Приложение 4.31 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 51.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. В.07. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам) Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины «Основы учебноисследовательской деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1356 Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» учреждение Разработчики: Балахонова Л.С., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». Кузнецова М.Ф., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ДИСЦИПЛИНЫ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 11 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности» относится к вариативной части общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам). Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1. Разрабатывать и осуществлять социально-культурные проекты и программы. ПК 1.6. Анализировать состояние социально-культурной ситуации в регионе и учреждении (организации) культуры. ПК 1.8. Использовать различные способы сбора и распространения информации в профессиональной сфере. ПК 2.2. Разрабатывать и реализовывать сценарные планы культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, эстрадных программ. Менеджер социально-культурной деятельности должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель: подготовить студентов к научно-исследовательской работе в процессе обучения в колледже (выполнение реферативных, курсовых и выпускных квалификационных работ) и в будущей профессиональной деятельности (анализ социально-культурной ситуации в регионе и организации посредством эффективных способов сбора информации, разработка социально-культурных проектов и программ). Задачи: 1. вовлекать студентов в учебно-исследовательскую деятельность, способствующую формированию и развитию профессиональных компетенций и творческих способностей, необходимых для последующей работы в системе культуры и образования; 2. формировать представления студентов о методах организации и проведения опытно-поисковой работы; 4 3. развивать умения студентов, необходимые для исследовательской работы и повышения качества подготовки специалистов. Код ПК, ОК ОК 1 ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1. ПК 1.6. ПК 1.8. ПК 2.2 проведения Умения Знания планировать исследовательскую работу; определять понятийный аппарат исследования; определять основополагающую проблему, цель и задачи исследования; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; фиксировать и сохранять исследовательский материал; представить результаты исследования в установленной форме с использованием электронной презентации. - методы социологического исследования; - содержание основных понятий и категорий научного поиска; - требования к исследовательской работе, к оформлению результатов исследования. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы 48 в том числе: теоретическое обучение 18 лабораторные работы 0 практические занятия 14 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 контрольная работа 0 Самостоятельная работа 16 Промежуточная аттестация зачет 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы учебно–исследовательской деятельности» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Раздел 1. Наука и научное исследование Тема 1. Введение в Содержание учебного материала научное исследование Наука и научное познание. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач. Раздел 2. Особенности исследования Тема 2.1 Особенности Содержание учебного материала исследования в СКД Выбор темы и определение проблемы. Актуальность исследования. Компоненты актуальности. Формулировка темы, проблемы, целей и задач. Тема 2.2 Обзор Содержание учебного материала периодических изданий Принципы подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с бумажными и электронными носителями. В том числе практических занятий Представление статьи из периодических изданий по изучаемой специальности/теме исследования Самостоятельная работа обучающихся 1.Аннотирование специализированного журнала или газеты. Представление профессиональных блогов и сообществ. Поиск е в сети Интернет материалов по теме проводимого исследования с помощью стандартных поисковых систем и с помощью сайтов научных библиотек и каталогов. Сравнение результатов поиска, описание различий. Раздел 3. Методы исследования Тема 3.1 Методы Содержание учебного материала учебноНаучные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и исследовательской задачами. Виды методов для различных направлений исследования. Объем в часах 2 2 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК 1. ОК 9. 6 2 2 ОК 1. ОК 2. ПК 1.6. ПК 1.8. 4 ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ПК 1.6. ПК 1.8. 2 2 2 2 8 4 2 ОК 2. ОК 4. ОК 5. ПК 1.6. 6 деятельности Тема 3.2 Опросные и неопросные методы исследования Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработка и проведение анкеты. Содержание учебного материала Сущность метода интервью. Виды и типы интервью. Маркетинговое исследование. Проблема выборки и репрезентативности. Метод наблюдения. Анализ документов. Самостоятельная работа обучающихся 1.Обработка анкеты и представление результатов анкетирования в виде диаграммы, написание вывода. Раздел 4. Технология учебно-исследовательской деятельности студентов Тема 4.1 Структура Содержание учебного материала исследовательской Структура, содержание и оформление исследовательской работы. Оформление работы студентов исследовательской работы: нумерация страниц и глав; порядок оформления таблиц, графического материала, формул. Филологическое сопровождение оформления научной работы. Тема 4.2 Методология Содержание учебного материала исследовательской Постановка целей и задач. Определение методологии исследования работы студентов Самостоятельная работа обучающихся 1.Определение методологии исследования /заполнение индивидуального плана исследовательской деятельности Тема 4.2 Технология Содержание учебного материала написания частей Структура учебного реферата. Критерии оценки учебного реферата. Оформление реферативной работы найденных интернет-материалов в соответствии с требованиями ГОСТ. В том числе практических занятий 1. Технология написания введения 2. Технология написания основной части 3. Технология написания заключения 4. Особенности оформления источников 5. Требование к презентации работы 6. Структура защитной речи Самостоятельная работа обучающихся 1.Написание введения. 2.Написание параграфа 3.Оформление списка литературы. Работа с бумажными каталогами. Оформление 2 2 ПК 1.8. 4 2 ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1. ПК 1.6. ПК 1.8. ПК 2.2. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ПК 1.1. ПК 1.6 ПК 1.8. ПК 2.2. 2 2 26 2 2 4 2 2 2 20 12 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ПК 1.6. ПК 1.8 7 ссылок на литературные источники. 4.Презентация реферативной работы (введение) Раздел 5. Организация исследовательской опытно-практической, опытно-экспериментальной и проектной работы студентов Тема 5.1 Особенности Содержание учебного материала написания курсовой Структура курсовой работы. Требования к оформлению и защите курсовой работы. работы Тема 5.2 Особенности Содержание учебного материала написания выпускной Структура выпускной квалификационной работы. Требования к оформлению и квалификационной защите выпускной квалификационной работы. Организация исследовательской работы выпускной квалификационной работы студентов Зачет Всего 2 4 2 2 2 2 ОК 2. ПК 1.6. ПК 1.8 ПК 1.1. ПК 1.6 ПК 1.8. ПК 2.2. 2 48 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебнометодические рекомендации). Технические средства обучения: интерактивная доска и мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания 1. Розанова, Н. М. Основы научных исследований. Учебно-практическое пособие. — М.: КноРус. 2020. - 328 с. - ISBN: 978-5-406-07660-6. - Текст: непосредственный 3.2.2 Электронные издания 1. Байбородова, Л.В. Чернявская, А.П. Методология и методы научного исследования. Учебное пособие.— М.: Юрайт. 2018. - 222 с. - ISBN 978-5-87555-985-3. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата обращения: 31.04.2020). 2. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 304 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08764-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451920 (дата обращения: 31.04.2020). 3. Дрещинский, В. А. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. - 274 с. - ISBN 978-5-534-07187-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата обращения: 31.04.2020). 4. Дрещинский, В.А. Основы научных исследований. Учебник для СПО. — М.: Юрайт. 2019. - 274 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10329-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата обращения: 31.04.2020). 5. Социология. Методика проведения социологических исследований: учебное пособие для вузов/ под редакцией И.Е. Тимерманиса, А.Г. Тановой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 118 с. – ISBN: 978-5-534-09953-9. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453453 (дата обращения: 31.04.2020). 6. http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Science/Publications/Libraries_1/ –Каталог научных библиотек 7. http://library.vshu.kirov.ru – база данных IRBIS (каталог книг и статей), доступен в научной библиотеке ВятГГУ (К. Либкнехта, 89) 8. http://www.scintific.narod.ru – каталог научных ресурсов 9. http://list.mail.ru/10177/1/0_1_0_1.html каталог научных журналов 10. http://ecologysite.net/ –каталог экологических сайтов 11. http://ecoportal.ru/katal.php –тематический каталог ссылок по экологии 12. http://www.herzenlib.ru/ библиотека им. А.И. Герцена (г.Киров) 13. http://libkirov.ru – Электронная библиотека города Кирова 14. http://www.rsl.ru –Российская государственная библиотека 15. http://www.rasl.ru – библиотека Академии Наук 16. http://www.spbrc.nw.ru – Санкт-Петербургский научный центр РАН 17. http://www.lib.pu.ru/RU/ –Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета 18. http://nbmgu.ru/ –Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова 19. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp –Научная электронная библиотека 20. http://www.nlr.ru/ Российская –Национальная библиотека 21. http://www.benran.ru/el_jur.htm - Электронные научные журналы 3.2.3 Дополнительные источники 1. Борикова, Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М. 2002. – 96с. - ISBN 978-5-7695-7579-2.- Текст: непосредственный. 2. Бережнова, Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений. – 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 128с. ISBN 5-7695-2919-9. - Текст: непосредственный. 3. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учебник. / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – Москва: ИНФРА – Москва, 2008. – 768с. – ISBN: 9785-16-002113-3 – Текст: непосредственный. 4. Добреньков, В.И., Осипова Н.Г. Методология и методы научной работы: учебное пособие / В.И.Добреньков, Н.Г.Осипова. М.: изд. МГУ,2009. - 276с. - 978-5-98227-5998. - Текст: непосредственный. 5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с. - ISBN 5-7695-2146-5. - Текст: непосредственный. 6. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с. ISBN 5-7695-2711-0. - Текст: непосредственный. 7. Кузнецов, И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления /И.Н.Кузнецов. М.,2006. - 460 с. - ISBN 5-94798-904-2. - Текст: непосредственный. 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является зачет. Результаты обучения В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - методы социологического исследования; - содержание основных понятий и категорий научного поиска; - требования к исследовательской работе, к оформлению результатов исследования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: планировать исследовательскую работу; определять понятийный аппарат исследования; определять основополагающую проблему, цель и задачи исследования; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; фиксировать и сохранять исследовательский материал; представить результаты исследования в установленной форме с использованием электронной презентации. Критерии оценки Методы оценки - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу; - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; зачет: заполненный индивидуальный план исследовательской деятельности, написанное введение, презентация по введению, итоговая отметка за семестр, черновой вариант реферата. - устный опрос, - тестирование, контрольные работы, практические задания, - домашнее задание творческого характера. 11