Приложение 4.31
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 51.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. В.07. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам)
Очная форма обучения
Екатеринбург
2020
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины «Основы учебноисследовательской деятельности» разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам), утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1356
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»
учреждение
Разработчики:
Балахонова Л.С., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж».
Кузнецова М.Ф., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж».
© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. КОНТРОЛЬ
И
ДИСЦИПЛИНЫ
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
11
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности» относится
к вариативной части общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной
образовательной программы по специальности СПО 51.02.02 Социально-культурная
деятельность (по видам).
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Разрабатывать и осуществлять социально-культурные проекты и
программы.
ПК 1.6. Анализировать состояние социально-культурной ситуации в регионе и
учреждении (организации) культуры.
ПК 1.8. Использовать различные способы сбора и распространения информации в
профессиональной сфере.
ПК 2.2. Разрабатывать и реализовывать сценарные планы культурно-массовых
мероприятий, театрализованных представлений, эстрадных программ.
Менеджер социально-культурной деятельности должен обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: подготовить студентов к научно-исследовательской работе в процессе
обучения в колледже (выполнение реферативных, курсовых и выпускных
квалификационных работ) и в будущей профессиональной деятельности (анализ
социально-культурной ситуации в регионе и организации посредством эффективных
способов сбора информации, разработка социально-культурных проектов и программ).
Задачи:
1.
вовлекать
студентов
в
учебно-исследовательскую
деятельность,
способствующую формированию и развитию профессиональных компетенций и
творческих способностей, необходимых для последующей работы в системе культуры и
образования;
2.
формировать представления студентов о методах организации и проведения
опытно-поисковой работы;
4
3.
развивать
умения
студентов,
необходимые
для
исследовательской работы и повышения качества подготовки специалистов.
Код
ПК, ОК
ОК 1
ОК 2.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 1.1.
ПК 1.6.
ПК 1.8.
ПК 2.2
проведения
Умения
Знания
планировать
исследовательскую
работу;
определять понятийный аппарат
исследования;
определять
основополагающую
проблему, цель и задачи исследования;
осуществлять поиск, анализ и оценку
информации,
необходимой
для
постановки
и
решения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного
развития;
фиксировать и сохранять
исследовательский материал;
представить
результаты
исследования в установленной форме с
использованием
электронной
презентации.
- методы
социологического
исследования;
- содержание основных понятий
и категорий научного поиска;
- требования
к
исследовательской
работе,
к
оформлению
результатов
исследования.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы
48
в том числе:
теоретическое обучение
18
лабораторные работы
0
практические занятия
14
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
0
контрольная работа
0
Самостоятельная работа
16
Промежуточная аттестация
зачет
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы учебно–исследовательской деятельности»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Раздел 1. Наука и научное исследование
Тема 1. Введение в
Содержание учебного материала
научное исследование
Наука и научное познание. Планирование научного исследования. Формулировка
целей и задач.
Раздел 2. Особенности исследования
Тема 2.1 Особенности
Содержание учебного материала
исследования в СКД
Выбор темы и определение проблемы. Актуальность исследования. Компоненты
актуальности. Формулировка темы, проблемы, целей и задач.
Тема 2.2 Обзор
Содержание учебного материала
периодических изданий Принципы подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с
бумажными и электронными носителями.
В том числе практических занятий
Представление статьи из периодических изданий по изучаемой специальности/теме
исследования
Самостоятельная работа обучающихся
1.Аннотирование специализированного журнала или газеты. Представление
профессиональных блогов и сообществ.
Поиск е в сети Интернет материалов по теме проводимого исследования с помощью
стандартных поисковых систем и с помощью сайтов научных библиотек и
каталогов. Сравнение результатов поиска, описание различий.
Раздел 3. Методы исследования
Тема 3.1 Методы
Содержание учебного материала
учебноНаучные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и
исследовательской
задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
Объем
в часах
2
2
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 1.
ОК 9.
6
2
2
ОК 1.
ОК 2.
ПК 1.6.
ПК 1.8.
4
ОК 1.
ОК 2.
ОК 4.
ОК 5.
ПК 1.6.
ПК 1.8.
2
2
2
2
8
4
2
ОК 2.
ОК 4.
ОК 5.
ПК 1.6.
6
деятельности
Тема 3.2 Опросные и
неопросные методы
исследования
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработка и проведение анкеты.
Содержание учебного материала
Сущность метода интервью. Виды и типы интервью. Маркетинговое исследование.
Проблема выборки и репрезентативности. Метод наблюдения. Анализ документов.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Обработка анкеты и представление результатов анкетирования в виде диаграммы,
написание вывода.
Раздел 4. Технология учебно-исследовательской деятельности студентов
Тема 4.1 Структура
Содержание учебного материала
исследовательской
Структура, содержание и оформление исследовательской работы. Оформление
работы студентов
исследовательской работы: нумерация страниц и глав; порядок оформления таблиц,
графического материала, формул. Филологическое сопровождение оформления
научной работы.
Тема 4.2 Методология
Содержание учебного материала
исследовательской
Постановка целей и задач. Определение методологии исследования
работы студентов
Самостоятельная работа обучающихся
1.Определение методологии исследования /заполнение индивидуального плана
исследовательской деятельности
Тема 4.2 Технология
Содержание учебного материала
написания частей
Структура учебного реферата. Критерии оценки учебного реферата. Оформление
реферативной работы найденных интернет-материалов в соответствии с требованиями ГОСТ.
В том числе практических занятий
1.
Технология написания введения
2.
Технология написания основной части
3.
Технология написания заключения
4.
Особенности оформления источников
5.
Требование к презентации работы
6.
Структура защитной речи
Самостоятельная работа обучающихся
1.Написание введения.
2.Написание параграфа
3.Оформление списка литературы. Работа с бумажными каталогами. Оформление
2
2
ПК 1.8.
4
2
ОК 4. ОК 5.
ОК 8. ОК 9.
ПК 1.1.
ПК 1.6.
ПК 1.8.
ПК 2.2.
ОК 2. ОК 4.
ОК 5. ОК 9.
ПК 1.1.
ПК 1.6
ПК 1.8.
ПК 2.2.
2
2
26
2
2
4
2
2
2
20
12
2
2
2
2
2
2
8
2
2
2
ОК 1.
ОК 2.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 1.6.
ПК 1.8
7
ссылок на литературные источники.
4.Презентация реферативной работы (введение)
Раздел 5. Организация исследовательской опытно-практической, опытно-экспериментальной и
проектной работы студентов
Тема 5.1 Особенности
Содержание учебного материала
написания курсовой
Структура курсовой работы. Требования к оформлению и защите курсовой работы.
работы
Тема 5.2 Особенности
Содержание учебного материала
написания выпускной
Структура выпускной квалификационной работы. Требования к оформлению и
квалификационной
защите выпускной квалификационной работы. Организация исследовательской
работы
выпускной квалификационной работы студентов
Зачет
Всего
2
4
2
2
2
2
ОК 2.
ПК 1.6.
ПК 1.8
ПК 1.1.
ПК 1.6
ПК 1.8.
ПК 2.2.
2
48
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебнометодические рекомендации).
Технические средства обучения: интерактивная доска и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
1. Розанова, Н. М. Основы научных исследований. Учебно-практическое пособие. — М.:
КноРус. 2020. - 328 с. - ISBN: 978-5-406-07660-6. - Текст: непосредственный
3.2.2 Электронные издания
1. Байбородова, Л.В.
Чернявская, А.П. Методология и методы научного
исследования. Учебное пособие.— М.: Юрайт. 2018. - 222 с. - ISBN 978-5-87555-985-3. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата
обращения: 31.04.2020).
2. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. —
2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 304 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-08764-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/451920 (дата обращения: 31.04.2020).
3. Дрещинский, В. А. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата
и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. - 274 с. - ISBN 978-5-534-07187-0. - Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата обращения:
31.04.2020).
4. Дрещинский, В.А. Основы научных исследований. Учебник для СПО. — М.:
Юрайт. 2019. - 274 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10329-8. —
Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата
обращения: 31.04.2020).
5. Социология. Методика проведения социологических исследований: учебное
пособие для вузов/ под редакцией И.Е. Тимерманиса, А.Г. Тановой. – Москва:
Издательство Юрайт, 2020. – 118 с. – ISBN: 978-5-534-09953-9. – Текст: электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453453 (дата обращения: 31.04.2020).
6. http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Science/Publications/Libraries_1/ –Каталог научных
библиотек
7. http://library.vshu.kirov.ru – база данных IRBIS (каталог книг и статей), доступен в
научной библиотеке ВятГГУ (К. Либкнехта, 89)
8. http://www.scintific.narod.ru – каталог научных ресурсов
9. http://list.mail.ru/10177/1/0_1_0_1.html каталог научных журналов
10. http://ecologysite.net/ –каталог экологических сайтов
11. http://ecoportal.ru/katal.php –тематический каталог ссылок по экологии
12. http://www.herzenlib.ru/ библиотека им. А.И. Герцена (г.Киров)
13. http://libkirov.ru – Электронная библиотека города Кирова
14. http://www.rsl.ru –Российская государственная библиотека
15. http://www.rasl.ru – библиотека Академии Наук
16. http://www.spbrc.nw.ru – Санкт-Петербургский научный центр РАН
17. http://www.lib.pu.ru/RU/ –Научная библиотека Санкт-Петербургского
государственного университета
18. http://nbmgu.ru/ –Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
19. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp –Научная электронная библиотека
20. http://www.nlr.ru/ Российская –Национальная библиотека
21. http://www.benran.ru/el_jur.htm - Электронные научные журналы
3.2.3 Дополнительные источники
1. Борикова, Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную
квалификационную работу. - М. 2002. – 96с. - ISBN 978-5-7695-7579-2.- Текст:
непосредственный.
2. Бережнова, Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности
студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений. – 5-е изд. – М.: Издательский
центр «Академия», 2008. – 128с. ISBN 5-7695-2919-9. - Текст: непосредственный.
3. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учебник. / В.И.
Добреньков, А.И. Кравченко. – Москва: ИНФРА – Москва, 2008. – 768с. – ISBN: 9785-16-002113-3 – Текст: непосредственный.
4. Добреньков, В.И., Осипова Н.Г. Методология и методы научной работы: учебное
пособие / В.И.Добреньков, Н.Г.Осипова. М.: изд. МГУ,2009. - 276с. - 978-5-98227-5998. - Текст: непосредственный.
5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования.
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. — М.:
Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с. - ISBN 5-7695-2146-5. - Текст:
непосредственный.
6. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ
высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
ISBN 5-7695-2711-0. - Текст: непосредственный.
7. Кузнецов, И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления
/И.Н.Кузнецов. М.,2006. - 460 с. - ISBN 5-94798-904-2. - Текст: непосредственный.
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является зачет.
Результаты обучения
В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен знать:
- методы
социологического
исследования;
- содержание
основных
понятий
и
категорий
научного поиска;
- требования
к
исследовательской работе, к
оформлению
результатов
исследования.
В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен уметь:
планировать
исследовательскую работу;
определять
понятийный
аппарат исследования;
определять
основополагающую
проблему, цель и задачи
исследования;
осуществлять поиск, анализ
и
оценку
информации,
необходимой
для
постановки
и
решения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития;
фиксировать и сохранять
исследовательский
материал;
представить
результаты
исследования
в
установленной форме с
использованием
электронной презентации.
Критерии оценки
Методы оценки
- традиционная система отметок
в
баллах
за
каждую
выполненную работу;
- накопительная система баллов,
на основе которой выставляется
итоговая отметка;
зачет:
заполненный
индивидуальный
план
исследовательской
деятельности,
написанное
введение,
презентация
по
введению, итоговая отметка за
семестр,
черновой
вариант
реферата.
- устный опрос,
- тестирование,
контрольные
работы,
практические
задания,
- домашнее задание
творческого
характера.
11