ОП.В.18 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«С верд ловс к ий о бласт но й пед агог ичес к ий ко ллед ж »
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.В.18 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
49.02.02 АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Заочная форма

Екатеринбург
2020

1

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.В.18. «Материально-техническое обеспечение
адаптивной физической культуры» разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
49.02.02. «Адаптивная физическая культура», утвержденного Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2014 г. № 994

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Свердловский
областной педагогический колледж»

Разработчик:
Прусс Б.А., преподаватель высшей квалификационной категории

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4
6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

10

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ

12

ПРОГРАММЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.В.18. «МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.В.18. «Материально-техническое обеспечение адаптивной
физической культуры» относится к вариативной части общепрофессиональных дисциплин
основной
профессиональной
образовательной
программы
по
специальности
(специальностям) СПО 49.02.02. «Адаптивная физическая культура».
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся.
ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК1.3.
Организовывать
внеурочную
физкультурно-спортивную
деятельность
обучающихся оздоровительной, профилактически-реабилитационной и рекреационной
направленности.
ПК1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 1.5. Анализировать учебные занятия, внеурочные мероприятия.
ПК 1.6. Создавать в кабинете (спортивном зале, на спортивной площадке) предметноразвивающую среду с учетом особенностей состояния здоровья обучающихся.
ПК1.7. Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического
воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся.
ПК 2.2. Проводить занятия оздоровительной физической культурой.
ПК 2.3. Организовывать внеурочные занятия физической культурой оздоровительной,
реабилитационной и рекреационной направленности.
ПК2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 2.5. Анализировать учебные занятия и внеурочные мероприятия.
ПК2.6. Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического
воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам.
ПК3.1. Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебнотематические планы) на основе примерных с учетом типа образовательной организации,
особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области адаптивной физической культуры на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области адаптивного
физического воспитания.
Учитель адаптивной физической культуры должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
4

ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами.
ОК 7
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного
процесса
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей.
ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
ОК 12 Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: формирование у студентов знаний и умений, необходимых учителю адаптивной
физической культуры для организации, проектирования и эксплуатации простейших
спортивных сооружений, оборудования и спортивного инвентаря.
Задачи:
1. Систематизировать знание методологических позиций в области материальнотехнического обеспечения физической культуры;
2. Способствовать развитию умений педагогически обоснованно строить спортивнореабилитационную работу с детьми на различных спортивных сооружениях;
3. Содействие в подготовке будущих специалистов в области адаптивной физической
культуры к использованию передового коррекционно-педагогического опыта.
Код
ПК, ОК
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 2.4.
ПК 2.5.
ПК 2.6.
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.
ОК 1-12

Умения

Знания

 рационально
применять
в - цели и значение материальнотехнического обеспечения для
практической работе средства,
развития
адаптивной
используемые
для
оснащения
физической
культуры;
сооружений
спортивного
принципы
назначения
для
спортивно- - современные
проектирования,
строительства
и
оздоровительной
работы
с
эксплуатации
физкультурноинвалидами;
спортивных
сооружений
для
 применять на практике средства
инвалидов;
реабилитационной
техники
особенности
архитектурноразличного назначения.
планировочных
решений
физкультурно-спортивных
сооружений для инвалидов;
- классификацию
средств,
используемых для оснащения
сооружений
спортивного
назначения при проведении в
них спортивно-оздоровительной
работы с инвалидами;
5

- средства и конструктивные
особенности протезной техники
для инвалидов с дефектами
верхних и нижних конечностей;
- виды
и
конструктивные
особенности кресел-колясок для
инвалидов;
- спортивные тренажеры для
инвалидов
с
поражением
опорно-двигательной системы;
- спортивный
инвентарь
и
оборудование для инвалидов с
поражением органа зрения, опорнодвигательной системы;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекционные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающегося
(всего)

123
16
12
4
107

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.В.18.
Материально-техническое
обеспечение
адаптивной
физической
культуры
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
предусмотрены)

Объем часов

1
Тема 1.
Физкультурноспортивные
сооружения для
инвалидов.

2
Содержание учебного материала
1 Физкультурно-спортивные сооружения для инвалидов
2 Оснащение сооружений спортивного назначения с целью обеспечения доступности
проведения спортивно-оздоровительной работы с инвалидами

3

В том числе практические занятия

2

2
2

Характеристика групп и подгрупп средств с целью обеспечения доступности
проведения спортивно-оздоровительной работы.
Тема 2.
Средства протезной
техники для занятий
адаптивной
физической
культурой и спортом

Содержание учебного материала
1 Конструктивные особенности протезно-ортопедической техники, применяемой для
восстановления движений физической культуры и спорта.

2

Самостоятельная работа обучающихся

50

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
ОК 1-12

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ОК 1-12
ПК 2.2.
ПК 2.3.
7

Тема 3
Кресла-коляски для
занятий физической
культурой и спортом

1.Подготовить конспект. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к
объектам социальной инфраструктуры.
2.Провести анализ развития физкультурно-спортивных клубов инвалидов в субъектах
РФ и оформить выводы.

4

3.Выполнить конспект. Определение вида спорта для инвалидов, не требующие
изменения основных параметров сооружений общего пользования.

4

4.Подготовить презентацию.Градостроительные предпосылки проектирования и
нормирования сооружений для инвалидов
.
5. Разработать рекомендации по проектированию зданий и сооружений с учетом
потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения
6.Подготовить публичное выступление по вопросу «Физкультурно-спортивные
сооружения для инвалидов».

4

7. Подготовить презентацию. Средства протезной техники для занятий адаптивной
физической культурой и спортом

4

8. Заполнить таблицу. Характеристика групп и подгрупп средств с целью обеспечения
доступности проведения спортивно-оздоровительной работы.
9. Заполнить таблицу. Физкультурно-спортивные сооружения для инвалидов
10.Подготовить описание использования физкультурно-спортивного сооружения для
инвалидов
Содержание учебного материала
1 Разновидности спортивных колясок. Конструктивные особенности спортивных
инвалидных колясок. Вес, габариты спортивных колясок.

4

Самостоятельная работа обучающихся
1.Заполнить таблицу. Виды спорта, не требующие применения специальных
конструкций, протезов для инвалидов.
2.Подготовить публичное выступление «Кресла-коляски для занятий физической
культурой и спортом»
3.Выполнить конспект. Спортивные сооружения, обеспечивающие доступность
занятиями спортом с инвалидами.
4.Составить кроссворд по теме «Конструктивные особенности спортивных инвалидных

4

ПК 2.4.
ПК 2.5.
ПК 2.6.
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.

4
4

4
4
2

12
12
12
10

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
ОК 1-12
8

колясок»

Тема 4
Спортивные
тренажеры,
инвентарь,
оборудование,
экипировка

5.Подобрать Тренажеры, используемые для развития и совершенствования физических
качеств и способностей инвалидов.
6.Описать Технические средства для усовершенствования протезов, используемых для
занятий спортом инвалидов.
7.Презентация.Конструктивные особенности кресел-колясок для занятий спортом
Содержание учебного материала
1 Классификация средств, используемых для оснащения сооружений спортивного
назначения при проведении в них спортивно-оздоровительной работы с
инвалидами.
2 Тренажеры для освоения инвалидами тех или иных соревновательных
двигательных действий, развития и совершенствования их физических качеств и
способностей.
Практическое занятие:
1 Оборудование спортивных зданий и сооружений для инвалидов.
Всего

11

2

ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.

2
123

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Учебный кабинет - рабочие места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером,
проектором, экраном, колонками;
- комплект учебно-методических материалов;
- наглядные пособия (схемы, таблицы и др.);
- технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением и выходом в Интернет, мультимедийный проектор, колонки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
Основные источники:
1. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной
интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья под общ. ред. Т. В.
Андрюхиной: учебное пособие; ISBN 978-5-8050-0665-5. Екатеринбург: Изд-во Рос.
гос. проф.-пед. ун-та, 2019. Текст: электронный
2.Бегидова, Т. П. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы
с инвалидами: учебное пособие для среднего профессионального образования. —
ISBN 978-5-534-06446-9.— М: Юрайт, 2020. Текст: электронный
4. Рипа, М. Д. Лечебно-оздоровительные технологии в адаптивном физическом
воспитании : учебное пособие для вузов ISBN 978-5-534-07260-0. — 2-е изд., испр. и
доп. — М: Юрайт, 2020. — 158 с. Текст: электронный
5. Рипа, М. Д. Методы лечебной и адаптивной физической культуры: учебное
пособие для среднего профессионального образования ISBN 978-5-534-07858-9 —
2-е изд., испр. и доп. — М: Юрайт, 2020. Текст: электронный.
Дополнительные источники:
1.
Альбин, В. Г. Тренажеры и тренировочные устройства в физической
культуре и спорте. – Минск : Высшая школа,, 1979.-268с Текст: непосредственный.
2.
Аристова, Л. В. Физкультурно-спортивные сооружения для инвалидов: учеб
пособие. - М. : Советский спорт, 2002. - 192с. Текст: непосредственный.
3.
Верхлин, В. Н. Технические средства обучения на уроках физической
культуры . М.; Просвещение, 1990. - 79 с. Текст: непосредственный.
4.
Галин, П. Н. Культурно-спортивные комплексы: опыт и проблемы - М. :
ФиС, 1987. - 63с. Текст: непосредственный.
5.
Евсеев, С. П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической
культуры: учебное пособие . - М. : Советский спорт, 2000. - 152 с. Текст:
непосредственный.
6.
Лакутин, А. Н. Технические средства обучения: учебное пособие для
институтов физ. культуры - М. : ФиС, 1991. - 80 с. Текст: непосредственный.
10

7.
Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые
документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации. - М.:
Советский спорт. 2006. -387с. Текст: непосредственный.
8.
Юшкевич, Т. П. Тренажеры в спорте М. : ФиС, 1989 - 320с. Текст:
непосредственный.
3.2.2 Сайты научных библиотек и каталогов
1. http://www.afkonline.ru Адаптивная физическая культура. Ежеквартальный
журнал:
2. http://www.valeo.edu.ru Здоровье и образование
3. http://elib.mosgu.ru Каталог библиотеки Московского гуманитарного университет
4 http://lfksport.ru Лечебная физкультура и спортивная медицина.Научнопрактический журнал
5. http://www.teoriya.ru Теория.Ру [Электронный ресурс].
6. http://www.minstm.gov.ru Официальный сайт Министерства спорта Российской
Федерации
7. https://paralymp.ru Официальный сайт Паралимпийского комитета России.
8. http://www.libsport.ru Российская спортивная энциклопедия [Электронный
ресурс]. –
9. http://lib.sportedu.ru Центральная отраслевая библиотека по физической культуре
и спорту .
10. http://www.teoriya.ru/studentu/booksport/ Электронные книги по спортивной
тематике.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
В результате освоения
дисциплины обучающийся
должен знать:
- цели
и
значение
материальнотехнического
обеспечения для развития
адаптивной физической
культуры;
- современные принципы
проектирования,
строительства
и
эксплуатации
физкультурноспортивных сооружений
для инвалидов;
- особенности
архитектурнопланировочных решений
физкультурноспортивных сооружений
для инвалидов;
- классификацию средств,
используемых
для
оснащения сооружений
спортивного назначения
при проведении в них
спортивнооздоровительной работы
с инвалидами;
- средства
и
конструктивные
особенности протезной
техники для инвалидов с
дефектами верхних и
нижних конечностей;

Критерии оценки

Методы оценки

-традиционная
система
отметок в баллах за каждое
выполненное
задание
самостоятельной работы
зачет:. письменный/устный
опрос

письменный/устный
опрос
тестирование
терминологический
диктант
коллоквиум
оценка
демонстрируемых
умений,
выполняемых
действий.
реферирование

12

- виды и конструктивные
особенности
креселколясок для инвалидов;
- спортивные тренажеры
для
инвалидов
с
поражением
опорнодвигательной системы;
- спортивный инвентарь и
оборудование
для
инвалидов с поражением
органа зрения, опорнодвигательной системы
В результате освоения
дисциплины обучающийся
должен уметь:
 рационально применять
в практической работе
средства, используемые
для
оснащения
сооружений
спортивного назначения
для
спортивнооздоровительной работы
с инвалидами;
 применять на практике
средства
реабилитационной
техники
различного
назначения.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».