ОУД.10 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Приложение 4.10
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 51.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание»
разработана на основе Примерной программы общеобразовательной учебной
дисциплины «Естествознание» для профессиональных образовательных организаций,
рекомендованных Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» (2015), в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)
для специальности 51.02.02 «Социально-культурная деятельность»

Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной
педагогический колледж»
Разработчики: Авазова С.А., преподаватель 1кк.

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ

7

И

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16
17

3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 Естествознание
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Естествознание» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы
по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность.
Учебная дисциплина «Естествознание» обеспечивает овладение:

сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека,
природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;

владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области
естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие
техники и технологий;

сформированность умения применять естественно-научные знания для
объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности
жизнедеятельности,
бережного
отношения
к
природе,
рационального
природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

сформированность представлений о научном методе познания природы и
средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами
естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности
полученных результатов;

владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим
познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам,
использовать различные источники информации для подготовки собственных работ,
критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

сформированность умений понимать значимость естественно-научного
знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности,
различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с
критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих
УУД:
Личностные:
1.
Устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных
наук, чувство гордости за российские естественные науки;
2.
Готовность к продолжению образования, повышению квалификации в
избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области
естественных наук;
3.
Осознают смысл в демонстрационном экзамене World Skills и понимают
личную ответственность за будущий результат.
Познавательные:
1.
Умение проанализировать техногенные последствия для окружающей
среды, бытовой и производственной деятельности человека;
2.
Готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные знания с использованием для этого доступных источников информации;
3.
Умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить
самоценку уровня собственного интеллектуального развития;

4

4.
Овладение умениями и навыками различных видов познавательной
деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
5.
Применение основных методов познания (наблюдения, научного
эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с
которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
Регулятивные:
1.
Объективное осознание значимости компетенций в области естественных
наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в
области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального
развития в выбранной профессиональной деятельности;
2.
Умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных
целей и задач;
3.
Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их
достижения на практике;
Коммуникативные:
1.
Умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по
решению общих задач в области естествознания.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение
следующих целей:

освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и
методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями
естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения
явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и
профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих
способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований,
анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;

воспитание убежденности в возможности познания законной природы и
использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения
качества жизни;

применение естественно-научных знаний в профессиональной
деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности;
грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей
среды.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания:
УУД
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные

Умения

устойчивый
интерес
к
истории и достижениям в области
естественных
наук,
чувство
гордости
за
российские
естественные науки;

готовность к продолжению
образования,
повышению
квалификации
в
избранной
профессиональной деятельности с
использованием знаний в области
естественных наук;

Знания

готовность
самостоятельно
добывать
новые для себя естественнонаучные
знания
с
использованием для этого
доступных
источников
информации;

объективное осознание
значимости компетенций в
области естественных наук
для человека и общества,

5


умение проанализировать
техногенные последствия для
окружающей среды, бытовой и
производственной
деятельности
человека;

умение управлять своей
познавательной
деятельностью,
проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального
развития;
●
владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной
деятельности, а также навыками
разрешения проблем; готовность и
способность к самостоятельному
поиску
методов
решения
практических задач, применению
различных методов познания;

применение
основных
методов познания (наблюдения,
научного
эксперимента)
для
изучения
различных
сторон
естественно-научной
картины
мира, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в
профессиональной сфере;
●
сформированность системы
комплексных
социально
ориентированных географических
знаний
о
закономерностях
развития природы, размещения
населения и хозяйства, динамике и
территориальных
особенностях
процессов,
протекающих
в
географическом пространстве;
●
умение
ясно,
точно,
грамотно излагать свои мысли в
устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной
задачи,
выстраивать
аргументацию,
приводить
аргументы и контраргументы;
●
умение определять цели и
задачи деятельности, выбирать
средства для их достижения на
практике;
●
умение
использовать
различные
источники
для
получения естественно- научной
информации и оценивать ее
достоверность для достижения

умение
использовать
технологические достижения
в области физики, химии,
биологии для повышения
собственного
интеллектуального развития в
выбранной
профессиональной
деятельности;

сформированность
представлений о целостной
современной
естественнонаучной
картине
мира,
природе
как
единой
целостной
системе,
взаимосвязи
человека,
природы
и
общества,
пространственно-временных
масштабах Вселенной;

владение
понятийным
аппаратом
естественных
наук,
позволяющим познавать мир,
участвовать в дискуссиях по
естественно-научным
вопросам,
использовать
различные
источники
информации для подготовки
собственных
работ,
критически относиться к
сообщениям
СМИ,
содержащим
научную
информацию;

овладение умениями
и навыками различных видов
познавательной деятельности
для изучения разных сторон
окружающего естественного
мира;
●
осознанное владение
логическими
действиями
определения
понятий,
обобщения,
установления
аналогий, классификации на
основе
самостоятельного
выбора
оснований
и
критериев;
●
владение знаниями о
наиболее важных открытиях
и достижениях в области
естествознания, повлиявших
на эволюцию представлений

6

поставленных целей и задач;
●
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и
делать
аргументированные
выводы;
●
владение
умениями
проведения
наблюдений
за
отдельными
объектами,
процессами и явлениями, их
изменениями
в
результате
природных
и
антропогенных
воздействий;
●
сформированность
представлений о научном методе
познания природы и средствах
изучения мегамира, макромира и
микромира; владение приемами
естественно-научных наблюдений,
опытов, исследований и оценки
достоверности
полученных
результатов;
●
владение
умениями
географического
анализа
и
интерпретации
разнообразной
информации;

умение
выстраивать
конструктивные взаимоотношения
в команде по решению общих
задач в области естествознания;

о природе, на развитие
техники и технологий;
●
сформированость
умения
применять
естественно-научные знания
для объяснения окружающих
явлений,
сохранения
здоровья,
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности,
бережного
отношения
к
природе,
рационального
природопользования, а также
выполнения роли грамотного
потребителя;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

117

в том числе:
теоретическое обучение

18

лабораторные работы

-

практические занятия

60

курсовая работа
специальностей)

(проект)

(если

предусмотрено

для

-

Самостоятельная работа

39

Промежуточная аттестация в форме зачета

2

7

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Естествознание»
Наименование тем

1
Раздел. 1 Физика
Введение

Тема 1.1
Механика

Тема 1.2
Основы

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

2

3
24
1
1

Содержание учебного материала
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его
возможности и границы применимости. Единство законов природы и состава вещества во
Вселенной. Открытия в физике — основа прогресса в технике и технологии производства
Содержание учебного материала
Кинематика. Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь.
Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность
механического движения. Закон сложения скоростей. Средняя скорость при
неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное
движение. Ускорение. Свободное падение тел. Динамика. Масса и сила. Взаимодействие
тел. Законы динамики. Силы в природе. Закон всемирного тяготения. Законы сохранения
в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа. Мощность. Механическая энергия. Кинетическая энергия.
Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Закон
сохранения полной механической энергии.
В том числе практических занятий
1)Исследование зависимости силы трения от веса тела.
2) Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.
Самостоятельная работа обучающихся
1)Решение задач
Содержание учебного материала
Молекулярная физика. Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты,

УУД,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
Личностные 1-3
Познавательные 1

6
1

4
2
2
1
1
1
1

Личностные 1-3
Познавательные

молекулярной физики подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул.
Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Идеальный газ.
и термодинамики
Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния
идеального газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание.
Кристаллические и аморфные вещества. Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа и
теплоотдача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики.
Тепловые машины и их применение.
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Основы
Электростатика. Постоянный ток. Магнитное поле Взаимодействие заряженных тел.
электродинамики
Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними.
Постоянный электрический ток.
Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка
электрической цепи. Магнитное поле. Магнитное поле и его основные характеристики.
Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электродвигатель.
Явление электромагнитной индукции.
В том числе практических занятий
1)Сборка электрической цепи, измерение силы тока и напряжения на ее различных
участках.
Самостоятельная работа обучающихся
1)Составить таблицу «Виды механического движения»
2) Наблюдение изменение энергии при совершении работы.
Тема 1.4
Содержание учебного материала
Колебания и волны
Механические колебания и волны. Свободные колебания. Период, частота и амплитуда
колебаний. Гармонические колебания. Механические волны и их виды. Звуковые волны.
Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.
Электромагнитные колебания и волны. Свободные электромагнитные колебания.
Колебательный контур. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость
электромагнитных волн. Световые волны. Развитие представлений о природе света.
Законы отражения и преломления света. Линзы. Формула тонкой линзы.
В том числе практических занятий
1)Изучение колебаний математического маятника.

1-5
Регулятивные 1-3
Коммуникативны
е1

7
1

2
2
4
2
2
8
1

Личностные 1-3
Познавательные
1-5
Регулятивные 1-3
Коммуникативны
е1

3
1

1

2)Изучение интерференции и дифракции света.
Самостоятельная работа обучающихся
1) Сравнение интерференция и дифракция света.
2)Сравнение отражение и преломление света.
Тема 1.5 Элементы Содержание учебного материала
квантовой физики. Квантовые свойства света. Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект.
Вселенная
и
ее Физика атома. Модели строения атома. Опыт Резерфорда. Физика атомного ядра и
эволюция
элементарных частиц. Состав и строение атомного ядра. Радиоактивность.
Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Строение и развитие
Вселенной. Модель расширяющейся Вселенной. Происхождение Солнечной системы.
Современная физическая картина мира.
Раздел 2. Химия. Общая и неорганическая химия
Тема 2. 1
Содержание учебного материала
Химическая картина Роль химии в жизни современного общества.
мира как составная Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности
часть естественно- общества. Химическое содержание учебной дисциплины «Естествознание» при освоении
научной
картины специальностей СПО социально-экономического и гуманитарного профилей
мира.
Основные профессионального образования. Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула.
понятия и законы Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества.
химии
В том числе практических занятий
1)Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная
Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов.
2)Количественные изменения в химии как частный случай законов перехода
количественных изменений в качественные.
Самостоятельная работа обучающихся
1)Подготовка докладов на тему: Ученые, внесшие вклад в развитие химии
2)Решение задач
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Периодический закон Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И.
и
Периодическая Менделеева. Значение Периодического закона и Периодической системы химических
система химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
элементов
Д.
И. Самостоятельная работа обучающихся

2
4
2
2
1
1

33
9
1

Личностные 1-3
Познавательные
1-5
Регулятивные 1-3
Коммуникативны
е1
Личностные 1-3
Познавательные
1-5
Регулятивные 1-3
Коммуникативны
е1

4
2

2
4
2
2
3
1

2

2

1) Сравнение различные формы Периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева.
Тема 2.4 Строение Содержание учебного материала
вещества. Вода.
Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы.
Растворы
Металлическая связь. Водородная связь.
Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства
воды. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного
состояния в другое. Химические реакции. Понятие о химической реакции. Типы
химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит.
В том числе практических занятий
1)Рассмотреть и записать образцы веществ и материалов с различными типами
химической связи;
2)Конспект «Химические связи в живых организмах»
3)Составление схемы «типы химических реакции»
4)Составление конспекта на тему «Скорость реакции и факторы, от которых она зависит»
Самостоятельная работа обучающихся
1)Составить конспект на тему «Физические свойства воды: поверхностное натяжение,
смачивание»
Тема 2.5
Содержание учебного материала
Неорганические
Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты, основания,
соединения
соли. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная,
щелочная. Водородный показатель рН раствора. Металлы. Общие физические и
химические свойства металлов. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп
неметаллов на примере галогенов. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в
природе и хозяйственной деятельности человека.
В том числе практических занятий
1)Определение рН раствора солей.
2)Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
3)Составить конспект на тему «Металлы и сплавы как художественный материал.
Соединения металлов как составная часть средств изобразительного искусства. Неметаллы
и их соединениякак составная часть средств изобразительного искусства»
Самостоятельная работа обучающихся
Менделеева

2
11
1

8
2
2
2
2
2
2
10
1

5
1
2
2

4

3

1)Заполнить таблицу в тетради: «Классификация химических реакции»
2)Заполнить таблицу «Классификация органических и неорганических соединений»
Раздел 3. Органическая химия
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Органические
Основные положения теории строения органических соединений.
соединения
Многообразие органических соединений. Понятие изомерии.
Углеводороды. Предельные и непредельные углеводороды. Реакция полимеризации.
Природные источники углеводородов. Углеводороды как основа международного
сотрудничества и важнейший источник формирования бюджета РФ.
Кислородсодержащие органические вещества. Представители кислородсодержащих
органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота.
Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза. Азотсодержащие
органические соединения. Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая
функция белков. Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах и химических волокнах.
Натуральные, синтетические и искусственные волокна.
В том числе практических занятий
1)Составить конспект на тему «Применение полимеров в прикладном и классическом
изобразительном искусстве.»
2)Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной
водой.
Самостоятельная работа обучающихся
1) Подготовка докладов: «Виды каучука»
2) Подготовка доклада: «Применение углеводов в жизни человека»
Тема 3.2
Содержание учебного материала
Химия и жизнь
Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические
и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки,
углеводы, жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль
жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека. Минеральные вещества в
продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание. Химия в быту. Вода.
Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами
бытовой химии.
В том числе практических занятий

2
2
14
8
1

Личностные 1-3
Познавательные
1-5
Регулятивные 1-3
Коммуникативны
е1

3
1
2
4
2
2
6
1

3

4

1)Составление конспекта «Роль химических элементов в жизни растений»
2)Конспект на тему «Химия в жизни человека»
Самостоятельная работа обучающихся
1) Подготовка докладов на темы: Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.
Раздел 4. Биология
Тема 4.1
Биология —
совокупность наук о
живой природе.
Методы
научного
познания в биологии.
Клетка

Тема 4.2
Организм

Содержание учебного материала
Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в
биологии. Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии).
Уровни организации жизни.
История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка —
структурно-функциональная (элементарная) единица жизни. Строение клетки.
Неорганические вещества в составе клетки. Углеводы и липиды в клетке. Структура и
биологические функции белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных
цепей ДНК и РНК, АТФ. Вирусы и бактериофаги.
В том числе практических занятий
1)Уровни организации жизни.
2)Методы познания живой природы.
3)Описать строение клетки вируса
4)Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
микропрепаратах и их описание.
5) Сравнение строения клеток растений и животных.
Самостоятельная работа обучающихся
1) Заполнить таблицу: «История развития биологии»
2)Записать значение макро-, микро- и ультрамикроэлементов для человека
Содержание учебного материала
Организм — единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществом и энергией с
окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.
Способность к самовоспроизведению — одна из основных особенностей живых
организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов.
Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его
биологическое значение. Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном
(эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его

1
2
2
44
14
1

Личностные 1-3
Познавательные
1-5
Регулятивные 1-3
Коммуникативны
е1

9
1
2
2
2
2
4
2
2
10
1

5

Тема 4.4
Вид

возможные нарушения. Общие представления о наследственности и изменчивости.
Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование
признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные
представления о гене и геноме. Генетические закономерности изменчивости.
Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека. Предмет,
задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н. И.
Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.
В том числе практических занятий
1)Решение элементарных генетических задач.
2)Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в
биотехнологии.
3)Подготовка презентация на тему «Наследственные болезни»
Самостоятельная работа обучающихся
1)Составить схему: способы размножения, типы размножения.
2)Запишите в тетради биологическое значение митоза и мейоза
Содержание учебного материала
Вид, его критерии. Эволюционная теория и ее роль в формировании современной
естественно-научной картины мира. Популяция как структурная единица вида и
эволюции. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Движущие силы эволюции в
соответствии с СТЭ. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа
устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и
биологический регресс. Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов
на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства
родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы
антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда,
переход отрастительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление
мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас.
В том числе практических занятий
1)Конспект происхождение человеческих рас
2)Описание особей вида по морфологическому критерию.

5
1
2
2
4
2
2
12
1

7
1
2

6

3)Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
4)Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Самостоятельная работа обучающихся
1)Заполнить таблицу: «Ранние ароморфозы»
2)Записать значение ароморфозов в эволюции Земли
Тема 4.5
Содержание учебного материала
Экосистемы
Предмет и задачи экологии. Учение об экологических факторах, учение о сообществах
организмов, учение о биосфере. Экологические факторы, особенности их воздействия.
Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания,
трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема. Биосфера — глобальная экосистема.
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.
Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Основные направления
воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем.
Особенности агроэкосистем (агроценозов).
В том числе практических занятий
1)Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
2)Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
3)Решение экологических задач.
4)Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,
глобальных экологических проблем и путей их решения.
Промежуточная аттестация
Всего:

2
2
4
2
2
8
1

7
1
2
2
2
2
117ч

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет естественно-научных дисциплин оснащен оборудованием: доской
учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся),
шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими
средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным
проектором).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные
ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания –
3.2.2. Электронные издания
1. Валянский, С. И. Естествознание : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / С. И. Валянский. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 367 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13604-3. —
Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466079 (дата
обращения: 02.04.2020).
2. Горелов, А. А. Естествознание : учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. А. Горелов. — 4-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 355 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10214-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/448999 (дата обращения: 02.04.2020).
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: сайт - http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/28/
Режим
доступа: регистрации не требуется. – Текст: электронный.
4.
Российская
электронная
школа.
Естествознание:
сайт
https://resh.edu.ru/subject/33/ – Режим доступа: регистрации не требуется – Текст:
электронный.
5. Справочник естественных наук. – сайт - http://naturalscience.ru/ - Режим
доступа: регистрации не требуется. – Текст: электронный.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в
Российской федерации»: Федеральный закон № 273-ФЗ [принят Государственной
думой 21 декабря 2012: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012]. - Москва:
Эксмо, 2020. - 32; 20 см.- (Актуальное издательство). -80 экз. - ISBN 978-5-04-1100124.
- Текст: непосредственный
2.
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
–
Текст:
электронный
–
URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088902/ (дата обращения: 01.02.2020).
3.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования». – текст: электронный – URL:
https://www.minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 01.02.2020).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,
самостоятельной работы, индивидуальных заданий, устного опроса.
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт.
Результаты
обучения
(освоенные Критерии оценки
умения, усвоенные знания)
Умения:

устойчивый интерес к истории и -демонстрирует знания в
достижениям в области естественных области естествознания;
наук, чувство гордости за российские - работает с различными
источниками информации;
естественные науки;

готовность
к
продолжению - выступает на семинарах,
образования, повышению квалификации обосновывает свою точку
в
избранной
профессиональной зрения;
деятельности с использованием знаний в - разрабатывает и защищает
проектную работу;
области естественных наук;

умение
проанализировать - традиционная система
техногенные
последствия
для отметок в баллах за каждую
окружающей
среды,
бытовой
и выполненную работу;
производственной
деятельности - накопительная система
баллов, на основе которой
человека;
итоговая

умение
управлять
своей выставляется
познавательной
деятельностью, отметка;
проводить
самооценку
уровня
собственного
интеллектуального
развития;
●
владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной
деятельности,
а
также
навыками
разрешения проблем; готовность и
способность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач,
применению
различных
методов
познания;

применение основных методов
познания
(наблюдения,
научного
эксперимента) для изучения различных
сторон естественно-научной картины
мира,
с
которыми
возникает
необходимость
сталкиваться
в
профессиональной сфере;
●
сформированность
системы
комплексных
социально
ориентированных
географических
знаний о закономерностях развития
природы, размещения населения и
хозяйства, динамике и территориальных

Методы оценки

-Устный
опрос,
индивидуальные
задания.
Практическая
работа.
Оценка
самостоятельной
работы, тест.

9

особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве;
●
умение ясно, точно, грамотно
излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл
поставленной
задачи,
выстраивать
аргументацию, приводить аргументы и
контраргументы;
●
умение определять цели и задачи
деятельности, выбирать средства для их
достижения на практике;
●
умение использовать различные
источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее
достоверность
для
достижения
поставленных целей и задач;
●
умение устанавливать причинноследственные
связи,
строить
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное
и
по
аналогии) и делать аргументированные
выводы;
●
владение умениями проведения
наблюдений за отдельными объектами,
процессами
и
явлениями,
их
изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий;
●
сформированность представлений
о научном методе познания природы и
средствах
изучения
мегамира,
макромира и микромира; владение
приемами
естественно-научных
наблюдений, опытов, исследований и
оценки
достоверности
полученных
результатов;
●
владение
умениями
географического
анализа
и
интерпретации
разнообразной
информации;
●
умение
выстраивать
конструктивные взаимоотношения в
команде по решению общих задач в
области естествознания;
Знания:

готовность
самостоятельно
добывать новые для себя естественнонаучные знания с использованием для
этого
доступных
источников
информации;

объективное
осознание
значимости компетенций в области

- опирается на основные
понятия
при
ответах,
публичных выступлениях;
грамотно
использует
методологию экологии в
работах;
- традиционная система

-Устный
опрос,
индивидуальные
задания.
Практическая
работа.
Оценка
самостоятельной
работы, тест.

10

естественных наук для человека и
общества,
умение
использовать
технологические достижения в области
физики,
химии,
биологии
для
повышения
собственного
интеллектуального
развития
в
выбранной
профессиональной
деятельности;

сформированность представлений
о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как
единой целостной системе, взаимосвязи
человека,
природы
и
общества,
пространственно-временных масштабах
Вселенной;

владение
понятийным
аппаратом
естественных
наук,
позволяющим
познавать
мир,
участвовать
в
дискуссиях
по
естественно-научным
вопросам,
использовать различные источники
информации
для
подготовки
собственных
работ,
критически
относиться
к
сообщениям
СМИ,
содержащим научную информацию;

овладение
умениями
и
навыками
различных
видов
познавательной
деятельности
для
изучения разных сторон окружающего
естественного мира;
●
осознанное владение логическими
действиями
определения
понятий,
обобщения, установления аналогий,
классификации
на
основе
самостоятельного выбора оснований и
критериев;
●
владение знаниями о наиболее
важных открытиях и достижениях в
области естествознания, повлиявших на
эволюцию представлений о природе, на
развитие техники и технологий;
●
сформированость
умения
применять естественно-научные знания
для объяснения окружающих явлений,
сохранения
здоровья,
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности,
бережного отношения к природе,
рационального природопользования, а
также выполнения роли грамотного
потребителя;

отметок в баллах за каждую
выполненную работу;
- накопительная система
баллов, на основе которой
выставляется
итоговая
отметка.

11

Приложение
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
•
Материя, формы ее движения и существования.
•
Первый русский академик М. В. Ломоносов.
• Искусство и процесс познания.
• Физика и музыкальное искусство.
• Цветомузыка.
• Физика в современном цирке.
• Физические методы исследования памятников истории, архитектуры и произведений
искусства.
• Научно-технический прогресс и проблемы экологии.
• Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
• Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в
Российской Федерации.
• Охрана окружающей среды от химического загрязнения.
• Растворы вокруг нас.
• Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
• История возникновения и развития органической химии.
• Углеводы и их роль в живой природе.
• Жиры как продукт питания и химическое сырье.
• Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
• Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
• Синтетические моющие средства: достоинства и недостатки.
• Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной
продовольственной программы.
• В. И. Вернадский и его учение о биосфере.
• История и развитие знаний о клетке.
• Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну
проблему.
• Популяция как единица биологической эволюции.
• Популяция как экологическая единица.
• Современные взгляды на биологическую эволюцию.
• Современные взгляды на происхождение человека: столкновение мнений.
• Современные методы исследования клетки.
• Среды обитания организмов: причины разнообразия.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».