ОП.06 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Приложение 4.12
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 49.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

49.02.02 Адаптивная физическая культура
Заочная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиенические основы физического воспитания»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по
специальности среднего профессионального образования 49.02.02 Адаптивная физическая
культура, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 13.08.2014 г. № 994.

Организация-разработчик:
образовательное
учреждение
педагогический колледж»

Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской
области
«Свердловский
областной

Разработчик:
Сибагатулина С.А., преподаватель высшей квалификационной категории

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

12

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Гигиенические основы физического воспитания
1.1.
Место
дисциплины
образовательной программы:

в

структуре

основной

профессиональной

Учебная дисциплина ОП.06 Гигиенические основы физического воспитания является
обязательной частью общепрофессионального учебного цикла основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.02 Адаптивная
физическая культура.
Учебная дисциплина ОП.06 Гигиенические основы физического воспитания
обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам
деятельности ФГОС по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся.
ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 1.3. Организовывать внеурочную физкультурно-спортивную деятельность
обучающихся оздоровительной, профилактически-реабилитационной и рекреационной
направленности.
ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 1.5. Анализировать учебные занятия, внеурочные мероприятия.
ПК 1.6. Создавать в кабинете (спортивном зале, на спортивной площадке) предметноразвивающую среду с учетом особенностей состояния здоровья обучающихся.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся.
ПК 2.2. Проводить занятия оздоровительной физической культурой.
ПК 2.3. Организовывать внеурочные занятия физической культурой оздоровительной,
реабилитационной и рекреационной направленности.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 2.5. Анализировать учебные занятия и внеурочные мероприятия.
ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического
воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области адаптивной физической культуры на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
адаптивного физического воспитания.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
4

коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее
регулирующих.
ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины «Гигиенические основы физической культуры и спорта»
является овладение студентами современными научными знаниями в области общей гигиены
и гигиены физической культуры и спорта, овладение практическими навыками
формирования здорового образа жизни и эффективного применения различных
гигиенических факторов в физкультурно-спортивной деятельности инвалидов.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код ПК,
ОК
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10
ОК 11
ОК 12
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.5
ПК 2.6
ПК 3.2
ПК 3.3

Умения

Знания

 использовать знания
гигиены в профессиональной
деятельности, в том числе в
процессе гигиенического
просвещения обучающихся,
педагогов, родителей (лиц,
их заменяющих);
 составлять режим
суточной активности с
учетом возраста и характера
физических нагрузок;
 определять суточный
расход энергии, составлять
меню;
 обеспечивать соблюдение
гигиенических требований в
здании и помещениях школы
при занятиях физическими
упражнениями, организации
учебно-воспитательного
процесса;
 применять знания по
гигиене при изучении
профессиональных модулей.

 основы гигиены детей и подростков;
 гигиенические нормы, требования и
правила сохранения и укрепления здоровья
на различных этапах онтогенеза;
 понятие медицинской группы;
 гигиеническое значение биологических
факторов внешней среды при занятиях
физической культурой;
 вспомогательные гигиенические
средства восстановления и повышения
работоспособности;
 основы профилактики инфекционных
заболеваний;
 особенности режима жизни инвалидов
различных категорий, понятие
охранительного режима;
 основы гигиены питания детей,
подростков и молодежи, системы питания
при различных поражениях;
 гигиенические требования к спортивным
сооружениям и оборудованию мест
учебных занятий для инвалидов;
 гигиеническую характеристику
основных форм занятий физической
культурой и адаптивной физической
5

культурой детей, подростков и молодежи;
 основы личной гигиены при занятиях
физическими упражнениями, спортом;
 гигиенические основы закаливания;
 гигиенические требования к учебновоспитательному процессу, зданию и
помещениям школы;
 физиолого-гигиенические и социальные
аспекты курения, нарко- и токсикомании;

ПК 3.4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы

Объем
часов
54

в том числе:
теоретическое обучение

8

практические занятия

2

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

контрольная работа

0

Самостоятельная работа

46

Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет 6 семестр

2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Гигиенические основы физического воспитания»
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
Объем в
Коды
разделов и тем
обучающихся
часах
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
Раздел 1. Общие основы гигиены, здоровый образ жизни
22
ОК 1 ,9, 10, 11,
Тема 1.1. Введение. Содержание учебного материала
6
12
Понятие о гигиене. Основы общей гигиены. Нормативные акты по гигиене (законы, СанПиНы)
2
ПК 2.1, 2.2, 3.2
Предмет, цели и Основные разделы гигиенической науки, методы исследования, применяемые в
задачи,
методы гигиене (статистические, демографические, физиологические и др.), предмет
исследования
изучения гигиены.
Самостоятельная работа обучающихся
4
1. Конспект по теме «Роль отечественных ученых в развитии гигиены как науки
4
и гигиены спорта (А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман, В.Ц. Андреева-Галанина,
А.Н. Сысин и др.)»
ОК 5, 8
Тема 1.2. Гигиена
Содержание учебного материала
4
ПК 2.3, 3.2, 3.3,
воздуха
Понятие о климате, погоде, их классификация и характеристика.
3.4
Акклиматизация спортсменов. Значение часового пояса, геомагнитных
колебаний для занятий физическими упражнениями
Самостоятельная работа обучающихся
4
1. Схема «Значение воздуха для человека. Состав воздуха. Климат. Физические
2
качества воздуха»
2. Конспект по теме «Акклиматизация спортсменов.»
2
ОК 5, 8
Тема 1.3. Гигиена
Содержание учебного материала
2
ПК 2.3, 3.2, 3.3,
воды и почвы
Значение воды для человека. Физические свойства воды (температура,
3.4
прозрачность, цвет, вкус). Химический состав воды. Почва, ее гигиеническое
значение. Виды почв
Самостоятельная работа обучающихся
2
1. Конспект по теме «Значение воды для человека»
1
2. Схема «Почва, ее гигиеническое значение».
1
ОК 2, 3, 4, 6
Тема 1.4. Здоровый
Содержание учебного материала
2
7

образ жизни (ЗОЖ)

Тема 1.5.
Закаливание

Тема 1.6. Личная
гигиена

Двигательная активность как составляющая здорового образа жизни
Самостоятельная работа обучающихся
1. Схема «Основные показатели здоровья».
2. Таблица «Влияние вредных привычек на организм человека».
3. Конспект по теме «Особенности режима жизни инвалидов различных
категорий, понятие охранительного режима»
Содержание учебного материала
Сущность, особенности и значение закаливания
Самостоятельная работа обучающихся
1. Схема «Виды закаливания»

Содержание учебного материала
Важность личной гигиены, режима труда и отдыха
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект по теме «Основы личной гигиены. Режим труда и отдыха»
Раздел 2. Гигиена физического воспитания и спорта
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Гигиенические
Гигиена детей и подростков и ее задачи. Физкультурно-оздоровительная работа
основы физического со школьниками. Гигиеническое нормирование нагрузок при различных формах
воспитания детей и
школьного физического воспитания. Медицинские группы для занятий
подростков.
физической культурой в общеобразовательной организации
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект по теме «Гигиеническая характеристика основных форм занятий
физической культурой и адаптивной физической культурой детей, подростков и
молодежи»
Тема 2.2. Гигиена
Содержание учебного материала
спортивных
Расположение и ориентация. Структура спортивного помещения. Требования к
сооружений для
крытым помещениям. Гигиенические требования к футбольному полю, беговым
инвалидов
дорожкам, к местам для метания, прыжков в высоту, с шестом, в длину, к
игровым площадкам. Гигиенические требования к спортивным сооружениям и
оборудованию мест учебных занятий для инвалидов
Нормативы микроклимата спортивного зала; вентиляция, кратность
воздухообмена. Температурный режим, отношение местное и центральное,

2
6
2
2
2

ПК 1.3, 1.4, 1.5,
1.6, 2.4, 2.5, 2.6

2

ОК 1, 2, 3, 4, 5, 6,
8, 9, 10, 12
ПК 1.3, 1.4, 1.5,
1.6, 2.1, 2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 3.2,
3.3, 3.4
ОК 1, 9, 10, 12
ПК 2.1, 2.2, 3.2

2
2
2
2
2
32
4
2

ОК 1, 9, 10, 11, 12
ПК 2.1, 2.2, 3.2

2
2

4

ОК 1, 9, 10, 12
ПК 2.1, 2.2, 3.2

8

Тема 2.3.
Гигиенические
средства
восстановления и
повышения
работоспособности

Тема 2.4. Гигиена
питания

Тема 2.5.
Гигиенические
требования к
занятиям спорта

влажность воздуха, ионизация. Освещение: искусственное и естественное,
влияние окраски помещений на освещенность. Нормативы освещенности
Самостоятельная работа обучающихся
1. Таблица «Типы спортивных сооружений для инвалидов.»
2. Таблица «Нормативы микроклимата спортивного зала. Температурный режим.
Освещение»
Содержание учебного материала
Понятие «восстановление». Физиологические механизмы возникновения
утомления. Классификация средств восстановления. Особенности
восстановления в различных видах спорта с учетом возраста, функционального
состояния биоритмов
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект по теме «Физиологические механизмы возникновения утомления.
Классификация средств восстановления.»
Содержание учебного материала
Особенности питания в отдельных видах спорта. Питание в различные периоды
тренировочного процесса. Питание спортсменов во время соревнований.
Дополнительное питание. Системы питания при различных поражениях.
В том числе практических занятий
1. Определить суточный расход энергии и составить меню
Самостоятельная работа обучающихся
1. Таблица «Калорийность питания. Основные компоненты питания.
Рациональность питания, качество питания, объем»
2. Разработка индивидуального рациона питания с учетом энергетических затрат
Содержание учебного материала
Особенности гигиенического обеспечения подготовки юных спортсменов в
отдельных видах спорта: Спортивные игры. Легкая атлетика. Тяжелая атлетика.
Гимнастика: спортивная и художественная. Лыжный спорт. Конькобежный
спорт. Плавание. Спортивная борьба. Бокс. Фехтование. Гребля. Туризм
Самостоятельная работа обучающихся
1. Раскрыть гигиенические требования к тренировочному процессу и
соревнованиям
2. Конспект по теме «Особенности гигиенического обеспечения подготовки
юных спортсменов в отдельных видах спорта»

4
2
2
2

2
2
2

2

ОК 1, 2, 3, 4, 5, 6,
8, 9, 10, 12
ПК 1.3, 1.4, 1.5,
1.6, 2.1, 2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 3.2,
3.3, 3.4

ОК 1, 2, 3, 4, 5, 6,
8, 9, 10, 12
ПК 1.3, 1.4, 1.5,
1.6, 2.1, 2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 3.2,
3.3, 3.4

8
4
4
6

6
2

ОК 1, 2, 3, 4, 5, 6,
8, 9, 10, 12
ПК 1.3, 1.4, 1.5,
1.6, 2.1, 2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 3.2,
3.3, 3.4

2
9

Тема 2.6.
Инфекционные
заболевания и их
профилактика.

ВСЕГО

3. Таблица «Дневник самоконтроля»
Содержание учебного материала
Инфекционные заболевания. Источники и пути передачи инфекций. Санитарногигиенические меры профилактики инфекционных и паразитарных болезней
Самостоятельная работа обучающихся
1. Таблица «Классификация инфекционных болезней.».
2. Схема «Профилактические мероприятия.»
3. Схема «Иммунитет, виды иммунитета».

2
6

ОК 1, 9, 10, 12
ПК 2.1, 2.2, 3.2

6
2
2
2
54 ч.

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет анатомии, физиологии и гигиены человека, оснащенный оборудованием:
доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу
обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.;
техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации,
мультимедийным проектором).
Оборудование:
-метеостанция;
-весы;
-динамометр кистевой;
-ростометр;
-спирометр;
-лента сантиметровая.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Макарова, Г.А. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности:
учебник / Г.А. Макарова, П.В. Нефедов. – М.: Советский спорт, 2015. – 512 с. ISBN: 978-59718-0761-2. – Текст : непосредственный
3.2.2. Электронные издания
1. Электронная библиотека учебно-методической литературы для общего и
профессионального
образования
[Сайт].
–
Москва,
2020.
–
URL:
http://window.edu.ru/window/library (дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение :
электронные
3.2.3. Дополнительные источники
1. Багнетова, Е А. Гигиена физического воспитания и спорта : курс лекций / Е. А.
Багнетова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 251 с. – ISBN: 5-93190-238-4. – Текст :
непосредственный.
2. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Я. С.
Вайнбаум; В. И. Коваль, Т. А. Родионова. – М.: Академия, 2003. – 240 с. – ISBN 5-7695-07233 – Текст : непосредственный.
3. Гигиена физической культуры и спорта : учебник / под ред. В. А. Маргазина, О.
Н. Семеновой, Е. Е. Ачкасова. – СПб.: СпецЛит, 2013 – 255 с. — ISBN 978-5-299-00545-5. –
Текст : непосредственный.
4. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта : учеб. для
студентов / В. И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 512 с. – ISBN: 5-691-01181-2. – Текст :
непосредственный.
5. Коваль, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта : учеб. / В. И. Коваль, Т.
А. Родионова. – М.: Академия, 2013. – 320 с. – ISBN 978-5-7695-9766-4. – Текст :
непосредственный

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:
основы гигиены детей и
подростков;
гигиенические нормы,
требования и правила
сохранения и укрепления
здоровья на различных этапах
онтогенеза;
понятие медицинской группы;

формулировка основ в
соответствии с возрастными
особенностями
Оценка показателей
физического развития,
определение функциональных
возможностей организма
человека.
Поиск и выбор оценки
состояния организма, в том
числе при отклонениях в
состоянии здоровья.
Поиск и выбор приемов и
средств для устранения
ошибок в построении
движений, создания условий
для самоанализа и
совершенствования.
Подготовка материала по
умению организовывать
восстановительные
мероприятия с учетом возраста
и пола обучающихся.
Определение инфекционных
рисков как фактора
воздействия на человека.
Выделение особенностей
режима жизни инвалидов

оценка заданий для
самостоятельной
работы.
тестирование

гигиеническое значение
биологических факторов
внешней среды при занятиях
физической культурой;
вспомогательные гигиенические
средства восстановления и
повышения работоспособности
основы профилактики
инфекционных заболеваний;
особенности режима жизни
инвалидов различных категорий,
понятие охранительного режима
основы гигиены питания детей,
подростков и молодежи,
системы питания при различных
поражениях
гигиенические требования к
спортивным сооружениям и
оборудованию мест учебных
занятий для инвалидов
гигиеническую характеристику
основных форм занятий
физической культурой и
адаптивной физической
культурой детей, подростков и
молодежи
основы личной гигиены при

Составление рациона питания
в соответствии с возрастными
нормами

рейтинговая оценка

письменный/устный
опрос

оценка заданий для
самостоятельной
работы.
тестирование
оценка заданий для
самостоятельной
работы.
оценка заданий для
самостоятельной
работы.

определение специфики
влияния на организм человека
в зависимости от
систематических занятий
физической культурой и
спортом.
анализ методов оценки
физического развития и
функционального состояния
обучающихся.

тестирование

понимание санитарно-

тестирование

письменный/устный
опрос

12

занятиях физическими
упражнениями, спортом;
гигиенические основы
закаливания;

гигиенические требования к
учебно-воспитательному
процессу, зданию и помещениям
школы;
физиолого-гигиенические и
социальные аспекты курения,
нарко- и токсикомании;
Умения:
использовать знания гигиены в
профессиональной деятельности,
в том числе в процессе
гигиенического просвещения
обучающихся, педагогов,
родителей (лиц, их
заменяющих);
составлять режим суточной
активности с учетом возраста и
характера физических нагрузок;.
обеспечивать соблюдение
гигиенических требований в
здании и помещениях школы
при занятиях физическими
упражнениями, организации
учебно-воспитательного
процесса;

гигиенических основ
деятельности в сфере
физической культуры и спорта.
понимание механизма
закаливающего эффекта и
выбор средств закаливания в
зависимости от возраста
человека
поиск и выбор способов
использования в процессе
спортивной подготовки
средств и методов
профилактики травматизма и
заболеваний.
определение рисков курения,
нарко- и токсикомании

письменный/устный
опрос

оценка заданий для
самостоятельной
работы.

письменный/устный
опрос

Оценивание показателей
физического развития,
определение функциональных
возможностей организма
человека.

оценка заданий для
самостоятельной
работы.

Оценка и интерпретация
результатов анализов и
тестирований.

защита отчетов по
практическим
занятиям;

Показ рационального
использования учебнолабораторного и
управленческого
оборудования, специальной
аппаратуры и инвентаря,
современной компьютерной
техники.
определять суточный расход
Расчет нормативных
энергии, составлять меню;
показателей состояния
организма.
применять знания по гигиене
Построение тренировочного
при изучении профессиональных занятия с учетом особенностей
модулей
функционирования систем
организма, в том числе при
отклонении в состоянии
здоровья.

оценка
демонстрируемых
умений, выполняемых
действий,

оценка заданий для
самостоятельной
работы.
защита отчетов по
практическим
занятиям;

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».