ОП.13 ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПАТОЛОГИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПАТОЛОГИИ

49.02.02 Адаптивная физическая культура
Заочная форма

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы общей патологии» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего
профессионального образования 49.02.02 Адаптивная физическая культура, утвержденного
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2014 г. № 994.

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Свердловский
областной педагогический колледж»

Разработчик:
Сибагатулина С.А., преподаватель высшей квалификационной категории

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

12

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.13 ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПАТОЛОГИИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.13 Основы общей патологии является обязательной частью
профессионального учебного цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура.
Учебная дисциплина ОП.13 Основы общей патологии обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся.
ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 1.3. Организовывать внеурочную физкультурно-спортивную деятельность
обучающихся оздоровительной, профилактически-реабилитационной и рекреационной
направленности.
ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 1.5. Анализировать учебные занятия, внеурочные мероприятия.
ПК 1.6. Создавать в кабинете (спортивном зале, на спортивной площадке) предметноразвивающую среду с учетом особенностей состояния здоровья обучающихся.
ПК 1.7. Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического
воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся.
ПК 2.2. Проводить занятия оздоровительной физической культурой.
ПК 2.3. Организовывать внеурочные занятия физической культурой оздоровительной,
реабилитационной и рекреационной направленности.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 2.5. Анализировать учебные занятия и внеурочные мероприятия.
ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического
воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам.
ПК 3.1. Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебнотематические планы) на основе примерных с учетом типа образовательной организации,
особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области адаптивной физической культуры на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
адаптивного физического воспитания.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
4

социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного
процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей.
ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель программы – ознакомить будущих специалистов по адаптивной физической
культуре (АФК) с причинами, механизмами и основными закономерностями возникновения и
развития заболеваний и врожденных пороков, а также компенсаторными, защитными
возможностями организма.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
ОК 1 10, 12
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.5
ПК 2.6
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4

 использовать приобретенные в
патологии курсе общей патологии
знания и умения при изучении
профессиональных модулей;
 правильно интерпретировать и
применять основные понятия общей
патологии при совместной работе с
медицинским персоналом

 основные термины и понятия
общей патологии;
 общее учение о здоровье и
болезнях;
 внешние и внутренние факторы
болезней человека;
 причины, условия возникновения
болезней человека;
 роль
конституции
и
наследственности в патологии;
 стадии и исходы болезней
человека;
 общую характеристику типовых
патологических процессов

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы

Объем
часов
54

в том числе:
теоретическое обучение

8

практические занятия

2

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

контрольная работа

0

Самостоятельная работа

46

Промежуточная аттестация зачет 4,5 семестр

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 13 «Основы общей патологии»

Наименование
разделов и тем

Раздел 1.
Тема
1.1.
Введение.
Предмет и задачи общей
патологии, ее место в
медицинском образовании

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Общая патология
Содержание учебного материала
Общая патология как фундаментальная интегративная наука и учебная дисциплина.
Краткие сведения из истории общей патологии; основные этапы ее развития.
Самостоятельная работа обучающихся
Исследование по теме: Значение А.И.Полунина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, И. И.
Мечникова, В. В. Пашутина, А. А. Богомольца, Н. Н. Аничкова, Г.П. Сахарова, А.Д.
Сперанского, И. Р. Петрова, А. М. Чернуха, С.М.Павленко, П.Н. Веселкина, П. Д.
Горизонтова, А.Д.Адо, Н.А.Федорова, Р. Вирхова, Ю. Конгейма, Г. Селье и других
крупнейших исследователей в развитии общей патологии.
Тема 1.2. Болезнетворное Содержание учебного материала
действие
факторов Повреждающее действие физических факторов. Болезнетворное действие звука и
внешней среды
шума, низкого и высокого барометрического давления, низких и высоких температур,
лучей солнечного спектра, лазерного излучения. Повреждающее действие
механических воздействий, электрического тока, ионизирующих излучений,
факторов космического полета.
Патогенное действие химических факторов: экзо- и эндогенные интоксикации.
Алкоголизм, токсикомания, наркомания: характеристика понятий, виды, этиология,
патогенез, проявления, последствия.
Практическое занятие
Определить Исходы болезней. Выздоровление полное и неполное. Ремиссия,
рецидив, осложнение. Защитные, компенсаторные и восстановительные реакции
организма. Механизмы выздоровления. Патогенетические принципы терапии
болезней.
Самостоятельная работа обучающихся

Объем
в
часах

54
2
2
4
4

2
2

2
2

4

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 1,9, 10,12
ПК 2.1, 2.2, 3.2
ОК 5,8
ПК 2.3, 2.4, 2.5,
2.6, 3.1, 3.2, 3.3,
3.4

ОК 1,9, 10,12
ПК 2.1, 2.2, 3.2

ОК 1,2,3,4,6,7
ПК 1.1, 1.2, 1.3,
1.4, 1.5, 1.6, 1.7
ОК 5,8

7

Роль наследственности в патологии. Причины наследственных форм патологии.
Механизмы стабильности и изменчивости генотипа. Наследственная изменчивость основа возникновения наследственных болезней. Мутагенные факторы, их виды.
Судьба мутантных генов в популяции. Факторы риска наследственных болезней.
Тема 1.3. Повреждение Содержание учебного материала
клетки.
Патология Причины повреждения клетки: - Экзо- и эндогенные; инфекционно-паразитарные и
периферического
неинфекционные; физические, химические, биологические.
кровообращения
Общие механизмы повреждения клетки. Повреждение мембран и ферментов клетки.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка докладов по темам: Нарушение периферического кровообращения и
микроциркуляции. Виды нарушения периферического кровообращения

4

Тема
1.4.
Типовые Самостоятельная работа обучающихся
нарушения обмена веществ Нарушение энергетического обмена. Общая характеристика понятия об
энергетическом обмене Основной обмен как интегральный лабораторный
показатель. Факторы, определяющие энергетический обмен, их особенности,
связанные с полом, возрастом, характером трудовой деятельности. Причины и
механизмы изменений, проявления
Нарушения углеводного обмена. Нарушения всасывания углеводов в
пищеварительном тракте; процессов синтеза, депонирования и расщепления
гликогена; транспорта и усвоения углеводов в клетке. Гипогликемические состояния,
их виды и механизмы.
Нарушения белкового обмена. Положительный и отрицательный азотистый баланс.
Нарушение усвоения белков пищи; обмена аминокислот и аминокислотного состава
крови; гипераминацидемии.
Нарушения липидного обмена. Недостаточное и избыточное поступление жира в
организм. Общее ожирение, его виды и механизмы. Нарушения обмена холестерина;
гиперхолестеринемия. Атеросклероз, его патогенез.
Расстройства водного обмена. Регуляция водного обмена и механизмы его
нарушений. Дисгидрии; принципы классификации и основные виды. Причины,
патогенетические особенности, симптомы и последствия гипогидратации. Принципы
коррекции. Гипергидратация. ионов. Нарушения обмена витаминов. Гипер-, гипо-,
дис- и. Понятие об антивитаминах. Гипервитаминозы.

34
2

2
2

4
4

ПК 2.3, 3.2, 3.3,3.4

ОК 1,9, 10,12
ПК 2.1, 2.2, 3.2

ОК 5,8
ПК 2.3, 2.4, 2.5,
2.6, 3.1, 3.2, 3.3,
3.4
ОК 5,8
ПК 2.3, 2.4, 2.5,
2.6, 3.1, 3.2, 3.3,
3.4

2

2

2

2

8

Подготовка рефератов на темы: Характеристика понятий «опухолевый рост»,
«опухоль», опухолевая прогрессия. Опухолевый атипизм; его виды.
Патология нервной системы
Патология эндокринной системы
Патология иммунной системы
Патология системы кровообращения
Патология системы крови
Патология дыхания
Подготовка конспекта на тему: Патология желудочно-кишечного тракта
Общая этиология и патогенез расстройств пищеварительной системы. Роль пищи и
питания в их возникновении; значение нейрогенных и гуморальных факторов.
Инфекционные процессы в пищеварительной системе. Патогенное влияние курения
и злоупотребления алкоголем. Функциональные связи различных отделов
пищеварительной системы в патологических условиях. Связь нарушений
пищеварения и обмена веществ.
Расстройства аппетита: гипорексия, анорексия, парарексия, булимия, полифагия,
полидипсия, расстройства вкусовых ощущений. Нарушения слюноотделения, гипои гиперсаливация. Нарушения жевания, глотания, функций пищевода.
Нарушения моторики кишечника
ВСЕГО

4
2
2
2
2
2
2
8

54

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по «Анатомии,
физиологии и гигиене человека»
Оборудование учебного кабинета:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 комплект учебно-методических пособий;
 комплект дидактического обеспечения по дисциплине.
Технические средства обучения:
 компьютер с лицензионным программным обеспечением;
 мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Долгих, В. Т. Основы патологии и иммунологии. Тесты : учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. Т. Долгих, О. В. Корпачева. – Москва :
Издательство Юрайт, 2020. – 307 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53412144-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456966
(дата обращения: 28.05.2020).
2. Долгих, В. Т. Основы патологии. В 2 т. Том 1. Общая патология : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / В. Т. Долгих. – Москва :
Издательство Юрайт, 2021. – 371 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53411896-4. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/468158
(дата обращения: 28.05.2020).
3. Долгих, В. Т. Основы патологии. В 2 т. Том 2. Частная патофизиология : учебник
и практикум для среднего профессионального образования / В. Т. Долгих, О. В. Корпачева,
А. В. Ершов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 351 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-13309-7. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/468159 (дата обращения: 28.05.2020).
4. Красников, В. Е. Основы патологии: общая нозология : учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. Е. Красников, Е. А. Чагина. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 193 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-11689-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/455471 (дата обращения: 28.05.2020).
3.2.2. Электронные издания
1. Овсянников В.Г. Общая патология (патологическая физиология). Часть I (общая
патофизиология), издание 4-е: Учебник. - Ростов-н/Д.: ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава
России,
2017.
–
288
с.
–
URL:
http://patholog.ru/wpcontent/uploads/2017/10/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA
-1-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-2017.pdf (дата обращения – 28.05.2020). –
Текст. Изображение : электронные
10

2. Электронное издание Основы патологии : этиология, патогенез, морфология
болезней человека : учебник / Е. Л. Казачков [и др.] ; под ред. Е. Л. Казачкова, М.В. Осикова.
– URL: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970440520.html (дата обращения –
28.05.2020). – Текст. Изображение : электронные.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Умения:
использовать приобретенные в
курсе общей патологии знания и
умения
при
изучении
профессиональных модулей;
правильно интерпретировать и
применять основные понятия
общей
патологии
при
совместной
работе
с
медицинским персоналом
Знания:
основные термины и понятия
общей патологии;
общее учение о здоровье и
болезнях;
внешние и внутренние факторы
болезней человека;
причины,
условия
возникновения
болезней
человека;
роль
конституции
и
наследственности в патологии;
стадии и
человека;

исходы

болезней

общую характеристику типовых
патологических процессов

Критерии оценки
Сопоставляет знания с
умениями при изучении
профессиональных
модулей

Методы оценки
Фронтальный и
индивидуальный опрос
анализ
результатов
тестирования по темам;
анализ
результатов
Применяет
понятия выполнения
общей патологии в самостоятельной
соответствии
с внеаудиторной работы.
заданными условиями
Формулирует основные Оценка выступления на
термины и понятия
практическом занятии;
анализ результатов
тестирования по темам;
Формулирует понятия
«здоровье», «болезнь», анализ результатов
выполнения
«патология»
самостоятельной
Распознаёт внешние и
внеаудиторной работы;
внутренние факторы
анализ результатов
болезней человека
выполнения практических
Перечисляет причины
работ;
возникновения
анализ результатов
болезней
контрольной работы
Сопоставляет связь
конституции и
наследственности с
патологиями
Точно определяет
стадии и исходы
болезней человека
Дает характеристику
типовых
патологических
процессов

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».