Приложение 4.18 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 43.02.10 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. В.10. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43.02.10 Туризм Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 № 474 Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» учреждение Разработчики: Балахонова Л.С., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». Кузнецова М.Ф., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ДИСЦИПЛИНЫ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 11 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности» относится к вариативной части общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 43.02.10 «Туризм». Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации. ПК 3.1. Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта. ПК 3.2. Формировать туристский продукт. ПК 5.1. Разрабатывать экскурсионную программу. ПК 5.2. Подготавливать информационные материалы по теме экскурсий. Специалист по туризму должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель: подготовить студентов к научно-исследовательской работе в процессе обучения в колледже (выполнение реферативных, курсовых и выпускных квалификационных работ) и в будущей профессиональной деятельности (анализ рынка туристских услуг и запросов потребителей, подготовка информационных материалов для составления экскурсионных программ). Задачи: 1. вовлекать студентов в учебно-исследовательскую деятельность, способствующую формированию и развитию профессиональных компетенций и творческих способностей, необходимых для последующей работы в сфере туризма; 2. формировать представления студентов о методах организации и проведения опытно-поисковой работы; 3. развивать умения студентов, необходимые для проведения исследовательской работы и повышения качества подготовки специалистов. 2 Код ПК, ОК ОК 1 ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1. ПК 3.1. ПК 3.2. ПК 5.1. ПК 5.2. Умения Знания планировать исследовательскую - методы социологического (в особенности маркетингового) работу; исследования; определять понятийный аппарат содержание основных исследования; понятий и категорий научного определять основополагающую поиска; проблему, цель и задачи - требования к исследования; исследовательской работе, к осуществлять поиск, анализ и оценку оформлению результатов информации, необходимой для исследования. постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; фиксировать и сохранять исследовательский материал; представить результаты исследования в установленной форме с использованием электронной презентации. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы Объем часов 51 в том числе: теоретическое обучение 24 практические занятия Самостоятельная работа 10 17 Промежуточная аттестация Диф.зачет 3 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы учебно–исследовательской деятельности» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Раздел 1. Наука и научное исследование Тема 1. Введение в Содержание учебного материала научное исследование Наука и научное познание. Виды наук. Планирование научного исследования. Этапы научного исследования. Раздел 2. Особенности исследования. Тема 2.1 Особенности Содержание учебного материала исследования в Выбор темы и определение проблемы. Актуальность исследования. Компоненты области туризма актуальности. Формулировка темы, проблемы, целей и задач. Тема 2.2 Обзор Содержание учебного материала периодических изданий Принципы подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с бумажными и электронными носителями. В том числе практических занятий 1.Представление статьи из периодических изданий по изучаемой специальности/теме исследования Самостоятельная работа обучающихся 1.Аннотирование специализированного журнала или газеты. Представление профессиональных блогов и сообществ. Поиск е в сети Интернет материалов по теме проводимого исследования с помощью стандартных поисковых систем и с помощью сайтов научных библиотек и каталогов. Сравнение результатов поиска, описание различий. Раздел 3. Методы исследования Тема 3.1 Методы Содержание учебного материала Объем в часах 2 2 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК 1. ОК 9. 6 2 2 ОК 1. ОК 2. ПК 1.1. 4 ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ПК 1.1. ПК 5.2. 2 2 2 2 11 5 ОК 2. ОК 4. 4 Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования. Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработка и проведение анкеты. Тема 3.2 Опросные и Содержание учебного материала неопросные методы 1.Методы социологического исследования исследования Сущность метода интервью. Виды и типы интервью. Метод наблюдения. Анализ документов. 2.Маркетинговое исследование План проведения маркетингового исследования. Разработка программы маркетингового исследования. Проблема выборки и репрезентативности. Самостоятельная работа обучающихся Обработка анкеты и представление результатов анкетирования в виде диаграммы, написание вывода. Раздел 4. Технология учебно-исследовательской деятельности студентов Тема 4.1 Структура Содержание учебного материала исследовательской Структура, содержание и оформление исследовательской работы. Оформление работы студентов исследовательской работы: нумерация страниц и глав; порядок оформления таблиц, графического материала, формул. Филологическое сопровождение оформления научной работы. 2 Тема 4.2 Методология исследовательской работы студентов 4 2 2 2 учебноисследовательской деятельности Тема 4.2 Технология написания частей реферативной работы Содержание учебного материала Постановка целей и задач. Определение методологии исследования Самостоятельная работа обучающихся 1.Определение методологии исследования /заполнение индивидуального плана исследовательской деятельности Содержание учебного материала Структура учебного реферата. Критерии оценки учебного реферата. Оформление найденных интернет-материалов в соответствии с требованиями ГОСТ. 1. Технология написания введения Актуальность исследования: нормативно-правовые документы, современное состояние проблемы, авторы, которые занимались проблемой. Методология исследования. 3 3 6 2 2 ОК 5. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1. ПК 3.1. 2 2 26 2 2 20 2 ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ПК 1.1. ПК 3.1 ПК 5.2. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ПК 1.1. ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1 5 2. Технология написания основной части Проведение анализа, аналитические клише, оформление ссылок на источники, написание выводов по параграфу. 3. Технология написания заключения Требования к заключению: объем, оформление, стиль написания. В том числе практических занятий 1. Особенности оформления источников 2. Требование к презентации работы 3. Структура защитной речи Самостоятельная работа обучающихся 1.Написание введения. 2.Написание параграфа 3.Оформление списка литературы. Работа с бумажными каталогами. Оформление ссылок на литературные источники. 4.Презентация реферативной работы (введение) Раздел 5. Организация исследовательской опытно-практической, опытно-экспериментальной и проектной работы студентов Тема 5.1 Особенности Содержание учебного материала написания курсовой Структура курсовой работы. Требования к оформлению и защите курсовой работы. работы Тема 5.2 Особенности Содержание учебного материала написания выпускной Структура выпускной квалификационной работы. Требования к оформлению и квалификационной защите выпускной квалификационной работы. Организация исследовательской работы выпускной квалификационной работы студентов 2 Зачет 2 51 Всего ПК 5.2 2 6 2 2 2 8 2 2 2 2 4 2 2 2 2 ОК 2. ПК 1.1. ПК 3.1 ПК 1.1. ПК 3.1 ПК 3.2. ПК 5.1. ПК 5.2. 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебнометодические рекомендации). Технические средства обучения: интерактивная доска и мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания 1. Розанова, Н. М. Основы научных исследований. Учебно-практическое пособие. — М.: КноРус. 2020. - 328 с. - ISBN: 978-5-406-07660-6. - Текст: непосредственный 3.2.2 Электронные издания 1. Байбородова, Л.В. Чернявская, А.П. Методология и методы научного исследования. Учебное пособие.— М.: Юрайт. 2018. - 222 с. - ISBN 978-5-87555-985-3. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата обращения: 31.07.2020). 2. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 304 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08764-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451920 (дата обращения: 31.07.2020). 3. Дрещинский, В. А. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. - 274 с. - ISBN 978-5-534-07187-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата обращения: 31.07.2020). 4. Дрещинский, В.А. Основы научных исследований. Учебник для СПО. — М.: Юрайт. 2019. - 274 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10329-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата обращения: 31.07.2020). 5. Социология. Методика проведения социологических исследований: учебное пособие для вузов/ под редакцией И.Е. Тимерманиса, А.Г. Тановой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 118 с. – ISBN: 978-5-534-09953-9. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453453 (дата обращения: 31.07.2020). 6. http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Science/Publications/Libraries_1/ –Каталог научных библиотек 7. http://library.vshu.kirov.ru – база данных IRBIS (каталог книг и статей), доступен в научной библиотеке ВятГГУ (К. Либкнехта, 89) 8. http://www.scintific.narod.ru – каталог научных ресурсов 9. http://list.mail.ru/10177/1/0_1_0_1.html каталог научных журналов 10. http://ecologysite.net/ –каталог экологических сайтов 11. http://ecoportal.ru/katal.php –тематический каталог ссылок по экологии 12. http://www.herzenlib.ru/ библиотека им. А.И. Герцена (г.Киров) 13. http://libkirov.ru – Электронная библиотека города Кирова 14. http://www.rsl.ru –Российская государственная библиотека 15. http://www.rasl.ru – библиотека Академии Наук 16. http://www.spbrc.nw.ru – Санкт-Петербургский научный центр РАН 17. http://www.lib.pu.ru/RU/ –Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета 18. http://nbmgu.ru/ –Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова 19. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp –Научная электронная библиотека 20. http://www.nlr.ru/ Российская –Национальная библиотека 21. http://www.benran.ru/el_jur.htm - Электронные научные журналы 3.2.3 Дополнительные источники 1. Борикова, Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М. 2002. – 96с. - ISBN 978-5-7695-7579-2.- Текст: непосредственный. 2. Бережнова, Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений. – 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 128с. ISBN 5-7695-2919-9. - Текст: непосредственный. 3. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учебник. / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – Москва: ИНФРА – Москва, 2008. – 768с. – ISBN: 978-5-16002113-3 – Текст: непосредственный. 4. Добреньков, В.И., Осипова Н.Г. Методология и методы научной работы: учебное пособие / В.И.Добреньков, Н.Г.Осипова. М.: изд. МГУ,2009. - 276с. - 978-598227-599-8. - Текст: непосредственный. 5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с. - ISBN 5-7695-2146-5. - Текст: непосредственный. 6. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с. ISBN 5-7695-2711-0. - Текст: непосредственный. 7. Кузнецов, И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления /И.Н.Кузнецов. М.,2006. - 460 с. - ISBN 5-94798-904-2. - Текст: непосредственный. 8 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является зачет. Результаты обучения В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - методы социологического (в особенности маркетингового) исследования; - содержание основных понятий и категорий научного поиска; - требования к исследовательской работе, к оформлению результатов исследования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: планировать исследовательскую работу; определять понятийный аппарат исследования; определять основополагающую проблему, цель и задачи исследования; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; фиксировать и сохранять исследовательский материал; представить результаты исследования в установленной форме с использованием электронной презентации. Критерии оценки Методы оценки - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу; - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; зачет: заполненный индивидуальный план исследовательской деятельности, написанное введение, презентация по введению, итоговая отметка за семестр, черновой вариант реферата. - устный опрос, - тестирование, контрольные работы, практические задания, - домашнее задание творческого характера. 9