экскурсии; производить анализ и отбор конкретных организаций, необходимых для обеспечения проведения экскурсии; заключать договоры на обслуживание экскурсантов силами сторонних организаций; проверять наличие необходимых документов (билетов, путевок, ваучеров); вести отчеты по установленной форме; экскурсионную теорию; технику подготовки экскурсии; объекты экскурсионного показа и критерии отбора объектов экскурсионного показа; достопримечательности в контексте истории, географии и культуры; 5 отечественную историю и культуру; методики работы с библиографическими материалами; техники поиска информационных материалов в информационнокоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет); правила использования офисной техники; музейные организации по программе экскурсии; регламент и правила обслуживания в конкретных музейных организациях; методику проведения экскурсий; методические приемы показа экскурсионных объектов; правила делового протокола и этикета; технику использования микрофона и усилительных средств; техники ведения переговоров, публичных выступлений, экскурсионного рассказа, ответов на вопросы; правила обслуживания на транспорте и правила поведения на конкретном виде транспорта; характеристики транспортных средств, необходимых на маршруте экскурсии; транспортные организации, которые могут предоставить услуги, необходимые при проведении экскурсии; основы психологии и физиологии человека; организации питания по маршруту экскурсии; правила оказания первой медицинской помощи; контактные телефоны соответствующих служб, в которые следует обращаться при наступлении чрезвычайной ситуации; перечень необходимых документов (билеты, путевки, ваучеры); формы установленной отчетности и правила их ведения; инструкции и правила техники безопасности 1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля Всего 750 часов, из них на освоение МДК 05.01 Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности 357 часов МДК 05.02 Разработка и проведение экскурсий на иностранном языке 177 часов На практики, в том числе учебную– 72 часов; производственную – 144 часа. Самостоятельная работа 178 часов 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2.1. Структура профессионального модуля Объем профессионального модуля, час. Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем Коды Наименования Суммарный Обучение по МДК профессиональных разделов объем Практики Самостоятельная В том числе и общих профессионального нагрузки, работа Курсовых компетенций модуля час. Всего Практических работ Учебная Производственная занятий (проектов) 1 2 3 5 6 4 7 8 9 МДК 05.01. 357 100 ПК 5.1., ПК 5.2., 238 Технология и ПК 5.3., ПК 5.4., организация ПК 5.5. ПК 5.6. 108 119 информационноОК 1, ОК 2 экскурсионной ОК 3, ОК 4 деятельности ОК 5, ОК 6 ОК7, ОК 8, ОК 9 МДК 02.02 177 118 48 Разработка и 36 проведение 36 58 экскурсий на иностранном языке 47 Производственная 144 практика (по профилю специальности) Производственная 144 практика (по профилю специальности), часов Экзамен * Промежуточная аттестация (по каждому компоненту ПМ) 7 2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ) Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная разделов ПМ, МДК работа обучающихся, курсовая работа (проект) и тем 1 2 Раздел ПМ 05 Предоставление экскурсионных услуг МДК.05.01. Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности Тема 1.1. Содержание Основы 1 Экскурсоведение как наука экскурсоведения Понятие о теории. Экскурсоведение как наука. Роль экскурсионной практики в развитии экскурсоведения. Издания, отражающие вопросы экскурсионной теории. Значение теории в развитии экскурсионного дела. 2 Нормативная основа для предоставления экскурсионных услуг • Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ); • Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция); • Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (последняя редакция); • Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (последняя редакция); • Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» (с изменениями и дополнениями); • Правила дорожного движения (ПДД); • Профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 № 539н); • Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020) «О защите прав потребителей»; • Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция); • Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 N 5351-1 (последняя редакция) и др. 3 Должностные инструкции специалистов по организации и оказанию экскурсионных услуг (бинарное занятие) Квалификационные характеристики должностей работников сферы туризма : агент по приему и обработке заявок на экскурсии, организатор экскурсий, экскурсовод 4 Стандартизация в сфере оказания экскурсионных услуг Объем часов 3 534 238 62 2 2 2 2 8 5 6 7 8 9 10 ГОСТ Р 54604-2011. - Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 738-ст) Виды и типы экскурсий. Условия проектирования экскурсионных услуг Стандарты по проектированию тур.услуг ГОСТ Р 50681-2010. - Туристские услуги. Проектирование туристских услуг (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 580-ст) ГОСТ Р 50690-2017. - Туристские услуги. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.10.2017 N 1561-ст) Виды туристских услуг Требования к проектированию тур.услуг Стандарты по проектированию экскурсионной услуги ГОСТ Р 53522-2009. - Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 772-ст) Виды экскурсионных услуг Основные требования к предоставлению экскурсионных услуг Стандарты по безопасности в туризме ГОСТ 32611-2014. - Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов (введен в действие Приказом Росстандарта от 26.03.2014 N 228-ст) Личная безопасность туризма. Факторы опасности и условия снижения факторов опасностей Стандарты по средствам размещения ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513:2003). - Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 03.11.2009 N 496-ст). Типы и виды гостиниц и средств размещения в РФ ГОСТ Р 54606-2011. - Услуги малых средств размещения. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2011 N 740-ст) Стандарты по средствам передвижения ГОСТ Р 51709-2001 Государственный стандapт российской федерации Автотранспортные средства «Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» Типы и виды автотранспортных средств Правила допуска автобусов на маршрут Стандарты по предоставлению тур.услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья ГОСТ 32613-2014. - Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными 2 2 2 2 2 2 9 физическими возможностями. Общие требования (введен в действие Приказом Росстандарта от 26.03.2014 N 230-ст) Классификация туристов с ОВ Требования к объектам , посещающим лицами с ОВЗ 11 Стандарты по предприятиям питания ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования. Типы и виды предприятий питания, особенности меню. 12 Характеристика обзорных экскурсий Понятие обзорной экскурсии. Структура и содержание обзорных экскурсий 13 Характеристика экскурсий по средствам перемещения, способам организации, количеству участников Водные экскурсии, пешеходные экскурсии, воздушные, экскурсии на ж/д транспорте - экскурсии по способу передвижения Самодеятельные, организованные экскурсии Групповые, индивидуальные, сборные экскурсии 14 Классификация тематических экскурсий Исторические, градостроительные, архитектурные, искусствоведческие, познавательные, природоведческие, минералогические экскурсии Особенности отбора объектов для тематических экскурсий Особенности формулировки тем для тематических экскурсий 15 Особенности выбора экскурсионных объектов Территориальная логика расположения объектов Культурно-историческая и познавательная ценность объектов. В том числе практических занятий 1.Особенности принятия и обработки заявки на экскурсионное обслуживание 2.Возможности интернета для проектирования экскурсий» : 3.Возможности библиотеки им. Белинского для проектирования экскурсий»: 4.Нормативное обеспечение деятельности экскурсовода 5.Характеристика типов и видов экскурсий 6.Определение темы и содержания экскурсии 7.Особенности калькуляции экскурсий 8.Тест «Типы и виды экскурсий» 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 2 2 2 10 Тема 1.2. Организация работы туристскоэкскурсионного предприятия Тема 1.3. Подготовка и Самостоятельная работа обучающихся 1. Анализ Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области до 2035 года: цели и задачи, перспективные направления развития экскурсионного туризма в Свердловской области 2. Анализ национального туристического проекта "Императорский маршрут" 3. Анализ проекта "Урал для школы" 4. Анализ проекта "Екатеринбург - Европа - Азия" 5. Анализ туристских предложений в рамках туристско-рекреационный кластера "Гора Белая" 6. Анализ экскурсионных предложений в рамках делового туризма 7. Составление списка анимационных мероприятий для дошкольников 8. Составление списка экскурсионных анимационных мероприятий для школьников Содержание 1 Виды и специфика деятельности туристско-экскурсионных предприятий Экскурсионное бюро. Особенности найма фрилансеров Особенности найма по договору подряда. 2 Особенности создания, ликвидации туристско-экскурсионного предприятия Технология создания туристского предприятия Гражданско-правовые последствия ликвидации организаций Уголовная, административная ответственность ИП, Юр.лиц. 3 Особенности договорных отношений с поставщиками услуг и требования к ним. Гражданско-правовые виды договоров: найм экскурсовода Особенности договора фрахтования Особенности найма средств размещения Договоры с предприятиями питания. 4 Требования к персоналу туристско-экскурсионного предприятия. Должностные инструкции руководителя экскурсионного бюро Должностные инструкции менеджера по туризму Должностные инструкции экскурсовода. В том числе практических занятий 1.Виды организационно-правовых форм туристско-экскурсионных предприятий 2.Виды гражданско-правовых договоров в сфере предоставления экскурсионных услуг 3.Договоры с поставщиками в сфере оказания экскурсионных услуг Содержание 1 Технология подготовки услуги « экскурсия» в соответствии со стандартами WS 16 2 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 6 2 2 2 2 11 проектирование услуги « экскурсия» 2 3 4 5 6 7 8 9 История конкурсного движения ворлдскиллз Характеристика конкурсного задания по компетенции «Организация экскурсионных услуг» Методика отбора экскурсионных объектов Виды экскурсионных объектов Культурная ценность объекта Тематическое соответствие объекта Удобство месторасположения объекта Методические приемы показа Панорамный показ. Зрительная реконструкция объектов Прием зрительного монтажа Локализация объекта Ступени показа объекта Методические приемы рассказа Повествовательный рассказ. Словесный монтаж, описание, образная характеристика. Стадии описания объекта Техника проведения музейной экскурсии Особенности расстановки группы у музейных витрин Особенности отбора музейных объектов. Режиссура музейных экскурсий. Техника проведения пешеходной экскурсии Требования к хронометражу пешеходной экскурсии Соблюдение норм и правил ПДД Принципы отбора объектов Техника речи при пешеходной экскурсии Техника проведения автобусной экскурсии Правила ПДД Этапы проведения автобусной экскурсии. Техника отбора объектов для автобусной экскурсии Специфика проведения обзорных экскурсий Хронометраж проведения обзорных экскурсий Правила отбора объектов для обзорных экскурсий Личность экскурсовода Авторитет экскурсовода. Внешний вид экскурсовода 2 2 2 2 2 2 2 2 12 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Авторитет и харизма экскурсовода. Речь экскурсовода Техника речи экскурсовода. Особенности логических и временных пауз в речи экскурсовода Мимика и жесты - внеречевые средства общения экскурсовода Правила жестикулирования, экскурсовода Актерское мастерство экскурсовода Особенности использования микрофона и усилительных средств при проведении экскурсии Виды усилительной техники: мегафоны, Правила использования мегафона при ведении экскурсии Особенности использования мультимедийной техники при проведении экскурсий Правила использования проектора Интерактивная доски в деятельности экскурсовода Особенности написания пояснительной записки экскурсии Вводная часть, цели и задачи экскурсий Условия реализации экскурсий, инструктаж, хронометраж. Особенности написания индивидуального текста экскурсовода (бинарное занятие) Критерии отбора объектов. Структура, логические перехода, техника описания объектов. Особенности разработки технологической карты экскурсии Правила заполнения шапки Особенности заполнения этапов проведения экскурсии, методических рекомендаций. Особенности составления и использования « портфеля экскурсовода» Элементы портфеля экскурсовода Правила отбора элементов портфеля экскурсовода Особенности оформления наглядных печатных материалов. Особенности составления списка источников, используемых для разработки экскурсии Библиографические Госты по оформлению источников информации Список электронных ресурсов для составления экскурсий Особенности проведения экскурсий для лиц с ограниченными возможностями зрения Характеристика лиц с ограниченными возможностями зрения Методика ведения экскурсии Критерии отбора объектов Требования к туристской инфраструктуре Особенности проведения экскурсий для лиц с ограниченными возможностями передвижения 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 13 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Характеристика лиц с ограниченными возможностями передвижения Методика ведения экскурсии, критерии отбора объекто Требования к туристской инфраструктуре Особенности проведения экскурсий для лиц с ограниченными возможностями слуха Характеристика лиц с ограниченными возможностями зрения Методика ведения экскурсии, критерии отбора объектов Требования к туристской инфраструктуре Особенности проведения экскурсий для дошкольников Психолого-педагогические особенности дошкольников. Особенности отбора объектов. Техника описания объектов для дошкольников. Интерактив для дошкольников Особенности проведения экскурсий для школьников Психолого-педагогические особенности школьников. Особенности отбора объектов. Техника описания объектов для школьников. Интерактив для школьников Особенности проведения экскурсий для молодежи Экстремальные экскурсии. Учет потребностей молодежи при проектировании экскурсии. Интерактив в экскурсии для молодежи Особенности проведения экскурсий для лиц пожилого возраста Критерии отбора объектов Учет состояния здоровья лиц пожилого возраста. Особенности проектирования интерактивных экскурсионных программ Понятие, типы и виды интерактива в экскурсии. Режиссура интерактивных экскурсий Особенности проведения религиозных экскурсий Объекты для проведения религиозных экскурсий. Правила проведения экскурсий для паломников Особенности проведения природоведческих экскурсий Сезонность проведения природоведческих экскурсий. Критерии отбора объектов Технология проектирования минералогических экскурсий Характеристика минералов Урала, Характеристика проекта Самоцветное кольцо урала. Безопасность проведения экскурсий 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Особенности проектирования экскурсий на промышленную тематику Критерии отбора для сталкеринга Критерии отбора объектов для профориентационных промышленных экскурсий , Особенности проектирования искусствоведческих экскурсий Типы и виды искусства. Методика проведения изобразительных экскурсий Особенности проектирования архитектурных экскурсий Архитектурные стили. Методика описания архитектурных объектов. Правила расстановки группы у зданий. Особенности проектирования диггерских экскурсий Объекты диггерских экскурсий. Техника безопасности при проведении диггерских экскурсий Особенности проектирования паломнических экскурсий в Свердловской области Объекты паломнического туризма в Свердловской области. Проектирование автобусных экскурсий для паломников Особенности проектирования индустриальных экскурсий Индустриальные экскурсии – понятие Методика отбора объектов Техника безопасности при проведении индустриальных экскурсий Анализ экскурсионных предложений для иностранцев в Свердловской области Отбор интересных экскурсионных объектов для лиц Ближнего Зарубежья, Отбор интересных экскурсионных объектов для лиц из Европы, Отбор интересных экскурсионных объектов для лиц из Америки Характеристика экскурсионного маршрута « самоцветное кольцо Урала» (бинарное занятие) Города и туристкие ресурсы «Самоцветного Кольца» Примеры экскурсионных маршрутов для иностранцев Особенности проектирования информационных буклетов Понятие и структура информационного буклета Требования к структуре, цветовой гамме, шрифту, иллюстрациям Особенности создания электронных презентаций в помощь экскурсоводу Понятие и структура электронных презентаций Требования к структуре, цветовой гамме, шрифту, иллюстрациям Особенности проектирования профориентационных экскурсий Понятие и виды профориентационных экскурсий 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 15 Особенности проведения для школьников разных возрастов 41 Особенности создания сайта для продвижения экскурсионных услуг Понятие и структура туристского сайта Требования к структуре, цветовой гамме, шрифту, иллюстрациям 42 Особенности проектирования мастер-класса для экскурсии Структура и режиссура мастер-класса Особенности написание информационной справки Техника безопасности В том числе практических занятий 1. Особенности описания исторических объектов 2. Особенности описания искусствоведческих объектов (изобразительное искусство)» 3. Особенности описания природоведческих объектов 4. Особенности описания музейных экспонатов 5. Вербальные и невербальные средства общения экскурсовода 6. Темперамент и характер экскурсовода 7. Профессиональные и личностные качества экскурсовода 8. Ботанические парки г. Екатеринбурга как объекты проведения аромо-тактильных экскурсий для людей с ограниченными возможностями Пешеходная экскурсия по экскурсионным объектам города Екатеринбурга и Свердловской области 1. Определение тематики и маршрута экскурсии 2. Разработка пояснительной записки экскурсии 3. Составление описания экскурсионных объектов 4. Разработка индивидуального текста экскурсии 5. Разработка технологической карты экскурсии 6. Составление портфеля экскурсовода. 7. Составление памяток по правилам поведения на пешеходной экскурсии и посещения объектов экскурсии 8. Составление списка источников информации по теме экскурсии 9. Составление перечня организаций и предприятий, оказывающих сопутствующие услуги. 10. Презентация экскурсии Обзорная экскурсия по экскурсионным объектам города Екатеринбурга и Свердловской области 1. Определение тематики и маршрута экскурсии 2. Разработка пояснительной записки экскурсии 3. Составление описания экскурсионных объектов 4. Разработка индивидуального текста экскурсии 5. Разработка технологической карты экскурсии 2 2 78 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 6. Составление портфеля экскурсовода. 7. Составление памяток по правилам поведения на пешеходной экскурсии и посещения объектов экскурсии 8. Составление списка источников информации по теме экскурсии. 9. Составление перечня организаций и предприятий, оказывающих сопутствующие услуги. 10. Презентация экскурсии Автобусная экскурсия по экскурсионным объектам города Екатеринбурга и Свердловской области 1. Определение тематики и маршрута экскурсии 2. Разработка пояснительной записки экскурсии 3. Составление описания экскурсионных объектов 4. Разработка индивидуального текста экскурсии 5. Разработка технологической карты экскурсии 6. Составление портфеля экскурсовода. 7. Составление памяток по правилам поведения на автобусной экскурсии и посещения объектов экскурсии. 8. Составление списка источников информации по теме экскурсии. 9. Составление перечня организаций и предприятий, оказывающих сопутствующие услуги. 10. Презентация экскурсии 11. Итоговое повторение по курсу Самостоятельная работа 1. Анализ экскурсионных предложений в рамках событийного туризма 2. Анализ экскурсионных предложений в рамках экологического туризма 3. Анализ экскурсионных предложений в рамках этнгографического туризма 4. Анализ экскурсионных предложений в рамках детского туризма 5. Анализ экскурсионных предложений в рамках гастрономического туризма 6. Анализ экскурсионных предложений в рамках диггерства 7. Анализ экскурсионных предложений в рамках туристско-рекреационный кластер "Река Чусовая" 8. Анализ экскурсионных предложений в рамках Урал-промышленный 9. Анализ экскурсионных предложений в рамках авто-мототуризма., активного туризма 10. Анализ экскурсионных предложений в рамках туристско-рекреационного кластера "Большая Сысерть". 11. Экскурсионные маршруты , связанные с уральскими писателями 12. Экскурсионные маршруты, посвященные историческим войнам. 13. Создание аудиогида по выбранной территории 14. Разработка пояснительной записки для мастер-класса 15. Разработка контрольного текста для мастер-класса 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 92 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 17 Тема 1.4. Технология подготовки 16. Разработка сопутствующих документов для мастер-класса 17. Анализ детских туров по СО 18. Анализ экскурсий для дошкольников 19. Анализ экскурсий для иностранцев – китайцев 20. Анализ предложений ностальгических экскурсий 21. Анализ ведения виртуальных экскурсий 22. Анализ приемов проведения видео-экскурсии 23. Анализ экскурсионного гостевых 24. Анализ отельных экскурсионных программ 25. Составление списка турфирм по оказанию экскурсионных маршрутов по СО 26. Составление презентации по продвижению детского экскурсионного маршрута, Составление буклета для продвижения тура для пенсионеров 27. Анализ предложений Детского бюро путешествий 28. Анализ экскурсионных предложений ТурУрал2 29. Анализ экскурсионных предложений по г. Екатеринбург для лиц с ОВЗ слуха 30. Анализ экскурсионных предложений по г. Екатеринбург для лиц с ОВЗ зрения 31. Анализ экскурсионных предложений по г. Екатеринбург для лиц с ОВЗ передвижения 32. Анализ экскурсионных предложений по г. Екатеринбург для лиц с ОВЗ ментальными расстройствами 33. Составлепние памятки по личной безопасности туриста 34. Бронирование ж\Д билета 35. Бронирование авиабилета 36. Бронирование атобуса 37. Оформление договора с предприятием питания 38. Оформление договора с предприятием питания 39. Оформление договора фрахтования 40. Анализ средств размещения для детей 41. Составление списка хостелов в Екатеринбурге 42. Составление списка бизнес-отелей Екатеринбурга 43. Составление списка ресторанов с национальной кухней в г. Екатеринбург 44. Составление списка предприятий для детского питания 45. Составление списка отелей 5 звезд. 46. Анализ возможностей центра Б. Ельцина Содержание 1 Виды экскурсионных туров Познавательные туры 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18 экскурсионного тура рекреационные, деловые туры, профориентационные туры, детские туры, Туры для корпоративных клиентов Особенности отбора объектов для экскурсионных программ 2 Туристская документация тура Программа тура Список организаций, оказывающих сопутствующие услуги Технологическая карта путешествия 3 Правила безопасности при путешествии Личная безопасность туриста. Ответственность сопровождающего, руководителя группы. 4 Реклама тура Права покупателей на информацию о туре, Способы продвижения тура 5 Договорное обеспечение обслуживания Структура и содержание агентского договора на продажу тура Договоры со сторонними организациями 6 Характеристика водных средств передвижения Понятие водных средств передвижения Типы водных средств передвижения ТБ при водных турах 7 Характеристика автотранспортных средств передвижения Авто-мототуры особенности передвижения, Туры автостопом. ТБ при автотурах 8 Характеристика железнодорожных передвижения средств передвижения Ж\д сообщение правила покупки билетов. Характеристика транспорта для ОВЗ Т,Б, при ж\д турах Самостоятельная работа 1. Разработка рекламных материалов, для продвижения экскурсии 2. Разработка памятки поведения экскурсовода в случае чрезвычайной ситуации 3. Разработка памятки для экскурсовода в случае пожара 4. Разработка памятки для экскурсовода в случае опасности на транспорте 5. Разработка анкеты для проектирования экскурсионного тура 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 19 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, профессионального лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа модуля (ПМ), обучающихся, курсовая работа (проект) междисциплинарных курсов (МДК) 1 2 МДК 05. 02 Разработка и проведение экскурсий на иностранном языке Раздел 1. Организация экскурсий Тема 1.1. Подготовка Содержание учебного материала экскурсионного тура 1. Экскурсия. Виды экскурсий Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение). Работа с текстом экскурсии Tour of London. Классификация экскурсий. Говорение: Монолог-описание, рассказ. Понятие «экскурсия», определение. Типы экскурсий, описание содержания и особенности. Аудирование: Текст Tour of London (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания) Письмо: Составление ментальной карты «Типы экскурсий» Лексика: Понятия: экскурсия, названия типов экскурсий, вводные фразы и слова-связки в тексте экскурсии Грамматика: Present Tenses Фонетика: Чтение гласных под ударением в 4 типах слогов 2. Экскурсионные маршруты Урала Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): Маршруты Урала, Характеристика Свердловской области Говорение: пересказ текста Sverdlovsk region Письмо: Аннотация тура (структура, содержание) Объем в часах 3 177 54 20 2 2 20 Лексика: Географические, топонимические, экономические термины Грамматика: Passive Voice (Present Tense) Фонетика: Произношение сочетаний гласных в словах (ea/ee/ai/oy …) 3. Экскурсионные маршруты Екатеринбурга Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): описание экскурсионных туров по Екатеринбургу Говорение: Монолог-рассказ (презентация туров); структура устной презентации. Лексика: Фразы и выражения для презентации Фонетика: Произношение сочетаний согласных (th/ch/sch/…) 4. Профессия – экскурсовод. Должностные инструкции (бинарное занятие) Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): история профессии – экскурсовод Говорение: Монолог-описание. Должностные обязанности, навыки экскурсовода Лексика: Обязанности, навыки, умения (skills, excursion, lead, deal with, tour, …) Грамматика: Модальные глаголы can, should, must, have to, ought to для описания должностных инструкций Повелительное наклонение Фонетика: Чтение слов с непроизносимыми согласными (climb, …) 5. Экскурсионная терминология на иностранном языке Чтение: Тексты-описания основных понятий в экскурсоведении Говорение: Монолог-описание. Объяснение понятий Лексика: Специализированная лексика (excursion, excursionist, tour, sights, …) 2 2 2 21 Тема 1.2. Путевая информация на маршруте Грамматика: Present Tenses (…is a place where …/ … is a person who …) Определительные придаточные предложения 6. Порядок оформления договора на обслуживание экскурсантов Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): образец договора Говорение: Диалог-расспрос (диалог с туристом, выяснение его потребностей, желаний) Письмо: Оформление отдельных статей договора Лексика: Терминология договора Грамматика: Типы вопросов Фонетика: Интонация вопросительных предложений Самостоятельна работа обучающихся 1. Подготовить доклад на тему экскурсионных маршрутов в Свердловской области. 2. Составить договор на обслуживание. 3. Подготовить обзор экскурсионных бюро и агентств Екатеринбурга и предлагаемых экскурсионных услуг 4. Составить план работы гида Содержание учебного материала 1. Документационное сопровождение экскурсии Чтение: Работа с образцами текстов: программа тура, аннотация, паспорт объекта, индивидуальный текст экскурсии (Moscow), технологическая карта экскурсии (на примере экскурсии по Москве) Говорение: Пересказ содержания текстов по вопросам Лексика: Слова и выражения, используемые в данных документах Грамматика: Past Tenses 2. Программа экскурсии 2 8 2 2 2 2 20 2 2 22 Чтение: Работа с текстом программы экскурсии (образец). Структура программы, содержание. Говорение: Монолог-сообщение (устная презентация своей программы) Письмо: Составление программы экскурсии по своему городу Лексика: Названия экскурсионных объектов, географические название Грамматика: There is/ are … be going to … …will… 3. Разработка технологической карты экскурсии Чтение: Работа с текстом-образцом технологической карты. Структура, содержание Говорение: Монолог-сообщение (устная презентация карты по своей экскурсии) Письмо: Составление технологической карты Лексика: Названия экскурсионных объектов, названия улиц, географические названия Грамматика: Present Tenses (active and passive voice) 4. Портфель экскурсовода Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): паспорта объектов показа Говорение: Диалог-мнение. Обсуждение содержание «портфеля-экскурсовода». Выбор объектов показа для своей экскурсии Письмо: Описание объектов экскурсии (карточки объектов) Лексика: Названия архитектурных элементов Грамматика: Past Tenses. Passive Voice (Past) 2 2 23 4. Индивидуальный текст экскурсовода. Речь экскурсовода (бинарное занятие) Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): индивидуальный текст экскурсии (на примере экскурсии по Сочи) Говорение: Монолог-сообщение (устная презентация индивидуального текста экскурсии по своему городу) Письмо: Разработка содержания индивидуального текста экскурсии Лексика: Речевые клише, слова-связки, союзы и союзные слова, средства логической связи Грамматика: Present and Past Tenses 5. Реклама туров, гостиниц и услуг (Аннотация, информационное письмо) Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): аннотация тура, информационное письмо. Содержание, структурные элементы, требования к оформлению. Говорение: Монолог-сообщение (устная презентация разработанных рекламных текстов) Письмо: Тексты рекламного характера: аннотация, информационное письмо Лексика: Речевые клише, слова-связки, союзы и союзные слова, средства логической связи Грамматика: Условные предложения 6. Рекламные материалы (буклеты, промо-ролики, презентация) Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): примеры буклетов (содержание, структура, требования к оформлению) Говорение: Монолог-сообщение (устная презентация разработанных рекламных текстов для буклета) Аудирование: Аудирование с общим и полным пониманием содержания. Пример рекламного видео-ролика. Письмо: Рекламный текст для буклета 2 2 2 24 Самостоятельна работа обучающихся 1. Разработать программу и тех.карту на фрагмент обзорной экскурсии по родному городу. 2. Составить рекламный материал на фрагмент обзорной экскурсии по родному городу (в виде: буклет, промо-ролик, рекламный текст, презентация) 3. Разработать и представить фрагмент обзорной экскурсии по родному городу (речь экскурсовода). Тема 1.3. Общение с Содержание учебного материала туристами 1. Правила поведения на маршруте. Инструкции и памятки Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): инструкции, правила поведения Говорение: Монолог-сообщение (устная презентация разработанного текста памятки для туриста) Письмо: Инструкция, памятка для туриста Грамматика: Модальные глаголы, повелительное наклонение В том числе практических занятий 1. Работа гида. Вопросы и ответы. Диалог 2. Правила поведения туристов во время экскурсии. Диалог 3. Объяснение этикета и обычаев туристам 4. Обсуждение маршрутов и программ с клиентами. Диалог. Самостоятельна работа обучающихся 1. Составить диалоги (гид – клиент, гид - сторонние организации). 2. Разработать содержание инструкции для туристов о поведении на маршруте Раздел 2. Проведение экскурсий Тема 2.4. Урал и Содержание учебного материала Свердловская область 1. Урал. География и климат Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): geographical position of the Urals, Climate Говорение: Пересказ текстов с использованием опор (план, схема, ментальная карта) Письмо: Саммари текстов 6 2 2 2 14 2 8 2 2 2 2 4 2 2 122 22 2 25 Лексика: Названия географических объектов, природных явлений Грамматика: Имя существительное, формы ед. и мн.ч (исключения) 2. Природа Урала (флора и фауна) Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): nature of the Urals Говорение: Монолог-описание (устная презентация природных объектов Урала) Письмо: Описание объектов флоры и фауны Лексика: Названия объектов флоры и фауны Урала Грамматика: Прилагательные и наречия. 3. Полезные ископаемые и промышленность. Экскурсионный маршрут « самоцветное кольцо Урала» (бинарное занятие) Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): Natural recourses Говорение: Пересказ текстов с использованием опор (план, схема, ментальная карта) Письмо: Саммари текстов Лексика: Названия полезных ископаемых, драгоценных и поделочных камней, виды промышленности 4. История Урала и Свердловской области Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): History of the Ural Говорение: Пересказ текстов с использованием опор (план, схема, ментальная карта) Письмо: Саммари текстов Лексика: 2 2 2 26 Названия народов Урала, названия традиционных ремесел Грамматика: Past Tenses Придаточные предложения 5. Знаменитые города Свердловской области Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): Verkhoturye, Nevyansk leaning tower Говорение: Монолог-сообщение (презентация истории и достопримечательностей городов Св.обл. по выбору) Письмо: Саммари текстов Лексика: Географические названия, названия достопримечательностей 6. Описание памятников природы Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): Kungur cave, Talkov Stone, … Говорение: Монолог-описание (описание выбранного природного объекта) Аудирование: Работа с видео-фрагментами экскурсий по Кунгурской пещере и Тальков Камень. Письмо: Составление текста-описания природных объектов на основе видео экскурсии «Водопад Плакун, Каменный город» Лексика: Названия природных объектов и явлений 7. Легенды Урала Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): Сказание о Игнатьевской пещере, Сказание о том, как образовалось озеро Тургояк и др. Говорение: Монолог-сообщение (рассказ легенд Урала на английском) Письмо: Краткое изложение содержания легенд 2 2 2 27 Тема 2.5. Екатеринбург Практикум «Пешеходная экскурсия по экскурсионным объектам города Екатеринбурга и Свердловской области» В том числе практических занятий 1. Музей природы Урала. Обсуждение экскурсионной программы. Диалог. 2. Музей истории Екатеринбурга. Обсуждение условий обслуживания. Диалог. Самостоятельна работа обучающихся 1. Написать аннотации на музей природы Урала и истории Екатеринбурга 2. Составить сообщение о знаменитых людях Урала 4 2 2 4 Содержание учебного материала 1. Екатеринбург. История основания Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): Yekaterinburg Говорение: Пересказ текста Письмо: Составление ленты-времени 2. Екатеринбург. Основные достопримечательности Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): Heart of Yekaterinburg Говорение Монолог-сообщение (устные презентации на тему «Усадьбы старого Екатеринбурга», «Храмы Екатеринбурга», «Современный Екатеринбург») Письмо: Тексты презентаций 3. Описание памятников архитектуры Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): Sevastyanov’s House, … Говорение: Монолог-сообщение (презентация текста с описанием объекта) Письмо: Описание архитектурных объектов Екатеринбурга Лексика: Названия архитектурных строений, элементов дома, храма 22 2 2 2 2 2 28 4. Популярные экскурсионные маршруты по Екатеринбургу Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): тексты с описанием экскурсионных маршрутов по Екатеринбургу Говорение: Диалог-мнение. Обсуждение плюсов и минусов маршрутов. Выбор самого популярного тура. Обоснование своей точки зрения. Письмо: На основе одного из маршрутов составить программу экскурсии 5. Экскурсионные маршруты по Екатеринбургу (аннотация, программа, тех.карата) Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): тексты с описанием экскурсионных маршрутов по Екатеринбургу Говорение: Монолог-сообщение (устная презентация содержания разработанных материалов) Письмо: На основе одного из маршрутов написать аннотацию на тур, программу экскурсии, тех.карту. В том числе практических занятий 1. Обзорная экскурсия по историческому центру Екатеринбурга. Отбор экскурсионного материала. Практикум 2. Составление маршрута экскурсии. Подготовка материала и виртуальное проведение обзорной городской пешей экскурсии по историческому центру Екатеринбурга. Практикум 3. Показ объекта. Виртуальная экскурсия (презентация) Практикум. Самостоятельна работа обучающихся 1. Составить буклет «Исторический центр города» 2. Описать несколько исторических объектов г. Екатеринбург и их историческое значение 3. Составить программу обзорной экскурсии по центру Екатеринбурга Тема 2.6. Автобусные туры по Уралу Практикум «Автобусная экскурсия по экскурсионным объектам города Екатеринбурга и Свердловской области» Содержание учебного материала 1. Города Свердловской области и история их основания (краткий обзор) Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): тексты с кратким описанием городов Св.обл. Говорение: Диалог-расспрос. (расспросить о городе, где родился и живет обучающийся) Письмо: 2 2 6 2 2 2 6 2 2 2 22 2 29 Краткое описание любого города Св.обл. 2. Города Свердловской области, достопримечательности (презентации) Говорение: Устная, мультимедийная презентация на тему «Города Св.обл». Культура речи, правила устной презентации, критерии оценки. Обсуждение сильных и слабых сторон выполненных презентаций Письмо: Рекомендации 3. Культура и быт Урала Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): House painting. N.Sinyachikha, The Urals cuisine Говорение: Пересказ текстов Письмо: Саммари текстов Лексика: Названия ремесел, уральских блюд, продуктов питания 4. Популярные автобусные туры по Уралу Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): тексты с описанием автобусных туров по уральскому региону Говорение: Монолог-сообщение (презентация турфирм, которые предлагают автобусные туры по Уралу и описание их туров и услуг) Диалог- обмен мнениями Письмо: Аннотация на выбранный тур 5. Транспорт и питание на маршруте Чтение: Работа с текстами профессиональной направленности (глобальное, селективное и с полным пониманием содержания чтение): описание видов путешествий, текст Tourism and transportation Говорение: Пересказ текста Письмо: Аннотация тура с описанием видов трансфера и питания на маршруте 2 2 2 2 30 Тема 2.7. НижняяСинячиха (музей деревянного зодчества Урала) Лексика: Виды транспорта и транспортных услуг, способы перемещения. Фразовые глаголы. Грамматика: Passive Voice for giving information В том числе практических занятий 1. Разработка программы автобусного тура. Практикум 2. Памятка по автобусному туру. Практикум 3. Составление коммерческого предложения. Практикум Самостоятельна работа обучающихся 1. Подготовить доклад о популярных туристских местах Урала 2. Составить викторину «По городам Урала» 3. Составить памятку о правилах поведения на автобусной экскурсии и посещения объектов экскурсии Содержание учебного материала 1. Нижняя-Синячиха Чтение: Местоположение. Интересные факты. Ознакомительное чтение. Говорение: Монолог-сообщение (презентация по достопримечательностям Синячихи) Аудирование: Работа с видео-экскурсией Н.-Синячиха Письмо: Краткое изложение содержания фильма Лексика: Названия объектов деревянного зодчества, видов ремесел, названия традиционных предметов крестьянского быта В том числе практических занятий 1. Объекты показа. Описание. 2. Отбор экскурсионного материала. 3. Составление программы и маршрута экскурсии. 4. Подготовка материала и виртуальное проведение автобусной экскурсии 5. Показ объекта. Виртуальная экскурсия (презентация) Самостоятельна работа обучающихся 1. Составить аннотацию на тур по Нижней-Синячихе 2. Разработать содержание программы тура по Нижней Синячихе 6 2 2 2 6 2 2 2 22 2 10 2 2 2 2 2 10 2 2 31 Тема 2.8. Екатеринбург театральный. Тематические экскурсии. Тема 2.9. Романовы и Екатеринбург. Тематические экскурсии. 3. Оформить рекламный буклет «Нижняя Синячиха» 4. Презентация фрагмента экскурсии (речь экскурсовода) по Нижней-Синячихе 5. Описать объект показа (любой из экскурсии) Содержание учебного материала 1. История театров Чтение: Ознакомительное чтение Говорение: Монолог-рассказ (опыт посещения театра) Письмо: Отзыв на театр В том числе практических занятий 1. Объекты показа. Описание. 2. Составление программы и маршрута экскурсии. 3. Показ объекта. Виртуальная экскурсия (презентация) Самостоятельна работа обучающихся 1. Подготовить презентацию «Театры Екатеринбурга» 2. Составить E-mail клиенту с информацией об экскурсии 3. Разработать программу экскурсии по театрам Екатеринбурга для разных категорий туристов Содержание учебного материала 1. История царской семьи. Чтение: Ознакомительное чтение текста Говорение: Краткое изложение содержания текста и фильма «Семья Романовых» Письмо: Отзыв на фильм. 2. Памятные места пребывания Романовых в Екатеринбурге Говорение: Монолог-сообщение на тему «Следы Романовых в Екатеринбурге» (презентация) Письмо: Описание объектов показа В том числе практических занятий 1. Составление программы и маршрута экскурсии. 2. Составление рекламных материалов. 2 2 2 14 2 6 2 2 2 7 2 2 1 18 2 2 6 2 2 32 3. Показ объекта. Виртуальная экскурсия (презентация) Самостоятельна работа обучающихся 1. Подготовить доклад по теме «Романова в Екатеринбурге» 2. Составить памятку посещения храмов 3. Составить план проведения экскурсии по местам пребывания Романовых в Екатеринбурге 4. Подготовить советы гиду-экскурсоводу (презентация, буклет) Тема 2.10. Обобщение Содержание учебного материала материала Аннотация. Программа. Объекты. Инструкция и памятки. Текст экскурсии В том числе практических занятий 1. Презентация фрагмента экскурсии по выбранной теме (аннотация, программа, описание объектов, презентация, инструкции и памятки, индивидуальный текст экскурсии) Производственная практика Виды работ Проектирование экскурсий Проектирование экскурсионных программ Проведение экскурсий на иностранном языке Курсовой проект (работа) (для специальностей СПО если предусмотрено) Студент имеет право выбора: выполнять курсовой проект по тематике данного или иного профессионального модуля(ей). Тематика курсовых проектов (работ) 1. Особенности проектирования экскурсии по г. Североуральск 2. Особенности проектирования по г. Дегтярск для организации самодеятельного туризма 3. Особенности проектирования по г. Нижняя Тура для организации познавательного туризма 4. Особенности проектирования по г. Богданович для организации детского туризма 5. Особенности проектирования по г. Екатеринбург для организации экскурсий для лиц с ограниченными возможностями передвижения 6. Особенности проектирования по п. Кедровый для организации активного отдыха 7. Особенности проектирования по поселку Елкино для организации рекреационного туризма 8. Особенности проектирования по г. Казань для организации дошкольного туризма 9. Особенности проектирования по г. Туринск для организации тура выходного дня для семейного отдыха 10. Особенности проектирования по г. Екатеринбург для организации молодежного туризма Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом/работой 1. Выбор темы исследования, составление плана 2. Работа над содержанием глав на основе изучения информационных источников 3. Написание выводов, заключения 4. Подготовка к защите 2 8 2 2 2 2 2 2 2 36 33 Промежуточная аттестация (по каждому компоненту ПМ: МДК, УП, ПП, по ПМ) Всего * 213 34 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов географии туризма, турагентской и туроператорской деятельности, кабинет технологии и организации информационно-экскурсионной деятельности ,, кабинет иностранного языка , а также лаборатории информационно-коммуникационных технологий, оснащенные оборудованием: доска аудиторная; стол преподавателя; стул преподавателя; ученические столы; ученические стулья; шкафы для наглядных пособий; полки книжные; демонстрационный экран; стенды; технические средства: компьютер, интерактивная доска; видеофильмы; Оснащенные базы практики в соответствии с Примерной программы по специальности. ( музеи, турфирмы) 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.1. Информационное обеспечение обучения 3.1.1.Печатные издания 1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. / Б.В. Емельянов. – Москва: Академия, 2018. –ISBN 924-4-32388-146-1.-Текст : непосредственный. 2. Хрусконен Н.М. Практика экскурсионной деятельности Н.М. Хрусконен. -Москва: Академия, 2018. –ISBN 954-4-32444-150-1.-Текст : непосредственный. 3.2.» Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Билеты есть. Электронная версия журнала. [сайт]. – Екатеринбург, 2020—URL: http://www.biletyes.ekatr.ru (дата обращения : 06.04.2020).-Текст. Изображение электронное 2. Единая информационная система «Туризм в России». [сайт]. Москва , 2020 URL: http://www.rostur.ru (дата обращения : 09.08.2020).-Текст. Изображение электронное 3. Интернет-проект «Наш Урал».[сайт]. – Екатеринбург, 2020—URL: http://www.nashural.ru (дата обращения: 06.04.2020).-Текст. Изображение электронное 4. Официальный сайт федерального агентства по туризму. [сайт]. Москва , 2020 URL:http://www.russiatourism.ru. (дата обращения : 09.04.2020).-Текст. Изображение электронное 5. Официальный сайт ЮНЕСКО [сайт]. Москва , 2020 - URL: http://www.unesco.org/new/ru/unesco (дата обращения : 09.04.2020).-Текст. Изображение электронное 6. Электронные каталог объектов нематериального культурного наследия народов России. [сайт]. -Режим доступа: Москва , 2020 - URL: http://www.rusfolknasledie.ru (дата обращения : 09.04.2020).-Текст. Изображение электронное 3.2.3.Дополнительные источники 1. Кабакчи, В.В. Практика гида-переводчика In English about St.Petersburg. (Test and Exercises)/ Part I, II. Пособие по англоязычной межкультурной коммуникации. / В.В. Кабакчи. - СПб.: ИВЭСЭП, «Знание, «Союз», 2004. – 309 с. – ISBN 5-7320-0757-1 – Текст: непосредственный. 35 2. Ставрати, Б. В. Урал / The Urals: Учебное пособие для 7-11 кл.общеобраз.учреж./ Б.В.Ставрати, Ф.Н. Засыпкина, М.В. Большенкова, Е.В. Колясникова. – Обнинск: Титул, 2007.- 48 с. - ISBN: 978-5-86866-416-8 – Текст: непосредственный. 3. Robin Walker and Keith Harding, “Tourism 1” Student’s Book. - Oxford University Press, 2006 – 144 с. - ISBN: 019 455 102 4 - Текст: непосредственный. 36 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля ПК 5.1. Разрабатывать экскурсионную программу. ПК 5.2. Подготавливать информационные материалы по теме экскурсий. ПК 5.3. Проводить экскурсию в соответствии с заявкой потребителя Критерии оценки определять ключевые позиции программы экскурсии; определять особые потребности тургруппы или индивидуального экскурсанта; определять цели, задачи и тему экскурсии; использовать методические разработки форм и видов проведения экскурсий; использовать офисные технологии; проводить сравнительный анализ разработанных инструкций о правилах поведения туристов во время экскурсий составлять "Пакет экскурсовода" на иностранном языке. подбор информации по заданной теме использовать информационные источники (справочную литературу, исторические документы, научную литературу, электронные средства массовой информации) составлять текст экскурсии на иностранном языке отбирать необходимую информацию об экскурсионных объектах из профессиональнонаправленных текстов и адаптировать иностранный текст к уровню аудитории. согласовывать место встречи экскурсионной группы и организовывать встречу; использовать Методы оценки Практикум/разработка экскурсионной программы, теститрование Практикум/разработка экскурсионной программы Учебная и практика производственная 37 экскурсионной услуги методические приемы показа экскурсионных объектов; использовать микрофон и усилительную технику; соблюдать правила протокола и этикета; контролировать наличие туристов; учитывать физиологические потребности при передвижении туристов на конкретном виде транспорта; использовать фразы и выражения, принятые этикетом в стране изучаемого, во время организации и проведения экскурсии ПК 5.4. проводить инструктаж о Инструктировать правилах поведения в группе; туристов о правилах проводить инструктаж о поведения во время правилах поведения в группе и экскурсии. на конкретном виде транспорта; проводить инструктаж об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей; проводить инструктаж о правилах поведения и мерах безопасности во время экскурсии на иностранном языке ПК 5.5. выбирать местную Взаимодействовать организацию питания для со сторонними сотрудничества при проведении организациями экскурсии; (музеями, обращаться за помощью объектами в соответствующие службы при общественного наступлении чрезвычайной питания, ситуации; транспортными выявлять и компаниями) по предусматривать формированию и возникновение потребности во реализации взаимодействии с конкретными экскурсионных организациями для обеспечения программ. проведения экскурсии; производить анализ и отбор конкретных организаций, необходимых для обеспечения проведения экскурсии; - Учебная и практика производственная Практикум/разработка экскурсионной программы. Учебная и производственная практика 38 заполнять бланки отчета о проведении экскурсий; организовывать протокольные мероприятия при встрече туристов, в начале и при завершении экскурсии; вести отчеты по установленной форме; оформлять заявки, письма, запросы и стандартную документацию на иностранном языке ОК 1. Понимать осознавать роль сущность и специалиста в сфере туризма в социальную сохранении культурного и значимость своей природного наследия, будущей профессии, формировании ценностного проявлять к ней отношения к нему. устойчивый демонстрировать интерес. готовность использовать иностранный язык как средство общения при каждой встрече с его носителями. понимать важность овладения иностранным языком и потребности пользоваться им в условиях интенсивных отношений нашей страны с мировым сообществом ОК 2. разрабатывать и Организовывать реализовать услугу собственную «экскурсия». Проводит деятельность, рефлексию по проделанной определять методы программе, определяет и способы достижения и затруднения в выполнения деятельности, строит профессиональных перспективный план задач, оценивать их самосовершенствования. эффективность и владеть технологиями качество самостоятельной и самообразовательной работы по изучению иностранного языка ОК 3. Решать определять набор проблемы, адекватных средств оценивать риски и соответственно сложившейся принимать решения нестандартной ситуации в в нестандартных профессиональной практике и ситуациях применяет их в профессиональной деятельности ОК 4. Осуществлять использовать поисковые ПК 5.6. Оформлять отчетную документацию по выполнению программы экскурсии. Практикум/разработка экскурсионной программы. Учебная и производственная практика Практикум/разработка экскурсионной программы. Учебная и производственная практика Практикум/разработка экскурсионной программы. Учебная и производственная практика Практикум/разработка экскурсионной программы. Учебная и производственная практика Семинары/Практикум/разработка 39 поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься системы для работы с профессиональной информацией в сфере туризма характеризовать различные виды информационных ресурсов, необходимых в деятельности специалиста по туризму владеть навыками анализа и оценки профессионально ориентированной информации ориентироваться в профессиональнонаправленных источниках информации на иностранном языке применять офисные пакеты при проектировании услуги «экскурсия»; разрабатывать информационное сопровождение экскурсий с помощью ИКТ. выполнять работу в группе соответственно заданному плану; выстраивать адекватные коммуникации с партнерами по оказанию экскурсионных услуг, одногруппниками, педагогами; уметь вести деловые переговоры на иностранном языке совместно работать на результат для достижения поставленной цели; контролировать организацию деятельности группы по оказанию экскурсионных услуг; уметь вести деловые переговоры на иностранном языке экскурсионной программы. Учебная и производственная практика формировать портфолио специалиста по определенным направлениям осознавать потребность самостоятельно изучать иностранный язык вне занятий; Практикум/разработка экскурсионной программы. Учебная и производственная практика Семинары/Практикум/разработка экскурсионной программы. Учебная и производственная практика Практикум/разработка экскурсионной программы. Учебная и производственная практика Практикум/разработка экскурсионной программы. Учебная и производственная практика 40 самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности демонстрировать личную заинтересованность в изучении иностранного языка для дальнейшего профессионального роста. владеть различными технологиями в т.ч. мультимедийными. уметь составлять и проводить презентации на иностранном языке с использованием ИКТ Практикум/разработка экскурсионной программы. Учебная и производственная практика 41