Приложение 4.13 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 43.02.10 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. В. 05 РЕКРЕАЦИОННЫЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ 43.02.10 Туризм Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины ОП.В.05 Рекреационный и экологический туризм разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.10 «Туризм», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.05.2014 г. № 474. Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж» Государственное автономное профессиональное Свердловской области «Свердловский областной Разработчик: Бортникова О.В, преподаватель туризма, ВКК © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..........................................................................................................................4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .......................................................................................................................................................14 3 1. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РЕКРЕАЦИОННЫЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ» 1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Рабочая программа учебной дисциплины «Рекреационный туризм» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 «Туризм» Учебная дисциплина «Рекреационный и экологический туризм» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 43.02.10 «Туризм». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК): ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации. ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах. ПК 1.5. Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы). ПК 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут. ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте. ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте. ПК 2.4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте. ПК 3.2. Формировать туристский продукт. ПК 5.1. Разрабатывать экскурсионную программу. ПК 5.2. Подготавливать информационные материалы по теме экскурсий. ПК 5.4. Инструктировать туристов о правилах поведения во время экскурсии. ПК 5.5. Взаимодействовать со сторонними организациями (музеями, объектами общественного питания, транспортными компаниями) по формированию и реализации экскурсионных программ. ПК 6.1. Анализировать виды и свойства туристских ресурсов ПК 6.2. Использовать различные методики оценки потенциала туристских ресурсов ПК 6.3. Определять способы удовлетворения туристских потребностей в зависимости от вида туристских ресурсов ПК 6.4. Анализировать географическую картину размещения туристских ресурсов и общих компетенций (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями 4 ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. Программа учебной дисциплины «Рекреационный туризм» может быть использована в профессиональной подготовке специалистов в области туризма. Данная дисциплина входит в профессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы по специальности 43.02.10 «Туризм» и реализуется за счет часов, отведенных на вариативную часть ОПОП. Дисциплина является практико-ориентированной, компетенции, сформированные в результате освоения программы необходимы при изучении профессиональных модулей. 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Основной целью изучения учебной дисциплины «Рекреационный туризм» является формирование профессиональных навыков в области планирования и организации туров рекреационной направленности. Код ПК, ОК Умения Знания ПК 1.1 ПК 1.2. • использовать различные • сущность и виды ПК1.5. ПК 2.1. источники информации при рекреационного туризма; ПК 2.2. ПК 2.3. анализе ресурсов рекреационного • географию распространения ПК2.4. ПК 3.2. туризма; рекреационных зон в мире, России ПК 5.1. ПК 5.2. • проектировать туры с и Свердловской области; ПК 5.4. ПК 5.5. учетом специфики • организационноПК 6.1. ПК 6.2. рекреационного туризма ; содержательные направления ПК 6.3. ПК 6.4. • проводить исследование по проектирования туристскоОК 1. ОК 2. проектировании туристских рекреационного продукта; ОК 3. ОК 4. программ специфику планирования и ОК 5. ОК 6. • передавать информацию по реализации туров рекреационной ОК 8. ОК 9. рекреационным объектам направленности потребителю туристских услуг. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 114 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы 64 практические занятия 32 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) контрольная работа 0 0 Самостоятельная работа 48 Промежуточная аттестация зачет 0 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «РЕКРЕАЦИОННЫЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1. Введение в рекреационный и экологический туризм Тема 1.1. Содержание учебного материала Сущность 1 Основные понятия рекреологии рекреалогии Рекреационные потребности. Рекреационное пространство 2 Рекреационная и экологическая система Назначения. Функции. География. Тема 1. 2. Содержание учебного материала Структурные 1 Понятие цикла рекреационной деятельности особенности программа отдыха, способы осуществления. рекреационной 2 Виды ЦРД деятельности Водный; альпийский; активно-оздоровительный; коммерческо-деловой; курортный; культурно-исторический; охотничье-рыболовный; паломнический; приморский; приключенческий; развлекательный; спортивный; фестивально-конгрессный; экологический; экзотический; этнографический. 3 Пространственно-активная рекреационная деятельность Экскурсии, туризм, массовый туризм, путешествия и спортивный туризм, миграции с целью освоения территорий 4 Виды рекреационной деятельности Маршрутный, прогулочный, водный, подводный (дайвинг), рыболовный, охотничий, горнолыжный туризм, альпинизм Тема 1. 3. Содержание учебного материала Понятие о 1 Теория В.С. Преображенского. рекреационном Концепция "первоначального социалистического накопления", концепции проектирование "первоначального социалистического накопления" 2 Рекреационные занятия как компоненты рекреационной деятельности Компоненты рекреационная деятельность, рекреационные занятия 3 Типы рекреационной деятельности Климатолечение, Бальнеологические типы, Внутреннее и наружное применение минеральных вод, грязелечение, Водные процедуры, Малоподвижные игры Подвижные Объем часов Профессионал ьные и общие компетенции 3 4 2 ПК 1.2, ПК 2.3, ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 6.2, ОК 1, ОК 2, ОК 8 2 8 2 2 2 2 16 2 2 ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 6.1, ПК 1.2, ПК 2.3, ПК 6.4, ОК 3, ОК 7, ОК6, ОК9, ОК 5 2 6 занятия на воде Рыболовство, охота, Спортивный туризм и другие В том числе практических занятий 1. Анализ карты «Рекреационные занятия» 2. Анализ специфики рекреационной географии различных регионов мира. 3. Анализ рекреационных занятий 4. Тест на знание ключевых понятий темы. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентаций по РТЗ. Карельский район Раздел 2. Рекреационная деятельность и программный туризм Тема 2.1. Содержание учебного материала Сущность 1 Классификации рекреационной деятельности. рекреационной Маршрутный туризм, функции, методы. деятельности 2 Основные понятия рекреационной деятельности Медико-биологические (лечение и оздоровление); социально-культурно-воспитательные (развитие способностей личностей); экономические (воспроизводство трудовых ресурсов, увеличение занятого населения). Аспекты свободного времени: Хронологический - изучение количества свободного времени. 3 Экологические проблемы рекреационной деятельности. Рекреационное освоение. Рекреационное и туристское природопользование. Рекреационное природопользование и охрана природы. Функциональная модель и основные типы туристского природопользования. Методика определения рекреационных нагрузок на природные комплексы. 4. Взаимодействие туризма и окружающей среды. Основные аспекты влияния туризма на природную и культурную среду. Экология и туризм. Экологические проблемы рекреационной деятельности и освоение территорий. 4 Туризм как вид рекреационной деятельности. Классификация видов и форм туризма. Самостоятельная работа обучающихся Написание отчетов о посещении культурных объектов 1)ботанические сады г. Екатеринбурга 2)зоопарк г. Екатеринбурга Тема 2.2. Содержание учебного материала Туризм и 1 Виды туризма рекреационная Культурно-познавательный туризм. Спортивный туризм Приключенческий туризм и деятельность другие 8 2 2 2 2 2 2 12 2 2 ПК 1.5, ПК 1.2, ПК 2.3, ПК 3,2, ПК 5.5, ПК 6.2, ОК 1, ОК3, ОК 7, ОК 9 2 2 4 2 2 10 2 7 Турист: Понятие, цели, типы шоппинг-цели;· приобретение сувениров и подарков; отдых на море, спорт; зимний спорт и отдых;· лечение, оздоровительные цели; религиозные цели, паломничество; встречи с родственниками и друзьями 3 Типы туристов международные и внутренние В том числе практических занятий 1.Семинар-практикум «Удовольствие и отдых» Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка презентаций по РТЗ - Карельский район Тема 2.3. Содержание учебного материала Программный 1 Сущность программного туризма. туризм Понятие , общие основы и разновидности 2 Особенности организации программного туризма. создания туроперейтинговой среды, традиции туроперейтинга, программы обслуживания 3 Виды программного туризма Экскурсионная программа, спортивная программа, досуговые программы, курортные программы и другие. Общие зоны рекреалогии В том числе практических занятий 1. Семинар Общие основы программного туризма 2. Тест на знание сущности программного туризма 3. Семинар-практикум «Особенности проектирования рекреационных туров» Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка презентаций по РТЗ - РР Русского Севера Раздел 3. Объекты рекреационного туризма Тема 3.1. Содержание учебного материала Природные 1 Надежность природных комплексов. комплексы Устойчивость к рекреационным нагрузкам, Разнообразие. 2 Эстетическое свойство природы Сущность, влияние, проблемы. 3 Использование природных комплексов Устойчивость к рекреационным нагрузкам, разнообразие, Природно-климатические 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 6 2 2 2 2 66 2 2 ПК 1.5, ПК 1.2, ПК 2.3, ПК 3,2, ПК 5.5, ПК 6.2, ОК 1, ОК3, ОК 7, ОК 9 2 8 факторы , природные комплексы, лечебно-оздоровительная местность, объекты, явления природы 4 Основы развития сети национальных парков Этапы, основы управления, государственная политика 5 Основы формирования нормативной базы Нормативные документы регулирующие охрану окружающей среды 6 История возникновения ООПТ. Этапы, периоды, значение 7 Биосферные заповедники Структура, особенности, география 8 Национальные парки Структура, особенности, география 9 Государственные природные заповедники Структура, особенности, география 10 Государственные природные заказники Структура, особенности, география 11 Памятники природы Структура, особенности, география 12 Историко-культурные рекреационные ресурсы Структура, особенности, география 13 Социально- экономические рекреационные ресурсы Структура, особенности, география В том числе практических занятий 1. Презентация рекреационных туров по России 2. Тест на знание основных центров лечебно-оздоровительного туризма и круизов 3. Анализ сбытовой среды российских туроператоров 4. Семинар-практикум «Особенности организации заповедников 5. Анализ возможностей лесной рекреации , лесного туризма Самостоятельная работа обучающихся Написание отчетов о посещении культурных объектов 1. Природные парки г. Екатеринбурга 2. Парк Бабочек 3. Презентация рекреационных туров по Свердловской обл., Уральскому региону Анализ программ рекреационных туров 4. Анализ программ рекреационных туров по Алтаю 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 32 2 2 2 2 9 Тема 3.2. Рекреационное районирование России 5. Анализ программ рекреационных туров по Северному Уралу 6. Анализ программ рекреационных туров по Южному Уралу 7. Анализ программ рекреационных туров по Среднему Уралу Доклады : 8. Санатории России. Виды, значение, география 9. Подводное плавание.Туристские регионы, особенности организации, центры 10. Лесная рекреация , лесной туризм Туристские регионы, особенности организации, центры Подготовка презентаций по РТЗ 11. РТЗ Верхне-Волжский 12. РТЗ Среднее Поволжье 13. РТЗ Уральский Подготовка презентаций по РТЗ 14. РТЗ Центр России Западный 15. РТЗ Ленинградский 16. РТЗ Центральный Содержание учебного материала Курорты РФ Алтайский край, Минеральные воды, Кавказ, Крым, Краснодарский край и другие Основные рекреационные центры РФ Центральные нечерноземные районы, Верхнее Поволжье, Средний и Южный Урал Карельский район География, природные особенности, климат, достопримечательности, инфраструктура, туристские центры РР Русского Севера. География, природные особенности, климат, достопримечательности, инфраструктура, туристские центры РТЗ Центр России Западный География, природные особенности, климат, достопримечательности, инфраструктура, туристские центры РТЗ Ленинградский География, природные особенности, климат, достопримечательности, инфраструктура, туристские центры РТЗ Центральный. География, природные особенности, климат, достопримечательности, инфраструктура, туристские центры РТЗ Верхне-Волжский География, природные особенности, климат, достопримечательности, инфраструктура, туристские центры РТЗ Среднее Поволжье География, природные особенности, климат, достопримечательности, инфраструктура, туристские центры РТЗ Уральский География, природные особенности, климат, достопримечательности, 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 2 ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 6.1, ПК 1.2, ПК 2.3, ПК 6.4, ОК 3, ОК 7, ОК6, ОК9, ОК 5 10 инфраструктура, туристские центры В том числе практических занятий 1. Семинарское занятие по природным объектам рекреационного туризма 2. Семинар-практикум «Особенности организации рекреационных туров» 3. Анализ РТЗ Уральский География, природные особенности, климат, достопримечательности, инфраструктура, туристские центры Самостоятельная работа обучающихся 1. Анализ программ рекреационных туров по Тайге 2. Анализ программ рекреационных туров по Дальневосточному региону 3. Анализ программ рекреационных туров по Кавказу 6 2 Всего: 2 2 6 2 2 2 144 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания 1. Исаченко, Т. Е. Рекреационное природопользование : учебник для вузов / Т. Е. Исаченко, А. В. Косарев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 268 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11383-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/456687(дата обращения: 06.о4.2020) 2. Боголюбов, В. С. Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций : учебник и практикум для вузов / В. С. Боголюбов, С. А. Быстров, С. А. Боголюбова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 256 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06549-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/452072 (дата обращения: 06.04.2020) 3. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование : учебное пособие для вузов / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 257 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534- 13120-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblioonline.ru/bcode/449239(дата обращения: 06.04.2020) 4. Севастьянов, Д. В. Страноведение и международный туризм : учебник для вузов / Д. В. Севастьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 327 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08873-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/455490 (дата обращения: 06.04.2020) 5. Сущинская, М. Д. Культурный туризм : учебное пособие для вузов / М. Д. Сущинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 157 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07374-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/452660 (дата обращения: 06.04.2020) 6. Христов, Т. Т. Религиозный туризм : учебник для вузов / Т. Т. Христов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 338 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5- 534-131253. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblioonline.ru/bcode/449246 7. Кужель, Ю. Л. Туристское страноведение. Центральная и Южная Европа (Албания, Венгрия, Хорватия, Словения) : учебник для вузов / А. А. Крючков, А. Г. Граве ; под редакцией Ю. Л. Кужеля. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 400 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12533-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/447733 (дата обращения: 06.04.2020) 8. Туристское страноведение. Западная и Северная Европа. Япония : учебник для вузов / М. В. Иванова, Л. В. Сазонкина, Л. А. Полынова, Ю. Л. Кужель ; под научной редакцией Ю. Л. Кужеля. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 574 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534- 12222-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblioonline.ru/bcode/455569 (дата обращения: 06.04.2020) 12 9. Туристское страноведение. Турция. Ближний Восток. Северная Африка : учебник для вузов / Ю. Л. Кужель, М. В. Иванова, Л. А. Полынова, Л. В. Сазонкина ; под научной редакцией Ю. Л. Кужеля. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11616-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/445756 (дата обращения: 06.04.2020) 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умение Методы оценки Критерии оценки Передает информацию об Оценка работы студентов объектах рекреационного туризма на семинарских занятиях и Использовать потребителям при выполнении различные источники практических работ. информации при анализе ресурсов рекреационного туризма Проектировать туры с Демонстрирует умение точно и оценка работы студентов учетом специфики полно проектировать туры на семинарских занятиях; рекреационного туризма контрольных работ; индивидуальных заданий. Знания Сущность и виды Демонстрирует умение оценка контрольной рекреационного туризма определять виды рекреационного работы туризма Географии Владеет навыками работы с оценка выполнения распространения картой, знать основные понятия практического задания и рекреационных зон контрольной работы Рекреационные объектов Владеет информацией об объектах оценка выполнения России и Свердловской России и СО практического задания и области контрольной работы Географии Демонстрирует знание географию оценка выполнения рекреационных центров рекреационных центров практического задания и и маршрутах контрольной работы; оценка деятельности студентов на семинарском занятии Специфика Демонстрирует знание специфику оценка деятельности планирования и планирования и реализации туров студентов на семинарском реализации туров рекреационной направленности занятии; рекреационной оценка выполнения направленности контрольной работы; 14