ОП.11 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

49.02.02 Адаптивная физическая культура
Заочная форма

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и история физической культуры» разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
среднего профессионального образования 49.02.02 Адаптивная физическая культура,
утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
13.08.2014 г. № 994.

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Свердловский
областной педагогический колледж»

Разработчик:
Сибагатулина С.А., преподаватель высшей квалификационной категории

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

16

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11 Теория и история физической культуры
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.11 Теория и история физической культуры является обязательной
частью общепрофессионального учебного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура.
Учебная дисциплина ОП.11 Теория и история физической культуры обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС
по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся.
ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 1.3. Организовывать внеурочную физкультурно-спортивную деятельность обучающихся
оздоровительной, профилактически-реабилитационной и рекреационной направленности.
ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 1.5. Анализировать учебные занятия, внеурочные мероприятия.
ПК 1.6. Создавать в кабинете (спортивном зале, на спортивной площадке) предметноразвивающую среду с учетом особенностей состояния здоровья обучающихся.
ПК 1.7. Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического воспитания
обучающихся в общеобразовательных организациях.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся.
ПК 2.2. Проводить занятия оздоровительной физической культурой.
ПК 2.3. Организовывать внеурочные занятия физической культурой оздоровительной,
реабилитационной и рекреационной направленности.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 2.5. Анализировать учебные занятия и внеурочные мероприятия.
ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического воспитания
обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам.
ПК 3.1. Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебнотематические планы) на основе примерных с учетом типа образовательной организации,
особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии
в области адаптивной физической культуры на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области адаптивного
физического воспитания.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами.
4

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного
процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых
норм.
ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
Умения
ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 09
ОК 10
ОК 11
ОК 12
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.5
ПК 2.6
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4

 ориентироваться в истории и
тенденциях развития физической
культуры и спорта;
 использовать знания истории
физической культуры и спорта в
профессиональной деятельности, в
том числе при решении задач
нравственного и патриотического
воспитания школьников, повышения
интереса к физической культуре и
спорту;
 правильно
использовать
терминологию в области физической
культуры;
 оценивать постановку цели и
задач, определять педагогические
возможности
и
эффективность
применения различных методов,
приемов,
методик,
форм
физического воспитания;
 находить
и
анализировать
информацию по теории и истории
физической культуры, необходимую
для решения профессиональных
педагогических
проблем,
повышения
эффективности
педагогической
деятельности,
профессионального
самообразования и саморазвития.

Знания
 понятийный аппарат теории
физической культуры и спорта, в том
числе
взаимосвязь
основных
понятий;
 историю становления и развития
отечественных и зарубежных систем
физического
воспитания
и
спортивной подготовки;
 историю
международного
спортивного движения;
 современные
концепции
физического воспитания;
 средства
формирования
физической культуры человека;
 механизмы и средства развития
личности в процессе физического
воспитания;
 мотивы занятий физической
культурой, условия и способы их
формирования и развития;
 принципы, средства, методы,
формы организации физического
воспитания
в
организациях
дополнительного образования и
общеобразовательных организациях;
 дидактические и воспитательные
возможности различных методов,
средств и форм организации
физического воспитания детей и
подростков;
 основы
теории
обучения
двигательным действиям;
5

 теоретические основы развития
физических качеств;
 особенности
физического
воспитания дошкольников, младших
школьников, подростков старших
школьников и обучающихся в
организациях
дополнительного
образования;
 особенности
физического
воспитания
обучающихся
с
ослабленным
здоровьем,
двигательно одаренных детей, детей
с
особыми
образовательными
потребностями,
девиантным
поведением;
 сущность и функции спорта;
 основы спортивной тренировки и
процесса спортивной подготовки;
 основы
оздоровительной
тренировки;
 проблемы
и
пути
совершенствования
организации
физического
воспитания
в
общеобразовательных организациях.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы

Объем
часов
82

в том числе:
теоретическое обучение

10

практические занятия

2

контрольная работа
Самостоятельная работа

70

Промежуточная аттестация дифференцированный зачет –1,2
семестр

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.11 Теория и история физической культуры

Наименование
разделов и тем

Раздел 1.
Тема 1.1. Система
физического воспитания

Тема 1.2. Средства
формирования
физической культуры
личности

Тема 1.3. Методы
формирования
физической культуры
личности

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем в
часах

Общие основы теории физической культуры
Содержание учебного материала
Понятийный аппарат теории физической культуры и спорта, взаимосвязь
основных понятий
Самостоятельная работа обучающихся
Цель, задачи физического воспитания. Система физического воспитания
в Российской Федерации
Содержание учебного материала
Средства физического воспитания
Физическое упражнение как основное средство физического воспитания.
Вспомогательные средства: естественные силы природы, гигиенические
факторы.
Техника физического упражнения
Понятие о технике физического упражнения, структура техники, виды
техники
Самостоятельная работа обучающихся
Классификация физических упражнений. Критерии эффективности
техники
Самостоятельная работа обучающихся
Понятия: метод, методический прием, методический подход,
методическое направление, методика. Классификация методов обучения
в физическом воспитании
Самостоятельная работа обучающихся

16
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 1, 2, 3, 9, 10, 11
ПК 1.2, 1.3, 2.1,
2.2, 3.1, 3.2

2

2

ОК 1, 4, 5, 6, 8, 9,
10
ПК 2.1, 2.2, 2.4,
2.5, 2.6, 3.1, 3.2,
3.3, 3.4

2

2

2

2

ОК 1, 2, 3, 6, 9, 10
ПК 1.3, 1.4, 1.5,
1.6, 1.7, 2.1, 2.2,
3.1, 3.2
ОК 1,9, 10

8

Тема 1.4. Принципы
физического воспитания.
Тема 1.5. Связь
физического воспитания
с другими видами
воспитания
Раздел 2.
Тема 2.1. Основы теории
обучения двигательным
действиям

Тема 2.2. Теоретические
основы развития
физических качеств

Классификация дидактических принципов. Основные требования и
правила реализации дидактических принципов в работе с различными
контингентами.
Самостоятельная работа обучающихся
Взаимосвязь физического воспитания с умственным, нравственным,
эстетическим, трудовым, патриотическим воспитанием.
Теоретические основы обучения двигательному действию и развитие
физических качеств
Содержание учебного материала
Понятие о двигательных умениях и навыках,
Механизмы формирования двигательного навыка, вариативность и
пластичность навыка. Признаки умений и навыков. Явление переноса
навыков. Двигательные умения и навыки высшего порядка. Создание
полноценного представления об изучаемом движении по каждой
основной опорной точке (ООТ).
Этапы обучения двигательным действиям
Предпосылки эффективного обучения двигательным действиям, этапы
обучения двигательным действиям, цели и задачи каждого из этапов,
способы предупреждения и устранения ошибок. Средства и методы
обучения на каждом этапе.
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка программы обучения двигательному действию по основным
опорным точкам.
Подбор к этапам обучения конкретному двигательному действию
соответствующих средств и методов обучения
Самостоятельная работа обучающихся
Общая характеристика развития физических качеств
Средства и методы развития физических качеств (сила, гибкость,
ловкость, быстрота, выносливость)
Системы мониторинга физической подготовленности школьников:
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и
обороне» для лиц с ОВЗ. Содержание систем и тесты, используемые для
оценки физической подготовленности.

ПК 2.1, 2.2, 2.3,
3.1, 3.2
2

ОК 1,9, 10
ПК 2.1, 2.2, 2.3,
3.1, 3.2

14

1

ОК 2,3,4,6
ПК 1.3, 1.4, 1.5,
1.6, 1.7, 2.4,2.5,2.6

1

4
2
2
8
2
2

ОК 1, 2, 3, 4, 5, 9,
10
ПК 2.1, 2.2, 3.1, 3.2

2

9

Подбор методик для определения уровня развития физических качеств с
учетом возраста
Раздел 3
Особенности физического воспитания дошкольников, младших
школьников, подростков, старших школьников и обучающихся в
организациях дополнительного образования
Тема 3.1. Физическое
Самостоятельная работа обучающихся
воспитание в разных
Задачи физического воспитания детей до школьного возраста.
видах образовательных
Изучить анатомо-физиологические и психолого-педагогические
организаций
особенности детей младшего, среднего и старшего школьного возраста
Физическое воспитание детей школьного возраста.
Физическое воспитание в профессиональных образовательных
организациях
Тема 3.2. Особенности
Самостоятельная работа обучающихся
физического воспитания
Современные концепции физического воспитания. Формы построения
детей школьного возраста занятий в физическом воспитании школьников. Урок как основная
форма физического воспитания школьников. Классификация уроков
(типы, виды, разновидности) по целевой направленности, по
предметному содержанию, по преимущественному решению задач, по
ФГОС. Особенности методики проведения уроков в малокомплектной
школе
Организация физического воспитания в учреждениях дополнительного
образования
Проблемы и пути совершенствования организации физического
воспитания в общеобразовательных организациях. Средства и методы
повышения двигательной активности школьников (в рамках третьего
часа физической культуры). Современные системы физического
воспитания школьников (фитнес-технологии). Самостоятельные занятия
физическими упражнениями.
Тема 3.3. Особенности
Самостоятельная работа обучающихся
Медицинские группа по здоровью и их характеристика. Основные задачи
физического воспитания
физического воспитания детей, отнесенных к группам по здоровью.
обучающихся с
Рекомендации по организации физического воспитания детей с ослабленным
ослабленным здоровьем,
здоровьем. Особенности физического воспитания спортивно-одаренных
двигательно одаренных
детей, детей с особыми

2

14
4
1
2

ОК 1,9, 10
ПК 2.1, 2.2, 3.1, 3.2

1
4

2

ОК 1, 2, 3, 4, 5, 8,
9, 10, 11
ПК 1.1, 1.2, 1.3,
1.4, 1.5, 1.6, 1.7,
2.3, 3.1, 3.2

1

1

4

ОК 1,5,8, 9, 10,11
ПК 1.1, 1.3, 2.1,
2.2, 3.1, 3.2, 3.3,
3.4

10

образовательными
потребностями,
девиантным поведением
Тема 3.4. Мотивы
занятий физической
культурой, условия и
способы их
формирования и
развития
Раздел 4
Тема 4.1. Основы
оздоровительной
тренировки

Тема 4.2. Основы
спортивной тренировки и
процесса спортивной
подготовки

школьников. Задачи физического воспитания детей
образовательными потребностями, девиантным поведением.

с

особыми

Самостоятельная работа обучающихся
Понятия «мотив» и «мотивация». Условия и способы формирования
мотивации. Проблемы повышения мотивации обучающихся на уроках
физической культуры в разные возрастные периоды. Ведущие мотивы
занятий физической культурой в разные возрастные периоды.

2
2

Сущность и функции спортивной и оздоровительной тренировки
Самостоятельная работа обучающихся
Содержательные основы оздоровительной физической культуры.
Основные направления в системе оздоровительной физической культуры:
оздоровительно-рекреативная физическая культура; оздоровительнореабилитационная физическая культура; спортивно-реабилитационная
физическая культура; гигиеническая физическая культура. Оценка
состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся
оздоровительной физической культурой
Основы построения оздоровительной тренировки. Примерный недельный
объем двигательной активности для людей разного возраста. Содержание
и методика оздоровительных занятий. Составление индивидуальных
программ, контроль и коррекция оздоровительных воздействий.
Содержание учебного материала
Сущность и функции спорта
Спорт в системе физической культуры Основные понятия, относящиеся
к спорту. Классификация видов спорта. Функции спорта. Основные
направления в развитии спортивного движения
Спортивная тренировка
Цели и задачи спортивной тренировки. Средства спортивной
тренировки. Методы спортивной тренировки. Принципы спортивной
тренировки.
Самостоятельная работа обучающихся
Структура спортивной тренировки: микро-, мезо- и макроциклы
тренировочного процесса. Основы периодизации спортивной тренировки

16
6
2

ОК 1,5,8, 9, 10
ПК 1.1, 1.2, 1.3,
1.4, 1.5, 1.,6, 1.7,
2.1, 2.2, 2.3, 3.1,
3.2, 3.3, 3.4
ОК 1,5,8, 9, 10
ПК 2.1, 2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 3.1,
3.2, 3.3,3.4

4

1

ОК 2, 3, 4, 5, 6
ПК 2.1, 2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 3.1,
3.2, 3.3

1

8
2

11

Раздел 5.
Тема 5.1. История
становления и развития
зарубежных систем
физического воспитания
и спортивной подготовки

Тема 5.2. История
становления и развития
отечественной системы
физического воспитания
и спортивной подготовки

Спортивно-техническая подготовка; спортивно-тактическая подготовка;
физическая подготовка; психическая подготовка. Тренировочные и
соревновательные нагрузки.
Технология планирования в спорте. Сущность и назначение
планирования, его виды. Годовой план, его содержание и методика
составления. Контроль в подготовке спортсменов. Учет в процессе
спортивной тренировки спортсменов
Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки. Цель и задачи
спортивного отбора. Разновидности отбора в спорте. Двигательная
(спортивная)
одаренность.
Наследственная
обусловленность
двигательных способностей и факторов, определяющих спортивную
работоспособность. Поиск спортивных талантов.
Стабильность и
прогнозирование двигательных способностей.
Общая характеристика истории физической культуры
Самостоятельная работа обучающихся
Физическая культура Древнего Мира. Развитие физической культуры
на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя. Развитие
физической культуры в Древней Греции, Древнем Риме.
Физическая культура и спорт в средние века. Рыцарская система.
Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху
Возрождения.
ФК и спорт в западной Европе в новое время (19- нач. 20 вв.)
Национальные гимнастические системы Создание спортивных клубов и
развитие отдельных видов спорта.
Самостоятельная работа обучающихся
Зарождение физической культуры у народов России. Физические
упражнения, игры в народном быту. Введение физического воспитания в
учебные заведения
Становление и развитие основ отечественной физической культуры
в конце XIX - в начале XX вв. Физическая культура народов бывшего
СССР с древнейших времен до 1917 г. Создание и развитие советской
системы физической культуры в период до Великой Отечественной
войны. Физическая культура и спорт в СССР в годы Великой

2

2

2

18
6
2

ОК 1, 3, 5, 8, 9, 10,
11
ПК 1.1, 1.2, 1.3,
1.4, 1.5, 1.6, 2.1,
2.2, 3.1, 3.2

2

2
6
2

2

ОК 1, 2, 3, 4, 5, 8,
9, 10,11
ПК 2.1, 2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 3.1,
3.2, 3.3, 3.4

12

Тема 5.3. История
международного
спортивного и
олимпийского движения

Промежуточная аттестация
ВСЕГО

Отечественной войны. Физическая культура в СССР после Великой
Отечественной войны.
Зарождение и развитие современных видов спорта. Становление и
развитие советской системы физического воспитания и спорта.
Всесоюзный физкультурный комплекс «ГТО»
Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных работ
Сравнительный анализ олимпийских игр современности
Самостоятельная работа обучающихся
Этапы возрождения олимпийских идей в обществе. Возникновение
Международного Олимпийского движения и Олимпийской хартии.
Сущность концепции олимпизма Пьера де Кубертена.
Летние и зимние олимпийские игры.

2

2

ОК 1,9, 10,11
ПК 2.1, 2.2, 3.1, 3.2

4
1
1
2
4
82 ч.

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет теории и истории физической культуры и адаптивной физической культуры,
оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами,
стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического
материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами
аудиовизуализации, мультимедийным проектором).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые
для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1 Алхасов, Д.С. Теория и история физической культуры: учебник и практикум / Д.С.
Алхасов. – М.: Юрайт, 2019. – 191 с. – Библиогр.: с. 188-191. – 100 экз. – ISBN 978-5-53406071-3. – Текст : непосредственный
2 История физической культуры: учебник / С.Н. Комаров. К.А. Цатурова, Ю.Ф.
Курамшин и др.; под ред. С.Н. Комарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 239
с. – Библиогр.: с. 236. – 1200 экз. – ISBN 978-5-7695-9565-3. – Текст : непосредственный
3 Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник /
Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов.– М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 496 с. – Библиогр.:
с. 494-495. – 2000 экз. – ISBN 978-5-4468-7256-5 – Текст : непосредственный
3.2.2. Электронные издания
1 Учебное пособие по истории физической культуры [Сайт]. - URL:
http://window.edu.ru/resource/686/22686/files/ifk.pdf -. (дата обращения – 17.05.2020). – Текст.
Изображение : электронные
2 Учебное пособие по теории физической культуры и спорта [Сайт]. - URL:
http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/1404/u_course.pdf - (дата обращения – 17.05.2020). – Текст.
Изображение : электронные
3 Пельменев, В. К. История физической культуры : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. К. Пельменев, Е. В. Конеева. – 2-е изд., перераб. и доп. –
Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 184 с. – Библиогр.: с. 182-183. – ISBN 978-5-534-130232. – Текст : электронный
4 Теория и история физической культуры и спорта в 3 т. Том 1. Игры олимпиад :
учебное пособие для среднего профессионального образования / Г.Н. Германов, А.Н.
Корольков, И.А. Сабирова, О.И. Кузьмина. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 793 с. –
Библиогр.: с. 790-792. – ISBN 978-5-534-10350-2. – Текст : электронный
3.2.3. Дополнительные источники
1. Бабушкин, Г.Д., Смоленцева, В.Н. Психология физической культуры и спорта:
учебник для высш. физкульт. учеб. заведений / Под ред. профессора Г.Д. Бабушкина,
профессора В. Н. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2007. – 270 с. –268. – 100 экз. – ISBN – –
Текст : непосредственный
2. Бабушкин, Г.Д. Психологическое обеспечение спортивной деятельности : учебное
пособие / Г.Д. Бабушкин, Б. П. Яковлев. – Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 304 с. –
Библиогр.: с. 296-299. – ISBN 978-5-4497-0035-3. – Текст : непосредственный

3. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник /
И.С. Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012. – 368 с.
Библиогр.: с. 366-367. – 1000 экз. – ISBN 978-5-406-04326-4. – Текст : непосредственный
4. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса
/ Ю.В. Верхошанский. – М. : Спорт, 2019. – 184 с., ил. – Библиогр.: с. 182-183. – 100 экз. –
ISBN 978-5-907225-03-9. –Текст : непосредственный.
5. Германов, Г. Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории
физической культуры : учебное пособие для вузов / Г. Н. Германов. – 2-е изд., перераб. и доп.
– Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 224 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-53404492-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453843 (дата
обращения: 10.01.2021).
6. Голощапов, Б.Р. История физической культуры : учебник / Б.Р. Голощапов. – М.:
Академия, 2013. – 320 с. Библиогр.: с. 318-319. – 1000 экз. – – ISBN 978-5-7695-9667-4. – Текст
: непосредственный
7. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М. :
Спорт, 2020. – 200 с. – Библиогр.: с. 195-198. – 150 экз. – ISBN: 978-5-906132-49-9. – Текст :
непосредственный.
8. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – М.: АСТ, 1998.
– 270 с. – Библиогр.: с. 267-268. – 10100 экз. – ISBN 978-5-237-00116-7 – Текст :
непосредственный
9. Семёнова, Г. И. Спортивная ориентация и отбор : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Г. И. Семёнова ; под научной редакцией И. В.
Еркомайшвили. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 106 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-11146-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/456983 (дата обращения: 10.01.2021).
10. Суслов, Ф.П. Спорт высших достижений: теория и методика / под общей ред. Ф.П.
Суслов. – М. : Спорт, 2018. – 320 с. – Библиогр.: с. 315-318. – 100 экз. – ISBN 978-5-95001780-3. – Текст : непосредственный.
11. Таймазов, В.А. Петр Францевич Лесгафт: история жизни и деятельности / В. А.
Таймазов, Ю. Ф. Курамшин, А. Т. Марьянович. – Санкт-Петербург : Печ. двор, 2006. – 478 с.,
ил. – Библиогр.: с. 471-477. – 2000 экз. – ISBN 5-7062-0230-3 – Текст : непосредственный.
12. Теория и методика физической культуры : [учебник для вузов по направлению
521900 "Физическая культура", по специальности 022300 "Физическая культура и спорт" / Ю.
Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева и др.] ; под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 4-е изд.,
стер. - Москва : Совет. спорт, 2010. - 463 с. : ил. ; 25 см. - Библиогр.: с. 453-456. - 1000 экз. ISBN 978-5-9718-0431-4. – Текст : непосредственный
13. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы
современности / С. В. Алексеев, Р. Г. Гостев, Ю. Ф. Курамшин [и др.]. - Москва : Теория и
практика физической культуры и спорта, 2013. - 778, [1] с. : ил. ; 21 см. - Библиогр. в конце
разд. - 1000 экз. - ISBN 978-5-93512-067-2 – Текст : непосредственный
14. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. – М. :
Физкультура и спорт, 1987. – 128 с. – Библиогр.: с. 126-127. – 500 экз. – ISBN 978-5-95001780-3– Текст : непосредственный.
3.2.4. Периодические издания
1. Научно-методический журнал «Физическая культура в школе»
2. Методический журнал «Спорт в школе»
3. Научно-практический журнал «Теория и практика физической культуры»

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
понятийный аппарат теории
физической культуры и спорта, в
том числе взаимосвязь основных
понятий;
историю становления и развития
отечественных и зарубежных
систем физического воспитания
и спортивной подготовки;
историю международного
спортивного движения;

Критерии оценки
Понимание истории и
тенденции развития
физической культуры и
спорта.

Понимание истории и
тенденции развития
физической культуры и
спорта.
Понимание истории и
тенденции развития
физической культуры и
спорта.
современные концепции
Понимание
физического воспитания;
современных концепций
физического
воспитания, спортивной
и оздоровительной
тренировки
средства формирования
Систематизация средств,
физической культуры человека;
методов и форм
физического
воспитания, спортивной
и оздоровительной
тренировки, их
дидактические и
воспитательные
возможности.
механизмы и средства развития
Систематизация средств,
личности в процессе физического методов и форм
воспитания;
физического
воспитания, спортивной
и оздоровительной
тренировки, их
дидактические и
воспитательные
возможности.
мотивы занятий физической
Полнота описания
культурой, условия и способы их мотивов занятий
формирования и развития;
физической культурой и
спортом, условия и
способы их
формирования и
развития.
принципы, средства, методы,
Четкое формулирование
формы организации физического механизмов и средств
воспитания в организациях
развития личности в

Методы оценки
межсессионная
контрольная работа

межсессионная
контрольная работа;
письменный/устный опрос;

межсессионная
контрольная работа;

письменный/устный опрос;

оценка результатов
самостоятельной работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)

письменный/устный опрос;

межсессионная
контрольная работа;

16

дополнительного образования и
общеобразовательных
организациях;
дидактические и воспитательные
возможности различных методов,
средств и форм организации
физического воспитания детей и
подростков;
основы теории обучения
двигательным действиям;
теоретические основы развития
физических качеств;
особенности физического
воспитания дошкольников,
младших школьников,
подростков старших школьников
и обучающихся в организациях
дополнительного образования;
особенности физического
воспитания обучающихся с
ослабленным здоровьем,
двигательно одаренных детей,
детей с особыми
образовательными
потребностями, девиантным
поведением;
сущность и функции спорта;
основы спортивной тренировки и
процесса спортивной
подготовки;

основы оздоровительной
тренировки;

проблемы и пути
совершенствования организации
физического воспитания в
общеобразовательных
организациях.

процессе физического
воспитания и занятий
спортом.
Понимание
современных концепций
физического
воспитания, спортивной
и оздоровительной
тренировки
Понимание
теоретических основ
обучения в зависимости
от его этапа
Понимание
теоретических основ
развития физических
качеств
Аргументированность
анализа результатов
своей самостоятельной
работы по теме
(рефлексия).

тестирование

межсессионная
контрольная работа;
межсессионная
контрольная работа;
письменный/устный опрос;

Анализ особенностей
письменный/устный опрос;
физического воспитания
обучающихся с
ослабленным здоровьем,
двигательно одаренных
детей, детей с особыми
образовательными
потребностями,
девиантным поведением.
тестирование
Понимание
межсессионная
современных концепций контрольная работа;
физического
воспитания, спортивной
и оздоровительной
тренировки
Понимание
межсессионная
современных концепций контрольная работа;
физического
воспитания, спортивной
и оздоровительной
тренировки
Систематизация средств, письменный/устный опрос;
методов и форм
физического
воспитания, спортивной
и оздоровительной
тренировки, их
дидактические и
17

Умения:
ориентироваться в истории и
тенденциях развития физической
культуры и спорта;
использовать знания истории
физической культуры и спорта в
профессиональной деятельности,
в том числе при решении задач
нравственного и патриотического
воспитания школьников,
повышения интереса к
физической культуре и спорту;
правильно использовать
терминологию в области
физической культуры;
оценивать постановку цели и
задач, определять педагогические
возможности и эффективность
применения различных методов,
приемов, методик, форм
физического воспитания;
находить и анализировать
информацию по теории и
истории физической культуры,
необходимую для решения
профессиональных
педагогических проблем,
повышения эффективности
педагогической деятельности,
профессионального
самообразования и саморазвития

воспитательные
возможности.
Оценка подготовленных
докладов, презентаций.

оценка демонстрируемых
умений, выполняемых
действий,

Воспроизведение
понятийного аппарата
теории физической
культуры и спорта и
взаимосвязь основных
понятий.

решение ситуационных
задач

Анализ и оценка
разработанных
конспектов занятий.
Быстрота и точность
решения обучающимися
проблемных задач.

оценка демонстрируемых
умений, выполняемых
действий,
защита отчетов по
практическим занятиям;

Оценка подготовленных
докладов, презентаций.

оценка заданий для
самостоятельной работы,

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».