Приложение 4.9 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 43.02.10 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ 43.02.10 Туризм Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.10 «Туризм», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.05.2014 г. № 474. Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж» Государственное автономное профессиональное Свердловской области «Свердловский областной Разработчик: Бортникова О.В., преподаватель педагогический колледж» ВКК ГАПОУ СО «Свердловский областной © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ» .............................6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ………………………20 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ..............21 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ» 1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Рабочая программа учебной дисциплины «Организация туристской индустрии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 «Туризм» утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.05.2014 г. № 474. Дисциплина является практико-ориентированной, компетенции, сформированные в результате освоения программы, необходимы при изучении таких профессиональных модулей как «Предоставление турагентских услуг», «Предоставление туроператорских услуг». Темы, входящие в программу, могут осваиваться в составе МДК для совершенствования практических навыков и дальнейшего формирования общих и профессиональных компетенций Учебная дисциплина ОП. 01 Организация туристской индустрии туризма обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 43.02.10 «Туризм». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК: ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации. ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах. ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта. ПК 1.4. Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя. ПК 1.5. Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы). ПК 1.6. Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю. ПК 1.7. Оформлять документы строгой отчетности. ПК 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут. ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте. ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте. ПК 2.4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте. ПК 2.5. Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной. ПК 2.6. Оформлять отчетную документацию о туристской поездке. ПК 3.1. Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта. ПК 3.2. Формировать туристский продукт. ПК 3.3. Рассчитывать стоимость туристского продукта. ПК 3.4. Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта. ПК 3.5 Организовывать продвижение туристического продукта на рынке туристских услуг.. ПК 4.1. Планировать деятельность подразделения. ПК 4.2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных. ПК 4.3. Оформлять отчетно-планирующую документацию. ПК 4.4. Анализировать эффективность работы подразделения и предлагать мероприятия по совершенствованию работы. и общих компетенций (ОК): 4 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Основной целью изучения учебной дисциплины «Организация туристской индустрии» является формирование представлений о специфике организации и функционирования индустрии туризма и умений, необходимых для осуществления туроператорской и турагентской деятельности. КОД ПК,ОК ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 1.6. ПК 1.7. ПК 2.1. ПК 2.2ПК 2.3. ПК 2.4. ПК 2.5. ПК2.6. ПК 31. ПК 3.2. ПК 3.3. ПК 3.4. ПК 3.5 ПК4.1. ПК 4.2 П 4.3. ПК 4.4. ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 , ОК 5 , ОК 6., ОК 7, ОК 8. ОК 9. Умения •профессионально пользоваться основными терминами и понятиями, относящимися к туристской деятельности на русском и иностранном языках; •осуществлять поиск и использование информации о состоянии и структуре рынка туристских услуг; •пользоваться законодательными актами и нормативными документами по правовому регулированию туристской деятельности •использовать потенциал туристских регионов при формировании турпродуктов •консультировать туристов по вопросу пользования банковскими, финансовыми услугами, современными информационными технологиями •предоставлять информацию о туристско-рекреационных и курортных ресурсах региона, страны назначения Знания •Историю развития и роль мирового туризма в мировой экономике. •Основные термины и понятия, относящиеся к туристской деятельности на русском и иностранном языке. •Инфраструктуру туризма. •Возможности информационных, банковских и финансовых услуг и технологий в туризме. •Законодательные акты и нормативные документы по правовому регулированию туристской деятельности, страхования в туризме, по вопросам регулирования туристских формальностей. •Определение, основные 5 •использовать информацию о возможностях продвижения туристской организации на рынке туруслуг •осуществлять подготовку организации туризма к участию в профессиональных выставках •информировать туристов о возможностях организации досуга •предоставлять информацию об организации и видах питания туристов •профессионально пользоваться терминами и понятиями, принятыми в гостиничной индустрии. •создавать, вести и пользоваться блогом (bortnikova-simonjva.blogspot.com), пользоваться сайтом факторы и условия формирования и развития туристского региона; способы и методы продвижения организации туриндустрии на рынке туруслуг. •Роль выставочноконгрессной деятельности в развитии туризма. •Определение туристскорекреационных ресурсов. •Основы организации санаторно-курортных комплексов. •Основы анимационной деятельности в сфере рекреации и туризма. •Принципы функционирования организаций питания. •Принципы организации и функционирования гостиничной индустрии. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 309 в том числе: теоретическое обучение 136 практические занятия 70 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 Самостоятельная работа 103 Промежуточная аттестация экзамен 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Организация туристской индустрии» Наименование разделов и тем Содержание учебного обучающихся материала и формы организации деятельности Объем часов 1 2 Раздел 1. Туризм как экономическая сфера деятельности Тема 1.1. Содержание учебного материала Туризм как 1 Туризм как феномен культуры и объект профессиональной деятельности. социоэкономическое Понятийный аппарат и классификация туризма явление Факторы развития туризма 2 Международное регулирование туристкой деятельности Стратегическое определение туризма. Туристская политика. Органы управления туризмом. Стандартизация и сертификация ТД. В том числе практических занятий 1.Заполнение и анализ таблицы «Преимущества для туристов» Самостоятельная работа обучающихся 1. Развитие и регулирование туристкой деятельности в Росси 2. Этапы развития туризма в России. 3. Первый этап – предыстория российского туризма. 4. Второй этап – развитие транспорта. 5. Третий этап – начало становления массового туризма. 6. Этапы развития туризма в России XIX-XX вв. 7. Послереволюционный период развития туризма в СССР. 8. Туристские общества в России. Тема 1.2. Содержание учебного материала Технология работы и 1 Понятия турфирмы организации Виды деятельности турфирмы, классы обслуживания туристкой фирмы Факторы влияющие на поведение потребителя туристского продукта 2 Технология разработки туристских маршрутов и формирования туров Определение методов контроля качества; установление технологии процесса Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 114 22 2 ПК 4.1., ПК4,4., ПК1.2, ОК 1, ОК 7 2 2 2 16 2 2 2 2 2 2 2 18 2 ПК 1.3., ПК4.1., ПК 3.4., ОК 1, ОК 8, ОК 9 2 7 Тема 1.3. Организационноправовые основы работы туристского предприятия Тема 1.4 Технология организации обслуживания туристов; представление проекта на утверждение. Разработка технологической документации; установление нормируемых характеристик услуги; анализ проекта. 3 Информационные технологии в деятельности туристской фирмы Офисные программы, мультимедийные технологии, Системы бронирования. В том числе практических занятий Составление программы маршрута по городу Лондону при помощи информации блога и сайта Самостоятельная работа обучающихся 1. Вести блог по заданной теме, оценивать работу партнера по теме, 2. Излагать в блоге свои комментарии, опубликовывать статьи 3. Сообщение «Социальная значимость туризма как возможность удовлетворять одну из важнейших потребностей человека – восстановления и пополнения его физических, духовных, эмоциональных сил» 4. Доклад «Гуманитарная функция туризма, как возможность для формирования всесторонне развитой личности». 5. Доклад «Значение туризма для человека и общества: политическое, воспитательное, культурное, общественное, биологическое, экономическое и др.» Содержание учебного материала Документация туристской фирмы. Права и обязанности турфирм и туристов. Ведение туристской отчетности. В том числе практических занятий 1.Тест по документации турфирмы Самостоятельная работа обучающихся 1. Формирование последовательности действий туроператора при сертификации туристской услуги 2. Анализ и оценка туристских центров разных территорий России с целью организации туризма и отдыха. 3. Перспективные направления развития внутреннего, въездного и выездного туризма в России Содержание учебного материала 1 Правила обслуживания туристов Технология организации информационного обеспечения туристского 2 2 2 10 2 2 2 2 2 10 2 ПК 1.5, ПК 4.1., ПК 4.3.,ПК 4.4 ОК 3, ОК 7, ОК 8 2 2 6 2 2 2 28 2 ПК 1.5, ПК 4.3., ОК 3, ОК 7, ОК 8 8 обслуживания туристов при проведении экскурсий и зарубежных поездок Тема 1.5. Организация и проведение туристского маршрута обслуживания. Технология организации туристских формальностей. 2 Паспортно-визовые формальности. Виды паспортов. Особенности оформления. 3 Шенгенское соглашение и шенгенская виза История. Оформления. Документы. 4 Таможенные формальности Таможенная декларация, таможенное оформление и таможенный контроль 5 Страхование в туризме Франкфуртская таблица. Технологии личных продаж в туризме В том числе практических занятий 1.Анализ документов на примере фирмы «Уральские авиалинии» Самостоятельная работа обучающихся 1. Анализ качества обслуживания , анимации, работа с жалобами 2. Туристские формальности 3. Всемирная туристская организация (ЮНВТО) 4. Международная ассоциация воздушного транспорта 5. Международная организация агентов авиакомпаний 6. Международная конфедерация студенческого туризма 7. Всемирная федерация туристских агентств 8. Международная гостиничная ассоциация Содержание учебного материала Этапы выполнения ТМ. Организация туристского маршрута. Проведение ТМ Послемаршрутное оформление документов В том числе практических занятий 1. Составление выбранного маршрута 2. Характеристика форм взаимодействия между авиакомпаниями и туристскими предприятиями. 3. Речные круизы в РФ и за рубежом. (анализ предложений) 4. Нестандартные программы тура с использованием туристского поезда. (анализ предложений) 5. Особенности организации автотуров и их примеры в России и за рубежом (анализ предложений ) Самостоятельная работа обучающихся Анализ созданного маршрута 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 2 2 2 14 2 10 2 2 ПК 1.3., ПК 1.4, ПК 1.7, ПК 2.3, ПК 2.4., ПК 2.5,ПК 2.6,ПК 3.2., ОК 1,ОК 5, ОК 6,ОК 7 , ОК 2 2 2 2 2 9 Тема 1. 6. Технология и организация зарубежных поездок и экскурсий Тема 1.7. Технология документационного обеспечения обслуживания туристов Тема 1.8 Коммуникационные технологии в туристской деятельности Содержание учебного материала Технология организации деятельности турлидеров и руководителей туристских групп при подготовке и проведении тура. Критерии отбора, функции турлидера Технология организации экскурсионного обслуживания туристов. Обеспечение безопасности туристов В том числе практических занятий 1. Решение ситуационных задач при организации путешествия турлидером 2. Тест «Терминология экскурсовода» Самостоятельная работа обучающихся Анализ факторов определяющих качество обслуживания клиентов Содержание учебного материала 1 Оформление документации Каталог, технологическая карта путешествия, график загрузки, паспорт маршрута, информационный листок. 2 Программа для туристов Программа для туристов, ваучер, заявка на бронь, памятка для туристов 3 Каталоги туроператоров и сайтами гостиниц на предмет бронирования номеров Виды, особенности работы 4 Договор о продаже путевки Туристская путевка. Анализ договора. Условия договора. Риски. Работа с сайтом ТО. В том числе практических занятий 1.Заполнение въездной и выездной карты; заполнение карточки гостя. Самостоятельная работа обучающихся 1.Рассмотреть виды заполнения документации Содержание учебного материала 1 Культура обслуживания туристов Деловой этикет. Методы и формы обслуживания. Профессиональная этика работников индустрии туризма 2 Значение применение технических средств производства в туризме Применение информационных технических средств в туризме. Значение современных технологий. Разработка и использование специализированного программного обеспечения в туризме 8 2 4 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 2 2 12 2 ПК 1.2, ПК 2.1., ПК 2.2, ПК 3.1, ПК 3.4, ПК 3.5, ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 7, ОК 8 2 10 В том числе практических занятий 1.Семинар по проблемам устойчивого развития и формированию социально ответственного туризма Самостоятельная работа обучающихся 1. Рассмотреть критерии выбора программного обеспечения 2. Рассмотреть условия преодоление коммуникационных барьеров 3. Ролевая игра « Обслуживание клиентов турфирмы» Раздел 2. Организация внутреннего туризма Тема 2.1. Содержание учебного материала Государственное 1 Государственное регулирование туризма в РФ. регулирование Методы государственного регулирования туризма. Структура органов туризма в РФ управления туризмом 2 Негосударственные организации их роль в развитии туризма в РФ Тема 2.2. Содержание учебного материала Правовое 1 Структура туристского законодательства регулирование Федеральные законы; иные нормативные правовые акты организаций внутреннего туризма государственной власти и власти субъектов Российской Федерации. в РФ 2 Основные законы Российской Федерации, регулирующие туристскую деятельность «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», «О защите прав потребителей», «Об особых экономических зонах» и проч. Программы развития туризма: Концепция Федеральной целевой программы В том числе практических занятий 1. Семинар по проблемам функционирования и правового регулирования туристских особых экономических зон 2. Семинар по проблемам страхования туристов Самостоятельная работа обучающихся Практикум по ФЗ «основы туристкой деятельности в РФ» Тема 2.3. Содержание учебного материала Стандартизация 1 Понятие и цели стандартизации. туристских услуг Управление стандартизацией в России. Госстандарт России. Безопасность личности, общества и государства как основа стандартизации. 2 Понятие стандарта 2 6 2 2 2 52 4 2 ПК 4.1, ПК 4.3, ПК4.4 ПК 2.6, ПК 1.7, ПК 1.5, ОК 1, ОК 5, ОК 7, ОК 9 2 10 2 ПК 4.1, ПК 4.3, ПК 2.6, ПК 1.7, ПК 1.5, ОК 1, ОК 5, ОК 7, ОК 9 2 4 2 2 2 2 12 2 ПК 4.1, ПК 4.3, ПК 2.6, ПК 1.7, ПК 1.5, ОК 1, ОК 5, ОК 7, ОК 9 2 11 Тема 2.4. Сертификация в сфере туризма Стандарты туристского обслуживания. ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения. ГОСТ Р 52113-2003. Услуги населению. Номенклатура показателей качества. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. ГОСТ Р 50644-2009. Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов. ГОСТ Р 53522-2009. Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения. ГОСТ Р 53997-2010. Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования. ГОСТ Р 53998-2010. Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования. ГОСТ Р 53423-2009. Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения. ГОСТ Р 51185-2008. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. В том числе практических занятий 1. Семинар по проблемам предоставления туристских услуг для людей с ограниченными возможностями 2. Семинар по проблеме обеспечения безопасности туристов 3. Практикум по решению задач по определению качества туристских услуг Самостоятельная работа обучающихся 1.Посещение туристских выставок и их анализ в соответствии с поставленным заданием Содержание учебного материала 12 1 Основные цели и объекты сертификации. Термины и определения в области сертификации Обязательная и добровольная сертификация в туризме. Правовые основы сертификации. Закон РФ "О сертификации продукции и услуг". 2 Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Правила и порядок проведения сертификации. Сертификация туристского отдыха и путешествий по туристским маршрутам. Сертификация экскурсий. Сертификация средств размещения В том числе практических занятий 1. Практикум по критериям выбора турфирмы потенциальным потребителем. 2. Практикум «Подтверждение соответствия стандартам безопасности ГОСТ туристских и экскурсионных услуг» 3. Практикум «Система добровольной сертификации средств размещения» 4. Тест на знание содержания нормативно-правовых документов и стандартов, 6 2 2 2 2 2 2 ПК 4.1, ПК 4.3, ПК 2.6, ПК 1.7, ПК 1.5, ОК 1, ОК 5, ОК 7, ОК 9 2 8 2 2 2 12 регламентирующих сферу туризма 2 Тема 2.5. Содержание учебного материала 14 Особенности 1 Внутренний туризм в России 2 развития Удельный вес внутреннего туризма в общем объеме туристских услуг. внутреннего туризма Проблемы внутреннего туризма в России. в РФ 2 Особенности российского туристского продукта. 2 Виды предлагаемых и реализуемых программ. Факторы, влияющие на развитие регионального туризма. В том числе практических занятий 4 1. Семинар по факторам развития туризма в Свердловской области 2 2. Анализ информационных ресурсов, формирующих имидж туристского региона 2 Самостоятельная работа обучающихся 6 1. Знакомство с информационными ресурсами сети 2 2. Интернет для профессионалов турбизнеса 3. Знакомство с информационными ресурсами самодеятельных туристов. Их 2 изучение и анализ в соответствии с предложенным заданием. 2 Раздел 3. Средства размещения в индустрии гостеприимства 60 Тема 3.1. Содержание учебного материала 2 Индустрия 1 Основные подходы к определению понятий «гостеприимство», «индустрия гостеприимства. гостеприимства» 2 Теоретические Основные подходы к выделению структурных компонентов индустрии аспекты гостеприимства. Классификации Д. Уокера, Д. Диттмара и Д. Гриффина, В. Фрейера. Материальные объекты, человек, услуга как составляющие элементы обслуживания в рамках индустрии гостеприимства. Тема 3.2. Содержание учебного материала 16 Средства 2 Средства размещения в туризме: понятие и классификация по версии ЮНВТО. размещения в Гостиницы и аналогичные предприятия, коммерческие и социальные средства индустрии туризм размещения, специализированные средства размещения, частные средства 2 размещения. Нормативные документы, регламентирующие деятельность средств размещения: Международная гостиничная конвенция, Международные гостиничные правила, ГОСТ Р 53423-2009. Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения. ГОСТ Р 51185- ПК 4.1, ПК 4.3, ПК 2.6, ПК 1.7, ПК 1.5, ОК 1, ОК 5, ОК 7, ОК 9 ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 2.5, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.4, ПК 4.2, ОК 1, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 13 Тема 3.3. Гостиница как разновидность средств размещения Тема 3.4. Классификация гостиниц 2008. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования В том числе практических занятий 12 1.Особенности функционирования хостелов 2 2.Роль туристского предприятия при соблюдении туристских формальностей 2 3.Проблемы развития туристских формальностей и пути их решения 2 4.Проблемы правоотношений туриста и туристской фирмы 2 5.Организация туристских перевозок 2 6.Роль Цезаря Ритца, Конрада Хилтона, Эрнста Хендерсона, Уилларда Мариотта в 2 гостиничном бизнесе. Самостоятельная работа обучающих 2 1.Изучение инфраструктуры Екатеринбург на предмет комфортности для иностранных туристов (система ориентирования, услуги гостиничных предприятий, 2 транспортная доступность и проч.) Содержание учебного материала 18 1 Гостиница как средство размещения 2 Понятие, признаки. Виды гостиниц: независимые гостиницы, гостиницы, входящие в гостиничные цепи, гостиницы, входящие в ассоциации независимых гостиниц. Независимые гостиницы: особенности, риски, преимущества 2 Ассоциированные гостиницы 2 Условия участия в гостиничном консорциуме. Условия участия в семействе. Гостиничные цепи. Модели гостиничных цепей. Преимущества и недостатки гостиничных цепей. В том числе практических занятий 10 1. История и особенности функционирования мировых гостиничных цепей 2 2. Состояние и перспективы развития рынка услуг предприятий питания 2 3. История развития мировой гостиничной индустрии 2 4. Международные гостиничные цепи 2 5. Развитие гостиничных комплексов в России. 2 Самостоятельная работа обучающих 4 1. Самостоятельное посещение гостиничного предприятия 2 2. Анализ на предмет соответствия категории гостиницы требованиям стандарта 2 Содержание учебного материала 2 1 Критерии классификации гостиниц: уровень комфорта, вместимость 2 номерного фонда, функциональное назначение, месторасположение, 14 продолжительность работы, обеспечение питанием, продолжительность пребывания, уровень цен, форма собственности Системы классификации гостиниц: система звезд, система букв, система корон и ключей, балловая система. Функции, нормативные основания, порядок классификации гостиниц. Тема 3.5. Содержание учебного материала 4 Классификация Международные обозначения видов номеров. Классификация по расположению размещения и номера. Классификация номеров по виду из окна. Международные обозначения гостиничных типов размещения в номере. Международные обозначения типов питания номеров Самостоятельная работа обучающих 1.Подготовка к контрольной работе Тема 3.5. Содержание учебного материала 6 Организация 1 Основные и дополнительные гостиничные услуги. обслуживания Особенности гостиничных услуг. туристов в Базовые, ключевые и ведущие технологии обслуживания. гостиницах 2 Структура гостиничного предприятия Службы приема и размещения, служба бронирования, служба обслуживания, служба эксплуатации номерного фонда и оказания услуг, служба питания, служба безопасности, отдел маркетинга и связей с общественностью), вспомогательные и дополнительные службы (инженерно -технические, сервисные, ремонта и т.д.). Особенности функционирования коллективных средств размещения гостиничного типа. Правила приема, оформления, размещения. Особенности организации санаторно-курортных комплексов» Виды и особенности размещения Самостоятельная работа обучающих 1.Подготовка к контрольной работе Тема. 3.6. Содержание учебного материала 4 Специализированные 1 Специализированные средства размещения средства размещения Понятие и особенности. Группы специализированных средств размещения: санаторно-курортные учреждения, организации отдыха, туристские базы, пассажирский транспорт. 2 Виды специализированных средств размещения Санатории, спа-отели, эко-отели, приют, альп-отели, отели для дайверов, флотели, ботели, автолома, круизные лайнеры и проч. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 15 Особенности дизайна и предоставления услуг в специализированных средствах размещения. Тема 3.7. Содержание учебного материала 8 Таймшер 1 Понятие таймшера. Слагаемые таймшер-отдыха: ннтервал, модуль, сезон. Условия приобретения таймшера. Схемы таймшера. Правила обмена неделями. Участники таймшер-индустрии. Компании, специализирующиеся на продаже таймшера: Resort Condominiums International (RCI), Interval International (II). 2 Особенности средств размещения в местах таймшер-отдыха. Виды средств размещения, система классификации, категорийность номеров. 3 Преимущества и недостатки таймшера. Особенноти тайшера Самостоятельная работа обучающих 1.Подготовка к контрольной работе Раздел 4. Услуги питания в индустрии гостеприимства Тема 4.1. Содержание учебного материала 6 Услуги питания в 1 Услуга питания как составляющая часть турпакета. туризме Комплекс услуг предприятий питания: питание: изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий; организация потребления и обслуживания; реализация кулинарной продукции; организация досуга; информационноконсультативные и проч. 2 Стандарты услуг общественного питания. ГОСТ Р 50762-2007 Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания. ГОСТ Р 50764-2009 Услуги общественного питания. Общие требования. ГОСТ Р 50935-2007 Услуги общественного питания. Требования к персоналу. ГОСТ Р 53995-2010 Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания. 3 Контроль качества услуг питания. Методы контроля качества услуг питания в туризме: Визуальные методы (осмотр маршрутов и объектов); аналитические методы (анализ документации); социологические методы (опрос туристов, опрос персонала). Тема 4.2. Содержание учебного материала 12 2 2 2 2 2 2 ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 2.5, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.4, ПК 4.2, ОК 1, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 2 2 16 Типы предприятий питания Основные типы предприятий питания в туристическом бизнесе. Классификация предприятия питания по типу предприятия: рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, фабрики-кухни 2 Классификация предприятия питания по виду собственности Собственные, арендованные 3 Классификация предприятия питания по месту расположения В составе туристского гостиничного комплекса (ТГК), в составе гостиниц, в составе других средств размещения, автономные. 4 Классификация предприятия питания по способу обслуживания Обслуживаемые официантами, самообслуживания, смешанного обслуживания. 5 Классификация предприятия питания по ассортименту Блюда широкого выбора, комплексные блюда, блюда национальной кухни, экзотические блюда. Самостоятельная работа обучающих 1.Анализ предприятий питания по уровню обслуживания туристов: люкс, высший, первый Тема 4.3. Содержание учебного материала 16 Формы 1 Понятие «обслуживание туриста в сфере питания. обслуживания при Предприятия питания организации питания 2 Классификация основных форм обслуживания туристов в сфере питания («А ля карт», «а парт», «Табльдот», «шведский стол».. 3 Организация питания в индивидуальных и групповых турах Особенности виды 4 Организации питания туристов различных конфессий (мусульман, буддистов, индуистов, христиан и др.) в соответствии с нормами религиозных воззрений туристов Самостоятельная работа обучающих 1. Проанализировать специфику дополнительных услуг в организации питания в туризме. 2. Понятие «дополнительные услуги» в сфере обслуживания питания туристов. 3. Услуги пользования мини-баром в гостиничных номерах. 4. Дополнительные услуги питания в гостиничных номерах. Тема 4.4. Содержание учебного материала 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 6 17 Планы питания туристов Понятие «план туристического питания» Особенности, виды 2 Характеристика континентального и европейского плана питания туристов. Меню общее и различия 3 Бермудский план (Bermuda Plan, ВР) Модифицированный американский план (Modified American Plan, МАР) Американский план (American Plan, АР) Тема 4.5. Содержание учебного материала 25 Варианты 1 Варианты питания туристов предоставления услуг Международная и российская классификация питания 2 Формы питания при пансионе и полупансионе. гостиничными Виды меню, особенности различий предприятиями 3 Формы питания При варианте «только завтрак». Основные виды предоставляемых завтраков 4 Факторы организации туристического путешествия без питания Особенности проектирования маршрута 5 Особенности питание туристов разных групп Основные группы туристов, нуждающихся в диетическом питании. Примеры организации диетического питания туристов Алкогольные и безалкогольные напитки в меню. Основные правила включения (либо исключения) алкогольных и безалкогольных напитков в договор тура. «Сухой паек» (ланч-пакет). Факторы организации типа питания «сухой паек» в туристическом путешествии. Предварительное обсуждение данного типа питания в договоре с принимающей фирмой 6 Особенности питания инфантов Понятие инфантов. Особенности меню 7 Особенности питания дошкольников Понятие дошкольников. Особенности меню 8 Особенности питания школьников Понятие дошкольников. Особенности меню Самостоятельная работа обучающих 1. Анализ сайтов по бронированию малых средств размещения 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 9 2 18 2. 3. 4. 5. Анализ сайтов по бронированию средств размещения зарубежом Анализ сайтов по национальной Уральской кухне Анализ сайтов с детским меню Подготовка к контрольной работе Всего: 2 2 2 1 309 19 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Кабинет оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором). 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1 Печатные издания 3.2.2. Электронные издания: 1. Емелин, С. В. Технология и организация туроператорской деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Емелин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 472 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13683-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466298 (дата обращения 30.04.2020) 2. Можаева Н. Г Организация туристской индустрии и география туризма : учебник для студ. сред. учеб. заведений, обучающихся по спец.100401 "Туризм" / Н. Г. Можаева, Г. В. Рыбачек. - Москва : Форум, 2014. - 335 с. - (Высшее образование). Библиогр.: с. 330-331. -ISBN 978-5-91134-828-1. - ISBN 978-5-16-009325-3(дата обращения 30.04.2020) 3. Любавина, Н. Л. Технология и организация туроператорской деятельности : учеб.пособие для сред. проф. образования по спец. "Туризм" / Н. Л.Любавина, Л. А. Кроленко, Т. А. Нечаева. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2014. - 287 с. (Профессиональное образование.Предоставление туроператорских услуг). - Библиогр.: с. 285. -ISBN 978-5-4468-1523-4 : 1072-72. 4. Орловская В.П. Технология и организация предприятия туризма: учебник/Под.ред.проф.засл.раб-ка высшей школы Российской Федерации Е.И. БогдановаМ.: ИНФРА-М, 2013,176- ISBN 978-5-16-006293-8 (дата обращения 30.04.2020) 5. Парамонова, Т.Н. Маркетинг : учебное пособие / Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. — Москва : КноРус, 2014. — 188 с. — (для ссузов). — ISBN 978-5- 406-03401-9. — URL: https://book.ru/book/915094 (дата обращения 30.04.2020) 6. Хайретдинова, О.А. Технология и организация туроператорской деятельности : учебное пособие / О.А. Хайретдинова ; Уфимский государственный университет экономики и сервиса (УГУЭС). . – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-88469-747-8. – Текст : электронный. Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. – 107 с (дата обращения 30.04.2020) 20 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практикумов, семинаров, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, отчетных работ, исследований (в том числе, в рамках самостоятельной работы). Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) профессионально пользоваться основными терминами и понятиями, относящимися к туристской деятельности на русском и иностранном языках осуществлять поиск и использование информации о состоянии и структуре рынка туристских услуг Методы оценки Критерии оценки Демонстрирует умение правильно строит доклады и анализировать информацию Деятельность студентов на семинарских занятиях, выполнения студентами тестовых заданий, практических работ по всем темам курса Демонстрирует умение пользоваться законодательными актами и нормативными документами по правовому регулированию туристской деятельности Выполнения задания по заполнению въездной и выездной карты; карточки гостя; анализу 132-ФЗ: по решению задач на определение качества туристских услуг; по критериям выбора турфирмы потенциальным потребителем • Выполнение практического здания по анализу информационных ресурсов сети Интернет для профессионалов турбизнеса и самодеятельных туристов • Выполнение задания по критериям выбора турфирмы потенциальным потребителем; по изучению инфраструктуры Екатеринбург на предмет комфортности для иностранных туристов; по решению задач, связанных с проблемами обслуживания туристов в гостиницах; Деятельность студента на семинаре по проблемам функционирования Шенгенской зоны; по проблемам функционирования и правового регулирования туристских особых экономических зон, по проблемам страхования туристов; по проблемам предоставления туристских услуг для людей с ограниченными возможностями; по проблеме обеспечения безопасности туристов; по проблемам устойчивого развития и формированию социально ответственного туризма • Деятельность студентов на практикумах «Подтверждение соответствия стандартам 21 использовать потенциал туристских регионов при формировании турпродуктов Демонстрирует умение выполнения практического задания по анализу состояния развития международного туризма на основе статистики ЮНВТО; анализу информационных ресурсов, формирующих имидж туристского региона консультировать туристов по вопросу пользования банковскими, финансовыми услугами, современными информационными технологиями Демонстрирует умение задания по работе с каталогами туроператоров и сайтами гостиниц на предмет бронирования номеров безопасности ГОСТ туристских и экскурсионных услуг», «Система добровольной сертификации средств размещения» Деятельности студентов на семинаре по факторам развития туризма в Свердловской области; по характеристике турпродуктов для иностранных туристов, предлагаемых российскими туроператорами Деятельности студента на семинаре по проблемам функционирования Шенгенской зоны; по проблемам страхования туристов; по проблемам предоставления туристских услуг для людей с ограниченными возможностями; по проблеме обеспечения безопасности туристов предоставлять Демонстрирует умение на • Выполнения практического информацию о семинарском занятии по задания по результатам туристскоорганизации санаторно- посещения выставочных рекреационных и курортных комплексов мероприятий курортных ресурсах региона, страны назначения осуществлять Демонстрирует умение Выполнения практического подготовку организации использовать задания по результатам туризма к участию в информацию о посещения выставочных профессиональных возможностях мероприятий выставках продвижения туристской Выполнения задания по организации на рынке заполнению документов на туруслуг участие в международной туристской выставке информировать Демонстрирует умение Выполнения тестового задания по туристов и анализировать изучению истории туризма возможностях инфраструктуры организации досуга Екатеринбург на предмет предоставлять комфортности для информацию об иностранных туристов организации и видах питания туристов профессионально пользоваться терминами и понятиями, 22 принятыми в гостиничной индустрии Демонстрирует знание Решения ситуационных задач по Знания Историю развития и роль основ терминологического ключевым понятиям сферы мирового туризма в словаря на русском и туризма и видам туризма мировой экономике. иностранном языках Основные термины и понятия, относящиеся к туристской деятельности на русском и иностранном языке Инфраструктуру Демонстрирует умение туризма анализировать изучению инфраструктуры Екатеринбург на предмет комфортности для иностранных туристов; Возможности Демонстрирует знание информационных, формы анализа банковских и финансовых услуг финансовых услуг и технологий в туризме Законодательные акты и нормативные документы по правовому регулированию туристской деятельности, страхования в туризме, по вопросам регулирования туристских формальностей Демонстрирует знание нормативные документы и законодательные акты и нормативные документы по правовому регулированию туристской деятельности, страхования в туризме, по вопросам регулирования туристских формальностей Выполнения практических заданий и контрольных работа по разделам «Средства размещения в индустрии гостеприимства», «Услуги питания в индустрии гостеприимства», «Индустрия развлечений» Выполнения практического здания по анализу информационных ресурсов сети Интернет для профессионалов турбизнеса и самодеятельных туристов Выполнения задания по заполнению въездной и выездной карты; карточки гостя; анализу 132-ФЗ: по решению задач на определение качества туристских услуг; по критериям выбора турфирмы потенциальным потребителем Деятельности студента на семинаре по проблемам функционирования Шенгенской зоны; по проблемам функционирования и правового регулирования туристских особых экономических зон, по проблемам страхования туристов; по проблемам предоставления туристских услуг для людей с ограниченными возможностями; по проблеме обеспечения безопасности туристов; по проблемам устойчивого развития и формированию социально ответственного туризма Выполнения тестового задания по организации сферы международного туризма; на 23 знание содержания нормативноправовых документов и стандартов, регламентирующих сферу туризма Деятельности студентов на практикумах «Подтверждение соответствия стандартам безопасности ГОСТ туристских и экскурсионных услуг», «Система добровольной сертификации средств размещения» Выполнения практического задания по анализу состояния развития международного туризма на основе статистики ЮНВТО; анализу информационных ресурсов, формирующих имидж туристского региона Деятельности студентов на семинаре по факторам развития туризма в Свердловской области; по характеристике турпродуктов для иностранных туристов, предлагаемых российскими туроператорами Выполнения практического задания по результатам посещения выставочных мероприятий Определение, основные факторы и условия формирования и развития туристского региона; способы и методы продвижения организации туриндустрии на рынке туруслуг Демонстрирует умение анализировать состояния развития международного туризма на основе статистики ЮНВТО; анализу информационных ресурсов, формирующих имидж туристского региона знать факторы развития туризма в Свердловской области; по характеристике турпродуктов для иностранных туристов, предлагаемых российскими туроператорами Роль выставочноконгрессной деятельности в развитии туризма Определение туристскорекреационных ресурсов Основы организации санаторно-курортных комплексов и Основы анимационной деятельности в сфере рекреации и туризма Демонстрирует знание Выполнение практического основ выставочной задания по результатам деятельности посещения выставочных мероприятий Демонстрирует знание Деятельность студентов на основы семинарском занятии по терминологического организации санаторнословаря на русском и курортных комплексов иностранном языках Демонстрирует умение Выполнение тестового задания на планировать и знание особенностей организации организовывать индустрии развлечений анимационные мероприятия Демонстрирует знание Выполнение практического нормативные документы и задания по изучению договорные отношения с инфраструктуры Екатеринбург на предприятиями питания предмет комфортности для иностранных туристов Итоговой отчетной работы по разделам «Услуги питания в 24 Принципы функционирования организаций питания Принципы организации Демонстрирует знание и функционирования нормативные и гостиничной индустрии документационные основы в гостиничной индустрии, уметь верно анализировать инфраструктуру гостиничного предприятия, знать и уметь ориентироваться в средствах размещения. индустрии гостеприимства» Выполнение тестового задания на знание особенностей предоставления туристам услуг питания Деятельности студентов на семинарах по организации питания групп туристов, предоставлению услуг питания гостиничными предприятиями, методам контроля качества услуг питания Выполнение практического задания по результатам посещения гостиничного предприятия Выполнение практического задания по изучению инфраструктуры Екатеринбург на предмет комфортности для иностранных туристов; решению задач, связанных с проблемами обслуживания туристов в гостиницах; по работе с каталогами туроператоров и сайтами гостиниц на предмет бронирования номеров Итоговой отчетной работы по разделам «Средства размещения в индустрии гостеприимства» Выполнение тестового задания на знание особенностей функционирования специализированных средств размещения, средств размещения гостиничного типа; международных обозначений классификации номеров, типов размещения, типов питания Деятельность студентов на семинарском занятии по проблемам соответствия категорий гостиниц существующим стандартам, по особенностям функционирования хостелов, истории мировых гостиничных цепей 25