ОД.01.09 ЛИТЕРАТУРА

Приложение 4.9
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 54.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК"
DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636,
1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537,
1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО "СОПК",
street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область, c=RU,
givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК"
Дата: 2021.09.21 17:34:23 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД. 01.09 ЛИТЕРАТУРА
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
(по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего
профессионального образования 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы (по видам) (углубленной подготовки), утвержденного Приказом Минобрнауки
России от 27 октября 2014 года № 1389.

Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчик:
Волкова Е.В., преподаватель первой квалификационной категории

©

ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

26

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Литература» является обязательной частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
(специальностям) СПО 52.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы (по видам)».
Учебная дисциплина «Литература» обеспечивает овладение следующих
результатов:

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы (тематику, проблематику, нравственный пафос,
систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства
языка, художественную деталь);

анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой,
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
произведений; выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая
нормы литературного произношения;

аргументировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы;
знать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX в.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия.
Применение данной программы направлено на формирование общей компетенции,
включающей в себя способность:
ОК.10
Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования в
профессиональной деятельности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются общие
умения и знания:

4

Код ПК,
ОК
ОК.10

Умения

Знания

- воспроизводить
содержание
литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать
художественное произведение, используя
сведения
по
истории
и
теории
литературы (тематику, проблематику,
нравственный пафос,
- систему
образов,
особенности
композиции,
изобразительновыразительные
средства
языка,
художественную деталь);
- анализировать
эпизод
(сцену)
изученного произведения, объяснять его
связь с проблематикой произведения;
- соотносить
художественную
литературу с общественной жизнью и
культурой,
раскрывать
конкретноисторическое
и
общечеловеческое
содержание изученных произведений;
выявлять "сквозные темы" и ключевые
проблемы
русской
литературы;
соотносить произведение с литературным
направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять
литературные
произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно
читать
изученные
произведения (или их фрагменты),
соблюдая
нормы
литературного
произношения;
- аргументировать свое отношение к
прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные
произведения и сочинения разных
жанров на литературные темы;

- образную
природу
словесного искусства;
- содержание
изученных
литературных произведений;
- основные факты жизни и
творчества
писателей
классиков XIX в.;
- основные закономерности
историко-литературного
процесса
и
черты
литературных направлений;
основные
теоретиколитературные понятия.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы

Объем
часов
201

в том числе:
теоретическое обучение

92

лабораторные работы

0

практические занятия

42

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

контрольная работа

0

Самостоятельная работа

67

Промежуточная аттестация в форме дифзачета

2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1 СЕМЕСТР
Раздел 1. Литература ХIХ века
Тема 1.
Содержание учебного материала
Развитие
1. Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков
русской
Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и
литературы и
западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением
культуры в
ранее изученного материала). Романтизм. Особенности русского романтизма.
первой половине Становление реализма в русской литературе. Русское искусство.
XIX века
2. Личность и творческий путь А. С. Пушкина. Поэма «Медный всадник»
Детство и юность. Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и
романтический период творчества. Михайловское: темы, мотивы и художественное
своеобразие творчества. Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль
Пушкина в становлении русского литературного языка. Болдинская осень в
творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель. Поэма «Медный всадник». Вопрос о
жанре. Образ Петербурга. Авторское отношение к личности Петра 1. Тема
«маленького человека».
3. Личность и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Поэма «Демон»
Сведения из биографии. Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова.
Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова
петербургского и кавказского периодов. Поэма «Демон». Признаки романтизма.
Двойственность образов героев поэмы.
4. Личность и творческий путь Н.В. Гоголя. Повесть «Невский проспект»
Особенности сатиры Гоголя. Проблематика и художественное своеобразие
«Петербургских повестей». Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе.

Объем в
часах

55
93
20
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК.10.

2

2

2

7

Тема 2.
Особенности
развития
русской
литературы во
второй половине
XIX века

В том числе практических занятий
1. А. С. Пушкин. Маленькие трагедии: «Моцарт и Сальери»
2. Темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
3. Н.В. Гоголь. «Нос», «Шинель», «Портрет»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему «Развитие русской литературной критики».
2. Составить цитатный ряд по темам: описание места до строительства г. СанктПетербург и описание самого города; описание Петра 1 и Медного всадника.
3. Написать эссе по произведению А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» на тему
«Гений и злодейство – две вещи несовместимые?»
4. Подготовить сообщение на тему «М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях
современников».
5. Выучить наизусть одно стихотворение М.Ю. Лермонтова (по выбору).
6. Подготовить сообщение на тему «Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя».
Содержание учебного материала
1. Культурно-историческое развитие России середины XIX века
Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного
права. Крымская война. Народничество.
Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX
века (И.К.Айвазовский, В.В.Верещагин, В.М.Васнецов, Н.Н.Ге, И.Н.Крамской,
В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.И.Суриков). Мастера русского реалистического пейзажа (И.
И. Левитан, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, Ф.А.Васильев,
А.И.Куинджи) (на примере 3—4 художников по выбору преподавателя).
Содружество
русских
композиторов
«Могучая кучка» (М.А.Балакирев,
М.П.Мусоргский, А.И.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков).
Малый театр — «второй Московский университет в России». М.С.Щепкин —
основоположник русского сценического реализма. Первый публичный музей национального русского искусства — Третьяковская галерея в Москве.
2. Личность и творческий путь А.Н. Островского
Социально-культурная новизна драматургии А.Н.Островского. Темы «горячего
сердца» и «темного царства» в творчестве А.Н.Островского.
Малый театр и драматургия А.Н.Островского. Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев,
А.П.Григорьев о драме «Гроза».
3. Личность и творческий путь И. А. Гончарова

6
2
2
2
6
1
1
1
1
1
1
25
2

ОК.10.

2

2
8

Роль В.Г.Белинского в жизни И.А.Гончарова. «Обломов». Творческая история
романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения.
Оценка романа «Обломов» в критике (Н.Добролюбова, Д.И.Писарева, И.Ан-ненского
и др.).
Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах. Многообразие типов и
характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в романе. Гончаров
— мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова.
4. Личность и творческий путь И. С. Тургенева. Стихотворения в прозе
Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И.С.Тургенева
(повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное
своеобразие. Тургенев-романист (обзор одного-двух романов с чтением эпизодов).
Типизация общественных явлений в романах И.С.Тургенева. Своеобразие
художественной манеры Тургенева-романиста.
«Стихотворения в прозе» - художественное своеобразие и итог жизни И.С.
Тургенева.
5. Личность и творческий путь Н. С. Лескова
Николай Семенович Лесков (1831—1895). Художественный мир писателя.
Праведники Н.С.Лескова. Творчество Н.С.Лескова в 1870-е годы (обзор романа
«Соборяне»). Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра.
Смысл названия повести. Образ Ивана Флягина в повести. Тема трагической судьбы
талантливого русского человека. Традиции житийной литературы в повести
«Очарованный странник».
6. Н.С. Лесков. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда»
Особенности повествовательной манеры Н. С. Лескова. Смысл названия повести.
Особенности композиции и жанра. Тема разрушающей силы любви и духовной
деградации человека.
В том числе практических занятий
1. Драма «Гроза» А.Н. Островского
2. Сравнительная характеристика А. Штольца и И. Обломова в романе И.А.
Гончарова «Обломов»
3. И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить и провести заочную экскурсию «По залам Третьяковской галереи».
2. Написать эссе на тему «Смысл названия пьесы «Гроза» А.Н. Островского».

2

2

2

6
2
2
2
7
1
9

Тема 2.
Особенности
развития
русской
литературы во
второй половине
XIX века
(продолжение)

3. Подготовить сообщение на тему «Что такое "обломовщина"?».
4. Составить сравнительную характеристику главных героев романа И.А. Гончарова
«Обломов» и оформить в виде таблицы: Андрей Штольц и Илья Обломов; Ольга
Ильинская и Агафья Пшеницына.
5. Написать стихотворение в прозе собственного сочинения, взяв за образец
произведения И.С. Тургенева и оформить соответствующим образом.
6. Написать эссе на тему «В чем схожесть и различие в образах двух Катерин?» (по
произведениям А.Н. Островского "Гроза" и Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского
уезда").
2 СЕМЕСТР
Содержание учебного материала
1. Личность и творческий путь М.Е.Салтыкова-Щедрина
Мировоззрение писателя. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.
Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов
язык.
2. Личность и творческий путь Ф. М. Достоевского
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Развитие гуманистических
традиций Пушкина и Гоголя. Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра.
Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная
и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские
основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной
личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в
романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких
истин и нравственных ценностей.
3. Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Тема мира
Духовные искания писателя. Краткий обзор творчества позднего периода:
«Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.
Л.Н.Толстой и культура XX века.
Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.
Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности:
следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи
личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир». Духовные
искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество
в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

1
1
1

2
1
74
23
2

ОК.10.

2

2

10

Тема 3. Поэзия
второй
половины XIX
века

4. Художественное совершенство рассказов A. П. Чехова
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Новаторство Чехова. Периодизация
творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер.
Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в
поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.
В том числе практических занятий
1. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
2. Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
3. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Тема войны
4. Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Оформить соответствующими иллюстрациями сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина.
2. Выучить сценарий и подготовиться к проведению театрализованного суда над
Родионом Раскольниковым.
3. Составить биографический путь в форме тезисного плана главных героев романа
Л.Н. Толстого «Война и мир».
4. Подготовить и провести заочную экскурсию по следующим тематическим
подгруппам (одна на выбор): историки (рассказать о том времени, когда жил и писал
Л.Н. Толстой; о дневниковых записях писателя); мемуаристы (найти цитаты
известных людей о Л.Н. Толстом); искусствоведы (рассказать о портретах Л.Н.
Толстого и о художниках, которые эти портреты писали); поэты (найти
стихотворения о Л.Н. Толстом, написанные его соотечественниками и нашими
современниками); экскурсоводы по Ясной Поляне (рассказать о музее в Ясной
Поляне, посвященному Л.Н. Толстому); интеллектуалы (подготовить викторину по
биографии и творчеству Л.Н. Толстого).
5. Подготовить сообщение на тему «Мир человека и мир вещей в произведениях А.П.
Чехова».
6. Написать эссе на тему «Что бы было дальше с героями, если бы вишневый сад не
продали?»
Содержание учебного материала
1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века
Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы.
Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины

2

8
2
2
2
2
7
1
2
1
1

1
1
15
2

ОК.10.

11

XIX века.
2. Творчество Ф. И.Тютчева и А.А. Фета
Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева. Романсы
на стихи Ф.И.Тютчева.
Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А.Фета.
Романсы на стихи Фета.
3. Личность и творческий путь Н.А.Некрасова
Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и
образов поэзии Н.А.Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов. Жанровое
своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А.Некрасова.
4. Личность и творческий путь А.К.Толстого
Многожанровость наследия А.К.Толстого. Сатирическое мастерство А. Толстого.
Афоризмы Козьмы Пруткова.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений
своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли...», «Двух станов не боец, но только
гость случайный...», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно...»,
«Колокольчики мои, цветики степные...», «Когда природа вся трепещет и сияет...»,
«То было раннею весной...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Слеза
дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя...»,
«Минула страсть, и пыл ее тревожный...», «Не ветер, вея с высоты...», «Ты не
спрашивай, не распытывай...», «Кабы знала я, кабы ведала...», «Ты, как утро
весны...», «Милый друг, тебе не спится...», «Не верь мне, друг, когда в избытке
горя...», «Вот уж снег последний в поле тает...», «Прозрачных облаков спокойное
движенье...», «Земля цвела. В лугу, весной одетом...».
В том числе практических занятий
1. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему «Темы и мотивы лирики А.К. Толстого».
2. Оформить иллюстрацию к стихотворению А.Фета или Ф.И. Тютчева.
3. Подготовить сообщение на тему «Тема народной жизни в лирике Н.А. Некрасова».
4. Написать эссе на тему «Почему в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить
хорошо" героям так и не удалось найти счастливого человека?»
Раздел 2. Литература ХХ века
Тема 4.
Содержание учебного материала

2

2

2

2
2
5
1
2
1
1
116
24

ОК.10.
12

Особенности
развития
литературы и
других видов
искусства в
начале XX века

1. Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Творчество А.И.Куприна
Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиознофилософской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской
философии. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в
литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л.
Н.Толстой, В.Г.Короленко, А.П.Чехов, И.С.Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма.
Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма.
Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»).
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Повести «Гранатовый
браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях
А.И.Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А.И.Куприна.
Трагизм любви в творчестве А.И.Куприна. Тема «естественного человека» в
творчестве Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы,
богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах
Куприна. Традиции психологизма Л.Н.Толстого в творчестве Куприна. Критики о
Куприне (Ю.Айхенвальд, М.Горький, О.Михайлов) (по выбору преподавателя).
2. Личность и творческий путь И. А. Бунина
Лирика И.А.Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность
лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной
жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии
И.А.Бунина. Особенности поэтики И.А.Бунина. Проза И.А.Бунина. «Живопись
словом» — характерная особенность стиля И.А.Бунина. Судьбы мира и цивилизации
в творчестве И.А.Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина.
Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве
И.А.Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией.
3. Серебряный век русской поэзии. Символизм. Творчество В.Я. Брюсова,
К.Д.Бальмонта, А. Белого, А.А. Блока
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века.
Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип
Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь
Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др. Общая характеристика творчества
(стихотворения не менее трех авторов по выбору). Проблема традиций и новаторства
в литературе начала ХХ века. Формы ее разрешения в творчестве реалистов,
символистов, акмеистов, футуристов. Серебряный век как своеобразный «русский

2

2

2

13

ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм,
акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений). Поэты, творившие вне
литературных течений: И.Ф.Анненский, М.И.Цветаева.
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на
творчество русских символистов. Философские основы и эстетические принципы
символизма, его связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача
предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства).
Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”.
Валерий Яковлевич Брюсов. Сведения из биографии. Основные темы и мотивы
поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике
Брюсова.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Сведения из биографии. Основные темы и
мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к
утонченным способам выражения чувств и мыслей.
Андрей Белый. Сведения из биографии. Интуитивное постижение действительности.
Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий
как пришествия нового Мессии.
4. Акмеизм. Футуризм. Новокрестьянская поэзия
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие
символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни,
возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира.
Идея поэта-ремесленника.
Николай
Степанович
Гумилев.
Сведения
из
биографии.
Героизация
действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике.
Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в
поэзии Гумилева.
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового
искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова,
приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык,
неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы
футуристов: эгофутуристы (И.Северянин), кубофутуристы (В.В.Маяковский,
В.Хлебников), «Центрифуга» (Б.Л.Пастернак).
Игорь Северянин. Сведения из биографии. Эмоциональная взволнованность и
ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

2

14

Хлебников Велимир Владимирович. Сведения из биографии. Слово в
художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников
как поэт-философ.
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Продолжение традиций
русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н.А.Клюева,
С.А.Есенина.
Николай Алексеевич Клюев. Сведения из биографии. Крестьянская тематика,
изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации.
Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
5. Личность и творческий путь Максима Горького. Пьеса «На дне»
Творчество М.Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда
жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя.
Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых
и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. Горький и МХАТ.
Горький-романист. Публицистика М. Горького: «Несвоевременные мысли». Поэтика
заглавия. Выражение неприятия М.Горьким революционной действительности
1917—1918 годов как источник разногласий между М.Горьким и большевиками.
Цикл публицистических статей М.Горького в связи с художественными
произведениями писателя. Проблемы книги «Несвоевременные мысли». Критики о
Горьком. (А.Луначарский, В.Ходасевич, Ю.Анненский).
Драматургия М. Горького. Пьеса «На дне».
Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о
назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство
Горького-драматурга.
В том числе практических занятий
1. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе И.А. Бунина
2. Тема Родины в лирике А.А. Блока. Поэма «Двенадцать»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Написать эссе на тему «Самоубийство Желткова – это проявление слабости души
или её величие?» (по произведению А.И. Куприна «Гранатовый браслет»).
2. Подготовить сообщение на тему «Деталь и символ в произведениях И.А. Бунина».
3. Сделать анализ одного лирического произведения И.А. Бунина (по выбору).
4. Создать групповой видеоролик по стихотворению одного из поэтов Серебряного
века.

2

4
2
2
10
2
1
1
2
15

Тема 5.
Особенности
развития
литературы
1920-х годов

5. Подготовить фотовыставку «Деревенские просторы и быт моего родного края».
6. Написать эссе на тему «Почему сегодня существует «дно жизни»?
7. Наизусть. Одно из стихотворений А. Блока (по выбору).
Содержание учебного материала
1. Литературный процесс 1920-х годов. Творчество А. А. Фадеева
Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературные группировки и
журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый
мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы. Тема России и
революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А.Блок,
А.Белый, М.Волошин, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, В.Ходасевич,
В.Луговской, Н.Тихонов, Э.Багрицкий, М.Светлов и др.). Эксперименты со словом в
поисках поэтического языка новой эпохи (В.Хлебников, А.Крученых, поэтыобериуты). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья»,
«Кузница» и др.). Разнообразие идейно-художественных позиций советских
писателей в освещении темы революции и Гражданской войны.
2. Личность и творческий путь В. В. Маяковского
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна
ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов,
яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и
действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни.
Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение
мещанства и «новообращенных». Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии.
Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.
3. Личность и творческий путь С.А.Есенина
Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской
природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России.
Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое
в поэме.
Глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись,
принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Написать эссе на тему «Как отразилась тема революции и Гражданской войны в
романе А. Фадеева «Разгром»?
2. Наизусть. Выучить одно из стихотворений В.В. Маяковского: «Послушайте!»;

1
2
1
12
2

ОК.10.

2

2

6
2
2
16

«Нате!»; «А Вы могли бы?»; «Прозаседавшиеся»; «Лиличка!»; «Я счастлив!».
3. Наизусть. Выучить одно из стихотворений С. А. Есенина (по выбору).

3 СЕМЕСТР
Тема 6.
Особенности
развития
литературы 1930
— начала 1940-х
годов

Содержание учебного материала
1. Литературный процесс 1930-х годов
Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и
литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический
реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и
воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация
социалистического идеала в творчестве А.Н.Островского, Л.Леонова, В.Катаева,
М.Шолохова, Ф.Гладкова, М.Шагинян, Вс.Вишневского, Н.Погодина, Э.Багрицкого,
М.Светлова, В.Луговского, Н.Тихонова, П.Васильева и др.
Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова, А.Чапыгина.
Сатирическое обличение нового быта (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, М.Булгаков).
Развитие драматургии в 1930-е годы.
2. Творчество М. И. Цветаевой и О. Э. Мандельштама
Марина Ивановна Цветаева (1892—1941). Сведения из биографии. Идейнотематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени
и вечности.
Сведения из биографии О.Э. Мандельштама. Поиски духовных опор в искусстве и
природе. Теория поэтического слова О.Э. Мандельштама. Борьба поэта против «векаволкодава».
3. Творчество И. Э. Бабеля
Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство
нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека.
Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества
А.Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и
фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов,
язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.
Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы
Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия».
Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах
Бабеля.
4. Личность и творческий путь М.А. Булгакова

2
21
21
2

ОК.10.

2

2

2
17

Тема 6.
Особенности
развития
литературы 1930
— начала 1940-х
годов
(продолжение)

Тема 7.
Особенности
развития
литературы

Традиции русской литературы (творчество Н.В.Гоголя) в творчестве М.Булгакова.
Своеобразие писательской манеры. Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы
Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных
людей. Отношение автора к героям романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема
Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая
жизнь пьесы «Дни Турбиных».
5. Личность и творческий путь М.А. Шолохова
Мир и человек в рассказах М.Шолохова. Глубина реалистических обобщений.
Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М.Шолохова.
В том числе практических занятий
1. Художественные особенности поэзии М.И. Цветаевой и О.Э. Мандельштама
2. М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Выучить наизусть одно стихотворение М.И. Цветаевой (по выбору).
2. Выучить наизусть одно стихотворение О.Э. Мандельштама (по выбору).
3. Подготовить сообщение на тему «Стилистика рассказов И.Э.Бабеля».
4. Написать небольшое послание Михаилу Афанасьевичу Булгакову на тему « Я
хотел бы Вас спросить…».
5. Подготовить заочную экскурсию по одному из музеев М.А.Булгакова.
4 СЕМЕСТР
Содержание учебного материала
Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в
годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции.
Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического
анализа. Патриотизм и гуманизм романа.
В том числе практических занятий
1. Роман-эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить викторину по страницам романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон».
Содержание учебного материала
1. Лирика поэтов фронтового поколения
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А.Дейнеки и
А.Пластова. Музыка Д.Шостаковича и песни военных лет (С.Соловьев-Седой,

2

4
2
2
7
2
2
1
1
1
59
4

2
2
2
2
16
2

ОК.10.

ОК.10.

18

периода Великой
Отечественной
войны и первых
послевоенных
лет

Тема 8.
Особенности
развития

В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О.Берггольц, К.Симонов,
А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др.).
Публицистика военных лет (М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой).
2. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе
Рассказы Л. Соболева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др. Повести и
романы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К.Симонова,
«Фронт» А.Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы
человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства
созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова,
А.Бека, В.Ажаева и др.
3. Личность и творческий путь А.А. Ахматовой
Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и
тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа.
Личная и общественная темы в стихах революционных и первых
послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские
темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в
лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.
4. Личность и творческий путь Б.Л.Пастернака
Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта.
Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического
стиля Б.Л.Пастернака.
В том числе практических занятий
1. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Выучить наизусть одно стихотворение поэтов фронтового поколения (Ю.
Друнина, О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский и др.)
2. Подготовить сообщение на тему «Тема материнского страдания в поэме А.А.
Ахматовой "Реквием"».
3. Выучить наизусть стихотворение А.А. Ахматовой (по выбору).
4. Проанализировать одно из стихотворений Б.Л. Пастернака (по выбору).
Содержание учебного материала
1. Литературный процесс 1950—1980-х годов
Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели».

2

2

2

2
2
6
2
1
2
1
6
2

ОК.10.

19

литературы
1950—1980-х
годов

Тема 9.
Творчество
писателейпрозаиков в
1950—1980-е
годы

Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник».
Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в
литературе. Многонациональность советской литературы.
2. Особенности авторской песни
Развитие бардовской песни, рок-музыки. Формирование новых направлений в
изобразительном искусстве. Архитектура 1950— 1980-х годов. Развитие
отечественной кинематографии.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Написать эссе на тему: «В произведениях 50-х 80-х гг. мне более близка тема…».
2. Создать презентацию с включением видеофрагмента по творчеству одного из
бардов «История одной песни».
Содержание учебного материала
1. Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов
Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков.
Художественное своеобразие прозы В.Шаламова, В.Шукшина, В.Быкова,
В.Распутина. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование
природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в
экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в
воспитании патриотических чувств молодого поколения. Историческая тема в
советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории,
взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература.
Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов.
Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих
ценностях. Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Знамя»
и др.). Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы.
2. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции)
Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы
русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б.Зайцева,
В.Набокова, Г.Газданова, Б.Поплавского.
Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских
репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б.Ширяева,
Д.Кленовского, И.Елагина.
Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР.
Творчество И.Бродского, А.Синявского, Г.Владимова.

2

2
1
1
28
2

ОК.10.

2

20

3. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы
Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы,
жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Литературные объединения и направления в
поэзии 1950—1980-х годов.
Поэзия Н.Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема
родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в
лирике Н.Рубцова.
Поэзия Р.Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя.
Тема родины в поэзии Р.Гамзатова. Соотношение национального и
общечеловеческого в поэзии Р.Гамзатова.
Поэзия Б.Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие
лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б.Окуджавы.
4. Личность и творческий путь А.Т.Твардовского
Обзор
творчества
А.Т.Твардовского.
Особенности
поэтического
мира.
Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретноисторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар».
Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и
исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По
праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и
забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А.Т.Твардовский
— главный редактор журнала «Новый мир».
5. Драматургия 1950—1960-х годов. Нравственная проблематика пьес А.
Вампилова
Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к
молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Тема любви в драмах
А.Володина, Э.Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода
«оттепели» с поэзией. Поэтические представления в Театре драмы и комедии на
Таганке. Влияние Б.Брехта на режиссуру Ю.Любимова.
Тематика и проблематика драматургии 1970— 1980-х годов. Обращение театров к
произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной
(социологической) драмы. Пьеса А.Салынского «Барабанщица» (1958). Драматургия
В.Розова, А.Арбузова, А.Володина в 1970—1980-х годах.
Обзор жизни и творчества А.Вампилова. Проза А.Вампилова. Нравственная
проблематика пьес А.Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын».

2

2

2

21

Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя.
Тип «средненравственного» героя в драматургии А.Вампилова. «Поствампиловская
драма». Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса
«Провинциальные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А.Вампилова
«Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия — главный
пафос драматургии А.Вампилова.
6. Драматургия В. Розова
Социально-психологические пьесы В.Розова. Внимание драматургов к повседневным
проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести,
героизма и предательства, чести и бесчестия.
7. Личность и творческий путь А.И. Солженицына
Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и
рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев.
Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к
изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А.
Солженицына психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в
творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в
образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза» А.Солженицына:
«Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика
А.И.Солженицына.
В том числе практических занятий
1. Творчество И.Бродского, А.Синявского, Г.Владимова.
2. Поэзия А.Вознесенского, Р. Рождественского, Е. Евтушенко.
3. Анализ рассказа В.П. Астафьева «Людочка».
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить презентацию по биографии и творчеству одного из писателей
периода 1950-1980-х гг:
2. Подготовить сообщение на тему «История: три волны русской эмиграции».
3. Наизусть. Стихотворение И. Бродского (по выбору учащегося).
4. Подготовить сообщение на тему «Поэзия Н. Заболоцкого, Н.Рубцова, Б.Окуджавы,
А. Вознесенского в контексте русской литературы»;
5. Подготовить сообщение на тему «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX—XX
веков».
6. Наизусть. Стихотворение А. Вознесенского, Р. Рождественского, Е. Евтушенко (по

2

2

6
2
2
2
8
1
1
1
1
1
1
22

выбору студентов).
7. Подготовить презентацию по биографии и творчеству одного из драматургов.
8. Подготовить сообщение на тему «Своеобразие языка Солженицына-публициста».
Тема 10.
Содержание учебного материала
Особенности
Литературный процесс в России конца ХХ - начала ХХI века.
развития
Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века.
литературы
Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск
конца 1980—
антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и
2000-х годов
«возвращенная» литература. Произведения А.Солженицына, А.Бека, А.Рыбакова,
В.Дудинцева, В.Войновича.
В том числе практических занятий
1. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему «Особенности массовой литературы конца XX—
XXI века».
Итоговая аттестация: дифференцированный зачет
ВСЕГО

1
1
5
2

ОК.10.

2
2
1
1
2
134ч.

23

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Литературы и методики преподавания литературы», оснащенный
оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по
числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и
др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации,
мультимедийным проектором).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.
Титаренко, Е.А. Литература в схемах и таблицах / Е.А. Титаренко, Е.А.
Хадыко. – Москва: Издательство Эксмо, 2017. – 320с. – (Серия: Наглядно и доступно). –
ISBN 978-5-699-56202-2. - Текст: непосредственный.
3.2.2. Электронные издания
1.
История русской литературы XX-XXI веков: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. А. Мескин [и др.] ; под общей редакцией В.
А. Мескина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 411 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-01425-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452679 (дата обращения: 25.04.2020).
2.
Красовский, В. Е. Литература : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев ; под общей редакцией
В. Е. Красовского. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 650 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11359-4. — Текст: электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448571 (дата обращения: 25.04.2020).
3. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия : учебное пособие для
среднего
профессионального
образования /
А. А. Сафонов ;
под
редакцией
М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/453510 (дата обращения: 25.04.2020).
4.
Сафонов, А.А. Литература.11 класс. Хрестоматия: учебное пособие для
СПО/А. А. Сафонов; под ред. М.А.Сафоновой. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 265 с. –
(Серия: Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-02279-7. – Режим доступа:
www.biblio-online/ru/book/D4A670E8-1FF1-4684-8771-E3BD248C282 (дата обращения:
25.04.2020).
5.
http://library.vshu.kirov.ru – база данных IRBIS (каталог книг и статей),
доступен в научной библиотеке ВятГГУ (К. Либкнехта, 89)
6.
http://www.herzenlib.ru/ библиотека им. А.И. Герцена (г.Киров)
7.
http://libkirov.ru – Электронная библиотека города Кирова
8.
http://www.rsl.ru –Российская государственная библиотека
9.
http://www.rasl.ru – библиотека Академии Наук
10.
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp –Научная электронная библиотека
11.
http://www.nlr.ru/ Российская –Национальная библиотека
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Белинский, В. Г. О Пушкине, Лермонтове, Гоголе / В. Г. Белинский. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 326 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-53424

09211-0.
—
Текст
:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/456107 (дата обращения: 25.04.2020).
2.
Кони, А. Ф. О русских писателях. Избранное / А. Ф. Кони. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 310 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12076-9.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454575 (дата
обращения: 25.04.2020).
3.
Литература. Хрестоматия. Русская классическая драма (10-11 классы) :
учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов [и др.] ;
составитель А. А. Сафонов ; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 438 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06929-7.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455470 (дата
обращения: 25.04.2020).
4.
Минералов, Ю. И. История русской литературы. 1900-1920-е годы : учебник
для среднего профессионального образования / Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова. — 3е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 471 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9498-8. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452299 (дата обращения: 25.04.2020).
5.
Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 1. XIX век : учебное
пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Чернец [и др.] ; под
редакцией Л. В. Чернец. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
— 212 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07963-0. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451665 (дата обращения:
25.04.2020).
6.
Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 2. XX век : учебное
пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Романова [и др.] ; под
редакцией Г. И. Романовой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 232 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07770-4. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452000 (дата обращения:
25.04.2020).
7.
Рыбальченко, Т. Л. Анализ художественного текста : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / Т. Л. Рыбальченко. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 147 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13072-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/448915 (дата обращения: 25.04.2020).
8.
Тарланов, Е. З. Литература: анализ поэтического текста : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / Е. З. Тарланов. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 237 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10416-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/455674 (дата обращения: 25.04.2020).
9.
Тынянов, Ю. Н. История литературы. Поэтика. Избранные труды /
Ю. Н. Тынянов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 353 с. — (Антология
мысли). — ISBN 978-5-534-08758-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452939 (дата обращения: 25.04.2020).

25

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является
дифференцированный зачет в 4 семестре.
Результаты
Критерии оценки
Методы оценки
обучения
Знания:
1. Образную
природу
словесного
искусства.

Имеет представление об образе
оратора и требованиях к устной
публичной речи.
Обладает знаниями в области
основ выразительного чтения,
осознает
значимость
использования интонационного и
логического
ударения,
смысловых пауз, ритмического
построения текста и тембра
голоса.

 индивидуальные задания;
 эвристическая беседа;
 устное
публичное
выступление;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической части проектов,
учебных исследований и т.д.).
 дифференцированный зачет

2. Содержание
изученных
литературных
произведений.

Осознает
значимость
своевременного
прочтения
художественных прозаических и
лирических текстов.
Ориентируется в содержательном
пространстве произведений.
Имеет
представление
об
индивидуальной и групповой
аналитической работе с текстами
художественных произведений и
учебником.

 индивидуальные задания;
 письменный/устный опрос;
 тестирование;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической части проектов,
учебных исследований и т.д.).
 дифференцированный зачет
 индивидуальные задания;
 устный ответ, эвристическая
беседа;
 тестирование;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической части проектов,
учебных исследований и т.д.).

3. Основные
Знает основные факты жизни и
факты жизни и творчества писателей-классиков
творчества
ХIХв. и соотносит их с
писателей
- исторической эпохой.
классиков XIX в.
Имеет
представление
об
организации
самостоятельной
работы
с
источниками
информации
(учебник,
дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники).
4. Основные
Осознает значимость основных
закономерности
закономерностей
историкоисториколитературного процесса.
литературного
Ориентируется
в
чертах

 индивидуальные задания;
 устный ответ, эвристическая
беседа;
 тестирование;
26

процесса и черты литературных направлений и
литературных
течений,
соотносит
их
с
направлений.
сегодняшним днем.
Имеет
представление
об
организации
самостоятельной
работы
с
источниками
информации
(учебник,
дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники), о
видах редактирования текста.
5. Основные
Имеет
сформированное
теоретикопредставление о системе стилей
литературные
языка
художественной
понятия.
литературы.
Знает
основные
теоретиколитературные понятия и их
содержательное наполнение.
Знает требования к оформлению
конспектов, аннотаций, рецензий,
эссе, при составлении тезисного
и цитатного планов сочинения.
Умения:
1.Воспроизводить
содержание
литературного
произведения.

2.Анализировать и
интерпретировать
художественное
произведение,
используя
сведения
по
истории и теории
литературы
(тематику,
проблематику,
нравственный

Осуществляет
своевременное
прочтение
художественных
прозаических
и
лирических
текстов.
Ориентируется в содержательном
пространстве произведений.
Ведет диалог, правильно строит
предложения, следит за нормами
устной речи, владеет навыками
устной публичной речи.
Умеет самостоятельно работать с
источниками
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники).
Демонстрирует
умение
правильно
определять
актуальность темы, адекватность
результатов поставленным целям,
давать полные ответы, точные
формулировки.
Владеет навыками комментированного чтения.
Осуществляет
аналитическую
работу
с
текстами
художественных произведений и

 оценка
анализа
литературного произведения;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической части проектов,
учебных исследований и т.д.).

 индивидуальные задания;
 устный ответ, эвристическая
беседа;
 тестирование;
 оценка анализа литературного
произведения,
конспектов,
аннотаций, рецензий, эссе;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической части проектов,
учебных исследований и т.д.).
 индивидуальные задания;
 устные
публичные
выступления
с
докладами,
сообщениями;
 оценка
декламации
лирических текстов (записанные
видеофрагменты и в режиме
реального времени), участия в
театрализованных постановках;
 устный ответ, эвристическая
беседа;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической части проектов,
учебных исследований и т.д.).
 индивидуальные задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 тестирование;
 устный ответ, эвристическая
беседа;
 оценка литературоведческого
анализа
лирических
и
прозаических текстов;
 оценка при написании эссе
или развернутых ответов на
27

пафос,
систему
образов,
особенности
композиции,
изобразительновыразительные
средства
языка,
художественную
деталь).
3.Анализировать
эпизод
(сцену)
изученного
произведения,
объяснять
его
связь
с
проблематикой
произведения.

критических статей.
Владеет навыками работы с
иллюстративным материалом.
Умеет самостоятельно работать с
источниками
информации
(учебник,
дополнительная
литература,
энциклопедии,
словари, в том числе интернетисточники), редактировать текст.
Демонстрирует навыки комментированного чтения.
Осуществляет
аналитическую
работу
с
текстами
художественных произведений и
критических статей.
Умеет работать в группах по
подготовке
ответов
на
проблемные вопросы, принимает
участие в эвристической беседе.
Владеет
навыками
индивидуальной и групповой
аналитической работы с текстами
художественных произведений и
учебника.

4.Соотносить
художественную
литературу
с
общественной
жизнью
и
культурой,
раскрывать
конкретноисторическое
и
общечеловеческое
содержание
изученных
произведений;
выявлять
"сквозные темы" и
ключевые
проблемы русской
литературы;
соотносить
произведение
с
литературным
направлением
эпохи.
5.Определять род
и
жанр

Осуществляет
аналитическую
работу
с
текстами
художественных произведений и
критических статей.
Принимает участие при подготовке
литературных
композиций, театрализаций с
учетом
историко-культурного
контекста конкретной эпохи.
Умеет работать в группах по
подготовке
ответов
на
проблемные вопросы, принимает
участие в эвристической беседе.
Владеет навыками работы с
иллюстративным материалом.
Умеет самостоятельно работать с
источниками
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники).

проблемные вопросы;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической части проектов,
учебных исследований и т.д.).

 индивидуальные задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 тестирование;
 оценка литературоведческого
анализа
лирических
и
прозаических текстов;
 оценка при написании эссе
или развернутых ответов на
проблемные вопросы;
 устный ответ, эвристическая
беседа;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической части проектов,
учебных исследований и т.д.).
 индивидуальные задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 оценка литературоведческого
или сравнительного анализов
лирических и прозаических
текстов;
 оценка при написании эссе
или развернутых ответов на
проблемные вопросы;
 устный ответ, эвристическая
беседа;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической части проектов,
учебных исследований и т.д.).

Ориентируется в содержательном  индивидуальные задания;
пространстве произведений с  защита
отчетов
по
28

произведения.

учетом
их
жанрово-родовой
специфики.
Использует
точные
формулировки, владеет лексикой
литературоведческого характера.
Умеет самостоятельно работать с
источниками
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники).

6.Сопоставлять
литературные
произведения.

Осуществляет
аналитическую
работу
с
текстами
художественных произведений и
критических статей.
Владеет
навыками
сравнительного
анализа
произведений.
Умеет самостоятельно работать с
источниками
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники).

7.Выявлять
авторскую
позицию.

Демонстрирует навыки комментированного чтения.
Осуществляет
аналитическую
работу
с
текстами
художественных произведений и
критических статей.
Умеет самостоятельно работать с
источниками
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники).

8.Выразительно
Демонстрирует навыки вырачитать изученные зительного чтения и чтения
произведения (или наизусть с учетом позиции

практическим занятиям;
 тестирование;
 устный ответ, эвристическая
беседа;
 оценка при написании эссе;
 оценка литературоведческого
анализа
лирических
и
прозаических текстов;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической части проектов,
учебных исследований и т.д.).
 индивидуальные задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 тестирование;
 устный ответ, эвристическая
беседа;
 оценка литературоведческого
или сравнительного анализов
лирических и прозаических
текстов;
 оценка при написании эссе;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической части проектов,
учебных исследований и т.д.).
 дифференцированный зачет
 индивидуальные задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 тестирование;
 оценка литературоведческого
или сравнительного анализов
лирических и прозаических
текстов;
 устный ответ, эвристическая
беседа;
 оценка при написании эссе;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической части проектов,
учебных исследований и т.д.).
 дифференцированный зачет
 индивидуальные задания;
 оценка
декламации
лирических текстов (записанные
29

их
фрагменты),
соблюдая нормы
литературного
произношения.

автора.
Умеет создавать видеоролики с
декламацией
лирического
произведения
в
различных
программах.
9.Аргументировать Демонстрирует навыки комсвое отношение к ментированного чтения.
прочитанному
Умеет
задавать
проблемные
произведению.
вопросы, владеет различными
способами аргументации.

10. Писать
рецензии
на
прочитанные
произведения
и
сочинения разных
жанров
на
литературные
темы.

Использует
точные
формулировки, владеет лексикой
литературоведческого характера.
Соблюдает,
лексическую,
грамматическую
и
фактологическую точность речи,
причинно-следственные связи.
Владеет
навыками
конспектирования,
написания
аннотаций, рецензий, эссе, в
составлении
тезисного
и
цитатного планов сочинения, в
создании
систематизирующих
таблиц.

видеофрагменты и в режиме
реального времени), участия в
театрализованных постановках.
 индивидуальные задания;
 устный ответ, эвристическая
беседа;
 оценка
при
написании
сочинений различных жанров;
 оценка литературоведческого
или сравнительного анализов
лирических и прозаических
текстов;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической части проектов,
учебных исследований и т.д.).
 индивидуальные задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 тестирование;
 оценка
при
написании
сочинений различных жанров;
 оценка
в
составлении
конспектов,
цитатников,
систематизирующих таблиц и
тезисных планов, при написании
аннотаций, рецензий;
 оценка
в
соблюдении
лексических, грамматических и
фактологических норм речи,
причинно-следственных связей.
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
теоретической части проектов,
учебных исследований и т.д.).

30

Приложение
Перечень тем индивидуальных проектов по дисциплине
«Литература»
1. Имел ли место быть спорт в жизни русских классиков? (о спортивном образе жизни
русских писателей).
2. Николай Коляда на страницах города Екатеринбург: есть чем гордиться! (анализ
творчества драматурга и его влияние на культурную жизнь города Екатеринбург).
3. Карнавальный бум литературных персонажей, или какой костюм выбрать на
Новый год, чтобы не остаться незамеченным? (рейтинг самых популярных костюмов
среди детей дошкольного и младшего школьного возраста).
4. Ребенок в пионерском лагере вчера и загородном лагере сегодня
(сопоставительный анализ условий для развития личности ребенка в разные исторические
эпохи на примере литературных произведений).
5. Разница есть! Художественные нюансы восприятия поэтического мира Ф.И.
Тютчева и А.А. Фета.
6. Литературные персонажи на обертках современных конфет (разработка игровых
моделей для детей дошкольного возраста).
7. Памятники литературным героям в Свердловской области.
8. Мультфильмы по литературным произведениям отечественных писателей: вред
или польза?
9. Отношение русских писателей и поэтов к городу Екатеринбургу (Свердловску) на
литературных страницах.
10. Здравствуйте, уважаемый герой! (что бы вы спросили у любимого героя?)
11. Самый читаемый автор в моем учебном заведении.
12. От улыбки станет всем светлей (конкурс улыбок среди писателей).
13. Праздник Рождества в литературном мире: изучаем традиции и оцениваем
современность.
14. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты (художественная литература в
восприятии современного подростка).
15. Тебе еще семнадцать или уже семнадцать? (к вопросу об отношении наших
современных читателей к возрасту некоторых литературных героев XIX-XX вв.)
16. Литературная география России (создание игры-бродилки по знаменитым
литературным местам).
17. Добро пожаловать в библиотеку! (создание подробного каталога библиотек нашего
города с последующими рекомендациями).
18. Музеи для уроков литературы в г. Екатеринбург (создание подробного каталога
музеев, связанных с изучением литературы с последующими рекомендациями).
19. Одна великолепная литературная цитата устами студента СОПК (рейтинг
популярности известных афоризмов и выражений из литературных произведений).
20. Конфликты литературных героев и пути их разрешения на примере моего
любимого художественного произведения.
21. Популярность театра в наши дни: портрет студента СОПК как театрального
зрителя.
22. Образ современного учителя в художественной литературе вчера и сегодня.
23. Талант передается по наследству? (о преемственности между талантливыми
классиками и их потомками в XXI веке).
24. Учимся искать клад! (разработка игровых моделей на примере художественных
авантюрно-приключенческих романов).
25. А сможешь отгадать загадку? (Какие загадки знают современные студенты).
26. Несколько вопросов и ответов о правилах поведения детей дошкольного возраста
(на примере анализа художественных текстов детских писателей).
31

27. Несколько вопросов и ответов о правилах поведения детей младшего школьного
возраста (на примере анализа художественных текстов детских писателей).
28. Мир игрушек в поэзии вчера и сегодня (вопрос о популярности игрушек
дореволюционного, советского и современного периодов в творчестве детских писателей).
29. Мама, забери меня домой! (реакция художественной литературы на проблему
одиноких детей в разные исторические эпохи).
30. Как литературный герой помог мне правильно распоряжаться финансами? (о
проблеме отношения современных подростков к деньгам).
31. Какие сказки мама вам читала на ночь? (рейтинг самых популярных читаемых
сказок детям дошкольного возраста).
32. Нужны ли нам еще гитара и костер? (вопрос о бардовской песне сегодня).
33. Я буду жить, но только улыбнись и руку протяни… (на примере анализа
художественных произведений современных писателей об особенностях жизни детей,
страдающих от тяжелых заболеваний).
34. Что мешает быть счастливым современному подростку? (о проблемах молодежи в
современной русской литературе).
35. Известное о неизвестном. Ищем новые таланты (о современных молодых
писателях).
36. Создание календаря по стихотворениям о природе А.С. Пушкина с дидактическими
заданиями (для детского сада).
37. Разработка литературной квест-игры для детского лагеря.
38. Влияние интеллектуальных карт на понятийный аппарат студента СОПК (на
примере изучения литературного произведения).
39. Создание читательского дневника для студента СОПК.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».