ОУД.05 РУССКИЙ ЯЗЫК

Приложение 4.5
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 51.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.05. РУССКИЙ ЯЗЫК
51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык»
разработана на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных
Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт
развития образования» (2015), в соответствии с Рекомендациями по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) для специальности 51.02.02 Социальнокультурная деятельность
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчики:
Нагибина О.С., преподаватель
квалификационная категория.

русского

языка

и

литературы,

высшая

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

ОСВОЕНИЯ

3

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.05. РУССКИЙ ЯЗЫК

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплин «Русский язык» является частью общеобразовательного цикла
основной образовательной программы в соответствии с учебным планом по
специальности 51.02.02 «Социально-культурная деятельность».
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык»
предназначена для изучения русского языка по специальности 51.02.02 «Социальнокультурная деятельность» в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу на базе основного общего образования при
подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает
достижение студентами следующих предметных результатов:
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
−
сформированность
представлений
об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных
устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
Личностных:
Л.1 воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении
веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
Л.2. понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
Л.3.осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
Л.4. формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
4

Л.5. способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
Л.6. готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
Л.7 способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования.
Метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных):
П.1. владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;
К.1. владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование
приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном
уровне;
К.2. применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
Р.1. овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения;
П.2. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
П.3. умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации,
информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных,
коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык» направлено на
достижение следующих целей:
- совершенствование обще учебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций
(языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка,
правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной
речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков.
УУД
Личностные:
Л.1, Л2, Л3,Л4, Л5,
Л6, Л7.
Познавательные:
П1, П2, П3.
Регулятивные:
Р1.
Коммуникативные:

Умения
− сформированность понятий о
нормах русского литературного
языка и применение знаний о них в
речевой практике;
− владение навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
− владение умением анализировать

Знания
−
сформированность
понятий о нормах русского
литературного языка и
применение знаний о них в
речевой практике;
−
сформированность
представлений
об
изобразительно5

К1, К2.

текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
-сформированность
умений
учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе
анализа текста;
владение навыками анализа текста с
учетом их
стилистической и
жанровородовой
специфики;
осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном
произведении,
в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия и интеллектуального
понимания;
способность
выявлять
в
художественных текстах образы,
темы и проблемы и выражать свое
отношение к теме, проблеме текста
в развернутых аргументированных
устных
и
письменных
высказываниях;
− владение умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений
различных жанров;
− владение умением анализировать
текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
сформированность
умений
учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе
анализа текста;
владение навыками анализа текста с
учетом их стилистической и
жанровородовой
специфики;
осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном
произведении,
в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия и интеллектуального
понимания;
способность
выявлять
в
художественных текстах образы,
темы и проблемы и выражать свое
отношение к теме, проблеме текста
в развернутых аргументированных
устных
и
письменных

выразительных
возможностях
русского
языка;
сформированность
представлений о системе
стилей
языка
художественной
литературы.
−
сформированность
понятий о нормах русского
литературного языка и
применение знаний о них в
речевой практике;
−
сформированность
понятий о нормах русского
литературного языка и
применение знаний о них в
речевой практике;
−
сформированность
понятий о нормах русского
литературного языка и
применение знаний о них в
речевой практике;

6

высказываниях;
− владение навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
сформированность представлений о
системе
стилей
языка
художественной литературы.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

176

в том числе:
теоретическое обучение

39

лабораторные работы

0

практические занятия

78

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

контрольная работа

0

Самостоятельная работа

59

Промежуточная аттестация:
Зачет
экзамен

2
6

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в
часах

Тема 1. Язык как
система.

Содержание учебного материала
1. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском
литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий
СПО и специальностей СПО.
2. Виды речевой деятельности. Функциональные стили речи и их особенности.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально - деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально - делового
стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.
Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения
публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование
изобразительно-выразительных средств.
3. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.
Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная
переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство

23
2

УУД,
формированию
которых
способствует
элемент
программ
ы
Л1, Л3, Л4,
Л5, Л6, Л7
П1, П2, П3
К1, К2, Р1

2

2

2
8

смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
В том числе практических занятий
1.Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа,
стиля, жанра текста (по заданному способу).
2.Анализ структуры текста.
3. Абзац как средство смыслового членения текста
4. Освоение видов переработки текста. Изучение особенностей построения текста разных
функциональных типов.
5. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую
тему.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Написание сообщения на тему «Русский язык среди других языков мира»
2.Разработка сообщения «Речевая деятельность, её виды»
3.Защита презентации «Языковой портрет современника».
Тема 1.2.
Фонетика,
орфоэпия,
графика,
орфография

Содержание учебного материала
1.Фонетические единицы. Звук и фонема. Орфоэпические нормы.
Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение
словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство
русской речи. Фонетический разбор слова.
2.Произносительные нормы и нормы ударения.
Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование
орфоэпического словаря.
В том числе практических занятий
1.Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.
Сопоставление устной и письменной речи.
2.Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
3.Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над
выразительными средствами фонетики
Самостоятельная работа обучающихся
1. Написание доклада «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы
их применения»

10
2
2
2
2

Л1, Л3,
Л5, Л7
П1,
К1, К2, Р1

2
7
2
2
3

Л1, Л2, Л4,
Л5, Л7
П1, П2, П3
К1, Р1

14
2

2

6
2
2

Л2, Л5, Л6,
Л7
П1, П2, П3
К1, К2,

Л1, Л3, Л4,
Л7
П1,П3
К1, К2, Р1

2
4
2

Л2, Л3, Л4,
Л5, Л7
9

Тема 1.3. Слово в
лексической
системе языка.
Русская лексика с
точки зрения её
происхождения и
употребления.
Фразеологизмы.

Тема 1. 4.

2.Защита презентации «Русское письмо и его эволюция».

2

Содержание учебного материала
1. Многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как
выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их
употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика,
старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи
(жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика
2. Активный и пассивный словарный запас.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика,
обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и
фразеология. Русские пословицы и поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи.
Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
3. Лексические нормы.
Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и
их исправление.
В том числе практических занятий
1.Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение
алгоритма лексического анализа.
2.Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка
навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер
употребления.
3.Лексический и фразеологический анализ слова.
4.Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на
лингвистическую тему.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработка презентации «Стилистическое использование профессиональной и
терминологической лексики в произведениях художественной литературы».
2. Написание сообщения «Фразеология как средство экспрессивности в русском языке».
3. Разработка презентации «Слово и его значения».
4. Составление таблицы «Виды фразеологических ошибок».
Содержание учебного материала

22
2

П1, П2, П3
К1, К2, Р1
Л2, Л3, Л6,
Л7
П1, П2, П3
К1, К2, Р1

2

2

8
2
2

Л1, Л2, Л3,
Л4, Л5, Л6,
Л7
П1, П2, П3
К1, К2, Р1

2
2
8
2
2
2
2
17

Л1, Л3, Л4,
Л5, Л6, Л7
П1, П2, П3
К1, К2, Р1

10

Понятие
морфемы как
значимой части
слова. Способы
словообразования

1. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования
профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный
анализ.
2.Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при-/
пре-. Правописание сложных слов.
Правописание приставок в разных частях речи. Употребление суффиксов в разных частях
речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
В том числе практических занятий
1. Понятие об этимологии.
2.Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ одноструктурных
слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами.
3.Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей
и способов словообразования.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Написание сообщения «Исторические изменения в структуре слова»
2. Разработка презентации «Строение русского слова».
3. Составление текстов разных типов и стилей речи.
Дифференцированный зачёт за I семестр
Содержание учебного материала.
Тема 1. 5.
Морфология и
1. Грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция, как
орфография
грамматические признаки слова.
Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.
2. Имя существительное.
Лексико-грамматические
разряды
имен
существительных.
Род,
число,
падеж
существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен
существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор
имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
3. Имя прилагательное.
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен
прилагательных.
Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Употребление форм имен прилагательных в речи.
4. Имя числительное.
Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных.

2

Л1, Л2, Л4,
Л5, Л7
П1, П2, П3
К1, Р1

1

2

Л1, Л2, Л3,
Л4, Л5, Л6,
Л7
П1, П2, П3
К1, К2, Р1

6
2
2
2

Л1, Л4, Л6,
Л7
П1, П3
К2, Р1

54
2

Л1, Л5, Л6,
Л7
П1, П2, П3
К2, Р1

6
2
2

2

2

2
11

Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое
и других с существительными разного рода.
5. Местоимение.
Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание
местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
Синонимия местоименных форм
6. Грамматические признаки глагола. Причастие, деепричастие как особая форма
глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени
вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и
эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и
окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях
и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с
причастным оборотом.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и
несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки
препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор
деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения
предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.
7. Наречие. Слова категории состояния.
Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий.
Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия.
Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории
состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи
Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение,
вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с
предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2

2

2

12

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от
слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи
предложений в тексте
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными
частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление
частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний.
Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
В том числе практических занятий
1.Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические
категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.
2.Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.
3.Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и
синтаксических признаков слов разных частей речи.
4.Сопоставление лексического и грамматического значения слов.
5.Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи
обучающихся.
6.Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных
словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения;
использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям
речи.
7.Составление словосочетаний, предложений с использованием нужной словоформы с учетом
различных типов и стилей речи.
8.Составление текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с
учетом различных типов и стилей речи.
9.Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
10.Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
11. Служебные части речи
12. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Написание доклада «Причастие и деепричастие в русской грамматике»
2.Разработка презентации «Учение о частях речи в русской грамматике»
3.Написание доклада «Грамматические нормы русского языка».
4.Разработка презентации «Роль причастий и деепричастий в художественных текстах»
5.Разработка презентации «Однородные и неоднородные определения»

24
2
2
2

Л2, Л3, Л6,
Л7
П1, П2, П3
К1, К2, Р1

2
2
2

2
2
2
2
2
2
16
2
2
2
2
2

Л1, Л3, Л4,
Л5, Л6, Л7
П1, П2, П3
К1, К2, Р1
13

Тема 1.6.
Основные
единицы
синтаксиса.
Словосочетание

6. Разработка презентации «Употребление частиц в речи»
7. Разработка презентации «Частица как часть речи»
8. Написание доклада «Отличие слов категории состояния от слов-омонимов»
Содержание учебного материала
1. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.
Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания.
Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический
разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия
словосочетаний
2. Простое предложение. Осложнённое простое предложение
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное
богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.
Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа
простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование
сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм
глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены
предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Синонимия
согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как
средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложение.
Односоставные предложения с главным членом в
форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. их
в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. Односложное
простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.
3. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда
однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными и
уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и
необособленных определений. Обособление приложений.
Обособление дополнений.
Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства
языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и
необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов.
Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование
вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении.
Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и
передачи авторского отношения к нему.

2
2
2
46
2

Л2, Л3, Л4,
Л5, Л6,
П1, П3
К1, К2, Р1

2

2

14

Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление
сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и
сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и
бессоюзные предложения).
В том числе практических занятий
1.Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий,
освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы
русского языка, её норм и тенденций развития.
2.Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления
словосочетаний. Синонимия словосочетаний.
3.Синонимия словосочетаний и простых предложений.
4. Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
5.Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения;
использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.
6.Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.
7. Сопоставление устной и письменной речи.
8.Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.
9.Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.
10.Составление схем простых и сложных предложений; составление предложений по
заданным схемам.
11.Составление связного высказывания с использованием предложений определенной
структуры, в том числе на лингвистическую тему.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Разработка презентации «Односоставные предложения в русском языке: особенности
структуры и семантики».
2.Написание доклада «Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
3.Написание сообщения «Монолог и диалог»
4.Разработка презентации «Отличия устной и письменной речи»
5.Написание сообщения «Русская пунктуация и её назначение».
6.Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.
7.Работа с текстами художественной литературы по нахождению безличных предложений.
8. Написание сообщения «Особенности построения и употребления»

22
2
2

Л1, Л3, Л4,
Л5, Л6, Л7
П1, П2, П3
К1, К2, Р1

2
2
2
2
2
2
2
2
2
18
2
2
2
2
2
2
2
2

Л2, Л3, Л4,
Л5, Л7
П1, П2, П3
К1, К2, Р1

15

9. Написание конспекта «Синонимия словосочетаний и простых предложений»
Итоговый контроль - экзамен
Всего:

2
6ч
176 +6

16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Русский язык» требует наличия учебного
кабинета.
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебнометодические рекомендации).
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
1.
Антонова
Е.С.
Русский
язык:
учебник
для
сред.
проф.
образования/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2014.-384с.- ISBN 978-5-4468-0739-0 – Текст: непосредственный.
3.2.2 Электронные издания
1. www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания
помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками
совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
2. www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
«Энциклопедия Кругосвет»).
3. www.school-collection.edu.ru
(сайт
«Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов»).
4. www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
5. http://new.gramota.ru/spravka/ (Единое окно справочных служб русского языка).
6. http://gramota.ru/class/coach/ (Электронный учебник грамоты).
7. http://new.gramota.ru/spravka/punctum (Справочник по синтаксису и пунктуации).
8. http://new.gramota.ru/spravka/letters ( Письмовник).
9. http://www.oshibok-net.ru/ (просветительский проект).
3.2.3 Дополнительные источники
1.
Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое
пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей
редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03886-6. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450857 (дата обращения:
14.01.2020).
2.
Лекант, П. А. Русский язык : справочник для среднего профессионального
образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд.,
испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452433 (дата обращения: 14.01.2020)

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы,
индивидуальных заданий, устного опроса.
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является экзамен.
Результаты обучения
(освоенные
умения,
усвоенные знания)

Критерии оценки

Методы оценки

-Продуцирование устных и
письменных текстов, нормы
речевого этикета.
-Соблюдение
акцентологических,
орфоэпических, лексических,
-словообразовательных,
грамматических,
стилистических,
орфографических
и
пунктуационных норм в устной
и письменной речи.
-Пересказ текста, смысловое
чтение.
-Тезис,
план,
конспект,
аннотация, реферат.
-Требования к составлению.
-Историко-культурный
контекст
-Выявление средств языковой
выразительности
в
тексте
Продуцирование устных и
письменных текстов.
-Жанр, род литературы.
-Требования к анализу текста.

-Устный
опрос,
индивидуальные задания.
Практическая
работа.
Оценка
самостоятельной
работы, тест.
Дифференцированный
зачет.
Экзамен.

Умения:
-сформированность умений
создавать
устные
и
письменные монологические
и
диалогические
высказывания
различных
типов и жанров в учебнонаучной
(на
материале
изучаемых
учебных
дисциплин),
социальнокультурной и деловой сферах
общения;
-владение
навыками
самоанализа и самооценки на
основе
наблюдений
за
собственной речью;
владение
умением
анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и
скрытой,
основной
и
второстепенной информации;
-владение
умением
представлять тексты в виде
тезисов,
конспектов,
аннотаций,
рефератов,
сформированность
умений
учитывать
исторический,
историко-культурный
контекст
и
контекст
творчества
писателя
в
процессе анализа текста;
-способность выявлять в
художественных
текстах
образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к
теме, проблеме текста в
развернутых
аргументированных устных и

18

письменных высказываниях;
-владение навыками анализа
текста
с
учетом
их
стилистической и жанровородовой
специфики;
осознание
художественной
картины жизни, созданной в
литературном произведении,
в единстве эмоционального
личностного восприятия и
интеллектуального
понимания
Знания:
-сформированность понятий о
нормах
русского
литературного
языка
и
применение знаний о них в
речевой практике;
-сформированность
представлений
об
изобразительновыразительных возможностях
русского языка;
-сформированность
представлений о системе
стилей языка художественной
литературы.

-Нормы современного русского
литературного языка
-Средства
художественной
выразительности речи.
-Лингвистические термины,
-Стили литературного языка

-Устный
опрос,
индивидуальные задания.
Практическая
работа.
Оценка
самостоятельной
работы, тест.
Дифференцированный
зачет.
Экзамен.

19

Приложение
Примерные темы индивидуальных проектов
1.
Русский язык среди других языков мира.
2.
Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
3.
Языковой портрет современника.
4.
Молодежный сленг и жаргон.
5.
Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского
литературного языка.
6.
А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
7.
Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
8.
Формы существования национального русского языка: русский литературный язык,
просторечие, диалекты, жаргонизмы.
9.
Язык и культура.
10.
Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской
устной речи.
11.
Вопросы экологии русского языка.
12.
Виды делового общения, их языковые особенности.
13.
Языковые особенности научного стиля речи.
14.
Особенности художественного стиля.
15.
Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
16.
Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
17.
СМИ и культура речи.
18.
Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их
применения.
19.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в
произведениях художественной литературы.
20.
Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
21.
Русское письмо и его эволюция.
22.
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
23.
Антонимы и их роль в речи.
24.
Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации
речи.
25.
Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
26.
Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
27.
В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
28.
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
29.
Исторические изменения в структуре слова.
30.
Учение о частях речи в русской грамматике.
31.
Грамматические нормы русского языка.
32.
Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале
произведений художественной литературы).
33.
Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере
лирики русских поэтов).
34.
Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
35.
Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
36.
Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции,
употребление.
37.
Слова-омонимы в морфологии русского языка.
38.
Роль словосочетания в построении предложения.
39.
Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и
семантики.
40.
Синтаксическая роль инфинитива.
20

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

Предложения с однородными членами и их функции в речи.
Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
Синонимика простых предложений.
Синонимика сложных предложений.
Использование сложных предложений в речи.
Способы введения чужой речи в текст.
Русская пунктуация и ее назначение.
Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».